€?^^МШтШШЪ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ
Е. П. Грошева, Н. И. Наумкин
(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)
В статье рассматриваются вопросы подготовки студентов технических вузов к инновационной инженерной деятельности на основе формирования у них соответствующих способностей при обучении техническому творчеству.
Ключевые слова: инновационная инженерная деятельность; способности к инновационной инженерной деятельности; техническое творчество; педагогическая модель подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности.
Одним из основных инструментов перехода экономики страны на инновационный путь развития является инновационная инженерная деятельность (ИИД), включающая в себя исследовательскую, проектную, производственную и предпринимательскую составляющие. Для ее успешного осуществления требуются инженеры-специалисты со сформированным инновационным мышлением. Именно таких специалистов должна готовить современная высшая инженерная профессиональная школа. Для этого необходима целенаправленная методическая работа в вузах по проектированию педагогических технологий, методик и методических систем обучения, обеспечивающих их подготовку. Содержание предлагаемой статьи посвящено решению такой задачи: разработке методики подготовки студентов технических вузов к инновационной инженерной деятельности при обучении их техническому творчеству.
Ранее Н. И. Наумкиным была высказана гипотеза о том, что у подготовленного к ИИД студента должны быть сформированы такие компетенции и умения, как владение общетехническими знаниями; владение междисциплинарными знаниями; владение технологией производства; способность к самоконтролю; способность выделять проблему; способность к постановке задачи; владение методами решения задач; способность решать инженерные задачи; способность
© Грошева Е. П., Наумкин Н. И., 2010
решать творческие задачи; способность к проектированию; способность к изобретательству; способность к работе в команде; умение принимать решение и представлять его в конечном виде; умение проводить патентные исследования; владение правовой культурой в области интеллектуальной собственности (охрана результатов интеллектуальной деятельности, защита интеллектуальной собственности и управление интеллектуальной собственностью) [1; 2]. Гипотеза была подтверждена автором в ходе разработки и реализации методической системы формирования у студентов технических вузов способностей к инновационной инженерной деятельности (СИИД) при обучении общепрофессиональным дисциплинам (на примере обучения дисциплине «Механика»). В развитие высказанных в исследовании идей считаем целесообразным включение в учебный план инженерной подготовки специальных интегрированных дисциплин, направленных непосредственно на формирование СИИД. Одной из них могут быть «Основы инновационной инженерной деятельности» (ОИИД).
Указанная дисциплина позволяет дополнить образовательный комплекс необходимой информацией, ориентированной на формирование у будущих инженеров умения самостоятельно выделять, формулировать практическую производственную задачу, творчески, нетрадиционно подходить к ее решению, на приви-
тие им навыков патентного поиска и правового сознания. Объектами исследования ОИИД выступают результаты интеллектуальной деятельности человека, такие как технические решения (изобретения, полезные модели), художественно-конструкторские решения (промышленные образцы), а также научные и литературные произведения. Овладевая формами и методами проведения патентного поиска, студент приобретает навыки конъюнктурного исследования рынка и проблем конкретных отраслей промышленности, вычленения перспективных направлений исследований и разработок. Знание и применение методов решения изобретательских задач позволяет решить любую нестандартную задачу в области техники и технологий. Использование правовых механизмов охраны интеллектуальной собственности не уступает по своей значимости самой разработке новых технологий. Задуматься о правильном управлении объектами исключительного права необходимо одновременно с принятием решения о разработке новой продукции, чтобы новый товар и выведение его на рынок имели смысл.
Одним из направлений реализации методики формирования творческой активности студента в вузе является участие в проводимых вузом научно-исследовательских и изобретательских работах. Оно позволяет студенту утвердиться в правильности выбора специальности, перейти от репродуктивного мышления к осознанному накоплению знаний в процессе обучения и творческому их осмыслению. Достойным это участие будет в том случае, если в процессе обучения, в том числе дисциплине ОИИД, с применением необходимых методик удастся сформировать элементы соответствующих способностей, знаний, умений и навыков. С целью формирования у студентов таких качеств, как ответственность, дисциплинированность, творческая активность, умения взаимодействовать с коллективом, генерировать идеи, воспринимать чужие идеи, принимать общее решение и др., в процессе обучения ОИИД целесообразно
моделирование профессиональной ИИД, в частности использование в полной мере учебных деловых игр.
