Во-вторых, современные когнитивные процессы определяются как способности, которые включают в себя не только навыки использования адекватных средств познания, но и умение управлять ими. Когнитивный менеджмент нацелен на управление глобализационными информационными потоками - потоками идей, знания (информации), капитала, товаров, людей и пр. Беспорядочность и хаос подобного рода поточного движения требуют адекватного управленческого начала. В-третьих, ИКТ стимулируют необходимость формирования ИКТ-компетенций, содержание которых сводится к улавливанию информационных когнитивных процессов и предназначено для работы с динамикой современного мира, его нелинейными информационными структурами. Когнитивный менеджмент предполагает свободное, доведенное до автоматизма использование ИКТ. Можно сказать, что стратегической задачей когнитивного менеджмента является формирование у каждого представителя той или иной организации ИКТ-компетенций - навыков сбора информации, ее хранения, использования и передачи в целях формирования знаний и коммуникативных умений. В качестве критериев обладания ИКТ-компетенциями можно было бы назвать: владение способами доступа к информации, ее организации по тем правилам, которые приняты как классификационные схемы: синтезирование, интерпретация, обобщение, оценка качества, актуальности, полезности и эффективности, продуцирование информации посредством как адаптации уже имеющейся, так и разработки новой, наконец, передача информации другим людям.
Таким образом, когнитивный менеджмент представляет собой инновационную программу управления знанием, процессами его создания, хранения, организации, распространения и использования в условиях, когда оно превратилось в информацию. В содержательном отношении эта программа предстает как комбинация отдельных аспектов управления персоналом, использования новых информационных технологий в управлении, менеджмента в тех его трансформациях, которые являются ответом на изменения в современной социальной реальности в целом. Когнитивный менеджмент сосредоточен на улавливании движения, процессуальности, развития и отходит от установки управления фиксированными предметными результатами.
The problems associated with the need to introduce a system of the knowledge management as the basis of innovation strategy. Built on the basis of its administrative mechanism adapts the process of development to the conditions and requirements of the information age. Keywords: information society, the knowledge management, knowledge society, uncertainty, risk.
Список литературы
1. Найман Е.А. О влиянии новых коммуникативных технологий на конституирование субъекта и общества постмодерна // Методология науки. Вып. III. Становление современной научной рациональности: сборник работ участников III ежегодной сессии Всероссийского семинара. - Томск, 2008. - С. 132.
2. Турчевская Б.К. Знание и информация: от тождества к различию // Актуальные проблемы современной философии. Вып. 4. Томск, 2012. С. 28.
Об авторах
Ермашкевич Н.И. - старший преподаватель кафедры экономики и управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
Фещенко В.В. - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
Щеликова Н.Ю. - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
УДК 334(075.8)
ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ БИЗНЕС-АНАЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ НЕУСТОЙЧИВОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Ю.Н. Катков, Г.А. Куликова
В статье раскрыты вопросы внедрения в практику деятельности коммерческих организаций современных информационных технологий и средств бизнес - аналитики. Предложена и описана авторская модель сферической оболочки системы управления со смешанными системами обработки данных, позволяющая осуществлять взаимодействие системы всеми своими элементами с внешней средой и одновременно внутри себя с внутренней средой организации.
Ключевые слова: менеджмент, генерация управляющих воздействий, бизнес-аналитика, информационно-аналитический отчет.
Информационно-аналитические системы современных организаций сложны и многообразны. Крупные холдинговые предприятия могут включать в себя множество структурных подразделений, а их деятельность состоит из многочисленных бизнес-процессов. Чтобы осуществлять эффективное управление такими предприятиями, необходимо использование специальных многофункциональных автоматизированных систем и средств бизнес - аналитики, наиболее точно учитывающих специфику их работы.
Эффективность формулируемых в системе менеджмента хозяйствующих субъектов управляющих предписаний во многом зависит от глубины отражаемых в них внешних и внутренних факторов, воздействующих на конкурентоспособность и рентабельность предприятия, от специфики деятельности. Исследование содержания принимаемых решений с целью повышения их качества предполагает их предварительную классификацию, позволяющую структурировать информацию в соответствии с выбранным перечнем признаков в целях последующей оперативной обработки средствами информационных технологий и получения необходимых аналитических отчетов.
Один из классификационных подходов предлагает решения, принимаемые руководством хозяйствующих субъектов различных форм собственности в процессе осуществления ими основной и прочих видов деятельности, представлять в виде некоторой иерархии. Нами предложена многоуровневая классификация, во главе которой мы выделили управленческие решения (рис. 1).
