Научная статья на тему 'Подготовка специалистов в области бизнес-аналитики: опыт факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ'

Подготовка специалистов в области бизнес-аналитики: опыт факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
644
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-АНАЛИЗ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БИЗНЕС-АНАЛИТИКА / УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА / СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ИНТЕЛЛЕКТА / СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / BUSINESS ANALYSIS / INFORMATION BUSINESS ANALYTICS / BUSINESS PERFORMANCE MANAGEMENT / BUSINESS INTELLIGENCE / DECISION MAKING SUPPORT SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Т. К.

В статье рассматриваются вопросы развития компетентностной модели, описанной в Своде знаний по бизнес-анализу IIBA (опубликован в 2009 году), в части информационной бизнесаналитики. Подчеркиваются преимущества сотрудничества вуза с ИТ-компаниями. Обобщается практический опыт кафедры бизнес-аналитики Государственного университета Высшей школы экономики в организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS ANALYSTS TRAINING: THE EXPERIENCE OF HSE BUSINESS INFORMATICS FACULTY

In the article the additions to the IIBA Business Analysis Body of Knowledge (issued in 2009) in the area of information business analytics are considered. It is highlighted that one of the important elements of training process is collaboration between a higher education entity and IT companies. The practical experience of Business Analytics department of the State University Higher School of Economics is summarized.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов в области бизнес-аналитики: опыт факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ»

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИКТ

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БИЗНЕС-АНАЛИТИКИ: ОПЫТ ФАКУЛЬТЕТА БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКИ ГУ-ВШЭ

Т.К. Кравченко,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Бизнес-аналитика» Государственного университета — Высшей школы экономики, е-mail: [email protected].

Адрес: г. Москва, ул. Кирпичная, д. 33/5.

В статье рассматриваются вопросы развития компетентностной модели, описанной в Своде знаний по бизнес-анализу IIBA (опубликован в 2009 году), в части информационной бизнесаналитики. Подчеркиваются преимущества сотрудничества вуза с ИТ-компаниями. Обобщается практический опыт кафедры бизнес-аналитики Государственного университета — Высшей школы экономики в организации учебного процесса.

Ключевые слова: бизнес-анализ, информационная бизнес-аналитика, управление эффективностью бизнеса, системы бизнес-интеллекта, системы поддержки принятия решений.

Введение

В современной экономической среде, которая характеризуется изменчивостью и высокой степенью конкуренции, многократно возрастает роль бизнес-анализа. Во многих организациях (как коммерческих, так и некоммерческих) все чаще формируются специальные аналитические подразделения, а должность бизнес-аналитика становится все более распространенной. Тем не ме-

нее, опыт показывает, что разными организациями бизнес-анализ трактуется неоднозначно, а в должностные инструкции аналитика вкладывают разный смысл. Такие терминологические разногласия привели к необходимости стандартизации понятий «бизнес-анализ» и «бизнес-аналитик».

С 2003 года стандартизацией и сертификацией образования в области аналитической деятельности занимается Международный институт бизнес-анализа (International Institute ofBusiness Analysis, IIBA),

54

БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №4(14)-2010 г

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИКТ

который в 2009 году выпустил вторую редакцию Руководства по бизнес-анализу (Business Analysis Body of Knowledge, BABOK) [5]. В Руководстве дается определение бизнес-анализа, описываются его задачи, формируется перечень компетенций, которыми необходимо обладать для успешного ведения аналитической работы.

В России требования к аналитику были сформулированы в Квалификационных требованиях (профессиональном стандарте) в области информационных технологий [4].

Тем не менее, многие аспекты стандартизации аналитической деятельности в настоящее время требуют дополнительной проработки, особенно в части информационного аспекта бизнес-анализа, ориентированного на поддержку принятия решений с применением аналитического программного обеспечения. Именно такие исследования с 2004 года ведутся на кафедре бизнес-аналитики Государственного университета — Высшей школы экономики.

Основная цель статьи — обосновать необходимость рассмотрения информационной бизнес-аналитики в качестве самостоятельного раздела бизнес-анализа и дополнить компетенции бизнес-аналитика в этой части.

