Научная статья на тему 'Подход к определению градостроительных границ территории на примере Кузбасса'

Подход к определению градостроительных границ территории на примере Кузбасса Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
644
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / КОМПЛЕКСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / BIM / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИИ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ АРЕАЛ УГЛЕДОБЫЧИ / КУЗБАСС / TOWN PLANNING / TERRITORIAL PLANNING / URBAN DEVELOPMENT / COMPREHENSIVE PLANNING / SPATIAL PLANNING / INFORMATION MODELLING SYSTEM / URBAN BORDERS AREA / URBAN AREA OF COAL MINING / KUZBASS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Самойлова Надежда Александровна

Обозначен круг проблемных градостроительных вопросов, касающихся градостроительных границ территории. Предложены способы, механизмы и мероприятия по определению градостроительных границ территории, включающей несколько взаимосвязанных городских и сельских поселений, расположенных в различных городских округах и муниципальных районах, на примере Кузбасса. В сформированных градостроительных границах ареала угледобычи созданы предпосылки для создания системы информационного моделирования (BIM) для планирования, проектирования, строительства и последующего управления и эксплуатации объектами инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approach to defining the urban development borders of an area on the example of Kuzbass

ON THE EXAMPLE OF KUZBASS The contemporary urban planning problems are of multifaceted character and are directly relevant to fundamental aspects of the development of the society social sphere, economy, land and property relations, material environment and its safety, preservation of historical and cultural heritage, ecology. In spacial planning aspect urban planning is, first of all, planning and design, including scientifically justified legal regulation, spatial organization of territorial objects (of a country and its regions, settlements, components of planning structure: planning centers, axes, zones, etc., separate land plots), i.d. forecast of their future state use, development or reconstruction. All these should be included into town planning documentation. The author specified the range of problematic urban planning issues, which refer to urban border areas. The methods, mechanisms and measures to define urban border areas including several interdependent urban and rural settlements situated in different city regions are offered using the example of Kuzbass. The backgrounds for the creation of BIM system for planning, design, construction and further management and operation of infrastructure objects are created within the formed urban border areas of coal mining.

Текст научной работы на тему «Подход к определению градостроительных границ территории на примере Кузбасса»

АРХИТЕКТУРА И ГРАдОСТРОИТЕльСТВО.

реконструкция и реставрация

УДК 711

н.А. самойлова

НИУМГСУ

подход к определению градостроительных границ территории на примере кузбасса

Обозначен круг проблемных градостроительных вопросов, касающихся градостроительных границ территории. Предложены способы, механизмы и мероприятия по определению градостроительных границ территории, включающей несколько взаимосвязанных городских и сельских поселений, расположенных в различных городских округах и муниципальных районах, на примере Кузбасса. В сформированных градостроительных границах ареала угледобычи созданы предпосылки для создания системы информационного моделирования (BIM) для планирования, проектирования, строительства и последующего управления и эксплуатации объектами инфраструктуры.

Ключевые слова: градостроительная деятельность, территориальное планирование, градостроительство, комплексное планирование, пространственное планирование, система информационного моделирования, BIM, градостроительные границы территории, градостроительный ареал угледобычи, Кузбасс

Россия — крупнейшее по площади государство в мире, обладающее уникальным разнообразием территориального распределения природной и искусственной сред жизнедеятельности, претерпела за последнее столетие огромные, не имевшие аналогов в мире, изменения в градостроительном освоении своей территории.

Современная градостроительная проблематика носит многофакторный характер и имеет прямое отношение к фундаментальным аспектам развития общества: социальной сфере, экономике, земельно-имущественным отношениям, материальной среде и ее безопасности, охране исторического и культурного наследия, экологии.

Градостроительство, в отличие от градостроительной науки в аспекте территориального планирования [1], — это прежде всего планирование и проектирование, в т.ч. научно-обоснованное правовое регулирование, пространственной организации обустройства территориальных объектов (страны и ее регионов, поселений, населенных мест, компонентов планировочной структуры: планировочных центров, осей, зон, отдельных земельных участков и др.), т.е. прогноз их будущего состояния — использование, развитие или реконструкция. Все это должно отражаться в системе градостроительной документации.

По продолжительности жизненного цикла прединвестиционная (включающая разработку градостроительной документации) и инвестиционная фазы в совокупности составляют не более 7 %, но в наибольшей мере оказывают

ВЕСТНИК 1/2Q16

существенное влияние на эксплуатационную фазу создаваемых объектов градостроительной деятельности.

Представляется пять стадий управления объектами градостроительной деятельности в течение всего их жизненного цикла:

предпроект (концепция градостроительного планирования); проект (документы территориального планирования и документация по планировке территории);

архитектурно-строительное проектирование (проектная документация); строительство (возведение новых, реконструктивное замещение и качественное обновление выбывающих объемов и объектов среды жизнедеятельности);

эксплуатация объектов (текущий и капитальный ремонт, реставрация). Все выделенные стадии должны найти отражение в системе современного информационного моделирования (BIM) для планирования, проектирования, строительства и последующего управления и эксплуатации объектами градостроительной деятельности.

