► слово молодым УЧЕНЫМ
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО БИОЛОГО-ХИМИЧЕСКОГО И ХИМИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
THE TRAINING OF TEACHERS iN THE SYSTEM OF HiGHER BiOLOGiCAL-CHEMiCAL AND CHEMiCAL-PEDAGOGiCAL EDUCATiON FOR WORK WiTH GiFTED PUPiLS
Новик Ирина Рафаиловна
Доцент кафедры биологии, химии и биолого-химического образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород, кандидат педагогических наук E-mail: irnovik@mail.ru
Novik Irina R.
Assistant Professor at the Department of Biology, Chemistry and Bio-Chemistry education, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, PhD in Education E-mail: irnovik@mail.ru
Зверева Ксения Анатольевна
Студентка 2 курса магистратуры факультета естественных, математических и компьютерных наук ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород E-mail: kazvereva@mail.ru
Zvereva Ksenia A.
The 2-year student in the master's program at the Faculty of Natural Sciences, Mathematics, and Computer Science, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: kazvereva@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки компетентных специалистов для работы с учащимися, интересующимися химией и биологией. Обсуждены наиболее эффективные формы работы с ними, методики урочной и внеклассной работы, используемые при подготовке компетентных учителей химии и биологии в НГПУ им. К. Минина. Дан анализ применимости компетентностного подхода
Abstract. The article is devoted to the training of competent professionals to work with pupils with high cognitive abilities in Chemistry and Biology. The most effective forms of work with pupils gifted in Chemistry, methods of in-class and off-class learning used in the training of competent teachers of Chemistry and Biology in the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University are discussed. The
как инновационного в биолого-химическом и химико-педагогическом образовании. Особое внимание уделено самостоятельной деятельности студентов - необходимому условию формирования их профессионально-значимых личностных качеств, столь важных в работе с одаренными учащимися.
particular accent is put on the students' self-study activity - an essential basis for shaping of their professionally significant personality traits that are so important while working with gifted children.
Ключевые слова: компетентность, высшее биолого-химическое образование, химико-педагогическое образование, одаренные дети.
Keywords: competence, higher education in Biology and Chemistry, pedagogical education in chemistry, gifted children.
Развитие современного общества и модернизация российского образования выдвигают повышенные требования к всесторонней подготовке учителей химии и биологии. Основная задача педагогического процесса подготовки учителя средней школы - преобразование личности студента в педагога-профессионала, вооруженного инновационными методиками и технологиями обучения, творчески мыслящего созидателя учебного процесса. Это требует не только новых эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса в педвузе, но и пересмотра структуры и содержания предметной подготовки студентов на основе профессиональной компетентности, самостоятельной деятельности и творчества.
В области химических и биологических наук интенсивно ведутся экспериментальные исследования теоретического и прикладного характера. Существенно в меньшей степени проводятся научно-методические исследования в области вузовского биолого-химического и химико-педагогического образования. Еще в меньшей степени вузы отслеживают профессиональную деятельность своих выпускников. В основном работа ведется по подготовке и изданию учебников, учебных пособий и программ по биологическим и химическим дисциплинам без последующего анализа их влияния на уровень подготовки обучающихся.
Данное исследование направлено на усиление связей между школой и вузом, эффективное взаимодействие биологических, химических и педагогических дисциплин вуза, которое будет способствовать развитию педагогического мышления студента, ориентированного на успешность образовательной деятельности; рост педагогической рефлексии; формирование творческой активности, способов практической деятельности и педагогического такта; появление педагогического целеполагания; усиление его педагогической направленности в отношении учащихся, одаренных по химии и биологии.
Методологической основой исследования являются основные принципы дидактики (М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, Ю. К. Бабанский, О. С. Зайцев), идеи личностно ориентированного обучения (Г. М. Чернобельская, Н. Е. Кузнецова), концепция химического образования (Е. Е. Минченков, Г. В. Лисичкин), положения теории системного и деятельностного подходов (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин), теория индивидуальных различий (Б. М. Теплов, В. А. Крутецкий), теория общих способностей (В. Д. Шадриков, В. Н. Дружинин), теории развивающего обучения (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов,
В. В. Репкин), проблемного обучения (М. И. Махмутов, И. Я. Курамшин, М. М. Левина), творческого саморазвития (В.И. Андреев, Я.А. Пономарев, П.А. Оржековский), идеи интеграции обучения (М.С. Пак, В.Н. Давыдов), идеи компетентностного подхода (И. А. Зимняя, А. А. Вербицкий, В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына, Ю. Ю. Гавронская) [1].
Особая роль в исследовании отводится разработке методической системы по формированию профессиональной компетентности будущих учителей химии и биологии для работы с одаренными в данной области учащимися на базе современной концепции химико-педагогического образования. Реализацию системы планируется осуществить через интеграцию знаний, умений и навыков (ЗУН), полученных в ходе занятий по психолого-педагогическим, биологическим и химико-методическим дисциплинам, в ходе индивидуальной и групповой творческой деятельности студентов на элективных курсах (в том числе авторских) и во время прохождения педпрактики, а также во время выполнения рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР).
