Научная статья на тему 'Опыт формирования информационной основы для непрерывного профессионального образования медицинских работников'

Опыт формирования информационной основы для непрерывного профессионального образования медицинских работников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
233
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / НОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ / MEDICAL SPECIALISTS / INFORMATION BASE FOR CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE AND LABOUR FUNCTIONS / THE NEW EFFICIENCY IN MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кудрина В. Г., Камардин В. В., Гончарова О. В., Кучин Н. Е.

Разработка информационной основы для обучения и аттестации медицинских работников является приоритетным вектором при формировании у них профессиональных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций, а также обязательным требованием создания системы непрерывного профессионального образования (НПО). Приведен алгоритм и его практическая реализация при обучении и аттестации врачей в целях формирования трудовой функции организации и проведения медицинских экспертиз временной нетрудоспособности и качества медицинской помощи. Центральное место в проекте регионального уровня принадлежало циклу повышения квалификации для врачей. В нём участвовал 121 специалист (60 врачей организаторов здравоохранения и 61 врач-клиницист). У них были оценены входные и итоговые знания предмета медицинских экспертиз с использованием статистического аппарата для определения достоверности результатов обучения. Установлено, что врачи-клиницисты до начала обучения были менее подготовлены в предметной области. По завершении учебы статистически достоверных различий не выявлено. Учтены текущие и перспективные возможности доступа медицинских работников к профессиональной информации при включении в систему НПО, которая ориентирована на использование электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий. Это, в свою очередь, призвано создать новую эффективность в медицинском образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кудрина В. Г., Камардин В. В., Гончарова О. В., Кучин Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of the information basis for the continuing professional education of medical specialists

Development of an information framework for the training and certification of health care specialists is a priority vector in the formation of professional competences they required to perform labour functions, as well as the requirement of establishing a system of continuing professional education (CPE). The algorithm and its practical implementation in the training and certification of doctors with a view to shaping the work of organizing and conducting medical examinations-temporary incapacity for work and the quality of care. The central place in the draft regional level belonged to the cycle of training for doctors. It involved 121 specialists (60 doctors, health service organizers, and 61 clinician). They had appreciated the input and knowledge of the subject of medical examinations using statistical apparatus to determine the authenticity of the learning outcomes. Found that clinicians before the start of the course were less prepared in the subject area. Upon completion, a statistically reliable differences have been detected. Taken into account the current and long-term accessibility of health-care specialists to professional information when system CPE which focuses on the use of electronic educational resources and distance learning technologies. This will create a new efficiency in medical education.

Текст научной работы на тему «Опыт формирования информационной основы для непрерывного профессионального образования медицинских работников»

и информационные

технологии

В. Г. КУДРИНА,

д.м.н., профессор, заведующий кафедрой медицинской статистики и информатики ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия последипломного образования (ФГБОУ ДПО РМАПО Минздрава России), г. Москва,, Россия, kudrinu@mail.ru В. В. КАМАРДИН,

заместитель директора Департамента здравоохранения г. Севастополя, г. Севастополь, Россия, sevlawyer@mail.ru О. В. ГОНЧАРОВА,

к.м.н., доцент кафедры медицинской статистики и информатики ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия последипломного образования (ФГБОУ ДПО РМАПО Минздрава России), г. Москва, Россия, medstat@mail.ru Н. Е. КУЧИН,

к.м.н., заместитель главного врача по медицинской части ГБУЗ г. Севастополя «Севастопольская городская психиатрическая больница», г. Севастополь, Россия, sgpb92@mail.ru

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОСНОВЫ ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

УДК 614.25:65.001:37.01:004

Кудрина В. Г., Камардин В. В., Гончарова О. В., Кучин Н.Е. Опыт формирования информационной основы для непрерывного профессионального образования медицинских работников (Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России, г. Москва, Россия)

