И.В. Кузьмин, младший научный сотрудник, Институт социально-экономического развития территорий РАН, г. Вологда, Россия, [email protected]
ПОДХОД К СИСТЕМАТИЗАЦИИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ*
Обеспечивать инновационное развитие территорий призвана государственная инновационная политика. В современных условиях задача реализации стратегического подхода в региональном инновационном развитии в первую очередь решается с помощью тщательно разрабатываемых методов и мер государственного управления в данной сфере. Управленческое воздействие в инновационной сфере, однако, должно опираться на прочный научный фундамент. Принятие взвешенных управленческих решений требует правильного и современного понимания сущности и содержания объекта управления. В настоящей статье была решена задача изучения и генерализации теоретических положений, лежащих в основе и определяющих современную концепцию инновационной деятельности территорий. Проведённое исследование позволило разработать и предложить «трёхмерную» кооперационную модель инновационной деятельности территорий и матрицу методов государственного управления инновационной деятельностью, которые позволяют а) описывать масштабы усилий, предпринимаемых государством и остальными субъектами инновационной деятельности территории по обеспечению максимальных результатов инновационной деятельности; б) характеризовать набор применяемых методов государственного управления инновационной деятельностью территории с точки зрения их специализации на различных этапах инновационной деятельности и в ракурсе их целевой ориентации на развитие инновационной кооперации.
Ключевые слова: государственное управление, инновационная деятельность, международное сотрудничество, методы управления, инновационная кооперация, инновационное развитие территорий.
Генерализация результатов российских и зарубежных исследований проблем инновационного развития территорий позволяет заключить, что управление развитием современной инновационной деятельностью, характеризующейся высокой сложностью и рисками, необходимостью регулярного поступления и пропорционального распределения больших объёмов ресурсов, не представляется возможным без значительного участия государства. Обеспечение экономического
роста на основе развития инновационной деятельности является важнейшей задачей региональных органов власти и управления1.
Анализ научной литературы позволяет выделить в осуществлении инновационной деятельности три основных этапа: а) этап генерации знаний, включающий проведение фундаментальных и прикладных исследований; б) этап производства инноваций, включающий опытно-конструкторские разработки и производство; в) этап диффузии инноваций,
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-02-00537.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
включающий маркетинг и сбыт инновационной продукции2. Кроме того, в развитии научных концепций инновационной деятельности исследование позволило выявить несколько поколений. Современная -
концепция инновационного развития страны может быть определена как «открытые инновации». В отличие от моделей, фокусирующихся на процессах разработки инноваций, происходящих во внутренней среде, данная модель предполагает активное сотрудничество в инновационной сфере, что выражается в привлечении на каждый этап инновационной деятельности максимально возможного объёма дополнительных внешних ресурсов3. В зарубежных научных трудах уделяется серьёзное внимание тому факту, что переход экономики на путь инновационного развития сопровождается ростом масштабов и качественным углублением сотрудничества между субъектами инновационной деятель-ности4. В российских исследованиях тенденции инновационного развития рассматриваются в работах В. А. Васина, И. С. Иванова, В.Н. Киселёва, Л.Э. Миндели. С нашей точки зрения, причиной является потребность территорий в обеспечении эффективного заимствования, т.е. не перенос ресурсов и результатов инновационной деятельности, а их использование в целях наращивания собственного инновационного потенциала.
В современных моделях инновационной деятельности, предлагаемых в рамках концепции открытых инноваций, остается без должного внимания рассмотрение государственного управления как одного из направлений сотрудничества в инновационной деятельности.