Различные территориальные объекты редко совпадают с границами административно-территориальных образований (АТО) и ранее определенными земельно-правовыми отношениями.

В условиях перехода от функциональной модели градостроительной деятельности к «конфликтной социально-ориентированной» [2] недостаточно установленных в нормативно-правовых [3—5], нормативно-технических [6] и нормативно-методологических документах [7—9] в сфере градостроительства единиц территориального планирования: схемы территориального планирования Российской Федерации1, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации2, схемы территориального планирования муниципальных образований, генеральные планы городских округов и генеральные планы городских (сельских) поселений (далее — ДТП). Практически совместные ДТП, разработка которых регламентирована ч. 2 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), не подготавливаются, а разработка ДТП на отдельные части территории ни страны, ни субъекта РФ, ни муниципальных образований не производится, проведение предпроектных научно-исследовательских работ не имеет системы.

1 Следует отметить, что Методические рекомендации по разработке проектов схем территориального планирования РФ [7], включающие такие компоненты графического изображения объектов, как планировочные центры, оси, районы и зоны, выпущены Минрегионом России уже после утверждения распоряжений Правительства РФ необходимых по ГК РФ ДТП в областях здравоохранения (от 28.12.2012 № 2607-р), образования (от 26.02.2013 № 247-р), транспорта (от 19.03.2013 № 384-р, от 13.08.2013 № 1416-р), а в области энергетики разница составляет менее чем 2 недели после утверждения указанных рекомендаций (от 11.11.2013 № 2084-р).

2 Следует отметить, что Методические рекомендации по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов РФ [8], включающие возможность указания в задании на подготовку проекта Схемы сведений о границах планируемой территории (вся территория субъекта Российской Федерации или ее часть) выпущены Минрегионом России уже после утверждения в соответствии с ГК РФ ДТП субъектов РФ (т.е. после вступления в силу нормы пункта 4 ст. 9 ГК РФ — 31.12.2012 г.).

Правоприменительная практика территориального планирования только в границах субъектов РФ и муниципальных образований, утвержденных в установленном порядке3, не подходит для долгосрочного планирования развития территории России. Недостатки такой подготовки ДТП и невозможность использования имеющихся в научно-практической литературе таких типологических градостроительных единиц системы расселения, как каркас расселения (планировочные центры, узлы и оси), мегалополис, конурбация, агломерация, планировочный (проектируемый) регион4, планировочные зоны (массивы, районы)5, отмечались многими градостроителями [11—18]. Однако в России до настоящего времени не имеется консолидированного научно обоснованного определения ни агломераций, ни иных форм пространственной организации территории, что вызывает трудности в практическом их использовании, а необходимость в таких градостроительных единицах только нарастает в современных социально-экономических условиях государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства, примером являются законодательные акты, регулирующие градостроительную деятельность на отдельных территориях (федеральные законы: № 310-Ф3 от 01.12.2007 г. (Олимпиада в Сочи [19]), № 93-Ф3 от 08.05.2009 г. (АТЭС 2012 [20]), № 244-ФЗ от 28.09.2010 г. (Сколково [21]), № 43-Ф3 от 05.04.2013 г. (новая Москва [22]), № 108-ФЗ от 07.06.2013 г. (FIFA 2018 [23]), № 12-ФКЗ от 21.07.2014 г. (Крым и Севастополь [24]), № 473-ФЗ от 29.12.2014 г. (территории опережающего социально-экономического развития [25]).

В настоящее время для целей масштабного освоения территории со сложившейся социальной и инженерно-транспортной инфраструктурой уже нерационально применять ранее широко использовавшийся административно-командный способ изменения границ АТО. При этом легитимные обоснования градостроительных границ на части территории АТО отсутствуют.

Общей нерешенной проблемой в системе взаимосвязи процессов управления градостроительным развитием территории является взаимодействие между стратегическим и территориальным планированием.

Так, взаимосвязь наиболее выраженных функций территории («якорные функции»), например «угледобывающая деятельность», должна учитывать расположение в системе расселения населения на территории страны (рис. 1). Традиционные статистические методы анализа территории, например по показателю объем угледобычи (рис. 2 и 3), недостаточны для идентификации территориального объекта6 ни на региональном, ни на муниципальном уровнях.

3 «Системы расселения должны включать в свой состав цельные муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа, городские и сельские поселения)». Пункт 4.5.6 [8].

4 Ранее проектируемый регион был установлен в п. 3.3 МДС 11-7.2000 [10], он отличен от предусмотренной в настоящее время [8] планируемой территории, под которой понимается только вся территория субъекта РФ или ее часть.

5 Предусмотрены только для поселений и городских округов [9].

6 Территориальный объект — градостроительный объект различного масштаба и уровня сложности: от систем расселения населения до участков благоустройства и застройки территории.

