Научная статья на тему 'Система подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности'

Система подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
633
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ОБЖ / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ОБЖ / LIFE SAFETY / SOCIAL SECURITY / TRAINING TEACHERS OF LIFE SAFETY ENSURING / HIGHER TEACHER EDUCATION / EDUCATION IN THE FIELD OF SAFETY OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ребко Эльвира Михайловна

Раскрываются компоненты системы подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности, представлен модуль «Социальная безопасность человека».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A system of training pre-service teachers of life safety in the field of social security

This article describes the components of training pre-service teachers of life safety in the field of social security, a study module “Social security of the person” is described.

Текст научной работы на тему «Система подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности»

ПЕДАГОГИКА

Э. М. Ребко

Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБЖ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Раскрываются компоненты системы подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности, представлен модуль «Социальная безопасность человека».

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, социальная безопасность, подготовка учителя ОБЖ, высшее педагогическое образование, образование в области безопасности жизнедеятельности, система подготовки будущего учителя ОБЖ.

Е. ЯеЪко

A system of training pre-service teachers of life safety in the field of social security

This article describes the components of training pre-service teachers of life safety in the field of social security, a study module “Social security of the person” is described.

Keywords: life safety, social security, training teachers of life safety ensuring, higher teacher education, education in the field of safety of life.

Основной проблемой мирового значения в настоящее время является глобальная безопасность. Изменяющиеся природные условия на планете, стихийные бедствия, катастрофы с многочисленными человеческими жертвами говорят о видимых и невидимых хаотичных процессах, происходящих как на планете, так и за ее пределами, создающих опасные ситуации и выявляющих слабые места в системе безопасности стран [5].

Современную международную обстановку, несмотря на позитивные изменения последнего десятилетия, трудно назвать ста-

бильной. Одной из причин этого являются социальные опасности и угрозы, приобретающие сегодня поистине всемирный характер.

Противодействие социальным опасностям и угрозам — сложный, комплексный вид государственной деятельности, направленный на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства, на отражение и подавление наиболее опасных угроз национальной безопасности России. В его осуществлении участвуют различные государственные органы всех ветвей вла-

сти, социальные институты. Именно поэтому особая роль и ответственность сегодня ложится на образовательные учреждения, обладающие мощным потенциалом взаимосвязи с молодежью. Очевидно, что подготовка в области социальной безопасности в студенческой среде становится одним из приоритетных направлений образования в области безопасности жизнедеятельности [3].

На данном этапе развития социальных опасностей и угроз подготовка специалистов в области социальной безопасности как части безопасности жизнедеятельности является актуальной задачей и определяется тем, что именно специалисты системы защиты от ЧС социального характера смогут обучать население элементарным правилам безопасности в социуме и формировать культуру безопасного поведения, которая позволит не только избежать последствий таких опасностей, но, в итоге, и предотвратить их [2].

Педагогический вуз ориентирует студента на профессиональную деятельность, предметом которой является человек. Поэтому фундамент профессиональной подготовки учителя в области безопасности жизнедеятельности составляет комплекс современных знаний о человеке, о его становлении, развитии и о социокультурной среде, об опасностях, развивающихся в социальной среде [1].

Герценовский университет как инновационный вуз и лидер системы уровневого образования фактически определяет стратегию современного развития педагогического образования России, одной из приоритетных задач которого является подготовка будущих учителей для преподавания основ безопасности жизнедеятельности.

В связи с этим подготовка бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности (будущих учителей ОБЖ) на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена является уникальной, так как будущий учитель обладает не только теоретическими знаниями в об-

ласти социальной безопасности, но и методической подготовкой, позволяющей ему формировать у учеников компетенции безопасного социального поведения.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 05.01.00 — «Педагогическое образование» определяет требования к уровню подготовки выпускников педагогического вуза и задачи, которые должен уметь решать будущий учитель. Также в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы изложены компетенции, формирование которых позволит выпускникам педагогических вузов решать следующие задачи в области обеспечения безопасности жизнедеятельности: готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11); способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога, сотрудничества (ОК-3); способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7) [6].

Специфика становления компетенций бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности неразрывно связана с разработкой системы подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности, она должна обеспечивать формирование знаний, умений, навыков, опыта и

Компоненты подготовки будущего учителя ОБЖ в области социальной безопасности

личностных профессиональных качеств будущего учителя ОБЖ.

