ЕЭ
УДК 614.25:614.29:364
ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ И ОРГАНИЗАТОРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
М.В. Доютова1, Н.К. Гусева2, В.А. Соколов2,
1МЛПУ «Городская поликлиника № 50», г. Н. Новгород, 2ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»
Доютова Марина Владиславовна - e-mail: [email protected]
В статье представлены обоснования необходимости преподавания вопросов социальной защиты населения как методологической и правовой базы медицинской экспертизы; подходы к преподаванию вопросов медицинской экспертизы были внедрены в систему последипломной подготовки специалистов в ГОУ ВПО Ниж ГМА и опыт этой работы за последние 6 лет.
Ключевые слова: медицинская экспертиза, социальная защита населения.
The article gives the grounds of the necessity of teaching the issues of the social protection of the population as methodological and legal foundation of medical examination; the approaches to the teaching of the issues of medical examination were introduced into the system of post-graduate training of the specialists of Nizhny Novgorod state medical academy and the experience of this work for the last 6 years.
Key words: medical examination, social protection of the population.
Медицинская экспертиза в настоящее время одна из действенных форм социальной защиты населения. Вынося экспертное заключение, врачи, как правило, подтверждают право гражданина на те или иные формы его социальной защиты либо на определенный социальный статус (инвалида, пострадавшего и др.). Приказом МЗСР № 154 от 21.05. 2002 г. определены следующие виды экспертиз: экспертиза временной нетрудоспособности (ЭВН), лечебно-диагностического процесса, качества медицинской помощи (ЭКМП), профилактики, медико-социальных проблем, медико-экономическая экспертиза, исковая и др.
ЭВН и ЭКМП входят в перечень услуг, подлежащих лицензированию, и требуют дополнительной подготовки специалистов в объеме не менее 72 часов.
В ГОУ ВПО НижГМА циклы тематического усовершенствования по экспертизе трудоспособности были организованы с 1990 года. Однако до 2004 г. они проводились не чаще 2 раз в год и включали специалистов, которые сами были высоко мотивированы к получению таких знаний.
С момента внедрения нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.07 г., возникла необходимость обучения специалистов для получения лицензии. Потребность в обучении стала расти, число циклов резко увеличилось.
К этому времени уже четко были определены методические подходы к преподаванию и содержание учебных программ. На цикле тематического усовершенствования (ТУ) «Экспертиза временной нетрудоспособности. Медико-социальная экспертиза» было сформировано 4 блока учебного материала:
• Основы социальной защиты больных и инвалидов;
• Экспертиза временной нетрудоспособности;
• Порядок направления больных на медико-социальную экспертизу;
• Реабилитация больных и инвалидов.
Необходимость преподавания вопросов социальной защиты населения как методологической и правовой базы медицинской экспертизы определяется следующими факторами:
1. Законы по социальной защите населения («О социальной защите инвалидов»; «О трудовых пенсиях»; «О социальном страховании»; «О выплате пособий») являются правовой основой для организации различных видов медицинской экспертизы, обосновывают ее необходимость и значимость для пациентов.
2. Экспертный процесс представляет единое целое для конкретного пациента в контексте его социальной защиты. На каком-то этапе обращения за медицинской помощью больной будет нуждаться в экспертизе временной нетрудоспособности и выдаче больничного листка, а в случае ухудшения трудового прогноза встанет вопрос об уровне качества медицинской помощи; при появлении признаков инвалидности - о направлении его на медикосоциальную экспертизу и предоставлении видов социальной защиты в соответствии со статусом инвалида; при возникновении социальных проблем, связанных со здоровьем, - направлении на врачебную комиссию медицинской организации (ВК) для определения путей решения этих проблем. Врач должен знать указанные виды экспертиз и формы социальной защиты больных и инвалидов, уметь определять показания к различным видам экспертиз и моменты перехода от одной экспертизы к другой.
