Научная статья на тему 'Подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия'

Подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1809
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ / ВИДЫ БАЗОВЫХ СТРАТЕГИЙ КОНКУРЕНЦИИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE STRATEGY OF THE ENTERPRISE / APPROACHES TO STRATEGY DEVELOPMENT / BASIC TYPES OF COMPETITIVE STRATEGY / COMPETITIVE ADVANTAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаймурзина Н. З., Лаврентьева А. О., Алешина Ю. Д.

В статье рассмотрена сущность и принципы конкурентной стратегии. Дается ее определение. Проанализированы два подхода к формированию стратегии. На основе анализа сделан вывод о взаимосвязи рыночного и ресурсного подходов. А также выделены виды базовых стратегий и их характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF A COMPETITIVE BUSINESS STRATEGY

The article deals with the essence and principles of competitive strategy. We give it definition. Analyzed two approaches to strategy development. Based on the analysis concluded that the relationship of market and resource approaches. Also highlighted in the basic types of strategies and their characteristics.

Текст научной работы на тему «Подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия»

УДК 005.21:334.012

Н.З. Хаймурзина

канд. экон. наук, доцент, кафедра управления, ФГБОУВПО «Ульяновский государственный

университет»

А. О. Лаврентьева

студент, факультет управления, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный

университет»

Ю.Д. Алёшина

студент, факультет управления, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный

университет»

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. В статье рассмотрена сущность и принципы конкурентной стратегии. Дается ее определение. Проанализированы два подхода к формированию стратегии. На основе анализа сделан вывод о взаимосвязи рыночного и ресурсного подходов. А также выделены виды базовых стратегий и их характеристика.

Ключевые слова: конкурентная стратегия предприятия, подходы к формированию стратегии, виды базовых стратегий конкуренции, конкурентные преимущества.

N.Z. Khaimurzina, Ulyanovsk state University

O.A. Lavrent'ev, Ulyanovsk state University

Yu.D. Aleshina, Ulyanovsk state University

APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF A COMPETITIVE BUSINESS STRATEGY

Abstract. The article deals with the essence and principles of competitive strategy. We give it definition. Analyzed two approaches to strategy development. Based on the analysis concluded that the relationship of market and resource approaches. Also highlighted in the basic types of strategies and their characteristics.

Keywords: competitive strategy of the enterprise, approaches to strategy development, basic types of competitive strategy, competitive advantages.

На сегодняшний день для успешного развития каждой фирмы необходимо знать подходы к формированию ее конкурентной стратегии, так как конкуренция представляет собой один из основных механизмов, регулирующий рыночную экономику. Конкурентная стратегия должна обеспечивать конкурентные преимущества, ориентировать предприятие на получение прибыли и обеспечивать его стабильное финансовое положение.

Становление конкурентных преимуществ касается всей деятельности организации. Существуют принципы поддержания конкурентного преимущества, такие как:

- усовершенствование источников конкурентного преимущества фирмы, направленные на поддержание ее устойчивости;

- использование системного подхода;

- желание и возможность руководящего состава к новшествам и улучшениям в деятельности предприятия [2].

В данном труде мы хотели рассмотреть, что же такое конкурентная стратегия предприятия. Конкурентная стратегия - это модель действий и набор правил, которых должно придерживаться предприятие при принятии решений для достижения конкурентоспособности и долгосрочного ее поддержания [3]. Или, проще говоря, это преимущество компании перед своими конкурентами, которое она может достичь на рынке. Стратегия конкуренции включает в себя укрепления позиций на рынке, подходы к ведению бизнеса, привлечение потребителей, ведения конкурентной борьбы и др.

Выделим два подхода к формированию конкурентной стратегии. Сторонники первого подхода - рыночной ориентации - считают, что успех фирмы зависит от привлекательности отрасли, в которой конкурируют фирмы и от конкурентной позиции. Интересная нам конкурентная позиция зависит от некоторых возможностей: создание новой услуги, местоположение фирмы и т. д.