Аннотация. Разработка информационной основы для обучения и аттестации медицинских работников является приоритетным вектором при формировании у них профессиональных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций, а также обязательным требованием создания системы непрерывного профессионального образования (НПО). Приведен алгоритм и его практическая реализация при обучении и аттестации врачей в целях формирования трудовой функции организации и проведения медицинских экспертиз - временной нетрудоспособности и качества медицинской помощи. Центральное место в проекте регионального уровня принадлежало циклу повышения квалификации для врачей. В нём участвовал 121 специалист (60 врачей организаторов здравоохранения и 61 врач-клиницист). У них были оценены входные и итоговые знания предмета медицинских экспертиз с использованием статистического аппарата для определения достоверности результатов обучения. Установлено, что врачи-клиницисты до начала обучения были менее подготовлены в предметной области. По завершении учебы статистически достоверных различий не выявлено. Учтены текущие и перспективные возможности доступа медицинских работников к профессиональной информации при включении в систему НПО, которая ориентирована на использование электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий. Это, в свою очередь, призвано создать новую эффективность в медицинском образовании.

Ключевые слова: медицинские работники, информационная основа непрерывного профессионального обучения, профессиональные компетенции и трудовые функции, новая эффективность в медицинском образовании.

UDC 614.25:65.001:37.01:004

Kudrina V.G., Kamardin V.V., Goncharova O.V., Kuchin N.E. Experience of the information basis for the continuing professional education of medical specialists (Federal State Budgetary Educational Institution of Further Professional Education «Russian Medical Academy of Postgraduate Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow, Russia) Abstract. Development of an information framework for the training and certification of health care specialists is a priority vector in the formation of professional competences they required to perform labour functions, as well as the

© В.Г. Кудрина, В.В. Камардин, О.В. Гончарова, Н.Е. Кучин, 2016 г.

информационных ресурсов_www.idmz.ru . "SS

2016, № 5 ^

requirement of establishing a system of continuing professional education (CPE). The algorithm and its practical implementation in the training and certification of doctors with a view to shaping the work of organizing and conducting medical examinations-temporary incapacity for work and the quality of care. The central place in the draft regional level belonged to the cycle of training for doctors. It involved 121 specialists (60 doctors, health service organizers, and 61 clinician). They had appreciated the input and knowledge of the subject of medical examinations using statistical apparatus to determine the authenticity of the learning outcomes. Found that clinicians before the start of the course were less prepared in the subject area. Upon completion, a statistically reliable differences have been detected. Taken into account the current and long-term accessibility of health-care specialists to professional information when system CPE which focuses on the use of electronic educational resources and distance learning technologies. This will create a new efficiency in medical education.

Keywords: medical specialists, information base for continuing professional education, professional competence and labour functions, the new efficiency in medical education.

ВВЕДЕНИЕ

□ дним из векторов реформ в системе здравоохранения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров отрасли является переход от декларирования к реализации принципа непрерывности обучения специалистов на практике. Основными предпосылками преобразований становятся, во-первых, неудовлетворённость как потребителей, так и поставщиков образовательных услуг, результатами подготовки и профессионального развития кадров отрасли, во-вторых, назревшая необходимость оптимизации действующей системы высшего и дополнительного медицинского образования в стране и, наконец, достижение общего уровня информатизации в отрасли, позволяющей легитимно задействовать в профессиональном образовании фактор электронных доступов к информации и интерактивности в общении, убирающих расстояние как элемент присутствия или отсутствия непосредственного контакта с обучающимися.

Сутью новой эффективности, на достижение которой ориентированы реформы в непрерывном профессиональном образовании, является внедрение всех доступных механизмов, накопленных в ходе реформ медицинского образования и прогресса в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, резервов стандартизации в клинической медицине (внедрение порядков и стандартов медицинской помощи).

Преобразования в части кадровых проблем являются компетенцией федерального уровня исполнительной власти. Эти преобразования предусматривают переход к новой системе образования для всего медицинского сообщества, но, к сожалению, при этом не учитывают стартовые возможности каждого, пусть не медицинского работника и учреждения муниципального образования, но и субъекта Федерации при обеспечении непрерывности образовательного процесса. Переход от универсальности при теоретическом акценте на непрерывное профессиональное образование (НПО) к уникальности при практической реализации в различных регионах страны является залогом успешного внедрения. Мы считаем, что разработка воспроизводимых сценариев и алгоритмов обучения, анализ опыта внедрения как элементов, так и целостных частных систем НПО, его систематизация являются основой формирования единой системы, по ключевым позициям

>

РЧН

и информационные

технологии

достаточно полно определённой в уже разработанных нормативно-правовых актах (НПА).