В связи с этим система подготовки бакалавров образования в области социальной безопасности представляется нам как взаимосвязь компонентов, имеющих: цель, содержание, методы и педагогические технологии, средства и формы организации работы студентов.

Анализ научной, педагогической и методической литературы позволил определить восемь компонентов подготовки будущего учителя ОБЖ в области социальной безопасности (см. схему).

Комплексной подготовке бакалавров образования сопутствует первый компонент — широкий спектр дисциплин предметного блока обучения, таких, как: «Безопасность жизнедеятельности», «Социальная безопасность в городе-мегаполисе», «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности», «Психологические основы безопасности», «Психологическая устойчивость в ЧС», «Глобальные проблемы человечества».

Второй компонент включает курсы по выбору: «Современные технологии профилактики аддиктивного поведения», «Введение в охранную деятельность», «Психоло-

гическое консультирование», «Безопасность образовательного учреждения», «Взаимодействие личности с правоохранительными органами», «Гражданско-правовые основы реализации личности» и факультатив «Охрана правопорядка при проведении массовых мероприятий» и др. Данные курсы и дисциплины являются фундаментальным теоретическим и методическим ядром в системе знаний по социальной безопасности.

Изучение предметного блока дисциплин предваряет третий компонент — ознакомительная практика по профилю подготовки (образовательная область «Безопасность жизнедеятельности»), включающей знакомство студентов с профессиональной деятельностью объектов социального и бытового назначения в Санкт-Петербурге, занимающихся обеспечением безопасности жизнедеятельности (Музейный ком -плекс «Вселенная воды», Музей гигиены, Музей пожарной охраны, ГУ МЧС по Санкт-Петербургу, социально-реабилита-

ционные центры по работе с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и др.).

Практической основой формирования навыков работы по социальной безопасности с несовершеннолетними является четвертый компонент — производственные практики (летняя — на II курсе, методическая — на III курсе и педагогическая — на IV курсе), в рамках которых будущим учителям предстоит не просто самостоятельно разрабатывать, но и реализовывать мероприятия по противодействию социальным опасностям и угрозам как в учебное время, так и за рамками его (внеклассная и внеурочная работа в образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, деятельность в детских оздоровительных лагерях ЛО). Тесная взаимосвязь теории и практики обучения реализуется в период летней педагогической практики, которая проходит на базе оздоровительных лагерей Ленинградской области уже по окончании II курса. Завершающим этапом

практической подготовки будущих учителей ОБЖ является производственная практика, реализуемая непосредственно в школах Санкт-Петербурга. Данная практика позволяет реализовывать профилактические мероприятия, применять различные формы и методики организации профилактической работы по противодействию социальным опасностям в Санкт-Петербурге.

Важной составляющей подготовки учителя основ безопасности жизнедеятельности становится пятый компонент — научно-исследовательская работа в области социальной безопасности, итогом которой являются курсовые проекты, тематические рефераты, научные статьи, выпускные квалификационные работы. Практическим результатом таких работ становятся памятки, буклеты, методические рекомендации для учеников, учителей и родителей.

Шестой компонент неразрывно связан со всем процессом получения образования — самостоятельная работа студентов в области социальной безопасности. Широкий спектр заданий для самостоятельной работы позволяет выполнять работы разного уровня и сложности, расширять собственные знания и представления, находясь на удаленном расстоянии, а также активно заниматься самообразованием.

Седьмым компонентом выступает Студенческий отряд обеспечения внутреннего порядка (СООВП), основной целью деятельности которого является содействие Герценовскому университету в проведении мероприятий международного, российского, регионального и городского уровней. Обеспечение общественной безопасности — основа социальной безопасности. Данный компонент является практикоориентированным и нацелен на формирование компетенций за счет участия в реальных мероприятиях студенов.

Ключевым восьмым компонентом подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности является образовательный модуль «Социальная безопасность

человека», предусмотренный программой подготовки бакалавров по направлению

05.01.00. 62 — «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»).

Образовательный модуль занимает значимое место в профессиональной подготовке бакалавров образования и изучается студентами в течение всего периода обучения с первого по четвертый курсы. Одним из важных принципов, положенных в основу образовательного модуля, является принцип целостности, предполагающий необходимость связи данных курсов между собой и с другими курсами учебного плана (ряд данных дисциплин был обозначен при описании первого компонента).

