Выходные сведения статьи:
Кузьмин И.В. Мониторинг развития международного сотрудничества в инновационной сфере как инструмент государственного управления // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2017. № 3(21). URL: https://regrazvitie.ru/monitoring-razvitiYa-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-v-innovatsionnoi-sfere-kak-instrument-gosudarstvennogo-upravleniva/_
УДК 332.14+339.92(470)
Мониторинг развития международного сотрудничества в инновационной сфере как инструмент государственного управления
© Кузьмин Илья Владимирович1
E-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук
В настоящей статье поднимаются вопросы о необходимости аналитического обеспечения разработки мер государственного управления инновационной деятельностью территорий. В контексте проводимого исследования в первую очередь затрагиваются меры, которые направлены на повышение инновационной активности регионов за счёт развития в них международного сотрудничества в инновационной сфере. Обоснован подход к организации мониторинга развития международного сотрудничества в инновационной сфере в региональном разрезе. В этих целях рассмотрены потенциальные аспекты оценки международного сотрудничества территорий в инновационной сфере. Приведены результаты анализа имеющейся в официальной статистике информационной базы, которая может быть использована в ходе организации и осуществления мониторинга. Показаны направления использования собираемых с помощью мониторинга данных в рамках разработки инновационной политики территорий.
Ключевые слова: управление инновациями, государственное управление, инновационная деятельность, международное сотрудничество, инновационная кооперация
Monitoring of international collaboration in innovation as an instrument of public administration
© Kuzmin Ilia Vladimirovich
E-mail: [email protected]
Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Sciences
The article raises the questions concerning the need for improving analytical data used to design public administration measures intended for territorial innovation activity development. In its context the study primarily deals with measures aimed at increasing regions' innovation activity on the basis of their international innovation collaboration development. The author substantiates an approach to organize the monitoring of international innovation collaboration development in the regional perspective. This goal required examining potential aspects of assessment of territorial international innovation collaboration. The paper contains the results of the analysis of the official statis-
1 Кузьмин Илья Владимирович - м.н.с. Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук (Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, 56а).
tical information that may be used in order to organize and conduct the monitoring. The areas to use the monitoring data when designing territorial innovation policies are shown and discussed.
Keywords: innovation management, public administration, innovation activity, international collaboration, innovation cooperation
Мнения по поводу положительных и отрицательных сторон процессов интернационализации в научно-технологической и инновационной сферах существенно рознятся. Говоря об угрозах, исследователи отмечают возможности ослабления позиций национальных предприятий по причине открытости экономической системы, а в качестве наиболее проблемных сценариев называют исчезновение тех или иных отрасли народного хозяйства. При этом не вызывает сомнений, что в долгосрочной перспективе интернационализация так или иначе будет оказывать значительное воздействие на инновационную деятельность предприятий и территорий в целом. В связи с этим возникает необходимость в осуществлении мер научно-технологической и инновационной политики государства, направленных на защиту отечественных предприятий от негативных проявлений такого влияния.
Как представляется, направлением инновационной политики по защите от негативных последствий интернационализации выступает создание условий для получения конкурентных преимуществ отечественными субъектами инновационной деятельности на базе развития международного сотрудничества [1]. В этом случае российские учёные и практики будут в полной мере вовлечены в актуальные инновационные процессы, протекающие в мировом сообществе. Принимая во внимание отставание регионов Российской Федерации от стран -лидеров по уровню инновационного развития и технологической обеспеченности производства [2; 3], можно сделать вывод о необходимости осуществления инициатив по развитию собственной технологической базы, а также усилий по задействованию передовых мировых разработок и практик. Сотрудничество предприятий обеспечивает обмен знаниями, снижение рисков, затрат, а также, в целом, объединение ресурсов и результатов инновационной деятельности, что в современных реалиях выступает в качестве важного критерия её успешного осуществления [1]. Ввиду этого существует объективная потребность в активизации участия регионов Российской Федерации в международном сотрудничестве в инновационной сфере.
