experience are revealed, the influence of war on the children’s everyday life is evaluated and the peculiarities of children’s patriotism manifestation are singled out. The peculiarities of children’s military espionage are specified.
Key words: military history, history of intelligence service, children daily routine. military factor, war and society, history of counter-intelligence.
ПОМОЩЬ ВОИНОВ-СИБИРЯКОВ В ВОЕННОМ ОБУЧЕНИИ ГРАЖДАН И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Н.Д. Ростов
В статье на основе документов центральных и региональных архивов Сибири рассмотрен вклад военно-учебных заведений и воинских частей Сибирского военного округа и Забайкальского фронта в военное обучение граждан в годы Великой Отечественной войны. Показана преемственность военношефских связей воинских частей и учебных заведений. Проанализирована деятельность воинских частей и учреждений, дислоцированных в Сибири, по оказанию помощи подразделениям Всеобуча и учебным заведениям в военном обучении граждан. Эта помощь носила разносторонний характер, была своевременной и эффективной.
Ключевые слова: военное обучение, воинские части, спецподготовка, военные руководители, Сибирский военный округ, Забайкальский фронт.
Решая сложные задачи по подготовке резервов для фронта, военные училища, школы и воинские части СибВО и Забфронта оказывали большую помощь военным комиссариатам, образовательным учреждениям и организациям Осоавиахима в организации всеобщего обязательного военного обучения граждан (Всеобуч).
Большую помощь в военной подготовке допризывников оказывали: командование
Виленского военно-пехотного училища в г. Сталинске, Московского артиллерийского училища в г. Ленинск-Кузнецке, Кемеровского военно-пехотного училища. Они выделяли квалифицированный преподавательский состав и необходимую материальную часть [1, л. 4]. Сретенское военно-пехотное училище систематически выделяло необходимое количество курсантов для подготовки специалистов для снайперских подразделений Всеобуча. В Борзинском районе Читинской области армейским инженерным батальоном Забфронта в 1-ю очередь Всеобуча для подготовки саперов-подрывников были выделены два младших лейтенанта, которые добровольно работали по подготовке специалистов. Кроме этого, батальоном было выделено в достаточном количестве учебное и боевое подрывное имущество. По подготовке этих специалистов, несмотря на то, что по наряду подрывного имущества району
выделено не было, с учебой район справился хорошо [2, л. 64].
В сентябре-октябре 1941 г. серьезные трудности с учебно-материальным обеспечением занятий бойцов батальона связи возникли в г. Томске. Ощущалась острая нехватка учебных пособий, телефонов, проволоки и инструментов. По причине призыва в РККА, недоставало необходимых кадров специалистов, особенно по телефонному и кабельному делу. На помощь пришло командование Белоцерковского военно-пехотного училища. Оно оказало помощь преподавательским составом и необходимым имуществом. Кроме того, в состав проверочноиспытательной комиссии от училища был выделен капитан Перельман [3, л. 7].
С 13 по 14 декабря 1941 г. в Барнауле было проведено полковое тактическое учение, в котором участвовало 3 батальона Всеобуча в количестве 1561 чел. Большую помощь в подготовке к учению оказали командование и курсанты Лепельского минометноартиллерийского училища. Командный состав училища привлекался для чтения лекций и выступлений перед командным составом батальонов и непосредственно в подразделениях Всеобуча на различные темы [4, л. 38]. 6 октября 1941 г. полковник Кудашев из Ле-пельского минометно-артиллерийского училища для среднего и младшего начсостава
Всеобуча Центрального района г. Барнаула прочитал лекцию: «Типы современных танков и их свойства и средства борьбы с ними». Начальник политотдела училища полковник Борисенко выступил перед командным составом Всеобуча с 4 лекциями о минометах [4, л. 38, 122].
Осенью и зимой 1941-1942 гг. в СибВО формировалось большое число стрелковых дивизий, лыжно-стрелковых бригад и отдельных батальонов. Вследствие этого Управления СибВО и Забфронта выделить для подразделений Всеобуча необходимое оружие и вооружение не могли.