Рис. 1. Модель каркаса расселения России на основе крупнейших агломераций, И.Г. Лежава, И.М. Смоляр [26]

Рис. 2. Промышленные запасы угля в России [27]

Предлагается новый подход к определению градостроительных границ территории, которые встраиваются в иерархический ряд стратегических документов, как по «вертикали»: между федеральной властью, региональной властью и органами местного самоуправления муниципальных образований, так и по «горизонтали»: между органами власти, представителями общественности, частными инвесторами, в т.ч. транснациональными и национальными, и местными жителями.

Рис. 3. Карта-схема угледобычи в границах муниципальных образований Кемеровской области

На примере Кузбасса сформированы градостроительные границы территории7 [28]. Основа их определения — взаиморасположение зон социально-экономического тяготения (СЭТ) поселений различных рангов, отражающих численный состав населения. Представленная типология взаимосвязи зон (рис. 4) проиллюстрирована примерами для поселений Кемеровской области 2-го (численность населения от 500 тыс. до 1 млн чел.) и 5-го ранга (численность населения от 50 до 100 тыс. чел.).

7 Градостроительные границы территории — границы территории, в пределах которых подготавливаются и учитываются документы территориального планирования.

Рис. 4. Типология вариантов взаиморасположения зон (а): тип 1 — зона пересечения отсутствует (К нет); тип 2 — имеется совместная зона пересечения (К есть); с1 — расстояние между поселениями; — совместная зона пересечения; Б — расстояние до совместной зоны пересечения от поселений 1 и 2 соответственно; 1 и 2 — поселения одинакового ранга; Я — радиус зоны с учетом ранга поселения; примеры взаиморасположения зон для поселений на территории Кемеровской области: б — ранга 2; в — ранга 5

Процедурная последовательность формирования градостроительных границ территориального объекта на примере градостроительного ареала угледобычи8 Кузбасса приведена на рис. 5. Градостроительные границы ареала угледобычи сформированы в результате научно обоснованных принципов нахождения градостроительных границ в наиболее тесно взаиморасположеных существующих зонах СЭТ, учитывают наиболее выраженные функции территории и градостроительно-территориальный потенциал.

На конкретном примере для группы поселений Кемеровской области проанализирована сложившаяся градостроительная ситуация. А именно, отдельно подготовленные после принятия ГК РФ документы семи муниципальных образований без учета их пространственной взаимосвязи не обеспечивают комплексного планирования на территории угольного бассейна Кузбасса и вызывают трудности в практическом их использовании в современных социально-экономических условиях государственно-частного и муниципаль-но-частного партнерства. Возрастающие масштабы ежегодного нарушения

8 Градостроительный ареал угледобычи — отдельный тип территории, который сформирован в результате научно обоснованных принципов нахождения его границ и компромиссного соглашения заинтересованных участников градостроительной деятельности (власть, бизнес, общество, индивид) на территории угледобывающей деятельности, и зафиксирован в информационных системах (ИС) для прогнозирования и программирования, предваряющих последующее проектирование использования территории, мониторинга и учета данных иС субъектами градостроительных отношений [28, с. 36].

земель из-за экстенсивного способа освоения территории, в основе которого преимущественное расширение антропогенной площади территории (площадь территории, нарушенной в результате угледобычи показана красным цветом на рис. 5, г), принимают угрожающий устойчивому развитию территории характер.

а б в г

Рис. 5. Последовательность определения градостроительной границы ареала угледобычи (ГрадА «n») на примере поселений Кемеровской области: а — карто-схема взаимосвязи ресурсных особенностей недр территории Кузбасса и зон СЭТ поселений 2—5-го рангов; б—карто-схема наиболее тесного взаиморасположения типов зон СЭТ поселений 5-го ранга в совместной зоне (Zs) поселений 2-го ранга (тип 2д: Ленинск-Кузнецк—Белово в Zs тип 2в: Кемерово — Новокузнецк); в — карто-схема моделирования зон СЭТ и градостроительных зон поселений ранга 5 и окружающих их территорий; г — карто-схема градостроительного ареала угледобычи «Ленинск-Кузнецкий — Белово» (ГрадА«п»)

BIM позволяют обеспечить реализацию процессов моделирования для комплексного развития группы поселений и окружающих их территорий с учетом совместного скоординированного управления объектами инфраструктуры.

На предпроектном этапе предлагается подготовка в сформированных градостроительных границах ареала угледобычи9 (рис. 6 и 7) градостроительной концепции10 многоуровневого комплексного развития (включая объекты проектирования наземные, подземные и надземные [31—33]) нескольких поселений с учетом ранее созданной инфраструктуры, необходимой для угледобычи в различные временные периоды. Такой градостроительный ареал угледобычи должен быть включен в сложившуюся систему расселения населения (рис. 8) с учетом градостроительного прогноза ее развития, в основе которого возможный стратегический документ «Основы государственной градостроительной политики Российской Федерации».