Приведенная на рисунке классификация, особенно актуальна для фондоемких экономических субъектов, таких как промышленные, строительные, транспортные предприятия, агропромышленные комплексы, хозяйственная деятельность
которых в значительной степени обусловлена использованием объектов высокой стоимости и длительного периода использования, относимых в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к основным фондам. Предложенная иерархическая структура динамична и может быть трансформирована в иной вид в зависимости от целей, стоящих перед лицом, генерирующим управляющие предписания.
Процесс принятия решений, направленных на обеспечение устойчивости деятельности компаний в период нестабильности экономики государства, в первую очередь, должен строиться с учетом максимального количества объективных и субъективных факторов, способных оказать влияние на возможность реализации стратегии развития бизнеса в обозримом будущем.
Основой принятия управленческих решений выступает аналитическая обработка информации, развитием которой явилось целое направление, называемое бизнес-анализ. Используемая для анализа информация характеризуется многоплановостью, сложностью отображаемых объектов и систем, разнообразием связей между объектами, явлениями и процессами. Объемы исследуемых данных достигают десятков и сотен мегабайт, что, несомненно, требует применения для их обработки методов автоматизации и специальных информационно-аналитических систем.
Управленческие решения
Технические решения
Экономические решения
Организационные решения
Финансовые решения
Решения о структуре капит
Решения об инвестировании в ценные бумаги
Хозяйственные решения
оизводственные решения
Инвестиционные решения
Решения об инвестирован уставный кап
Решения о размещении фондов
Решения об инвестировании в основные фонды
Решения об эффективном использовании фондов
Решения о структуре фондов
Рис. 1. Иерархическая структура управленческих решений
Многие авторы, занимающиеся исследованием вопросов автоматизации экономических процессов, едины во мнении о том, что бизнес-анализ представляет собой сбор и исследование многоплановой информации о содержании бизнес-процессов экономического субъекта с применением средств информационных технологий в целях поиска способов снижения издержек, увеличения доходов и повышения качества продукции (работ, услуг), а также выявления и использования существующих резервов повышения эффективности бизнеса [1, 3, 5, 8, 9].
Однако существует и иной взгляд на бизнес-анализ [8], подчеркивающий, что это, прежде всего, процесс диагностики деятельности предприятия, при котором выявляется реальная его организационная структура с учетом всех имеющихся в наличии взаимосвязей; разрабатывается и осуществляется ряд мер по приведению ее в соответствие целям управления, что позволяет снизить издержки компании.
Развитием бизнес - анализа становится такое организационно-методическое направление, как бизнес-аналитика (BI - Business Intelligence), призванное оказать помощь сотрудникам всех уровней организации в получении необходимой информации для формирования оперативных и эффективных финансовых решений, способствующих развитию бизнеса.
Согласно сведениям электронной энциклопедии бизнес-аналитик - это специалист, использующий методы бизнес - анализа для исследования потребностей деятельности организации в целях определения проблем бизнеса и предложения их решения.
Отдельные авторы, определяют, что бизнес-аналитик, с одной стороны выступает в виде связующего звена или интерфейса между информационными технологиями и бизнесом, обеспечивающего соответствие информационной системы его потребностям, с другой - в роли специалиста, способного осуществлять анализ бизнеса с помощью средств автоматизации [2, 4, 5].
Существуют точки зрения, объединяющие обе роли в одном лице. Международный Институт Бизнес - Анализа (IIBA) определяет бизнес-аналитика как посредника между заинтересованными сторонами для сбора, анализа, коммуници-рования и проверки требований по изменению бизнес-процессов, регламентов и информационных систем. Одним из направлений деятельности IIBA является разработка профессионального стандарта, свода знаний по бизнес - анализу -Business Analysis Body of Knowledge (BABOK), который представляет собой сумму знаний, накопленных в рамках профессиональной области бизнес - анализа, и отражает практические аспекты деятельности бизнес - аналитиков [6]. В настоящее время работа над BABOK рассматривается как площадка для дискуссий специалистов и экспертов в сфере бизнес - анализа и информационных технологий и выработки консенсуса в полномасштабном определении содержания осуществляемой деятельности и формирования стандартов профессии.
