Научная статья на тему 'Подготовка учителя начальной школы в парадигме речевой риторической деятельности'

Подготовка учителя начальной школы в парадигме речевой риторической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ РИТОРИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕВАЯ РИТОРИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / РИТОРИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / SPEECH AND RHETORICAL COMPETENCE / PRIMARY SCHOOL TEACHER / RITORIZATSIYA OF EDUCATIONAL PROCESS / SPEECH AND RHETORICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартыненко С. Н., Бондаренко Г. Л.

В статье теоретически обосновываются понятия «речевая риторическая деятельность учителя начальной школы», «речевая риторическая компетентность учителя начальной школы», а также дается характеристика основных компонентов подготовки педагога начальной школы к речевой риторической деятельности в условиях высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя начальной школы в парадигме речевой риторической деятельности»

Мартыненко С.Н.1, Бондаренко Г.Л.2 ©

1Профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой начального образования и методик гуманитарных дисциплин; 2доцент, кандидат педагогических наук. Киевский университет имени Бориса Гринченко, Украина

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПАРАДИГМЕ РЕЧЕВОЙ

РИТОРИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье теоретически обосновываются понятия «речевая риторическая деятельность учителя начальной школы», «речевая риторическая компетентность учителя начальной школы», а также дается характеристика основных компонентов подготовки педагога начальной школы к речевой риторической деятельности в условиях высшего учебного заведения.

Ключевые слова: речевая риторическая деятельность, речевая риторическая компетентность, учитель начальной школы, риторизация учебно-воспитательного процесса.

Keywords: speech and rhetorical activity, speech and rhetorical competence, primary school teacher, ritorizatsiya of educational process.

Постановка проблемы. На современном этапе развития высшего педагогического образования в Украине, его курса в европейское сообщество кардинально меняются подходы к подготовке будущих учителей начальной школы к профессиональной деятельности. Как показал анализ зарубежного опыта (Германия, Франция, Нидерланды), в колледжах и университетах США, а также других странах Европейского Союза учебные предметы в области коммуникации для педагогов занимают одну из центральных мест. Риторические дисциплины преподаются студентам как обязательные в бакалаврских программах. Учитывая это, формирование конкурентоспособного современного учителя начальной школы возможно только при условии его готовности к речевой риторической деятельности, которая проявляется во время непосредственного взаимодействия с учениками, их родителями, педагогическим коллективом, различными социальными институтами.

Анализ последних источников. Изучение научных исследований подтвердило, что проблема подготовки учителя к речевой риторической деятельности изучена недостаточно, хотя учёными были разработаны отдельные её аспекты. Роль риторического и речевого компонентов в структуре педагогической деятельности исследуют Н. С. Вашуленко, Н. Б.

Голуб, И. А. Зязюн, А. И. Капская, М. И. Пентылюк, С. Н. Мартыненко, Л. И. Мацько, Г. М.

Сагач и др. В частности, в диссертационном исследовании Г. М. Сагач систематизировано основное содержание риторики как науки, определено место и её статус в учебновоспитательном процессе высшей школы. Исследовательницей Е. В. Тягнырядно исследована совокупность педагогических условий формирования риторических умений будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки. Я.В. Белоусовой теоретически обосновано и экспериментально проверены возможности гуманитарных учебных дисциплин, в частности, курса «Ораторское искусство» в формировании риторической культуры студента-гуманитария. Ученой Н.Б. Голуб определены теоретико-методологические основы и психологопедагогические условия современной методики обучения риторике украинского языка в высшей школе. В исследовании Л.П. Ткаченко осуществлено теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания и технологии обучения риторике будущих учителей начальных классов. Однако, по-нашему мнению, до сих пор недостаточно исследованы вопросы профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы к речевой

© Мартыненко С.Н., Бондаренко Г. Л., 2014 г.

риторической деятельности с учетом современных подходов к формированию отечественного риторического идеала учителя-оратора начальной школы, способного средствами живого, действенного слова решать сложные профессиональные и общественные задачи; использования инновационных технологий в учебном процессе; определения речевой риторической компетентности в системе профессиональных компетентностей учителя начальной школы.

В связи с этим целью статьи является теоретическое обоснование понятий «речевая риторическая деятельность учителя начальной школы», «речевая риторическая компетентность учителя начальной школы»; характеристика основных компонентов подготовки педагога к речевой риторической деятельности в условиях высшего учебного заведения.