Методы. В ходе проводимой работы применялись следующие методы исследования: организационный, аналитический, личного наблюдения, статистический, интервьюирование, метод аналогий, наукометрические подходы и проектное управление.

Нами приводится опыт разработки и внедрения сценария НПО в городе федерального значения - г. Севастополе.

Базой для реализации проекта стали медицинские организации Департамента здравоохранения города Севастополя (далее - ДЗ). В качестве предметной области для обучения и аттестации специалистов выбраны лицензируемые виды медицинской деятельности - медицинские экспертизы: временной нетрудоспособности и качества медицинской помощи. Предпосылкой при выборе предмета обучения в системе непрерывного профессионального образования стала очевидная актуальность для региона соответствующих направлений обучения. Среди врачей региона выявлена острая потребность в формировании умений работать с документацией и информацией, классифицировать её, включать в алгоритмы принятия решений по общероссийским требованиям.

Медицинские организации получают лицензию в целом на медицинскую деятельность на основании лицензий по перечню её лицензируемых видов. Организация проведения медицинских экспертиз, согласно 323-ФЗ и поправок к нему [1], является медицинской деятельностью, регулируемой на федеральном уровне и обязательной для каждого региона страны.

В целях успешной реализации проекта по обучению, во-первых, была изучена специфика системы здравоохранения города федерального значения - г. Севастополя, и, во-вторых, предложены для обучения программы, утверждённые в установленном порядке, многократно апробированные на практике и актуализированные к периоду обучения.

Специфика системы здравоохранения г. Севастополя

Медицина полуострова Крым и г. Севастополь проходит процесс интеграции в систему здравоохранения Российской Федерации.

Основной задачей, поставленной перед органами управления здравоохранения, является комплексная модернизация всей системы здравоохранения полуострова. Одним из наиболее актуальных вопросов интеграции медицины города Федерального значения Севастополь являются вопросы подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинского персонала, а также соответствие уровня и качества подготовки медицинских работников действующим в Российской Федерации лицензионным требованиям.

Субъект Российской Федерации г. Севастополь является морским портом, военно-морской базой, историческим и туристическим центром.

В городе Севастополе внутригородские муниципальные образования располагаются в границах административно-территориальных единиц - районов города Севастополя - Балаклавском, Гагаринском, Ленинском и Нахимовском.

1). В границах административно-территориальной единицы - Балаклавский район города Севастополя:

- Балаклавский муниципальный округ (входят: Балаклава, поселок Сахарная головка, 1-ое отделение Золотой Балки, 3-ое отделение Золотой Балки);

- город Инкерман;

- Орлиновский муниципальный округ (входят села);

- Терновский муниципальный округ (входят села).

2). В границах административно-территориальной единицы - Гагаринский район города Севастополя:

- Гагаринский муниципальный округ.

3). В границах административно-террито-

риальной единицы - Ленинский район города Севастополя:

- Ленинский муниципальный округ.

4). В границах административно-территориальной единицы - Нахимовский район города Севастополя:

- Нахимовский муниципальный округ;

- Верхнесадовский муниципальный округ (входят села);

- Андреевский муниципальный округ (входят села);

- Качинский муниципальный округ (входят поселок Кача и села).

По данным на 1 января 2015 года, постоянное население Севастополя составляло 416263 человека. Городское население (92,7%) существенно преобладает над сельским (7,3%). Расчетная плотность населения - 482,1 человек на 1 квадратный километр. Возрастно-половой состав населения субъекта сопоставим со средними данными по Российской Федерации: женское население (53,63%) преобладает над мужским (46,37%), удельный вес детей в общей структуре населения - 16,87%. С 2013 по 2016 год (по данным на начало года) население Севастополя увеличилось на 8,35% (с 381 тыс. до 416 тыс. человек). Кроме того, необходимо отметить, что в туристический сезон численность населения города может увеличиваться в 2-2,5 раза за счет отдыхающих. Очевидным является факт присутствия в городе вынужденных переселенцев и беженцев, а также лиц, зарегистрированных на территории Украины.

