УДК 378
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ГПС МЧС РОССИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Е. А. Карама, Е. А. Коноплева, С. А. Бараковских
Необходимым условием подготовки специалистов ГПС МЧС России является педагогически организованный процесс разработки и решения профессионально ориентированных учебно-творческих задач с использованием учебного материала специальных дисциплин в комплексе с решением традиционных задач.
Ключевые слова: учебно-творческая профессионально ориентированная задача, прогнозирование, чрезвычайная ситуация, процесс обучения.
Современная система подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием призвана интегрировать образовательный процесс с реальными достижениями науки и техники, осуществлять на этой основе подготовку специалистов, стиль мышления которых адекватен существующей ситуации развития общества и производства. Практически во всех видах инженерной деятельности усиливается взаимодействие фундаментальных наук и специальных профессиональных знаний и умений, логико-интуитивных механизмов творческого поиска и ответственности за принимаемые решения. Будущий инженер еще в студенческие годы должен актуализировать свой творческий потенциал и для успешной профессиональной деятельности овладеть необходимыми естественно-научными знаниями, новыми информационными технологиями, средствами интенсификации творческой деятельности. Еще один аспект подготовки специалистов выделил В. В. Сериков в формуле «важно не то, что и сколько я знаю, а именно как» '. Следовательно, одной из главных особенностей современного специалиста является не просто большой объем профессиональных знаний, а способность к творческому применению их в процессе решения практических инженерных задач.
В настоящий период остро встает проблема подготовки управленческого и инженерно-технического персонала к деятельности в нестандартных (нередко опасных) ситуациях, в условиях повышенного риска. Природные катаклизмы, технические аварии, техногенные катастрофы, а в последнее время и террористические акты представляют серьезную опасность как для нашей страны, так и для цивилизации в целом. Главная спасательная служба России должна оставаться высокоэффективной, полностью отвечающей уровню и характеру текущих и потенциальных угроз. При этом к аварийным службам предъявляются по-
вышенные требования в части их боеготовности, мобильности, технической оснащенности, многофункциональности и профессионализма 2. Цель данных требований — формирование благоприятной среды жизнедеятельности человека, в которой люди надежно защищены от различных опасных факторов.
Ключевые задачи МЧС — это прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций. Важно уметь вовремя определить потенциальную угрозу. При возникновении природных или техногенных опасностей счет идет на часы, а иногда и на минуты. В этих ситуациях специалисту необходимо решать профессиональные задачи в условиях, не позволяющих или ограничивающих использование имеющегося у него опыта. Потому подготовка к профессиональной деятельности в подобных случаях предполагает их прогнозирование и проектирование в процессе обучения.
Специфика профессионального творчества и подготовки к нему студентов вузов требует обсуждения особенностей учебно-творческих задач профессиональной направленности. Методические принципы и технологии разработки и использования профессионально ориентированных задач в целях активизации учебно-творческой деятельности студентов рассмотрены в работах Л. М. Троицкой, Н. Н. Тулькиба-евой и др. 3
Л. М. Троицкая определила задачи профессионально ориентированные как учебные, «которые обусловлены профессионально-практической необходимостью и результаты решения которых могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности» 4.
Исходя из этого дадим определение понятия «учебно-творческая профессионально ориентированная задача».
Содержание учебно-творческой профессионально ориентированной задачи относится к сфере будущей профессиональной деятельности студентов, причем цель и средства деятельности самостоятельно определяются обучающимися на основе анализа нового вида спроектированной педагогом ситуации.
Понятием «ситуация нового вида» обозначают обстоятельства, в которых человек осуществляет целенаправленную деятельность в условиях, не позволяющих (или ограничивающих) использование имеющегося у него опыта. В таких ситуациях от управленческого и инженерно-технического персонала требуется готовность принимать решения, выходящие за рамки сформированных в вузе знаний, умений и навыков, требующие креативного, творческого подхода 5.
Творческий уровень учебно-творческих профессионально ориентированных задач может быть целенаправленно повышен посредством включе-
ния курсантов в самостоятельное прогнозирование и проектирование ситуаций нового вида в сфере выбранной ими профессии. При этом содержание учебно-творческих задач должно включать учебный материал специальных дисциплин, наиболее тесно связанных с содержанием будущей профессиональной деятельности курсантов.
Очевидно, что сам процесс перехода от задач учебных и традиционных к творческим предполагает поиск новых форм организации познавательной и учебно-творческой деятельности студентов, чтобы добиться максимальной эффективности от применения как традиционных, так и творческих задач. Мы предлагаем форму комплексного использования традиционных и профессионально ориентированных учебно-творческих задач в ходе обучения курсантов специальным дисциплинам, например: объединение традиционной и творческой задач в структуре одной задачи, которая на первом этапе работы выполняет роль традиционной учебной задачи, а затем превращается в творческую задачу с помощью дополнительного описания проблемной ситуации, прогнозирования ситуации нового вида.