Сущность бизнес-анализа.

Бизнес-аналитик и его базовые компетенции

В соответствии с определением IIBA, под бизнес-анализом (business analysis) понимается «совокупность функций, методов и средств, используемых для взаимодействия заинтересованных лиц (стейкхолдеров) в процессе исследования структуры, политик и операций организации, а также последующей выработки рекомендаций, обеспечивающих достижение организацией поставленных целей» [5, р.3]. При этом к числу стейкхолдеров относятся как лица, непосредственно задействованные в аналитических процессах, так и те, чьи интересы будут затронуты при принятии управленческих решений по результатам анализа.

Соответственно, под бизнес-аналитиком (business analyst) понимается «специалист, осуществляющий функции бизнес-анализа, независимо от наименования его должности и роли, которую он играет в организации» [5, р.4]. По сути дела, бизнес-аналитик служит посредником

между заинтересованными лицами проекта. При этом основная цель его работы связана с выявлением, анализом, согласованием и утверждением требований к изменениям, вносимым в бизнеспроцессы, управленческие политики и информационные системы. Для этого бизнес-аналитик должен хорошо понимать проблемы организации и уметь предлагать решения, позволяющие организации достичь поставленных целей. Таким образом, бизнес-аналитик отвечает за поиск решения, этим он отличается от менеджеров проектов, которые несут ответственность за результаты работ, необходимых для реализации решений.

Методы бизнес-анализа могут применяться как для оценки текущего состояния организации, так и для изучения ее возможного развития в будущем. В большинстве случаев бизнес-анализ необходим для определения проблем, препятствующих достижению глобальных целей, и обоснования принимаемых управленческих решений. В результате бизнес-анализ обеспечивает понимание того, как то или иное управленческое решение может отразиться на деятельности и развитии организации.

Одним из ключевых понятий бизнес-анализа является «требование» (requirement). В соответствии с Руководством IIBA, этот термин может употребляться в трех значениях:

♦ как условие или возможность, которые необходимы заинтересованному лицу для решения проблемы или достижения поставленной цели;

♦ как условие или возможность, которые должны обеспечиваться применяемым решением или его компонентой для соответствия контрактным обязательствам, стандартам, спецификациям и другим документам нормативного характера;

♦ как формализованное (в виде документа) описание условия или возможности, описанных выше.

Требования можно сформулировать либо до начала решения проблемы, либо позже, в процессе решения проблемы. Также отметим, что требования могут формироваться как следствие анализа других требований.

Можно выделить следующие группы требований:

♦ бизнес-требования (business requirements) представляют собой «высокоуровневые» формулировки глобальных целей организации, описывающие потребности организации в целом, не касаясь интересов отдельных групп стейкхолдеров. Такие требования служат для обоснования стратегических проектов, определения целей этих проектов

БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №4(14)-2010 г

55

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИКТ

и индикаторов, позволяющих контролировать ход реализации проектов. Бизнес-требования разрабатываются на основе анализа организации в целом, на корпоративном уровне;

• требования стейкхолдеров (stakeholder requirements) — формализованное выражение интересов стейкхолдеров (или групп стейкхолдеров), связанных с рассматриваемым решением. Это своего рода «связующее звено» между бизнес-требованиями и различными группами требований к решениям;

• требования к решениям (solution requirements) описывают характеристики решений, удовлетворяющих как бизнес-требованиям, так и требованиям стейкхолдеров. Если под решением понимается внедрение информационной системы, то требования к решению могут подразделяться на функциональные (определяющие поведение системы и методы обработки информации) и нефункциональные (не связанные с функциональностью решения, но определяющие условия, при которых решение будет эффективным).

• «переходные» требования (transition requirements) описывают свойства, которыми должно обладать решение для успешного перехода организации из текущего состояния («как есть») в желаемое состояние («как должно быть»). Такие требования отличаются тем, они часто являются временными по своей сущности, а также тем, что они могут быть сформулированы только после того, как описаны оба решения — и старое, и новое. Примерами могут служить требования к конвертации данных (из старой информационной системы в новую) или требования к переподготовке персонала.

