Научная статья на тему 'Подходы к обучению школьников и студентов безопасности жизнедеятельности'

Подходы к обучению школьников и студентов безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1406
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LIFE SAFETY / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENVIRONMENTAL SAFETY / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ПОХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ / APPROACHES TO LEARNING / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / LEARNING EFFECTIVENESS / УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / LEARNING ACTIVITIES / БЕЗОПАСНОСТЬ СРЕДЫ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FIRE SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цветкова Ирина Викторовна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью решения проблем безопасности в современном обществе. Проблемы безопасности включают меры контроля над окружающей средой в масштабах социальной системы, а также усилия каждого индивида по обеспечению безопасности. Сделан вывод о том, что проблемы безопасности являются комплексными, они зависит не только от работы специальных служб, действий специалистов, но также от знаний и учений индивидов. Обучение основам безопасности жизнедеятельности проводится в рамках учебных предметов в школах и высших учебных заведениях. Выделены особенности этого вида обучения. Они включают базисные знания естественных наук. Отмечено, что специфика обучения состоит в практической направленности дисциплины. На основе анализа литературы выделены недостатки преподавания. Они проявляются в отсутствии единых методических подходов к преподаванию, отсутствии специальной подготовки педагогов. Существует необходимость внедрения ряда мер для повышения эффективности преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Они включают развитие связей между учебными предметами по естествознанию, обществознанию. Перспективным направлением является интеграция знаний по экологии и основам безопасности жизнедеятельности. Ученые подчеркивают необходимость активного внедрения проектной деятельности и учебных исследований для формирования практических умений и навыков. В статье представлен анализ результатов социологического исследования по обучению школьников Тольятти навыкам пожарной безопасности. Отмечено, что несмотря на разнообразие информации о пожарной безопасности, основанными источниками знаний являются учебные занятия. Это свидетельствует о необходимости повышения эффективности обучения школьников и студентов правилам поведения в чрезвычайных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цветкова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO TEACHING PUPILS AND STUDENTS LIFE SAFETY

The relevance of the article is determined by the need to solve security problems in modern society. Security concerns include measures to control the environment within the social system, as well as individual efforts to ensure security. It is concluded that security problems are complex, they depend not only on the work of special services, the actions of specialists, but also on the knowledge and teachings of individuals. The basics of life safety are taught in schools and higher educational institutions. The features of this type of training are highlighted. They include basic knowledge of natural Sciences. It is noted that the specificity of training is in the practical orientation of the discipline. On the basis of literature analysis, the disadvantages of teaching are highlighted. They are manifested in the absence of uniform methodological approaches to teaching, lack of special training of teachers. There is a need to introduce a number of measures to improve the efficiency of teaching the subject “Fundamentals of life safety”. They include the development of links between subjects in the natural Sciences, social Sciences. A promising direction is the integration of knowledge on ecology and the basics of life safety. Scientists emphasize the need for active implementation of project activities and educational research to develop practical skills. The article presents the analysis of the results of sociological research on teaching Togliatti students fire safety skills. It is noted that despite the variety of information on fire safety, the sources of knowledge are training sessions. This indicates the need to improve the effectiveness of teaching pupils and students the rules of conduct in emergency situations.

Текст научной работы на тему «Подходы к обучению школьников и студентов безопасности жизнедеятельности»