В городе Федерального значения Севастополе в настоящий момент функционируют 24 медицинские организации и Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования «Севастопольский медицинский колледж им. Жени Дерюгиной», подведомственные Департаменту здравоохранения города. Списочная численность медицинских работников, с учетом внешних совместителей на начало

2016, № 5

2016 года, составила: врачей - 1407, среднего медицинского персонала - 3024.

В целом, большая территориальная протяженность, быстрый рост постоянного населения города, существенное количество лиц, прибывающих в город с туристической целью, базирование военных частей, приток беженцев из зоны боевых действий - всё это в значительной мере увеличивает нагрузку на систему здравоохранения, предъявляет высокие требования к уровню профессионализма медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь на территории города Севастополя.

Программы для обучения. Наиболее востребованными стали программы по направлениям, затрагивающим лицензируемые виды медицинской деятельности. Вместе с тем, выявляется потребность в предварительном рассмотрении общих позиций затрагиваемых проблем, поскольку система координат, к примеру, по управлению качеством медицинской помощи, ещё не в должной степени отражает принятую в Российской Федерации.

На предварительной стадии разработки образовательных программ конкретизированы профессиональные группы медицинских работников, обеспечивающих экспертную деятельность в части как организации, так и проведения медицинских экспертиз - временной нетрудоспособности и качества медицинской помощи с ориентацией на Приказ Минздрав-соцразвития России от 23.07.2010 г.№ 541 н «Об утверждении квалификационного справочника должностей...» [2]. Выявлены потребности в наборе базовых программ повышения квалификации по обозначенной тематике:

«Экспертиза временной нетрудоспособности» (очная часть - 72 акад.часа);

«Экспертиза качества медицинской помощи» (очная часть - 72 акад.часа);

«Экспертиза временной нетрудоспособности и экспертиза качества медицинской помощи» (очная часть - 144 акад.часа) - наиболее востребованная в плане своей лицензионной

>

РЧН

и информационные

технологии

и содержательной наполненности учебная программа.

Цель дополнительной профессиональной программы ПК-144 заключалась в совершенствовании имеющихся компетенций и в приобретении врачами новых компетенций, необходимых для выполнения трудовой функции по правильному проведению медицинских экспертиз. Предоставление достоверных первичных статистических данных в медицинских организациях, осуществляющих эти экспертизы, является административной процедурой, контролируемой на федеральном уровне [3].

Основные задачи обучения отражены в четырёх модулях:

1. Ознакомить обучающихся с теорией и помочь приобрести целостный взгляд на медицинскую экспертизу как трудовую функцию в медицинской организации.

2. Сформировать систему знаний по вопросам организации и проведения медицинских экспертиз.

3. Сформировать умение проводить экспертизу временной нетрудоспособности и экспертизу качества медицинской помощи в соответствии с нормативно-правовой базой, анализировать и интерпретировать данные медицинских экспертиз.

4. Сформировать у обучающихся навыки использования на практике правил и порядков работы с конфиденциальной информацией по медицинским экспертизам, предметно-функциональных информационных технологий, навыки по обеспечению мер по защите и безопасности медицинских и персональных данных пациентов.

При разработке программ и актуализации их контента мы ориентировались на современные квалификационные требования, с 01 июля 2016 г. уже официально определяющие содержание программ по направлениям подготовки специалистов. Согласно ПП РФ от 27.06.2016, «вопросы аттестации, сертификации и другие формы оценки квалификации работников подлежат изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению» (п. 1, часть «г») [4].

Первое, что было определено - какие формы и элементы оценки квалификации доступны и какие приемлемы в реальной ситуации.

К.Н. Исмагилов (2010) отразил образовательный процесс в виде модели (табл. 1) с тремя основными элементами - обучение, аттестация, сопровождение [5, с. 1 3]. В последующем В. Г. Кудриной с соавт. (2014) предложены реальные технологии, которые

Таблица 1

Система элементов образовательного процесса

Подсистемы Компоненты и элементы

Контент Технология Инструмент

Обучение Комплекты образовательных материалов Кейс, Инет, Телеком, Контакт Программы, производство и связь

Аттестация Базы контрольно- измерительных материалов Проектирование, Тестирование, Опрос, Собеседование, Испытание, Экспертиза Программы, производство, связь, помещения

Сопровождение Нормативно-распорядительная инормативно-методическая документация, шаблоны документов, информация Централизованное, Децентрализованное, Смешанное Программы, связь, учет, контроль

Цит. по К.Н. Исмагилов, 2010 [5].