Изложение основного материала. Одной из главных задач модернизации образования в Украине является подготовка качественно нового педагога, который организовывает и руководит учебной деятельностью как фасилитатор (от англ. facilitate - помогать, облегчать, способствовать). Мы убеждены, что это предполагает изменение сознания будущего учителя начальной школы, понимание им иного смысла педагогической деятельности, которая предусматривает поддержку младших школьников в их стремлении к познанию, инициативе, творчеству, а не только трансляцию новых знаний. Такая поддерживающая позиция предполагает совершенно другой стиль общения, другое взаимодействие между участниками учебно-воспитательного процесса, позволяет утверждать о необходимости профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы к речевой риторической деятельности. Как отмечает академик Н. С. Вашуленко, «... подготовка будущего учителя начальных классов должна быть направлена на обеспечение такой его культурно-теоретической и речевой практической подготовке, которая была бы адекватной его профессиональной миссии в современной украинской школе» [3, 19].

Анализ работ по гомилетике (с греч. дргкцщ^ - проповедь, беседа) - науки о христианском церковном красноречии - позволил выявить шесть свойств слова, которые должны стать, по-нашему убеждению, гармонизирующими факторами речевой риторической деятельности современного учителя начальной школы, а именно:

- духовность (направленность к идеальному, совершенному, возвышенному);

- истинность (достоверность, несомненность, твердость суждений, неприемлемость не только лицемерия, хитростей и обмана, но даже и тени неопределенности, неустойчивости и непостоянства);

- святость (обращение ума и сердца оратора к высшему порядку);

- спасительность (духовная польза, назидательность);

- любвеобильность (наполненность духом любви к человеку);

- благодатность (проницательность в глубину души и сердца человека для исцеления, радости, утешения) [8, 83 - 89].

Виденье педагогики живого слова как гармонизирующей речевой риторической деятельности четко прослеживается и в трудах отечественного педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского, который неустанно повторял, что: «Искусство воспитания включает прежде искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Я твердо убежден, что многие школьные конфликты, которые нередко заканчиваются большой бедой, начинаются с неумения учителя говорить с учениками» [6, 321].

В связи с изложенным считаем, что риторическую деятельность учителя необходимо определить как «деятельность, которая связанная с пониманием, анализом и порождением профессиональных текстов разных жанров в зависимости от ситуаций педагогического общения» [1, 142]. По этому под понятием «речевая риторическая деятельность учителя начальной школы» (РРД) мы понимаем активность, целеустремленность, мотивацию процесса создания, провозглашения и реконструкции текста (речевого и риторического жанров), который реализуется средствами языка устно в конкретной аудитории (ученической, педагогической, родительской и др.) или письменно, с целью осуществления качественного, эффективного, гармонизирующего педагогического воздействия на адресата (адресатов) в ходе общения, удовлетворение познавательных потребностей, а также рефлексии собственной речевой риторической деятельности.

Обосновывая сущность дефиниции «речевая риторическая деятельность учителя начальной школы», подчеркиваем, что мы закладываем в его содержание «особую категорию словесного построения, которая связана с целенаправленным отбором и применением языковых средств, что базируется на критерии интенциональности» [2, 222] (от лат. intentio -

намерение, стремление). Таким образом, будущий учитель начальной школы не просто высказывает мысль, а сознательно планирует, разрабатывает текст, который имеет свою структуру, вызывает заранее определенную рефлексивную реакцию у слушателей (учеников / родителей / коллег), минимизирует их пассивность, регулирует интенсивность эмоционального воздействия, проявляет свою индивидуальность, «образ педагога-оратора».

Границу между речевой и речевой риторической деятельностью будущего учителя начальной школы, по-нашему мнению, можно провести по следующим критериям, как:

- агрессивность / добродетельность;

- недоверие / доверие;

- неосознанность речи / осознанность речи;

- неподготовленность высказывания / подготовленность высказывания;

- неаргументированность / аргументированность;

- манипулирование / убеждение;

- фрагментарно выраженная эмоционально-смысловая сущность слова / максимально выраженная эмоционально-смысловая сущность слова;

- отрицательное эмоциональное воздействие / положительное эмоциональное воздействие;

- эмоционально-экспрессивная оценка содержания высказанного / рациональная оценка содержания высказанного и т. д.

