DOI 10.23859/1994-0637-2017-3-78-21 УДК 37.018.2
Чистякова Наталия Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: pimno@chsu.ru
Лашкова Галина Николаевна
Старший преподаватель, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: pimno@chsu.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
© Чистякова Н.Н., Лашкова Г.Н., 2017
Chistiakova Natalia Nikolaevna
Ph.D., Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: pimno@chsu.ru
Lashkova Galina Nikolaevna
Senior Lecturer, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: pimno@chsu.ru
THE STUDY OF READINESS OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS TO THE FORMATION OF CIVIL IDENTITY OF THE STUDENTS
Аннотация. Подготовка бакалавров в высших учебных заведениях на современном этапе развития образования требует постоянного исследования сформированности профессиональных компетенций обучающихся, среди которых серьезное внимание уделяется готовности бакалавров к формированию гражданской идентичности младших школьников. Предметом исследования является оценка результатов учебной деятельности бакалавров. Предметом оценки результатов деятельности бакалавров - уровень готовности обучающихся к формированию гражданской идентичности младших школьников. Методы диагностирования: тестирование и анкетирование обучающихся. В статье представлены результаты диагностики готовности бакалавров (направление подготовки - педагогическое образование, образовательная программа - начальное образование) к формированию гражданской идентичности младших школьников, а также возможные направления работы по совершенствованию готовности бакалавров к ее формированию.
Ключевые слова: ФГОС ВО, гражданская идентичность, готовность, педагогическая диагностика, этапы диагностики
Abstract. The bachelor training in higher educational institutions nowadays requires a constant study of the formation of professional competencies in the students. Serious attention is paid to the readiness of bachelors to the formation of the civil identity of junior schoolchildren. The subject of the study is evaluation of the results of the bachelor's educational activity. The subject of that evaluation is the level of bachelor's readiness for the formation of the civil identity in junior schoolchildren. Methods of diagnosis are testing and questioning of students. The article presents the results of the bachelors 'readiness diagnostics (degree - pedagogical education, education program - primary education) to the formation of civic identity in junior schoolchildren, as well as possible directions of work to improve bachelors' readiness for its formation.
Keywords: FSES (Federal State Education Standards) for higher education, civil identity, readiness, pedagogical diagnostics, diagnostics stages
Введение
Особую значимость в настоящее время приобретает вопрос о формировании гражданской идентичности, который является приоритетным вопросом государственной политики. Начальная школа - важная ступень общего образования детей, поэтому в подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности следует уделять внимание данной проблеме.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) рассматривают вопросы готовности бакалавров к формированию гражданской идентичности младших школьников как часть профессиональной подготовки педагога.
Гражданская идентичность в социологическом словаре определяется, как «1) осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл; 2) феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта» [4].
Категория «готовность» в педагогической литературе рассматривается как конечный продукт компетентности педагога, как состояние и качество профессионала, как условие его включения в педагогическую деятельность [2], что соответствует требованиям Профессионального стандарта: «... формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира... » [3, с. 10].
Основная часть
Исследование готовности бакалавров к профессиональной деятельности, в частности - к формированию гражданской идентичности младших школьников, является предметом рассмотрения в данной статье.
Главная цель исследования - получить оперативную информацию о готовности бакалавров эффективно использовать технологии формирования гражданской идентичности у младших школьников. В качестве критериев выделены [2, с. 11-12]: мо-тивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Показателями оценки критериев готовности явились умения: использовать современные научно-обоснованные приемы, методы и средства формирования гражданской идентичности; планировать и осуществлять учебную/внеучебную деятельность с учетом направленности на формирование гражданской идентичности; разрабатывать диагностический инструментарий формирования основ гражданской идентичности младших школьников, содержащий средства педагогической диагностики (тесты, анкеты); включать обучающихся в общественную деятельность школы, города, области; использовать систему информационного обеспечения, позволяющую эффективно управлять процессом формирования основ гражданской идентичности младших школьников [5, с. 136-147].
