УДК 94:37:81 Плетенева Ирина Финогеновна
доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной и коррекционной педагогики Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина
Каленцова Татьяна Владимировна
ассистент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина
ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИЦ ИНСТИТУТОВ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX В.)
Аннотация:
В статье представлен анализ педагогической системы институтов благородных девиц в период первой половины XIX века. Авторы выявили особенности системы обучения иностранным языкам и определили содержание подготовки воспитанниц к педагогической деятельности в процессе обучения иностранным языкам.
Ключевые слова:
институт благородных девиц, иностранный язык, процесс обучения, система обучения, педагогическая деятельность.
Pleteneva Irina Finogenovna
D.Phil. in Education Science, Professor, Preschool and Special Education Department, Yelets State University
Kalentsova Tatyana Vladimirovna
Assistant, Foreign Languages and Methodology of Foreign Languages Teaching Department, Yelets State University
THE FINISHING SCHOOL STUDENTS' TRAINING TO THE PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGES TEACHING (THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY)
Summary:
This paper analyzes the pedagogical system prevailing in the finishing schools in the first half of the XIX century. The authors describe the system of foreign languages teaching and the content of the students' training to pedagogical activity by means of foreign languages.
Keywords:
finishing school, foreign language, process of teaching, educational system, pedagogical activity.
Ориентация на совершенствование подготовки к профессиональной педагогической деятельности средствами иностранного языка актуализирует изучение опыта отечественного образования. Обращение к историко-педагогическому анализу процессов становления и развития отечественного образования позволило выделить период первой половины XIX в. как особо важный в плане становления сети государственных образовательных учреждений узкопрофессиональной направленности, интенсивного развития устной и письменной коммуникации граждан средствами иностранных языков. Особую роль в этой системе играли институты благородных девиц. Они осуществляли общеобразовательную и профессиональную подготовку девушек дворянского и мещанского сословий к педагогической деятельности, причем делали это весьма успешно. Не случайно первая половина XIX в. характеризуется увеличением численности институтов благородных девиц и количества девушек, охваченных образовательным процессом в них.
Организация образовательного процесса в названных заведениях является объектом современных исследований. Изучаются следующие стороны этого процесса: роль воспитательной среды (С.С. Бодров), организация художественно-эстетического образования (Н.П. Мельникова), особенности женского воспитания (А.А. Пономарева), пути духовно-нравственного воспитания (И.И. Колеганова и другие). Фрагментарно деятельность институтов благородных девиц освещается в рамках исследований становления отечественного среднего образования (Р.Ф. Усачева), иноязычного образования (А.В. Камызина, Л.Ю. Никшикова). Вместе с тем проблема подготовки воспитанниц институтов благородных девиц к педагогической деятельности в процессе обучения иностранному языку не получила достаточного освещения. Цель нашего исследования - выявить систему обучения иностранным языкам в институтах благородных девиц первой половины XIX в.; определить возможности подготовки девушек к педагогической деятельности средствами иностранных языков.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 12)
В связи с этим закономерно осветить общую педагогическую систему, сложившуюся в данных образовательных заведениях. На основе анализа учебных планов институтов благородных девиц (1797, 1815, 1845) выделим следующие ее компоненты:
- цель образовательной деятельности: подготовка девушек к выполнению социальной роли жены, матери, хозяйки; подготовка к осуществлению педагогической деятельности в качестве учительницы или воспитательницы в частных домах, частных или государственных образовательных заведениях;
- принципы осуществления образовательной деятельности: изоляция от воздействия внешней среды; организация отделений классного состава в соответствии с индивидуально-дифференцированным подходом - сильных, средних и слабых учениц дворянского происхождения и слабых и «прилежнейших» мещанского сословия;
- содержание обучения: гуманитарные науки (русский и иностранные языки (французский и немецкий), история, география); естественные науки (арифметика, геометрия, естествознание); рисование, рукоделие, танцы;
- формы осуществления образовательной деятельности: уроки (1,5-часовая продолжительность, разделение на утренние и послеобеденные); внеурочная деятельность (концерты, экскурсии, театральные постановки, литературные беседы);
- методы контроля: фронтальный и индивидуальный опросы; еженедельные «субботние» повторения; полугодовые и годовые экзамены [1; 2; 3].
Образовательный период продолжался 9 лет для девушек благородного происхождения (три класса с трехлетним периодом пребывания в каждом классе) и 6 лет для мещанок (два класса с продолжительностью обучения три года в каждом).
Представим систему обучения иностранным языкам. В институтах изучали два иностранных языка - французский и немецкий. Приведем количество аудиторной нагрузки, отводимой на изучение иностранных языков согласно таблице недельных часов по плану 1815 г. (действовал до 1845 г., % от общего количества учебного времени, см. табл. 1, 2):
Таблица 1 - Количество аудиторных часов, отводимых на изучение иностранных языков в классах благородного отделения [4, с. 220-224]_
Класс III отделение (слабое) II отделение (среднее) I отделение (лучшее)
Младший 39 50 44
Средний 40 45 45
Старший 35 40 30
Таблица 2 - Количество аудиторных часов, отводимых на изучение иностранных языков в классах мещанского отделения [5, с. 224-225]_
Класс II отделение (слабое) I отделение («прилежнейших»)
Младший 42 47
Старший 35 45
Цели обучения иностранным языкам: практическое владение ими, нравственное и эстетическое воспитание девушек средствами литературных произведений, повышение общекультурного уровня воспитанниц путем расширения коммуникации средствами иностранных языков. Принципы обучения иностранным языкам: наглядность, доступность, сознательность.
