планировать и организовывать свою работу, расширяют возможности учебной и научной деятельности. Такую возможность, по нашему мнению, предоставляют различные сервисы Интернет, в частности, сервисы Google. Их использование в проектной деятельности позволит изменить сам характер деятельности, отличающийся интенсивным коммуникационным процессом обмена знаниями, высокой мотивацией к саморазвитию и постижению нового, повышением чувства индивидуальной ответственности в групповой деятельности.
Литература
1. Москвина, Т.В. Проектная деятельность как эффективное средство воспитания конкурентоспособной лично-
сти в современном образовании / Т.В. Москвина // Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования: Материалы международной научнопрактической конференции (ноябрь 2011 г.). - Пенза, 2011. - С. 170 - 172.
2. О Программе Intel «Обучение для будущего» -URL: http://www.iteach.ru/about/about.php
3. Патаракин, Е.Д. Сотрудничество в среде Google / Е.Д. Патаркин. - URL: http://sites.google.eom/a/pednn.ru/ ged/Home
4. Серова, О.В. Новый педагогический подход к образовательной деятельности студентов с использованием проектного метода / О.В. Серова // Педагогика: традиции и инновации: Материалы международной заочной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). - Челябинск, 2011. - Т. 2. - С. 52 -54.
УДК 37
Е.В. Луценко
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ НЕПРЕРЫНОЙ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ + ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА»
Работа выполнена в рамках Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева, поддерживаемой Министерством образования и науки РФ: проект № 08/12 «Развитие профессионально-личностных компетенций студентов в инновационной среде педагогической практики педагогического университета»
В данной статье были выявлены проблемы организации и проведения непрерывной комплексной педагогической практики студентов, обучающихся в соответствии с ФГОС третьего поколения по направлению «Педагогическое образование» профиля «Безопасность жизнедеятельности + Физическая культура» (БЖ+Ф^ и предложить пути их решения.
Бакалавр, безопасность жизнедеятельности, комплексное образование, педагогическая практика, профессиональный стандарт, физическая культура, спорт.
The article determines the problems of organization and holding the integrated pedagogical practice of students, studying «Life Safety» and “Physical education” in the area “Pedagogical education” in accordance with the Federal State Educational Standard of 3d generation and suggests the ways of their solution.
Bachelor, life safety, complex education, teaching practice, professional standard, physical education, sport.
На современном этапе развития нашего общества с особой остротой проявляется потребность в современно образованных людях, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны [4]. Эти качества личности формируются со школьной скамьи. Поэтому модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на всестороннее развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, что и определяет актуальность настоящего проекта.
Основы безопасности жизнедеятельности и физическая культура в общем образовании - это единая непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности личности, общества и государства, физической подготовки, сохранения и укрепления своего здоровья.
Цель настоящего проекта - выявить проблемы организации и проведения непрерывной комплекс-
ной педагогической практики студентов, обучающихся в соответствии с ФГОС третьего поколения по направлению «Педагогическое образования» профиля «Безопасность жизнедеятельности+Физическая культура» (БЖ+ФК) и предложить пути их решения.
В связи с поставленной целью нами поставлены следующие задачи:
1) провести анализ требований ФГОС третьего поколения по практической подготовке бакалавров педагогического образования по профилю «БЖ+ФК» и проблем педагогической практики, ориентирующейся на образовательные стандарты второго поколения;
2) разработать непрерывный график педагогических и учебных практик и внедрить его в образовательный процесс;
3) разработать индивидуальные задания для ознакомительной педагогической практики студентов
- будущих бакалавров педагогического образования по профилю БЖ+ФК.
Педагогическая практика бакалавра педагогического образования по комплексному профилю «БЖ+ФК» является связующим звеном между теоре-
тической подготовкой студентов и их самостоятельной работой в образовательных учреждениях. Она призвана обеспечить вхождение студента в профессиональную деятельность. В педагогической практике находят отражение все компоненты педагогической деятельности: ценности, цели, принципы, мотивы, содержание, организация, функции, результаты, контроль, самоконтроль.
