Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студентов ПОО при использовании образовательной технологии "учебно-производственная фирма": сис тема необходимых условий'

Формирование профессиональных компетенций студентов ПОО при использовании образовательной технологии "учебно-производственная фирма": сис тема необходимых условий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ / PEDAGOGICAL / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC CONDITIONS / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / PROFESSIONAL COMPETENCIES FORMATION / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ / STRATEGIC SESSION / LEARNING AND INDUSTRIAL FIRM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усова А. А., Обухова Ю. Н.

Формирование профессиональных компетенций студентов ПОО при использовании образовательной технологии «Учебно-производственная фирма» требует соблюдения ряда условий педагогического, организационного и экономического характера. В статье обоснована необходимость их содержательной проработки с применением стратегической сессии, интегрирующей интересы ПОО и работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усова А. А., Обухова Ю. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VET STUDENTS'' PROFESSIONAL COMPETENCIES FORMATION DURING USAGE OF THE EDUCATIONAL TECHNOLOGY “LEARNING AND INDUSTRIAL FIRM”: SYSTEM OF NECESSARY CONDITIONS

Vet students' professional competencies formation during usage of the educational technology ‘Learning and industrial firm' requires to follow the pedagogical, organizational and economic conditions. The article proves the necessity of their content analysis by means of strategic session, which integrates the interests of VET institution and employers.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов ПОО при использовании образовательной технологии "учебно-производственная фирма": сис тема необходимых условий»

УДК 377 А. А. Усова, заведующая кафедрой

Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. экон. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: usova74@mail.ru Ю. Н. Обухова, зам. директора по учебно-производственной деятельности Карталинского многоотраслевого техникума (КМТ), Челябинская обл., г. Карталы, e-mail: yuliya_busurmano@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПОО ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА»: СИСТЕМА НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ

Формирование профессиональных компетенций студентов ПОО при использовании образовательной технологии «Учебно-производственная фирма» требует соблюдения ряда условий педагогического, организационного и экономического характера. В статье обоснована необходимость их содержательной проработки с применением стратегической сессии, интегрирующей интересы ПОО и работодателей.

Ключевые слова: учебно-производственная фирма, педагогические, организационные и экономические условия, формирование профессиональных компетенций, стратегическая сессия.

Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, ориентируют систему среднего профессионального образования на подготовку компетентных, а именно самостоятельных, инициативных, творчески мыслящих специалистов, активно участвующих в реализации инновационных процессов производства. В первую очередь это относится к подготовке специалистов высокой квалификации, способных системно ставить и решать различные производственные задачи в условиях модернизации конкретных технологических процессов.

Безусловно, на первое место в стратегическом развитии профессиональных образовательных организаций выходит вопрос о качестве подготовки специалистов, а также о степени соответствия освоенных компетенций требованиям рынка труда [1].

Для подготовки специалистов, обладающих комплексом профессиональных компетенций, значимую роль играет процесс организации всех видов практики как варианта практико-ориентированного обучения.

При прохождении практики будущий специалист должен освоить знания, навыки и умения, необходимые ему на рынке труда. Поэтому важно таким образом организовать процесс ее

прохождения, чтобы педагогические, производственные и экономические условия максимально отражали действующую на рынке ситуацию и студент получил возможность отработать вышеуказанные навыки в условиях реального производства.

Для реализации этого подхода сегодня становится популярной идея создания учебной фирмы, а именно учебно-производственной фирмы, обеспечивающей реализацию вышеуказанных условий.

Исследователи проблемы по-разному трактуют это понятие:

1) учебная фирма — это активная форма обучения практической деятельности, которая в режиме имитации реально действующего предприятия обеспечивает формирование профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда [2; 3];

2) учебная фирма — это форма организации учебного процесса, позволяющая имитировать в деловой игре деятельность реальной организации [3-5].

Однако очевидно, что эта образовательная технология может реализовываться в образовательной организации в виде как имитационной, так и реальной модели. При организации практической деятельности целесообразно исполь-

зовать вышеуказанную технологию в формате учебно-производственной фирмы с определением четких условий педагогического, экономического и организационного характера [3].