В структуре профессиональной компетентности специалиста химического образования можно условно выделить три уровня (рис. 1). Эти уровни ранее назывались компе-тентностями
Ключевые компетенции необходимы каждому образованному человеку, независимо от сферы его деятельности. Они предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовать других людей для достижения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий.
Ключевые компетенции являются результативно-целевой основой компетентност-ного подхода в образовании. В их перечне предметные компетенции соотносятся с социальными (способность участвовать в принятии совместных решений, отвечать за свои действия и поступки, ненасильственно разрешать конфликты, мирно жить и работать с людьми других культур и религий), часто в пользу последних [6-9].
И. А. Зимняя считает, что ключевые компетенции по выполняемым функциям относятся [7, с. 22-23]:
1. К самому человеку (здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации, интеграции, гражданственности, самосовершенствования).
2. К социальному взаимодействию человека и среды (социальная мобильность, общение).
3. К деятельности человека (познавательной, в сфере информационных технологий).
Специальные, химико-педагогические компетенции
Базовые профессионально - педагогические компетенции
Ключевые компетенции
Рис. 1. Уровни профессиональной компетентности специалиста химического образования
В системе многоуровневого высшего образования дисциплины общекультурного блока (история Отечества, история культуры, информатика, интерактивные технологии и другие) обеспечивают развитие ключевых компетенций студентов. Эти компетенции, как справедливо отмечает М. М. Шалашова [3, с. 43], соответствуют названию общекультурные (ОК) в ФГОС ВПО [10; 11] и ФГОС ВО [12].
Базовые профессионально-педагогические компетенции включают теоретический, практический и личностный компоненты (таблица). К теоретическому относятся знания, помогающие личностно-гуманистической ориентации студента и системному восприятию им педагогической деятельности; к практическому - умения и навыки, обеспечивающие ориентацию в предметной области, владение педагогическими технологиями, способность соотнести свою деятельность с имеющимся опытом мировой цивилизации в целом; к личностному - профессионально значимые личностные качества, обусловливающие педагогическое мышление, рефлексию, такт, целеполагание, направленность [2, с. 81-106].
Таблица
Профессионально-значимые качества учителя химии
Качества Характеристика
Функциональные Формирование базы знаний по химическим и естественнонаучным дисциплинам, знание предметных методик
Информационно-аналитические Владение информационными технологиями, достаточными для профессиональной деятельности
Когнитивные Умение осваивать новые знания
Коммуникативные Способность применять понятийный аппарат и лексику базовых и смежных дисциплин
Креативные Способность к поиску новых подходов при решении известных задач
Личностные Ответственность, целеустремленность, самостоятельность, самоорганизованность
Изучение студентами педвузов психолого-педагогических дисциплин (общей педагогики, педагогических технологий, психологии и других) обусловливает формирование у будущих учителей базовых профессионально-педагогических компетенций. В соответствии с ФГОС ВПО [10; 11] и ФГОС ВО [12] они называются общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК).
Специальные, химико-педагогические компетенции (см. рис. 1) формируются при изучении химических дисциплин, естественнонаучных дисциплин, предметных методик. Полученные ЗУН, преобразованные в ходе учебного процесса в функциональные, информационно-аналитические, когнитивные, коммуникативные, креативные и прочие профессионально-значимые качества личности, позволяют формировать компетенции, направленные на предстоящую успешную деятельность будущего специалиста (см.
таблицу). Подобные компоненты профессионально-технологических компетенций выпускника химико-технологического вуза предложены Л. Г. Ямалиевой [13, с. 49].
Под химическим образованием вслед за С. И. Гильманшиной [14] мы понимаем вооружение студентов системой научных взглядов, ЗУН, связанных с сущностью, задачами, идеями, понятиями, развитием и практическим применением химии в деятельности будущих учителей химии.
Химическое образование в НГПУ им. К. Минина в настоящее время осуществляется по многоуровневой системе (бакалавры и магистры по направлению «Педагогическое образование»).
Среди путей развития химического образования Н. Е. Кузнецовой [1, с. 55] выделены фундаментальность, универсальность, практическая направленность и индивидуальность, которая становится главной тенденцией. В настоящее время личностно ориентированный подход к каждому обучающемуся стал важнее, чем всеобщность образования, особенно когда речь идет об одаренных учащихся, потому что каждый из них неповторим.
Стать хорошим учителем для одаренных школьников трудно. Американский психолог Т. Гордон считает, что традиционно существует 8 мифов, связанных с идеальным образом учителя [15, с. 62]. Согласно им идеальный учитель должен все знать и понимать, быть лучше и совершеннее любого нормального человека. В. В. Загорский отмечает, что, стремясь к мифическому идеалу, многие учителя перестают верить в себя и разочаровываются в профессии. Очень важно научиться применять полученные ЗУН в педагогической практике и не потерять себя как личность [16].