При использовании известных, уже традиционных задач на поиск противоречий, задач, многократно решенных и построенных на проблемных ситуациях, которые перестали быть актуальными для курсантов, выпускники вуза далеко не всегда готовы к деятельности в обстоятельствах, где репродукция знаний и натренированность на разрешение стандартных проблем не помогает найти выход из сложившейся чрезвычайной ситуации.
Хорошее владение методами активизации мышления и познавательной деятельности отмечается у курсантов при решении задач по игровому моделированию, но степень их творческой результативности и уровень мотивационно-творческой активности (и направленности личности) при завершении занятий остаются низкими. Причины этого в том, что в процессе решения творческих задач для курсантов сохраняются существенные отличия от реальной ситуации творчества, так как преподаватель при формулировании задачи берет на себя функцию широкого охвата явления, моделируемого в задаче, лишая студентов этого вида деятельности. Усмотреть и сформулировать задачу очень важно еще и потому, что в некоторых случаях задачу труднее найти, чем решить, а иногда сама ее постановка подсказывает решение. Самостоятельное усмотрение и формулирование актуальной задачи перерастает в многостадийный процесс ее решения, который переходит в итоговую стадию применения и реализации найденного решения. Эта стадия при достаточных усилиях, направленных на сравнение и сопоставление ожидаемого результата с реально полученным ито-
гом решения, может побудить новые замыслы, т. е. быть основой для существующей (или даже принципиально новой) постановки задачи.
Нельзя утверждать, что задачи с ранее намеченной целью решения в виде готового «эталона» вообще не нужны. С. Л. Рубинштейн отмечает: «Никак не приходится, конечно, отрицать необходимость и целесообразность в процессе обучения вооружать учащихся «техникой» мышления, некоторой совокупностью приемов или операций — навыков, включающихся по заранее заданным признакам. Но никак нельзя думать, будто в этом заключается вся задача обучения и воспитания или важнейшая его часть. Важнейшим делом является воспитание мышления, способности не только владеть фиксированными операциями, приемами, включаемыми по заранее заданным признакам, но и вскрывать новые связи, открывать новые приемы, приходить к решению новых задач» 6.
Работа над решением репродуктивных задач подготавливает студентов к решению задач продуктивных, способствует актуализации знаний, необходимых для решения последних, активизирует эти знания, готовя их к тем возможным вариантам комбинирования, которые обучаемые будут применять в ходе поиска нового решения продуктивной задачи. При решении репродуктивной задачи принцип решения используется в соответствии с типовым вариантом задачи, он неизменен, нужно лишь найти в задаче сходство с типовым образцом.
Добиться не только репродукции знаний, но и развития творческого мышления можно при такой организации деятельности курсантов, когда целью проведения учебных занятий будет не только решение репродуктивных задач, но и разработка нового технического решения в процессе включения курсантов в учебно-творческую деятельность путем прогнозирования ситуаций нового вида и формулирования на этой основе новых творческих задач в области профессиональной деятельности (например, прогнозирование чрезвычайных ситуаций и поиск их решений).
При разработке комплекса профессионально ориентированных учебно-творческих задач мы опирались на подходы, апробированные Н. Ю. Посталюк, основная идея которых заключается в том, что система учебно-познавательных задач подбирается особым образом: чтобы в результате их решения формировалось бы то или иное интеллектуальное качество, присущее творческому стилю деятельности 7 .
С учетом изложенного был подобран адекватный тип профессионально ориентированных учебнотворческих задач, решение которых способствует становлению определенных свойств творческой личности (табл.).