Наши наблюдения за речевой деятельностью студентов Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченко ОКУ «бакалавр» направления подготовки «Начальное образование» во время педагогической практики показали, что большинство будущих учителей начальной школы не совсем готовы к речевой риторической деятельности. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения процесса изменения традиционной речевой практики будущего педагога на речевую риторическую деятельность, которая предполагает личностное отношение к ней, системные знания, умения, навыки с педагогической риторики как важного инструмента воздействия на адресата (коллег учеников, их родителей и др.). Сравнительная характеристика традиционной речевой практики и речевой риторической деятельности будущего учителя начальной школы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика традиционной речи и речевой риторической деятельности

будущего учителя начальной школы

Традиционная речь будущего учителя начальной школы Речевая риторическая деятельность будущего учителя начальной школы

• авторитарность • регламентация • трансляция информации от учителя к ученику • преимущество монологической речи • репродуктивный характер речи, основанный на пересказе информации с учебника • применение слов-приказов «отвечай», «не молчи» и слов, которые характеризуют отрицательные качества младших школьников «лентяй», «бездельник», «дурак», «неряха» психолого-педагогическое сопровождение и поддержка младшего школьника создание благоприятных условий для самостоятельного и осмысленного обучения младшего школьника доброжелательное отношение к ученикам активизация и стимулирование любознательности и познавательных мотивов младшего школьника поддержка в учебно-воспитательном процессе стремления к сотрудничеству целесообразное применение профессионально значимых речевых риторических жанров учителя начальной школы (информационная, убеждающая, призывающая к действиям, эпидейктическая речь) применения разновидностей проблемного слова учителя диалогичность учебно-воспитательного процесса как

• формальная, равнодушная гармонизирующего общения

интонация учителя применение риторических приемов привлечения и удержания

• наличие слов-паразитов «да», внимания младших школьников

«хорошо», «ну», «прекрасно» применения тактики одобрения

• небрежно сформулированные применения слов-просьб (например, «пожалуйста», «прошу»)

выражения «думайте оптимизм и вера в неограниченные возможности ученика

внимательнее» и т.д. правильное, логическое, точное, выразительное оформление учителем высказывания применение богатства лексики современного украинского литературного языка целесообразное применение невербальной речи

Как свидетельствует информация, поданная в таблице, готовность будущего учителя начальной школы к речевой риторической деятельности требует соответственных знаний, умений, навыков с педагогической риторики, разнообразных форм, методов и приемов её выражения, которые помогут реализовать переход от авторитарной речевой деятельности педагога к ориентированной на психолого-педагогическое сопровождение и поддержку младших школьников. Иными словами, будущий педагог должен овладевать речевой риторической компетентностью (в последующем РРК) - способностью и реальной готовностью сознательно создавать, произносить, анализировать эксклюзивные педагогически направленные тексты речевого и риторического жанров с целью гармоничного решения учебно-воспитательных задач начальной школы, включая личностное отношение к ней (РРК) и собственной речевой риторической деятельности.

Введение в научный оборот понятия «речевая риторическая компетентность» - это не дань моде компетентно ориентированной модели подготовки будущих специалистов. В современной педагогике и лингводидактике учеными-риторами обоснованны понятия «речевая компетентность» (Н. С. Вашуленко, Л. И. Мацько, М. И. Пентылюк и др.), «риторическая

компетенция» (Л. Н. Горобец, Л. П. Качалова, Е.С. Симакова), «риторическая компетентность» (Е. В. Бабкина, Н. Б. Голуб и др.), «языковая риторическая компетентность будущего учителя украинского языка» (Л. И. Мамчур). Содержательный анализ понятия «речевая риторическая компетентность» являлся закономерным следствием теоретического осмысления целей и задач формирования готовности будущего учителя начальной школы к речевой риторической деятельности. Особенности подготовки будущего учителя начальной школы к РРД определяются общедидактическими принципами, а также специфическими: активность

личности в овладении РРД; связь теории педагогической риторики и практики современной начальной школы; жанровый подход к обучению РРД; комплексное развитие всех видов РРД; диалогичное педагогическое взаимодействие, состязательность и эмоциональный комфорт.

Среди дидактических условий, способствующих подготовке учителя к речевой риторической деятельности, мы выделяем следующие: диагностирование готовности будущего педагога к РРД; структурирование педагогической деятельности учителя начальной школы в соответствии с компонентами РРД; отбор эффективных средств формирования готовности к РРД; моделирование учебных предметов и воспитательных мероприятий школы I степени с точки зрения эффективной РРД; анализ процесса и результата формирования готовности к РРД.

Комплексная программа формирования готовности к РРД реализуется в разработанном нами учебном курсе «Основы риторики учителя начальной школы с практикумом» для студентов IV курса образовательного квалификационного уровня «бакалавр» направления подготовки «Начальное образование».