Так, подбирая способы объяснения различных явлений, понятий, законов и теорий, учитель химии обращается к знаниям по методике, психологии обучения и дидактике. Педагогу необходимо не только обеспечить усвоение сущности химических явлений и понятий школьниками, но и в соответствии с гуманистической и личностной ориентацией химического образования отразить в учебном материале опыт творческой деятельности ученых и личностное отношение к общечеловеческим ценностям. Учащихся нужно готовить к жизни в обществе, воспитывать на примере великих ученых древности и современности, на личном примере.
Владея методами научного познания в химии, можно решить поставленные выше задачи. Только профессионально мыслящий учитель [17; 18] способен компетентно интегрировать психолого-педагогические и специально-предметные знания с целью создания в школе единой развивающей образовательной среды. Следовательно, профессиональное самоопределение очень важно для студентов педвуза и молодых учителей.
Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей [19, с. 181].
Требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников химической специальности, типовые задачи профессиональной деятельности составляют параметры их химико-педагогической компетентности (см. таблицу). В ее формировании важную роль играет ФГОС [10-12]. В соответствии с ним жесткая квалификация заменяется на более гибкую
компетентность. Педагогическая подготовка в условиях компетентностного подхода базируется на:
• обновлении содержания психолого-педагогических дисциплин и реорганизации педагогической практики с учетом современных требований к будущей профессиональной деятельности студентов и структуре формируемых у них компетент-ностей;
• деятельностном освоении содержания педагогического образования через активные формы и методы обучения, проблемные, проектно-исследовательские методики, блочно-модульную систему обучения на основе комплексного учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса;
• расширении объема управляемой самостоятельной деятельности студентов (СДС), обеспеченной соответствующим методическим и информационным сопровождением [20, с. 102].
Необходимым требованием к организации педагогической подготовки выступает реализация в рамках содержательно-технологической интеграции социально-гуманитарной, общепрофессиональной, специально-предметной областей и внеаудиторной социально значимой деятельности обучающихся, при которой:
• анализ изучаемых явлений и процессов, осмысление осваиваемых ценностей студентами рассматривается в качестве средства их самоопределения и самосовершенствования;
• активные, диалоговые, исследовательские методы обучения и воспитания выступают способами освоения опыта рефлексивного, организаторско-коммуникатив-ного, проектного видов деятельности, являющегося основанием для развития социально-профессиональной компетентности выпускников.
В химии используется вся типология мышления, поэтому к компетентности учителей химии предъявляются повышенные методические требования и необходимо учитывать следующее:
1) на формирование типа мышления оказывает влияние характер используемых при обучении знаний;
2) диагностирование и формирование химического стиля творческого мышления возможно только при функционировании единой системы обучения химии;
3) применение основных дидактических принципов (научности, системности, наглядности) в процессе обучения студентов - будущих учителей химии - в высшей школе имеет свою специфику;
4) проблема развития интуитивного мышления, формирования критичности и рефлексивного компонента мышления у будущих учителей химии недостаточно разработана;
5) экологическая направленность мышления студентов на данный момент не полностью сформирована;
6) компьютерные технологии в химии в процессе подготовки учителей в педвузе следует вести с позиции формирования диалогичности мышления;
7) методические идеи обучения химии больше ориентированы на среднюю школу, а не на высшее учебное заведение [14].
Работы по методике обучения химии в высшей школе в основном опираются на материал общей, неорганической и органической химии. Методика преподавания других изучаемых в педвузе химических дисциплин (физическая, аналитическая, коллоидная, биологическая химия и другие) имеет свою специфику. Важную роль в становлении специалиста играет научно-исследовательская работа студента (НИРС). Апробировать ЗУН, приобретенные в ходе обучения и оценить свои способности и возможности студентам педвуза позволяет педпрактика на 4-6 курсах [21-26].
В процессе подготовки бакалавров, магистров и специалистов в области химического образования главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, что позволяет существенно облегчить процесс социально-профессиональной адаптации молодежи, повысить ее конкурентоспособность. Анализ основных тенденций развития социально-производственной и образовательной областей показывает, что в современных условиях востребована не модель узкопрофессиональной подготовки выпускника вуза, жестко ориентированная на конкретные объекты и предметы труда, а модель интегрального типа [20, с. 99-100]. В ней цели, содержание и результаты обучения формулируются в комплексном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности и направлены на формирование у выпускника широкой социально-профессиональной компетентности. Последняя включает не только квалификацию, определяющуюся системой приобретаемых ЗУН, но и базовые личностные качества, а также универсальные умения и способности, которые характеризуются более широкой сферой применения и определяются как ключевые компетенции ОК [1, с. 52].
