УДК 378.635.5:378.147 ББК Ц909р30-2
Гузанов Борис Николаевич
доктор технических наук, профессор заведующий кафедрой металлургии, сварочного производства и методики профессионального обучения Российский государственный профессионально-педагогический университет
г. Екатеринбург Пустовалова Екатерина Игоревна старший преподаватель кафедра организации надзорной деятельности Уральский институт ГПС МЧС России г. Екатеринбург Guzanov Boris Nikolaevich Doctor of Technical Sciences, Professor Head of Department metallurgy and welding engineering and technical education methods Russian State Vocational Pedagogical University Ekaterinburg Pustovalova Ekaterina Igorevna Assistant professor Department of supervisory activities organization Ural State Fire Service Institute of Emergency Situations Ministry of Russia
Ekaterinburg [email protected] Практико - ориентированный подход к подготовке специалистов ГПС МЧС России при изучении специальных дисциплин на основе применения
компетентностных задач Practically-oriented approach to the preparation of the specialists of the state fire service of the emergency ministry of Russia in the process of studying special disciplines based on the application of competency-based tasks В статье рассмотрены особенности активизации познавательной деятельности курсантов вуза МЧС при включении в содержание учебного материала специально разработанного модуля на основе комплекса интегрированных компетентностных задач, позволяющего обучаемым самостоятельно формировать профессионально значимые качества.
This article considers the peculiarities of stimulating the cognitive activity of the cadets of the higher educational institution of the Emergency Ministry with incorporation a specially designed module of competency-based tasks into the educational material allowing the students to develop professionally important qualities.
Ключевые слова: специалист МЧС, компетентность, опыт, проблемная ситуация, активизация, деятельность, самостоятельная работа.
Key Words Emergency Ministry Specialist, competency, experience, problem situation, stimulation, activity, independent work.
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий
перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у него определенных навыков самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной производственной ситуации. Формирование такого умения происходит в течении всего периода обучения и предполагает способность выпускника на выходе из учебного заведения решать любые профессиональные задачи на уровне своей квалификации, иметь собственный опыт успешного преодоления разнообразных жизненных проблем во многих социальных сферах. Все это потребовало значительной модернизации отечественного образования, важнейшим элементом которой можно считать построение его на компетентностной основе. Основная идея подобного подхода, как отмечают многие авторы [1,2], заключается в том, что основным становится не просто постоянное, причем в ряде случаев чрезмерное увеличение объема знаний, а приобретение разностороннего опыта профессиональной деятельности.
Следует заметить, что на сегодняшний день компетентностный подход уже является действующей технологией образовательного процесса и постепенно переходит из стадии обсуждения в стадию практической реализации. Во многих образовательных организациях различной профессиональной направленности не только анализируются, но и активно разрабатываются современные программы, содержание, методы, формы обучения и контроля, способствующие созданию определённого образовательного пространства, важнейшей функцией которого является активизация познавательной деятельности. Весь смысл подобных преобразований заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельного решать проблемы в различных сферах и видах деятельности
на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт у обучающихся[3].
Существуют различные способы активизации учебно-познавательной деятельности, однако наиболее приемлемым при подготовке специалистов инженерно-технических специализаций можно считать направление, связанное с применением новых технологий деятельностного типа, приобретением опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций [4]. С этих позиций весьма перспективным способом организации и подачи учебного материала, позволяющим с определенной степенью приближения моделировать конкретную производственную ситуацию, выступает специально сконструированная компетентностная задача. Мы полагаем, что компетентностную задачу необходимо рассматривать как особую образовательную форму, в рамках которой вполне возможно на требуемом уровне формировать профессионально значимые компетенции (ПЗК) специалиста в соответствии с выбранным профилем обучения.
Однако здесь необходимо учитывать, что в общем виде подобные задачи должны разрабатываться на основе межпредметного содержания и быть направленными на овладение способами действия. В противном случае содержание задачи не создает системное восприятие какой либо производственной или научной проблемы и не обеспечивает комплексное владение знаниями и умениями. Более того, практикой установлено, что даже если студент достаточно хорошо осваивает в отдельности каждую из изучаемых дисциплин специалитета, то это еще не гарантирует ему достижение требуемого квалификационного уровня в целом[5]. По-видимому, реализация технологии компетентностных задач позволит выводить обучаемых на уровень формирования ПЗК только в том случае, когда содержание этих задач базируется на основе интегративного междисциплинарного взаимодействия.
