УДК 355.58:796.01 ББК 68.69 М 16
И.В. Макрушина
Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
Н.А. Корохова
Кандидат социологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, заместитель директора по воспитательной работе Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
H.Г. Ишков
Старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(Рецензирована)
Аннотация. В современных условиях развития общества возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и привычек здорового образа жизни. Основными задачами обучения основам безопаности жизнедеятельности являются: выработка и закрепление у обучающихся общего представления о том, что любая деятельность человека потенциально опасна, привитие им знаний и элементарных навыков безопасного поведения дома, на улице, в школе, в природе. Для эффективного решения задач необходимо использование традиционных методов и инновационных методов обучения: метод анализа конкретных ситуаций, практические занятия на базе специализированных учреждений государственных служб, метод учебного компьютерного моделирования, интегрированный метод обучения.
Ключевые слова: основы безопасности жизнедеятельности, общеобразовательная школа, цели и задачи курса основ безопасности жизнедеятельности, условия преподавания курса основ безопасности жизнедеятельности, инновационные методы обучения основам безопасности жизнедеятельности.
I.V. Makrushina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Director for Studies of Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
N.A. Korokhova
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Department of Life Safety, Deputy Director for Educational Work of Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
N.G. Ishkov
Senior teacher of Department of Life Safety of Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
TOPICAL ISSUES OF TEACHING THE COURSE "BASICS OF LIFE SAFETY" IN THE GENERAL ACADEMIC SCHOOL
Abstract. In the modern conditions of the development of society, the role and responsibility of the education system for training students on safety issues, the formation of a culture of safe behavior and habits of a healthy lifestyle are growing. The main tasks of teaching the basics of safety are: developing and securing in the students a general idea that any human activity is potentially dangerous, inculcating knowledge and elementary skills of safe behavior at home, in the street, in school, in nature. To effectively solve problems, it is necessary to use traditional methods and innovative teaching methods, such as: the method of case studies, practical exercises on the basis of specialized public service institutions, the method of computer simulation, an integrated method of teaching.
Keywords: Fundamentals of life safety, general academic school, goals and objectives of the course of the fundamentals of life safety, conditions for teaching the fundamentals of life safety, innovative methods of teaching the basics of life safety.
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
В задачи ОБЖ входит: предвидеть опасность; распознать опасность; классифицировать опасность; избегать опасности; правильно действовать в опасной ситуации.
Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать - определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформи-рованность культуры безопасного поведения.
Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения, научно-
методическую поддержку в области безопасности и здоровья.
В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.
Несомненно, что основам безопасной жизнедеятельности надо учить. Знания о зонах риска в повседневной жизни и способах спасения в них нужны не только взрослым людям. Эти знания, пусть элементарные, в равной степени нужны и учащимся начальной школы, и старшеклассникам, и даже маленьким воспитанникам детских дошкольных учреждений. Чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше обучающиеся приобретут опыт безопасного поведения. Обучать человека, как вести в разных обстоятельствах, создающих угрозу для его нормального сосуществования, труда и отдыха, необходимо систематически и планомерно, а не эпизодически, от случая к случаю. Лишь таким образом можно
развить умения и навыки, направленные на сохранение жизни, укрепление здоровья и улучшение состояния окружающей природной и социальной среды.
В основу курса положена формула «триады» системы безопасности: «природа - человек - общество». Выявляются причины, порождающие нарушение гармонии взаимодействия ее составляющих, и определяются способы и направления противодействия этому процессу. При разработке содержания и логики изложения материала курса учитываются следующие положения:
- чаще всего гибель детей и получение ими травм связано с дорогой, огнем, при встрече с социально опасными личностями, т.к. у детей отсутствуют навыки безопасного поведения в подобной обстановке. Следовательно, в содержании курса должны отражаться такие линии, как окружающая среда (город, дорога, улица, школа, дом, двор) и возможные опасности в ней; экстремальные ситуации (пожар, гроза, гололед, авария, метель, наводнение) и безопасность человека; психологическая подготовка школьника к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- формирование основ безопасной жизнедеятельности должно осуществляться с опорой на индивидуально-психические особенности и возможности детей, на их чувственно-образное и предметное познание окружающего;
- объем информации, получаемой детьми, должен иметь концентрическое расширение от класса к классу [1].
