Научная статья на тему 'Подготовка женщин-снайперов в годы Великой Отечественной войны'

Подготовка женщин-снайперов в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2489
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941—1945 ГГ / СОВЕТСКИЕ ЖЕНЩИНЫ-СНАЙПЕРЫ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЖЕНСКАЯ ШКОЛА СНАЙПЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ФРОНТОВАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / МАЙОР Е.Н. НИКИФОРОВА / THE GREAT PATRIOTIC WAR 1941—1945 / MAJOR E.N. NIKIFOROVA / THE SOVIET WOMEN-SNIPERS / THE CENTRAL FEMALE SCHOOL OF SNIPER TRAINING / FRONT EVERYDAY LIFE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петракова Виктория Игоревна

Проблема подготовки советских женщин-снайперов в период 1941—1945 г. — одно из наименее исследованных направлений изучения истории Великой Отечественной войны. Автор рассматривает историю Центральной женской школы снайперской подготовки (ЦЖШСП), анализирует специфику учебно-воспитательного процесса в данном воинском формировании, а также уделяет внимание особенностям повседневной жизни и быта курсантов школы. ЦЖШСП явилась единственным подобным опытом в мировой военной истории, став в 1943—1945 гг. важнейшим звеном в системе подготовки женщин по воинской специальности «снайпер».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The training of women snipers in the years of the Great Patriotic war

The problem of training of the women-snipers in 1941—1945 is one of the least studied sections of the history of the Great Patriotic War. The author observes the history of the Central women’s school of sniper training, analyzes specificity of teaching and educational process in this military formation, and also pays attention to the features of everyday life of school cadets. The School was an unique similar experience in a world military history, becoming in 1943—1945 the major link in the system of professional training of women in military speciality “sniper”.

Текст научной работы на тему «Подготовка женщин-снайперов в годы Великой Отечественной войны»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2013. № 3

В.И. Петракова

(аспирантка кафедры отечественной истории ХХ в. исторического факультета

МГУ имени М.В. Ломоносова)*

ПОДГОТОВКА ЖЕНЩИН-СНАЙПЕРОВ В ГОДЫ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Проблема подготовки советских женщин-снайперов в период 1941— 1945 г. — одно из наименее исследованных направлений изучения истории Великой Отечественной войны. Автор рассматривает историю Центральной женской школы снайперской подготовки (ЦЖШСП), анализирует специфику учебно-воспитательного процесса в данном воинском формировании, а также уделяет внимание особенностям повседневной жизни и быта курсантов школы. ЦЖШСП явилась единственным подобным опытом в мировой военной истории, став в 1943—1945 гг. важнейшим звеном в системе подготовки женщин по воинской специальности «снайпер».

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941—1945 гг., советские женщины-снайперы, Центральная женская школа снайперской подготовки, фронтовая повседневность, майор Е.Н. Никифорова.

The problem of training of the women-snipers in 1941—1945 is one of the least studied sections of the history of the Great Patriotic War. The author observes the history of the Central women's school of sniper training, analyzes specificity of teaching and educational process in this military formation, and also pays attention to the features of everyday life of school cadets. The School was an unique similar experience in a world military history, becoming in 1943— 1945 the major link in the system of professional training of women in military speciality "sniper".

Key words: The Great Patriotic War 1941—1945, the Soviet women-snipers, the Central female school of sniper training, front everyday life, major E.N. Ni-kiforova.

К 70-летию создания Центральной женской школы снайперской подготовки

Великая Отечественная война 1941—1945 гг. стала величайшим испытанием для нашей Родины. На защиту своего Отечества встало не только мужское, но и значительная часть женского населения страны. Бесценный опыт четырех лет борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками никогда не потеряет своей исторической и научной важности. Однако в отечественной историографии до сих пор не существует единого мнения относительно численности советских женщин, принимавших участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны. Всего,

* Петракова Виктория Игоревна, тел.: 8-926-572-87-78; e-mail: [email protected]

по различным данным, за период 1941—1945 гг. в армию было призвано от 500 тысяч до 1 млн женщин-военнослужащих1, подготовка которых с 1942 г. велась более чем по 20 различным воинским специальностям2 как «небоевого элемента» армии (военно-медицинские части, войска связи, автомобильные войска и др.), так и «боевого» (стрелковые, танковые войска, авиация и др.)3.

Непосредственное участие женщин в военных конфликтах в нашей стране до начала Великой Отечественной войны носило эпизодический характер, а в период 1941—1945 гг. стало массовым. Не является исключением в связи с этим и история становления и развития женского снайперского движения на примере такого отдельного воинского формирования, как Центральная женская школа снайперской подготовки (ЦЖШСП)4, созданного в мае 1943 г. при Главном управлении всеобщего военного обучения Народного комиссариата обороны (ГУВВО НКО) СССР5.

Цель данной статьи — проанализировать специфику системы профессионального обучения и организации учебно-воспитательного процесса курсантов Центральной женской школы снайперской подготовки. Особое внимание будет уделено рассмотрению особенностей жизни и быта девушек-курсантов в условиях военного

1 Барсукова Н.В. Женщины в вооруженных силах СССР в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (по материалам Красноярского края): Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2006. С. 27. Так, исследователями Н.В. Барсуковой, Г.Ф. Кривошее-вым (О потерях среди женщин-военнослужащих и вольнонаемного состава // Военно-исторический журнал. 2005. № 1. С. 33), В.В. Коровиным, А.Н. Манжосо-вым (Твой путь я разделю как верная подруга. Курск, 2006. С. 24) за основу были взяты данные, представленные Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба (ГОМУ-ГШ) — 490 235 человек; цифра в 800 тыс. и более (до 1 млн) фигурирует в работах таких авторов, как В.И. Ваньшина (Ратный подвиг советских женщин в годы Великой Отечественной войны. Минск, 1989. С. 5);

B.С. Мурманцева (Советские женщины в Великой Отечественной войне // Защита Отечества. 1987/5. С. 3); Петер Ян (Маша+Нина+Катюша. Карлсхорст, 2002. С. 7),

C.В. Ефимов, В.М. Крылов (Сила Слабых. Женщины в Великой Отечественной войне. СПб., 2005. С. 12). Однако стоит различать (и большинство авторов это делают) численность женщин, которые несли службу непосредственно на фронте, и тех, кто сражался на оккупированной территории (партизанки, подпольщицы и т.д.).