Все сказанное имеет решающее значение при подготовке кадров Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России. Для них основным условием обучения является формирование профессионального опыта уже непосредственно во время изучения специальных профессиональных дисциплин учебного плана. Это обусловлено тем, что курсанты вузов МЧС параллельно с получением высшего инженерного образования проходят службу, связанную с выполнением задач по спасению людей, предупреждению и тушению пожаров, ликвидаций чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с этим, при подготовке конкурентно способного специалиста пожарной безопасности исключительно важным необходимо считать не столько формирование определенных знаний и умений в области специальных дисциплин, сколько организацию обучения за счет включения в учебный процесс современных методов дидактического обеспечения проектной деятельности при выполнении практических работ.
В подобных условиях весьма продуктивным средством дидактического обеспечения является применение в учебном процессе специально разработанного и адаптированного к специальной дисциплине комплекса практико-ориентированных компетентностных задач. Основным условием эффективности в этом случае является когнетивно-целевой подход к организации учебного процесса, согласно которому содержание и технологию обучения необходимо ориентировать на систему частных и конечных целей [11]. Будущий специалист в области пожарной безопасности должен научиться решать задачи, стоящие перед органами государственного пожарного надзора, чтобы знать и уметь осуществлять профессиональную деятельность по анализу ситуаций, организовывать взаимодействие специалистов различного профиля, ставить перед ними задачи, адекватно реагировать и оценивать результаты.
В связи с этим, при обучении подобных специалистов особо следует обращать внимание на методику преподавания того или иного предмета с учетом его значимости в системе обеспечения пожарной безопасности. Очень
важно, чтобы каждая из дисциплин учебного плана, имея собственную направленность, вносила определенный вклад в общее профессиональное образование курсантов, причем соблюдая при этом основной принцип, когда учить надо не предмету, а специальности. Кроме того, целесообразно придерживаться целенаправленной ориентации всех учебных дисциплин на развитие личностных и профессиональных качеств будущего специалиста. В частности, структурно-функциональный анализ подготовки в вузах МЧС показал, что формирующая роль в этом процессе отводится дисциплине «Государственный пожарный надзор» [7].
В Уральском институте ГПС МЧС России для более успешного изучения данной дисциплины был разработан и внедрен в условиях самоподготовки учебно-методический комплекс дидактического сопровождения проектной деятельности курсантов при выполнении практико-ориентированных заданий. В целом, использование активных методов обучения в процессе самостоятельной работы позволяет воздействовать не только на внешний поведенческий уровень курсантов, но и на внутренний, играющий определяющую роль в отношении к процессу формирования ПЗК и дальнейшему становлению специалиста-профессионала. Данные методы обеспечивают формирование умений самостоятельно критически мыслить, использовать теоретические знания в профессиональных целях, рефлексии, способности к коммуникативному партнерству, то есть всего того, что и составляет ПЗК инженера пожарной безопасности.
Необходимость предоставить курсантам возможность овладеть современными знаниями и получить хорошую практическую подготовку в процессе обучения требует создание определенных педагогических условий, которые позволили бы им мысленно поставить себя в ту или иную профессиональную ситуацию, выявить обстоятельства, при которых наиболее результативно протекает предполагаемая деятельность специалиста и достигаются планируемые ре-
зультаты. Одним из таких активных методов обучения, как было показано выше, является решение интегративных компетентностных задач.
В нашем случае под компетентностной задачей в профессиональной подготовке специалистов МЧС мы понимаем целенаправленную деятельность курсантов по разрешению проблемных ситуаций в части предупреждения и тушения пожара. Ключевым моментом в определении компетентностной задачи является выявление и разрешение проблемной ситуации.
Проблемная ситуация представляет собой целостный функционирующий объект процесса обучения, в котором на уровне диалектической взаимосвязи находятся конкретная компетентностная задача, конкретный уровень познавательной деятельности курсантов и конкретный метод преподавания. Степень открытости и активности преподавателя в поисковой работе курсантов, а также количество вопросов определяют форму организации учебного процесса: как индивидуальную, групповую или коллективную. При разработке компетентно-стных задач используют многообразие обстоятельств и условий протекания различных видов деятельности будущих специалистов пожарной безопасности. К ним можно отнести следующие ситуации:
— по месту возникновения и протекания пожара;
— по степени проективности рассматривают преднамеренно созданные естественные или стихийные условия, ведущие к пожару;
— по степени оригинальности применяются стандартные, нестандартные и оригинальные;
— по характеру заложенного противоречия расматривают конфликтные, бесконфликтные и критические;
— по предметной направленности выделяют дисциплинарные и междисциплинарные.