3. Врач должен не только уметь принять экспертное решение и обосновать его, но и управлять им, т. е. определять формы и методы воздействия на больного для восстановления здоровья, трудоспособности, снижения тяжести инвалидности, решения социальных проблем, связанных со здоровьем. Основным механизмом управления экспертным решением является реабилитация больных и инвалидов, поэтому преподавание вопросов медицинской экспертизы должно осуществляться в единстве с вопросами реабилитации. В этом случае экспертное решение должно содержать обоснование потребности больного в отдельных видах реабилитационных мероприятий.
4. Поскольку медицинская экспертиза осуществляется у конкретного пациента, циклы ТУ должны учитывать основную специальность слушателей (терапевт, невролог, организатор здравоохранения и др.) и содержать те общие и частные вопросы медицинской экспертизы, которые необходимы соответствующим специалистам.
Вышеуказанные подходы к преподаванию вопросов медицинской экспертизы были внедрены в систему последипломной подготовки специалистов в ГОУ ВПО НижГМА. Опыт этой работы за последние 6 лет показал:
1. Потребность в обучении организаторов здравоохранения по вопросам медицинской экспертизы растет, увеличивается число слушателей и циклов ТУ (таблица).
2. Особенно востребованы эти циклы у заместителей главных врачей, которые непосредственно занимаются организацией экспертной работы (48,6% от всего контингента специалистов).
ТАБЛИЦА.
Динамика обучения специалистов на циклах ТУ «Экспертиза временной нетрудоспособности. Медико-социальная экспертиза» и «Контроль (экспертиза) качества медицинской помощи в ГОУ ВПО НижГМА за 2004-2009 гг.
Критерии оценки 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Всего в
Общее число слушателей в том числе: 91 216 149 182 256 264 1158 100
на циклах ЭВН И МСЭ 79 216 131 109 132 93 760 65
На циклах контроль (экспертиза) КМП 12 - 18 73 124 171 398 35
В т. ч. главные врачи 13 39 28 30 31 34 175 15,1
Зам. глав. врачей 54 64 70 102 126 147 563 48,6
Врачи, в т. ч. зав. отделениями 24 113 51 50 99 83 420 36,3
Число слушателей из Нижнего Новгорода 43 53 91 92 77 62 418 36,1
Из Нижегородской области 9 81 45 54 132 69 390 33,7
Из др.регионов 39 82 13 36 47 133 350 30,2
Число циклов ТУ 6 10 11 11 14 15 67
Среднее число слушателей на 1 цикл 15,2 21,6 13,6 16,6 18,3 17,6 17,3
3. Клинические специалисты тоже нуждаются в данных циклах, хотя их пребывание на циклах для организаторов здравоохранения объясняется отсутствием циклов по частным вопросам медицинской экспертизы, которые в настоящее время подготовлены для терапевтов и неврологов (с 2010 г.).
4. Достаточно высокая потребность в данном виде обучения у специалистов из Нижегородской области и других регионов РФ (33,7% и 30,2% соответственно), что определило потребность в дистанционном обучении, которое было внедрено в систему последипломного образования с ноября 2009 года.
5. Оптимальная наполняемость групп обучения не более 20 человек, а наиболее эффективно индивидуальное обучение.
Следует отметить, что практически все специалисты на циклах тематического усовершенствования достаточно высоко мотивированы к изучению вопросов медицинской экспертизы, глубокому анализу нормативной базы, в том числе вопросов социальной защиты больных и инвалидов, что привело к необходимости перейти от преподавания общих вопросов социальной защиты у изучению более «узких» проблем. В тематике цикла появились такие лекции как:
• Государственная социальная помощь и социальное обслуживание население РФ.
• Социальное страхование граждан РФ.
• Обеспечение пособий во время нетрудоспособности, беременности и родов граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
• Основы пенсионного страхования и государственного обеспечения в РФ.
После таких лекций слушатели лучше понимают смысл и значение медицинской экспертизы как формы социальной защиты пациентов, и роли экспертного решения в повышении «качества жизни» населения.
Такая подготовка дает возможность специалистам после вынесения экспертного решения объяснить пациенту как его права на определенные виды социальной защиты, так и отсутствие этих прав в связи с состоянием его здоровья.
Таким образом, повышение квалификации специалистов по вопросам медицинской экспертизы имеет большое значение для повышения уровня социальной защиты больных и инвалидов и нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании.