Научная статья на тему 'Подготовка студентов технического вуза к управлению интеллектуальной собственностью'

Подготовка студентов технического вуза к управлению интеллектуальной собственностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИНЖЕНЕР / ENGINEER / INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишнякова Ирина Вячеславовна

Использование интеллектуальной собственности становится обязательным компонентом деятельности инженера, поэтому при обучении студенты изучают информационные ресурсы и возможности поисковых систем; отрабатывают умения поиска информации; получают знания о законах и способах защиты объектов интеллектуальной собственности; анализируют возможности использования патентов для решения технических задач во время дипломного проектирования. В обучении применяются в основном продуктивные (эвристический и исследовательский) методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вишнякова Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of intellectual property becomes an obligatory component of activity of the engineer. At training students study information resources and opportunities of search systems: fulfill skills of information search, receive knowledge of laws and ways of protection of objects of intellectual property; analyze opportunities of use of patents for the decision of technical problems during degree designing. And training is applied basically productive (heuristic and research) methods.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов технического вуза к управлению интеллектуальной собственностью»

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К УПРАВЛЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

И.В. Вишнякова

Использование интеллектуальной собственности становится обязательным компонентом деятельности инженера, поэтому при обучении студенты изучают информационные ресурсы и возможности поисковых систем; отрабатывают умения поиска информации; получают знания о законах и способах защиты объектов интеллектуальной собственности; анализируют возможности использования патентов для решения технических задач во время дипломного проектирования. В обучении применяются в основном продуктивные (эвристический и исследовательский) методы.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, инженер.

Use of intellectual property becomes an obligatory component of activity of the engineer. At training students study information resources and opportunities of search systems: fulfill skills of information search, receive knowledge of laws and ways ofprotection of objects of intellectual property; analyze opportunities of use of patents for the decision of technical problems during degree designing. And training is applied basically productive (heuristic and research) methods.

Key words: engineer, intellectual property.

В условиях усиления конкурентной борьбы на мировых рынках особое значение приобретает разработка новых технологий и инновационная деятельность во всех сферах жизни общества. В основе всех инноваций лежат новые знания, идеи, ноу-хау, воплощенные в интеллектуальной собственности. Именно интеллектуальная собственность во многом определяет состояние экономики, науки, настоящее и будущее современного общества. Понимание этого факта неоднократно демонстрировали многочисленные заявления членов правительства о необходимости усиления контроля в области интеллектуальной собственности, увеличения количества наукоемкой продукции, повышение правовой защищенности разработок. Кроме того, для вступле-

ния России в ВТО одним из требований является усиление законодательной базы в области интеллектуальной собственности и приведение ее в соответствие с международным законодательством. Это обстоятельство послужило стимулом к изменению гражданского кодекса РФ, вступившего в силу 1.01.2008.г. Его четвертая часть полностью посвящена охране интеллектуальной собственности.

А это значит, что специалисты различных отраслей деятельности должны уметь грамотно и эффективно работать с интеллектуальной собственностью. Использование интеллектуальной собственности становится обязательным компонентом деятельности инженера. Дипломированный инженер должен уметь организовывать и осуществлять индивидуаль-

ную и совместную деятельность, связанную с творческим поиском идей и способов решения технических, проектных, конструкторских и других задач, а также умений самостоятельно принимать решения в проблемных ситуациях, а таких ситуаций много в профессиональной деятельности современного инженера.

Управление интеллектуальной собственностью включает в себя планирование, целеполагание, осуществление деятельности, направленной на создание интеллектуальной собственности, и рассматривается нами как творческая деятельность, состоящая из компонентов: ценностного, мотивационного, содержательно-процессуального, профессионально-личностного. В процессе создания инноваций все эти компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Ценностный компонент включает в себя ценностное отношение к интеллектуальной собственности; к результатам патентных исследований; к себе, как к специалисту, осуществляющему деятельность на основе новейших достижений науки и техники.

Мотивационный компонент предполагает положительное отношение к управлению интеллектуальной собственностью и стремление заниматься ею. Среди мотивов инженера к управлению интеллектуальной собственностью можно отметить познавательный интерес; желание достичь значимого результата, который будет использован в выпускаемой продукции; получение признания в обществе; мотив карьерного роста.

Содержательно-процессуальный компонент работы инженера по управлению интеллектуальной собственностью включает владение сис-

темой соответствующих знаний и методологией этой деятельности.

Система знаний, необходимых для осуществления управления интеллектуальной собственностью, включает следующие элементы: а) знания различных явлений, процессов, которые следует использовать для достижения положительного технического результата; б) знания технологических процессов, протекание которых инженер должен уметь предсказывать и для благоприятного протекания которых он должен создавать условия; в) знания, позволяющие обнаруживать новые закономерности; г) знания юридических особенностей охраны интеллектуальной собственности; д) знания информационных ресурсов, позволяющих проводить патентные исследования.