Основываясь на научном анализе проблем педагогической практики студентов по специальности 050104.00 «Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью «Педагог по физической культуре», ориентировавшейся на образовательные стандарты второго поколения, проведенном в выпускной аттестационной работе автора [2] и Концепции педагогической практики в КГПУ им. В. П. Астафьева до 2020 г. [3, с. 12], можно выделить основные из проблем:
- недостаточное взаимодействие педагогов, психологов и методистов в процессе организации и проведения педагогической практики студентов;
- оторванность педагогической практики от реальных образовательных процессов, направленных на повышение качества обучения и воспитания учащихся;
- отсутствие четкого, ясного заказа от работодателей на приоритетное развитие определенных личностных качеств, профессиональных знаний, умений и компетенций студентов - будущих учителей, готовых профессионально выполнять задачи новой российской школы;
- недостаточная психолого-педагогическая подготовка студентов.
При проектировании и реализации образовательной программы педагогической практики, по нашему мнению, целесообразно определить единую стратегию построения различных ее видов. При этом каждый вид должен быть завершенным элементом образовательного процесса, иметь свои вполне определенные цели, задачи и ожидаемые результаты.
Общими основными видами практики студентов в системе педагогического образования (бакалавриат), обучающихся по основным образовательным программам, являются педагогическая и учебные практики.
Выделение видов практики на разных уровнях подготовки по направлениям предполагает установление взаимосвязей между ними, т. е. разработки сквозной программы практики по направлениям подготовки [4, с. 15], «непрерывной педагогической практики» [7, с. 8]. Педагогическая практика, на наш взгляд, должна обеспечить студенту возможность не только овладевать соответствующими компетенциями в деятельности, но также диагностировать и развивать их. Компетентностный подход, являясь основой разработки программы практики, ориентирует на достижение нового качества профессиональной практической подготовки, оценку динамики развития профессиональной компетентности студентов в условиях реальной деятельности.
Содержание практики, разработанное на основе компетентностного подхода, предполагает, что единицей проектирования и развертывания содержания является профессиональная педагогическая задача и производные от нее задания, которые носят интегри-
рованный характер и разрабатываются совместно педагогом, психологом и методистом. Выполнение заданий представляет для студента процесс практического решения профессиональной педагогической задачи.
Содержание практики может включать инвариантную систему заданий, направленную на формирование готовности студента к самостоятельному проектированию и реализации образовательного процесса в основной школе, и вариативную часть, ориентированную на интересы и ожидания студента, задачи, которые решает конкретная школа в процессе реализации проектов инновационной деятельности [4, с. 13].
В вариативной части могут быть представлены задания, ориентированные на участие в управленческой деятельности, организацию диагностических исследований, построение воспитательной системы, организацию досуговой деятельности и др. Перечень заданий, входящих в вариативную часть практики, не ограничен. Результаты выполнения заданий, входящих в вариативную часть содержания практики, могут войти в «портфель достижений» студента как содержательная основа резюме бакалавра.
Целерезультативным компонентом педагогической практики студентов университета является овладение опытом реализации целостного образовательного процесса в условиях реальной профессиональной деятельности. Будущий успешный учитель формируется не после окончания университета, а во время обучения в нем. Обновленная педагогическая практика становится пространством именно такого формирования и становления учителей нового поколения, всемерно способствуя этому процессу. В процессе формирования специалиста практика должна иметь системный характер: от привлечения первокурсника, вчерашнего ученика к простым и доступным ему видам работы (наблюдение, отбор фактов для анализа в процессе академических занятий, выполнение посильных заданий наставника и т. д.) до полномасштабной практики на старших курсах, где ее содержание и объем соответствуют реальным требованиям образовательного учреждения.
Необходимо, чтобы движение в профессии будущего педагога было непрерывным, а сама педагогическая практика в добавление к традиционным формам приобрела и новые: реализовывалась в профессионально ориентированных семинарах, курсах, тренингах, видеотренингах, в которых моделируются реальные педагогические ситуации, когда каждый студент сможет занять активную субъектную (рефлексивную) позицию, развивать навыки педагогического взаимодействия. Тогда педагогическая практика, осуществляемая в образовательных учреждениях (школах, лицеях, гимназиях и т. п.), может стать местом реализации собственных педагогических проектов будущих учителей.