УДК 37.014.7

ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2018

Цветкова Ирина Викторовна, доктор философских наук, профессор кафедры

«История и философия» Тольяттинский Государственный Университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью решения проблем безопасности в современном обществе. Проблемы безопасности включают меры контроля над окружающей средой в масштабах социальной системы, а также усилия каждого индивида по обеспечению безопасности. Сделан вывод о том, что проблемы безопасности являются комплексными, они зависит не только от работы специальных служб, действий специалистов, но также от знаний и учений индивидов. Обучение основам безопасности жизнедеятельности проводится в рамках учебных предметов в школах и высших учебных заведениях. Выделены особенности этого вида обучения. Они включают базисные знания естественных наук. Отмечено, что специфика обучения состоит в практической направленности дисциплины. На основе анализа литературы выделены недостатки преподавания. Они проявляются в отсутствии единых методических подходов к преподаванию, отсутствии специальной подготовки педагогов. Существует необходимость внедрения ряда мер для повышения эффективности преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Они включают развитие связей между учебными предметами по естествознанию, обществознанию. Перспективным направлением является интеграция знаний по экологии и основам безопасности жизнедеятельности. Ученые подчеркивают необходимость активного внедрения проектной деятельности и учебных исследований для формирования практических умений и навыков. В статье представлен анализ результатов социологического исследования по обучению школьников Тольятти навыкам пожарной безопасности. Отмечено, что несмотря на разнообразие информации о пожарной безопасности, основанными источниками знаний являются учебные занятия. Это свидетельствует о необходимости повышения эффективности обучения школьников и студентов правилам поведения в чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, экологическая безопасность, устойчивое развитие, походы к обучению, эффективность обучения, учебные действия, безопасность среды, пожарная безопасность.

APPROACHES TO TEACHING PUPILS AND STUDENTS LIFE SAFETY

© 2018

Tsvetkova Irina Viktorovna, doctor of philosophical Sciences, Professor of the Department "History and philosophy" Togliatti State University (445020, Russia, Toglyatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: [email protected])

Abstract. The relevance of the article is determined by the need to solve security problems in modern society. Security concerns include measures to control the environment within the social system, as well as individual efforts to ensure security. It is concluded that security problems are complex, they depend not only on the work of special services, the actions of specialists, but also on the knowledge and teachings of individuals. The basics of life safety are taught in schools and higher educational institutions. The features of this type of training are highlighted. They include basic knowledge of natural Sciences. It is noted that the specificity of training is in the practical orientation of the discipline. On the basis of literature analysis, the disadvantages of teaching are highlighted. They are manifested in the absence of uniform methodological approaches to teaching, lack of special training of teachers. There is a need to introduce a number of measures to improve the efficiency of teaching the subject "Fundamentals of life safety". They include the development of links between subjects in the natural Sciences, social Sciences. A promising direction is the integration of knowledge on ecology and the basics of life safety. Scientists emphasize the need for active implementation of project activities and educational research to develop practical skills. The article presents the analysis of the results of sociological research on teaching Togliatti students fire safety skills. It is noted that despite the variety of information on fire safety, the sources of knowledge are training sessions. This indicates the need to improve the effectiveness of teaching pupils and students the rules of conduct in emergency situations.

Keywords: life safety, environmental safety, sustainable development, approaches to learning, learning effectiveness, learning activities, environmental safety, fire safety.

Высокие темпы социальных преобразований дают основание характеризовать современное общество как нестабильное, порождающее различные виды рисков. В этих условиях большое значение приобретают проблемы социальной безопасности. Их решение зависит как от мер, принимаемых на макроуровне (государства и социальных структур), так и микроуровне (индивидуальных социальных взаимодействий, отдельных людей).

Идеи обеспечения безопасности пронизывают идеологию постиндустриального общества. Понятие безопасности рассматривается в общем контексте с проблемами обеспечения качества и уровня жизни населения, достижения устойчивого развития общества, экологического равновесия [1]. В современном обществе обеспечение коллективной и личной безопасности является приоритетной задачей социальной политики государства. Повышение эффективности мер по обеспечению безопасности тесно связано с созданием условий для ответственного поведения у коллективных субъектов и отдельных личностей. Приоритетной является задача

по формирования культуры безопасной жизнедеятельности, которая находит проявление в быту, на производстве, в различных сферах общественной деятельности [2].