На основе указанных критериев и показателей были определены уровни (высокий, средний, ниже среднего, низкий) готовности бакалавров к формированию гражданской идентичности младших школьников:
- высокий уровень: готовность бакалавров к формированию гражданской идентичности младших школьников полностью соответствует указанным показателям. Обучающийся свободно владеет знаниями современных научно-обоснованных приемов, методов и средств формирования гражданской идентичности; умеет самостоятельно планировать и осуществлять учебную/внеучебную деятельность с учетом направленности на формирование гражданской идентичности; самостоятельно разрабатывает диагностический инструментарий формирования основ гражданской
идентичности младших школьников); обладает способностью включать младших школьников в общественную деятельность школы, города, области; успешно использует систему информационного обеспечения, позволяющую эффективно управлять процессом формирования основ гражданской идентичности младших школьников;
- средний уровень: готовность бакалавров к формированию гражданской идентичности младших школьников частично соответствует указанным показателям. Обучающийся владеет знаниями современных научно-обоснованных приемов, методов и средств формирования гражданской идентичности; умеет планировать и осуществлять учебную/внеучебную деятельность с учетом направленности на формирование гражданской идентичности; самостоятельно разрабатывает диагностический инструментарий формирования основ гражданской идентичности младших школьников); владеет навыками включать младших школьников в общественную деятельность школы, города, области; систематически использует систему информационного обеспечения, позволяющую эффективно управлять процессом формирования основ гражданской идентичности младших школьников;
- уровень ниже среднего: готовность бакалавров к формированию гражданской идентичности младших школьников соответствует 50 % указанных показателей. Обучающийся знает основы современных научно-обоснованных приемов, методов и средств формирования гражданской идентичности; затрудняется в планировании и осуществлении учебной/внеучебной деятельности с учетом направленности на формирование гражданской идентичности; использует предложенный диагностический инструментарий формирования основ гражданской идентичности младших школьников); сформированы умения включать младших школьников в общественную деятельность школы, города, области; эпизодически использует систему информационного обеспечения, позволяющую эффективно управлять процессом формирования основ гражданской идентичности младших школьников;
- низкий уровень: готовность бакалавров к формированию гражданской идентичности младших школьников не соответствует указанным показателям. Обучающийся не владеет знаниями современных научно-обоснованных приемов, методов и средств формирования гражданской идентичности; не умеет планировать и осуществлять учебную/внеучебную деятельность с учетом направленности на формирование гражданской идентичности; не владеет навыками разработки диагностического инструментария формирования основ гражданской идентичности младших школьников); не обладает способностью включать младших школьников в общественную деятельность школы, города, области; не использует систему информационного обеспечения, позволяющую эффективно управлять процессом формирования основ гражданской идентичности младших школьников;
В эмпирическом исследовании (октябрь - декабрь 2016 г.) принимали участие бакалавры 3-4 курсов по направлению подготовки «Педагогическое образование», образовательная программа «Начальное образование» в количестве 35 человек. Для диагностики были выбраны: тестовая оценка знаний, анкетирование. Для выявления уровня готовности бакалавров к формированию гражданской идентичности младших школьников были использованы следующие методики: анкетирование и тестирование, которые проводились во время практических занятий. Анкетирование проводилось с целью выявления уровня самооценки и оценки профессиональной готовности студентов к формированию гражданской идентичности у младших школьников. Студентам предлагалось по пятибалльной системе оценить уровень своей готовности в соответствии с представленными критериями и показателями.
По мнению бакалавров, наиболее сформированными являются: знания современных научно-обоснованных приемов, методов и средств формирования гражданской идентичности; умение планировать и осуществлять учебную/внеучебную деятельность с учетом направленности на формирование гражданской идентичности; умение использовать систему информационного обеспечения, позволяющую эффективно управлять процессом формирования основ гражданской идентичности младших школьников анализ современных вариативных программ и учебников.
Основная цель тестирования - получение объективной информации об уровне знаний и умений обучающихся, необходимых для формирования гражданской идентичности младших школьников. Использованы различные типы тестов: закрытые и открытые.