В курсе выделяются четыре раздела: «Правила дорожного движения», «Правила пожарной безопасности», «Защита от чрезвычайных ситуаций» и «Охрана жизни и здоровья». В свою очередь, каждый из них имеет собственные, внутренние принципы построения материала и формулирования тем.
Учебный материал первого раздела позволяет обучающимся ознакомиться с азбукой дорожного движения, с опасностями, подстерегающими человека при движении по улицам и дорогам, оказывает содействие в формировании у младших школьников ситуационной культуры транспортного поведения, умений правильно вести себя на улицах и дорогах, соблюдать правила дорожного движения. Действительно, с одной стороны, дорога, улица, транспортные средства олегчают условия проживания людей, а с другой - создают большие проблемы.
Государственными структурами осуществляются различные меры по обеспечению безопасности участников дорожного движения. В их числе своевременный ремонт и улучшение качества покрытий улиц и дорог, расширение тротуаров, установка барьерных ограждений, строительство подземных переходов, объездных дорог, оборудование остановок общественного транспорта, создание велосипедных дорожек. Тем не менее количество дорожно-транспортных происшествий в стране, особенно с участием детей, остается большим. В чем причины? Первая - отсутствие элементарных знаний о риске, связанном с нахождением на дороге. Вторая - несформированность практических умений и навыков безопасного поведения на дороге. Третья - негативные примеры поведения взрослых: на занятиях по правилам дорожного движения ребенка учат делать, как надо, а при выходе за порог школы он видит обратное.
Цели преподавания курса ОБЖ в школе моут быть достигнута только при условии:
- правильного понимания всеми звеньями управления преподаванием ОБЖ от разработчиков программ и учебников и учителей до методистов и начальников управления образованием стоящей перед
ними цели - подготовке физически, духовно и морально развитых людей, способных обезопасить свое существование в этом непростом мире, знающих свое место и роль в жизни, понимающих ее смысл и готовых к труду на благо себя, своей Родины и других людей;
- непрерывного совершенствования курса путем включения в него новых актуальных тем и исключения старых, потерявших свою актуальность, а также широкого варьирования тематики, исходя из местных, национальных и других особенностей;
- знания всеми звеньями управления преподаванием ОБЖ общественных потребностей и правильной оценки собственных возможностей по разработке и преподаванию курса;
- систематического отслеживания за изменениями информации по курсу, взглядов специалистов по тем или иным разделам курса;
- поддержания устойчивого взаимодействия учебных заведений с организациями Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, другими заинтересованными в изучении школьниками курса ОБЖ организациями и ведомствами;
- предвидения мер по всестороннему обеспечению учебного процесса по курсу ОБЖ учебными пособиями, тренажерами, методиками и т.п.
Цель преподавания курса ОБЖ в школе достигается решением целого ряда задач, основными из которых являются:
1) разработка образовательных программ и обучающих технологий по курсу ОБЖ совместными усилиями специалистов и преподавателей ОБЖ;
2) непосредственное изучение учащимися под руководством преподавателя основ курса с получением при этом необходимых практических навыков;
3) организация посещения учащимися одного из управлений гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, поста дорожных служб, пожарной части, медицинского учреждения с целью получения наглядного представления о работе сотрудников гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций по ликвидации последствий аварий, инспекторов дорожно-постовой службы по обеспечению безопасности на улице, работе пожарных по ликвидации возгорания и обеспечению пожарной безопасности, медицинских работников по оказанию первой помощи при травмах и несчастных случаях;
4) совершение под руководством преподавателя одно-двухдневного похода с целью получения учащимися навыков общения с природой;
5) отработка действий по сигналу тревоги во время школьных занятий;
6) проведение военно-спортивных, пожарно-прикладных игр и занятий в школе с привлечением специалистов из Министерства обороны, Министерства внутренних дел, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, пожарной охраны;
7) привлечение учащихся к работе в одном из клубов «Юный пожарный», «Турист» и т.д.