Система современного образования включает задачи обучения школьников и студентов действиям в чрезвычайных ситуациях. В частности, в общеобразовательных школах, начиная с 1991 года реализуется преподавание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Данный учебный предмет нацелен на то, чтобы сформировать у подрастающего поколения навыки здорового образа жизни, безопасного поведения в повседневной жизни, подготовить к действиям в чрезвычайных ситуациях. Целью предмета является получение теоретических знаний умения для объяснения, прогнозирования, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений с позиций обеспечения безопасности. Это необходимо для приобретения опыта адаптации к условиям окружающей среды, формирования экологически сообразного

Цветкова Ирина Викторовна ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ...

поведения. В основе курса находится идея практического применения знаний [3]. Соответственно, преподаватели должны обладать умениями и методиками, чтобы сформировать у обучающихся соответствующие навыки [4].

Однако за почти три десятилетия преподавания этой дисциплины в российском педагогическом сообществе отсутствует единство мнений относительно содержания и методик преподавания этого предмета. Накоплен определенный опыт, разработаны методики, однако отсутствует целостный, системный подход. Ряд исследователей отмечает недостаточную разработанность содержания дисциплины в контексте метапредметного научного знания. Это связано с тем, что на сегодняшний день отсутствует система предметных понятий, отображающих взаимосвязи природной, социальной и техногенной сфер жизнедеятельности. Метапредметное содержание предполагает формирование взаимосвязей между учебными предметами на уровне теоретического уровня, а также обучение практическим умениям и навыкам безопасного поведения на базе универсальных учебных действий. В качестве недостатков специалисты отмечают отсутствие индивидуального подхода к обучающимся, а также трудности формирования социальной и психологической адаптированности личности к действиям в чрезвычайных ситуациях [5].

Большое значение имеет качество подготовки педагогов для преподавания основ безопасности жизнедеятельности. Педагоги должны обладать не только теоретическими знаниями по дисциплине, но также навыками организации исследовательской работы школьников, проектной деятельности [6].

Многие исследователи отмечают, что школьники заинтересованно относятся к разделам дисциплины, которые связаны с анализом практических ситуаций, которые наблюдаются в жизни. Старшеклассники считают полезными и необходимыми знания о приемах оказания первой медицинской помощи [7]. Современные государственные образовательные стандарты нацелены на организацию самостоятельной работы обучающихся. Основное внимание уделяется выработке универсальных учебных действий. Знания по безопасности жизнедеятельности базируются на знаниях, полученных в процессе обучения естественнонаучным предметам, при этом дополняют и конкретизируют сферы их практического применения. Современные методики предусматривают активное вовлечение обучающихся в действия по достижению конечного результата с использованием познавательных, коммуникативных регулятивных действий [8]. Однако на сегодняшний день в большинстве учебных пособий преобладает описательный подход к теоретическому материалу, который не стимулирует самостоятельность в получении знаний обучающихся. В преподавании преобладает трансляция готовых знаний в форме рассказа, объяснения.

В начальной школе рассматриваются лишь отдельные аспекты безопасности в рамках предмета «Окружающий мир». Обучение безопасности жизнедеятельности в современной школе ориентировано на школьников, начиная с пятого класса. Государственные образовательные стандарты предусматривают использование потенциала внеурочной деятельности для формирования навыков безопасного поведения. Специалисты рекомендуют приобщать школьников и студентов к исследовательской деятельности, к проведению опытов и экспериментов, доказывающих необходимость контроля над условиями обеспечения безопасности[9]. Для повышения эффективности преподавания предмета необходимо широкое применение информационно-коммуникативных технологий. Организация обучения безопасности жизнедеятельности базируется на творческом применении системного, исторического, структурно-функционального подходов. Они применяются для организации самостоятельной познавательной активности обучающихся в

приобретении навыков обеспечения безопасности.

Перспективным направлением педагогических разработок в сфере основ безопасности жизнедеятельности выступает развитие межпредметных взаимосвязей. Межпредметные связи предназначены для отображения объективных связей между объектами, явлениями и процессами на основе синтеза, интеграции содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса. Они выполняют образовательную, развивающую и воспитывающую функции.

