Научная статья на тему 'Подготовка техников для аэрокосмической промышленности в Оренбургской области'

Подготовка техников для аэрокосмической промышленности в Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка техников для аэрокосмической промышленности в Оренбургской области»

ПОДГОТОВКА ТЕХНИКОВ ДЛЯ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.А. ОНИЩЕНКО

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

КОЛЛЕДЖА И КАФЕДРЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ОРЕНБУРГСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

И.Д. БЕЛОНОВСКАЯ докт. пед. наук, доцент, начальник

ОТДЕЛА ПО РАБОТЕ С КОЛЛЕДЖАМИ И ФИЛИАЛАМИ ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

В Оренбургском регионе состояние аэрокосмического сектора промышленности определяется развитием производственного объединения по выпуску авиационной и космической техники «Стрела» в городе Оренбурге и Кумертауского авиационного производственного предприятия, расположенного в Башкирии, а также предприятия - эксплуатанта авиационной техники ФГУП «Оренбургские авиалинии». Аэрокосмическая промышленность является стратегической для любого государства - не бывает государств с развитой экономикой без собственной авиации и космонавтики. Авиационная и ракетная техника находятся на вершине достижений, которые имеет страна во всех областях знаний и производства. В конечном счете, в ракете или самолете реализуется совокупность достижений всех отраслей народного хозяйства страны: Машиностроение, энергетика, металлургия, химическая

промышленность и др.

Анализ состояния кадровой обеспеченности аэрокосмической отрасли показал, что Россия находится у критической черты - на ракетных и авиапредприятиях в основном работают специалисты в возрасте 60-65 лет. В то же время практика профессионального образования показывает явное расхождение между уровнем и качеством подготовки выпускника и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями. Время, необходимое для доводки техника до уровня полноценного профессионала, составляет 2-3 года, что фактически сравнялось со временем обучения. Для преодоления противоречий между уровнем профессиональнотехнического образования и требованиями производства, с целью формирования готовности учащихся и студентов к решению профессиональных задач на базе Оренбургского государственного университета создан и успешно развивается образовательный комплекс, способствующий повышению потенциала профессиональных школ региона, разработке и внедрению инновационных проектов, развитию наукоемких производств.

Ицдустриально-педагогический колледж и колледж электроники и бизнеса реализуют программы начального, среднего и дополнительного профессионального образования для подготовки рабочих и техников по востребованным специальностям аэрокосмической промышленности региона. Колледжи имеют развитую инфраструктуру, современную материальнотехническую базу, собственную учебно-лабораторную базу. В колледже электроники и бизнеса созданы оптимальные условия для подготовки техников

по специальностям 210308 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники», 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированный: систем». Компьютерные классы и

промышленно-ориентированные лаборатории позволяют организовать систему дополнительного образования и повышения квалификации работников предприятий и обучающихся в колледже. Колледж развивает крупнейший в области станочныш парк металлорежущего оборудования. В токарной, фрезерной, слесарных мастерских учащиеся во время прохождения учебных практик имеют возможность освоить рабочие профессии и получить разряд. Для аэрокосмических предприятий региона в колледже осуществляется подготовка рабочих и техников по специальности 160203 «Производство летательных аппаратов».

Многоуровневое образование стало объективной потребностью настоящего времени. Многие выпускники колледжей продолжают подготовку по программам высшего профессионального образования в Аэрокосмическом институте на кафедре летательных аппаратов по специальностям «Ракетостроение» и «Самолето- и вертолетостроение». Для этого в университете разработаны преемственные индивидуальные учебные планы подготовки специалистов по сокращенным программам. Интегрированные учебные планы разработаны и для выпускников колледжей, техником и профессиональных лицеев Оренбургской области, а также Мелеуза, Кумертау, Салавата (Башкирия). Информационно-технологические ресурсы аэрокосмического образования представлены разветвленной компьютерной сетью университетского комплекса. В процессе обучения студенты изучают и используют информационные технологии и программное обеспечение, применяемое для решения конструкторско-технологических задач: системы и среды автоматизированного проектирования AutoCAD, КОМПАС, ADEM, SoШWorks, САП «Искра», Ма&САЭ, пакеты прикладные программ для аэродинамических и прочностных расчетов, расчета технологических режимов при работе на станках с ЧПУ. Совместно с ФГУП ПО «Стрела» создан научнопроизводственный центр компьютерных технологий в промышленности (НПЦКТП «ОГУ-Стрела»), в котором будущие специалисты знакомятся со спецификой работы по избранной профессии на практических занятиях по компьютерным технологиям, выполняя лабораторные и практические работы, используя оборудование Центра.

Информационно-библиотечные ресурсы аэрокосмического образования обеспечивают уровень и качество образовательной и научно-методической деятельности преподавателей, учащихся и студентов. Сегодня библиотека ОГУ является одной из крупнейших в области, на ее базе созданы филиалы в индустриально-педагогическом колледже и колледже электроники и бизнеса. Часть лабораторных и практических занятий для студентов колледжей и вуза проводится непосредственно в цехах и отделах ФГУП ПО «Стрела», ФГУП «Кумертауского авиационно-промышленного предприятия», в учебных классах ФГУП «Оренбургские авиалинии» под руководством ведущих специалистов, что позволяет использовать в учебном процессе действующее современное технологическое оборудование, изучать конструкции современных летательных аппаратов и прогрессивные технологические процессы.