На сегодняшний день в государственной научно-технологической и инновационной политике Российской Федерации возможно выделить два основных приоритета развития международного сотрудничества:
а) повышение роли и удельного веса международного сотрудничества в инновационной деятельности в общей структуре внешнеэкономической деятельности России и её регионов;
б) создание механизмов и инфраструктуры развития международного сотрудничества. Можно говорить о том, что в данной области за последние десятилетия создан определённый задел для последующей интенсификации инновационной деятельности с помощью соответствующих инструментов.
В настоящее время, однако, целостная система международного сотрудничества в инновационной сфере российских регионов в полной мере не выстроена. Ввиду этого, особую актуальность приобретает её построение и дальнейшее развитие [4], что будет направлено на создание благоприятной среды для осуществления инновационной деятельности, освоения, коммерциализации её результатов, получения конкурентных преимуществ, эффекта синергии, с одной стороны, субъектами инновационной деятельности, с другой - их зарубежными партнёрами. Необходимо создавать условия, позволяющие предприятиям быть готовыми к международной инновационной кооперации.
Определение перспективных направлений укрепления международного сотрудничества регионов в инновационной деятельности и разработка обеспечивающих их реализацию механизмов государственного регулирования обуславливает необходимость получения достоверной информации об уровне развития инновационной деятельности и сотрудничества в регионах Российской Федерации. Разработка средств проведения оценки международного сотрудничества в инновационной сфере в настоящее время остаётся неразработанным аспектом исследований по затрагиваемой проблематике. Применение специальных инструмента-риев анализа международного сотрудничества, позволяющих оценить общий уровень его развития, а также отдельные направления, помимо всего прочего, создало бы основу для последующего использования экономико-математических методов в целях подтверждения и обоснования степени взаимосвязи международного сотрудничества и инновационной активности регионов на фактических данных. Кроме того, усиливается потребность в проведении мониторинга международного сотрудничества в инновационной деятельности на региональном уровне. Решение данных проблем позволит принимать обоснованные управленческие решения, обеспечить адресность разрабатываемых мер государственного управления инновационной деятельностью и выявление возможностей подключения субъектов Российской Федерации к международным инновационным программам и проектам.
В связи с этим в настоящем исследовании поставлена цель обоснования подхода к организации мониторинга международного сотрудничества в инновационной сфере в региональном разрезе, а также задачи по рассмотрению потенциальных аспектов оценки международного сотрудничества территорий в инновационной сфере, анализу имеющейся информационной базы для реализации мониторинга и выявлению направлений использования собираемых с помощью мониторинга данных в инновационной политике.
Рассмотрение зарубежного и российского опыта государственного управления инновационной деятельностью на предыдущих этапах наших исследований позволяет опираться на выводы о том, что в странах, добившихся значительных результатов в инновационном развитии, наряду с прямыми методами государственного управления, важнейшее место в которых занимает финансирование, принимаются организационно-информационные меры по распространению инноваций, а также делаются акценты на методах стимулирования. Важной задачей, решаемой государством при тесном сочетании всех групп методов управления, является развитие национальной и международной инновационной кооперации. На региональном уровне степень интенсивности её использования в рамках государственного управления инновационной деятельностью планомерно возрастает.
В частности, разработка мер государственной поддержки, обеспечивающих адресное реагирование и решение имеющихся проблем, среди прочего, должна опираться на обратную связь участниками инновационных процессов территорий. В названных выше странах данная задача решается с помощью регулярно осуществляемого мониторинга развития международной инновационной кооперации. При этом, к учёту принимаются как самостоятельные практики субъектов инновационной деятельности, так и результаты, достигаемые за счёт реализации мер государственного управления инновационной деятельностью.