Мининский университет стремится реализовать свою стратегию подготовки качественно новых специалистов, востребованных на рынке труда, способных адекватно отвечать вызовам времени [1; 27; 28]. В связи с этим в вузе осуществляется ряд инновационных образовательных проектов, в том числе «Педагог будущего», направленный на «моделирование личности будущего педагога, предполагающий выстраивание системы перспективных надпредметных компетенций в подготовку бакалавров и магистров за счет изменения структуры и содержания основных образовательных программ и формирования индивидуальных образовательных траекторий» студентов [27, с. 27-28].
В рамках проекта проведено анкетирование учителей г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области для определения личностных качеств, способствующих успеху педагогической деятельности. Анализ его результатов свидетельствует, что первые позиции в порядке значимости занимают характеристики: ответственность, эмоциональная уравновешенность, терпеливость, уважение к людям, объективность (рис. 2). Следовательно, в системе нового качества подготовки педагогов одной из приоритетных задач должно стать укрепление эмоционально-коммуникативных ресурсов личности будущего специалиста.
Анализируя диаграмму (см. рис. 2), можно охарактеризовать ее фразой научного руководителя Института образования Национального исследовательского университета -Высшей школы экономики И. Фрумина: «Соответствовать педагогическому стандарту может только сверхчеловек» [29], но это требования настоящего времени.
Преподавателями кафедры биологии, химии и биолого-химического образования (БХиБХО) совместно со студентами факультета естественных, математических и
■ Число респондентов
Другое Самокритичность Сдержанность Честность 10 14 18
Обязательность 19
Эмоциональная культура 20
Доброта 40
41
88
Рис. 2. Ранжирование профессиональных качеств педагога будущего
по ответам учителей (п = 86)
компьютерных наук (ФЕМиКН) и преподавателями базовых школ проводится система профориентационных мероприятий для старшеклассников, усиливающих их мотивацию учения, способствующих лучшей ориентации школьников в профильных дисциплинах кафедры, дальнейшему их профессиональному выбору [30].
Для успешной организации работы со школьниками на кафедре БХиБХО совместно со студентами бакалавриата, специалитета и магистратуры реализуется ряд проектов, входящих в комплекс профориентационного взаимодействия:
1. Систематическая работа с одаренными учащимися: организация и проведение биологических, химических и интегративных кружков, занятий научных обществ учащихся, проведение лабораторных практикумов, экскурсий.
2. Ежегодная диагностическая работа: проведение секций факультетской олимпиады ФЕМиКН, участие в различных конкурсах.
3. Мотивационная работа: организация каникулярных школ для старшеклассников и абитуриентов Мининского университета.
4. Индивидуальные консультации по различным вопросам.
Особенностью организации работы с одаренными старшеклассниками на кафедре БХиБХО является активное привлечение студентов во все виды деятельности. Их
креативные идеи в сочетании с опытом преподавателей позволяют организовать работу с применением инновационных технологий на высоком методическом уровне.
Для студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры такие занятия дают необходимый опыт практической деятельности, приучают к ведению системной и систематической разносторонней внеклассной и внеурочной работы с интересующимися химией и биологией учащимися. Более 10 лет при кафедре ведутся кружки по аналитической, органической, биологической химии для старшеклассников и студентов 2-5-го курсов, которые постепенно обучаются индивидуальной и групповой работе со школьниками.
За годы кружковой работы выполнено множество интересных индивидуальных исследований по анализу природных объектов: воды, почвы, воздуха, продуктов питания и других. Школьники учились вести самостоятельное исследование, грамотно оформлять его результаты, повышали свой интеллектуальный уровень и демонстрировали его при написании отчетов, рефератов, докладов на конференции научного общества учащихся (НОУ). Эта работа отмечена многочисленными дипломами НОУ и грамотами конференций разного уровня, но важнее другие ее результаты: учащиеся, выбравшие химию и биологию своей профессией.
Преподаватели и студенты старших курсов НГПУ им. К. Минина проводят разнообразные химико-биологические мероприятия для школьников: занятия научных обществ учащихся, факультативов и кружков, факультетские олимпиады для старшеклассников по секциям «Химия» и «Биология», проводящиеся уже на протяжении 8 лет [1, с. 31]. С каждым годом число участников увеличивается. В марте 2014 г. в биолого-химических олимпиадах для 9-11-х классов принимали участие более пятисот человек; в марте 2015 г. олимпиады проводились только для одиннадцатиклассников, участвовало около 250 человек.
Олимпиада по биологии обычно проводится в форме теста, а по химии традиционно содержит пять заданий разного уровня сложности, за решение которых учащимся начисляются баллы. Школьники демонстрируют свои знания по предмету, умение нестандартно мыслить и находить верное решение. По окончании всем учащимся выдаются оригинальные сертификаты участников, а победители приглашаются в университет на торжественное вручение дипломов и грамот.