2 См., например: Постановления ГКО № 1488 от 25 марта 1942 г. «О мобилизации девушек-комсомолок в части ПВО»; № 1595 от 13 апреля 1942 г. «О замене в фронтовых, армейских и запасных частях связи и тыловых узлах связи красноармейцев женщинами»; № 1703 от 5 мая 1942 г. «О мобилизации девушек-комсомолок и некомсомолок-добровольцев в Военно-Морской Флот»; № 2470 от 3 ноября 1942 г. «О формировании женской добровольческой стрелковой бригады» и др. (содержащиеся в Ф. 644 — фонде Государственного комитета обороны в РГАСПИ).

3 Коровин В.В., Манжосов А.Н. Указ. соч. С. 24—25.

4 Существование в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Центральной женской школы снайперской подготовки — единственный подобный опыт в мировой военной истории.

5 ЦАМО РФ. Ф. 60785. Оп. 36095. Д. 2. Л. 1—2.

времени на основании документов фонда № 60785 («ЦЖШСП») Центрального архива Министерства обороны РФ в контексте проблемы фронтовой повседневности.

Изучение опыта подготовки по такой воинской специальности, как «снайпер» в нашей стране в период 1941—1945 гг. представляет в настоящее время большой интерес, в том числе практический, тем более, что доля женщин-военнослужащих в Вооруженных силах РФ, по некоторым данным, составляет более 9,5%6. Кроме того, как полагают современные исследователи, сегодня «возрастающее значение приобретает создание системы военно-профессиональной подготовки, обеспечивающее поддержание численности и качества мобилизационных людских ресурсов»7, что также требует всестороннего осмысления исторического опыта предыдущих поколений.

Вопрос об участии советских женщин в войнах и военных конфликтах, как и история снайперского движения в СССР, до сих пор остается недостаточно освещенным в отечественной историографии.

Начало изучению «женского фактора» в войне положили работы К.Т. Свердловой «Советская женщина в Отечественной войне» (М., 1942), К. Левина «Женщина в Отечественной войне» (Ташкент, 1942) и др.8, носившие в основном публицистический и агитационно-пропагандистский характер.

Следующий шаг в этом направлении был сделан после ХХ съезда КПСС (1956 г.) — в исследованиях А.Д. Зарубиной «Женщины на защите Сталинграда» (Сталинград, 1958), М.М. Товбина «Женщины в серых шинелях» (М., 1965), Г.Д. Кривич «Женщины-снайперы Ленинграда» (Л., 1966).

В 70-е гг. ХХ в. появились монографии В.С. Мурманцевой «Женщины в солдатских шинелях» (М., 1971) и «Советские женщины в Великой Отечественной войне» (М., 1974; 1979 (2-е изд.), где автор рассматривает в том числе и процесс становления женского снайперского движения в СССР.

В последующие годы проблема централизованной военной подготовки женщин-снайперов была частично затронута в автобиографическом труде Героя Советского Союза, снайпера, гвардии майора В.Н. Пчелинцева «Снайперское движение в годы Великой Отечественной войны» (М., 1986), в работах Ю.Н. Ивановой «Женщины России в войнах Отечества» (М., 1993), «Храбрейшие из пре-

6 Барсукова Н.В. Указ. соч. С. 3.

7 Ростов Н.Д. Подготовка резервов для фронта в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (на материалах Сибирского военного округа и Забайкальского фронта). Дисс. ... докт. ист. наук. Кемерово, 2009. С. 4.

8 См. более подробно: Мищакова О.П. Советские женщины в Великой Отечественной войне. М., 1943; Женщины в дни Отечественной войны (материалы к 8 марта 1942 г.). Челябинск, 1942; и др.

красных. Женщины России в войнах» (М., 2002), где рассмотрены порядок прохождения женщинами службы во всех родах войск, масштабы и характер мобилизации их в ряды Красной Армии в период 1941—1945 гг. и др.

В 2000-е гг. в отечественной историографии появился ряд публикаций9, прослеживающих как историю становления системы профессионального обучения снайперов в Советском Союзе, воплотившейся в деятельности двух школ — Центральной школы инструкторов снайперского дела (ЦШИСД) и Центральной женской школы снайперской подготовки (ЦЖШСП), так и вопросы подготовки резервов для фронта в годы Великой Отечественной войны в целом. Это исследования Х.А. Каратаевой «Трудный путь к Победе: женщины в годы Великой Отечественной войны (на материалах партийно-государственных организаций Северного Кавказа) (СПб., 1994), Н.В. Барсуковой «Женщины в Вооруженных Силах СССР в годы войны 1941—1945 гг. (по материалам Красноярского края)», (Красноярск, 2005), Н.Д. Ростова «Подготовка резервов для фронта в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (на материалах Сибирского военного округа и Забайкальского фронта)» (Кемерово, 2009) и др.

Таким образом, несмотря на то что вопрос об участии советских женщин в Великой Отечественной войне, став предметом самостоятельных исследований еще в период 1942—1945 гг., и был затронут в отечественной историографии10, такие аспекты, как особенности системы подготовки по различным воинским специальностям, включая стрелковую, морально-психологический фактор и его влияние на качество выполняемой боевой работы, фронтовая повседневность и быт по-прежнему остаются недостаточно разработанными.

Основой для написания данной статьи явился фонд № 60785 («Центральная женская школа снайперской подготовки») Центрального архива Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ), многие из документов которого впервые вводятся в научный оборот. Это материалы личного происхождения11 — письма девушек-снайперов

9 Горский Е.Ф. Великая Отечественная: маршруты памяти. М., 2005; Агафонов А.А. ...И в снайперском прицеле есть добро. Из истории Центральной женской школы снайперской подготовки в Подольске. М.; Подольск, 2005.