Межпредметные связи формируют целостное представление о природе на основе системы естественнонаучных знаний. Они базируются на умении обучающихся устанавливать всесторонние связи между научными фактами, понятиями, законами, теориями. Межпредметные связи служат для углубления знаний, формирования представлений о законах природы, их применения в различных сферах деятельности. Они дают возможность стимулировать интерес обучающихся к познанию естественнонаучных дисциплин, к применению теоретических знаний на практике [10]. Для повышения эффективности обучения специалисты предполагают использовать методику создания ментальных карт, которые наглядно демонстрируют структурно-логические связи между явлениями, процессами, позволяют отображать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы.

В современном обществе актуальна проблема формирования интегративных связей между обучением безопасности жизнедеятельности и предметным содержанием экологии.

По мере реализации концепции устойчивого развития в условиях современной цивилизации изменилось отношение к содержанию и структуре экологического образования [11]. Экологические знания в современной науке включают знания по экологии природных процессов и систем, знания социальной экологии, экологии человека. Сферы применения экологических знаний относятся не только к естественным объектам. Критерии экологии применяются по отношению к технической и технологической сферам, поскольку они оказывают непосредственное влияние на условия обеспечения безопасности природных, социальных объектив, отдельных индивидов. Меняются содержание и структура отдельных понятий. Сфера экологии распространяется не только на внешнюю среду обитания человека, но также на мировоззрение, психологию, внутренний мир человека [12]. Необходимость формирования экологической культуры обусловлена повышением роли отдельных индивидов в регулировании отношений с природными, социальными, техническими объектами на основе экологических ценностей, создания и поддержания безопасной среды обитания [13].

Экология в настоящее время не является предметом, который входит в государственный образовательный стандарт. Однако на современном этапе существует необходимость повышения экологической культуры населения, в том числе на основе обучения представителей подрастающего поколения. Существует тесная взаимосвязь между научными знаниями экологии и знаниями по обеспечению безопасности населения [14]. Основы безопасности жизнедеятельности включают разделы по обучению действиям в чрезвычайных ситуациях, возникающих в техногенной, природной, социальной среде. Они содержат сведения о причинах возникновения чрезвычайных ситуаций, о правилах поведения, о способах выживания. Предметное содержание курсов экологии и безопасности жизнедеятельности сближают ценности создания безопасной среды обитания, сохранения жизни, поддержания здоровья, формирования здорового образа жизни. Практическая ориентированность данных курсов состоит в повышении качества жизни, создания безопасных условий существования человека.

Проблемы экологической безопасности интегриро-

ваны в содержание курса по обеспечению основ безопасности жизнедеятельности. Данная интеграция выступает базисом метапредметных связей между учебными дисциплинами, которые нуждаются в углублении и конкретизации. Императивы современной цивилизации, которые воплощаются в стратегиях устойчивого развития предполагают формирование экологической культуры, включающей систему теоретических знаний, поведенческих установок, ценностей, направленных на сохранение окружающей среды, создание безопасных условий существования как для современных, так и для будущих поколений.

В основе обучения экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности находится системно-деятельностный подход. Он позволяет сориентировать учебный процесс на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основных компетенций. Метапредметные связи позволяют сконцентрировать обучение на интеграции деятельности в систему экологической культуры, культуры безопасности. Теоретические знания в сфере экологии и безопасности жизнедеятельности предполагают рассмотрение противоречивого взаимодействия природной среды, общества, технической сферы.

Аксиологический аспект метапредметных связей определяет ценностную сферу образования, включающую: здоровье, безопасность, жизнь, качество жизни, качество окружающей среды.

Реализация дифференцированного подхода к обучению даёт возможность учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их интересы, что находит отражение в организации образовательных маршрутов, вариативных систем оценивания.