С учетом собственного опыта и анализа подобной деятельности, представленной в работах [8-10], нами спроектирован комплекс компетентностных задач, в основу которого заложено единство всех компонентов профессиональ-
ной подготовке курсантов вузов МЧС, включающий компетенции, знания, умения, навыки самостоятельной работы и ПЗК. В зависимости от видов будущей практической деятельности компетентностные задачи ориентированы на решение надзорно-профилактических, организационно-управленческих и ряда других профессиональных умений и навыков. По степени охвата областей предметных знаний задачи реализуют как дисциплинарный, так и междисциплинарный характер, а по уровню осуществления практической деятельности мы выделили квалификационные, функциональные и операционные компетентност-ные задачи.
Компетентностью квалификационные задачи разработаны на основе требований ФГОС ВПО к некоторым основным видам деятельности специалиста ГПС МЧС России, охватывают содержание одного или нескольких профессиональных модулей, а также служат основой для разработки функциональных и операционных задач. Компетентностные функциональные задачи разработаны согласно содержания нескольких учебных дисциплин и отражают основные функции деятельности будущего инженера пожарной безопасности. Комптент-ностные операционные задачи также разработаны на основе содержания ряда учебных дисциплин специалитета, однако включают уже возможные нештатные производственные ситуации и требуют принятия креативных решений.
Процесс решения любой задачи подчиняется алгоритмической деятельности, представляющей собой определенную систему операций по строго заданным правилам, которые после последовательного их выполнения и приводят к решению поставленной задачи. Подобный подход позволил нам систематизировать алгоритм решения компетентностной задачи в виде следующих последовательно выполняемых этапов:
— знакомство с условием задачи;
— определение стратегии решения задачи;
— выявление определенных связей и зависимостей между заданными условиями;
— установление существенных особенностей связей и меры их различий;
— выделение частных операций на основе имеющихся связей между заданными условиями;
— анализ (сравнение с эталоном) в поиске решения задачи;
— реализация аналитически разработанного способа решения задачи;
— получение результата и его соотнесение с условием задачи;
— рефлексивный анализ решения задачи.
Разработанный комплекс компетентностных задач в профессиональной подготовке курсантов по уровню сложности разделены на три уровня: репро-
и Ч_* т-ч V-/ /—1 ч_*
дуктивный, поисковый и креативный. Репродуктивный, наиболее типичный уровень, связан с выполнением задания по образцу и служит для закрепления умений и навыков, в то время как поисковый связан с активным применением разнообразных алгоритмов в решении компетентностной задачи. Наиболее продвинутый, креативный уровень, требует от курсанта овладения творческими, эвристическими способами решения компетентностных задач, условия которых содержат неопределенность и часто скрытый смысл[11].
В табл. 1 представлены критерии оценки формирования ПЗК курсантов по уровням их развития, уровням знаний, умений и типам самостоятельных работ.
Таблица 1
Критерии оценки формирования п] рофессионально значимых качеств курсантов
Уровни развития профессионально значимых качеств Уровень знаний и умений курсантов Типы самостоятельных работ Критерий оценки
Репродуктивный Недостаточное знание круга профессиональных задач, основных источников профессиональных знаний; способов получения необходимой информации; Выполнение аналоговых действий производственно-технологической Репродуктивные самостоятельные задания на узнавание объектов защиты. Комплексные репродуктивные самостоятельные задания на применение знаний в учебно-практических условиях Низкий уровень знаний об изучаемых объектах защиты и их применение на практике. Недостаточно развиты навыки наблюдения за пожарной безопасностью объектов защиты. Недостаточно сформированы коммуникативные умения. Низкий уровень готовности к риску при проведении
Уровни развития профессионально значимых качеств Уровень знаний и умений курсантов Типы самостоятельных работ Критерий оценки
деятельности по образцу плановых и внеплановых мероприятий по надзору. Не сформированы навыки рефлексии
Поисковый Знание основных задач по направлениям профессиональной деятельности, основных источников профессиональных знаний; интерпретация известных способов выполнения пожарно-профилактической работы Частично-поисковые и поисковые самостоятельные задания, связанные с проникновением в сущность проведения профессиональных мероприятий по пожарному надзору Более высокий уровень знаний профессиональной подготовки. Формирование некоторых умений наблюдательности за противопожарном состоянии объектов защиты, коммуникативности, умения адаптироваться в новых условиях для решения пожарно-профилактических задач. Формирование готовности к риску и рефлексивности в оценке проблем противопожарной безопасности объектов защиты
Креативный Глубокие знания основных источников профессиональных знаний; владение кругом профессиональных задач; умения и навыки творческой деятельности, создание новых технологий производственной деятельности Творческие самостоятельные задания по проблемам надзорной деятельности в области пожарной безопасности Выработаны устойчивые мотивы к профессии; развиты навыки профессионального общения; сформированы навыки профессиональной мобильности; сформирована готовность к риску и принятию управленческих решений; а также рефлексивность в оценке действий специалиста пожарной безопасности
Решение задач позволило в группах соответствующим образом оценить достигаемые результаты. Уровни развития профессионально значимых качеств представлены на рис. 2.