Под мониторингом в обсуждаемом контексте понимается система сбора, обработки, анализа и оценки органами власти и управления региона информации о: 1) имеющихся результатах инновационной деятельности, которые получены, используются и могут быть в дальнейшем задействованы в процессе развития международного сотрудничества региона в инновационной сфере; 2) о потенциальных возможностях участия субъектов инновационной деятельности в развитии международного сотрудничества.
Мониторинг представляет собой один из важных инструментов инновационной политики государства и призван обеспечить:
- получение информации об осуществлении международных научных исследований и опытно-конструкторских разработок;
-получение информации о разработке и производстве инновационной продукции международного уровня на основе инновационной кооперации;
- реализацию региональной инновационной политики в области развития международного сотрудничества, выполнение государственного заказа, а также целевых программ и концепций региона;
- выявление возможностей привлечения инвестиционных ресурсов в инновационную сферу региона; и другое.
В целях организации проведения систематического мониторинга в регионах Российской Федерации в его основу может быть заложен подход, предполагающий использование двух аспектов оценки: квалитативный и квантитативный. В рамках квалитативного аспекта осуществляется применение экспертного подхода, за основу которого может быть взят инструментарий анкетного опроса ведущих инновационных предприятий и высших учебных заведений региона [3]. Данное анкетирование позволяет выявить существующий у субъектов инновационной деятельности задел для развития международной инновационной кооперации, основные барьеры, возникающие в процессе развития последней, а также существующие потребности. Проведение мониторинга целесообразно дополнить разделом о конкретных предложениях предприятий и вузов по реализации потенциальных инновационных проектов для составления соответствующей базы данных, способной содействовать осуществлению их различной поддержки со стороны региональных органов власти и управления.
Второй, квантитативный аспект мониторинга международного сотрудничества региона в инновационной сфере целесообразно построить на сборе и анализе показателей, объединённых в блоки, каждый из которых отражает развитие одного из представленных в официальной статистике направлений международной инновационной кооперации:
а) международные проекты научных исследований и опытно-конструкторских разработок;
б) привлечение ресурсов и реализация инноваций; в) экспорт и импорт инновационных технологий [5; 6]. Важно, что только реализация всех указанных направлений мониторинга способна принести наилучший результат, т. е. максимально достоверную и полную информацию. В соответствии с предлагаемой структурой мониторинга международного сотрудничества региона в инновационной сфере первичные показатели, характеризующие текущее положение дел, также образуют три блока.
Система показателей мониторинга развития международного сотрудничества в рамках механизма государственного управления инновационной деятельностью в регионе, сбор которых может быть осуществлён из баз данных государственной статистики [5; 6]:
1. Развитие международных проектов научных исследований и опытно-конструкторских разработок.
1.1. Число совместных проектов по выполнению научных исследований и опытно-конструкторских разработок с партнёрами из стран СНГ, ед./количество промышленных предприятий и организаций.
1.2. Число совместных проектов по выполнению научных исследований и опытно-конструкторских разработок с партнёрами из стран ЕС, Индии, Китая, других стран, ед./количество промышленных предприятий и организаций.
1.3. Внутренние затраты на научные исследования и разработки, тыс. руб./количество промышленных предприятий и организаций (в разбивке по видам затрат).
1.4. Внутренние затраты на научные исследования и разработки из средств иностранных источников, тыс. руб./количество промышленных предприятий и организаций (в разбивке по видам затрат).
1.5. Число совместных проектов по выполнению НИОКР с партнёрами из Российской Федерации, ед./количество промышленных предприятий и организаций.
2. Привлечение ресурсов и реализация инноваций.
2.1. Реализовано инновационных товаров, работ, услуг за пределами Российской Федерации, тыс. руб./количество промышленных предприятий и организаций.
2.2. Реализовано инновационных товаров, работ, услуг в странах СНГ, тыс. руб./количество промышленных предприятий и организаций.
2.3. Реализовано инновационных товаров, работ, услуг в странах ЕС, Индии, Китае, других странах, тыс. руб./количество промышленных предприятий и организаций.