Интегративный подход к обучению основам безопасности жизнедеятельности, экологии предполагает достижение качественно новых результатов. Они воплощаются в системных социальных изменениях социокультурной ситуации, расширении возможностей самореализации личности, в преобразовании потребностей, в изменении их содержания, иерархии [15].

В современном обществе развитие образования во многом определяется интеграционными процессами. Это обусловлено процессами глобализации, которые принизывают все сферы общественной жизни. Интеграция в сфере образования реализуется на основе применения системного подхода к формированию личности на базе общечеловеческих, национальных и гражданских ценностей [16].

Одним из важных аспектов обеспечения безопасности жизнедеятельности является обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях, в частности при пожарах.

Это проблеме посвящено анкетирование, проведенное аналитическим отделом Ресурсного центра Департамента образования мэрии г.о. Тольятти в 2016 году. Всего было опрошено 1 442 школьника в 20 школах города. Из них 51 % восьмиклассников и 49 % девятиклассников.

Среди опрошенных 53 % девушек и 47 % юношей. Таким образом, по гендерным и возрастным характеристикам респонденты представлены примерно в равных пропорциях.

Цель исследования состояла в изучении уровня готовности школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях. Участникам настоящего исследования предлагалось назвать источники получения информации и формирования определенного багажа знаний и навыков по пожарной безопасности. Рассмотрим полученные результаты.

Старшеклассники, принимавшие участие в опросе, отметили, что основным источником информации о пожарной безопасности являются учебные предметы, представлены в таблице 1. Этот вариант подчеркнули абсолютное большинство школьников - 95 %._

Таблица1- Источники получения информации о пожарной безопасности (в % по столбцу)

Источники получения информации Данные по массиву Рейтинг

Учебные предметы (ОБЖ, ОЖС, проектная деятельность и т. п.) 94 1

Инструктаж в школе (в том числе в учебных эвакуациях) 64 2

Классные часы в школе 63 3

В семье 56 4

Статьи в сети Интернет 41 5

Стенды, агитационные плакаты, брошюры, памятки 38 6

Познавательные передачи по телевизору 32 7

Встречи с работниками МЧС, пожарной охраны 27 8

Показ учебных фильмов в школе 25 9

Печатная литература (учебники, специальные книги) 16 10

Информация по радио, в газетах, журналах 12 11

Викторины, конкурсы, соревнования по данной теме 11 12

Две трети опрошенных отметили, что получают навыки по пожарной безопасности на специальных инструктажах, и на классных часах в школе. Это второе-третье место в рейтинге.

Более половины школьников (56 %) получают подобные знания в своей семье.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что школьные уроки, классные часы и беседы с родителями являются основными источниками получения информации по действиям в случае возникновения пожара. Это подтвердили в ходе опроса многие обучающиеся.

41 % школьников среди отметили статьи в Интернете, 38 % опрошенных - «стенды, агитационные плакаты, брошюры, памятки».

Каждый третий респондент черпает информацию из познавательных передач по телевизору. Каждый четвертый подросток отметил встречи с представителями данной профессии и показ учебных фильмов в школе.

Реже всего школьники отмечали, что обучаются правилам поведения при пожаре самостоятельно, изучая учебную литературу, газеты, журналы, слушая радио, участвуя в викторинах по данной теме (16-11 % среди опрошенных школьников).

Проанализировав полученные на данный вопрос ответы обучающихся различных параллелей, можно отметить следующее. Десятиклассники немного чаще отмечали, что источниками информации по пожарной безопасности для них являются Интернет и стенды, брошюры, памятки. В остальном ответы восьмиклассников и десятиклассников практически совпадают.

Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что в статусных школах немного чаще проводятся инструктажи по пожарной безопасности, ученики чаще отмечают наглядную информацию на стендах по этой теме, чем в обычных, общеобразовательных школах.