Среди организационных форм обучения РРД выделяем традиционные (лекция, семинарское / практическое занятие) и инновационный - тренинг. Под тренингом понимаем такую форму организации обучения, которая основывается на интерактивных методах групповой работы и направленная на личностное и профессиональное развитие будущего педагога начальной школы, путем приобретения, анализа и переоценки им собственной речевой риторической деятельности в процессе группового взаимодействия.

Помимо классических методов, эффективными методами и приемами формирования у будущего учителя начальной школы готовности к речевой риторической деятельности определили следующие специфические: ролевые и деловые игры, словесное воздействие, микро-выступления на заданную профессионально ориентированную тему, дискуссия, риторический анализ устных и письменных педагогических текстов, риторические игры-импровизации, педагогические задачи, риторические упражнения, риторический видеопрактикум, декламационный практикум, составление собственного речевого риторического портрета и т.д.

Применение дистанционных технологий обучения в процессе формирования готовности будущего учителя начальной школы к РРД мы рассматриваем в тесной связи аудиторной и виртуальной учебной среды. Её условно можно представить следующим образом:

- начинаем в аудитории ^ продолжаем дистанционно;

- произносим в аудитории ^ анализируем в сети;

- размещаем в сети ^ обсуждаем в аудитории.

По-нашему мнению, особую роль предоставляем следующим элементам дистанционного обучения: форуму (дистанционная дискуссия по актуальным проблемам начального

образования), групповому риторическому проекту (составить методические рекомендации, образцы педагогических речей, расписать партитуру выступления), тестовому контролю и т.д.

Виды речевой риторической деятельности должны основываться на главных направлениях (сферах) педагогической деятельности будущего учителя начальной школы, а именно:

Гармонизирующее взаимодействие с педагогами (выступление на педагогическом и методическом совете, выступление на, индивидуальные собеседования с педагогами,

инструктаж и консультирование учителей определенного цикла учебных предметов).

Гармонизирующее взаимодействие с учащимися (конспект урока, объяснение, рассказ, вступительное слово, выступление, беседа, комментарий, оценка ответа), воспитательное мероприятие, инструктаж младших школьников, индивидуальные беседы с учениками (утешение, совет, убеждение, внушение, просьба, благодарность), групповые консультации младших школьников, выступления перед ученическим коллективом (информирование, убеждение, призыв к действиям, вдохновение).

Гармонизирующее взаимодействие с различными социальными институтами (выступления на родительских собраниях, педагогическое просвещение родителей, инструктаж и консультирование родительской общественности, деловые беседы, неофициальные встречи, выступления перед общественностью города, выступления на радио / телевидении).

Готовность будущего учителя начальной школы к речевой риторической деятельности должна быть реализована с помощью сформированного комплекса риторических умений. Главным классификационным признаком для определения риторических умений мы определили законы педагогической риторики, разработанные Г. М. Сагач, Е. А. Юниной, а

именно [5]:

- концептуальный закон предусматривает формирование умений выбирать целесообразный речевой и риторический жанр педагогического дискурса, определять общую целевую установку речи (информировать, убеждать, призывать к действиям, вдохновлять), определять способ раскрытия идеи (положительно, отрицательно, нейтрально);

- закон моделирования аудитории требует определённых умений системно изучать аудиторию согласно признакам и типам собеседников, создавать «портрет» аудитории (учащиеся 1-2 классов, учащиеся 3-4 классов, их родители, коллеги, администрация школы), изучать потребности слушателей, моделировать аудиторию, прогнозировать реакцию аудитории на выступление;

- стратегический закон - умений выбирать и формулировать тему выступления, определять конкретную цель и главный тезис, адаптировать стратегию речи к установкам слушателей;

- тактический закон - умений подбирать и обрабатывать материал (анализировать, классифицировать, систематизировать), структурировать текст выступления в соответствии с

речевым и риторическим жанрами педагогического дискурса, подбирать целесообразный прием для вступительной части речи, необходимые методы изложения материала в основной части, сильные аргументы и действенные способы аргументации, эффективный тип заключительной части;

- закон словесного творчества - умений подбирать риторические фигуры и тропы для выразительности мысли и создания эстетического наслаждения, соотносить языковые средства с замыслом, особенностями аудитории, типом речи, применять языковые средства как приемы вызывающие интерес аудитории, удерживания внимания, активизации мышления, сочетать в отборе языковых средств рациональное и эмоциональное, информационное и образное, составлять партитуру текста, выразительно читать художественные произведения разных жанров, использовать средства логико-эмоциональной выразительности;

- закон эффективного общения - умений мотивировать свое появление перед слушателями и строить с ними гармоничные отношения, ориентироваться во времени, держать зрительный контакт с аудиторией, правильно выбирать тональность, варьировать силой голоса и темпом речи; применять различные виды и уровни жестикуляции, выбирать необходимый уровень энергетики, использовать различные приемы энергетического воздействия на слушателей;

- системно-аналитический закон - умений определять целесообразность применения языковых средств в конкретной ситуации общения и для слушателя, делать выводы из допущенных ошибок и огрехов, планировать работу по выработке и совершенствованию собственного учительского ораторского стиля.