Бизнес-анализ включает в себя следующие области знаний: планирование и мониторинг бизнес— анализа, выявление требований, управление требованиями и коммуникации, анализ организации, анализ требований, оценка и утверждение решений, а также формулировку базовых компетенций бизнес-аналитика [5, р.6-8].

Планирование и мониторинг бизнес—анализа (business analysis planning and monitoring) — область знаний, определяющая шаги, которые должен предпринять бизнес-аналитик для того, чтобы достичь цели анализа. К таким шагам, в частности, относятся идентификация стейкхолдеров, выбор методов и средств анализа, определение процессов управления требованиями, разработка способов оценки выполненных работ.

Выявление требований (elicitation) — область знаний, описывающая, как бизнес-аналитик взаимодействует со стейкхолдерами на предмет выявления их проблем и потребностей, а также особенностей среды, в которой они работают.

Управление требованиями и коммуникации (requirements management and communications) — область знаний, описывающая приемы управления изменениями и конфликтными ситуациями, для того, чтобы и стейкхолдеры, и проектная группа действовали в соответствии с контрактными условиями и рамками проекта.

Анализ организации (enterprise analysis) направлен на выявление потребностей бизнеса, систематизацию этих потребностей, а также определение характеристик возможных решений, направленных на удовлетворение этих потребностей. Данная область знаний описывает подходы к идентификации и анализу проблем, разработке бизнес-кейсов, анализу осуществимости тех или иных решений, определению рамок проектов.

Анализ требований (requirements analysis) позволяет бизнес-аналитику выявить и формализовать требования стейкхолдеров и требований к решению так, чтобы проектная группа могла реализовать решение, соответствующее ожиданиям заинтересованных лиц. Эта область знаний включает оценку текущего состояния дел, выявление возможностей для улучшений, а также согласование и утверждение разработанных требований.

Оценка и утверждение решений (solutions assessment and validation) — область знаний, позволяющая определить, как бизнес-аналитик должен оценивать возможные решения (учитывая их достоинства и недостатки), чтобы выбрать наилучший из вариантов.

Базовые компетенции (underlying competences) представляют собой набор знаний, навыков и персональных характеристик, которые позволяют эффективно проводить бизнес-анализ. К таким компетенциям, прежде всего, относятся: аналитический подход к решению проблем, знание бизнеса, специальные поведенческие характеристики, коммуникационные навыки и навыки взаимодействия, а также знание прикладного программного обеспечения.

Аналитический подход к решению проблем

(analytical thinking and problem solving) необходим для эффективного выявления проблем бизнеса, оценки возможных решений, направленных на решение

5^:

БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №4(14)-2010 г

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИКТ

этих проблем, а также для глубокого осмысления потребностей заинтересованных лиц.

Поведенческие характеристики (behavioral characteristics) способствуют установлению эффективных рабочих отношений с заинтересованными лицами и включают такие качественные характеристики, как этика, самоорганизация и способность заслужить доверие.

Знание бизнеса (business knowledge) предполагает возможность глубокого осмысления среды, в которой функционирует организация, а также фундаментальных принципов бизнеса и лучших практик, имеющихся в данной отрасли.

Коммуникационные навыки (communication skills) необходимы бизнес-аналитику для эффективного взаимодействия с заинтересованными лицами, они позволяют слушать и понимать окружающих, а также выбирать оптимальный формат общения для того, чтобы эффективно доносить свои идеи до целевой аудитории.

Навыки взаимодействия (interaction skills) помогают аналитику в ситуациях, когда ему приходится работать с большим числом заинтересованных лиц. Для этого необходимо не только умение работать в составе большой команды, но и способность помочь команде вырабатывать эффективные решения.