В то же время в ходе анализа научной литературы установлено, что в современных моделях инновационной деятельности, предлагаемых в рамках концепции открытых инноваций, остается без должного внимания рассмотрение государственного управления как одного из направлений сотрудничества в инновационной деятельности, а именно между органами власти и управления, с одной стороны,
и инновационными организациями, с другой5. Данное сотрудничество должно быть учтено, поскольку создаваемые государственной инновационной политикой стимулы, а также ресурсы господдержки оказывают непосредственное воздействие и проникают на каждый этап осуществления инновационной деятельности, являясь, таким образом, значимым фактором её активизации6. В связи с этим в статье инновационная деятельность рассмотрена с точки зрения сопряжения, во-первых, научного подхода, постулирующего необходимость государственного управления инновационной деятельностью, и, во-вторых, концепции открытых инноваций. Подход к рассмотрению инновационной деятельности, образованный в результате синтеза данных научных направлений, позволяет автору обосновать и предложить «трёхмерную» кооперационную модель инновационной деятельности (рис. 1). Пред-
ГЪсуцарственное регулирование инновационной деятельности Использование ресурсов государственной поддержки
I
Субъекты инновационной деятельности Собственные ресурсы
Сотрудничество в инновационной деятельности Использование ресурсов инновационной кооперации
Инновационная продукция
Эффект синергии
Рис. 1. «Трёхмерная» кооперационная модель инновационной деятельности
лагаемая модель позволяет охарактеризовать масштабы усилий государства и других субъектов инновационной деятельности территорий по обеспечению максимальных результатов инновационной деятельности, достигаемых за счёт синергетического эффекта. Неиспользование любого из отражённых в модели источников привлечения ресурсов на каждом этапе инновационной деятельности выражается в уменьшении её потенциального объёма и развитии в «двухмерном» либо «одномерном» пространстве. Кроме того, в современных условиях усложнения инновационной деятельности существует вероятность, что осуществление какого-либо её этапа не будет возможным.
Особое значение имеет тот факт, что взаимодействие субъектов инновационной деятельности с государством может не только расширять, но и компрессировать объём инновационной деятельности, а факторы собственных ресурсов и инновационной кооперации могут не действовать по причине так называемых провалов рынка. Поэтому государственное управление приобретает осо-
бое значение. С одной стороны, оно должно, в целом, содействовать повышению инновационной активности за счёт реализации соответствующих современным условиям мер поддержки (обеспечивая развитие инновационной деятельности в «двухмерном» пространстве, субъекты инновационной деятельности ведут деятельность сами и используют ресурсы государственной поддержки). С другой стороны, в более специфичном ракурсе, государственное управление может, в свою очередь, иметь своей составной частью развитие инновационной кооперации (обеспечивая третье «измерение» инновационной деятельности в случае его отсутствия).
В этой связи предлагаемая модель может быть также использована для разработки матрицы методов государственного управления, в которую вносятся данные о реализуемых на определённой территории инструментах управления, их направленности на заданный этап инновационной деятельности и использование в управлении мер по развитию инновационной кооперации (рис. 2).
Группы методов государственного^ ^ регулирования
Эноиомичеаще
Административно-правовые |
Организациокно-информационные
Развитие инновационной кооперации
Методы, развивающие сотрудшчество
сисгсма научно-исследовательских грантов
уменьшение налогооблагаемых доходов связи с осуществлением расходов на НИР
определенве приоритетных направлевви разввтвя науки и техники_
защита прав ва взобретения
создание ~
создание информации
финансирование в рамках организаций поддержки инновационных предприятий
налоговые льготы по выполнению и реализации прав на результат НИОКР ускоренная амортизация ошоввых средств, используемых для осущесгнлевия опытно-конструкторских работ предоставление пкздаравенных гарантий по обеспечению субъектами инновационной деятельности их обязательств_
предоставление сдд
льготное кредитование
формировавие перечня приоритетных
разработка стандартов в ввых требований к качеству научно-технической продукции
защита прав ва промышленные образцы, полезные модели
технологические парки
формирование баз данных инновационных проектов_
обеспечение государственным заказом
уменьшение налоговых ставок для организаций, реализующих инновационные пшккхы_
предоставление налоговых кредитов при
реализации инновационной продукции_
конкурсы ипповацвовных проектов в целях
защита прав ва ноу-хау
использования результатов интеллектуальной деятельности (лицензии отчуждение прав) _
участие в фувкцвонировавви центров трансфера технологий_
создание особых экономических зон
проектов
/
Методы без ориентации но сотрудничество
Этт генерации ■ знаний
^таппроизводств^^Г инноваций
Этап диффузии ^Этапы инноваций инновационной деятельное™
Рис. 2. Матрица методов государственного управления
т
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Разработанная «многомерная» матрица позволяет охарактеризовать набор применяемых методов государственного регулирования территории:
1. С точки зрения их специализации на этапах инновационной деятельности.
2. В ракурсе их целевой ориентации на развитие сотрудничества в инновационной деятельности - регионального, на национальном и международном уровнях.
При помощи матрицы можно конкретизировать уровень сотрудничества, на котором применяются методы, откладывая по оси 02 каждый уровень. По сути, методы государственного управления инновационной кооперацией в рамках предлагаемых теоретических разработок могут быть классифицированы как специализированные виды методов государственного регулирования инновационной деятельности в рамках трёх выделенных групп общих методов.