В структуре ОГУ создан технопарк с целью планирования, координации, информационного обеспечения и организации работ по развитию малого научно-технического предпринимательства, разработке и внедрению новых наукоемких технологий, обучению и переобучению специалистов, а также содействия проведению исследований по проблемам промышленного производства региона.

Производственная и учебная практика студентов и учащихся проводится под руководством опыпныгх специалистов в отделах и цехах ФГУП ПО «Стрела» и КБ «Орион», Кумертауское авиационное производственное объединение и Государственное унитарное авиапредприятие «Оренбургские авиалинии». На время прохождения практики учащиеся колледжа зачисляются в штат предприятий, и, работая на должности слесарей, фрезеровщиков, техников, получают соответствующую зарплату. На основании договоров о сотрудничестве осуществляется стажировка преподавателей на ведущих предприятиях региона, что позволяет ориентировать учебный процесс на реальные проблемы производства. Такой подход активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает адаптацию выпускников к производственным условиям, обеспечивает трудоустройство молодых специалистов и обеспечение предприятий рабочими кадрами.

Аэрокосмическое образование представлено не только учебной, научной, производственной, инновационной деятельностью, но и системой внеучебной социально-воспитательной работы, направленной на полное удовлетворение потребностей личности в гуманитарном образовании, духовном, нравственном и физическом развитии. Студенты колледжей занимаются на базе Дворца культуры «Россия», спортивного комплекса «Пингвин», Дворца юных техников «Прогресс». Тесная связь образования с производством позволяет обеспечивать гарантированное трудоустройство выпускников колледжа, а их предыдущая учебно-производственная деятельность позволяет осуществить этот процесс безболезненно, без дополнительной потери времени на адаптацию. Таким образом, развитие аэрокосмического образования в Оренбуржье способствует стабилизации социально-экономического развития региона, повышению потенциала промышленного производства.

С целью формирования высокого уровня готовности учашцхся к профессиональной деятельности, был проведен ряд организационнопедагогических мероприятий, среди которых внедрение педагогических проектов интеграции промышленности, производства и образования на базе колледжей ОГУ; разработка и внедрение авторской серии методических пособий «Я-профессионал»; использование в учебном процессе инновационного комплекса многоуровневых профессионально-ориентированныгх задач. Ведущими идеями серии методических пособий «Я-профессионал» явились компетентностный подход к формированию учебно-методического материала; акцентуация в методическом обеспечении ГОС СПО на особенности регионального развития; примеры социально-экономического характера, комплекс многоуровневых профессионально-ориентированных задач на основе местных ситуаций с элементами деловой игры, увеличение объема иллюстраций и графического материала.

В методическом обеспечении регионального компонента образовательных программ подготовки техников для аэрокосмической промышленности значительно обогащены специальные дисциплины «Двигатели летательных аппаратов», «Бортовое оборудование летательных аппаратов», «Автоматизация конструкторских процессов и производств» за счет объективной информации о состоянии и развитии аэрокосмической промышленности в регионе, ее кадровой ситуации, производственные мощностях. В методических пособиях приводятся краткие должностные инструкции специалистов на различных трудовых постах, указаны заявки на вакантные должности от предприятий региона и другая информация регионального характера, содействующая согласованию социально - и личностно значимыгх целей и ценностей профессионально-технического образования. Все разделы пособий сопровождаются примерами их выполнения в производственной ситуации, что способствуют формированию терминологического аппарата и обеспечивает ознакомление обучающихся с широкой номенклатурой изделий аэрокосмической промышленности. Особенностью серии является и постоянная обновляемость материалов, а также разработка и обсуждение вариативной части методических пособий в командах студентов, учащихся, специалистов и преподавателей. В этой практике монолог и прямые указания, традиционные для методических пособий, преобразуются в диалог всех участников образовательного процесса. Диалоговая позиция усиливается интеграцией в едином сборнике серии рекомендаций преподавателю и указаний студенту. Опыт использования в учебном процессе 7 выпусков авторской серии (2001 -2006 гг.), мониторинг мнения студентов о результативности данной работы, позволил распространить и использовать концепции серии и методические пособия в учебныгх заведениях СПО Оренбургской области и Башкортостана.

Интерес представляет повышение уровня успеваемости учащихся и их учебно-профессиональной успешности в связи с внедрением методических пособий и комплекса учебно-профессиональныгх задач. Так, умение решать типовые задачи по специальным предметам повысилось на 6%, успеваемость в группах, использующих пособия «Я-профессионал» повысилась в среднем на 11%, качество на 7%, количество отчисленныгх сократилось на 6%. В целом повысилось и ценностное отношение к профессии техника данного профиля. Тестирование, анкетирование и беседы со студентами позволили установить, что значимость профессии среди прочих возросла в среднем на 5-8 позиций, желание работать на предприятиях региона - на 18% от общего числа респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.