9 Алгоритм определения градостроительных границ проекта [28, с. 39] включает, помимо представленной последовательности моделирования вариантов совместных градостроительных границ территории нескольких поселений, цикл интеграции данных для установления компромиссного соглашения заинтересованных участников градостроительной деятельности (власть, бизнес, общество, индивид) на территории угледобывающей деятельности.

10 «Концепция градостроительного планирования использования территорий, нарушенных в результате угледобывающей деятельности, в Кузбассе» удостоена I места на Всероссийском профессиональном конкурсе на лучший инновационный проект в номинации «Лучшая концепция нереализованного архитектурного проекта» [29].

Рис. 6. Градостроительный ареал угледобычи: а — расположение в Кемеровской области ГрадА «п» «Ленинск-Кузнецкий — Белово»; б — вариант границы ГрадА «п» «Ленинск-Кузнецкий — Белово» с учетом транспортной доступности, существующее положение «п» на 2015 г.

Градостроительный ареал угледобычи ГрадА«пв

рис. 7. градостроительный ареал угледобычи в границах административно-территориального деления муниципальных образований кемеровской области на 01.01.2015 г.: городские округа — ленинск-кузнецкий, Беловский, краснобродский и Полысаев-ский; муниципальные районы — беловский, Гурьевский, ленинск-кузнецкий, крапи-винский, Прокопьевский и Промышленновский

Рис. 8. Расположение градостроительного ареала угледобычи в сложившейся градостроительной комбинации типов территориальных объектов в Сибирском регионе. Составлена по данным [30]

Предложенный подход к формированию градостроительных границ территории может использоваться для различных типов территории страны. Это отправная база для обсуждения, нахождения компромисса интересов участников градостроительных отношений (власть, бизнес, общество, индивид) и принятия решения о последующем совместном градостроительном планировании использования территорий, заказе, подготовке и учету в ИС различных видов градостроительной документации [34], а также формировании инвестиционной (в т.ч. крупных угольных компаний, входящих в транснациональные, национальные холдинги и региональные кузбасские компании) и социально-эколо-го-экономической политики, направленной как на решение сложившихся градостроительных проблем, так и на управление инфраструктурными объектами в течение всего их жизненного цикла в особых градостроительных границах.

ВЕСТНИК 1/2016

Библиографический список

1. Самойлова Н.А. Современные направления градостроительной науки в аспекте территориального планирования // Вестник МГСУ. 2013. № 11. С. 210—217.

2. Есаулов Г.В. Основные положения градостроительной доктрины Российской Федерации // Научные и практические аспекты формирования городских агломераций : сб. материалов по проблемам развития городских агломераций в странах СНГ к науч.-практ. конф. М. : Минрегион развития России, 2011. С. 9—12.

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации : от 29.12.2004 № 190-ФЗ (в ред. от 13.07.2015).

4. Постановление Правительства РФ от 13.11.2006 № 680 (ред. от 06.02.2012). О составе схем территориального планирования Российской Федерации.

5. Постановление Правительства РФ от 26.11.2012 № 1220 (ред. от 28.10.2014). О составе, порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства, а также порядке внесения изменений в такую схему.

6. СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений : актуализированная редакция СНиП 2.07.01—89*. М. : Минрегион России, 2011. 109 с.

7. Методические рекомендации по разработке проектов схем территориального планирования Российской Федерации в областях федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного), автомобильных дорог федерального значения, энергетики, высшего образования и здравоохранения : утв. Приказом Минрегиона России от 25.10.2013 № 452.

8. Методические рекомендации по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации : утв. Приказом Минрегиона России от 19.04.2013 № 169.

9. Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов : утв. Приказом Минрегиона России от 26.05.2011 № 244.

10. МДС 11-7.2000. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации : утв. постановлением Госстроя России от 22.12.1993 № 18-58 (не действует с утв. постановления Госстроя России от 29 октября 2002 г. № 150 СНиП 11-04—2003).

11. Вильнер М.Я. О пространственной организации обустройства территории России на профессиональной основе // Градостроительная культура. Традиции и перспективы : материалы Междунар. конф. (18—19 сентября 2014 г.). СПб. : Зодчий, 2014.

12. Аникеев В.В., Владимиров В.В. Градостроительные проблемы совершенствования административно-территориального устройства : тр. РААСН. М. : Эдиториал УРСС, 2002. 120 с. (теоретические основы градостроительства)

13. Глазычев В.Л. Город без границ. М. : Территория будущего, 2011. 400 с.

14. Кривов А.С. Проект «Национальная система расселения Российской Федерации — XXI век». Режим доступа: http://www.gisa.ru/91719.html. Дата обращения: 10.11.2014.

15. Лежава И.Г. Города России. Проблемы проектирования и реализации // Градостроительство. 2013. № 3 (25). С. 9—17.

16. Лола А.М. Городское и агломерационное управление в России. Состояние и что делать. М. : «Канон+, 2013. 292 с.

17. Малоян Г.А. Агломерация — градостроительные проблемы. М. : Изд-во АСВ, 2010. 120 с.

