Вестник «Орлеу^-kst
О.С. Парц,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, Россия
Нег1зг1 свздер: балалардыц да-рындылыгы, цабыеттг жэне да-рынды балалар, дамыту, болашац мэнмэтш, педагогикалыц цолдау, мугалгмдг даярлау
Ключевые слова: детская одаренность, способные и талантливые дети, развитие, контекст будущего, педагогическая поддержка, подготовка учителя.
Keywords: giftedness, gifted and talented children, development, context of the future, pedagogical support, teacher training.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Ацдатпа
Бершген макала жалпы бшм беретш мектеп мугал1мш окушылардыц дарындылыгын дамыту бой-ынша ж^мыска даярлау бойынша езект мэселелердi козгайды. Басты назарда бала болмысынан дарынды болады, сондыктан мугал1мге осы багыттагы ж^мы-ста калыптаскан стереотиптердi езгерту, баланыц даму ерекшелштерш бiлу жэне эр баланыц дарындылыгын дамытуды колдау мiндеттерiн нактылау кажеттшп ту-ралы айтылады.
Аннотация
Данная статья посвящена актуальной проблеме подготовки учителя общеобразовательной школы к работе по развитию одаренности учащихся. В центре внимания положение, что каждый ребенок от природы одарен, поэтому для учителя важно менять сложившиеся стереотипы педагогической работы в данном направлении, учиться идентифицировать особенности развития ученика и конкретизировать задачи поддержки развития одаренности каждого ребенка.
Annotation
This article deals with the problem of training teachers to work in secondary school with gifted pupils and create conditions to develop their gift. The fundamental position is that every child is naturally gifted. It is important for teachers to change the stereotypes of pedagogical work; be aware how to identify the peculiarities of pupils' development; specify the tasks of how to support the development of giftedness of every child. §
Особой серьезной темой звучит сегодня в образо- о вании вопрос о поддержке способных и талантливых ^ детей. Кажется, что многое сегодня ясно в этой работе. о Проблема в том, что ожидаемого эффекта - сохране- g ния одаренности, заинтересованности самого ребенка У в развитии своего дара, потенциала, а также способно- q сти и готовности его не только использовать, но и раз- ^ вивать - мы часто не видим. Одной из причин является Й некомпетентность учителя, верховенство обывательского ненаучного подхода к пониманию этого сложного ^ феномена, проявляющегося по-разному в каждом от- ^ дельно взятом ребенке, влияющего на его социальное § развитие и взросление. В
В поисках ответа на этот вопрос, на мой взгляд, под- ® готовка учителя всегда будет стоять на первом месте,
80
Вестник «Oрлеу»-kst
особенно когда речь идет о развитии в контексте будущего.
Все начинается с учителя! Именно он может первым увидеть признаки раскрывающегося таланта, определить трудности становления и развития личности ребенка, обладающего этим даром. Педагогу принадлежит ключевая роль в организации комфортной образовательной среды для развития одаренности учащихся. Большое значение имеет и стиль взаимодействия педагога с детьми, если быть более точной, перестройка стиля взаимодействия. Для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен демократичный стиль. Успешно работать в таком гуманно-творческом направлении могут учителя, прошедшие соответствующее обучение. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренность у ребенка, не знают особенностей ее проявления; и даже замечая таких детей, остаются равнодушными к проблемам, так как не могут их понять [1].
В Рабочей концепции детской одаренности выделены принципы подготовки педагогов для работы с одаренными детьми: принцип единства и дифференциации общего и специального обучения, принцип последовательности обучения, принцип единства теоретической и практической подготовки. В числе основных компонентов профессиональной квалификации педагога определены следующие: готовность успешно реализовывать традиционный тип обучения (преподавания) § для одаренных детей, а также развивать дет-^ скую одаренность, при этом не столько управ-§ лять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся сво-§ боду учиться, владеть диагностическим ин-3 струментарием. Как важно сочетать данные ^ принципы и данные компоненты в реальной д педагогической деятельности! И выстраивать ^ социально-педагогическое взаимодействие с Й одаренным ребенком, с его свободой и есте-К ственностью в общении, способствующих
tO раскрытию внутренних потребностей и возможностей [2]. ю Сегодня мы понимаем, что: Е - каждый ребенок от природы одарен в той § или иной степени,
- дар может проявиться в разной время в
зависимости от его силы, особенностей и интересов личности ребенка, социальной и образовательной сред, в которых ребенок развивается.
В отечественной системе образования воспитанием и обучением неординарных детей призваны заниматься и общеобразовательные, и специализированные школы, и учреждения дополнительного образования. И все же совершенно очевидно, что в центре внимания стоит учитель массовой общеобразовательной школы, одним из первых встречающийся с особым ребенком.