10 См. более подробно: История Великой Отечественной войны в Советском Союзе. 1941—1945 гг. В 6 т. М., 1960—1965; История Второй Мировой войны: В 12 т. М., 1973—1982; История Великой Отечественной войны: военно-исторические очерки. М., 1998—1999; С.Н. Полторак. Женщины на фронтах Великой Отечественной войны. СПб., 2002, и др.

11 Материалы личного происхождения также содержатся в сборниках воспоминаний бывших участниц Великой Отечественной войны, снайперов: Никифоровой Е.Н. «Рожденная войной» (М., 1985); «Женщины на защите Отечества

и др., а также делопроизводственные документы — ведомости, именные списки, планы, приказы по школе, содержащие информацию о количественном и численном составе ЦЖШСП, критериях их отбора, национальной принадлежности, условиях проживания, порядке обучения и др.

Существенную помощь в работе над статьей оказали и материалы фонда М-1, Оп. 47 («Документы отдела спортивной и оборонно-массовой работы ЦК ВЛКСМ. 1941—1965 гг.») Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ).

Как известно, в 1941—1945 гг. произошел не только значительный рост численности женщин, призванных в армию, но и существенно расширилась область их профессионального применения, что было обусловлено дефицитом людских ресурсов и качественным изменением организационной структуры войск12 (связанным с появлением новых воинских специальностей). Помимо распределения женщин-военнослужащих в обычные части и соединения, в составе Красной Армии были созданы особые женские воинские формирования13, в число которых входила и Центральная женская школа снайперской подготовки.

Изначально снайперское движение в СССР было преимущественно мужским, но по мере его развития в него вовлекалось и женское население, военная подготовка которого по данной специальности с 1943 г. приобрела качественно новый характер.

В 1942 г. в целях укрепления эффективности применения бойцов данной военной профессии на фронте было принято решение детально знакомить с навыками меткой стрельбы и женщин (прошедших 110-часовую стрелковую подготовку на курсах Осоавиахима) в комсомольско-молодежных подразделениях Всевобуча (созданных в феврале 1942 г.)14, а также проводить необходимое обучение

в 1941—1945 гг. Воспоминания женщин-фронтовиков. Кн. 1, 2. М., 1996); «...И в снайперском прицеле есть добро. Из истории Центральной женской школы снайперской подготовки в Подольске» (сост. Агафонов А.А., Зайцева Н.М., Калугина К.Е.) (М.; Подольск, 2005); Жуковой Ю.К. «Девушка со снайперской винтовкой» (М., 2006) и др. См. также: Костенков А.Г. Шли девушки дорогой фронтовой. Краснодар, 1978; Чувилкин В.А. Девушки в шинелях. М., 1982.

12 Барсукова Н.В. Указ. соч. С. 28.

13 Например: три сформированных женских авиационных полка (приказ НКО СССР № 0099 от 8 октября 1941 г. — 46-й (бывший 588-й) Гвардейский авиационный полк ночных бомбардировщиков; 125-й (бывший 587-й) Гвардейский авиационный полк дневных бомбардировщиков; 586-й истребительный женский авиационный полк ПВО); 1-я Отдельная женская добровольческая стрелковая бригада и 1-й отдельный женский запасной стрелковый полк (Постановление ГКО СССР № 2470 сс от 3 ноября 1942 г.) и др.

14 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 47. Д. 26. Л. 1. (Приказ НКО СССР от 11 февраля 1942 г. «О подготовке в системе Всевобуч снайперов, автоматчиков, станковых пулеметчиков, истребителей танков и минометчиков»).

снайперов в запасных и учебных частях, на краткосрочных курсах и в расположениях частей на фронте.

Подготовка снайперов в Советском Союзе велась по нескольким направлениям. Первое из них, ведущее свое начало еще с 30-х гг. ХХ в., с 1942 г. было связано с учебно-комсомольскими подразделениями Всевобуча15.

Следующим направлением можно считать действовавшую на протяжении всей войны практику обучения стрелковому делу непосредственно во фронтовых условиях, где преподавателями выступали как инструкторы снайперского дела, так и более опытные снайперы16.

Специфика же третьего направления состоит в том, что, согласно постановлению ГУВВО НКО СССР, с ноября 1942 г. началась подготовка солдат-добровольцев в качестве снайперов и инструкторов в созданных специально для этого воинских формированиях — Центральной школе инструкторов снайперского дела (для лиц мужского пола) и Центральной женской школе снайперской подготовки (для лиц женского пола). Завершение профессионального обучения было связано с расформированием обеих снайперских школ в период с 15 марта по 10 мая 1945 г.17

Данная статья посвящена изучению именно централизованной системы подготовки советских женщин-снайперов в годы войны, которая прошла в своем развитии несколько этапов: отправной точкой стала организация в декабре 1942 г. при ЦШИСД (до 27 ноября 1942 г. — Школа подготовки инструкторов-снайперов при ГУВВО НКО СССР)18 женских курсов отличных стрелков снайперской подготовки с трехмесячным сроком обучения19.

Набор на женские снайперские курсы начался уже с конца 1942 г., продолжившись в январе 1943 г., когда по направлению военкома-

15 За годы войны в них было подготовлено 102 333 стрелка-снайпера (Мурман-цева В.С. Указ. соч. М., 1974. С. 128).

16 Одной из четырех женщин, полных Кавалеров ордена Славы, снайпером Н.П. Петровой в период с сентября 1942 до начала 1945 г. во фронтовых условиях было подготовлено 512 снайперов (Дементьев А.В. Центральный музей Вооруженных Сил. Информационно-методический сборник. Вып. 3. М., 1998. С. 10).

17 ЦАМО РФ. Ф. 60785. Оп. 36095. Д. 41. Л. 52.

18 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 47. Д. 26. Л. 24.