18. Любовный В.Я., Сдобнов Ю.А. Москва и столичный регион: проблемы регулирования социально-экономического и пространственного развития. М. : Экон-Ин-форм, 2011. 401 с.

19. Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-Ф3. Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

20. Федеральный закон от 08.05.2009 № 93-Ф3. Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации.

21. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ. Об инновационном центре «Сколково».

22. Федеральный закон от 05.04.2013 № 43-Ф3. Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

23. Федеральный закон от 07.06.2013 № 108-ФЗ. О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

24. Федеральный конституционный закон № 12-ФКЗ от 21.07.2014. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

25. Федеральный закон № 473-Ф3 от 29.12.2014 г. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации.

26. Лежава И.Г., Смоляр И.М. Анализ концептуальных идей в архитектуре и градостроительстве в разрезе реформ жилищной политики : научный отчет МАРХИ. июль—ноябрь 1993.

27. Уголь кузбасса, кузнецкий бассейн. Режим доступа: http://www.trans-ugol.ru/ spravka/ugol-kuzbassa. Дата обращения: 05.11.2015.

28. Алексеев Ю.В., Самойлова Н.А. Подход к организации градостроительного планирования и формированию границы градостроительного угледобывающего ареала // Архитектура и строительство России. 2015. № 8. С. 30—39.

29. торжественная церемония награждения победителей профессионального конкурса НОПРИЗ на лучший инновационный проект // НОПРИЗ. Режим доступа: http:// nopriz.ru/news/vse_novosti/itogi_torzhestvennoy_tseremonii_nagrazhdeniya_pobediteley_ konkursa_nopriz_na_luchshiy_innovatsionnyy/. Дата обращения: 13.11.2015.

30. Атлас световой засветки. Режим доступа: http://www.lightpollutionmap.info/#zo om=5&lat=7890466.41711&lon=9864932.67908&layers=B0TFFFFTT. Дата обращения: 15.07.2015.

31. Родионовская И.С., Упорова П.В. Экологизация предмагистральной среды: архитектурные технологии // Жилищное строительство. 2013. № 9. С. 27—29.

32. Беляев В.Л. Основы подземного градоустройства. М. : МГСУ, 2012. 255 с. (Библиотека научных разработок и проектов МГСУ)

33. Алексеев Ю.В., СомовГ.Ю. Предпроектная оценка градостроительно-инвести-ционного потенциала сложившейся жилой застройки. М. : НИУ МГСУ, 2015. 152 с. (Библиотека научных разработок и проектов НИУ МГСУ)

34. Алексеев Ю.В., Самойлова Н.А. Особенности формирования градостроительной информационной системы для территории угольного бассейна // Градостроительство. 2015. № 4. С. 21—27.

ВЕСТНИК 1/2Q16

Поступила в редакцию в декабре 2015 г.

Об авторе: самойлова надежда Александровна — советник Аппарата Правительства Российской Федерации, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, ассистент кафедры проектирования зданий и градостроительства, национальный исследовательский московский государственный строительный университет (ниУ мгсУ), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8 (495) 78180-07, kanz@mgsu.ru.

Для цитирования: Самойлова Н.А. Подход к определению градостроительных границ территории на примере Кузбасса // Вестник МГСУ. 2016. № 1. С. 7—21.

N.A. Samoylova

APPROACH TO DEFINING THE URBAN DEVELOPMENT BORDERS OF AN AREA ON THE EXAMPLE OF KUZBASS

The contemporary urban planning problems are of multifaceted character and are directly relevant to fundamental aspects of the development of the society — social sphere, economy, land and property relations, material environment and its safety, preservation of historical and cultural heritage, ecology. In spacial planning aspect urban planning is, first of all, planning and design, including scientifically justified legal regulation, spatial organization of territorial objects (of a country and its regions, settlements, components of planning structure: planning centers, axes, zones, etc., separate land plots), i.d. forecast of their future state — use, development or reconstruction. All these should be included into town planning documentation.

The author specified the range of problematic urban planning issues, which refer to urban border areas. The methods, mechanisms and measures to define urban border areas including several interdependent urban and rural settlements situated in different city regions are offered using the example of Kuzbass. The backgrounds for the creation of BIM system for planning, design, construction and further management and operation of infrastructure objects are created within the formed urban border areas of coal mining.

