ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
устранению посредством вагона-дефектоскопа неравномерной намагниченности рельсовых плетей при движении поезда со скоростью 25 км/ч.
Сравнение результатов измерений до и после равномерного намагничивания рельсов показывает, что напряженность магнитного поля на исследуемом отрезке рельсовой плети стала однополюсной со средним значением напряженности + 16,5 А/см с одной стороны и -12,5 А/см с другой. Флуктуации напряженности магнитного поля после размагничивания остались незначительными.
Выводы
1. Предварительное размагничивание рельсов при подготовке их к эксплуатации создаёт разные по амплитуде и полярности пики намагниченности по концам этих рельсов, что не решает указанную проблему в целом.
2. Устранение неравномерной намагниченности уложенных в путь рельсов по их длине равномерным намагничиванием является эффективным способом уменьшения отрицательного влияния её на устойчивость работы АЛСН. Однако это может создать повышенный уровень напряженно-
сти магнитного поля на концах рельсов в районе изолирующих стыков.
3. Для повышения устойчивости работы АЛСН на участках железных дорог, электрифицированных переменным током, необходимо применять комплекс мер, включающий в себя предварительное размагничивание и равномерное намагничивание рельсов до и во время эксплуатации, а также изменение частоты полезного сигнала кодов АЛСН на 75 Гц.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бадёр М. П. Электромагнитная совместимость. - М. : УМК МПС, 2002. - 638 с.
2. Шаманов В. И. Помехи и помехоустойчивость автоматической локомотивной сигнализации. - Иркутск : ИрИИТ, 2005. - 236 с.
3. Бессонов Л. А. Теоретические основы электротехники. Электрические цепи. - М. : Высш. шк., 1996. - 640 с.
4. Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ : ЦП-485. - М. : Транспорт, 1997. - 140 с.
УДК 65.012.4 Сольская Ирина Юрьевна,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Финансы и антикризисное регулирование», ИрГУПС тел.: 608-461, e-mail: [email protected] Грошева Надежда Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ИрГУПС, тел.: 608-461, e-mail: [email protected]
ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПАРТИСИПАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
I. Yu.Solskaya, N.B.Grosheva
THE APPROACH TO MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROJECTS ON THE BASIS OF TOOLS OF THE PARTISIPATIVE MANAGEMENTS
Аннотация. Партисипативное управление -это управление, основанное на участии. В проектном менеджменте оно позволяет повышать эффективность управления за счет привлечения знаний о проблемах и возможностях на уровне стейкхолдеров.
Ключевые слова: управление проектами, партисипативное управление.
Abstract. Partisipative management is the management based on participation. In design man-
agement it allows to raise management efficiency at the expense of attraction of knowledge of problems and possibilities at the stakeholder's level.
Keywords: management of projects, partisipa-tive management.
Партисипативное управление (participative management) в общем случае - это управление, основанное на участии. Развитие экономических субъектов невозможно при игнорировании акти-
Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство
ш
вов взаимоотношении, в том числе знании и способностей населения, передачи управленческих полномочий от монопольных бизнес-единиц к органам, представляющим интересы широких групп стейкхолдеров[1]. Партисипативность, то есть вовлечение, позволяет повышать эффективность управления за счет привлечения знаний о проблемах и возможностях на уровне стейкхолдеров.
Можно выделить несколько уровней парти-сипативного управления:
- глобальный (государственный и региональный) [2];
- корпоративный;
- внутренний (управление персоналом).
К глобальному партисипативному управлению можно отнести подход к управлению экономикой на государственном и региональном уровне. Существует термин «рагесоп», отражающий современные тенденции управления на глобальном уровне. При этом под партисипативным зачастую понимают децентрализованное [3] управление с максимальной передачей властных полномочий на уровень местного самоуправления тем органам, которые являются независимыми и заинтересованными в результате управления. При этом партисипативное управление является высшим уровнем децентрализации управления.
Так, Рондинелли [4] выделяет четыре базовые формы децентрализации:
- деконцентрация;
- делегирование;
- деволюция;
- партнерство.
Деконцентрация представляет собой систематическую передачу властных полномочий на местный уровень, деволюция подразумевает реорганизацию и создание автономных органов власти и управления, делегация власти предполагает передачу властных полномочий внешним стейкхол-дерам, партнерство подразумевает передачу ответственности за ряд общественных функций и проектов специализированным организациям.
Принципы успешнойпартисипативности на глобальном уровне идентифицированы Х.Блером
[5]:
- широкое привлечение заинтересованных лиц к участию в процессе;
- транспарентность принятия решений на региональном и местном уровне;
- система отчетности и ответственности за принятие решений.
Несомненно, партисипативное управление не только является важным аспектом реализации устойчивового развития региона, но и повышает его потенциал.
На корпоративном уровне [6] управленческую децентрализацию разделяют на географическую, бюджетную, систему принятия решений. При этом рост эффективности управления возникает за счет механизма распознавания и реагирования на местные предпочтения при принятии решений [7].