Перед началом олимпиад школьникам рассказывается об истории педуниверсите-та, являющегося одним из старейших вузов Нижнего Новгорода, о химическом и биологическом образовании в его стенах. Студенты увлеченно говорят о своей учебе, практике, студенческой жизни, проводят экскурсии по кафедре БХиБХО, показывают учащимся различные лаборатории, зоологический музей; личным примером стимулируют школьников к выбору профессии учителя биологии и химии.
Не во всех школах области есть возможность выполнять практические работы по биологии и химии, поэтому учащиеся с удовольствием посещают лабораторные практикумы, биологические и химические кружки, проводящиеся для них в стенах университета. Темы занятий соответствуют возрасту и интересам учащихся, программе, по которой они занимаются. Для учащихся проводились занятия кружка «Юный химик». Под руководством преподавателей кафедры и студентов старшеклассники обучались правилам работы в настоящей химической лаборатории, получали различные вещества, изучали их физические и химические свойства, применение и значение в жизни человека.
Многие учащиеся проводят научные исследования по индивидуальной тематике: анализируют состав природных, водопроводных и бутилированных вод, продуктов питания и делают выводы о влиянии качества используемой воды и продуктов на здоровье растений, животных и человека. С докладами старшеклассники выступают на школьных, районных, городских, областных конференциях научных обществ учащихся (НОУ) и часто занимают призовые места.
Благодаря проводимым на кафедре БХиБХО мероприятиям у учащихся повышается интерес к естественным наукам, развиваются интеллектуальные и творческие способности. Старшеклассники знакомятся с профессией учителя биологии и химии, а в дальнейшем осознанно делают свой выбор, пополняя ряды студентов ФЕМиКН.
Третий год в Мининском университете реализуется инновационный проект - каникулярные школы для старшеклассников. У одаренных по химии и биологии учащихся есть возможность в осенние и весенние каникулы на несколько дней почувствовать себя студентом выбранного профиля обучения. Биолого-химические школы включают теоретические, лабораторные и практические занятия по ботанике, зоологии, общей биологии, органической, неорганической и общей химии, зоологические экскурсии, мастер-классы по анатомии и Moodle-олимпиады, проводимые в электронной оболочке университета. Благодаря проводимым на кафедре БХиБХО разнообразным мероприятиям у учащихся повышается интерес к естественным наукам, развиваются интеллектуальные и творческие способности. Старшеклассники знакомятся с профессией учителя биологии и химии, а в дальнейшем осознанно делают свой выбор направления профессионального образования и осуществляющего его учебного заведения.
Инновационная методика привлечения студентов к проведению мероприятий для школьников позволяет им апробировать теоретические знания по химии, биологии и методике обучения этим предметам на практике, в процессе живого общения с реальными учащимися. Данная методика позволяет студентам приобрести опыт педагогической деятельности не только на педагогической практике, но и до, и после нее. Преподаватели кафедры наставляют студентов, помогают им, направляют их усилия в нужное русло. Это особенно важно для студентов бакалавриата, которые еще ни разу не были на практике в школе и, в связи с этим, испытывают стресс и затруднения в общении со школьниками.
Преподаватели кафедры БХиБХО надеются, что самостоятельная работа и практика личного участия студентов педуниверситета в мероприятиях по выявлению одаренных по химии и биологии учащихся и последующей работе с ними принесет свои плоды -школы получат компетентных и талантливых Учителей для одаренных, а общество - плоды работы подросших одаренных детей.
Список литературы
1. Новик, И. Р. Подготовка компетентного специалиста в системе высшего химико-педагогического образования для работы с одаренными учащимися [Текст]: моногр. / И. Р. Новик. - Н. Новгород: НГПУ, 2013. - 158 с.
2. Новик, И. Р. Интегративные факультативы химико-биологического содержания как средство развития индивидуальных качеств учащихся с повышенными по-
знавательными возможностями [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / И. Р. Новик. - Н. Новгород, 2005. - 198 с.
3. Шалашова, М. М. Компетентностный подход к оцениванию качества химического образования [Текст]: моногр. / М. М. Шалашова. - Арзамас: АГПИ, 2011. - 384 с.
4. Бершадский, М. Е. Исследование сформированности интеллектуальных операций в предметном обучении [Текст] / М. Е. Бершадский // Химия в школе. -2003. - № 3. - С. 31-34.
5. Бершадский, М. Е. Мониторинг учебного процесса. Измерительные инструменты [Текст] / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев // Химия в школе. - 2002. - № 8. - С. 11-17.
6. Вербицкий, А. А. Гуманизация, компетентность, контекст - поиски оснований интеграции [Текст] / А. А. Вербицкий, О. Ларионова // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2006. - № 5. - С. 19-25.
7. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа ком-петентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. - М., 2004. - 40 с.
8. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
9. Равен, Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / Д. Равен; пер. с англ. - М., 1999. - 144 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (квалификация (степень) - «бакалавр»). Утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 46 (с изменениями от 31 мая 2011 г.).
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (квалификация (степень) - «магистр»). Утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 14 января 2010 г., № 35.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование (уровень высшего образования магистратура). Утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 21 ноября 2014 г., № 1505.
13. Ямалиева, Л. Г. Формирование профессионально-технологических компетенций при изучении курса «Процессы и аппараты химической технологии» [Текст] / Л. Г. Ямалиева // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2006. - № 5. - С. 47-50.
14. Гильманшина, С. И. Химическое образование: формирование профессионального мышления учителя химии [Текст] / С. И. Гильманшина // Проблемы и перспективы развития химического образования: материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. (26-30 сент. 2006). - Челябинск, 2006. - С. 5-7.
15. Загорский, В. В. От «педагога» к Учителю. Как стать «звездой» [Текст] / В. В. Загорский. - М.: Изд-во УНЦ ДО МГУ, 1998. - 96 с.
16. Горева, И. В. Модель подготовки преподавателя химии [Текст] / И. В. Горева // Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития хи-
мических наук (6-9 апр. 2005): материалы 52-й Всерос. науч.-практ. конф. химиков с междунар. участием. - СПб.: РГПУ им. Герцена, 2005. - С. 126.
17. Злотников, Э. Г. Актуальные проблемы профессионально-методической подготовки будущего учителя химии [Текст] / Э. Г. Злотников // Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук (6-9 апр. 2005): материалы 52-й Всерос. науч.-практ. конф. химиков с междунар. участием. - СПб.: РГПУ им. Герцена, 2005. - С. 130-133.
18. Злотников, Э. Г. Учебно-методическое обеспечение как фактор повышения качества профессиональной подготовки будущего учителя химии [Текст] / Э. Г. Злотников // Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук (5-8 апр. 2006): материалы 53-й Всерос. науч.-практ. конф. химиков с междунар. участием. - СПб.: РГПУ им. Герцена, 2006. - С. 160-164.
19. Загрекова, Л. В. Теория обучения. Технология подготовки и проведения семинарских и практических занятий: учеб.-метод. пособие [Текст] / Л. В. Загрекова. - Н. Новгород: НГПУ, 2005. - 202 с.
20. Жук, О. Л. Беларусь: компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета [Текст] / О. Л. Жук // Педагогика. - 2008. - № 3. - С. 99-105.
21. Новик, И. Р. Внеклассная работа (для студентов 1У-У курса) [Текст] / И. Р. Новик // Методические рекомендации для студентов 1У-У курса ЕГФ по педагогической практике по химии (рабочая тетрадь). - Н. Новгород: НГПУ, 2002. - С. 27-28, 67-75.
22. Новик, И. Р. Организация педагогической практики для студентов химико-биологических специальностей [Текст] / И. Р. Новик, Л. С. Чернышова, С. В. Каши-рина, А. И. Перевозчиков // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2012. - № 5 (1). - С. 17-23.
23. Пак, М. С. Научно-педагогическая и научно-исследовательская практика магистрантов химического образования [Текст] / М. С. Пак, Г. В. Некрасова // Химия: методика преподавания в школе. - 2002.- № 5. - С. 21-27.
24. Пак, М. С. Гуманитарный смысл педагогической практики по химии в многоуровневом образовании: моногр. [Текст] / М. С. Пак, М. К. Толетова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 79 с.
25. Чернышова, Л. С. Научно-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие для студентов магистратуры ЕГФ направления 540101 «Химическое образование» [Текст] / Л. С. Чернышова, Г. М. Карпов, С. В. Каширина, А. И. Перевозчиков. - Н. Новгород: НГПУ, 2011. - 30 с.
26. Чернышова, Л. С. Учебная методическая практика. Рабочая тетрадь для студентов естественно-географического факультета [Текст]: учеб. пособие / Л. С. Чернышо-ва, Г. М. Карпов, С. В. Каширина, В. Л. Тростин. - Н. Новгород: НГПУ, 2010. - 64 с.
27. Федоров, А. А. Реализация инновационного стратегического проекта в педагогическом вузе [Текст] / А.А. Федоров // Компетентностно-ориентированное обучение в педагогическом вузе: теория и практика: моногр. / под ред. В. В. Николи-ной, О. А. Сафоновой. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. С. 23-32.
28. Шабанова, Т. Л. Анализ представлений учителей о проблемах и перспективах педагогической профессии в рамках реализации проекта «Педагог будущего» [Текст] I Т. Л. Шабанова, И. Р. Иэвик || Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных социально-образовательных условиях (5 ноября 2014): сб. материалов междунар. заоч. науч.-практ. конф. - H. №вгород: КИПУ им. К. Mинина, 2014. - С. 321-325.
