Л.И. ХАЛИУЛЛИНА,
адъюнкт* кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях
(Академия управления МВД России)
Подходы к определению понятия «особые условия в деятельности полиции» и смежных с ним терминов
В статье проанализированы отдельные аспекты чрезвычайного законодательства Российской Федерации, подходы к определению понятий «особые условия» и «чрезвычайная ситуация», их соотношение, а также закреплено их место в деятельности полиции по пресечению тяжких и особо тяжких преступлений.
Чрезвычайное законодательство, особые условия, полиция, чрезвычайное положение, противодействие экстремизму.
По мнению ученых, в криминологии сохраняется тенденция, связанная с ростом преступности и криминализацией общественных отношений, увеличением количества совершаемых тяжких противоправных деяний, характеризующихся общественной опасностью [ 13, с. 860].
Вопросы изучения термина «чрезвычайный» являются предметом пристального внимания со стороны исследователей [8, 9, 10], что обусловлено правоприменительной практикой. В чрезвычайном законодательстве Российской Федерации прописаны наименования действий и событий: в одном случае - чрезвычайные обстоятельства, в другом - чрезвычайные ситуации.
В соответствии с Федеральным конституционным законом РФ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3 [6] и Федеральным законом РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ [2] такими юридическими фактами являются следующие:
а) массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований (НВФ), межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями; попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захват власти, вооруженный мятеж;
б) опасные природные явления, катастрофы, стихийные или иные бедствия, в том числе эпидемии, эпизоотии.
• Ранее - следователь Следственной части ГСУ М ВД по Республике Татарстан.
Сравнивая эти группы чрезвычайных происшествий в качестве источников чрезвычайных обстоятельств и ситуаций, следует отметить, что сходство событий заключается в том. все они влекут за собой тяжкие последствия, для устранения которых необходимы специальные меры по зашите жизни, здоровья, прав, свобод граждан, сохранности материальных и культурных ценностей, восстановления нормальных условий жизни людей, обеспечения деятельности органов государственной власти со стороны уполномоченных органов [17. с. 16]. Вместе с тем. как отмечает М П. Киреев [11, с. 6-8]. между указанными фуппами чрезвычайных происшествий имеются и различия, оказывающие существенное влияние на деятельность полиции.
События первой группы и порождаемые ими последствия — результат общественных правоотношений, складывающихся в социальной сфере в процессе умышленных целенаправленных общественно опасных деяний, запрещенных под уфозой наказания уголовным законом и относящиеся к тяжким и особо тяжким преступлениям. События второй фуппы возникают помимо воли и сознания людей в результате аварий, катастроф, опасных природных явлений, стихийных или иных бедствий, в том числе эпидемий и эпизоотий. Следовательно, события, включенные в первую группу, носят субъективный (криминальный) характер, а включенные во вторую — объективный характер. В первом случае их ликвидацию необходимо осуществлять посредством мер предупреждения и принуждения (пресечение, например, массовых беспорядков), во втором — мерами оказания помощи пострадавшим во время деятельности по обеспечению охраны общественного порядка.
Проанализировав правовое регламентирование изучаемого вопроса, выделим следующие факты:
— в Федеральном законе РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» используются термины «чрезвычайные ситуации», «чрезвычайное положение» и «военное положение» [3];
— Федеральным законом РФ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» не дано определение специальному режиму, что является явным упущением [5];
- Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [2] к чрезвычайным ситуациям отнесены аварии, катастрофы, опасные природные явления, стихийные бедствия, повлекшие человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, либо представляющие потенциальную опасность;
— согласно ст. 9 Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 [1] основными функциями системы безопасности являются управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях, вместе с тем в данном законе не раскрыто содержание понятия «чрезвычайные ситуации». Необходимо отметить, что к определению
содержания понятий «чрезвычайные обстоятельства» и «чрезвычайные ситуации» нет единого подхода и в научных публикациях. Одни ученые полагают, что содержание особых условий составляют объективно возникающие явления природы и общественной жизни, которые характеризуются повышенной степенью общественной опасности [15, с. 4], другие к особым условиям относят чрезвычайные ситуации, вызванные только явлениями природного, биологического характера и т. д. [18, с. 362-364]. Исследование, проведенное В.А. Власовым в начале XX в., также подтверждает последнее положение: автор связывал особые условия с чрезвычайными мерами охраны общественного порядка [7, с. 6-12].
Применительно к деятельности органов внутренних дел МВД России, «особые условия» возникают при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера, чрезвычайных ситуациях природного, биолого-социального, техногенного, социально-политического характера и характеризуются повышенной опасностью для жизни и здоровья людей, угрожают сохранности материальных и духовных ценностей. Они влекут за собой существенные изменения как в содержании, так и в формах, методах работы органов внутренних дел и требуют принятия специальных правовых, организационных, тактических мер и специального ресурсного обеспечения.
Полагаем, что наиболее полное определение рассматриваемому термину дано в работах профессора А.Ф. Майдыкова, который под особыми условиями понимает повышенную по степени опасности для жизни и здоровья людей, угрожающую сохранности материальных и культурных ценностей обстановку, вы-
зываемую явлениями природного, биологического, социального и технического характера, требующую от органов внутренних дел для ее нормализации специальных организационных, правовых мер, соответствующего ресурсного обеспечения [ 14, с. 9].