Данная система знаний находится в постоянном динамичном развитии не только за счет постоянного обновления, но и за счет внутренних связей между ее элементами. Инженер, обнаружив определенное явление, добивается улучшения какой-либо технической характеристики, затем оформляет свою разработку как изобретение. Кроме того, на основе анализа патентной информации инженер обнаруживает полезное для предприятия техническое решение задачи, повышает при этом свою квалификацию и т.д.

Профессионально-личностный компонент деятельности инженера включает умение видеть проблему и пути ее устранения, умение для получения технического результата мобилизовать знания и отбирать необходимые для улучшения какого-либо продукта или способа его производства. Профессиональная деятельность инженера предполагает творчество,

которое характеризуется осознанностью умственных операций, концентрацией, сосредоточенностью, вниманием к технической проблеме.

Такая профессиональная деятельность требует принципиально новых методологических и технологических подходов, которые могут разработать только специалисты, способные интегрировать идеи из различных областей науки, оперировать междисциплинарными категориями, комплексно воспринимать инновационный процесс.

Подготовка инженера к управлению интеллектуальной собственностью возможна на интегративной основе, в процессе взаимодействия с другими дисциплинами и является необходимым условием формирования готовности специалиста к инновационной деятельности. Компетентность инженера в области управления интеллектуальной собственностью является одной из составляющей профессиональной компетентности инженера и может быть сформирована в ходе непрерывного, преемственного, взаимосвязанного изучения различных учебных дисциплин, которые включают знания и умения из области управления интеллектуальной собственностью. Очевидно, необходимо более активное использование патентной информации в вузах при проведении студентами различных разработок во время курсового и дипломного проектирования.

Анализ литературы позволил сделать вывод, что на протяжении долгого времени подготовке инженеров к управлению интеллектуальной собственностью в системе высшего образования не уделялось должного внимания [1, 2].

Ответом на потребности общества в охране новых разработок послужило создание новых дисциплин, в том числе и такой, как «Защита интеллектуальной собственности и патентоведение». Дисциплина дополняет подготовку специалистов с высшим техническим образованием, способных профессионально содействовать инновационной деятельности предприятия. Такая дисциплина, в частности, введена в 2002 году в учебный процесс подготовки инженеров по специальности «Управление и автоматизация производственных процессов» в Казанском государственном технологическом университете.

Организация занятий по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности и патентоведение» сопряжена с целым рядом достаточно сложных проблем. Как сказал Дмитрий Медведев, выступая на гражданском форуме: «Россия - страна правового нигилизма». На сегодняшний день отечественные предприятия в сравнении с зарубежными демонстрируют достаточно низкую активность в области охраны своей интеллектуальной собственности. В связи с этим у большинства студентов уже сложилось впечатление, что права на интеллектуальную собственность в нашей стране постоянно нарушаются. Они не видят необходимости повышения своей компетентности в области интеллектуальной собственности и не верят, что смогут применить полученные знания и умения. Кроме того, загруженность студентов занятиями не стимулирует их неформальное, заинтересованное отношение к учебной дисциплине.

Еще одна проблема заключается в том, что уже в период обучения происходит смена законодательства,

появляются новые объекты интеллектуальной собственности, научные направления, поэтому необходимо формировать не только знания и умения в области управления интеллектуальной собственностью, но и способствовать развитию личностных качеств специалиста эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности.

Следовательно, требуется такое образовательное развитие личности, которое даст ей, во-первых, умение пользоваться имеющимся образовательным потенциалом, и, во-вторых, возможность опережать существующую в каждый момент времени востребованность знаний путем собственной познавательной активности [3].

Имея в виду перечисленные проблемы, важно учесть их в организации занятий по предмету «Защита интеллектуальной собственности и патентоведение». В настоящее время изучение предмета осуществляется в аудитории на лекционных и практических занятиях как в присутствии преподавателя, так и внеаудиторно (в патентном фонде, компьютерном классе) без преподавателя.

В процессе обучения студенты осуществляют знакомство с различными информационными ресурсами, назначением и возможностями поисковых систем; отрабатывают умения поиска информации об изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах при решении поставленных задач; получают и закрепляют знания о законах и способах защиты объектов интеллектуальной собственности; анализируют возможности использования найденных патентов для решения технических задач во время дипломного проектирования. В обучении целесообразно применять в основном

продуктивные (эвристический и исследовательский) методы.

Эвристический метод применяется в процессе организации аудиторной работы. Преподаватель предлагает задания на выполнение различных видов поиска патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, осуществляет руководство деятельностью обучающихся. Студенты решают задачу, используя знания из других предметных областей.

Исследовательский метод применяется во внеаудиторной работе студентов при написании рефератов, а также во время проведения аудиторных занятий, в случае, когда преподаватель предъявляет проблемные ситуации в области охраны интеллектуальной собственности, либо обучающиеся сами предлагают случаи из жизни, в которых были нарушены права владельца патента и самостоятельно ищут способы решения проблемы защиты интеллектуальной собственности.