использованы в данном образовательном проекте [6].

Вместе с тем, объективно оценивая реальный опыт повышения квалификации врачей как часть целостной системы их НПО, следует признать, что лишь по составляющей контента образовательный процесс обеспечен на должном уровне. Остальные составляющие (технологии и инструменты) требуют или развития, или даже создания.

Очевидность определения трудовых функций, связанных со способностью/готовностью врачей различных специальностей организовывать или проводить медицинские экспертизы, не снижается по причине того, что соответствующие профессиональные стандарты в области «Здравоохранение» отсутствуют. Для наполнения терминосистемы и в целом понятийного аппарата «медицинских экспертиз» стандартизованными формулировками, встраивания их в общую систему терминов экспертной деятельности, мы применили метод аналогий с утверждёнными профессиональными стандартами из других областей профессиональной деятельности в социальной сфере:

• профессиональный стандарт «Специалист по медико-социальной экспертизе», раскрывающий общую трудовую функцию «оказание услуг по проведению медико-социальной экспертизы» с делением её на отдельные трудовые функции [7], из которого заимствованы трудовые функции установления факта наличия временной нетрудоспособности (ВН); определения вида ВН; определения сроков ВН. Также в терминосистему ЭВН включено знание порядка заполнения листка нетрудоспособности при различных видах ВН; установление трудового прогноза, при ВН, превышающей 4 месяца;

• профессиональный стандарт «Внутренний аудитор» с общей трудовой функцией «проведение внутренней аудиторской проверки» и отдельными трудовыми функциями [8], среди которых значимыми для терминосистемы экспертизы

2016, № 5

качества медицинской помощи (ЭКМП) стали проведение внутренних ЭКМП на уровне заведующих отделениями; проведение внутренних ЭКМП на уровне заместителей главных врачей; проведение внутренних ЭКМП на уровне врачебной комиссии. Также заимствованы определения функций по разработке вопросов организации и проведения внутреннего контроля качества медицинской помощи; разработке методологической базы, методик и оценочных средств при проведении внутреннего контроля качества медицинской помощи с учетом особенностей медицинской организации.

Результаты и их обсуждение. На цикле повышения квалификации по направлению «Экспертиза временной нетрудоспособности и экспертиза качества медицинской помощи» проходил обучение 1 21 специалист, из них к организаторам здравоохранения отнесены 60 человек и к врачам клинических специальностей 61 человек.

Проверка знаний слушателей проходила в 2 этапа: входной и итоговый контроль. 39% тестов относились к вопросам организации экспертиз, 61 % тестов затрагивали вопросы порядка проведения экспертиз.

Для тестов использованы проверочные материалы, разработанные и постоянно (ежеквартально, учитывая динамичность развития информации в областях организации здравоохранения и в предметной области медицинских экспертиз) совершенствуемые на кафедре медицинской статистики и информатики РМАПО [9]. Помимо этого, использована целевая информация для ДЗ г. Севастополя, способствующая подготовке к лицензированию медицинских организаций города.

Для оценки роли информационной основы - контента в успешности обучения и далее аттестации специалистов, важно сопоставление позиций входного и итогового контроля уровня знаний в выбранных для оценки группах врачей организаторов здравоохранения и врачей клинических специальностей.

>

РЧН

и информационные

технологии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка результатов входного контроля в общей среде обучавшихся:

• Отлично - 90% правильных ответов

• Хорошо - 80-90% правильных ответов

• Удовлетворительно - 70-80% правильных ответов

• Неудовлетворительно - 70% и ниже правильных ответов

Входное тестирование показало:

Среди организаторов здравоохранения следующее распределение по % правильных ответов:

• Отлично - 90% правильных ответов - 10 человек

• Хорошо - 80-90% правильных ответов -36 человек

• Удовлетворительно - 70-80% правильных ответов - 13 человек

• Неудовлетворительно - 70% и ниже правильных ответов - 1 человек (68%).