2.4. Затраты на инновационную деятельность из собственных средств организаций, тыс. руб./количество промышленных предприятий и организаций.
2.5. Затраты на инновационную деятельность из средств федерального бюджета, тыс. руб./количество промышленных предприятий и организаций.
2.6. Затраты на инновационную деятельность из средств бюджета субъекта Российской Федерации, тыс. руб./количество промышленных предприятий и организаций.
2.7. Затраты на инновационную деятельность из средств иностранных источников, тыс. руб./количество промышленных предприятий и организаций.
2.8. Отгружено инновационных товаров, работ, услуг, тыс. руб./количество промышленных предприятий и организаций.
3. Экспорт и импорт инновационных технологий.
3.1. Число соглашений по экспорту технологий, ед./количество промышленных предприятий и организаций (в разбивке по категориям соглашений и видам технологий).
3.2. Число соглашений по импорту технологий, ед./количество промышленных предприятий и организаций (в разбивке по категориям соглашений и видам технологий).
3.3. Затраты на деятельность по маркетингу инноваций в рамках госпрограмм субъекта Российской Федерации, тыс. руб./количество промышленных предприятий и организаций.
3.4. Поступления в отчётном году по экспорту технологий по соглашениям с зарубежными странами, тыс. руб./количество промышленных предприятий и организаций (в разбивке по категориям соглашений и видам технологий).
3.5. Выплаты в отчётном году по импорту технологий по соглашениям с зарубежными странами, тыс. руб./количество промышленных предприятий и организаций (в разбивке по категориям соглашений и видам технологий).
В связи с тем, что инновационные проекты, как правило, являются долгосрочными, для получения наиболее достоверных результатов целесообразно осуществлять проведение этапов мониторинга с ориентировочной частотой, составляющей не менее двух календарных лет. При этом ежегодно собираемые данные могут использоваться в качестве ориентира, т. е. предварительных, промежуточных показателей мониторинга. Мониторинг способен выступать инструментом, обеспечивающим, с помощью информирования принимающих решения лиц, продуманную реализацию и совершенствование механизма государственного управления инновационной деятельностью в регионе.
В заключение необходимо отметить, что предлагаемый подход к мониторингу и соответствующее ему разделение индикаторов на три направления создаст базу для определения сильных и слабых сторон международной инновационной кооперации комплексно. Это позволит в дальнейшем проводить более качественный анализ и принимать взвешенные управленческие решения, направленные на повышение инновационной активности и достижение лучших результатов инновационной деятельности. Данные мониторинга могут представляться в рамках заседаний региональных органов власти и управления, посвящённых вопросам развития инновационной деятельности территорий, в целом, и международного сотрудничества в инновационной сфере, в частности. Их решения определяют выбор приоритетов и мер активизации международной инновационной кооперации, включаемых в состав нормативно-правовых и программных документов регионов.
С практической точки зрения особенно значимыми функциями мониторинга в обсуждаемом контексте, таким образом, выступают следующие:
- аналитическая, предполагающая осуществление анализа результатов инновационной деятельности, в особенности их части, полученной по итогам инновационной кооперации, на предмет наличия возможностей их использования в развитии международного сотрудничества региона в целях активизации инновационной деятельности, а также выявление причин, условий, факторов, детерминирующих состояние и динамику изменений объекта;
- прогностическая, заключающаяся в обоснованных предположениях о возможностях потенциального участия субъектов инновационной деятельности в реализации проектов международного сотрудничества в инновационной деятельности, в том числе в рамках разрабатываемого механизма государственного регулирования инновационной деятельности;
- управленческая, заключающаяся в совершенствовании на основе полученных данных механизма и инструментов государственного регулирования в целях реализации проектов по развитию международного сотрудничества региона в инновационной деятельности.
