Научная статья на тему 'Подготовка студентов к комплексной профессиональной деятельности в условиях реального производства в ПОО (из опыта работы ГБПОУ "ЧГКИПиТ")'

Подготовка студентов к комплексной профессиональной деятельности в условиях реального производства в ПОО (из опыта работы ГБПОУ "ЧГКИПиТ") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / EDUCATIONAL PRODUCTION / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRACTICE-ORIENTED EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / COMPETENCE APPROACH IN VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берсенева Е. В.

Развитие реального производства в профессиональной образовательной организации является сложным и многоплановым процессом. В статье рассмотрен опыт функционирования учебно-производственного цеха, его роль в формировании профессиональных компетенций, а также в приобретении необходимых умений и опыта практической работы студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Берсенева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS'' TRAINING FOR COMPLEX PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF REAL PRODUCTION IN THE VET INSTITUTION (FROM COLLEGE WORK EXPERIENCE)

Real production development in the VET institution is a complicated and multidimensional process. The paper analyses the functioning of the industrial training workshop, its role in the professional competences, necessary skills and work experience acquiring by the students.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к комплексной профессиональной деятельности в условиях реального производства в ПОО (из опыта работы ГБПОУ "ЧГКИПиТ")»

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

УДК 377 Е. В. Берсенева, зам. директора по УМР

Челябинского государственного колледжа индустрии питания и торговли (ЧГКИПиТ), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПОО (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБПОУ «ЧГКИПиТ»)

Развитие реального производства в профессиональной образовательной организации является сложным и многоплановым процессом. В статье рассмотрен опыт функционирования учебно-производственного цеха, его роль в формировании профессиональных компетенций, а также в приобретении необходимых умений и опыта практической работы студентами.

Ключевые слова: учебное производство, практико-ориентированное образование, компе-тентностный подход в профессиональном образовании.

В течение последних пяти лет с учетом современных экономических и социальных реалий стали формироваться интегрированные требования работодателей к работникам, прежде всего в отраслях экономики, которые получили возможность для ускоренного развития, — в первую очередь, в малом бизнесе в области торговли и общественного питания. Такому работодателю требуется сотрудник высокой квалификации и широкого профиля. Как отклик на требования работодателей были разработаны на модульно-компетентностной и системно-дея-тельностной основе федеральные государственные образовательные стандарты по профессиям и специальностям (2013-2014 гг.) и особенно федеральные государственные образовательные стандарты по ТОП-50, максимально приближенные к требованиям международных и профессиональных стандартов. Таким образом, ФГОС являются практико-ориентированными.

Практико-ориентированность стандартов предполагает внедрение таких форм обучения, которые не просто будут направлены на слепое увеличение количества часов на практические (лабораторные) занятия, учебную и производственную практику, а станут обеспечивать качественное формирование профессиональных компетенций будущего специалиста [1].

Данную позицию подкрепляют и исследования современных ученых. Например, с точки зрения Л. Н. Боголюбова, компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования [2].

Другие ученые (в том числе В. И. Байден-ко, В. А. Болотов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя,

A. В. Мудрик, А. М. Новиков, В. В. Сериков,

B. Д. Шадриков, С. Е. Шишов, А. В. Хуторской и др.), определяя компетентность, акцентируют внимание на наличии у субъекта опыта применения его знаний и умений на практике.

Инновационное развитие профессионального образования

Таким образом, понятие практико-ориен-тированного образования неразрывно связано с понятием компетентностного образования.

Профессиональные образовательные организации имеют опыт реализации практико-ори-ентированного подхода и формирования компетенций и в качестве наиболее эффективных практик выделяют следующие:

- развитие системы социального партнерства;

- реализация дуального обучения;

- создание учебного производства.

Для Челябинского государственного колледжа индустрии питания и торговли актуальной является интеграция производства и среднего профессионального образования в рамках деятельности учебно-производственного цеха. Учебное, но в то же время реальное производство кондитерских и хлебобулочных изделий направлено на улучшение качества подготовки квалифицированных специалистов в сфере общественного питания, усиление практической направленности учебного процесса, приобретение студентами навыков профессиональной работы, совершенствование компетенций, приобретенных на уроках теоретического обучения.

Учебное производство в ЧГКИПиТ не создалось сиюминутно в ответ на требование ФГОС, а функционирует и развивается с 1998 г. Его создание было откликом на развивающуюся рыночную экономику в стране. Это производство — первый росток экономической свободы, в том числе и для учебных заведений. За 19-летний период учебно-производственный цех менял название, ассортимент, заказчиков.

Сегодня учебно-производственный цех является частью многофункционального центра прикладных квалификаций (приказ МОиН Челябинской области от 21.12.2015 № 01/3647). В течение каждого учебного года около 800 студентов проходят учебную и производственную практику в цехе. Также около 100 человек, сотрудников других организаций, проходят в цехе повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Мы обучаем в цехе незанятое население — до 15-20 человек ежегодно по профессиям «повар», «кондитер», «пекарь». Учебно-производственный цех в настоящее время имеет современное хлебопекарное и кондитерское оборудование, работает все учебные месяцы.