Реализация целей и задач студенческих практик требует интегрированного подхода к разработке содержания заданий, выполнение которых требует объединения знаний студентов из различных учебных курсов. Практика студентов высшего учебного заведения является важнейшей составной частью их профессиональной подготовки и организуется как непрерывная - с 1 по 5 курс включительно.
Педагогическая практика по своему содержанию, ведущим дидактическим и воспитательным целям может быть подразделена на этапы:
- ознакомительный (2 курс) - пассивная педагогическая практика;
- пропедевтический (3 курс);
- опытно-рефлексивный (4 - 5 курсы).
На каждом этапе обучения (семестре) она осуществляется с учетом познавательного опыта, реальных возможностей студентов и конкретных дидактических целей.
Основной целью педагогической практики студентов, обучающихся по профилю «БЖ+ФК», является формирование у студентов:
- профессиональной мотивации;
- способности работать в проектном режиме;
- профессиональных и личностных компетенций через включение студентов в работу образовательных учреждений (ОУ) как младших коллег учителей физической культуры, преподавателей ОБЖ и классных руководителей.
Задачи студентов:
1) реализация проектов, значимых для ОУ;
2) участие в работе по реализации циклограммы деятельности ОУ;
3) включение в эксперименты по профильному обучению, ЕГЭ;
4) участие в работе методических объединений, психолого-педагогических консилиумов, педсоветов и т. п.;
5) участие в профессиональных конкурсах, «Фестивале педагогических идей» и др.;
6) проведение совместно с учителями исследовательской работы.
На ознакомительном этапе педагогической практики предполагается решение следующих задач:
- ознакомление с основными типами общеобразовательных учреждений (школа, гимназия, лицей);
- ознакомление основных направлений педагогического процесса и деятельности учителя физической культыры, ОБЖ и классного руководителя:
- знакомство студентов с общей организацией образовательной деятельности школы, гимназии, лицея, ДОУ, класса, группы путем наблюдения, бесед с директором образовательного учреждения, его заместителями, классным руководителем, учителями, воспитателями, заведующим детским садом;
- знакомство с особенностями и спецификой названных учреждений (получение информации);
- изучение режима работы заведения, правил для учащихся, стиля деятельности учителя (работа с алгоритмами, умение вести беседу, диалог, разговор, задавать вопросы и пр.);
- знакомство с планирующими документами учителя ОБЖ и учителя физической культуры;
- овладение методикой наблюдения за учебновоспитательным процессом, соотнесение наблюдаемого с изучаемым теоретическим материалом;
- установление связи между теоретическими знаниями, полученными при изучении психологопедагогических дисциплин, и практической образо-
вательной деятельностью конкретного образовательного учреждения.
Знакомство с основными направлениями и условиями профессионально-педагогической работы учителя и классного руководителя, условиями и содержанием воспитательной и образовательной деятельности и начало формирования личного педагогического опыта предполагает:
- воспитание профессиональных качеств будущего учителя;
- общение с детьми, изучение их возрастных и индивидуальных особенностей;
- изучение воспитательных задач, стоящих перед детским коллективом;
- включение в образовательное и воспитательное пространство учреждения.
Знакомство с основными направлениями профессиональной деятельности учителя физической культуры и преподавателя-организатора ОБЖ включает:
1) знакомство с обучающими, развивающими и воспитательными задачами занятий с учащимися в урочное и внеурочное время;
2) изучение порядка оптимально отбора учебного материала и использования разнообразных форм, методов и приемов обучения, применения современных ИКТ и ТСО на уроках физической культуры и ОБЖ.
Знакомство с формами и методами проведения классной и внеклассной работы в образовательной области безопасности жизнедеятельности включает:
1) получение первичных навыков изучения и определения уровня знаний, умений и навыков учащихся по предмету (анализ классного журнала, тетрадей учащихся, их контрольных работ, тестов и т.д.);
2) подготовка под руководством учителя по предмету или классного руководителя дидактических материалов, наглядных пособий, ТСО, ЭВТ к уроку или внеклассному занятию;
3) посещение классного часа и родительского собрания в одном из классов.