Результатом работы бизнес-аналитика является специализированный отчет, который представляет собой информационный продукт, содержащий аналитический обзор сведений о конкретном предприятии, характеризующий разнообразные стороны его деятельности и положение на рынке с различными вариантами детализации.
Инструменты бизнес - аналитики необходимы, прежде всего:
- пользователям, которым требуются средства не регламентируемого анализа и передовой аналитики;
- пользователям, которым нужны директивные инструменты анализа, применяемые в моменты принятия решений в рамках операционных средств.
В период экономического кризиса проекты по внедрению инструментов Business Intelligence выглядят наиболее привлекательно. По сравнению с другими проектами в сфере информационных технологий инвестиции в средства Business Intelligence имеют более низкую стоимость внедрения. Одной из важнейших тенденций развития информационных технологий в России в настоящее время стало появление рынка инструментов бизнес - аналитики общего назначения, предназначенных для получения отчетов на запросы любого типа [8, 9].
Анализируя географию внедрения Business Intelligence в крупных городах России с учетом государств ближнего зарубежья - Украины и Республики Беларусь (табл. 1), мы видим, что в этой области лидером является город Москва.
Таблица 1 - Количество реализованных проектов по внедрению средств Business Intelligence в крупных городах _России и ближнего зарубежья в 2014 году [8]_
Город Количество проектов по внедрению Business Intelligence
Москва 624
Санкт-Петербург 68
Киев 31
Екатеринбург 18
Казань 15
Минск 13
Новосибирск 10
Астана 9
Пермь 8
Если рассматривать количество внедрений средств бизнес - аналитики за тот же 2014 год в Российской Федерации по отраслям, то можно сделать вывод о лидирующем положении финансов (345 проектов), торговли (258 проектов) и государственного сектора (168 проектов). За ними в порядке убывания располагаются фармацевтика (74 проекта), пищевая промышленность (73 проекта), энергетика (52 проекта), телекоммуникации (50 проектов), машиностроение (42 проекта) и др.
В условиях неустойчивого экономического развития и преобладании фактора неопределенности результатов хозяйственной деятельности в практике разработки архитектуры информационно-аналитического контура предприятия не достаточно использования какой-либо одной системы обработки данных. Поэтому, для наиболее полного удовлетворения аналитических потребностей субъектов менеджмента организаций эффективно сочетать основной инструмент из Business Intelligence - OLAP, и один из инструментов ERP-систем - OLTP, различающиеся составом и структурой данных, объемами хранимых и обрабатываемых данных, алгоритмами поиска и обработки данных и т.д. (табл. 2) [2].
Таблица 2 - Типы систем обработки данных в холдинговых организациях
Показатель ОЕГР OLAP
Частота и объем обновляемых данных Большая частота обновлений, относительно малый объем обновляемых данных. Низкая частота обновления и большой объем обновляемых данных.
Горизонт хранения данных Один календарный год. Неограниченный.
Степень агрегирования данных Первичные учетные данные. Промежуточные итоги. Сводные итоги. Консолидированные данные.
Характер обработки данных Строго регламентированные запросы и отчеты. Произвольные запросы, выборки, своды.
Цели создания Учет первичных данных. Оптимизация хранения данных. Оптимизация эксплуатационных характеристик приложений. Анализ и моделирование данных. Формирование прогнозов. Формализация знаний о системе управления.
Система OLTP (On-Line transaction processing) - транзакционного типа. Транзакция переводит базу данных (БД) из одного целостного состояния в другое. Наиболее типична обработка данных по жестко заданным алгоритмам. Данная система в большей степени подходит для целей финансового учета, в связи с чем, мы не будем делать на нее акцент в этой статье.
Система OLAP - аналитического (исследовательского) типа. Она обеспечивает оперативный анализ больших объемов данных, их наглядное отображение, формирование структурных итогов в виде диаграмм и таблиц, отчетов и презентаций. Цель - выявление закономерностей и тенденций развития экономических процессов для принятия управленческих решений. Важно отметить, что описываемая технология, в отличие от множества используемых инструментов аналитической обработки данных ориентирована на обработку значительных массивов разноплановой экономической информации за короткий период времени, обеспечивая формирование многомерных отчетов с различной степенью детализации в течение 2-5 секунд. Данная концепция была описана в 1993 году Э.Ф. Коддом, знаменитым автором реляционной модели данных [9].