19 Существуют некоторые расхождения в отношении точной даты их появления. Одни исследователи (В.Н. Пчелинцев, А.А. Агафонов) называют дату создания женских курсов — 27 ноября 1942 г. Однако в этот день был только издан Приказ НКО СССР № 0910 об их создании, а полностью формирование и укомплектование планировалось к 20 декабря (РГАСПИ. М-1. Оп. 47. Д. 26. Л. 24). Другие исследователи, в частности Е.Ф. Горский, берет за начальную дату женских снайперских курсов декабрь 1942 г., аналогичная дата приводится и в Д. 1 фонда № 60785 («Текст истории школы») ЦАМО РФ, что обусловило в свою очередь и точку зрения автора данной статьи на сей счет.

тов были призваны девушки-добровольцы различных националь-ностей20. Возрастной состав курсантов был следующим: «из 403-х девушек: 1925 г.р. были 14 чел., 1924 г.р. — 114 чел., 1923 г.р. — 99 чел., 1922 г.р. — 70 чел. и остальные 106 человек были в возрасте от 20 до 25 лет»21. В первый набор курсов попали Л. Гудованцева, А. Молдагулова, К. Прядко, А. Шляхова и др. (им и суждено было в июле 1943 г. стать первым выпуском школы)22.

Хотя данные курсы явились начальным этапом в становлении системы специализированной снайперской подготовки женщин, сам ход обучения на них уже отличался определенной упорядоченностью и продуманностью. В результате чего была показана высокая эффективность и качество выучки курсантов на периодически проводимых в качестве проверок контрольных стрельбах.

Следующим шагом стала реорганизация женских снайперских курсов, когда 21 мая 1943 г. заместителем Наркома обороны СССР генерал-полковником Е.А. Щаденко был подписан приказ № 0367 о создании на их базе Центральной женской школы снайперской подготовки23.

Первоначально ЦЖШСП располагалась в пос. Вешняки под Москвой (с 21 мая 1943 г. по 4 июня 1943 г.), затем, в связи с отсутствием необходимой материально-технической базы, она была переведена в пос. Амерово Щелковского р-на (с 5 июня 1943 г.24 по 10 сентября 1943 г.), а по причине переезда «на зимние квартиры» обосновалась в пос. Цементного Завода Подольского р-на (с 11 сентября 1943 г.25), где и просуществовала до момента своего расформирования в мае 1945 г.26

Зачисление в Центральную женскую школу снайперской подготовки, состоявшую из двух батальонов и отдельной роты инструк-торов27, проходило на добровольной основе через военкоматы и проводилось специально созданной комиссией: «Узнав, что на станции Силикатная имеется Центральная женская школа снайперской подготовки, я подала рапорт, и меня зачислили курсантом», — вспоминала выпускница третьего набора А.А. Котлярова28.

Требования к потенциальным курсантам были очень высоки, и вследствие этого обучение не было доступным для всех желающих:

20 ЦАМО РФ. Ф. 60785. Оп. 36095. Д. 9. Л. 34—38.

21 Там же. Оп. 36096. Д. 1. Л. 1.

22 Горский Е.Ф. Указ. соч. С. 7.

23 ЦАМО РФ. Ф. 60785. Оп. 36095. Д. 2. Л. 1.

24 Приказ по ЦЖШСП №6 от 4 июня 1943 г. ЦАМО РФ. Ф. 60785. Оп. 36095. Д. 2. Л. 8.

25 ...И в снайперском прицеле... С. 23.

26 ЦАМО РФ. Ф. 60785. Оп. 36095. Д. 2. Л. 8.

27 Отдельная рота инструкторов была введена в штат с июля 1943 г. ЦАМО РФ. Ф. 60785. Оп. 36096. Д. 1. Л. 5.

28 Женщины России — Кавалеры ордена Славы. М., 1997. С. 87.

предпочтение отдавалось крепким, физически выносливым девушкам с отличным зрением, в возрасте до 25 лет и образованием не ниже семи классов, годным к службе в армии из числа прошедших подготовку в снайперских подразделениях Всевобуча29 и специальную медицинскую комиссию. Причина отказа в принятии в школу могли послужить сложные семейные обстоятельства, «плохое зрение, беременность, болезнь сердца, недостаточный рост» и др.30 Обычно, согласно этим пунктам, отсев военнообязанных девушек составлял от 13 до 41%31.

Всестороннее изучение истории военной повседневности невозможно как без подробного анализа порядка обучения курсантов в женской снайперской школе, так и без детального рассмотрения условий проживания, устройства быта и других аспектов, касающихся жизни в данном воинском формировании. По свидетельствам одной из выпускниц школы32, «курсантки размещались в сером трехэтажном доме, в котором до войны был клуб. По внутренней планировке здание больше напоминало обычную школу, нежели клуб. К школе примыкала большая территория, огороженная высоким забором»33.

Что касается материально-бытового обеспечения женщин в условиях военного времени, отметим, что в снайперской школе оно было поставлено на достаточно высокий уровень. Из одежды девушкам выдавали суконные пилотки, ватные телогрейки, юбки х/б, ремни, портянки, чулки и др. Из предметов индивидуального потребления — расчески, полотенца, платки носовые; из предметов воинского обмундирования — суконные шинели, гимнастерки, кирзовые сапоги, пилотки х/б, сержантские погоны, вещмешки; из предметов постоянного использования — ватные матрацы, байковые одеяла, простыни, наволочки, подушки и др.34

Важным аспектом при изучении вопроса о бытовой стороне жизни личного состава школы являются санитарно-гигиенические условия. Так, в школе систематически проводились санобработка и вакцинирование как курсантов, так и преподавателей: в сентябре

1943 г. была проведена прививка дизентерийной вакцины, а 13 июня

1944 г. вышел приказ о необходимости проведения предохранительных прививок против тифа, холеры и столбняка35.

29 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 47. Д. 153. Л. 46.

30 ЦАМО РФ. Ф. 60785. Оп. 36095. Д. 21. Л. 56.

31 Там же.