В сентябре 1941 г. с началом Всеобуча по приказу командующего ЗабВО Артиллерийское управление округа смогло выделить 310 учебных винтовок, 19 ручных пулеметов, 6 станковых пулеметов, которые были направлены в южные районы Якутии [5, л. 34]. В централизованном порядке для подготовки бойцов Всеобуча 1-й очереди в Алтайском крае от Артиллерийского управления СибВО было получено десять 37-мм и два 50-мм минометов, а так же зажигательные бутылки с ампулами [6, л. 40].
Следует отметить, что в 1941 и 1942 гг. боевыми винтовками, станковыми и ручными пулеметами подразделения Всеобуча СибВО и Забфронта в достаточной степени не обеспечивались. Разрешение на использование боевого оружия воинских частей и военно-учебных заведений для военного обучения в подразделениях Всеобуча было дано Главным артиллерийским управлением Красной Армии только в августе 1942 г. [7, л. 181] В этих условиях помощь, оказываемая подразделениям Всеобуча воинскими частями и учреждениями СибВО и Забфрон-та, имела большое значение.
В ходе 1-й очереди Всеобуча командующий войсками СибВО приказал командирам воинских частей и учебных заведений округа оказать помощь горвоенкоматам имеющимися силами и средствами в свободное от занятий в частях время [8, л. 37]. Военно-образовательные учреждения и воинские части, дислоцированные в Новосибирской области, смогли оказать помощь подразделениям Всеобуча только боевым оружием для подготовки снайперов. Остальные бойцы Всеобуча все стрельбы в этот период проводили из мелкокалиберного оружия
[9, л. 4]. В апреле 1942 г. по просьбе бюро Кемеровского горкома ВКП(б) начальником гарнизона для подготовки в системе Всеобуча бойцов-специалистов автоматчиков и снайперов было выделено необходимое количество боевого оружия и офицеров для преподавания [10, л. 141]. На протяжении всей войны Тульское оружейно-техническое училище для подразделений Всеобуча выделяло боевое оружие и инструкторов для проведения занятий и практических стрельб, а также производило ремонт учебно-боевого оружия [11, л. 42].
Помощь дислоцированных на территории СибВО и Забфронта запасных и учебных воинских частей и учреждений подразделениям Всеобуча и Осоавиахима стала более масштабной с началом второго периода Великой Отечественной войны. Воинские части оказывали помощь оружием, учебно-материальными пособиями и преподавательским составом. Офицеры военных комиссариатов, воинских частей и учреждений проводили консультации и инструктажи по различным темам военной подготовки, давали методические указания по порядку проведения занятий, помогали в укомплектовании подразделений оружием, командным составом, комплектовании учебных групп, проведении различных военных занятий и других мероприятий [12, л. 3об.; 13, л. 24]. Значительней и разнообразней стала помощь подразделениям Всеобуча курсантов военных училищ, школ и воинских частей Новосибирского гарнизона [6, л. 26об.].
В 1942 г. Забфронтом для подразделений Всеобуча было направлено значительное число учебно-методической литературы. В Читинскую область было направлено 6720 экз., в Иркутскую область - 3155 экз., в Бурят-Монгольскую АССР - 2067 экз. [14, л. 65об.] На 1 апреля 1943 г. в Якутской АССР не было ни одного боевого устава пехоты 1942 г. Поэтому бойцов Всеобуча пришлось обучать по старым уставам 1938 г. [14, л. 69].
В ходе военного обучения учащейся молодежи был востребован опыт плодотворного взаимодействия армии и школы накануне Великой Отечественной войны. В соответствии с Постановлением СНК СССР «Об улучшении военной подготовки и усилении оборонной работы среди учащихся начальных и средних школ» от 5 апреля 1935 г. для
помощи в организации и проведении внеклассной и оборонно-массовой работы войсковые части РККА были прикреплены к школам. Связь была организована взаимно. С одной стороны, войсковые части оказывали помощь в оборудовании военных кабинетов, проводили совместные военные игры, с другой - школы оказывали помощь войсковым частям педагогическими кадрами и художественными силами. Постановлением, помимо ежегодных зимних и летних соревнований по различным военно-прикладным видам спорта, для учащихся 9-х классов были установлены обязательные сверхурочные ежегодные военизированные сборы в лагерях [15, л. 19].