Знание прикладного программного обеспечения

(software applications) используется для коллегиальной разработки и документирования требований, а также для донесения этих требований до заинтересованных лиц. Для этого бизнес-аналитик должен уметь пользоваться имеющимися в его организации инструментальными средствами, а также понимать сильные и слабые стороны каждого из применяемых инструментов. С точки зрения информационной поддержки бизнес-анализа и подготовки специалистов в данной области именно эти компетенции имеют особое значение и поэтому заслуживают более детального рассмотрения. Однако, прежде всего, следует отдельно остановиться на вопросе о том, какое прикладное программное обеспечение следует считать актуальным для деятельности бизнес-аналитика.

Информационная бизнес-аналитика как самостоятельная область бизнес-анализа

BABOK подразделяет прикладные системы (приложения), которыми должен владеть биз-

нес-аналитик на две большие категории: приложения общего назначения (general purpose applications) и специализированные приложения (specialized applications) [5, p.152-154].

К приложениям общего назначения относятся офисные системы, направленные на документирование результатов аналитической работы.

К специализированным приложениям относятся средства моделирования, позволяющие описывать процессы, явления и сущности в виде формальных моделей, управлять процессами формирования, согласования и утверждения требований, а в некоторых случаях — осуществлять переход от моделей к действующим прототипам информационных систем.

По мнению автора, представляется целесообразным существенное расширение круга информационных систем, применяемых бизнес-аналитиком. К их числу прежде всего следует отнести аналитические информационные системы, включая:

♦ системы бизнес-интеллекта (Business Intelligence, BI) — различные средства анализа и обработки данных масштаба предприятия. К BI-системам относятся хранилища и витрины данных, средства оперативной аналитической обработки информации (OLAP-системы), системы обнаружения знаний, средства формирования запросов и построения отчетов [2];

♦ прикладные системы управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management applications, BPM) — предметно-ориентированные решения, направленные на оптимизацию реализации стратегии и позволяющие предприятию определять, измерять и управлять эффективностью своей деятельности, направленной на достижение стратегических целей [6, р.3]. К программным решениям этого класса, прежде всего, относятся системы управления по ключевым показателям, системы корпоративного планирования и бюджетирования и системы формирования и анализа консолидированной финансовой отчетности;

4- специализированные информационно-аналитические системы, позволяющие решать различные аналитические задачи: системы статистического анализа данных [3], системы имитационного моделирования, экспертные системы и системы поддержки принятия решений [1], системы инвестиционного анализа, системы анализа рынка ценных бумаг и т. д.

БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №4(14)-2010 г

57

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИКТ

Перечисленные аналитические системы достаточно сложны, поэтому их проектирование, внедрение, поддержка и развитие представляют собой самостоятельную область знаний, отличных от «традиционного» бизнес-анализа. По мнению автора, эта область знаний может быть определена термином «информационная бизнесаналитика».

Информационная бизнес -аналитика — это комплекс методологических, технологических и инструментальных средств, обеспечивающих информационную поддержку принятия решений для управления организацией, включающий в себя три основных блока: системы бизнес-интеллекта, прикладные системы управления эффективностью бизнеса и специализированные информационноаналитические системы. Соответственно, компетенции специалистов в области информационной бизнес-аналитики складываются из базовых компетенций (описанных в BABOK Guide) и специальных компетенций, связанных с проектированием и внедрением аналитических информационных систем.

Опыт ГУ-ВШЭ в реализации образовательных программ подготовки специалистов в области информационной бизнес-аналитики

Примером реализации подготовки специалистов в области информационной бизнес-аналитики может служить опыт кафедры бизнес-аналитики Государственного университета — Высшей школы экономики.

В качестве основных тем, изучаемых в рамках специализации «Информационная бизнес-аналитика» магистерской программы «Бизнес-информатика», можно выделить следующие:

Ф управление эффективностью бизнеса с применением информационных систем класса BPM (понятие систем управления эффективностью бизнеса, их назначение и функциональность, типовая архитектура, роли отдельных компонент в корпоративной «аналитической пирамиде»);

Ф автоматизация управленческого учета (основные задачи управленческого учета, планирование и бюджетирование, их реализация в BPM-приложениях);

Ф автоматизация формирования и анализа консолидированной финансовой отчетности (роль финансовой отчетности в системе корпоративно-

