Научная статья на тему 'Персоналии. Портников Борис Александрович'

Персоналии. Портников Борис Александрович Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
707
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Персоналии. Портников Борис Александрович»

Персоналии

К 60-летию

Портников

Борис

Александрович

15 ноября 2004 года исполняется 60 лет кандидату технических наук, профессору Борису Александровичу Портникову .

Б.А. Портников родился на Дальнем Востоке в Приморском крае (г. Владивосток) в семье служащего. Закончил Бугурусланское летное училище гражданской авиации в 1965 году, Академию гражданской авиации в 1984 году. Инженер-пилот.

В производственной деятельности прошел славный трудовой путь от второго пилота воздушного судна Ан-2 (1965 г.) до генерального директора Федерального государственного унитарного авиапредприятия «Оренбургские авиалинии», которое он возглавляет с 1982 года.

Научной работой и внедрением разработок в области «щадящих» технологий внесения химикатов при авиационно-химических работах и повышением экологической надежности авиационной техники занимается с 1979 года, когда в качестве командира 356-го летного отряда был направлен в Ферганскую долину Республики Узбекистан на дефолиацию хлопчатника. Т ам он впервые в стране внедрил технические устройства для ультрамалообъемного опрыскивания, что существенно снизило влияние химической обработки на окружающую среду при авиационно-химических работах. Также в 1980-х годах впервые разработал и ввел в практику научных исследований критерий экологической надежности.

Наработки по моделированию внесения химикатов при авиационно-химических работах были сделаны Б.А. Портниковым еще в 70-х и 80-х годах, в период эксплуатации Ка-26, Ми-2 и Ан-2. Ему удалось создать методику определения величины и вероятности нецелевого внесения именно при летных испытаниях на сельскохозяйственных угодьях.

В дальнейшем он сумел обобщить все свои проведенные исследования в единую системную работу, классифицировать и решить поставленные научные задачи. Уже тогда Б.А. Портни-ков - вполне сложившийся ученый, знающий и умеющий решать в своей технической области проблемы охраны окружающей среды, специалист системного анализа, имеющий научные труды, хороший организатор, совмещающий работу командира Оренбургского авиаотряда и ученого-аналитика и исследователя.

Как ученый, Б.А. Портников обладает системным мышлением и выраженными способностями корректно ставить и решать задачи различного уровня. Он создал уникальную, целостную методику с использованием возможностей компьютерного анализа. Пунктуален. Работоспособен. Именно благодаря этому организовал научный коллектив с участием не только своих коллег, но и университетских аспирантов и студентов. Именно в период 80-90-х годов Б.А. Портников связывался и работал с огромным количеством организаций по своему научному направлению. Работал тщательно и комплексно. Это позволило ему получить важные результаты теоретического и прикладного характера.

С 1981 по 1989 год участвовал в выполнении государственных целевых программ в области применения авиации в народном хозяйстве. В соавторстве разработал и внедрил комплекс оборудования по ультрамалообъемному

опрыскиванию на авиационно-химических работах.

Подтвержденный документами экономический эффект составил свыше 580 млн. рублей.

Многогранная деятельность Б.А. Портни-кова отмечена правительственными наградами:

- медаль «За доблестный труд» - 1970 г.;

- орден «Знак Почета» - 1971 г.;

- орден Трудового Красного Знамени -1980 г.;

- почетное звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации» - 1995 г.;

- орден Дружбы - 1999 г.

После защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук в 1998 году продолжил научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность в качестве профессора по совместительству на кафедре летательных аппаратов Аэрокосмического института Оренбургского государственного университета. Активно занимался научной работой. Именно в этот период проф. Б.А. Порт-ников основал новое направление научных исследований по формированию концепции теоретических положений, концептуальных моделей системы управления с помощью технологий оптимизации бизнес-процессов.

Данное направление непосредственно связано с планом госбюджетных научно-исследовательских работ, проводимых в Оренбургском государственном университете (ОГУ) кафедрой управления инновационными проектами (№ гос. рег. 019600113400) с 1996 по 2001 годы; с планом научных исследований ОГУ, направленных на решение проблем региона в рамках научной школы «Синтез, внедрение и исследование эффективности сложных технических и организационных систем», раздел «Разработка и исследование эффективности авиационно-химических и других видов авиационных работ» (с 1996 года по настоящее время); с проектом «Модели и методы формирования стратегии обеспечения устойчивости социально-экономического и экологического состояния региона» (№01-06-96016), финансируемым РФФИ по кафедре системного анализа и управления факультета управления ОГУ с 2001 года по настоящее время; с целевой программой 054.05 Департамента воздушного транспорта «Определение потребности в авиаработах с расширением сферы применения авиатехники» (п.3.4), проведенной в 1989 - 1997 годах кафедрой СИЛА ОГУ и ГУАП «Оренбургские авиалинии»; с програм-

мой Межпарламентской ассамблеи государств -участников СНГ, раздел III «Инновационная доктрина» (Постановление Правительства РФ № 9/11 от 8 июня 1997 года).