Важность названных функций определяется тем, что международное сотрудничество в инновационной сфере характеризуется возможностями его развития в рамках многих применяемых в настоящее время в регионах инструментов государственной научно-технологической и инновационной политики. Тем не менее, необходимо совершенствование набора, содержания и взаимодействия имеющихся инструментов, но не создание новых организационных структур со схожими функциями, которые будут дублировать уже существующие отдельные направления деятельности и тем самым нерационально увеличивать нагрузку на бюджет.
Кроме того, в аспекте реализации организационно-информационных мер государственной поддержки, инструмент мониторинга международного сотрудничества в инновационной сфере позволит создавать условия для выявления конкретных субъектов инновационной деятельности, обладающих потенциалом развития международной инновационной кооперации. В дальнейшем органы власти и управления получат возможности направления в адрес данных субъектов инновационной деятельности предложений по участию в финансово-экономических и иных инструментах поддержки, осуществляемых в рамках государственного регулирования инновационной деятельности (адресное предложение). Представители данных субъектов будут приглашаться на специализированные мероприятия организаций инновационной инфраструктуры в целях представления подробной информации о возможностях развития международного сотрудничества в инновационной сфере, а также о том, какие шаги необходимо предпринимать для успешной реализации данного направления инновационной деятельности.
Список литературы
1. Полтерович, В.М. Принципы формирования национальной инновационной системы [Текст] / В.М. Полтерович // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 11. - С. 819.
2. Кузьмин, И.В. Методика оценки международного сотрудничества регионов в инновационной деятельности [Текст] / И.В. Кузьмин, Е.С. Губанова // Проблемы развития территории. - 2016. - № 1 (81). - С. 189-201.
3. Кузьмин, И.В. Международное сотрудничество региона в инновационной деятельности: направления, стимулы, барьеры [Электронный ресурс] / И.В. Кузьмин // Вопросы территориального развития. - 2015. - № 6. - Режим доступа: http://vtr.isert-ran.ru/article/1510
4. Международное научно-техническое сотрудничество: региональный аспект (на примере Северо-Западного федерального округа РФ и Республики Беларусь) [Текст] / К.А. Задумкин, С.В. Теребова, В.В. Гончаров, В.А. Колотухин, Д.В. Никеенко. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. - 154 c.
5. Официальный веб-сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru. - Дата обращения: 15.05.2017.
6. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do. - Дата обращения: 15.05.2017.
References
1. Polterovich, V.M. Principy formirovanija nacional'noj innovacionnoj sistemy [Tekst] / V.M. Polterovich // Problemy teorii i praktiki upravlenija. - 2008. - № 11. - S. 8-19.
2. Kuz'min, I.V. Metodika ocenki mezhdunarodnogo sotrudnichestva regionov v innovacionnoj dejatel'nosti [Tekst] / I.V. Kuz'min, E.S. Gubanova // Problemy razvitija territorii. -2016. - № 1 (81). - S. 189-201.
3. Kuz'min, I.V. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo regiona v innovacionnoj dejatel'nosti: napravlenija, stimuly, bar'ery [Jelektronnyj resurs] / I.V. Kuz'min // Voprosy territorial'nogo razvitija. - 2015. - № 6. - Rezhim dostupa: http://vtr.isert-ran.ru/article/1510
4. Mezhdunarodnoe nauchno-tehnicheskoe sotrudnichestvo: regional'nyj aspekt (na primere Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga RF i Respubliki Belarus') [Tekst] / K.A. Zadumkin, S.V. Terebova, V.V. Goncharov, V.A. Kolotuhin, D.V. Nikeenko. - Vologda : ISJeRT RAN, 2012. -154 c.
5. Oficial'nyj veb-sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki [Jelek-tronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.gks.ru. - Data obrashhenija: 15.05.2017.
6. Edinaja mezhvedomstvennaja informacionno-statisticheskaja sistema [Jelektronnyj resurs] / Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki - Rezhim dostupa: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do. - Data obrashhenija: 15.05.2017.