На корпоративном уровне партисипативное управление рассматривается, как правило, в моти-вационном контексте, однако важно отметить, что вовлечение подразумевает в том числе и передачу прав, в частности:
- права работников на принятие решений по осуществлению деятельности компании в целом, по поводу конкретной выполняемой работы, ее целей и задач;
- права контроля за качеством труда и ответственности за результат.
Основные формы партисипативного управления на корпоративном уровне подразделены на три группы в зависимости от финансовых интересов:
- участие в прибыли;
- участие в доходах и управлении;
- участие в собственности.
В данном случае партисипативное управление применяется как схема мотивации для ключевых работников, позволяющая не только заинтересовать персонал в развитии компании, но и повысить эффективность бизнеса в целом. Так, участие в прибыли предполагает, что в случае снижения затрат или роста выручки работники получают свою долю наравне с собственниками бизнеса, что не только мотивирует их изыскивать новые способы оптимизации процессов, но и разделяет ответственность в случае негативных результатов.
Форма партисипативного управления на корпоративном уровне реализуется в виде двух вариантов управления, первым из которых является изменение структуры органов управления, вторым - коллегиальность управления без создания формальных организационных структур. Участие в управлении подразумевает возможность принимать решения по деятельности компании на основе учета общих интересов. Примером инструмента партисипативного управления является двухуровневая модель советов директоров в Германии, подразумевающая участие в управлении не только представителей работников, но и кредиторов.
Для успешной реализации партисипативного управления необходимо оценить ограничения, возможности и достоинства такой формы управления.
Ограничения применения партисипативного управления на корпоративном уровне можно раз-
ИРКУТСКИМ государственный университет путей сообщения
делить на три группы: рыночные, со стороны компании и со стороны работников.
Рыночные ограничения - это те, которые могут повлиять на стратегическое развитие компании во внешней среде, в частности по причине следующих управленческих дисбалансов:
- ориентация работников-стейкхолдеров на текущий доход, а не на долгосрочные инвестиции;
- принятие менее рискованных решений;
- отказ от инноваций как рискованных и долгосрочных проектов.
К ограничениям со стороны компании относятся:
- готовность руководителя к передаче части влияния и ответственности на других работников;
- острая потребность в формализованном управлении (в том числе возникновение кризисных ситуаций, реинжиниринг систем управления);
- необходимость изменения парадигмы ведения бизнеса при партисипациистейкхолдеров, в том числе построение транспарентной структуры принятия решений.
К ограничениям со стороны работников можно отнести:
- информационные;
- консультационные;
- кадровые;
- ограничения в профессиональной востребованности.
Преимуществами партисипативного управления является:
- интеграция стейкхолдеров и рост заинтересованности в результате деятельности;
- рост информированности и снижение конфликтных ситуаций, связанных с неравномерным распространением информации;
- рост социальной стабильности на корпоративном уровне, что позволит увеличить стратегическую стабильность.
Глубина вовлечения стейкхолдеров в управление определяется выбором формы партисипа-тивного участия[8]:
- манипулирование (выражение предложений);
- консенсус (разработка альтернатив);
- разделение риска (выбор решений);
- партнерство (реализация решений);
- самоуправление (управление).
Несомненно, внедрение партисипативного
управления должно проводиться поэтапно, так как препятствиями для его внедрения являются:
недостаточное доверие между участника-
ми;
- недостаточная информированность о правах, обязанностях и ответственности;
- конфликт интересов.
Особо значимы данные препятствия при внедрении партисипативного управления в общественном секторе, когда ценности и установки административного сектора, коммерческого сектора и населения часто противоречат друг другу.
Внедрение принципов партисипативного управления в общественный сектор используется в зарубежной практике на муниципальном уровне, в частности в США, Канаде, Европе. Так, попытки внедрения партисипативного проектирования (PD) в общественном секторе реализованы в Норвегии в рамках проектов приоритезации социальных программ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. Ostrom E. Neither Market nor State : Governance of Common-Pool Resources in the Twenty-first Century / International food Policy Research Institute. - Lecture Series No. 2 : Washington D. C., 1994.
2. Ascher W., Healy, R. Natural Resource Policymak-ing in Developing Countries / Duke University Press. - Durham N. C., 1990.
3. Саханова А. Н. Децентрализация и партисипа-тивность в системе государственного управления // Казахстан-Спектр. - 2003. - № 3. - С. 2834.
4. Rondinelli D.A., Nellis J. R. Assessing Decentralization Polices in Developing Countries. The Case For Cautious Optimism / Development Policy. -Review 4: 3. - 1986.
5. Blair H. Spreading Power to the Periphery. An Assessment of Democratic Local Governance. -USAID : Washington D.C., 1998.
6. World Development Report. 1993 : Investing in Health. - Oxford : Oxford University Press, 1993. - 329 p.
7. Klooster D. Institutional Choice, Communit, and Struggle : A Case Study of Forest Co-Management in Mexico. - World Development 28(1): 1-20. 2000
8. Virchow D. The Contribution of Voluntcerism to Sustainable Development in the Twenty / University of Born. - First Century, 2000.