32 Данные воспоминания принадлежит выпускнице третьего набора ЦЖШСП Ю.К. Жуковой и описывают условия проживания курсантов в школе на момент ее дислокации в пос. Цементного Завода (с сентября 1943 г.).

33Жукова Ю.К. Указ. соч. С. 66.

34 ЦАМО РФ Ф. 60785. Оп. 36095. Д. 41. Л. 5.

35 Там же. Д. 18. Л. 111.

Внутренняя жизнь школы протекала по строго установленному распорядку, который был введен в действие с 17 июня 1943 г.:

№ п/п Мероприятие Отведенное время Часы Выходной день

1. Поверка — 5:50 6:50

2. Подъем 5 мин 6:00—6:05 7:00—7:05

3. Физзарядка 10 мин 6:05—6:15 7:05—7:15

4. Туалет 30 мин 6:15—6:45 7:15—7:45

5. Утренний осмотр 15 мин 6:45—7:00 7:45—8:00

6. Политинформация 20 мин 7:00—7:20 8:00—8:20

7. Завтрак 30 мин 7:20—7:50 8:20—8:50

8. Занятия (8 час.) по 45 мин 8:00—14:50

9. Обед 30 мин 15:00—15:30

10. Послеобеденный отдых 50 мин 15:30—16:20

11. Чистка оружия 30 мин 16:30—17:00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Подготовка к испытаниям 1.50 мин 18:50

13. Политмассовая работа 30 мин 20:30

14. Ужин 30 мин 21:00

15. Свободное время курсантов 30 мин 21:30

16. Вечерняя поверка 10 мин 21:50

17. Вечерняя заря — 21:50

18. Отбой — 22:00

ЦАМО РФ. Ф. 60785. Оп. 36095. Д. 2. Л. 27.

Следует подчеркнуть, что учебным занятиям ежедневно было отведено 8 часов. Мотивация столь большого объема изучаемых дисциплин была связана с тем, что «снайпер» — одна из самых тяжелых и опасных военных профессий. «Для успешных действий в бою снайпер обязан: уметь уверенно поразить цель одним выстрелом., искусно использовать местность и средства маскировки., длительно и настойчиво наблюдать.Осторожно и незаметно для противника подходить как можно ближе к избранной цели., действовать ночью., умело действовать в рукопашном бою»36, —

36 Памятка снайперу. М., 1943. С. 2.

именно в соответствии с этими требованиями в течение 6 месяцев строилось профессиональное обучение курсантов.

Нельзя не сказать и о преподавательском составе. Поскольку основная задача обучения курсантов в школе была связана с тем, чтобы готовить будущих снайперов к боевой работе непосредственно во фронтовых условиях, то практически весь штат состоял из людей, побывавших на фронте и имевших опыт ведения боевых действий.

Это были: полковник Н.Н. Кольчак — начальник школы в период с мая 1943 до 24 апреля 1944 г. (до мая 1943 г. женскими снайперскими курсами руководила капитан Н.П. Чегодаева), которого в июне 1944 г. сменил полковник А.М. Рыбченков (находившийся на этом посту до момента расформирования школы в мае 1945 г.), которых, по воспоминаниям выпускниц, отличали военный опыт, мудрость и требовательность в процессе работы с курсантами; преподаватели — майор Н.Г. Крепс (руководил занятиями по огневой подготовке), ст. лейтенант Б.А. Пащенко (занимался с курсантами тактической подготовкой), командиры батальонов и рот К.А. Большаков, З.Г. Климов, П.А. Севастьянов и др., политработники И.П. Белкина, А.А. Канищева, начальник политотдела школы майор Е.Н. Никифорова37 (с июня 1944 г. до момента расформирования школы этот пост занимала В.С. Ена (Мурманцева)38 и др.

Первыми командирами взводов стали многие бывшие инструкторы стрелковых курсов Осоавиахима — О.Н. Петухова, И.С. Муд-рецова, О. Маликова, О. Морозова, Е.С. Успенская, М.С. Ураков и др.39 К сентябрю 1943 г. 30% офицерского и 100% сержантского состава школы составляли женщины, ставшие командирами, старшинами взводов, командирами отделений и др.40

Нельзя не отметить, что руководство школы очень серьезно подходило к вопросу об упорядочении системы подготовки снайперских кадров: были разработаны методические принципы, следование которым являлись необходимым условием для преподавания в школе. Эти указания были изложены в приказе от 30 ноября 1943 г.: «1. В основу обучения курсантов снайперскому делу положить уставы и наставления, методики огневой подготовки Красной Армии и опыт Отечественной войны; 2. Учить курсантов только тому, что нужно в боях, на занятиях, не допускать никаких условностей; 3. Толково рассказывать, умело показать, терпеливо исправлять ошибки»41.

37 Никифорова Е.Н. Указ. соч. С. 5.

38 Мурманцева В.С. Указ. соч. С. 131.

39 ...И в снайперском прицеле. С. 25.

40 Мурманцева В.С. Указ. соч. С. 131.

41 ЦАМО РФ. Ф. 60785. Оп. 36096. Д. 2. Л. 12.

Что касается содержания учебного плана, направленного на тщательную подготовку бойца-снайпера, то в приказе по ЦЖШСП от 6 июня 1943 г. подробно перечисляются те знания и навыки, которые должны были получать курсанты в ходе обучения. Так, среди обязательных для практического изучения дисциплин значились огневая, строевая, химическая, тактическая, политическая подготовка и др.42 Помимо основных предметов, курсантам необходимо было освоить военную топографию, инженерно-саперное дело, правила маскировки, ведения огня и рукопашного боя, научиться оборудовать ячейки для стрельбы; они также тренировали зрение, наблюдательность и твердость руки43. Большое внимание при преподавании в школе уделялось военно-химической подготовке личного состава, что являлось одним из главных элементов в системе военного обучения44.