Для практической апробации данной технологии в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Карталинский многоотраслевой техникум» (далее — ГБПОУ «КМТ») Челябинской области согласно приказу Министерства образования и науки Челябинской области от 10.01.2017 № 01/9 была открыта региональная инновационная площадка на тему «Учебно-производственная фирма как условие формирования профессиональных компетенций студентов ПОО».

ГБПОУ «КМТ» — современная развивающаяся образовательная организация, которая осуществляет широкий спектр подготовки по профессиям и специальностям, востребованным российской экономикой.

Подготовка квалифицированных специалистов в Карталинском многоотраслевом техникуме проводится путем активного взаимодействия с социальными партнерами.

Процесс подготовки квалифицированных специалистов в ГБПОУ «КМТ» включает две связанные между собой, но относительно самостоятельные части: теоретическое и производственное обучение.

Целью производственного обучения в ГБПОУ «КМТ» является формирование у обучающихся основ профессионального мастерства в области определенной профессии или группы профессий. Это обусловливает высокие требования к мастеру производственного обучения как к специалисту-профессионалу. Мастерство у учащихся может формировать только тот, кто сам этим мастерством владеет в совершенстве.

Основы профессионального мастерства формируются постепенно, в течение всего периода обучения в ГБПОУ «КМТ». Это определяет необходимость разработки и решения взаимосвязанной системы (иерархии) учебно-производственных задач, определенной педагогической стратегии в подходе к реализации основной цели профессиональной подготовки обучающихся применительно к различным периодам процесса производственного обучения.

При анализе результатов собеседований с социальными партнерами и студентами были выявлены следующие проблемы:

1) предприятия и организации не несут ответственности за качество прохождения практики студентами учебных заведений; практика зачастую сводится к выполнению мелких пору-

чений, незначительных функций, не раскрывающих всего объема квалификационных характеристик специалиста;

2) существует несоответствие между высоким уровнем теоретических знаний и недостаточным уровнем практических навыков.

В итоге выпускник не обладает целостностью подготовки, которая позволила бы ему после окончания учебного заведения (без дополнительного обучения) конкурировать со специалистами, имеющими опыт работы.

В качестве альтернативной формы организации практики студентов нами была выбрана технология моделирования профессиональной деятельности «Учебная фирма».

Использование данной технологии — одно из эффективных методических средств профессионального обучения в образовательном учреждении.

Учебная фирма может являться ядром учебных дисциплин практического блока, эффективным средством качественной подготовки будущих специалистов.

Таким образом, учебная фирма — модель предприятия, в которой имитируется весь процесс управления производственной и коммерческой деятельностью данного предприятия. В ней реализуются практические цели профессиональной подготовки. У студентов вырабатываются личностные навыки, способствующие их социальной адаптации.

В ГБПОУ «КМТ» уже апробируется модель создания учебной фирмы. Так, с марта 2017 г создана учебно-производственная фирма «Мечта» (розничная торговля). Фирма занимается производством кондитерских изделий, которые изготавливаются на практических занятиях по циклу профессиональных дисциплин по профессии «повар, кондитер».

Реализация указанной технологии позволяет интегрировать в процесс нескольно спе-циальноей (профессий). Так, в работе фирмы частично задействованы и студенты, обучающиеся по следующим профессиям и специальностям: «технология продукции общественного питания», «продавец, контролер-кассир», «товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

В учебно-производственной фирме обучение ведется в специфической рабочей среде. Эта среда позволяет обучать студентов посредством выполнения ими ежедневных обязанностей. В данной ситуации роли мастера и обучающихся несколько отличаются от принятых в традиционном обучении. Практически мастер

выступает в роли руководителя-наставника, а обучающиеся являются работниками фирмы.

В реальной учебно-производственной фирме наиболее эффективно осуществляется на практике концепция «Учусь, делая». Это решает проблему превращения обучающегося в субъект учебной деятельности, помогает получить первичный профессиональный опыт, способствует развитию производственной деятельности.

Образовательная технология «Учебная фирма» основывается на принципе «делая, познаю», когда теория бизнеса изучается через практику и является хорошей подготовкой к вступлению в профессиональную жизнь. В учебной фирме происходит совершенствование и закрепление профессиональных и ключевых умений и навыков, которые повышают конкурентоспособность будущего специалиста на современном рынке труда.