Бакалавры владеют определенными знаниями современных научно-обоснованных приемов, методов и средств формирования гражданской идентичности. Однако не всегда могут обосновать целесообразность их применения для решения указанной проблемы. Планирование учебной/внеучебной деятельности, в основном, осуществляется с помощью педагога, который вносит свои коррективы. Бакалавры с успехом используют предложенный диагностический инструментарий, затрудняются в его самостоятельной разработке. Широко используют способность включать младших школьников в общественную деятельность школы, города, области в процессе педагогической практики. Обучающиеся имеют представление об информационном обеспечении, позволяющее эффективно управлять процессом формирования основ гражданской идентичности младших школьников, но не всегда эффективно его используют.
В целом анализ проведенного нами исследования показал невысокий уровень готовности бакалавров к формированию гражданской идентичности младших школьников (см. таблицу).
Таблица
Уровни готовности бакалавров к формированию гражданской идентичности
младших школьников
Количество студентов, участвующих в исследовании
Уровни 3 курс 4 курс
Абсолютное % Абсолютное %
число число
Высокий 4 31 8 36
Средний 6 46 10 45
Ниже среднего 2 15 3 14
Низкий 1 8 1 5
Итого 13 100 22 100
Таким образом, большинство студентов (46 % третьекурсников и 45 % четверокурсников) обладают средним уровнем готовности; высокий показали 31 % студентов 3 курса и 36 % студентов 4 курса; ниже среднего: 15 и 14 % обучающихся соответственно; 8 % третьекурсников и 5 % четверокурсников имеют низкий уровень.
Поскольку списочный состав групп разный, мы не можем на данном этапе исследования проследить качественную динамику изменений в формировании указанной готовности. Однако, из таблицы видно, что уровень готовности четверокурсников к формированию гражданской идентичности младших школьников выше, чем у
третьекурсников. Это объясняется возможностью четверокурсников реализовать свои профессиональные потребности в ходе большего количества лекционных, практических, лабораторных занятий и практик.
Динамику в формировании у студентов готовности к формированию у младших школьников гражданской идентичности можно будет проследить на следующем этапе исследования, включающем формирующий эксперимент и контрольный срез. В целом полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения дальнейшей работы по совершенствованию готовности бакалавров к формированию гражданской идентичности обучающихся в начальной школе.
Одним из средств, позволяющих выпускнику овладеть указанной готовностью, является научно-методическое обеспечение учебного процесса, под которым мы понимаем обеспечение системы образования методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики. Понятие «учебно-методическое обеспечение» является широким, оно наиболее часто встречается в педагогической литературе и нормативных правовых документах. Понятие учебно-методический комплекс (УМК) может использоваться как частное понятие внутри указанного понятия.
На наш взгляд, научно-методическое обеспечение учебного процесса будет способствовать эффективной подготовке бакалавров к формированию гражданской идентичности младших школьников при соблюдении следующих педагогических условий:
• планирование, разработка и создание УМК;
• внедрение УМК в учебный процесс.
По определению С.М. Вишняковой, учебно-методический комплекс -«совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания учебно-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике, является дидактическим средством управления подготовкой специалистов» [1, с. 164]. Требования к структуре и содержанию УМК базируются на нормативных документах Министерства образования и науки РФ, Федеральных государственных образовательных стандартах и других нормативных правовых актах.
Учебно-методический комплекс, используемый для подготовки бакалавров к формированию гражданской идентичности младших школьников, соответствует общим требованиям, предъявляемым к УМК, и может включать:
• рабочий учебный план;
• программы дисциплин;
• методические указания по изучению дисциплин и подготовке к различным видам занятий, текущему контролю знаний и промежуточной аттестации;
• учебные пособия;
• дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (сборники заданий, контрольных работ, тесты для самоконтроля и т.п.);
• практикумы.
В состав УМК могут также включаться дополнительные информационные ресурсы: учебные (учебники, тексты лекций, хрестоматии), информационно-справочные (справочники, словари, в том числе терминологические) и другие материалы.