Таким образом, формирование навыков по пожарной безопасности у школьников, согласно полученным данным, происходит в процессе изучения учебных дисциплин. Значительное число респондентов считают полезным участие в проводимом в школе инструктаже, включая учебные эвакуации и информацию, получаемую на тематических классных часах. То есть, образовательные учреждения играют ведущую роль в процессе овладения участниками образовательного процесса знаниями и навыками по пожарной безопасности.

Кроме того, для большинства детей очень важным источником информации по данной теме является семья

Цветкова Ирина Викторовна ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ...

(отмечалась более чем половиной учащихся).

Далее рассмотрим более детальную оценку уровня владения учащимися знаниями о пожарной безопасности.

Таблица 2 - Самооценка школьниками навыков обеспечения пожарной безопасности (в % по столбцу)

Знания и навыки по пожарной безопасности Достаточные Недоста точные Отсутствуют

Причины возникновения пожаров 83 14 2

Соблюдение мер предупреждения пожаров 82 15 2

Правила поведения при пожаре в общественном месте (школе, торговом, развлекательном центре) 88 10 2

Правила поведения при пожаре в квартире 85 13 2

Правила поведения при пожаре в транспорте 41 49 10

Правила поведения при пожаре в лесу 60 33 7

Как видно из таблицы 2, наибольшую осведомленность школьники проявляют по поводу действий при пожаре в помещении: квартире - 85 %, или общественном месте (школе, торговом или развлекательном центре) - 88 % респондентов считают свои знания в данном аспекте достаточными.

Также значительная часть детей хорошо информированы о мерах предупреждения пожаров и причинах возгорания: высокий уровень отмечен подавляющим большинством учащихся школ (82 % и 83 % соответственно). Полное отсутствие информации по представленным выше моментам отметили лишь 2 % школьников.

Гораздо меньше уверенности в своих знаниях ребята проявили по поводу лесных пожаров, а особенно при возгорании в транспорте.

Достаточный уровень знаний правил поведения при пожаре в лесу отметили 60 % школьников. Недостаточным считают свой уровень знаний и навыков треть опрошенных детей (33 %), а 7 % выбрали вариант «низкий уровень».

Наибольшие затруднения вызывает схема действий при пожаре в транспорте: достаточный уровень - 41 %, недостаточный - 49 %, у каждого десятого опрошенного знания отсутствуют вовсе.

Сравним полученные результаты с данными аналогичного исследования, проведенного двумя годами ранее (сравнение по позиции «достаточные знания»)

Таблица - 3 Динамика самооценки школьниками навыков обеспечения пожарной безопасности (в % по столбцам по вариантам ответов «достаточные»)

Знания и навыки по пожарной безопасности 2013 г. 2016 г.

Правила поведения при пожаре в общественном месте (школе, торговом, развлекательном центре) 72 88

Правила поведения при пожаре в квартире 73 85

Причины возникновения пожаров 64 83

Соблюдение мер предупреждения пожаров 68 82

Правила поведения при пожаре в лесу 49 60

Правила поведения при пожаре в транспорте 38 41

За последние три года существенно увеличилось число респондентов, высоко оценивающих свои знания абсолютно по всем позициям, представленным в данном вопросе анкеты. Самый большой скачок в лучшую сторону произошел в оценке учащимися своих знаний о причинах возникновения пожаров (+19 %).

Можно сделать вывод о том, что выросла осведом-

ленность учащихся в вопросах пожарной безопасности, а значит, и уверенность в своих действиях в случае возникновения пожара.

Юноши и девушки оценивали свои знания по пожарной безопасности примерно одинаково по всем параметрам, единственное, в чем юноши считают себя осведомленнее девушек, это в правилах поведения при пожаре в транспорте.

Самооценка знаний по пожарной безопасности у десятиклассников выше, чем у восьмиклассников. Скорее всего, это свидетельство эффективной работы школы по данному направлению.