С 1995 года Портников Б.А. академик-дей-ствительный член Международной Академии информатизации, а с 2000 года проф. Портни-ков Б.А. член-корреспондент Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы.

При непосредственном участии проф. Б.А. Портникова были разработаны и внедрены в производство и эксплуатацию воздушного транспорта:

- ТЗ №01. Условия конкурентоспособности вертолета Ка-126 (Ка-226) сельскохозяйственной модификации (утверждено в Департаменте ракетно-космической промышленности Министерства оборонной промышленности Российской Федерации 15.03.1995 г.);

- ТЗ №02. Требования к конструктивным параметрам и эксплуатационным характеристикам вертолетов сельскохозяйственной модификации с учетом максимальной целевой и экологической надежности (утверждено Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 17.02.1996);

- ТЗ №03. Требования к сельскохозяйственному оборудованию вертолета Ка-126 (Ка-226) (утверждено президентом и генеральным конструктором ОАО «Камов» доктором технических наук, проф. Михеевым С.В. 6.06.1997);

- ТЗ №04. Средства технологической автоматики на авиационно-химических работах (29.05.1997).

Материалы исследований внедрены при проведении НИР «Разработка методических основ формирования воздушной транспортной системы для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов» (Минавиапром, Москва, 1980 год), а в части областей предпочтительного применения и экономической эффективности системы использованы при разработке «Комплексного прогноза научно-технического прогресса в гражданской авиации на 1991 - 2010 годы» (Гос-НИИГА, Москва, 1983 год). Функциональная схема управления, модель системы, алгоритм, значения оптимальных параметров авиационной системы и выводы были использованы:

- в пятилетней (1976 - 1980 годы) госбюджетной НИР «Исследование перспектив применения авиации в народном хозяйстве» (№ гос. регистрации 79014481, тема 125/2);

- в госбюджетных НИР (1981 - 1982 годы) по теме 172/10 «Исследование системы для аэрофотосъемки городских сооружений» и «Исследование дирижабельной системы для перевозки нефти и газа» (Ташкент, ТашПИ);

- по теме 5/84 «Определение рациональных областей применения многоцелевых вертолетов Ка-32 и Ка-126 в народном хозяйстве республик Средней Азии» (КБ «Камов» - УВЗ, г. Ух-томск, 1984 - 1985 годы);

- внедрены в учебный процесс авиакосмического факультета Ташкентского государственного авиационного университета в 1984 -91 годах.

Кроме того, решались теоретические и практические вопросы определения оптимальной системы управления авиапредприятием при формировании многоцелевого парка воздушных судов (ВС), оптимального парка по структуре и размерности как составляющих бизнес-процессов авиапредприятия (1991 - 2004 годы).

Математическая модель авиационной специализированной системы, функциональная схема исследования, концептуальные модели, выделение областей предпочтительного применения, зоны специализации вертолетов и самолетов, методики и алгоритмы параметрического и технико-экономического анализа как составляющих бизнес-процессов авиапредприятия:

- внедрены при анализе устойчивости рынка услуг для новых хозяйственных отношений;

- использовались при составлении прогноза динамики потребности в сельскохозяйственных вертолетах, вариантов развития АХР в Российской Федерации и странах СНГ (Постановление Правительства РФ № 15/16 от 28 декабря 1996 года).

Материалы исследований также реализованы при проведении сравнительного экономического анализа и определения параметрических и экономических условий конкурентоспособности новой техники при разработке «Условий конкурентоспособности вертолета Ка-126 сельскохозяйственной модификации» и при проведении НИР «Исследование и разработка моделей комплексной оптимизации параметров и характеристик вертолета сельскохозяйственной модификации и режимов эксплуатации на

АХР» по теме 7/И-95 (1995__1997 годы) на ПО

«Стрела».

Научные разработки экспонировались на

16 смотрах, выставках, в том числе одной международной (г. Кабул, 1984 г.), и конкурсах

(1978 - 1990 годы), получено 22 поощрения (дипломы, грамоты, премии ВДНХ СССР, ВДНХ УзССР, МВ и ССО СССР).

Область научных интересов в настоящее время - совершенствование системы управления авиапредприятием на основе перехода на технологии оптимизации бизнес-процессов.

По данному научному направлению:

1. Впервые системно рассмотрены проблемы построения моделей управления, функционирования и развития предприятия как методологии перехода на технологии оптимизации бизнес-процессов.

2. Поставлена и решена комплексная проблема определения условий конкурентоспособности предприятия при рыночных формах хозяйствования в условиях динамичности и нестабильности внешней среды.

