Научная статья на тему 'Подготовка земского фельдшерско-акушерского персонала в Уфимской губернии в начале XX века'

Подготовка земского фельдшерско-акушерского персонала в Уфимской губернии в начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
757
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИЙ ПЕРСОНАЛ / МЕДПЕРСОНАЛ / УФИМСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шуляк Екатерина Викторовна

Статья посвящена деятельности органов земского самоуправления в области здравоохранения, в частности проблеме подготовки фельдшерско-акушерского персонала для работы в земских лечебных учреждениях. Эту проблему можно было оптимально разрешить через организацию земских медицинских образовательных учреждений. На Южном Урале ею являлась женская фельдшерско-акушерская школа в Уфе, подготовка медицинского персонала в ней соответствовала требованиям государственного стандарта и отличалась высоким уровнем преподавания. Подготовленный на её базе медицинский персонал мог успешно работать в земских лечебных учреждениях и частично возместить нехватку врачей в связи с их мобилизацией на фронт в годы Первой мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка земского фельдшерско-акушерского персонала в Уфимской губернии в начале XX века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 4 (142). История. Вып. 29. С. 60-62.

Е. В. Шуляк

ПОДГОТОВКА ЗЕМСКОГО ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПЕРСОНАЛА В УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XXВЕКА

Статья посвящена деятельности органов земского самоуправления в области здравоохранения, в частности проблеме подготовки фельдшерско-акушерского персонала для работы в земских лечебных учреждениях. Эту проблему можно было оптимально разрешить через организацию земских медицинских образовательных учреждений. На Южном Урале ею являлась женская фельдшерско-акушерская школа в Уфе, подготовка медицинского персонала в ней соответствовала требованиям государственного стандарта и отличалась высоким уровнем преподавания. Подготовленный на её базе медицинский персонал мог успешно работать в земских лечебных учреждениях и частично возместить нехватку врачей в связи с их мобилизацией на фронт в годы Первой мировой войны.

Ключевые слова: фельдшерско-акушерский персонал, медперсонал, Уфимская губерния.

Земская реформа являлась одной из Великих буржуазных реформ, начавшихся в России в 60-х гг. XIX в. Согласно «Положению

о губернских и уе здных земских учреждениях» 1864 г. в губерниях Российской империи стали вводиться органы земского самоуправления. Одним из важнейших направлений их деятельности была забота о «народном здравии». Универсальный характер земской медицинской помощи и создание участковой системы медицинского обслуживания поставил перед земскими учреждениями задачу подготовки медицинского персонала для работы в сельских больницах и на фельдшерско-акушерских пунктах.

В Уфимской губернии земские учреждения были введены в феврале 1875 г. Уже в первые годы своей деятельности органы земского самоуправления приступили к организации системы земского медицинского обслуживания, в связи с чем возникла острая потребность в медицинских кадрах для обслуживания созданных земствами врачебных участков и необходимость укомплектования штата земских врачей, фельдшеров и акушерок.

Так как на территории губернии не было образовательных учреждений для подготовки высшего медицинского персонала, врачи поступали сюда через систему государственного распределения из различных университетов России. Подготовка среднего медицинского персонала для работы в лечебных учреждениях Уфимской губернии осуществлялась в фельдшерской школе, организованной в 1826 г. при Оренбургском

военном госпитале. Однако в конце 80-х гг. XIX в. она была закрыта по причине низкого профессионального уровня выпускников1.

Вопрос об открытии фельдшерско-акушерской школы обсуждался уже на Первом очередном губернском земском собрании, проходившем в феврале-марте 1875 г., но из-за нехватки средств для её открытия подготовка среднего медицинского персонала осуществлялась при губернской земской больнице, где желающие получить звание фельдшера занимались под наблюдением старшего врача от 6 месяцев до 2 лет.

По решению XXXIII очередной сессии Уфимского губернского земского собрания от 17 декабря 1907 г. осенью 1908 г. в Уфе была открыта «женская акушерско-фельдшерская школа нормального типа»2.

Её деятельность была направлена на обеспечение земских медицинских учреждений грамотными и опытными фельдшерицами-акушерками. Хотя школа находилась в ведении Министерства внутренних дел, она была учреждена при Уфимской губернской земской больнице и содержалась на средства Уфимского губернского земства3.

Срок обучения в ней составлял 4 года. В школу принимали лиц женского пола «всех состояний, без различия звания, национальности, вероисповедания, места происхождения в возрасте от 16 до 36 лет»4. Начиная с 1909 г., были введены ограничения для приёма в школу девушек еврейской национальности с соблюдением 10 % от нормы согласно «особому журналу Совета

Министров об условиях приёма в средние учебные заведения»5.

Поступающие в школу должен были иметь образовательный ценз не ниже 4 классов женской гимназии. Конкурс при поступлении в школу был достаточно высоким: 2-3 человека на одно место, а при равенстве баллов преимущество отдавалось жительницам Уфимской губернии. Они обучались бесплатно, но по окончании школы должны были прослужить по направлению земства по 6 месяцев за каждый год обучения. Жители других губерний вносили за обучение плату в размере 40 р. в год.

Социальный состав обучающихся в школе всегдабылнеоднородным .Из708 воспитанниц, обучающихся в школе в 1908-1913 гг., 216 (30,5 %) являлись представителями крестьянского сословия, 175 (24,7 %) - мещанского, 61 (8,7 %) - дворянского и 256 (36,1 %) - прочих сословий. Среди них были представители различных религиозных конфессий, однако 93,6 % от общего числа учениц исповедовали православную религию6.