29. Фрумин, И. Д. Соответствовать педстандарту может только сверхчеловек [Электронный ресурс] I И. Фрумин. - Режим доступа: http:||ria.ru|sn_opinion|201304 10I931867985.html (дата обращения: 10.11.2014).
30. Зверева, К. А. Об осознанном выборе профессии учителя биологии и химии стар -шеклассниками [Текст] | К. А. Зверева, H. В. Глазкова, И. Р. Иэвик || Актуальные проблемы химического образования: сб. материалов 5-й Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (11-12 апреля 2014). - M.: ИMИР, 2014. - С. 89-91.
31. Новик, И. Р. Mетодические рекомендации по организации вузовской олимпиады по химии для школьников [Электронный ресурс] | И. Р. Иэвик, H. А. Орлов, А. И. Перевозчиков, В. Л. Тростин, С. В. Каширина, Д. M. Mарков || Вестн. Mининского ун-та. - 2014. - № 2 (6). - Режим доступа: http:||www.mininuniver. ru|mediafiles|u|files|Nauch_deyat|Vestnik|2014-08%202|Novik.pdf (дата обращения: 30.05.2015).
References
1. Novik I. R. Podgotovka kompetentnogo spetsialista v sisteme vysshego khimiko-pedagogichesk-ogo obrazovaniya dlya raboty s odarennymi uchashchimisya: monogr. Nizhny Novgorod: NGPU, 2013. 158 p.
2. Novik I. R. Integrativnye fakultativy khimiko-biologicheskogo soderzhaniya kak sredstvo razvitiya individualnykh kachestv uchashchikhsya s povyshennymi poznavatelnymi vozmozhnostyami. PhD dissertation (Education): 13.00.02. Nizhny Novgorod, 2005. 198 p.
3. Shalashova M. M. Kompetentnostnyy podkhod k otsenivaniyu kachestva khimicheskogo obrazovaniya: monogr. Arzamas: AGPI, 2011. 384 p.
4. Bershadskiy M. E. Issledovanie sformirovannosti intellektualnykh operatsiy v pred-metnom obuchenii. Khimiya v shkole. 2003, No. 3, pp. 31-34.
5. Bershadskiy M. E., Guzeev V. V. Monitoring uchebnogo protsessa. Izmeritelnye in-strumenty. Khimiya v shkole. 2002, No. 8, pp. 11-17.
6. Verbitskiy A. A., Larionova O. Gumanizatsiya, kompetentnost, kontekst - poiski os-novaniy integratsii. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). 2006, No. 5, pp. 19-25.
7. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii kak rezultativno-tselevaya osnova kompetentnost-nogo podkhoda v obrazovanii. Moscow, 2004. 40 p.
8. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezultata obrazovani-ya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003, No. 5.
9. Raven J. Pedagogicheskoe testirovanie: problemy, zabluzhdeniya, perspektivy. Moscow, 1999. 144 p. (In Russian)
10. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego professionalnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 - Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya (stepen) - "bakalavr"). Utverzhden prikazom Ministerstvom obrazovaniya i nauki RF ot 17 Jan 2011, No. 46 (s izmeneniyami ot 31 May 2011).
11. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego professionalnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 - Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya (stepen) - "magistr"). Utverzhden prikazom Ministerstvom obrazovaniya i nauki RF ot 14 Jan 2010, No. 35.
12. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.01 - Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven vysshego obrazovaniya magistratura). Utverzhden prikazom Ministerstvom obrazovaniya i nauki RF ot 21 Nov 2014, No 1505.
13. Yamalieva L. G. Formirovanie professionalno-tekhnologicheskikh kompetentsiy pri izuchenii kursa "Protsessy i apparaty khimicheskoy tekhnologii". Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). 2006, No. 5, pp. 47-50.
14. Gilmanshina S. I. Khimicheskoe obrazovanie: formirovanie professionalnogo myshleni-ya uchitelya khimii. In: Problemy i perspektivy razvitiya khimicheskogo obrazovaniya. Proceedings of 2nd All-Russian Conference (26-30 Sent 2006). Chelyabinsk, 2006, pp. 5-7.
15. Zagorskiy V. V. Ot "pedagoga" k Uchitelyu. Kak stat "zvezdoy". Moscow: Izd-vo UNTs DO MGU, 1998. 96 p.
16. Goreva I. V. Model podgotovki prepodavatelya khimii. In: Aktualnye problemy modern-izatsii khimicheskogo obrazovaniya i razvitiya khimicheskikh nauk (6-9 Apr 2005). Proceedings of 52nd All-Russian Conference. St. Petersburg: RGPU a. n. A. I. Herzen, 2005. P. 126.
17. Zlotnikov E. G. Aktualnye problemy professionalno-metodicheskoy podgotovki bu-dushchego uchitelya khimii. In: Aktualnye problemy modernizatsii khimicheskogo obrazovaniya i razvitiya khimicheskikh nauk (6-9 Apr 2005). Proceedings of 52nd All-Russian Conference. St. Petersburg: RGPU a. n. A. I. Herzen, 2005. Pp. 130-133.