В соответствии с Постановлением СНК СССР № 1729 и 1730 от 30 октября 1942 г. и на основании Указания Главвсеобуча от 6 ноября 1942 г., распоряжения Начальника Главного управления связи РККА № НР 42/138 от 22 марта 1943 г. и начальников связи СибВО и Забфронта школы, ведущие подготовку специалистов связи, были прикреплены к воинским частям [16, л. 110].
Для обеспечения прохождения программы военной подготовки по связи учащимися гражданских учебных заведений полных средних школ и техникумов Командующий войсками СибВО приказал к 1 апреля 1943 г. в городах образовать учебные пункты при 21 воинской части и учреждении округа (табл. 1). Командиры воинских частей и начальники военных училищ, на которых воз-
лагались организация учебных пунктов, обеспечивали нормальную военную подготовку учащихся и выделяли необходимое имущество связи по плану, составленному краевыми, областными и городскими военными комиссариатами [17, л. 4].
Большую помощь в проведении военной подготовки учащихся оказывали воины Томского гарнизона. Многие воинские части и учреждения шефствовали над школами и оказывали им реальную помощь. Курсанты Белоцерковского военно-пехотного училища шефствовали над средней школой № 4, курсанты 1-го Томского артиллерийского училища - над средней школой № 9, 2-е Томское артиллерийское училище шефствовало над
1 и 12 средними школами. Проводили военно-оборонную работу в школах г. Томска офицеры военно-учебных заведений: в средней школе № 6 - лейтенант Сакаев из Дома Красной Армии, в 10-й - лейтенант Иванко из 1-го Томского артиллерийского училища и во 2-й средней школе - капитан Меньжин-ский из Военной электротехнической академии связи [18, л. 56].
Курсанты 1-го Томского артиллерийского училища Герои Советского Союза И.Е. Самбук и Х. Мухамадиев проводили беседы среди допризывников, инвалидов войны, семей военнослужащих и учащихся, а также активно выступали на собраниях, конференциях и слетах [18, л. 47, 48]. В военно-лекционной работе активно участвовали: из Ленинград-
Таблица 1
Список учебных пунктов военной подготовки по связи учащихся гражданских учебных заведений при воинских частях и учреждениях СибВО на 1 апреля 1943 г. [17, л. 5, 5об.]
Города Воинские части и учреждения
Новосибирск Воронежская школа радиоспециалистов, 1-е курсы радиотелеграфистов
Бердск 23-я отдельная запасная стрелковая бригада
Красноярск Киевское училище связи, 17-й отдельный линейный полк связи
Ачинск 43-я отдельная запасная стрелковая бригада
Канск 25-я отдельная запасная стрелковая бригада
Бийск 26-я отдельная запасная стрелковая бригада
Барнаул Лепельское минометно-артиллерийское училище, Барнаульское военно-пехотное училище
Кемерово Кемеровское военно-пехотное училище
Сталинск Виленское военно-пехотное училище
Ленинск-Кузнецк Ленинск-Кузнецкое пулеметное училище
Томск Военная академия связи, Белоцерковское военно-пехотное училище
Татарск 6-й отдельный запасной кавалерийский полк
Омск 1-е Омское военно-пехотное училище, 2-е Омское военно-пехотное училище, 39-я отдельная запасная стрелковая бригада
Асино Асиновское военно-пехотное училище
Рубцовск Рубцовское военно-пехотное училище
ского артиллерийско-технического училища зенитной артиллерии - подполковник Горюшкин, из Военной электротехнической академии связи - майор Белопольский. В организации военно-физкультурной работы в школах активно участвовали офицеры Миллер и Гостаев из Ленинградского артиллерийско-технического училища зенитной артиллерии, Сальник из 1-го Томского артиллерийского училища, Давыдов из Дома Красной Армии.