Моделирование предметов и воспитательных мероприятий с точки зрения эффективной речевой риторической деятельности учителя начальных классов способствует риторизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. В частности О. Г. Усанова отмечает, что «риторизация процесса обучения (моделирование учебных предметов как предметов риторической деятельности) дает возможность организовать учебный процесс как диалог, общение с текстами и конкретными личностями, приобщает к ценностям культуры, способствует развитию языковой личности, раскрытию творческой индивидуальности» [7, 20].

Прежде всего, сделаем акцент на том, что изменение традиционного речевого поведения будущего учителя начальной школы на речевую риторическую деятельность процесс сложный и болезненный. Именно рефлексия будущего учителя позволяет выявить устоявшиеся стереотипы, установки и предубеждения. Как показало проведенное исследование, для диагностирования уровней готовности к речевой риторической деятельности будущему учителю начальной школы следует применять среди традиционных диагностических методов -метод видеозаписи. Видеозапись определяем как метод, предусматривающий создание учебных видеоматериалов и их применение с целью анализа, оценивания речевой риторической деятельности будущего педагога и совершенствования его учительского ораторского мастерства. Просмотр проведенного урока, воспитательного мероприятия, выступления на родительских собраниях в видеозаписи дает действительно бесценную обратную связь. Именно просмотр и анализ видеозаписей приводят к поступательному повышению ораторского мастерства, готовности учителя начальной школы к речевой риторической деятельности.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Подготовка учителя начальной школы к речевой риторической деятельности является важным и необходимым условием формирования конкурентоспособного современного отечественного педагога, способного качественно, эффективно, гармонизировано оказывать влияние на адресата (адресатов) в процессе общения.

2. Обоснованные в нашем исследовании понятия «речевая риторическая деятельность учителя начальной школы» и «речевая риторическая компетентность» требуют дальнейшего научного анализа и практического применения.

3. Подготовка учителя начальной школы к речевой риторической деятельности будет осуществляться эффективно при условии четкой спланированной системы, которая будет включать определенные нами общедидактические и специфические принципы обучения,

дидактические условия, комплексную программу, традиционные и инновационные организационные формы и методы обучения, диагностирования, внедрение дистанционных технологий обучения.

Перспективным направлением дальнейших исследований считаем разработку компонентов системы подготовки будущего учителя начальной школы и его готовности к речевой риторической деятельности.

Литература

1. Горобец, Л. Н. Педагогическая риторика в системе профессиональной подготовки учителя-нефилолога / Л. Н. Горобец // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Выпуск № 42. - Том 9. - С. 132 - 144.

2. Горобец, Л. Н. Риторические жанры педагогического дискурса / Л. Н. Горобец // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцина. - 2008. -№62. - С. 219 - 225.

3. Комплексний шдхвд до фахово! тдготовки сучасного вчителя початкових клашв : монографiя / За наук. ред. М. С. Вашуленка. - Глухiв : РВВ ГНПУ iм. О. Довженка, 2012. - 312 с.

4. Мартиненко, С. М. Особливосп подготовки майбутнього вчителя початково! школи до мовленнево-риторично! дiяльностi / С. М. Мартиненко, Г. Л. Бондаренко // Рщна мова (Квартальник укра!нського вчительського товариства у Польщ^. - 2013. - №19. - С. 82 - 88.

5. Сагач, Г. Вибраш твори: В 5 т. Т.1: Риторика: «Златоуст» / Галина Сагач. - Рiвне : ПП ДМ, 2006. -288 с.

6. Сухомлинський, В. О. Слово вчителя в моральному вихованш // Сухомлинський В. О. Вибраш твори: В 5 т. - К.: Радянська школа 1977. - Т.5. Статтг - С.321 - 330.

7. Усанова, О.Г. Лингводидактические принципы формирования социально-коммуникативной компетентности студентов современного вуза / О. Г. Ускова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета . - 2012. - №7. - Том 71. - С.19-21.

8. Феодосий, еп. Гомилетика. Теория церковной проповеди / еп. Феодосий. - М. : МДА, 1999. - 324 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.