Теоретической основой педагогической модели обучения указанной дисциплине, формирующей у студентов СИИД, является ее концепция, методологический фундамент которой составляют:
— системный подход, позволяющий рассматривать обучение техническому творчеству студентов технических вузов через развитие их творческого потенциала как методическую систему, включающую взаимосвязанные элементы: цели, содержание, методы, формы и средства обучения;
— инновационный подход, позволяющий отразить в процессуальном компоненте учебного предмета «Основы инновационной инженерной деятельности» познавательную и творческую деятельность, адекватную профессиональной инновационной деятельности инженера;
— эффективность интеграции в рамках данной дисциплины обучения техническому творчеству, патентному праву и патентным исследованиям;
— сложившийся в дидактике подход к структуре учебной дисциплины, в соответствии с которым в ОИИД выделяются процессуально-содержательный, процессуально-технологический и контрольно-диагностический блоки;
— комплексный подход, предусматривающий реализацию принципов преемственности, непрерывности и взаимосвязи фундаментальных, профессионально направленных и общетехнических знаний и умений в процессе обучения на основе развития творческого потенциала студентов;
— анализ знания, позволяющий определить инвариантные и варьируемые компоненты содержания дисциплины для технических вузов.
Разработанная на базе концепции модель методической системы подготовки студентов к ИИД при обучении техническому творчеству представлена на рисунке. Она состоит из целевого, процессуально-содержательного, процессуально-технологического и контрольнодиагностического компонентов.
Уровни сформированности СИИД Низкий Средний Высокий
Способность решать творческие задачи
Владение необходимыми знаниями
Владение патентной информацией
Способность решать инженерные задачи
Способность к постановке задачи
Способность к проектированию
Способность к изобретательству
Умение принимать решения
Владение правовой культурой
Коммуникативные способности
Стремление к получению результата
Контрольно-диагностический
Необходимые компетенции и умения
Междисциплинарный
подход
Проблемное изложение
Профессиональная
направленность
Исследовательский
Лекции
Лабораторные занятия
Практические занятия
Курсовое проектирование
Система заданий
Компьютерная поддержка
О
о
й
о
н
и
р
8
3
О
•3
р
с
к
•I
о
►е*
о
о
о
к
о
к
от
к
м
а
р
•I
р
§
о
а
в
о
с
н
от
в
о
с
в
о
в
о
к
ОТ
к
Е
О)
О И
а\ К о
В о •! Р К н о с н от
О от о
►Є- о а
сь К а
о о
к
О --КС И
Є з
к к в к о и
ё к о к к р м о
N а
д
й
о
В
н
о
от
л
О)
к
к
О)
о
а
о
О
о
к
о
от
от
Зч Д
п>
й й
н от
со
Й от к о о н к Д § м о н о
к от
р я р
о о к о от со о со а
►в* н
о о
тз от
2 н
а о от ГО а
р а
к о о « а
"С X
к от
в
X и) о
о от
о
о я
н от с н а а в
о о
н от
от 1 р в а
в о в
в в
о
« Вс
о в
а
со н со о в
и в а ас со тз в о ВС
Процессуально-технологический
Процессуально-содержательный
Целевой
£
I
Н
И
-н
X)
>
ап
£
ьэ
О
СП
X)
>
&
О
го
>
£
ьэ
Целевой (мотивационно-целевой) компонент модели включает иерархию целей, главная из которых — обеспечение высокой эффективности подготовки специалистов к ИИД за счет формирования у них специфических способностей, определяемых соответствующими предметными и надпредметными компетенциями, а также за счет формирования у студентов мотивации к осознанному стремлению развивать свои СИИД. Частными (специфическими) целями являются формирование творческой личности, умеющей решать нестандартные задачи; усвоение современных методов решения научно-технических задач; подготовка к оптимальному выбору стратегии и тактики поиска нестандартных решений научных и производственных задач; приобретение навыков и культуры творческого инженерного труда; формирование общего представления о системе правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности; усвоение знаний и навыков, касающихся защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации; выработка навыков проведения патентных исследований.
Процессуально-содержательный компонент состоит из фундаментальных законов, понятий, научно-технических теорий, изучаемых в рамках естественно-научных, общепрофессиональных, специальных дисциплин, профессионально направленных на решение проблем инженерных специальностей и профилей, а также законов развития техники, методов инженерного творчества и методов его интенсификации, положений законодательных и нормативных документов в области исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, методов проведения патентных исследований, норм и правил по составлению и оформлению заявительских материалов на выдачу охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, знание которых дает обучение инженерному творчеству и патентоведению. Данный компонент базируется на общеди-
дактических и частнодидактических принципах, а также соответствующих им критериях отбора учебного материала. Содержание обучения помогает достичь сформулированной цели, а ее постановка определяет содержание обучения.