Большую помощь в военном обучении граждан оказывали культурно-просветительные учреждения СибВО и Забфронта. В оборонном кабинете окружного Дома Красной Армии СибВО в г. Новосибирске проводились показные занятия с командным составом Всеобуча, в ходе которых он знакомился с трофейным немецким оружием. Для бойцов Всеобуча работниками Дома Красной Армии был прочитан ряд лекций инструктивного характера о современной тактике фашистской армии и борьбе с танками противника [6, л. 26об.]. Уже в ходе 1-й очереди военного обучения встречи с фронтовиками стали привычными в системе воспитания бойцов Всеобуча. В г. Новосибирске состоялись встречи бойцов Всеобуча с командиром танкового полка Ниникашвили, руководителем партизанского движения майором Ивановым, который пробыл в тылу врага 4 месяца. Были также организованы встречи начальствующего состава Всеобуча с начальствующим составом воинских частей Новосибирского гарнизона по обмену опытом обучения бойцов. Ряд воинов-фронтовиков из числа политработников в подразделениях Всеобуча выступили с докладами, провели инструктивные беседы по организации воспитательной работы на фронте [6, л. 26об.].
С 23 сентября 1942 г. в Читинском областном радиокомитете открылся новый цикл передач «Забайкальцы на фронте», рассказывающий о воинском мастерстве и доблести земляков-фронтовиков. Эти передачи давались в виде очерков и ярких художественных зарисовок [19, л. 67]. В радиокомитет Читинской области агитаторы и пропагандисты Забфронта в первом полугодии 1943 г. написали и сдали 40 лекций, статей и обзоров на военно-исторические темы. Авторами выступили полковник Абрамов, майор Комар-ков, капитаны Иоффе, Кучкин, Тяпкин, Фо-
мин, Максимов, Петров и другие. Темы лекций были: «Героические традиции русских воинов», «Великий русский полководец А. В. Суворов» и др. [19, л. 35об.] По просьбе партийных органов военные училища г. Томска и Асино регулярно выделяли квалифицированных лекторов и докладчиков для чтения лекций и докладов по вопросам международного положения, текущего момента и другим вопросам [20, л. 3].
Большую помощь Всеобучу в подготовке бойцов-специалистов комсомольско-моло-
дежных спецподразделений оказывали воины-забайкальцы. Уже в ходе 1-й очереди в марте 1942 г. для спецподразделений были выделены постоянные командиры, которые оказали большую помощь в проведении тактических занятий. Так же были проведены инструктажи командного состава Вупов в Иркутске, Нижне-Удинске, Черемхово, Усть-Орде и др. [21, л. 23] В ходе 3-ей очереди Всеобуча в работе военно-учебных пунктов Бурятии большую помощь оказывали воинские части. Так, в г. Улан-Удэ одна из воинских частей выделила свою материальную часть и командиров для проведения занятий со специалистами-подрывниками [22, л. 439].
Большую помощь воинские части СибВО и Забфронта оказывали подразделениям Всеобуча и Осоавиахима в подготовке специалистов связи. В 1943 г. организациями Осоавиахима было подготовлено 100 ради-стов-операторов, 100 морзистов, 200 телефонистов. Для подготовки кадров связи организациям Осоавиахима Читинской области Забфронтом было выделено 14 телефонных и
11 телеграфных аппаратов, 40 учебных ключей «Морзе», 4 сержанта и 2 офицера. Подбор кадров для обучения осуществляли гор-райвоенкоматы [23, л. 21].
Сотрудничество воинских частей и организаций Осоавиахима приносило взаимовыгодную пользу в решении главной задачи -военного обучения. Силами офицерского состава воинских частей Омского гарнизона в 1943 г. в учебных организациях Осоавиахима было подготовлено 196 младших командиров. Организации Осоавиахима предоставляли свои стрельбища, тиры, лагеря. Командование воинских частей и военно-учебных заведений оказывало им помощь учебнобоевым оружием, офицерским и преподавательским составом [24, л. 28; 25, л. 48]. В
1943 г. Тульское оружейно-техническое училище выделяло боевое оружие для проведения практических стрельб, проводило ремонт оружия, выделяло инструкторский состав для проведения занятий [11, л. 42].