Основная задача — это минимизация разрыва между образованием и рынком труда. Детальная имитация хозяйственной деятельности дает возможность подготовить конкурентоспособного специалиста, имеющего опыт широкой и разносторонней деловой практики.

«Учебная фирма» расставляет приоритеты в обучении. Наиболее важным становится не только то, как студенты работают с первичными документами, выполняют отдельные профессиональные обязанности, но и то, что они ощущают себя как команда единомышленников, работающих на продвижение своей фирмы на рынке. Студентами отрабатываются как профессиональные навыки, так и основные, или ключевые (работа в команде, принятие решений и ответственность за их выполнение, инициативность, самостоятельность и т. д.).

Однако для более широкого использования технологии было принято решение выйти на уровень, позволяющий вывести производственное обучение в условия реальной экономики, чтобы образовательная технология «Учебная фирма», а точнее ее вариация, реализуемая в режиме реально действующего предприятия, — «Учебно-производственная фирма» [3], реали-зовывалась с участием будущих работодателей. Для этого необходимо четкое определение ряда условий педагогического, экономического и организационного характера.

Для конкретизации вышеуказанных условий 21 апреля 2017 г. в ГБПОУ «КМТ» была проведена стратегическая сессия с участием педагогического и руководящего состава ПОО и его потенциальных работодателей. Стратегическая сессия — это форма групповой работы,

направленная на совместную разработку стратегически значимых решений профессиональной образовательной организации, с участием ключевых сотрудников и социальных партнеров [6].

В рамках стратегической сессии в дискуссионном формате были сформулированы следующие условия, обеспечение которых позволит реализовать образовательную технологию «Учебно-производственная фирма» в содействии с работодателями.

Педагогические условия — это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений, а именно: квалифицированные педагогические кадры; соответствие содержания учебного процесса и материально-технической базы ПОО требованиям федеральных образовательных стандартов и работодателей; использование информационных и практико-ориентированных технологий в производственном обучении.

Организационные условия — это совокупность условий, обеспечивающих целенаправленное управление, планирование, организацию, координацию, регулирование и контроль над образовательным процессом. К ним отнесены: проработка юридического механизма взаимодействия ПОО и предприятий-работодателей для реализации деятельности учебно-производственной фирмы, система компетентностного контроля подготовки обучающихся, организация стажировок преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения на предприятиях, участвующих в интеграции с ПОО.

Экономические условия — это условия, которые описывают развитие науки и техники, их влияние на экономику; экономические, финансовые, научно-технические и торговые внешние связи, участие в этих связях различных учреждений и предприятий; роль и участие капитала в экономике страны и регионов; уровень конкурентной борьбы; валютно-финансовый режим; законодательство, регламентирующее экономические и трудовые отношения, и др.

Следующим направлением эксперимента, реализуемого в рамках региональной инновационной площадки, становится детализация педагогических, организационных и экономических условий, сформулированных участниками стратегической сессии, позволяющих перевести процесс организации процесса производственного обучения в ГБПОУ «КМТ» в новую плоскость.

Библиографический список

1. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

2. Белова, С. В. Организация деятельности учебной имитационной фирмы [Текст] / С. В. Белова // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал. — 2015. — № 2 (08). — С. 15-19.

3. Усова, А. А. Учебная фирма как инструмент стратегического управления профессиональной образовательной организацией [Текст] / А. А. Усова // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал. — 2016. — № 4 (12). — С. 28-32.

4. Мюллер, Н. В. Производственное обучение коммерсантов : Образовательная технология «Учебная мини-фирма» [Текст] : учеб. пособие для учащихся учреждений нач. проф. образования / Н. В. Мюллер, Т. В. Зайцева, О. П. Ямпольская. — М. : Академия, 2011. — 320 с.

5. Сергеева, М. Г. Имитационные методы обучения при подготовке конкурентоспособного специалиста [Текст] / М. Г. Сергеева // Профессиональное образование и рынок труда : науч.-практ. журнал. — 2015. — № 8. — С. 19-21.

6. Казакова, Н. А. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник / Н. А. Казакова, А. В. Александрова, Н. Н. Кондрашева, С. А. Курашова. — М. : ИНФРА-М, 2013. — 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.