Цели обучения и содержание курса ОИИД для технических вузов реализуются в учебном процессе в рамках процессу ально-технологического компонента модели методической системы, который включает методы, формы и средства обучения. Принцип интеграции фундаментальных, профессионально направленных, проектных и изобретательских знаний и умений реализуется в методах обучения. Так, наряду с информационно-иллюстративным и репродуктивным применяются частично-поисковый, проблемный и исследовательский методы. При реализации в учебном процессе они способствуют развитию творческого потенциала студентов — залога их успеха в будущей ИИД. С использованием информационно-иллюстративного и репродуктивного методов осуществляется начальный этап изучения дисциплины ОИИД. В ходе проблемного изложения преподаватель формулирует проблему в виде учебной или квазипрофессиональ-ной задачи, решение которой требует от студентов творческих способностей. При активном участии студентов он либо сам решает эту задачу, либо создает условия для ее самостоятельного решения студентами. С применением частичнопоискового метода студенты самостоятельно исследуют часть учебного познавательного материала и по выбранным методам и алгоритмам решения изобретательских задач разрешают стоящую перед ними проблему. Главное отличие исследовательского метода от других заключается в самостоятельности решения поставленных перед студентами задач (деловые игры, научные школы, НИРС, СКБ, хоздоговорные и госбюджетные темы и др.). При этом наряду с традиционными (лекции, курсовое проектирование, лабораторные практикумы, практические занятия и др.) используются инновационные формы обучения (обучение в команде, обучение в олимпиад-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ной среде, обучение посредством научно-технического исследования и др.) для подготовки студентов к ИИД.
Контрольно-диагностический компонент модели методической системы предполагает регулярный мониторинг и диагностику уровня сформированности у студентов технических вузов элементов, определяющих готовность к ИИД вообще, а также их готовность к осознанному выбору будущей профессиональной ИИД. Он реализуется через систему информационно-компьютерной поддержки курса (разработанные и созданные электронные учебные пособия, программные продукты), разноуровневые задания, систему тестов, проверяющих сформированность мотивационного, содержательного и процессуального компонентов инновационной деятельности.
Таким образом, в результате выполненных исследований разработаны концепция методической системы подготовки студентов технических вузов к ИИД и ее модель при обучении техническому творчеству, включающая все компоненты единой системы инженерной подготовки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Наумкин, Н. И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способностей к инновационной инженерной деятельности : моногр. / Н. И. Наумкин ; под ред. П. В. Се-нина, Л. В. Масленниковой, Д. Я. Тамарчака ; Моск. пед. гос. ун-т. — Саранск : Изд-во Мор-дов. ун-та, 2008. — 172 с.
2. Наумкин, Н. И. Формирование у студентов технических вузов способностей к инновационной инженерной деятельности при обучении общетехническим дисциплинам / Н. И. Наумкин // Пед. образование и наука. — 2008. — № 6. — С. 52—56.
Поступила 10.02.10.
ФАКТОРЫ ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И. Е. Коновалов (Камская государственная академия физической культурыг, спорта и туризма)
Рассматриваются возможности интеграции физической культуры, спорта и профессионального музыкального образования: определяются основные факторы, обусловливающие их взаимопроникновение.
Ключевыге слова: интеграция; профессиональное музыкальное образование; физическая культура и спорт; многолетняя профессиональная подготовка; профессиональная ориентация и отбор; физическая, техническая и психологическая подготовка.
В настоящее время, несмотря на все старания федеральных и республиканских властей (разработка различных нормативных документов, концепций, программ и пр.), отношение к физической культуре и спорту в учебных заведениях различного уровня в целом практически не меняется. Ни среди школьников и студентов, ни среди их педагогов нет четкой и однозначной позиции относительно необходимости и полезности занятий физической культурой и спортом не только в рамках организованных форм, но и самостоятельно.
© Коновалов И. Е., 2010
Не являются исключением в этом ряду и специалисты музыкальных профессий. Так, в беседах многие музыканты и их педагоги отмечают в качестве обязательного условия достижения профессионального мастерства всестороннее физическое развитие, хорошую физическую, функциональную и психологическую подготовленность. В то же время многие из них глубоко убеждены, что музыкальное профессиональное образование, физическая культура и спорт относятся к абсолютно разным и совершенно несовместимым сферам деятельности.