Содержание и методы организации процесса обучения иностранным языкам представлены в рекомендациях инспектора классов П.Ф. Лодия:
- обучать фонетическому аспекту речевой деятельности в процессе общения с преподавателями-иностранцами: исправлять фонетические ошибки и «словоударение»;
- обучать грамматическому аспекту речевой деятельности на раннем этапе процесса обучения иностранному языку, так как «грамматические правила, свойственные всем языкам, должны предшествовать всему учению, ибо без правильного знания языка нельзя ожидать успеха и в объясняемых предметах»; грамматические правила рекомендуется предъявлять на иностранном языке с последующим объяснением по-русски;
- формировать навыки и умения переводческой деятельности, «объясняя правила примерами и сравнивая свойства одного языка со свойствами других». С этой целью была разработана система специальных заданий для воспитанниц младшего класса, направленных на совершенствование грамматических навыков и умений элементарного перевода: предлагался текст на русском языке, над каждым словом текста учитель был обязан написать начальные буквы соответствующего французского или немецкого слова. Ученицы, «смотря на смысл российского сочинения», должны были дописать оставшиеся буквы слова, руководствуясь грамматическими прави-
лами французского или немецкого языка. Тематическое содержание заданий - события из всеобщей и русской истории и «естественной» истории. Учителю русского языка было рекомендовано применять подобные упражнения на иностранном языке;
- развивать связную речь на основе письменных сочинений на разных языках;
- формировать умения и навыки «сочинения писем», при этом обращать внимание на особенности оформления письменной речи «по отношению к различным особам»;
- знакомить с основами «риторики и стихотворства» и развивать декламаторские способности учениц старшего класса;
- формировать умения и навыки интерпретации текста на основе анализа произведений выдающихся представителей зарубежной литературы;
- требовать сознательного освоения знаний, чтобы «не заучивали уроков громко и наизусть, в молчании и по смыслу учили их» [6; 7, а 441-443].
Формы организации процесса обучения иностранным языкам: аудиторная и внеаудиторная деятельность (театральные постановки, литературные беседы). Методы контроля: фронтальный и индивидуальный опросы; еженедельные «субботние» повторения; полугодовые и годовые экзамены [8].
Изучение источников (монографий, посвященных деятельности отдельных учебных заведений, художественной и учебной литературы, воспоминаний выпускниц данных учебных заведений) определило возможности иностранных языков в подготовке девушек к педагогической деятельности в первой половине XIX в. [9; 10; 11; 12; 13]:
- развитие общенаучного уровня знаний вследствие изучения географии, геометрии, естествознания на иностранных языках;
- формирование уровня специальных педагогических знаний в процессе чтения произведений представителей западной педагогики (Д. Локка, Фенелона, Ж.Ж. Руссо и т. д.), входящих в фонд библиотечной литературы и рекомендованных для внеаудиторной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к культуре стран изучаемого языка средствами современных периодических изданий;
- формирование модели межличностной коммуникации вследствие организации обучения иностранным языкам в отделениях разного уровня (слабых, средних и лучших учениц);
- развитие умений самоорганизации в процессе подготовки домашних заданий, формам промежуточного и итогового контроля знаний;
- развитие навыков самообразовательной деятельности в процессе самостоятельного чтения, подготовки к формам внеаудиторной деятельности (театральным представлениям, литературным беседам).
Таким образом, анализ организации процесса обучения иностранным языкам в институтах благородных девиц в первой половине XIX в. показал, что данный процесс был ориентирован на подготовку девушек к педагогической профессии. Содержание и методика обучения иностранным языкам заключала в себе определенный педагогический потенциал.
Ссылки и примечания:
1. Составленный императрицей Марией Федоровной план учения для Общества благородных девиц // Черепнин Н.П. Императорское воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк (1764-1915) : в 3 т. Т. 3. Петроград, 1915. С. 192-202.
2. Повеление императрицы Марии Федоровны Совету Воспитательного Общества о новом плане учения 1815 г. // Там же. С. 215-225.
3. Селезнев И.Я. Пятидесятилетие IV отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 18281878: хроника ведомства учреждений Марии, состоящих под непосредственным Их Императ. Величеством покровительством. СПб., 1878.
4. Составлено авторами по: Повеление императрицы Марии Федоровны ...
5. Составлено авторами по: Там же.
6. Там же.
7. Черепнин Н.П. Императорское воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк (1764-1915) : в 3 т. Т. 1. СПб., 1914.
8. Там же.
9. Составленный императрицей Марией Федоровной план учения .
10. Повеление императрицы Марии Федоровны ...
11. Селезнев И.Я. Указ. соч.
12. Черепнин Н.П. Указ. соч.
13. Бокова В.М. Институтки. Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. М., 2005.