Неправильные ответы в более чем 80% случаев приходятся на тесты, которые затрагивают порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за ребенком, беременности и родам, при карантине, при направлении на санаторно-курортное лечение, то есть в случаях более глубокого знания вариантов выписки листка нетрудоспособности.

Среди врачей-клиницистов следующее распределение по % правильных ответов:

• Отлично - 90% правильных ответов - 9 человек

• Хорошо - 80-90% правильных ответов -25 человек

• Удовлетворительно - 70-80% правильных ответов - 19 человек

• Неудовлетворительно - 70% и ниже правильных ответов - 8 человек.

Неправильные ответы приходились, как на тесты, которые затрагивали вопросы организации проведения экспертиз (от 50 до 60% ошибок), так и порядка проведения экспертиз (от 50 до 40% ошибок). Отмечалось знание вопросов только по своей специальности, а во-

просы, выходящие за рамки специальности, вызывали затруднения. Входное тестирование показало, что пусть условное, но деление слушателей на врачей-организаторов и врачей-клиницистов помогает оценить причины незнания конкретного материала у обучающихся и, соответственно, минимизировать недочеты.

По требованиям, которые определены как пороговые при прохождении аттестации (мы ориентировались на новые требования, предусмотренные уже для аккредитации) на уровне ниже 70% правильных ответов [10], большинство слушателей прошли испытание уже на стадии входа в обучение. Вместе с тем, статистически достоверно уровень ответов врачей-клиницистов оказался ниже, чем среди организаторов здравоохранения по границе в 70% правильных ответов. Присутствие неправильных ответов - потенциально возможная большая цена экспертных ошибок. И поэтому, формально отмечая приемлемый уровень ответов, тем не менее считаем необходимым разбор этих ошибок.

На слабые места в знаниях и умениях, выявленных при входном тестировании, непосредственно в учебном процессе обращено особое внимание, в том числе при ситуационных разборах. Особо ценным врачи признали разбор ситуаций и алгоритмов принятия экспертных решений вне своих прямых должностных компетенций. К примеру, правила выдачи листка нетрудоспособности по уходу за ребенком знают только педиатры, но они же затрудняются правильно оформить листок нетрудоспособности при направлении на санаторно-курортное лечение. Акушеры-гинекологи знают правила выдачи листка нетрудоспособности по беременности и родам, а на какой срок выдавать его при карантине, при направлении на санаторно-курортное лечение, по уходу за взрослыми пациентами, затрудняются ответить.

Руководствуясь этим анализом и общими требованиями к образовательной программе,

профессорско-преподавательский состав кафедры строил свои лекции, делая акцент на выявленных проблемах. Информативные презентации при наличии живых дискуссий с аудиторией заложили качественный фундамент для сформированных профессиональных компетенций.

Итоговое тестирование показало, что практическая направленность обучения дала свои результаты и выразилась положительной динамикой ответов: количество правильных ответов у всех обучавшихся превысило пороговый уровень допуска к профессии, и, если находиться в системе координат аккредитаци-онных процедур, все слушатели были бы допущены к профессиональной деятельности.

Среди организаторов здравоохранения зафиксировано следующее распределение по % правильных ответов:

• Отлично - 90% правильных ответов - 57 человек.

• Хорошо - 80-90% правильных ответов -2 человек.

• Удовлетворительно - 70-80% правильных ответов - 1 человек.

• Неудовлетворительно - 70% и ниже правильных ответов - нет.

Наблюдались незначительные ошибки, которые можно отнести к невнимательности при тестировании.

Среди врачей-клиницистов следующее распределение по % правильных ответов:

• Отлично - 90% правильных ответов - 52 человек.

• Хорошо - 80-90% правильных ответов -8 человек.

• Удовлетворительно - 70-80% правильных ответов - 1 человек.

• Неудовлетворительно - 70% и ниже правильных ответов - нет.

Существенно значимых различий в качестве ответов по тестовым вопросам среди врачей-организаторов здравоохранения и клиницистов нет.