Учебный план по направлению подготовки «Педагогическое образование» (образовательная программа - Начальное образование) позволяет осуществлять подготов-
ку бакалавров к формированию гражданской идентичности младших школьников в рамках дисциплин: Методика, обучения и воспитания, История отечественной литературы, Методика изучения курса «Истоки» в начальных классах и др. В частности, межпредметные связи могут осуществляться через формирование компетенций, указанных в рабочих программах данных дисциплин:
ОК-2 - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции;
ПК-3 - способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
УМК указанных дисциплин, представленные на образовательном портале Череповецкого государственного университета, помогут студентам овладеть указанной готовностью. Работа по формированию готовности бакалавров будет успешной, если будут осуществляться междпредметные связи, реализацию которых можно рассматривать через создание таких дидактических материалов, как конспекты уроков и внеклассных мероприятий, программы внеурочной деятельности. Значительную роль в формировании готовности бакалавров в формировании гражданской идентичности младших школьников играют различные виды практической деятельности: деловые игры; анализ, проектирование и моделирование конкретных ситуаций (дидактические задачи); направляющие тексты и др.
Выводы
Работа по указанным направлениям с учетом выделенных педагогических условий, на наш взгляд, будет эффективно влиять на уровень подготовки будущих учителей к формированию гражданской идентичности младших школьников. Данное положения является основанием для дальнейшего исследования и представления результатов в отдельной научной статье.
Литература
1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
2. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников // Национально-региональный компонент: ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». 2007. № 4. С. 11-12.
3. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, Основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) URL: http://law-pravda.ru/zakony/professionalnye-standarty-utverzhdennye-ministerstvom-truda-2016.html#_1_2017(дата обращения:02.03.2017).
4. Социологический словарь. URL: http://mirslovarei.com/content_soc/ identichnost-grazhdanskaja-11418.html (дата обращения:10.01.2017).
5. Чистякова Н.Н., Лашкова Г.Н. Формирование у бакалавров педагогики (направление подготовки - начальное образование) готовности к воспитанию патриотизма младших школьников // Крымский научный вестник. 2016. № 3 (9). С. 136-147.
References
1. Vishniakova S.M. Professional'noe obrazovanie Slovar'. Kliuchevye poniatiia, terminy, ak-tual'naia leksika [Professional education. Dictionary. Key terms, terms, current vocabulary]. Moscow: NMTs SPO, 1999. 538 p.
2. Maslova T.M. Patrioticheskoe vospitanie mladshikh shkol'nikov [Patriotic education of junior schoolchildren]. Natsional'no-regional'nyi komponent: ezhemesiachnyi nauchno-metodicheskii zhur-
nal «Nachal'naia shkola» [National-regional component: monthly scientific and methodical journal "Elementary School"]. Moscow, 2007, no. 4, pp. 11-12 .
3. Professional'nyi standart Pedagog (pedagogicheskaia deiatel'nost' v doshkol'nom, na-chal'nom obshchem, Osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel', uchitel') [Occupational standard Teacher (pedagogical activity in preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)]. Available at: http://law-pravda.ru/ zako-
ny/professionalnye-standarty-utverzhdennye-ministerstvom-truda-2016.html#_1_2017(data obrash-
cheniia:02.03.2017).
4. Sotsiologicheskii slovar' [Sociological dictionary]. Available at: http://mirslovarei.com/ con-tent_soc/ identichnost-grazhdanskaja-11418.html (data obrashcheniia:10.01.2017).
5. Chistiakova N.N., Lashkova G.N. Formirovanie u bakalavrov pedagogiki (napravlenie podgo-tovki - nachal'noe obrazovanie) gotovnosti k vospitaniiu patriotizma mladshikh shkol'nikov [Sociological dictionary Formation of bachelors of pedagogy (direction of preparation - primary education) readiness for the upbringing of patriotism of junior schoolchildren]. Krymskii nauchnyi vestnik [Crimean Scientific Bulletin], 2016, no. 3 (9), pp. 136-147.
Чистякова Н.Н., Лашкова Г.Н. Исследование готовности будущих учителей начальных классов к формированию гражданской идентичности учащихся // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №3(78). С. 153-158.
For citation: Chistiakova N.N., Lashkova G.N. The study of readiness of future primary school teachers to the formation of civil identity of the students. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 3 (78), pp. 153-158.