Большую роль в жизни школы играл попечительский совет, который возглавлял председатель губернской земской управы П. Ф. Коропачинский. В его состав вошли также представители губернской земской управы А. Д. Гачечиладзе, Н. П. Товарищев, губернские гласные Г. И. Миклашевский, Н. Н. Хасабова, губернский врачебный инспектор А. О. Афиногенов, директор школы А. И. Подбельский, преподаватели школы М. М. Шерстенников и Л. А. Лисовский7.

Совет принимал активное участие в организации учебного процесса, в разрешении финансовых проблем, а также проявлял заботу о малообеспеченных учащихся школы. Он находился в тесном взаимодействии с педагогическим советом, куда входили преподаватели школы.

Педагогический коллектив состоял из высококвалифицированных специалистов; из 19 педагогов, работавших в школе в 1912 г., было 4 доктора медицины, 8 врачей, 2 кандидата богословия, прозектор, провизоры и межевой инженер. Преподавателем анатомии являлся состоящий на службе в губернском земстве врач губернской земской больницы Ч. Ф. Ястржембский, который усовершенствовал свои знания в Петербургской Обуховской больнице8. Кроме

педагогической деятельности преподаватели школы занимались общественной и научнометодической работой. Б. П. Ручинский являлся автором учебного пособия по диагностике, А. И. Подбельский - по детским болезням, а А. П. Герасимов - по медицинской отчётности9.

Учебный процесс был организован согласно уставу, учебным планам, программам, правилам поведения учениц и другим документам. Учебная программа школы строго соответствовала программе преподавания в акушерско-фельдшерской школе, утверждённой Министерством внутренних дел 16 мая 1903 г.10

В школе преподавались общеобразовательные и специальные дисциплины, практические занятия с ученицами проводились в фармацевтической, химической и гигиенической лабораториях, в анатомическом и зоологическом музеях. Практические навыки учащиеся школы получали в больницах, родильных приютах, амбулаториях и аптеках. Администрация школы проявляла заботу о трудоустройстве выпускниц, для чего велась переписка с земствами о назначении учениц на вакантные должности в уездах. Так на службе в Стерлитамакском уездном земстве состояли выпускницы 1914 г. Полосухина, Крылова, Супхангулова, Грязева и Васильева11.

Деятельность акушерско-фельдшерской школы заметно сказалась на росте вспомогательного медицинского персонала в губернии, с 1906 по 1913 г. численность фельдшерско-акушерского персонала в Уфимской губернии увеличилась со 163 до 292 человек, то есть в 2,4 раза12.

В годы Первой мировой войны преподавателиивыпускникишколыоказывали помощь больным и раненым воинам на театре боевых действий и в эвакогоспиталях, а на базе школы велась подготовка сестёр милосердия, для чего по инициативе педагогического совета были организованы шестинедельные курсы. Обучение на них велось в соответствии с программой, утверждённой Главным Управлением Российского Общества Красного Креста, согласно которой будущим сёстрам милосердия читались такие предметы, как анатомия с физиологией, патология и терапия, хирургия с десмургией, гигиена с диететикой, уход за больными и ранеными, оказание первой медицинской помощи

и фармакология. Практические занятия проводились в губернской земской больнице под руководством старшего врача и трёх ординаторов и в аптеке - под руководством фармацевта13.

Средний медицинский персонал, состоящий на службе в земских лечебных учреждениях имел возможность повышать свою квалификацию и делиться практическим опытом на профессиональных съездах. В феврале 1913 г. состоялся первый губернский съезд фельдшеров и акушерок, на котором прозвучало 18 докладов. Большой интерес у участников съезда вызвали доклады Д. П. Михина «Условия труда и быта фельдшерско-акушерского персонала в Уфимской губернии», В. Р. Лазорина «Роль и значение фельдшерско-акушерского персонала в общественной медицине», «О помощниках санитарных врачей в земствах Уфимской губернии»14.

Организация земской акушерско-фельдшерской школы в Уфимской губернии позволила существенно изменить в лучшую сторону дело и качество подготовки среднего медицинского персонала. Ее образовательная деятельность была направлена на обеспечение земских лечебных учреждений Южного Урала квалифицированным средним медицинским персоналом с учётом универсального характера земской медицинской помощи, улучшение качества медицинского обслуживания населения и его здоровья. Выпускники этой школы получали возможность трудоустройства в земских и других лечебных учреждениях,

что благоприятно влияло на снижение социальной напряжённости в регионе. Кадры, подготовленные в этой школе сыграли большую роль в годы Первой мировой войны, заменяя мобилизованных на фронт земских врачей, а также в деле оказания помощи раненым и больным воинам.

Примечания

I Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 11. Оп. 7. Д. 37. Л. 58. 2Центральныйгосударственныйисторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). Ф. И-121. Оп. 1. Д. 2. Л. 7.

3 Там же. Л. 24.

4 Там же. Л. 13.

5 Там же. Л. 49.

6 Материалы к совещанию врачей и представителей общественных учреждений Уфимской губернии. Ч. 2. - Уфа, 1915. -С. 213.

7 ЦГИА РБ Ф. И-121. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.

8 ЦГИА РБ. Ф. И-132. Оп. 1. Д. 334. Л. 1-22.

9 Материалы к совещанию... - С. 217.

10 ЦГИА РБ. Ф. И-121. Оп. 1. Д. 2. Л. 7.

II Там же. Д. 32. Л. 21.

12 Историко-статистические таблицы деятельности Уфимского земства : к 40-летию существования земств Уфимской губернии (1875-1914). - Уфа, 1915. - С. 340.

13 ЦГИА РБ. Ф. И-121. Оп. 1. Д. 28. Л. 39.

14 Первый губернский съезд фельдшериц и акушерок Уфимской губернии. - Уфа, 1913. - С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.