2016, № 5

Выводы. Реализованный проект по обучению является лишь начальной стадией непрерывного профессионального образования, в основе которого, несомненно, должна находиться качественная базовая медицинская подготовка. ПК уже на стадии планирования очной части обучения предусматривало ориентацию на возможность последующего доступа к образовательному ресурсу для проверки правильности деловых шагов, многократного их повторения и развития. Среди возможных вариантов доступа к информации теоретически возможен доступ через классические или виртуальные библиотеки [11], через облачные технологии [12], дистанционные тренинги [13] и пока малопонятные большинству врачей личные кабинеты и вообще не понятные образовательные сертификаты [14]. Но одно, что становится очевидным при включении в систему НПО специалистов - необходимая, пусть на начальном уровне, но компьютерная подготовка и владение навыками цифрового поведения [15,16]. На практике выбран вариант, к настоящему времени наиболее доступный и, следовательно, реалистичный для внедрения. Обеспечение каждого обучающегося электронным пакетом образовательных ресурсов (лекции и полнотекстовые материалы по тематике цикла), нормативно-правовыми документами (общепрофессиональными и целевыми - по тематике медицинских экспертиз), тестами с правильными ответами для самопроверки. Материалы по завершении цикла представлялись каждому обучающемуся на флэш-накопитель иБВ (т.н. «флэшку»). В ближайшей перспективе планируется обеспечить доступ к региональному образовательному ресурсу через официальный сайт Департамента здравоохранения г. Севастополя, создав на нём страничку «непрерывное профессиональное образование». Такой вариант для системы НПО признан врачами региона наиболее приемлемым вариантом оперативного включения в систему НПО.

>

РЧН

Автоматизированная аналитика в здравоохранении

и информационные

технологии

Г

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

2. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541 н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в системе здравоохранения».

3. Приказ Минздрава РФ от 29.06.2016 № 430н «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность».

4. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находятся в государственной собственности или муниципальной собственности».

5. Исмагилов, К.Н. Классификация терминов как условие реализации единых стандартов/ К.Н. Исма-гилов// Сборник тезисов докладов четвёртой международной конференции «MOSCOW Education Online 2010»: 29 сент. - 1 окт. 2010. - Москва, 2010. - С. 11-14.

6. Кудрина В.Г., Андреева Т.В., Сапралиева Д.О. Современный уровень инновационного развития последипломного медицинского образования и его перспективы. - Общественное здоровье и здравоохранение. - 2014. - № 3. - С. 50-54.

7. Профессиональный стандарт «Специалист по медико-социальной экспертизе»: Утв. Приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 05.12.2013 № 715н.

8. Профессиональный стандарт «Внутренний аудитор»: Утв. Приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 24.06.2015 № 398н.

9. Кудрина В.Г., Дубинская Е.Л., Гончарова О.В., Андреева Т.В. Тестовые задания по медицинской статистике и информатике/ Под общ. ред. В. Г. Кудриной (издание второе, с изменениями и дополнениями). М., 2004. - 354 с.

10. Приказ Минздрава России от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».

11. Ключевые проблемы развития коллекций электронных ресурсов: руководство для библиотек/ Авт.: Шерон Джонсон и др. Редактирование: Жером Фронти и др. - Международная ассоциация библиотечных ассоциаций. Секция по комплектованию и развитию коллекций, Рос. библ. ассоц. - С.-Пб, Российская национальная библиотека, 2012. - 52 с.

12. Редько А.Н., Зобенко В.Я., Губарев С.В., Зобенко А.В. Облачные технологии в курсах «медицинская информатика» и «информационные технологии в науке и медицине». - Международный журнал экспериментального образования. - 2015 - № 4. - С. 206-208.

13. Леванов В.М., Никонов А.Ю., Мамонова Е.Ю., Переведенцев О.В. Дистанционные тренинги в непрерывном медицинском образовании/ Журнал международного общества телемедицины и электронного здравоохранения России. - 2015, № 1, декабрь. - С. 42-45.

14. Приказ Минздрава России от 27.08.2015 г. № 599 «Об организации внедрения в подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации образовательных и научных организациях подготовки медицинских работников по дополнительным профессиональным программам с применением образовательного сертификата».

15. Кудрина В.Г., Андреева Т.В., Дзеранова Н.Г. Эффективность обучения медицинских работников информационным технологиям. - М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2013. - 248 с.

16. Г.С. Клименко, Г.С. Лебедев. Развитие российского Интернета в здравоохранении // Информационно-измерительные и управляющие системы № 10. т. 13. 2015. - С. 14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.