Таблица. Комплекс профессионально ориентированных учебно-творческих задач
Этапы педагогического управления процессом обучения специальным дисциплинам Процедуры творческой деятельности (интеллектуальные умения) Тип учебно-творческих профессионально ориентированных задач Метод проведения занятия
Формирование мотивационно-творческой активности студентов Осознание структуры объекта Поиск решения или способа решения на основе известных алгоритмов Творческие задания 1-го типа: Задачи на обнаружение и опровержение ошибок Объяснительно-иллюстративный метод Репродуктивный метод
Ориентация творчества студентов на сферу профессиональной деятельности Видение новых функций предмета Видение новой проблемы в знакомой ситуации Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в ситуации нового вида Самостоятельное открытие способов решения конкретно-практических и теоретических задач Творческие задания 2-го типа: — задачи «скрытого вопроса» — задачи с «недостающей» информацией — задачи, не имеющие определенного законченного ответа Игровое моделирование Метод конкретных ситуаций Мозговой штурм Обратный мозговой штурм
Объективизация профессионального творчества будущих специалистов Включение объекта в новые связи Прогнозирование ситуаций нового вида и формулирование на этой основе новых творческих задач в области профессиональной деятельности Творческие задания 3-го типа: — задачи на прогнозирование чрезвычайных ситуаций — задачи по разработке творческих решений по выходу из ситуаций нового вида Мозговой штурм Обратный мозговой штурм Метод «антидиверсионно-го подхода»
Задания, на основе которых происходят осознание структуры объекта и поиск решения (или способа решения) на базе известных алгоритмов — это задачи на обнаружение (опровержение) ошибок и на построение плана решения.
Видение новых функций предмета и новой проблемы в знакомой ситуации, самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в иную ситуацию формируются, если обучаемый поставлен в такие условия, когда в процессе решения задачи он вынужден сам формулировать проблему. Это могут быть задачи со «скрытым вопросом», с «недостающей информацией» или не имеющие определенного законченного ответа.
Становление таких интеллектуальных умений, как прогнозирование ситуаций нового вида и формулирование на этой основе новых творческих задач в области профессиональной деятельности, происходит не только при решении задач на прогнозирование чрезвычайных ситуаций, но и при разработке творческих решений, направленных на выход из ситуаций нового вида.
Преобразование традиционной стандартной задачи, построенной на учебном материале одной из специальных дисциплин, в творческую и профессионально ориентированную производится с использованием эвристических методов, позволяющих найти и описать возможную неблагоприятную, проблемную ситуацию в сфере профессиональной деятельности.
Осмысление возможной чрезвычайной ситуации нового вида активизирует познавательную деятельность студентов, преобразуя ее в поисковую (творческую) деятельность, повышает уровень креативности обучающихся.
В ходе этого процесса формируется умение будущих инженеров пожарной безопасности свободно переходить из теоретического плана познавательной и учебно-творческой деятельности в практический срез и обратно. В данном случае традиционные и профессионально ориентированные учебно-творческие задачи применяются в комплексе.
При постановке творческой задачи в большинстве случаев имеется явное или скрытое указание на противоречие следующего вида: явление происходит (или не происходит), в то время как, по имеющимся представлениям, должно быть наоборот. Решить творческую задачу — значит снять это противоречие, выяснить, в чем наши представления ошибочны. Наиболее эффективно будет применение эвристического приема 8, называемого обращением исследовательской задачи (Г. С. Альт-шуллер, М. М. Зиновкина и др.). Он заключается в том, что вместо основного вопроса: «Как это явление объяснить?» — задается вопрос: «Как это явление получить?» Происходит превращение исследовательской или познавательной задачи в творческую профессионально ориентированную, в результате решения которой получают одну или несколько гипотез, подлежащих дальнейшей проверке в целях подтверждения или отклонения.
При подготовке специалистов к творческой деятельности в чрезвычайных нестандартных ситуациях так называемый прием обращения задачи может быть модифицирован для прогноза возможного выявления скрытых дефектов в деталях и конструкциях, скрытых недостатков в технологических процессах (как действующих, так и на стадии их проектирования). Эту модификацию мы назвали антидиверсионным методом. Сущность последнего заключается в том, что при анализе конструкции (или технологии) задается вопрос: «Как этот объект может быть испорчен (по злому умыслу или по стечению неблагоприятных обстоятельств природного, технологического или организационного свойства)?» Это формирует у студентов умение не только предвидеть и предпринять меры защиты от возможной диверсии (ймешо (лат.) — отклонение), но и определить, осуществляется ли она преднамеренно или непреднамеренно, исходит от человека либо природных (или технических) объектов. Если возможные способы порчи объекта найдены, то решается задача, как этого не допустить.
Подобное изменение содержания и методов образования повышает эффективность подготовки специалистов ГПС МЧС России. Использование «анти-диверсионного метода» в сочетании с известными эвристическими методами (прямой и обратный мозговой штурм, синектика) заставляет студентов искать слабые и уязвимые места изучаемого объекта, что позволяет более глубоко вникнуть в суть вопроса. Ведь если будущие специалисты заранее поймут, как объект может быть «испорчен», то они смогут принять меры к недопущению этого, а в случае реальной чрезвычайной ситуации нового вида будут готовы к ее разрешению не только в теоретическом, но и в деятельностном плане, т. е. у них будет сформирована компетенция, необходимая для этого аспекта профессиональной деятельности.