Важное значение при формировании конкурентной стратегии в рамках первого подхода приобретают стимулы (охват деятельности, уровень слияния предприятий, государственное регулирование и т.д.). Это структурные отличия между фирмами-конкурентами в предпочтениях и поведении потребителей.

Ресурсный подход базируется на том, что четкая направленность на рынки сбыта - не залог успеха. При использовании ресурсного подхода мы можем утверждать, что место на рынке определяется ресурсным потенциалом. Следовательно, нужно верно определить ресурсы и объединить их намного быстрее, выгоднее и точнее, чем у конкурентов.

Наиболее нестандартное сочетание ресурсов в зарубежной литературе получило название ключевой компетенции. Существует материальная и нематериальная ключевая компетенция. К первой относятся различные технологии предприятия, ко второй -организационная культура. Из этого можно сделать вывод, что нематериальная ключевая компетенция труднее поддается анализу, так как не имеет вещественной формы и, следовательно, не всегда четко определяется их место в достижении предприятием успеха. Следует сказать еще об одном понятии - метакомпетенция. Это своего рода реакция на критику, умение воспринимать вызов конкурента. Наличие метакомпетенции-это основа эффективного развития фирмы.

Проанализировав два подхода, мы можем сделать вывод, что ценность ресурсов может выражаться только в контексте осуществления определенных видов деятельности и изменяться из-за технологии, поведения потребителей и т.д. Таким образом, можно выявить взаимосвязь рыночного и ресурсного подходов. В целом, эти подходы объединяют этапы формирования стратегии.

При этом более глубокий и детальный анализ видов конкурентных стратегий позволит избежать ошибки.

Итак, базовые стратегии конкуренции [1]: снижение себестоимости, дифферен-

№ 5 (57) - 2016

127

циация продукции, сегментирование рынка, внедрение новшеств, немедленное реагирование на потребности рынка. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Стратегия снижения себестоимости ориентирована на привлечение большого числа потребителей, для которых цена продукта может быть определяющим фактором при покупке.

Стратегия дифференциации позволяет не конкурировать с продвинутыми производителями, использующие стратегию снижения себестоимости, но бороться за специфические группы покупателей.

Стратегия сегментирования рынка. Главная идея заключается в том, что обслуживается узкий целевой рынок, что является более эффективным, чем сосредоточение ресурсов на всем рынке. В результате конкурентное преимущество достигается более полным удовлетворением потребителей целевого сегмента, либо снижением издержек при обслуживании данного сегмента.

Внедрение новшеств. Это достижение преимуществ за счет открытий, изобретений и других новшеств, позволивших создать новый рынок с большими возможностями и перспективой высокого роста. Но часто бывает так, что рынок не готов к новшествам, а компания не имеет достаточного опыта тиражирования нововведений, и компании остаются банкротами.

Стратегия немедленного реагирования на потребности рынка нацелена на максимально быстрое удовлетворение возникающих потребностей в различных областях.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1. Выбор стратегии конкуренции должен базироваться на точной концепции развития. Мы должны не упускать такие факторы, как время, опыт и т.д.

2. Виды деятельности и их взаимодействие определяют конкурентную стратегию и формируются исходя их конкурентных возможностей.

3. Выбор каждой стратегии связан с определенной степенью риска.

Это происходит из-за неправильно оцененных возможностей конкурентов, неожиданных изменений в экономике государства, экологии, общества и многих других.

Таким образов, при эффективном управлении выбор правильной конкурентной стратегии может быть гарантирован за счет оптимального комплекса факторов, за счет использования новых технологий и других возможностей, который открываются перед нами во внешней среде.

Список литературы:

1. Мишина Л. А., Саблин Е.Ф. Основы бизнеса. М., 2012.

2. Сазонов П.А. Экономическая стратегия фирмы: конспект лекций. М., 2010.

3. Четыркина Н.Ю. Управление конкурентоспособностью организаций сферы услуг: учебное пособие. М., 2009. 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.