С каждым новым годом войны местные органы военного управления приобретали опыт в организации военного обучения. Военно-учебные заведения и воинские части СибВО и Забфронта оказывали все большую помощь в военном обучении допризывной молодежи. В первом полугодии 1943 г. в г. Томске для лучшего руководства и охвата военным обучением согласно районированию города было создано 3 учебных пункта, вместо 18 в 1-ю очередь. Основными строевыми единицами являлись батальоны. Учебно-материальная база была распределена между военно-учебными пунктами. Недостающее боевое оружие предоставило Тульское оружейно-техническое училище. Бело-церковское военно-пехотное училище предоставило специалистов по инженерной службе и 150-метровую полосу. Кроме того, офицеры училища с командно-начальствующим составом Всеобуча 1 раз в неделю по 4 часа проводили командирские занятия [26, л. 23].
Помощь воинов-сибиряков была особенно ощутимой в проведении спецподготовки по связи и внеклассной военно-массовой работы с учащимися. Большую работу проводил на протяжении всей войны в 4-й и 5-й женских средних школах по подготовке телеграфисток и телерадисток лейтенант Сте-панченко из Белоцерковского училища, настоящий энтузиаст своего дела, он подготовил 250 девушек радисток. Также хорошо работали: в 4-й средней школе - подполковник Андреев, в 1-й средней школе - лейтенант Армянкин из 2-го Томского артучилища и из 1-го Томского артучилища в 12-й средней школе лейтенанты Аврошев и Заводчиков [27, л. 26]. В 1944/1945 учебном году выпускницы телефонистки показали очень высокие результаты на зачетных испытаниях: отлично - 37 %, хорошо - 42 %, посредственно - 21 %. В годовых испытаниях по допризывной военной подготовке в техникумах, завершившихся к 19 августа, участвовало 1022 юноши и 2792 девушки. Оценку «отлично» получили 35 %, «хорошо» - 39 %,
«посредственно» - 24 % и «неудовлетворительно» - 2 % [27, л. 26].
13 июля 1945 г. по инициативе Омского городского и областного совета Осоавиахима и горкома ВЛКСМ в городе было проведено двухстороннее тактическое учение молодежи. Подразделения возглавили младшие командиры-курсанты Омского военно-пехотного и интендантского училищ. В учении участвовали около 11 тыс. чел. В ночь на 13 июля был совершен ночной переход с форсированием болот и озерка. Командиры являли образцы мужества, находчивости и отличной выучки [28, л. 11].
Командование военных училищ и воинских частей СибВО и Забфронта оказывало помощь военным комиссариатам в совершенствовании методического уровня военных руководителей гражданских учебных заведений. Для проведения военно-инструкторских занятий с командно-политическим составом Всеобуча в г. Кемерово привлекались кадровые командиры воинских частей и учреждений гарнизона [29, л. 15]. На основании приказа командующего Забфронтом № 63/0249 от 25 ноября 1942 г. «О военнофизической начальной и допризывной военной подготовке в учебных заведениях (начальных, неполных средних и средних школах и техникумах)» в период зимних каникул в январе 1943 г. были организованы 10-дневные учебно-методические сборы военных руководителей и преподавателей военной и физической подготовки.
Для обеспечения сборов начальствующий и преподавательский состав был подобран из числа лучших и наиболее проверенных командиров кадра и запаса. Для содействия в учебно-методической подготовке военных руководителей командующий войсками приказал начальникам гарнизонов Читы, Иркутска, Улан-Удэ, Нижне-Удинска, Кяхты, Сретенска и др. выделить на период сборов в распоряжение областных военных комиссаров лучший средний командный состав [16, л. 2].