Одной из наиболее сложных дисциплин для девушек-курсантов являлась строевая подготовка, а самым любимым предметом в школе (несмотря на все связанные с ней трудности) считалась огневая: «К концу обучения девушки уже отлично выполняли такие упражнения, как стрельба на расстоянии 1000 метров "по станковому пулемету", с 800 метров — "по перебежчику", с 500 метров — "по грудной мишени", с 250 метров — "по стереотрубе"»45. Больше всего внимания при освоении этого предмета уделялось оборудованию огневых точек и строительству небольших огневых сооружений: «Сколько всего накопали мы своими небольшими саперными лопатками, — вспоминала позднее одна из выпускниц школы, — зато научились все это делать быстро и хорошо. А командиры объясняли: "В этом — ваша безопасность на фронте, ваши жизни"»46. В своих воспоминаниях начальник политотдела школы Е.Н. Никифорова отмечала, что, безусловно, «учиться в школе было нелегко — почти весь день на стрельбище, в походе. В казармах изучались лишь теоретические дисциплины и материальная часть. В осенний дождь, в зимнюю метель, в летний зной девушки с полной солдатской выкладкой шли на занятия. А идти до стрельбищ надо было ни много, ни мало семь километров»47.

Значительное внимание уделялось физической подготовке курсантов, поскольку считалось, что это является не только важной частью боевой подготовки, но и важнейшим звеном в процессе

42 Там же. Л. 19.

43 .И в снайперском прицеле. С. 29.

44 ЦАМО РФ. Ф. 60785. Оп. 36096. Д. 2. Л. 46.

45 .И в снайперском прицеле. С. 31.

46 Жукова Ю.К. Указ. соч. С. 80.

47 .И в снайперском прицеле. С. 29.

обучения в целом. На территории школы были оборудованы специально приспособленные для занятия физические городки48.

Однако несмотря на то что профессиональная система обучения будущих снайперов была тщательно и четко разработана в соответствии с условиями ведения сухопутной войны того времени, она имела ряд недостатков. Свидетельством этого стала всесторонняя проверка уровня подготовки курсантского состава, проведенная руководством школы 29 января 1944 г. Было выявлено, что «1. По политподготовке: курсанты мало знают политическую карту мира. 2. По огневой подготовке: занятия проводятся без достаточного использования учебных приборов; есть случаи производства стрельб из непроверенного или незакрепленного оружия. 3. По тактической подготовке: недостаточно с курсантами отрабатываются темы практических показов в поле. 4. По строевой подготовке: не отработаны приемы с оружием, действия бойца в составе подразделения и др.»49.

По результатам проверки была проведена большая работа по улучшению самого обучения, а также условий пребывания девушек-курсантов в снайперской школе. Благодаря этому уже к февралю 1944 г. стало уделяться больше внимания таким навыкам, как меткость выстрела по всем видам цели (неподвижной и появляющейся), стрельба в ночное время суток, всевозможные варианты поведения бойца в наступательном и оборонительном боях, оружейные приемы, изучение ориентирования на местности, саперная подготовка и др.50

Система обучения в данном военно-учебном заведении была построена в соответствии с принципом: теоретическая подготовка курсантов не должна расходиться с применением полученных ими навыков на практике. Жизнь школы была богата различного рода мероприятиями, которые проводились помимо учебных занятий: регулярно проходили инспекторские стрельбы51, военно-спортивные и лыжные мероприятия (марш на 10 км со стрельбой, лыжная эстафета 4 на 5 км)52, необходимые для поднятия соревновательного духа курсантов и др.

Наряду с учебными занятиями у курсанток были и другие служебные обязанности: «Часто приходилось дневалить то в казарме, то на кухне, убирать территорию школы и прилегающие к ней улочки»53. В условиях тяжелой физической нагрузки и предельно жесткого режима, девушками-курсантами особенно ценилось сво-

48 ЦАМО РФ. Ф. 60785. Оп. 36096. Д. 2. Л. 87.

49 Там же. Л. 38—40.

50 Там же. Л. 45.

51 Там же. Л. 52.

52 Там же. Л. 2.

53 Жукова Ю.К. Указ. соч.С. 86.

бодное личное время, когда они отдыхали, принимали участие в общественной жизни, художественной самодеятельности, выпускали стенгазеты, смотрели кинофильмы, занимались в библиотеке54 и др.

Интересными и полезными для них были встречи с приглашенными в школу опытными снайперами, Героями Советского Союза: гвардии майором В.Н. Пчелинцевым — инициатором мужского снайперского движения на Ленинградском фронте, и майором Л.М. Павличенко (имевшей на своем счету 309 уничтоженных фашистов), а также с бывшими выпускницами ЦЖШСП, направленными из действующей армии для передачи опыта курсантам новых наборов55.

Важной частью учебно-воспитательного процесса в ЦЖШСП были комсомольские собрания, семинары комсоргов, агитаторов, редакторов стенных газет и др.56 Одной из задач идеологической подготовки было воспитание у снайперов не только самодисциплины, но и таких качеств, как «отвага, мужество, выдержка, сооб-57

разительность»57.

Для укрепления и поднятия патриотического духа курсантов, сержантов и офицеров в школе систематически читались доклады и лекции на исторические и военные темы. Так, по свидетельству архивных документов, в декабре 1943 г. мл. лейтенантом Баскаковым был прочитан доклад о великих русских полководцах, в сентябре 1944 г. гвардии капитан Пугачев выступил с лекцией «Полководческое искусство А.А. Брусилова» и др.58 Также в школьном клубе регулярно демонстрировались художественно-исторические фильмы патриотической тематики: «В нас воспитывались гордость за страну, стремление и воля к победе»59, — отмечала в воспоминаниях Ю.К. Жукова.

Огромное значение имела морально-психологическая атмосфера, сложившаяся в школе. В своих воспоминаниях девушки неоднократно пишут о доброжелательных отношениях в коллективе, о стремлении помогать друг другу. Ключевую роль здесь играла начальник политотдела школы, майор Е.Н. Никифорова, которая в любой ситуации всячески поддерживала своих воспитанниц. В адрес Е.Н. Никифоровой было направлено немало теплых отзывов от благодарных выпускниц: «Екатерина Никифоровна, я как

54 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 47. Д. 153. Л. 49.