Концептуальная линия содержания модуля «Социальная безопасность человека» посвящена вопросам обеспечения безопасности личности при проявлениях социальных рисков, опасностей и угроз. Формирование знаний о социальных угрозах представляет собой сложный процесс: знания развиваются не только по пути «восприятие — представление — понятие — система понятий», но и по пути раскрытия сути содержания «накопление опорных знаний — определение и закрепление понятий — дальнейшее развитие понятий в их системе на базе учебного материала о безопасности личности в социальной среде» (на бытовом, государственном и межнациональном уровнях) [3].

Анализ основного содержания модуля «Социальная безопасность человека» позволяет выделить дисциплины и фундаментальные содержательные ряды (см. табл.) и организовать весь процесс обучения, одновременно выделив автономность этих рядов и показав их взаимосвязь в системе подготовки будущего бакалавра образования.

Особенностями организации образовательного процесса при изучении образовательного модуля является индивидуальность обучения — осуществление педагогического сотрудничества преподавателя со студентом, предоставление возможности обучаю-

Основное содержание образовательного модуля «Социальная безопасность человека»

Название дисциплины Содержательные ряды и дидактические единицы

Б.3.6.1. ЧС социального характера и защита от них. • ОК — 2, 3, 12 ОПК — 2 ПК — 1, 6, 7; • I курс 1-й и 2-й семестры; • 5 кредитов; • форма аттестации — экзамен Основы национальной безопасности. Опасности социального характера и защита от них. Закономерности появления и развития чрезвычайных ситуаций социального характера. Прогнозирование и борьба с последствиями опасностей социального характера

Б.3.6.2. Социальная безопасность личности, общества и государства. • ОК — 3, 12 ОПК — 2 ПК — 6, 7; • I курс 2-й семестр и II курс 3-й семестры; • пять кредитов; • форма аттестации — дифференцированный зачет Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности (в области социальной безопасности). Субъекты и объекты социальной безопасности. Личность как субъект собственной безопасности. Мероприятия по обеспечению социальной безопасности общества. Стратегические направления обеспечения социальной безопасности РФ. Международное сотрудничество в области социальной безопасности

Б.3.6.3. Основы противодействия терроризму. • ОК — 3, 12 ОПК — 2 ПК — 6, 7; • I курс, 1-й семестр; • пять кредитов; • форма аттестации — экзамен Истоки и черты терроризма; особенности терроризма; классификация терроризма; генезис и основные тенденции развития терроризма в современных условиях, география терроризма. Антисоциальные нормы и правила, идеологические установки религиозного фундаментализма. Социально-деструктивные функции современного терроризма (мобилизующая, ориентирующая, морально-психологическая, интегрирующая, регламентирующая и функция социализации). Система координации деятельности по противодействию терроризму, обеспечение антитеррористической безопасности личности, общества и государства

Б.3.6.4. Антропологические факторы риска. • ОК — 3 ПК — 7; • IV курс, 7-й семестр; • два кредита; • форма аттестации — зачет Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека, теория рисков, виды рисков и их структура, человеческий фактор в проблеме безопасности жизнедеятельности, индивидуальный риск для жизни и здоровья людей, психические состояния и поведения жертв в экстремальной ситуации, индивидуальные различия людей в характере реакции на чрезвычайную ситуацию, управление поведением и деятельностью людей в ЧС

щимся освоить навыки самостоятельной деятельности в проблемной ситуации. Гибкость обучения — широкий выбор форм и методов самостоятельной работы, контекстные технологии, включение в учебновоспитательный процесс проблемных и ситуационных задач.

Результаты обучения по модулю «Социальная безопасность человека» нацелены на устойчивое формирование предвидения опасности, быстрого и правильного оценивания обстановки, самообладания и уравно-

вешенности в момент возникновения социальной опасности.

Как показывает изученный педагогический опыт и отзывы работодателей (учителей и руководителей общеобразовательных школ, сотрудников социальных и реабилитационных центров, администраций детских лагерей), выпускники и студенты факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена готовы проводить квалифицированную профилактическую работу с несовершеннолетними, активно и

профессионально содействовать профилактике социальных опасностей и угроз.

Актуальность проблемы подготовки будущих учителей ОБЖ по противодействию социальным опасностям и угрозам отразилась не только в преемственности предметного блока учебных планов (часть дисциплин заимствована из ООП по направлению

05.01.00.62 — «Естественнонаучное образование», профиль «Безопасность жизнедеятельности»), но и в обозначении перспективы развития области социальной безопасности на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена, заключающейся в будущей разработке новой ООП подготовки магистров педагогического образования по магистерской программе «Безопасность жизнедеятельности в городе-мегаполисе».