Key words: town planning, territorial planning, urban development, comprehensive planning, spatial planning, information modelling system, BIM, urban borders area, urban area of coal mining, Kuzbass

References

1. Samoylova N.A. Sovremennye napravleniya gradostroitel'noy nauki v aspekte territorial'nogo planirovaniya [Modern Trends in Town-Planning Science in Terms of Spacial Planning]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 11, pp. 210—217. (In Russian)

2. Esaulov G.V. Osnovnye polozheniya gradostroitel'noy doktriny Rossiyskoy Federat-sii [Fundamentals of Urban Planning Doctrine of the Russian Federation]. Nauchnye i prak-ticheskie aspekty formirovaniya gorodskikh aglomeratsiy : sbornik materialov po problemam razvitiya gorodskikh aglomeratsiy v stranakh SNG k nauchno-prakticheskoy konferentsii [Scientific and Practical Aspects of Urban Communities Formation : Collection of the Materials on the Problems of Urban Communities Development in CIS Countries to Science and Practice Conference]. Oscow, Minregion razvitiya Rossii Publ., 2011, pp. 9—12. (In Russian)

3. Gradostroitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii : ot 29.12.2004 № 190-FZ (v red. ot 13.07.2015) [Town Planning Code of the Russian Federation from 29.12.2004 no. 190-FZ (edition from 13.07.2015). (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13.11.2006 № 680 (red. ot 06.02.2012). O sos-tave skhem territorial'nogo planirovaniya Rossiyskoy Federatsii [RF Government Decree from 13.11.2006 no. 680 (edition from 06.02.2012). On the Composition of Area Planning Schemes of the Russian Federation]. (In Russian)

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.11.2012 № 1220 (red. ot 28.10.2014). O sos-tave, poryadke podgotovki i soglasovaniya proekta skhemy territorial'nogo planirovaniya Rossiyskoy Federatsii v oblasti oborony strany i bezopasnosti gosudarstva, a takzhe poryadke vneseniya izmeneniy v takuyu skhemu [RF Government Decree from 26.11.2012 no. 1220 (edition from 28.10.2014). On the Composition, Preparation and Approval Procedures of Area Planning Scheme of the Russian Federation Concerning National Defense and Safety of the State and the Procedure for the Introduction of Amendments in Such a Scheme]. (In Russian)

6. SP 42.13330.2011. Gradostroitel'stvo. Planirovka i zastroyka gorodskikh i sel'skikh poseleniy : aktualizirovannaya redaktsiya SNiP 2.07.01—89* [Requirements SP 42.13330.2011. Urban Development. Planning and Development of Urban and Rural Territories : Revised Edition of Construction Rules SNiP 2.07.01—89*]. Moscow, Minregion Rossii Publ., 2011, 109 p. (In Russian)

7. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke proektov skhem territorial'nogo planirovaniya Rossiyskoy Federatsii v oblastyakh federal'nogo transporta (zheleznodorozh-nogo, vozdushnogo, morskogo, vnutrennego vodnogo, truboprovodnogo), avtomobil'nykh dorog federal'nogo znacheniya, energetiki, vysshego obrazovaniya i zdravookhraneniya : ut-verzhdennye Prikazom Minregiona Rossii ot 25.10.2013 № 452 [Methodological Recommendations on Development of the Projects of Area Planning Schemes of the Russian Federation in the Areas of Federal Transport (Railway, Air, Sea, Inland Water, Pipeline), Automobile Roads of Federal Value, Energy Sector, Higher Education and Health Care : Confirmed by the Decree of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation from 25.10.2013 no. 452]. (In Russian)

8. Metodicheskie rekomendatsii po podgotovke proektov skhem territorial'nogo planirovaniya sub"ektov Rossiyskoy Federatsii : utverzhdennye Prikazom Minregiona Rossii ot 19.04.2013 № 169 [Methodological Recommendations on Preparing the Projects of Area Planning Schemes of the Constituent Territories of the Russian Federation : Confirmed by the Decree of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation from 19.04.2013 no. 169. (In Russian)

9. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke proektov general'nykh planov poseleniy i gorodskikh okrugov : utverzhdennye Prikazom Minregiona Rossii ot 26.05.2011 № 244 [Methodological Recommendations on Developing the Projects of General Layouts of Settlements and Urban Districts : Confirmed by the Decree of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation from 26.05.2011 № 244]. (In Russian)

10. MDS 11-7.2000. Instruktsiya o sostave, poryadke razrabotki, soglasovaniya i utver-zhdeniya gradostroitel'noy dokumentatsii : utverzhdennaya postanovleniem Gosstroya Rossii ot 22.12.1993 № 18-58 (ne deystvuet s utverzhdeniya postanovleniya Gosstroya Rossii ot 29 oktyabrya 2002 g. № 150 SNiP 11-04—2003) [MDS 11-7.2000. Instruction on the Composition, Procedure of Development, Approval and Adoption of Urban Planning Documentation: Confirmed by the Decree of the State Committee of the Russian Federation for Construction and the Housing and Utilities Complex from 22.12.1993 no. 18-58 (is not in power since the confirmation of Decree of the State Committee of the Russian Federation for Construction and the Housing and Utilities Complex from October 22, 2002 no. 150 SNiP 11-04—2003)]. (In Russian)

11. Vil'ner M.Ya. O prostranstvennoy organizatsii obustroystva territorii Rossii na professional'noy osnove [On Spatial Organization of Russian Territory on the Professional Basis]. Gradostroitel'naya kul'tura. Traditsii i perspektivy : materialy Mezhdunarodnoy konfer-entsii (18—19 sentyabrya 2014 g.) [City Planning Culture. Traditions and Prospects : Materials of the International Conference (September 18—19, 2014)]. Saint Petersburg, Zodchiy Publ., 2014. (In Russian)