Значительные успехи, достигнутые Всеобучем СибВО в ходе 7-й очереди 1944 г., во многом обуславливались тем, что помощь воинских частей и учреждений округа подразделениям Всеобуча на основании приказа командующего СибВО № 0513 от 12 января 1944 г. командным составом, учебно-боевым оружием
и имуществом стала более значительной и весомой [30, л. 90]. В ходе 7-й очереди военного обучения по заявкам Отдела Всеобуча Новосибирского облвоенкомата, военные училища, школы и воинские части выделяли команднополитический состав, материальную часть -оружие, предоставляли тиры и стрельбища, а так же специально-оборудованные классы и литературу. Особенно большую помощь оказывали Всеобучу командование Татарского и Куйбышевского гарнизонов [31, л. 82, 83]. В Красноярском крае в ходе подготовки бойцов-специалистов 7-й очереди Всеобуча в местах дислокации воинских частей по договоренности с командованием оказывалась помощь оружием. Воинскими частями было так же отремонтировано 7 единиц учебно-боевого оружия [32, л. 8].
Помощь, оказанная воинами-сибиряками в организации и проведении всеобщего обязательного военного обучения граждан в ходе Великой Отечественной войны, была своевременной и во многом оказала решающее влияние на успешное выполнение задач Всеобуча.
1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 8355. Оп. 1. Д. 344.
2. Государственный архив Читинской области (ГАЧО). Ф. П-37. Оп. 1. Д. 396.
3. Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИТО). Ф. 80. Оп. 3. Д. 151.
4. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). Ф. П-10. Оп. 25. Д. 242.
5. Филиал Национального архива Республики Саха (Якутия) (ФНА РС (Я)). Ф. 3. Оп. 1. Д. 1661.
6. Центральный архив министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 57. Оп. 12305. Д. 144.
7. ЦАМО РФ. Ф. 57. Оп. 12305. Д.87.
8. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. П-4. Оп. 5. Д. 674.
9. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 5. Д. 675.
10. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. П-15. Оп. 8. Д. 25.
11. ЦДНИТО. Ф. 80. Оп. 3. Д. 262.
12. ГАНО. Ф. 1186. Оп. 1. Д. 300а.
13. ГАНО. Ф. 1186. Оп. 1. Д. 302а.
14. ЦАМО РФ. Ф. 57. Оп. 12305. Д. 354.
15. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. М-1. Оп. 23. Д. 1134.
16. ЦАМО РФ. Ф. 57. Оп. 12305. Д. 210.
17. ЦАМО РФ. Ф. 57. Оп. 12305. Д. 275.
18. ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 40.
19. ГАЧО. Ф. П-3. Оп. 1. Д. 1607.
20. ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 1. Д.3 37.
21. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 185. Оп. 5. Д. 66.
22. ЦАМО РФ. Ф. 57. Оп. 12305. Д. 73.
23. ГАЧО. Ф. Р-1985. Оп. 1. Д. 4.
24. Центр документации новейшей истории Омской области (ЦДНИОО). Ф. 9656. Оп. 1. Д. 29.
25. ЦДНИОО. Ф. 9656. Оп. 1. Д. 31.
26. ЦДНИТО. Ф. 80. Оп. 3. Д. 261.
27. ЦДНИТО.Ф. 80. Оп. 3. Д. 502.
28. ЦДНИОО. Ф.17. Оп. 1. Д. 3064.
29. ГАКО. Ф. П-15. Оп. 8. Д. 31.
30. ЦАМО РФ. 57. Оп. 12305. Д. 89.
31. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 9. Д. 439.
32. Красноярский центр хранения и изучения документов новейшей истории (КЦХИДНИ). Ф. 26. Оп. 14. Д. 613.
Поступила в редакцию 11.04.2008 г.
Rostov N.D. Siberian soldiers’ military learning support of citizens and young learners during the Great Patriotic war. The article is based on the documents of central and regional archives of Siberia. The role of military educational organizations and regiments of Siberian Command and Trans-Baikal Front in military education of citizens during the Great Patriotic War was studied. The continuity of army support of educational organizations is shown. The author analyzed activity of regiments of military institutions stationed in Siberia in rendering help to departments of the system of total compulsory military education and educational organizations. The author made a conclusion that this help was versatile, timely and effective.
Key words: military training, military units, special training, military heads, the Siberian military district, trans-Baikal front.