Если более детально рассматривать это понятие, то OLAP (англ. online analytical processing, аналитическая обработка
в реальном времени) - это технология обработки информации, включающая составление и динамическую публикацию отчетов и документов. Используется аналитиками для быстрой обработки сложных запросов к базе данных. Служит для подготовки бизнес - отчетов по продажам, маркетингу, в целях управления. В настоящее время поддержка OLAP реализована во многих систем управления базами данных и иных инструментах. Использование в ее основе технологии хранилищ данных (DW - Datawarehouse) позволяет оперативно обрабатывать более значительные объемы данных, по сравнению с технологиями баз данных или банков данных. В основе их построения реализована технология реляционных баз данных. На данный момент нет общепризнанной точки зрения на многомерную модель представления данных, поэтому могут встречаться различные варианты ее реализации.
OLAP-системы интегрируют уже существующие системы учета, предоставляя лицу, принимающему решения инструменты для анализа больших объемов данных в реальном времени, динамического конструирования отчетов, мониторинга и прогнозирования ключевых бизнес - показателей.
Причиной использования OLAP для обработки запросов является оперативность и скорость обработки информации. Реляционные базы данных внутри Datawarehouse хранят сущности в отдельных таблицах, которые обычно хорошо формализованы. Эта структура удобна для операционных баз данных, но сложные многотабличные запросы в ней выполняются относительно медленно. Хорошей моделью для запросов, а не для изменения, является пространственная база данных.
OLAP делает мгновенный снимок реляционной базы данных и структурирует ее в пространственную модель для запросов. При этом время обработки запросов в OLAP составляет около 0,1 % от аналогичных запросов в реляционную базу данных. OLAP можно охарактеризовать, как транзакционную настройку над OLTP, использующую транзакционные системы в качестве источников данных.
Таким образом, и в OLTP- и OLAP-системах существуют свои преимущества и определенное целевое назначение. В связи с чем, нами разработана авторская модель сферической оболочки информационно-функциональных связей в контуре системы управления организацией (рис. 2).
Рис. 2. Сферическая оболочка системы управления организацией со смешанными системами обработки данных
Такая сферическая схема представления автоматизированной управленческо-аналитической системы необходима, так как каждая отдельная обособленная система имеет функциональные ограничения, и часто пасует перед реалиями хозяйственной деятельности, т.е. теряет свою «системность» в форс-мажорных для нее условиях. В связи с чем, необходима автоматизированная информационная система-трансформер или мультисистема, которая содержит в себе механизм гибкого изменения и функционирования в разных динамичных условиях хозяйствования.
Сферическая конструкция мультисистемы позволяет осуществлять соприкосновение и взаимодействие системы всеми своими элементами с внешней средой и одновременно внутри себя с внутренней средой организации. При этом взаимодействие происходит на базе двух систем обработки данных: OLTP и OLAP. Они различаются составом и структурой данных, объемами хранимых и обрабатываемых данных, алгоритмами поиска и обработки данных и т.д.
Несмотря на всеобъемлющий характер сферической оболочки системы управления, ее достаточно легко внедрить в действующую практику автоматизированного управления организаций. Для этого необходимо детальное описание каждого элемента системы с его функциональной привязанностью к системе. После чего, достаточно ввести алгоритм информационно-аналитического взаимодействия с системой. Такой алгоритм для каждого элемента системы будет носить гибкий характер, так как каждое предприятие является уникальным и обладает определенной спецификой деятельности, объемами производства, уровнем развития, и информационными системами.
Таким образом, используя OLTP- и OLAP-системы в сферической оболочке системы управления, организации получают комплексный аналитический инструмент широкого спектра действия, для эффективного функционирования в условиях неустойчивого экономического развития.
In article reveal, open questions introduction in practical person of activity commercial organization modern information technology and facilities business analysts. It Is offered and described author's model of the spherical shell managerial system with mixed system data processing, allowing realize the interaction of the system all their own element with external ambience and simultaneously inwardly itself with internal ambience of the organizations. Keywords: management, generation of control actions, business analyst, Information and analytical report.
, \ организацией
Список литературы
1. Глушак Н.В. Методика оценки эффективности внедрения информационной системы для реализации задач контроллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №58. С. 83-88.
2. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебник / под ред. проф. В.В. Трофимова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2009. 521 с.
3. Катков Ю.Н., Мельгуй А.Э. Организационно-методическая модель бухгалтерского учета затрат в птицеводстве: Монография / Ю.Н. Катков, А.Э. Мельгуй. Брянск: РИО БГУ, 2007. 254 с.