58

го управления, сущность консолидированной финансовой отчетности и методы ее формирования, функциональность специализированных систем консолидации);

Ф технологии оперативного анализа данных (понятие о технологиях многомерного анализа, разновидности OLAP-систем, проектирование аналитических направлений и кубов, построение схем данных, организация расчетов в OLAP-системах);

Ф системы статистического анализа данных (методы статистического анализа, особенности подготовки данных для статистического анализа, проведение статистического анализа данных с применением информационных систем);

Ф интеллектуальный анализ данных (задачи и методы интеллектуального анализа данных, место и роль технологий Data Mining в процессе принятия решений, реализация систем на основе хранилищ данных и OLAP-технологий, особенности подготовки данных для интеллектуального анализа);

Ф инструментальные средства имитационно -го моделирования (основные компоненты систем имитационного моделирования, их практическое применение для различных задач);

Ф экспертные системы и системы поддержки принятия решений (основные элементы систем, методы принятия решений, информационные технологии поддержки принятия решений);

Ф информационные технологии в анализе инвестиционных проектов (методы оценки эффективности инвестиционных проектов, сравнительные характеристики программных приложений, предназначенных для инвестиционного анализа);

Ф информационные технологии в анализе рынка ценных бумаг (методические подходы к анализу рынка ценных бумаг, особенности исполнения операций в автоматизированных биржевых системах, источники информации о ценных бумагах и итогах биржевых торгов, инструментальные средства для получения котировок акций, их отбора по критериям и последующего анализа).

Заметим, что даже краткое перечисление изучаемых тем дает достаточное представление о сочетании теоретических и практических знаний и навыков, приобретаемых будущими специалистами в области информационной бизнес-аналитики.

Важно отметить непрерывность образовательного процесса: базовые знания приобретаются студентами в бакалавриате, а затем находят после-

БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №4(14)-2010 г

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИКТ

дующее развитие в магистратуре. Примером может служить изучение систем бизнес-интеллекта: сначала (в бакалавриате) — базы и хранилища данных, затем (в магистратуре) — оптимизация хранилищ, OLAP-системы и системы интеллектуального анализа данных.

В реализации образовательной программы участвовали не только преподаватели кафедры бизнесаналитики, но и специалисты базовых кафедр ЛАНИТ, 1С, IBS.

В частности, консультанты ЛАНИТ участвуют в проведении занятий по целому ряду учебных дисциплин, в рамках которых используется практически вся линейка Oracle Hyperion, включая решения для реализации функций стратегического управления на основе сбалансированной системы показа-

телей, планирования и бюджетирования, формирования и анализа консолидированной финансовой отчетности, а также хранилища данных и другие системы бизнес-интеллекта.

В результате взаимодействия с базовыми кафедрами многие студенты приглашаются сначала на стажировку, а затем и на постоянную работу в компанию.

Заключение

Таким образом, в настоящее время стандартизация бизнес-анализа нуждается в серьезном развитии в части информационной поддержки аналитической деятельности, что позволяет в качестве составной части бизнес-анализа рассматривать информационную бизнес-аналитику. ■

Литература

1. Информатизация принятия экономических решений / Кравченко Т.К., Дружаев А.А., Исаев Д.В. и др. // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, 2008, №9, с. 46—55.

2. Исаев Д.В. Системы бизнес-интеллекта и аналитические приложения // Финансовая газета, 2005, №31, с.14-15; №32, с.15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Наследов А.Д. SPSS 15: профессиональный статистический анализ данных. — СПб: Питер, 2008. — 416 с.

4. Никитин В.В. Информационно-методическое обеспечение формирования перечня направлений (специальностей) в области информационно-коммуникационных технологий. М.: МАКС Пресс, 2006. — 272 с.

5. A Guide to the Business Analysis Body of Knowledge (BABOK Guide). Version 2.0. — Toronto: International Institute of Business Analysis, 2009. — 265 pp.

6. Business Performance Management Industry Framework Document. Final version 5.0. — BPM Standards Group, 2005. — 27 pp.

БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №4(14)-2010 г

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.