Приведенная структура творческого задания, включающего учебную задачу и творческую, составленную на ее основе (в идеале самим курсантом), была использована для разработки сборника задач и методического пособия по выполнению учебнотворческих профессионально ориентированных заданий.
Рассмотрим этапы педагогического управления процессом обучения специальным дисциплинам (см. табл.). На этапе формирования мотивационнотворческой активности студентов усилия преподавателей были сконцентрированы на пробуждении интереса к новому для студентов виду учебно-творческой деятельности. Задача преподавателя заключалась в создании эффекта творческой самостоятельности. Педагог, не акцентируя внимания обучающихся на своей педагогической поддержке, с помощью наводя-
щих вопросов, поощрений помогал прогнозировать чрезвычайную ситуацию, сама возможность которой вызывала удивление и интерес обучаемых, активизировала их учебную деятельность. Удовольствие от выполненной работы, уверенность в возможности решения творческой задачи, признание коллектива — все это побуждало учащихся повторить достигнутый успех.
На втором этапе ориентации творчества курсантов на сферу профессиональной деятельности необходимо закрепить положительный настрой путем усложнения творческих заданий и увеличения объема самостоятельной работы, направленной на умение работать в ситуации нового вида. Педагоги помогали студентам осознать актуальность задач, ориентированных на предстоящую профессиональную деятельность, давали примеры из практики, проводя аналогию между учебными ситуациями и реальными событиями. Важную роль сыграли и организованное взаимодействие педагогов смежных дисциплин, разработка учебно-творческих ситуаций на основе использования межпредметных связей.
Были внесены изменения и в формы проведения занятий. Педагог, исходя из возможностей группы, выбирал оптимальную (для развития творчества курсантов) форму проведения занятия по специальной дисциплине. В зависимости от состава, физического состояния и настроя группы (это обусловлено спецификой учебных заведений МЧС, в том числе несением службы) в структуру занятия включались мозговой штурм, мини-исследования по ходу решения творческого задания, ролевые игры. Педагоги поощряли креативность студентов и их способность обоснованно отстаивать предложенное решение, нести ответственность за него.
На третьем этапе объективизации профессионального творчества будущих специалистов, когда у курсантов уже сформирован опыт творческой деятельности в учебных ситуациях нового вида, им предложено самостоятельно разработать творческое задание. Такая учебная работа позволяет расширить поле познавательной деятельности и обеспечить свободу мыслительной, которая предполагает наличие у студентов знаний по изучаемой дисциплине, развитые и активные креативные способности, сформированное умение мыслить и действовать в нестандартных ситуациях. Суммируя все полученные знания и навыки, используя умение творчески мыслить и самостоятельно моделировать проблемную ситуацию, студенты (в процессе самостоятельной разработки творческого задания) переносят свой творческий потенциал и личностную креативность в область предстоящей профессиональной деятельности.
На завершающем этапе происходит преобразование субъективной творческой деятельности сту-
дентов в их объективное творчество: предложенные ими задачи и варианты их решения, как правило, соответствуют высокому уровню новизны и характеризуются общественной и профессиональной значимостью. Это свидетельствует об эффективности использования разработанного комплекса мер по совершенствованию содержания, методов и средств развития профессионального творчества курсантов в процессе изучения специальных дисциплин, по организации их творческой деятельности на основе прогнозирования ситуаций нового вида, разработки и решения новых творческих задач в области профессиональной деятельности.
1 Сериков В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С.16-20.
2 Вяткин Б. А., Ковтун Е. В. Стиль деятельности в экстремальных условиях как эмерджентное свойство интегральной индивидуальности руководителей тушения пожаров // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1. С. 3-7.
3 Тулькибаева Н. Н., Бухарова Г. Д., Большакова З. М. Понятия и систематизация различных способов классификации задач // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. Екатеринбург, 1996. С. 251 ; Тулькибаева Н. Н., Усова А. В. Методика обучения учащихся умению решать задачи : учеб. пособие к спецкурсу. Челябинск, 1981. 87 с. ; Троицкая Л. М. Педагогические условия подготовки будущих военных специалистов к применению естественнонаучных знаний для выполнения профессионально-ориентированных задач : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2006. 24 с.
4 Троицкая Л. М. Указ. соч. С. 12.
5 Новоселов С. А. Развитие технического творчества в учреждениях профессионального образования: системный подход. Екатеринбург, 1997. 371 с.
6 Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. 147 с.
7 Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань, 1989. 204 с.
8 Альтшуллер Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. Петрозаводск, 1980. 224 с. ; Зиновкина М. М. Теоретические основы целенаправленного формирования творческого технического мышления и инженерных умений студентов : учеб. пособие. М., 1987. 83 с.