55 Так, например, с 20 мая по 6 июня 1944 г. в школу были командированы ее выпускницы с Западного, 3-го Белорусского, 1-го и 3-го Прибалтийских фронтов в количестве 22-х человек. См.: .И в снайперском прицеле... С. 24.

56 ЦАМО РФ. Ф. 60785. Оп. 36096. Д. 3. Л. 1.

57 Там же. Д. 25. Л. 83.

58 Там же. Д. 1. Л. 25—26.

59 Жукова Ю.К. Указ. соч. С. 84.

вспомню школу, так мне становится чудно и очень хорошо, что вы так заботились о нас как родная мать...»60.

Повседневная жизнь в Центральной женской школе снайперской подготовки, безусловно, была сопряжена с нелегкими бытовыми условиями, напряженным учебным планом, однако хорошие, доверительные взаимоотношения между курсантками и начальством в некоторой степени смягчали суровость их будней, давая силы для дальнейшего профессионального обучения снайперскому искусству.

Девушки-курсанты, несмотря на условия военного времени, огромные физические и эмоциональные нагрузки в школе, все равно оставались девушками, со своими мечтами, надеждами и переживаниями, которыми они делились друг с другом в своих письмах. Даже в столь экстремальных условиях девушкам хотелось выглядеть хорошо, и поэтому «они вечно что-то придумывали. Так, внутрь суконных мягких погон вставляли фанерные дощечки, чтобы погоны не гнулись и не топорщились. И неважно, что когда нам на плечо вешались противогаз или винтовка, то давили эти погоны на наши кости невероятно. Зато красиво!», — писала в своих воспоминаниях одна из бывших курсанток снайперской школы61.

По окончании обучения в школе наряду с государственными экзаменами выпускницам необходимо было выдержать 70-километровый марш-бросок с полной солдатской выкладкой, состоявшей из скатки, винтовки, противогаза и саперной лопатки. «Нам все чаще напоминали слова А.В. Суворова: "Тяжело в учении — легко в бою"»62, — вспоминала время подготовки к государственным экзаменам курсантка третьего набора Ю.К. Жукова. Уже впоследствии, непосредственно во фронтовых условиях, бывшие выпускницы школы понимали, что «командиры старались закалить, создать тройной запас выносливости, чтобы в боевой обстановке хватало сил для выполнения задачи»63.

Достаточно много было известно об эффективности использования выпускниц женской снайперской школы на фронте: статистические данные по количеству уничтоженных фашистов, а также сведения о награждениях девушек-снайперов содержались в регулярно поступавших с фронта отзывах и отчетах командования из подразделений, в которых служили бывшие курсанты ЦЖШСП. Наиболее показательным в этом отношении является письмо ко-

60 Из письма курсантки школы З. Бычковой. ЦАМО РФ. Ф. 60785. Оп. 36096. Д. 6. Л. 71.

61 Жукова Ю.К. Указ. соч. С. 77.

62 Там же. С. 105.

63 Лобковская Н.А. Была такая рота // Военно-исторический архив. 2000. № 10. С. 41.

мандира 174-й стрелковой дивизии, написанное в мае 1944 г.: «Команда снайперов-девушек воспитанниц ЦЖШСП в количестве 20 человек работали на участке 144-й стрелковой дивизии с 12 февраля по 12 мая 1944 г. За время пребывания на передовой девушки-снайперы показали хорошую выучку своей школы, отличную дисциплинированность и умение истреблять гитлеровцев в любых метеорологических условиях и подчас в сложной боевой обстановке в условиях сильного артобстрела противника. Команда снайперов за этот период истребила 254 немецких солдат и офицеров»64.

Таким образом, просуществовав 27 месяцев, Центральная женская школа снайперской подготовки выпустила четыре набора, насчитывавших 1885 курсанток65, которые за годы войны истребили около 12 000 фашистов66.

В марте 1944 г. выпускницы второго набора (З. Гаврилова, К. Калугина, А. Синякова, М. Чигвинцева и др.) в составе 887 человек были распределены по фронтовым частям и соединениям, став самым многочисленным из четырех выпусков женской снайперской школы. В августе 1944 г. выпускным испытаниям были подвергнуты курсантки третьего набора (ок. 700 чел.), среди которых были Ю. Жукова, А. Захарова, В. Любилкина и др., а четвертому выпуску (февраль 1945 г. — 411 чел.)67 не суждено было участвовать в боевых действиях в течение длительного времени вследствие того, что Великая Отечественная война подходила к концу, и часть личного состава ЦЖШСП этого набора была «передана на укомплектование курсов усовершенствования офицеров Всевобуча»68.

Многие девушки были награждены орденами «Красной звезды» и Славы трех степеней, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и др. Пять женщин-снайперов из шести посмертно стали Героями Советского Союза — двое из них были выпускницами школы: Алия Молдагулова (04.06.1944 г.) и Татьяна Барамзина (24.03.1945 г.). Всего за годы войны, по неофициальным данным, ЦЖШСП потеряла 185 своих воспитанниц69, среди которых были А. Боровицкая, К. Прядко, М. Чигвинцева, А. Шляхова и др.70

Массовое участие советских женщин в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. стало уникальным

64 ЦАМО РФ. Ф. 60785. Оп. 36096. Д. 25. Л. 9.

65 Слава, обретенная в боях. М., 2001. С. 172.

66 Ты должен помнить поименно. Подольск и подольчане в годы Великой Отечественной войны / Под ред. А. Подъячева. М., 1995. С. 93.

67 К сожалению, не удалось установить фамилии курсанток четвертого выпуска, за исключением З. Зайцевой.

68 .И в снайперском прицеле. С. 25.

69 Ты должен помнить... М., 1995. С. 93.

70 Из личного архива председателя Совета ветеранов ЦЖШСП К.Е. Калугиной. М., 1973. С. 1, 28, 32.