Также исследовательский метод используется при дипломном проектировании во время проведения патентных исследований. Такая деятельность требует от обучающегося: 1) умения выбрать тему поиска, необходимую и достаточную для данного дипломного проекта; 2) умения подобрать источники информации для проведения патентных исследований; 3) умения мобилизовать, актуализировать знания, способы деятельности из числа уже усвоенных в процессе обучения в вузе; 4) умения на основе проведенных патентных исследований отбирать аналоги, сравнить их с техническим решением, предложенным в дипломной работе с целью получения лучшего технического результата; 5) умения сформировать

выводы по результатам патентных исследований. В процессе выполнения исследований при дипломном проектировании студенты получают консультации преподавателя, что позволяет осуществить оценку правильности своих действий.

Таким образом, обучение инженера завершается оформлением дипломной работы и отчета о проведенных патентных исследованиях. При этом решается ряд важных задач: активизируется исследовательская деятельность студента в области его профессиональных интересов; осуществляется систематизация теоретических и практических знаний в области интеллектуальной собственности; совершенствуются навыки научно-исследовательской деятельности; развивается творческая самостоятельность; происходит интеграция знаний в области поиска, охраны интеллектуальной собственности и предметной области студента, однако предметная область не является определяющей. Основной целью является формирование и развитие аналитического мышления и творческой самостоятельности обучающихся.

Система подготовки инженера к управлению интеллектуальной собственностью должна соответствовать формирующейся инновационной экономике, потребностям современного российского общества, содержанию, характеру и особенностям деятельности инженера в условиях инновационного предприятия. Она должна быть ориентирована на формирование стержневой характеристики профессиональной компетентности инженера - способности творчески мыслить и владеть технологиями защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

При проектировании и формировании содержания подготовки инженера к управлению интеллектуальной собственностью, на наш взгляд, основными методологическими подходами должны выступать следующие:

• личностно-деятельностный подход, ориентированный на формирование личности инженера и ключевых элементов его целостной профессиональной деятельности, которая проявляется в методологической культуре создания инноваций, компетентности в области интеллектуальной собственности, гуманистической ориентации;

• интегративный подход, позволяющий синтезировать междисциплинарные знания и умения и на их основе формировать различные виды деятельности, необходимые для будущей работы специалиста;

• системно-функциональный подход, который предполагает выделение структуры и содержания предметных и междисциплинарных знаний, адекватных основным функциям, реализуемым инженером в его профессиональной деятельности.

Проектирование содержания подготовки инженера к управлению интеллектуальной собственностью как целостного системного объекта состоит из ряда последовательных блоков: логико-методологического (формулирование целей и принципов организации проектируемой системы); информационного (отбор и структурирование содержания подготовки инженера к управлению интеллектуальной собственностью и его материальное воплощение в виде учебных пособий и дидактических материалов, т.е. создание информационной модели подготовки); процессуального (проектирование дидакти-

57

ческого процесса как совокупности форм и методов учебной деятельности, адекватной содержанию, принципам и целям подготовки к управлению интеллектуальной собственностью); диагностического (выбор объективных критериев оценки эффективности подготовки инженера к управлению интеллектуальной собственностью, ее соответствия поставленным целям.

Реализация предложенной системы подготовки инженера к управлению интеллектуальной собственностью является первым шагом, который позволит специалисту быстро ориентироваться в современных рыночных условиях, организовывать и осуществлять индивидуальную и совместную деятельность, связанную

с творческим поиском идей и способов решения технических, проектных, конструкторских и других задач, эффективно превращать научные знания в полезные предметы.

Литература:

1. Мазур З.Ф. Инновационный менеджмент: интеллектуальная собственность в образовании / М. Иниц Роспатента, 2005. - 91 с.

2. Абрамян А.А., Андреев Г.И. Интеллектуальная собственность: управление на всех этапах жизненного цикла: монография. - М.: Магистр - Пресс, 2007. - 354 с.

3. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 -2010 годы» http://www.ed.gov.ru/files/ materials/1799/RPR1340.doc

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

А.Г. Залялова

В статье рассматривается «образовательный кластер» как системообразующий (базовый) компонент региональной модели непрерывной подготовки педагогических кадров. В статье автором были выявлены организационно-педагогические условия эффективности непрерывного педагогического образования, уточнены и дополнены понятия «образовательный кластер», «регионализация образования».

Ключевые слова: индикаторы образования, интеграция, конкурентоспособность, модель, модернизация, непрерывное профессиональное образование, образовательный кластер, преемственность, регионализация.

The article shows the "educational union" as a methodical basic component of the regional model in uninterrupted process of teachers' training. The author of the article reveals the pedagogical conditions of making the process of teachers' training more effective, the author defines more precisely the notions of "educational union" & "regional distribution".

Key words: educational indicators, integration, competitive, a model, modernization, uninterrupted (continuous) professional education, educational union, regional distribution 58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.