Подготовка к реализации функций учителя, классного руководителя, проявление основ профессиональной компетентности предполагает:
1) знакомство с системой учебно-воспитательной работы образовательных учреждений разного типа;
2) изучение учащихся и коллектива класса (группы), психологических аспектов учебно-воспитательной деятельности, личных дел учащихся, медицинских карт, дневников, классных журналов, методики их ведения;
3) самостоятельное пректирование мероприятия учебной и внеклассной работы по физической культуре и ОБЖ (урока, внеклассного занятия по предмету);
4) участие в подготовке материалов для методических кабинетов ОУ, материалов для выставки по итогам педпрактики.
Таким образом, на основе проведенного анализа нами разработан график непрерывной практики будущих бакалавров педагогического направления (см. таблицу).
Таблица
План-график учебных и педагогических практик
Курс/ семестр з.е./ часы Виды учебных (полевых) практик Этапы педагогических практик
Полевая ФК (Куртак) Полевая БЖ (Куртак) Учебная ООБЖ Меди- цин- ская Всего учебные Ознако- митель- ный Пропе- девти- ческий БЖ+ФК Опытно- рефлексивный Пред- дип- ломный Всего педаго- гическая
ФК+БЖ БЖ+ФК
1/1
1/2 3 3 3
2/3
2/4 5 3 3 2 2
3/5 3 3 3
3/6 4 4 4
4/7 3 3 3
4/8 5 5 5
5/9 5 5 5
5/10 2 2 2
ИТОГО 30 12 18
Выводы:
1. Проблемы организации и проведения сквозной непрерывной педагогической практики бакалавров педагогического образования по профилям БЖ+ФК должны решаться комплексно при тесном взаимодействии методистов по педагогике, психологии и предметных дисциплин безопасности жизнедеятельности и физической культуры.
2. Учебная и педагогическая практики могут осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.
3. Перечень вопросов для индивидуальных заданий ознакомительного этапа педагогической практики позволит давать индивидуальные задания студентам на каждый день посещения базового образовательного учреждения и контролировать их выполнение, повысить мотивацию студента-практиканта на качественное и полное выполнение задач педагогической практики на ознакомительном этапе.
Теоретическая значимость настоящего исследования состоит в том, что нами обоснован и разработан график непрерывного комплекса учебных и педагогической практик, рекомендации по организации и проведению ознакомительного этапа педагогической практики. Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в практической деятельности по организации и проведению непрерывной комплексной педагогической практики бакалавров педагогического образования по профилям «БЖ+ФК».
Литература
1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения / В.И. Байденко. - М., 2006.
2. Луценко, Е.В. Подходы к организации и проведению непрерывной комплексной практики будущих бакалавров педагогического образования по профилю «Безопасность жизнедеятельности + Физическая культура». Выпускная аттестационная работа / Е.В. Луценко. - Красноярск, 2011.
3. Непрерывная педагогическая практика студентов школьных факультетов в ГОУ ВПО «БГПИ». - ЦКЪ: http://www2.bgpi.rrnindex.php/uchebnaya-deyatelnost
4. Приказ Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337 «Об утверждении направления подготовки 050100 Педагогическое образование».
5. Приложение к приказу Минобразования России от
11.02-2002. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки (Минобрнауки) от 22.12.2009 г. № 788.
7. Шкерина, Л.В. Технология внеаудиторной профессионально-ориентированной учебно-познавательной деятельности будущего учителя математики в педагогическом вузе / Л.В. Шкерина // Современные педагогические технологии в математическом образовании: Межвузовский сборник научных трудов. - Красноярск, 2002.
8. Юшипицына, Е.Н. Концепция педагогической практики в КГПУ им. В.П. Астафьева до 2020 г. / Е.Н. Юшипици-на, Ю.Н. Москвич, Г.С. Саволайнен и др. - Красноярск, 2011.