Учащиеся статусных школ немного выше оценивали свои знания по всем вопросам пожарной безопасности. В частности, они считают, что лучше учащихся обычных нестатусных школ знают о причинах возникновения пожаров и мерах их предупреждения.

Подведем итог вышесказанному. Две трети школьников, участвовавших в исследовании, оценили уровень своих знаний и навыков по пожарной безопасности высоко, каждый третий опрошенный учащийся - средне. Особенно хорошо подростки осведомлены о том, как нужно действовать при пожаре в общественном месте или в квартире, а также о причинах возникновения и мерах предупреждения пожаров. За два года, прошедшие со времени предыдущего исследования, самооценка знаний по пожарной безопасности у учащихся выросла существенно. Однако это не снижает актуальности проблемы повышения эффективности обучения подрастающего поколения правилам безопасности жизнедеятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Трифонова Т.А. Идеология потребительства в ракурсе актуальной экологической ситуации// Балтийский гуманитарный журнал. 2014. №2. С. 27-30.

2. Соболев А. Ю. К вопросу о формировании знаний по безопасности жизнедеятельности у школьников // КПЖ. 2016. № 2-2 (115). С. 305-308.

3. Бусыгин А.Г., Макеева Е.Д., Павловский В.А. Роль дисциплины «экологические организации и движения» в формировании общекультурных профессиональных компетенций студентов-экологов второго уровня подготовки (магистров)//Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т.5 .№3(16).С. 99-101.

4. Зуев А. М. Наиболее Актуальные проблемы преподавания предмета ОБЖ в свете требований фгос // Вестник НГПУ. 2014. № 5 (21). С. 35-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Абаскалова Н. П., Казин Э.М., Шинкаренко А. С. Проблемы и перспективы программно-методического обеспечения предмета ОБЖ в школе на современном этапе // Сибирский педагогический журнал. 2014. №3. С. 180-185.

6. Макарова Е. В., Савченко С. В. Методологические подходы к организации профильного обучения по ОБЖ в школе // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4. С. 467-470.

7. Шатохина Т. А., Корохова Н. А. Особенности преподавания основ безопасности жизнедеятельности в условиях гуманизации образовательного процесса // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. №1. С. 91-94.

8. Асташина Н. И., Камерилова Г. С. Рекреационное природопользование: перспективы использования экологических троп для формирования исследовательской компетентности// Балтийский гуманитарный жур-нал.2016. № 2 (15). С. 112-114.

9. Ахкиямова Г.Р., Хасанова А.Р. Трансформации учебного процесса по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» в контексте изменений фундаментальных требований ФГОС // СИСП. 2016. № 11-2 (67). С. 26-30.

10. Блинов Ю.Б. «Межпредметные связи в обучении ОБЖ» // Инновационная наука. 2016. № 11-3. С. 161-165.

11. Матур Михир, Агарвал Свати Динамика устойчивого взаимодействия ресурсопотребления и экономиче-

ского роста // Карельский научный журнал. 2015. № 4 (13). С. 48-59.

12. Старчукова И. В. Перспективы экологической безопасности // JSRP. 2015. № 3 (23). С. 125-128.

13. Дзятковская Е. Н. О концепции интегрированного курса для старшеклассников «Экология и безопасность жизнедеятельности» // Астраханский вестник экологического образования. 2013. № 4 (26). С. 36-46.

14. Костецкая Г. А. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в экологическом образовании школьников: возможности, проблемы и пути решения // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 2 (28). С.97-102.

15. Башлакова О. И. Проблемы экологической безопасности России // Вестник МГИМО. 2015. № 3 (42). С.112-121

16. Ильичёв И.Е. Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения муниципальных образований // Вестник БелЮИ МВД России. 2014. № 2-1. С. 9-16.

Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ 17-46-630560 р_а «Концептуальная инновационная модель социо-эколого-экономической системы Самарского региона».

Статья поступила в редакцию 09.04.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.