4. Катков Ю.Н. Управленческий учет: генезис и современные тенденции развития: Монография / Ю.Н. Катков Брянск: Изд-во ООО «Ладомир», 2012. 118 с.
5. Куликова Г.А. Основные средства как объект управления // Бухгалтерский учёт. 2009. № 12. С 72-75.
6. Куликова Г.А., Кокунов В.А. Информатизация в России и регионах: возможности и перспективы // Международный технико-экономический журнал. 2013. № 5. С. 10-14.
7. Официальный сайт компании «Spellabs» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.spellabs.ru
8. Портал выбора технологий «Tadviser» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tadviser.ru/
9. Точно вовремя для России. Практика применения ERP-систем. / С.В. Питеркин, Н.А. Оладов, Д.В. Исаев - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 368 с.
Об авторах
Катков Ю.Н. - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, [email protected]
Куликова Г.А. - кандидат экономических наук доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита, статистики Брянского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, [email protected]
УДК 658.5.011
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУПЕРМАРКЕТОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С.А. Кирюшин
В статье рассматриваются теоретические положения применения супермаркетов в бережливом производстве. В данной работе автором раскрыто понимание идеи реализации супермаркетов, причины, условия их использования и достигаемые преимущества, классифицированы типы супермаркетов, охарактеризована планировка супермаркета в общем виде. Статья содержит, разработанную автором на основе исследования, методику реализации супермаркетов кросс-функциональными командами производственного предприятия, а также авторские предложения по применению системы 5S для супермаркетов. Автором формулируется вывод, что в рамках первоначальной трансформации массового производства к бережливому производству использование супермаркетов является эффективным, но при постоянном совершенствовании, стремление к непрерывному потоку создания ценности формирует необходимость сокращения самих супермаркетов и реализации производственной деятельности точно в срок. Ключевые слова: супермаркет, производство, планировка, методика, непрерывное совершенствование, система 5S.
В наибольшей степени успешное производство и качественный сервис сегодня зависят от адаптивности, усовершенствований, снижения эксплуатационных расходов и эффективного осуществления преобразований. Современные изменения конкурентной среды обусловлены глобальной ориентацией успешных западных и восточных корпораций на вытягивание клиентами продукции и услуг. Успешные компании активно реализуют гибкое обслуживание клиентов и бережливое производство, в частности, благодаря такому понятию, как супермаркет.
Первые шаги по применению супермаркетов в компании Тойота были предприняты в конце 1940-х гг. основателем производственной системы Тойота Тайити Оно, который указывал, что для реализации данной идеи им использовались принципы организации американских супермаркетов [1, с.58]. Супермаркет - место, где совершаются покупки не больше или меньше необходимого, в нужном количестве, в требуемое время и в соответствии с потребностями клиента.
Цель функционирования и применения супермаркета состоит в том, чтобы создать оптимальный буферный запас комплектующих изделий, незавершенного производства или готовой продукции для обеспечения стабилизации и надежности процессов.
Вариативность процессов или снижение их надежности могут быть вызваны различными причинами, в том числе:
- масштабностью, под которой нередко подразумевается комплексный процесс или крупный участок производства;
- изменениями рабочего времени;
- выходом из строя оборудования или возникновением технологических проблем;
- крупными транспортными расходами, большими дистанциями транспортировки и другими.
Супермаркет избавляет от потерь рабочего времени благодаря тому, что не предлагает для работы ненужные материалы, запчасти, детали, при этом ликвидирует необходимость избыточных запасов.
Идея американского супермаркета была трансформирована на процессном уровне производственной деятельности компанией Тойота следующим образом: последующий технологический процесс (потребитель) обращается к предыдущему процессу (супермаркет), чтобы получить материалы, запчасти, детали в требуемое время и нужном количестве, обменивая (покупая) их на канбан (карточки). Предыдущий процесс немедленно производит новые материалы, запчасти, детали вместо тех, что были отправлены потребителю и пополняет полки супермаркета [1, с.59].
Если последующий процесс забирает большое количество материалов, запчастей или деталей, то требуется выравнивание объемов на разных участках производства. Именно за счет идеи супермаркета была выстроена логика реализации вытягивания и выравнивания бережливого производства (lean production).
В настоящее время трактовки идеи и понятия супермаркета в российском бережливом производстве варьируются в широком диапазоне от вытягивающей системы до склада.
Супермаркет (экспедиция, склад, площадка, стеллаж) - организованная система управления запасами по принципу