8) проведение в школе научных и деловых игр, конференций, семинаров, конкурсов и других научных мероприятий с приглашением специалистов и заинтересованных лиц.
Для эффективного решения задач необходимо использование наряду с традиционными методами и инновационные методы обучения.
1. Метод анализа конкретных ситуаций, который необходим при анализе и принятии решений по ситуации, которая возникает в результате происшедших событий или может возникать при определенных обстоятельствах в тот или
иной момент. Анализ конкретной ситуации - это детальное исследование реальной или искусственной обстановки. Этот метод развивает аналитическое мышление обучающихся, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, устранять конфликты.
2. Практические занятия с учетом региональных возможностей на базе специализированных учреждений государственных служб (Министерство внутренних дел, Общество спасения на водах, штаб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, медицинские учреждения и другие) служат действенными средствами активизации обучения учащихся.
3. Метод учебного компьютерного моделирования. Этот метод представляет собой возможность моделирования реальных и учебных объектов и ситуаций. Основой метода является использование в учебном процессе компьютерной модели изучаемого объекта, или демонстрация с помощью компьютера изучаемого явления, процесса. Модель лишь отражает реальный объект с той или иной степенью приближения к оригиналу, поэтому благодаря высокому уровню развития современных компьютерных технологий именно компьютерная модель может максимально приблизить это сходство. Целью этого метода является получение количественных и качественных характеристик рассматриваемой модели, созданной на основе содержательного анализа объекта изучения.
4. Интегрированный метод обучения. Основа метода
- межпредметные связи как одна из форм интеграции знаний, приводящих их в систему. Предмет ОБЖ - целая образовательная область, в которой существует связь со многими другими дисциплинами. Использование в рамках данного предмета межпредметных связей позволяет реализовывать образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения и обеспечить единство и взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования. К их проведению привлекаются специалисты разных областей знаний. Такие уроки позволяют использовать дополнительную информацию и для изучения тем ОБЖ, и для решения прикладных задач конкретной профессии. Ценность подобных уроков в том, что обучающиеся осознают необходимость интеграции знаний, получаемых на занятиях по различным дисциплинам [2].
Основной задачей обучения по ОБЖ является выработка и закрепление у обучающихся общего представления о том, что любая деятельность человека потенциально опасна, а также привитие им знаний и элементарных навыков безопасного поведения дома, на улице, в школе, в природе. главное здесь - научить детей избегать необоснованного риска, замечать опасности и предотвращать их проявление, а если беда случилась, не растеряться и действовать быстро и грамотно [3].
Таким образом, необходимо, начиная с начальной школы, давать обучающимся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности целостное представление о многообразии окружающего мира, включая многочисленные опасности природного, техногенного и социального характера, также необходимо прививать чувство опасности, осторожности, элементарные навыки безопасного поведения дома, на улице, в природе.
Примечания:
1. Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2010. 172 с.
2. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2011. 136 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57405
3. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания предмета: 5-11 классы. М.: Вако, 2011. 176 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=222649
References:
1. Toporov I.K. Methods of teaching the course "Fundamentals of Life Safety" in general education institutions: book. for the teacher. Moscow: Prosveshchenie, 2010. 172 pp.
2. Abascalova N.P. Theory and methods of teaching life safety: a manual. Novosibirsk: Siberian University Publishing House, 2011. 136 pp. URL: http:// biblioclub.ru/index.php?page =book&id=57405
3. Kuznetsov V.S., Kolodnitsky G.A., Khabner M.I. Fundamentals of life safety: methods of teaching the subject: years 5-11. M.: Vako, 2011. 176 pp. URL: http:// biblioclub.ru/index.php?page=book&id=222649