12. Anikeev V.V., Vladimirov V.V. Gradostroitel'nye problemy sovershenstvovaniya ad-ministrativno-territorial'nogo ustroystva : trudy RAASN [Town Planning Problems of Advancing Administrative and Territorial Arrangement : Works of the Russian Academy of Architecture and Construction Sciences]. Moscow, Editorial URSS, 2002, 120 p. (Teoreticheskie osnovy gradostroitel'stva) [Theoretical Fundamentals of Urban Development] (In Russian)

13. Glazychev V.L. Gorod bez granits [City without Borders]. Moscow, Territoriya budu-shchego Publ., 2011, 400 p. (In Russian)

ВЕСТНИК 1/2016

14. Krivov A.S. Proekt «Natsional'naya sistema rasseleniya Rossiyskoy Federatsii — XXI vek» [Project "National Settlement System in the Russian Federation — 21st Century]. Available at: http://www.gisa.ru/91719.html. Date of access: 10.11.2014. (In Russian)

15. Lezhava I.G. Goroda Rossii. Problemy proektirovaniya i realizatsii [Cities of Russia. Problems of Design and Implementation]. Gradostroitel'stvo [Urban Development]. 2013, no. 3 (25), pp. 9—17. (In Russian)

16. Lola A.M. Gorodskoe i aglomeratsionnoe upravlenie v Rossii. Sostoyanie i chto delat' [Urban and Agglomeration Management in Russia. State and What is to Be Done]. Moscow, Kanon+ROOl Publ., 2013, 292 p. (In Russian)

17. Maloyan G.A. Aglomeratsiya — gradostroitel'nye problemy [Agglomeration — Urban Development Problems]. Moscow, ASV Publ., 2010, 120 p. (In Russian)

18. Lyubovnyy V.Ya., Sdobnov Yu.A. Moskva i stolichnyy region: problemy regulirovaniya sotsial'no-ekonomicheskogo i prostranstvennogo razvitiya [Moscow and Metropolitan Area: Management Problems of Social-Economic and Spatial Development]. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2011, 401 p. (In Russian)

19. Federal'nyyzakon ot 01.12.2007 № 310-FZ. Ob organizatsiii oprovedeniiXXII Olimpi-yskikh zimnikh igr i XI Paraolimpiyskikh zimnikh igr 2014 goda v gorode Sochi, razvitii goroda Sochi kak gornoklimaticheskogo kurorta i vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii [Federal Law from 01.12.2007 no. 310-FZ. On Organization and Hosting 22nd Winter Olympic Games and 11th Winter Paralympic Games of the 2014 in Sochi, Development of Sochi City as Alpine Climatic Resort and Introducing Amendments into Separate Legislative Acts of the Russian Federation]. (In Russian)

20. Federal'nyy zakon ot 08.05.2009 № 93-FZ. Ob organizatsii provedeniya vstrechi glav gosudarstv i pravitel'stv stran — uchastnikov foruma «Aziatsko-tikhookeanskoe eko-nomicheskoe sotrudnichestvo» v 2012 godu, o razvitii goroda Vladivostoka kak tsentra mezh-dunarodnogo sotrudnichestva v Aziatsko-Tikhookeanskom regione i o vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii [Federal Law from 08.05.2009 no. 93-FZ. On Holding of a Meeting of the Heads of States and Governments of the Countries — Participants of the Forum "APEC" in 2012, on the Development of Vladivostok City as a Center of International Cooperation in Asia-Pacific Region and on Introducing Amendments into Separate Legislative Acts of the Russian Federation]. (In Russian)

21. Federal'nyy zakon ot 28.09.2010 № 244-FZ. Ob innovatsionnom tsentre «Skolkovo» [Federal Law from 28.09.2010 no. 244-FZ. On Innovation Center "Skolkovo"]. (In Russian)

22. Federal'nyy zakon ot 05.04.2013 № 43-FZ. Ob osobennostyakh regulirovaniya otdel'nykh pravootnosheniy v svyazi s prisoedineniem k sub"ektu Rossiyskoy Federat-sii — gorodu federal'nogo znacheniya Moskve territoriy i o vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii [Federal Law from 05.04.2013 no. 43-FZ. On Regulatory Aspects of Separate Legal Relations Resulting from Accession of Territories to the Constituent Territory of the Russian Federation — a City of Federal Value Moscow and on Introducing Amendments into Separate Legislative Acts of the Russian Federation]. (In Russian)

23. Federal'nyy zakon ot 07.06.2013 № 108-FZ. O podgotovke i provedenii v Rossiyskoy Federatsii chempionata mira po futbolu FIFA 2018 goda, Kubka konfederatsiy FIFA 2017 goda i vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii [Federal Law from 07.06.2013 no. 108-FZ. On Preparation and Hosting FIFA World Cup 2018, FCC 2017 in Russian Federation and Introducing Amendments into Separate Legislative Acts of the Russian Federation]. (In Russian)