явлением в мировой военной истории: ни одно из воюющих государств не привлекало такого количества женщин для несения военной службы и не использовало их по столь широкому кругу воинских специальностей71, как Советский Союз. В связи с развертыванием многомиллионной армии, оснащенной различной боевой техникой, возникла острая проблема дефицита людских ресурсов, что сделало мобилизацию женского контингента в СССР объективной необходимостью72.

Однако, в отличие от мужчин, женщин привлекали в ряды Красной Армии строго в соответствии с жесткими критериями отбора, которые учитывали их физические возможности и семейное положение. Крепкое здоровье, выносливость, хорошее зрение — были необходимыми качествами при отборе девушек для несения службы по самым различным воинским специальностям, в том числе и в таком необычном формировании, как Центральная женская школа снайперской подготовки. Это первое.

Второе. ЦЖШСП готовила снайперские кадры в соответствии с четким планом обучения, который включал в себя как наличие самых необходимых предметов, так и дисциплин узкоспециализированного характера (баллистика, топография, химическое дело и др.). Важной частью подготовки курсантов в снайперской школе было патриотическое воспитание, способствовавшее формированию у выпускниц твердого осознания своего долга перед Родиной.

Руководство и преподавательский состав ЦЖШСП видели свою задачу в том, чтобы дать курсантам все те знания и навыки, которые пригодились бы им на фронте, именно поэтому процесс обучения в школе был так сложен, а дисциплина строга: «Необходимо было воспитать у будущих снайперов правильное реальное понятие о войне, о ее трудностях и жестокостях, потому что девушки смотрят на войну романтически»73. Все это позволяет говорить о том, что данное военно-учебное заведение стало неотъемлемым звеном войскового способа подготовки людских ресурсов для действующей армии в годы Великой Отечественной войны, который

71 До конца Второй мировой войны в вермахте были задействована около 500 тыс. женщин, большинство из которых определялись на «вспомогательную» службу (писари, связисты, телефонисты и др.). Также Великобритания и, в меньшей степени, США призывали в добровольном порядке большое количество женщин (500 тыс. — Великобритания, 250 тыс. — США) в тыловые службы своих вооруженных сил, высвобождая мужчин для фронта. В отличие от СССР эти женщины образовывали собственные «добровольческие корпуса», которые содержались вдали от театра военных действий и не имели статуса боевых (Маша+Нина+Катюша. Карлсхорст, 2002. С. 172, 176).

72 Барсукова Н.В. Указ. соч. С. 164.

73 ЦАМО РФ. Ф. 60785. Оп. 36096. Д. 25. Л. 83 об.

и сегодня является составной частью программы военного строи-тельства74.

Третье. Созданная в СССР централизованная система подготовки снайперских кадров среди женского населения показывала высокие результаты на фронте. Более того, история советского снайперского движения в период 1941—1945 гг. не потеряла своей актуальности и сегодня, став ценной практической основой для выводов и рекомендаций в современной теории применения снай-пинга в военных и спецоперациях75.

Четвертое. Изучение такой сложной проблемы, как «женский фактор» на войне невозможен без рассмотрения особенностей быта и условий фронтовой повседневной. Письма девушек-снайперов, воспоминания, рассказы участников тех событий позволяют нам увидеть не только бытовую и материальную стороны пребывания их в снайперской школе, но и восстановить образ жизни и мыслей, переживаний и надежд девушек-солдат той поры, тем самым «реконструировав широчайший спектр человеческих чувств и эмоций в условиях экстремальной ситуации, каковой являлась война»76.

К участию женщин в боевых действиях сегодня можно относиться по-разному. Как оправдание неженской воинской специальности «снайпера» звучат слова начальника политотдела ЦЖШСП майора Е.Н. Никифоровой: «Школа была рождена войной, ее суровой необходимостью»77. Обучаясь стрелковому искусству, девушки, по своей женской природе, не хотели убивать, но в условиях военного времени, встав на защиту своей Родины, сумели показать образцы беспримерного мужества и стойкости.

Список литературы

1. Барсукова Н.В. Женщины в вооруженных силах СССР в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (по материалам Красноярского края). Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2006.

2. Горский Е.Ф. Великая Отечественная: маршруты памяти. М., 2005.

3. Агафонов А.А., Зайцева Н.М., Калугина К.Е. .И в снайперском прицеле есть добро. Из истории Центральной женской школы снайперской подготовки в Подольске. М.; Подольск, 2005.

4. Женщины России — Кавалеры ордена Славы. М., 1997.

5. Жукова Ю.К. Девушка со снайперской винтовкой. М., 2006.

74 Ростов Н.Д. Указ. соч. С. 5.

75 См. например: Потапов А.А. Искусство снайпера. М., 2001; Рязанов О.Е. История снайперского искусства. М., 2005; Николаев Е.А., Николаева Д.В. Советские снайперы в бою. М., 2009; Пилюшин И.И. Снайпер Великой Отечественной. М., 2010; и др.

76 Глумная М.Н. История военной повседневности: послесловие историка // http://www.booksite.ru/fulltext/kha/rov/sk/11.htm.

77 Никифорова Е.Н. Рожденная войной. М., 1985. С. 4.

6. Коровин В.В., Манжосов А.Н. Твой путь я разделю как верная подруга. Курск, 2006.

7. Лобковская Н.А. Была такая рота // Военно-исторический архив. 2000. № 10.

8. Мурманцева В.С. Советские женщины в Великой Отечественной войне. М., 1974.

9. Никифорова Е.Н. Рожденная войной. М., 1985.

10. Петер Ян. Маша+Нина+Катюша. Карлсхорст, 2002.

11. Ростов Н.Д. Подготовка резервов для фронта в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (на материалах Сибирского военного округа и Забайкальского фронта). Дисс. ...докт. ист. наук. Кемерово, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Полторак С.Н. Женщины на фронтах Великой Отечественной войны. СПб., 2002.

13. Слава, обретенная в боях. М., 2001.

14. Ты должен помнить поименно. Подольск и подольчане в годы Великой Отечественной войны / Под ред. А. Подъячева. М., 1995.

Поступила в редакцию 16 ноября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.