18. Zlotnikov E. G. Uchebno-metodicheskoe obespechenie kak faktor povysheniya kachestva professionalnoy podgotovki budushchego uchitelya khimii. In: Aktualnye problemy mod-ernizatsii khimicheskogo obrazovaniya i razvitiya khimicheskikh nauk (5-8 Apr 2006). Proceedings of 53rd All-Russian Conference. St. Petersburg: RGPU a. n. A. I. Herzen, 2006. Pp. 160-164.
19. Zagrekova L. V. Teoriya obucheniya. Tekhnologiya podgotovki i provedeniya sem-inarskikh i prakticheskikh zanyatiy: ucheb.-metod. posobie. Nizhny Novgorod: NGPU, 2005. 202 p.
20. Zhuk O. L. Belarus: kompetentnostnyy podkhod v pedagogicheskoy podgotovke stu-dentov universiteta. Pedagogika. 2008, No. 3, pp. 99-105.
21. Novik I. R. Vneklassnaya rabota (dlya studentov IV-V kursa). In: Metodicheskie reko-mendatsii dlya studentov IV-V kursa EGF po pedagogicheskoy praktike po khimii (rabochaya tetrad). Nizhny Novgorod: NGPU, 2002. Pp. 27-28, 67-75.
22. Novik I. R., Chernyshova L. S., Kashirina S. V., Perevozchikov A. I. Organizatsiya pedagogicheskoy praktiki dlya studentov khimiko-biologicheskikh spetsialnostey. Vestn. Nizhegorodskogo un-ta a. n. N. I. Lobachevsky. 2012, No. 5 (1), pp. 17-23.
23. Pak M. S., Nekrasova G. V. Nauchno-pedagogicheskaya i nauchno-issledovatelskaya praktika magistrantov khimicheskogo obrazovaniya. Khimiya: metodika prepodavaniya v shkole. 2002, No. 5, pp. 21-27.
24. Pak M. S., Toletova M. K. Gumanitarnyy smysl pedagogicheskoy praktiki po khimii v mnogou-rovnevom obrazovanii: monogr. St. Petersburg: Izd-vo RGPU a. n. A. I. Herzen, 2008. 79 p.
25. Chernyshova, L. S., Karpov G. M., Kashirina S. V., Perevozchikov A. I. Nauchno-ped-agogicheskaya praktika. Uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov magistratury EGF napravleniya 540101 "Khimicheskoe obrazovanie". Nizhny Novgorod: NGPU, 2011. 30 p.
26. Chernyshova L. S., Karpov G. M., Kashirina S. V., Trostin V. L. Uchebnaya metodiches-kaya praktika. Rabochaya tetrad dlya studentov estestvenno-geograficheskogo fakulteta: ucheb. posobie. Nizhny Novgorod: NGPU, 2010. 64 p.
27. Fedorov A. A. Realizatsiya innovatsionnogo strategicheskogo proekta v pedagogiches-kom vuze. In: Nikolina V. V., Safonova O. A. (Ed.) Kompetentnostno-orientirovannoe obu-chenie v pedagogicheskom vuze: teoriya i praktika: monogr. Nizhny Novgorod: NGPU a. n. K. Minin, 2014. Pp. 23-32.
28. Shabanova T. L., Novik I. R. Analiz predstavleniy uchiteley o problemakh i perspe-ktivakh pedagogicheskoy professii v ramkakh realizatsii proekta "Pedagog budush-chego". In: Psikhologo-pedagogicheskie problemy razvitiya lichnosti v sovremennykh sotsial-no-obrazovatelnykh usloviyakh (5 noyabrya 2014). Proceedings of International extramural Conference. Nizhny Novgorod: NGPU a. n. K. Minin, 2014. Pp. 321-325.
29. Frumin I. D. Sootvetstvovat pedstandartu mozhet tolko sverkhchelovek. Available at: http://ria.ru/sn_opinion/20130410/931867985.html (accessed: 10.11.2014).
30. Zvereva K. A., Glazkova N. V., Novik I. R. Ob osoznannom vybore professii uchitelya biologii i khimii starsheklassnikami. In: Aktualnye problemy khimicheskogo obrazovaniya. Proceedings of 5th All-Russian Conference (11-12 Apr 2014). Moscow: IMIR, 2014. Pp. 89-91.
31. Novik I. R., Orlov N. A., Perevozchikov A. I., Trostin V. L., Kashirina S. V., Markov D. M. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii vuzovskoy olimpiady po khi-mii dlya shkolnikov. Vestn. Mininskogo un-ta. 2014, No. 2 (6). Available at: http://www. mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014-08%202/Novik.pdf (accessed: 30.05.2015).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 3