3. Совокупность разработанных теоретических положений и практических методик представляет собой новое направление в области совершенствования организации и управления предприятием.

Причем ярко прослеживается связь науки и производства, т. к. практическая значимость научных исследований в данной области состоит в следующем:

1. Определены области эффективного функционирования и области конкурентоспособности авиапредприятий разных классификационных категорий по степени оптимизации бизнес-процессов, что позволяет оптимизировать и проводить целенаправленное управление развитием предприятия.

2. Благодаря гибкости и универсальности разработанные концептуальные модели, положения и практические методики могут быть применены при анализе эффективности и конкурентоспособности технико-экономических и социально-организационных объектов другого класса.

3. Функциональные схемы управления, алгоритмы принятия решений используются в практике государственного унитарного авиационного предприятия, а также на разных этапах реализации инновационно-инвестиционных проектов в ряде промышленных организаций Оренбургской области и предприятий Государственной службы гражданской авиации.

4. Эффективность разработанных теоретических положений и практических методик обусловлена не только увеличением круга новых задач управления, доведенных до реализа-

ции, но и сокращением сроков получения решений и улучшением их качества.

5. Доказана необходимость принятия управленческих решений на основе учета выделенных факторов влияния параметров внешней среды на рентабельность и финансовую устойчивость предприятий.

Основные положения научных разработок проф. Б.А. Портникова использовались в экспериментальных исследованиях по программе «Томок» в 1979 - 86 годах совместно с ОКБ им.О.К. Антонова и ОКБ «Камов» (темы 111/79 и 5/84), в которых автор принимал участие, будучи командиром 356-го летного отряда ПАНХ и заместителем командира ОАО по летной работе.

Теоретические положения, концептуальные модели и расчетные схемы внедрены и использованы:

- при реализации проекта №01-06-96016 «Модели и методы формирования стратегии обеспечения устойчивости социально-экономического и экологического состояния региона», финансируемого РФФИ по гранту (2001 - 2004 годы);

- в аналитических отделах при формировании целевых программ развития в Государственной службе гражданской авиации (Федеральной авиационной службе РФ) (1998 - 2001 годы);

- в проектах развития систем сертификации Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в 2000 - 2002 годах;

- руководителями предприятий различных форм собственности, учеными и специалистами смежных областей, в системе гражданской авиации.

По увеличению эффективности управления и повышению производственных показателей авиапредприятий изданы научно-методические рекомендации, проведены семинары и специальные занятия для специалистов, выполнены учебно-методические плакаты, разработаны новые регламенты и требования.

Б.А. Портников имеет 43 публикации, среди которых две монографии, три учебника и учебных пособия, 21 статья в центральных российских и международных научных изданиях, сборниках и журналах.

Автор учебника «Основы инноватики» в двух томах, впервые изданного в стране в 2000 году, который получил широкую известность,

используется в научной и педагогической практике ряда высших учебных заведений Российской Федерации и стран СНГ и до настоящего времени не имеет аналогов.

В 2003 году издал уникальное методическое указание для студентов по эффективности авиационных комплексов.

В 2004 году под научной редакцией проф. Б.А. Портникова вышло в свет учебное пособие «Дипломное проектирование» для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальности самолето-вертолетостроение».

Неоднократно выступал с докладами на всероссийских и международных научных конференциях.

Его многотрудная и упорная работа по подготовке и руководству международной деятельностью коллектива авиапредприятия позволяет населению и народному хозяйству Оренбургской области иметь обширные международные связи. Поэтому закономерно, что Борис Александрович включен в регистр действительной Всемирной организации «Кто есть кто в мире» и награжден ее памятным знаком.

Оренбургское авиапредприятие, более 20-ти лет руководимое Портниковым Б.А., неоднократно награждалось престижнейшей в авиатранспортной отрасли наградой - российской национальной премией «Крылья России». В марте 1999 года Портникову Б.А. был вручен диплом национальной премии «Крылья России» за полностью сохраненный парк самолетов Ан-2 и организацию вертолетного отряда. В 2002 году предприятие было удостоено награды «Крылья России - 2001» в номинации «Авиакомпания года - участник обслуживания отраслей экономики России» за обеспечение наивысших показателей объемов перевозок, динамики роста, доходов, рентабельности и безопасности полетов. А в текущем году ФГУП «Оренбургские авиалинии» стало победителем конкурса на соискание премии «Крылья России

- 2003», как «Авиакомпания года - пассажирский перевозчик на внутренних воздушных линиях в группе IV».

Ректорат, профессорско-преподавательский состав Оренбургского государственного университета сердечно поздравляют Б.А. Пор-тникова с юбилеем и желают ему дальнейших творческих успехов и благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.