Актуальность учебного производства возрастает, поскольку овладение профессией и профессиональными компетенциями сегодня — не только гарантия трудоустройства, но и необходимость социализации человека как личности.

И безусловно, качественная подготовка специалиста в сфере общественного питания возможна только в условиях, максимально приближенных к реальному производству

Таким образом, развитие учебного производства в ГБПОУ «ЧГКИПиТ» позволяет одновременно решать несколько задач.

1. Социализация студента в реальной производительной сфере. Студенческий коллектив на период практики в учебно-производственном цехе органично трансформируется в производственный коллектив. Важным становится умение себя в нем правильно позиционировать, подчинятся, отдавать приказы и выполнять их. Умение подчинять собственные желания и потребности необходимости выполнять поставленные задачи не менее важны для профессионального становления, чем теоретические знания. Проводя своих студентов через реальное производство, мы формируем более адаптированного специалиста.

2. Особенность организации практического обучения по профессии «повар, кондитер», и специальности «технология продукции общественного питания» — отсутствие массовости производства, вследствие этого невозможность разделения производства на отдельные технологические процессы, как это принято на крупных предприятиях общественного питания. Также определенную роль накладывает отсутствие в учебном процессе клиента, который и дает главную оценку качеству выпускаемой продукции. Таким образом, у будущих специалистов слабо формируется ответственность за качество производимых блюд и изделий. Отсутствие обратной связи от клиента приводит к провисанию таких понятий, как «рентабельность производства». Студенты не всегда видят взаимосвязь между качеством продукции и получением прибыли. Для сферы торговли и общественного питания данная взаимосвязь особенно важна, поскольку формирует репутацию предприятия.

3. Работа в учебно-производственном цехе дает студенту — будущему специалисту такие практические навыки, которые не предусмотрены ФГОС. Это умение работать с первичными документами, связанными с движением сырья, готовой продукции (такие как товарные накладные, акты списания и т. д.). Немаловажное значение имеют навыки организации производственных совещаний, летучек, понимание роли и необходимости знаний в области охраны труда, пожарной и экологической безопасности.

4. Колоссальный опыт формирования предпринимательских навыков у студентов: они

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

осваивают технологии прямых продаж, четко осознают понятия «дневная выручка», «возврат товара», «вместимость тары» и т. д.

5. Эффективность использования дорогостоящего профессионального оборудования. Учебно-производственный цех оборудован современными пароконвектоматами, расстоечным оборудованием, тестораскаточной машиной, промышленной фритюрницей, делителем теста, взбивальными машинами. Использовать такое оборудование только для лабораторных работ — непозволительная роскошь в кризисных условиях.

Ежедневно учебно-производственный цех начинает свою работу в 6:00. Реализация продукции осуществляется прежде всего в буфетах колледжа, на близлежащих социальных

Полученные средства мы направляем на развитие материальной базы, на подготовку к чемпионатам «Молодые профессионалы WorldSkills Russia», «Абилимпикс» и на проведение студенческих мероприятий.

Безусловно, проблемы при работе учебно-производственного цеха тоже есть, в их числе непростой механизм интегрирования работы УПЦ в образовательный процесс и система управления деятельностью УПЦ, особенно в части учета и списания сырья и готовой продукции.

Библиографический список

объектах (поликлиники, мини-рынки). Также есть постоянные заказчики продукции — школа, коммерческие структуры. Вся продукция проходит сертификацию в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий, доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий).

Экономическая эффективность производства кондитерской и кулинарной продукции — еще один важный вопрос при развитии реального производства в профессиональной образовательной организации. В ГБПОУ «ЧГКИПиТ» в среднем за год чистая прибыль от реализации хлебобулочных и кондитерских изделий превышает 1 млн руб.

В заключение отметим, что учебно-производственный цех Челябинского государственного колледжа индустрии питания и торговли, функционирующий 19 лет, является своего рода горнилом для студентов, т. е. здесь происходит оценка собственных сил, личностных качеств в применении к будущей профессии, нарабатывается неоценимый опыт продуктивной профессиональной деятельности, развиваются предпринимательские умения и укрепляется надежда на успех в самостоятельной жизни.

Таблица 1

Выручка / чистая прибыль от деятельности учебно-производственного цеха ЧГКИПиТ в 2017 г.

I квартал 2017 г. II квартал 2017 г. III квартал 2017 г. Итого за 9 месяцев 2017 г.

Выручка от реализации 540 000 850 000 131 00 1 521 000

Чистая прибыль в распоряжении ПОО 324 000 510 000 78 600 912 600

1. Брунеткина, Ж. А. Практическое обучение как основа профессиональной подготовки специалиста для развивающейся экономики региона [Текст] : материалы межрегиональн. конф. с междунар. участием / Ж. А. Брунеткина. — Омск, 2014. — 174 с.

2. Боголюбов, Л. Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения [Текст] / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — № 9. — С. 24.

3. Методические рекомендации по анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях [Текст]. — СПб. : ГОУ ИПК СПО, 2010. — 63 с.

4. Пшеничная, В. В. Компетентностный подход как средство достижения нового качества образования учащихся колледжа [Текст] / В. В. Пшеничная // Молодой ученый. — 2013. — № 8. — С. 422-424.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.