Необходимо отметить, что областью применения результатов статьи является система высшего профессионального образования, кафедра социальной безопасности РГПУ им. А. И. Герцена, а также любые кафедры и факультеты, реализующие подготовку бакалавров образования по направлению 05.01.00.62 «Педагогическое образование», профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности».

Подводя итог вышесказанному, отметим, что анализ различных аспектов социальной безопасности свидетельствует о многогранности взаимодействия человека с различными компонентами его социального окружения, что в который раз подтверждает необходимость профессиональной подготовки будущих педагогов к обеспечению безопасной жизнедеятельности в социуме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кисляков П. А. Направления профессиональной подготовки будущих педагогов в области социальной безопасности // Современные исследования социальных проблем. (Электронный научный журнал). 2012. № 8 (16).

2. Молодцова Е. Ю., Ребко Э. М. Социальная безопасность: основные представления и подходы к обучению // Современные исследования социальных проблем. (Электронный научный журнал). 2012. № 5 (13).

3. Ребко Э. М., Станкевич П. В. Подготовка бакалавров образования в области антитеррористи-ческой деятельности // Практическое использование программ поведения человека в кризисных ситуациях в системе образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования СЗФО Российской Федерации // Труды научно-практического семинара. СПб.: Изд-во Политехнического университета. 2012. 76 с.

4. Станкевич П. В. Теоретико-методологические основы подготовки бакалавров естественнонаучного образования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 2. С. 121-127.

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена указом Президента РФ № 537 от 02.05.2009.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 05.01.00 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.01.2011. № 46.

REFERENCES

1. Kisljakov P A. Napravlenija professional’noj podgotovki budushchih pedagogov v oblasti sotsial’noj bezopasnosti // Sovremennye issledovanija sotsial’nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal). № 8 (1б). 2012.

1б1

2. Molodtsova E. Ju., Rebko Je. M. Sotsial’naja bezopasnost’: osnovnye predstavlenija i podhody k obucheniju // Sovremennye issledovanija sotsial’nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal). № 5 (13). 2012.

3. Rebko Je. M., Stankevich P. V Podgotovka bakalavrov obrazovanija v oblasti antiterroristicheskoj dejatel’nosti // Prakticheskoe ispol’zovanie programm povedenija cheloveka v krizisnyh situatsijah v sisteme obrazovatel’nyh uchrezhdenij vysshego i srednego professional’nogo obrazovanija SZFO Rossijskoj Federatsii: trudy nauchno-prakticheskogo seminara. SPb.: Izd-vo Politehnicheskogo universiteta. 2012. 76 s.

4. Stankevich P V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy podgotovki bakalavrov estestvennonauchnogo obrazovanija // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal’nogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i sotsial’nye nauki. 2009. № 2. S. 121-127.

5. Strategija natsional’noj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii do 2020 goda. Utverzhdena ukazom Pr-ezidenta RF № 537 ot 02.05.2009.

6. Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart vysshego professional’nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 05.01.00 — Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikacija (stepen’) «baka-lavr»). Utverzhden prikazom ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 17.01.2011. № 46.

И. Б. Государев

Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МОДЕЛЕЙ

И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ

Рассматриваются модели электронного обучения в процессе их внедрения в российскую систему образования с точки зрения адаптации к потребностям учащихся.

Ключевые слова: электронное обучение, мобильное обучение, адаптивность.

I. Gossoudarev E-Learning Models Development Trends and Application

The article describes various models of E-Learning in the context of their implementation in the educational system of Russia in terms of adaptation to students ’ requirements and needs.

Keywords: E-Learning, M-Learning, adaptability.

В начале второй декады XXI века для системы образования России характерны масштабные преобразования. Они во многом связаны с реализацией подхода к образованию как к предоставляемому потребителю сервису, который описывается схемой «потребность ^ услуга». Естественным образом дифференциация и индивидуализация

обучения реализуются как гибкость в учете потребностей обучающихся и обеспечивают его адаптивность.

В таком рассмотрении технологизация образовательного процесса видится, прежде всего, как средство повышения его адаптивности. Чем шире диверсифицируются технологии, тем больше возможностей для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.