Поскольку руководители полиции в целях обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности, спасения людей и материальных ценностей в вышеуказанных обстоятельствах вынуждены полностью перестраивать организацию работы личного состава, привлекать дополнительные силы и средства, создавать усиленную группировку и новые органы управления, применять специальную тактику действий, то такие условия для деятельности полиции, по мнению А.Ф. Майдыкова, являются особыми. С этим определением особых условий соглашаются некоторые другие ученые [16, с. 55-56]. Так, Б.П. Кондра-шов считает, что к особым условиям относится любая нестандартная ситуация, возникающая в процессе охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий, осложнении оперативной обстановки, которая угрожает общественной безопасности граждан при стихийных бедствиях, пожарах, эпидемиях, массовых беспорядках [ 12, с. 247-248].
Рассматривая содержание данного определения, можно с полной уверенностью констатировать, что особые условия для деятельности полиции наступают в связи с чрезвычайными обстоятельствами или чрезвычайными ситуациями и при проведении массовых мероприятий.
Таким образом, особые условия в деятельности полиции могут наступать как в результате чрезвычайных обстоятельств, так и при проведении массовых мероприятий (которые, по сути, не являются чрезвычайными — демонстрации, митинги и т. п.).
Следует обратить внимание на то, что наступление особых условий в деятельности полиции, федеральных органов государственной власти, органов субъектов РФ констатируется тогда, когда нарушается их нормальное функционирование. Например, при проведении контртеррористических операций в соответствии с Федеральным законом РФ от 6 марта 2006 г. № 35 «О противодействии терроризму» [4] может быть введен правовой режим контртеррористической операции.
Рассматривая содержание понятия «особые условия», следует также согласиться с выводами М.А. Толкачева, который в своем диссертационном исследовании, изучая вопрос определения данного термина, отмечает, что, во-первых, здесь речь идет разделении на виды: чрезвычайные обстоятельства (социально-политические, криминальные и пр.) и чрезвычайные
ситуации (природные, техногенные, экологические и биологические) [17, с. 29]. Это обуславливает, по мнению автора, необходимость заблаговременного планирования действий сил и средств органов внутренних дел при различных чрезвычайных обстоятельствах и ситуациях и соответствующей подготовки к таким действиям. И, во-вторых, введение чрезвычайного положения создает особые условия для функционирования институтов власти, что является крайним правовым средством, без которого устранить обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, невозможно. Другими словами, путем введения чрезвычайного положения создаются специальные благоприятные (особые) условия для устранения чрезвычайных обстоятельств и ситуаций. Следовательно, ставить в один ряд чрезвычайное положение и чрезвычайные обстоятельства как источники возникновения особых условий нельзя. Чрезвычайное положение относится к специальным право-
Синеок литературы
1. О безопасности: Федеральный закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (с изм. и доп. от 25 декабря 1992 г. № 4235-1; от 24.12.1993 г. № 2288; от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ; от 07.03.2005 г. №15-ФЗ) // Рос. газ. 1992. 6 июля.
2. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ // СЗ РФ. 1994. №35. Ст. 3648.
3. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ// Рос. газ. 2011. 10 февр.
4. О противодействии терроризму: Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 // Рос. газ. 2006. 10 марта.
5. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Рос. газ. 2002. 30 июля.
6. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ // Рос. газ. 2001. 2 июня.
7. Власов В.А. Чрезвычайные меры охраны // Административный вестник НКВД. 1926 г. № 6.
8. Гришин Д.А. Организация профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005.
9. Громов М.А. Управление объединенной группировкой Министерства внутренних дел Российской Федерации в условиях чрезвычайных правовых режимов (теоре-
вым мерам, которые используются для зашиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации и восстановления нормальной жизнедеятельности людей.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что особые условия — это обстановка, которая сложилась на определенной территории (объекте) в результате чрезвычайных обстоятельств. создавшая угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде, конституционному строю РФ, деятельности государственных органов. жизнедеятельности людей, в ходе которой были выявлены криминальные экстремистские проявления, повлекшие за собой человеческие жертвы и материальные потери.
В тоже время под термином «особые условия» нужно понимать любую нестандартную обстановку, возникающую в процессе охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий при осложнении оперативной обстановки.
тические правовые и организационные проблемы): автореф. дис. ... докт. юр. наук. М., 2008.
10. Еркенов Б. Важнейшая задача государства — недопущение чрезвычайных ситуаций // Профессионал. 2009. № 3.
11. Киреев МП. Экстремальные ситуации, конфликты, согласие: сборник научных трудов № 1. М., 1998.
12. Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: монография. М., 1998.
13. Лунеев В В. Преступность XX века: мировые и российские тенденции: монография. М., 2005.
14. Майдыков А.Ф. Предмет, задачи и система курса управления органом внутренних дел в экстремальных условиях. М., 1989.
15. 15. Розаренов Ф.С. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в особых условиях. М., 1958.
16. Степанов А.Г. Организационно-правовое регулирование деятельности учебных заведений МВД России при чрезвычайных обстоятельствах: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1994.
17. Толкачев М.А. Планирование и подготовка органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: автореф. дис.... канд. юр. наук. М., 2005.
18. Троицкий Н.С. Управление горрайорганами внутренних дел. М., 1981.
E-mail: [email protected]