24. Federal'nyy konstitutsionnyy zakon № 12-FKZ ot 21.07.2014. O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy konstitutsionnyy zakon «O prinyatii v Rossiyskuyu Federatsiyu Respubliki Krym i obrazovanii v sostave Rossiyskoy Federatsii novykh sub"ektov — Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya» [Federal Constitutional Law "On Admission of Republic of Crimea into Russian Federation and Formation of New Constituent Territories within the Russian Federation — Republic of Crimea and a City of Federal Value Sevastopol"]. (In Russian)

25. Federal'nyy zakon № 473-FZ ot 29.12.2014 g. O territoriyakh operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya v Rossiyskoy Federatsii [Federal Law no. 473-FZ from 29.12.2014. On the Territories of Faster Social-Economic Development in the Russian Federation]. (In Russian)

26. Lezhava I.G., Smolyar I.M. Analiz kontseptual'nykh idey v arkhitekture i gradostroitel'stve v razreze reform zhilishchnoy politiki : nauchnyy otchet MARKhI [Analysis of Conceptual Ideas in Architecture and Urban Development from a Perspective of Housing Policy Reforms : Scientific Review of Moscow Institute of Architecture]. July—November 1993. (In Russian)

27. Ugol' kuzbassa, kuznetskiy basseyn [Coal of Kuzbass, Kuznets Basin]. Available at: http://www.trans-ugol.ru/spravka/ugol-kuzbassa. Date of access: 05.11.2015. (In Russian)

28. Alekseev Yu.V., Samoylova N.A. Podkhod k organizatsii gradostroitel'nogo planirovaniya i formirovaniyu granitsy gradostroitel'nogo ugledobyvayushchego areala [Approach to Organization of Urban Development Planning and to Forming Borders of an Urban Development Coal Mining Area]. Arkhitektura i stroitel'stvo Rossii [Architecture and Construction of Russia]. 2015, no. 8, pp. 30—39. (In Russian)

29. Torzhestvennaya tseremoniya nagrazhdeniya pobediteley professional'nogo konkur-sa NOPRIZ na luchshiy innovatsionnyy proekt [High-Profile Award Ceremony of the Winners of the Professional Competition NOPRIZ for the Best Innovative Project]. NOPRIZ. Available at: http://nopriz.ru/news/vse_novosti/itogi_torzhestvennoy_tseremonii_nagrazhdeniya_pobe-diteley_konkursa_nopriz_na_luchshiy_innovatsionnyy/. Date of access: 13.11.2015. (In Russian)

30. Atlas svetovoy zasvetki [Atlas of Light Flare]. Available at: http://www.lightpollution-map.info/#zoom=5&lat=7890466.41711&lon=9864932.67908&layers=B0TFFFFTT. Date of access: 15.07.2015. (In Russian)

31. Rodionovskaya I.S., Uporova P.V. Ekologizatsiya predmagistral'noy sredy: arkhitek-turnye tekhnologii [Ecologization of Premainline Environment: Architectural Technologies]. Zhilishchnoe stroitel'stvo [Housing Construction]. 2013, no. 9, pp. 27—29. (In Russian)

32. Belyaev V.L. Osnovy podzemnogo gradoustroystva [Fundamentals of Underground Urban Development]. Moscow, MGSU Publ., 2012, 255 p. (Biblioteka nauchnykh razrabotok i proektov MGSU) [Library of Scientific Developments and Projects of MGSU] (In Russian)

33. Alekseev Yu.V., Somov G.Yu. Predproektnaya otsenka gradostroitel'no-investitsion-nogo potentsiala slozhivsheysya zhiloy zastroyki [Pre-Project Evaluation of Urban Development and Investment Potential of the Existing Residential Construction]. Moscow, NIU MGSU Publ., 2015, 152 p. (Biblioteka nauchnykh razrabotok i proektov NIU MGSU) [Library of Scientific Developments and Projects of MGSU] (In Russian)

34. Alekseev Yu.V., Samoylova N.A. Osobennosti formirovaniya gradostroitel'noy infor-matsionnoy sistemy dlya territorii ugol'nogo basseyna [Formation Features of Urban Development Information System for Coal-Basin Territories]. Gradostroitel'stvo [Urban Development]. 2015, no. 4, pp. 21—27. (In Russian)

About the author: Samoylova Nadezhda Aleksandrovna — councellor, Central Office of the Government of the Russian Federation, councellor, Russian Academy of Architecture and Construction Sciences, Assistant Lecturer, Department of Building Design and Urban Planning, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU), 26, Yaroslavskoye shosse, Moscow, Russia, 129337, Russian Federation; +7 (495) 781-80-07; kanz@mgsu.ru.

For citation: Samoylova N.A. Podkhod k opredeleniyu gradostroitel'nykh granits territorii na primere Kuzbassa [Approach to Defining the Urban Development Borders of an Area on the Example of Kuzbass]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2016, no. 1, pp. 7—21. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.