Актуальная задача, поставленная в Законе об образовании перед школой по работе со способными и талантливыми детьми, - сохранения детской одаренности и развитие ребенка в одаренного взрослого - требует серьезной помощи самому учителю для повышения его профессионализма в этой области [3]. Работа по подготовке учителя к работе с одаренными детьми должна быть системной. Направленность круглогодичных семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации, включающих активные, в том числе дистанционные, формы работы, - на изменение педагогического сознания, сложившихся ранее стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), способов взаимодействия, методов обучения. Стремление понять, «кто мой ученик?», должно превалировать над установкой, «таким должен быть ученик» [1].
Большой опорой в этом могут быть специальные курсы повышения квалификации, разработанные на базе университетов. Содержание курсов повышения квалификации может включать такие разделы, как «Нормативно-правовое обеспечение работы по развитию способных и талантливых детей», «Психолого-педагогические основы развития детской одаренности», «Социально-педагогический портрет одаренного ребенка», «Инновационные формы и методы развития одаренности детей», «Развитие детской одаренности в исследовательской деятельности», «Использование методов ТРИЗ», «Педагогическое сопровождение развития одаренности школьников», «Диагностика и развитие детской одаренности» и другие.
В Омском государственном педагогиче-
Вестник «Орлеу^-kst
И
ском университете разработана и реализуется программа курсов повышения квалификации «Методическое сопровождение и подготовка педагога к работе с одаренными детьми». Целью курсов является расширение представлений учителей и педагогов общего и дополнительного образования о феномене детской одаренности, повышение профессиональной компетентности в области работы с одаренными детьми и эффективном использовании ресурсов инновационной образовательной деятельности для развития одаренности учащихся. Рассмотрим содержание отдельных разделов данных курсов повышения квалификации.
В ходе освоения научно-методических основ работы с одаренными детьми изучаются и обсуждаются документы, научные статьи, позволяющие педагогам детально вникнуть в суть явления и на этой основе конкретизировать задачи поддержки развития одаренности ребенка, возникающие по мере необходимости. В ходе обсуждения секретов организация исследовательской деятельности в работе с одаренными детьми осваиваются специфика организации исследовательской деятельности детей на разных этапах, различные техники креативности, условия их эффективного применения в учебной и внеучебной деятельности. Завершается программа рассмотрением особенностей педагогического сопровождения развития одаренности детей как условия эффективной работы с ними в современном образовании, разработкой разноуровневых программ и проектов работы с данной особой группой учащихся.
Преподаватели защищают индивидуальные и групповые проекты сопровождения развития одаренности учащихся, разработанные для разных уровней педагогических работников:
- администрация образовательного учреждения,
- учитель-предметник,
- классный руководитель.
Важно увидеть, что направления сопровождения едины, главное отличие - в содержании. При этом успех всей работы зависит от единства понимания поставленных задач и прилагаемых усилий всех взрослых.
Ведущими формами взаимодействия при
освоении содержания курсов являются диалог, обмен опытом, размышление вслух, дискуссия, круглый стол. Такие формы жизненно необходимы, если мы хотим, чтобы педагог проникся проблемой, понял и принял научные позиции, был готов по-новому начать осознанную профессиональную деятельность в этой сфере. Речь идет именно о научных позициях, формировании научного мышления учителя, использовании научных подходов в процессе образовательной практики. Учитель, прошедший специальную подготовку для работы с одаренными детьми, способен сопровождать его в образовательном процессе: разрабатывать гибкие, индивидуальные программы; создавать теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; проявлять уважение к его индивидуальности; поощрять творчество, заботиться о сохранении и развитии потенциала ребенка и, в целом, его личности. В результате ученик взрослеет в более комфортной образовательной среде, увереннее учится в полной мере осознавать свои возможности и интересы, соотносить их с потребностями общества, искать позитивное применение им в будущем, нацеленное на развитие общества, в котором он растет и живет.
В целом можно отметить, что именно в процессе предметного диалога актуализируется профессиональная готовность учителя к взаимодействию со способными и талантливыми детьми. А самонаблюдение, самоанализ, самооценка, которые важными являются для одаренного ребенка, становятся в результате рефлексии средством осознания способностей, склонностей, возможностей, условием мотивации деятельности, восприятия ценностей, идеалов, прогнозирования будущей жизни самого учителя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Парц О.С. Педагогика детской одаренности: сопровождение развития: учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014.- 138 с.
2. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд. М., 2003.- 90 с.
3. Федеральный закон 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://nmcmosobl.ru/files/ normzakon/Zakon_Obr29122012.pdf
m
о
Рч
w О
О
о &
Й -а X X О S
m
о
X