Таким образом, синтез современной концепции открытых инноваций, научных взглядов на внутреннее содержание инновационной деятельности, а также подходов к классификации методов управления по функциональной направленности позволил автору предложить подход к систематизации мер государственного управления инновационной деятельностью. Предложенная в рамках подхода «трёхмерная» коопе-
рационная модель выступает теоретическим обоснованием максимизации результатов инновационной деятельности территорий. В разработанной на её основе матрице методов управления в двухмерном пространстве отражается соответствие реализуемых мер этапам инновационной деятельности. В третьем «измерении» отражается использование мер в целях развития инновационной кооперации, 'jjj
Литература
1. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2004. 632 с.
2. Теребова С.В., Губанова Е.С. Активизация инновационного процесса в регионе: моногр. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2009. 179 с.
3. Dahlander L., Gann D.M. How open is innovation? // Research Policy. 2010. № 39. P. 699-709.
4. The international dimension of research and innovation cooperation addressing the grand challenges in the global context / C. Hoareau McGrath [et al.]. Brussels: RAND Europe, 2014. 55 p.
5. Миндели Л.Э., Васин В.А. Проблемы взаимосвязи внутренних и международных аспектов государственной научно-инновационной политики // Инновации. 2006. № 2 (89). С. 20-27.
6. Киселев В.Н. Международное научно-техническое сотрудничество Российской Федерации: краткий обзор и вопросы развития / гл. ред. И.С. Иванов. М.: Спецкнига, 2014. 60 с.
THE APPROACH TO SYSTEMATIZATION OF STATE ADMINISTRATION MEASURES OF INNOVATIVE ACTIVITY
I.V. Kuzmin, junior researcher.
Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences.
Vologda, Russia, [email protected]
The state innovative policy is executed in order to provide innovative development of territories. In the modern conditions the objective of strategic approach S realization in regional innovative development is solved due to thoroughly developed methods and measures of state administration in this sphere. However, administrative influence in innovative sphere must rely on stable scientific base. Making adequate administrative decisions requires right and up-to-date understanding of essence and content of administrative subject. This article provides a solution of the task for studying and generalization of theoretical propositions, being a base and substantiating the modern concept of territories' innovative activity. The conducted research allows developing and offering "three-dimensional" cooperative model of territories' innovative activity and matrix of state administration methods of innovative activity, which allow the next points: 1) describing scales of efforts, applied by the state and other subjects of territories'
innovative activity, for providing the best results of innovative activity; 2) characterizing a set of applied methods of the territories' innovative activity's state administration from the view point of specialization at different stages of innovative activity and perspective of their goal focus on development of innovative cooperation.
Key words: governance, innovation, international cooperation, management, innovation cooperation, innovation development territories.
References
1. Kuzyk B.N., Iakovets Iu.V Rossiia-2050: strategiia innovatsionnogo proryva [Russia-2050: strategy of innovative breakthrough]. Moscow. Ekonomika Publ., 2004. 632 p.
2. Terebova S.V, Gubanova E.S. Aktivizatsiia innovatsionnogo protsessa v regione: monogr. [Activization of innovative process in the region: monograph]. Vologda, VNKTs TsEMI RAN Publ., 2009. 179 p.
3. Dahlander L., Gann D.M. How open is innovation? Research Policy, 2010, no. 39, pp. 699-709.
4. The international dimension of research and innovation cooperation addressing the grand challenges in the global context / C. Hoareau McGrath [et al.]. Brussels: RAND Europe, 2014. 55 p.
5. Mindeli L.E., Vasin V.A. Problemy vzaimosviazi vnutrennikh i mezhdunarodnykh aspektov go-sudarstvennoi nauchno-innovatsionnoi politiki [The problem of interrelation between domestic and international aspects of state scientific and innovation policy]. Innovatsii - Innovation, 2006, no. 2 (89), pp. 20-27.
6. Kiselev V.N. Mezhdunarodnoe nauchno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Rossiiskoi Federatsii: kratkii obzor i voprosy razvitiia / gl. red. I.S. Ivanov [International scientific-technical cooperation of the Russian Federation: overview and development issues. Ed. by I.S. Ivanov]. Moscow, Spetskniga Publ., 2014. 60 p.