Рефлексивность Мобильность Готовность к риску Наблюдательность Коммуникативность Профессиональные знания и умения
0 1 2 3 4 5
Рис. 2. Оценка уровня развития ПЗК Результаты начального среза контрольных и экспериментальных группах совпадают, а результаты контрольного среза имеют различия на поисковом и креативном уровнях. Таким образом, использование в процессе практико-ориентированного обучения разработанных с учетом будущей профессиональной деятельностью компетентностных задач позволяет курсантам формировать профессионально значимые качества при самостоятельном изучении специальных дисциплин. Кроме того, при решении подобных задач развивается мотива-ционная активность, что максимально приближает содержание и способы обучения к будущей профессиональной деятельности курсантов.
Библиографический список
1. Королькова С.А. Компетентностный подход в профессиональном обучении / С.А Королькова // Вестник Волгоградского Государственного Университета. Серия 6. Вып.11.2009. С. 29-33.
2. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим [Электронный ресурс] / Е.О. Иванова // ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС». 2007. 30 сентября. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm (дата обращения 02.05.2014).
3. Гузанов Б.Н., Кривоногова, А.С. Профессиональный опыт в структуре содержания образования // Опыт как важнейшая составляющая социализации субъектов образовательного процесса : материалы международ. науч.-практич. конф., , 28-29 апреля 2010 г., Саратов. - Саратов: ООО «Издат. Центр «наука», 2010. - Ч. 1. - С. 167-172.:
4. Исаева Н.А. Проектирование компетентностных задач как основа практико - ориентированного подхода к обукчению в школе и вузе / Н.А Исаева // Начальная школа плюс до и после. 2013. - № 5. - С. 71-76
5. Янущик О.В., Шерстнёва А.И., Пахомова Е.Г. Контекстные задачи как средство формирования ключевых компетенций студентов технических специальностей // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6; URL: www.science-education.ru/113-11709 (дата обращения: 03.05.2014).
□ ЭГ
□ КГ
ж.
6. Грешных А.А., Бунаков М.Ю., Скачков А.В. Педагогическая модель формирования профессиональной компетентности в вузах МЧС России. //Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.-2011.№3.-С113-119
7. Мокроусова, О. А. Организационные формы учебных занятий, направленные на реализацию подготовки курсантов к надзорно-профилактической деятельности [Текст] / под ред. Г. Д. Бухаровой ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 2003. - Вып. 3, ч. 2. - С. 206-213.
8. Балл, Г. А. Теория учебных задач [Текст] : психолого-педагогический аспект. — М., 1990. — 250 с.
9. Шингарева, М. В. Учебные задачи в контексте компетентностного подхода [Текст] / Н. М. Жукова, М. В. Шингарева // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». - Вып. 6/1 (31). Теория и методика профессионального образования: науч. журнал / под ред. П. Ф. Кубрушко. - М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2008. - С. 27-30. (0,42 / 0,21 п.л.)
10. Эрганова Н.Е., Мигунова Г.Р. Возможности интегративно-технологических задач при реализации компетентностного подхода в профессиональном обучении // Образование и наука. 2011, - №3(82). - С.36-43.
11. Гузанов Б.Н., Карапузиков А.А. Формирование профессионального опыта будущих инженеров пожарной безопасности при решении практико-ориентированных задач // Новые технологии как инструмент реализации стратегии развития и модернизации в педагогике и др: материалы международной научно - практической конференции. - Сп-б.: Изд-во «КультИнформПресс», 2014. - С. 39-41
Bibliography
1. Korol'kova S.A. Competence approach in vocational training / S.A. Korol'kova // Bulletin of the Volgograd State University. Series 6. Issue 11.2009. Pp. 29-33.
2. Ivanova E.O. Competence approach in relation to the knowledge-oriented and cultural studies [electronic resource] / E.O. Ivanova // Internet magazine "Eidos". 2007. 30th September. Mode of access: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm (date accessed 05.02.2014).
3. Guzanov B.N., Krivonogova A.S. Professional experience in the education content structure // Experience as an important component of the socialization of educational process subjects: international scientific-practical. conf., April 28-29, 2010, Saratov. - Saratov: LLC "Publishing Center of "science", 2010 - Part 1. - Pp. 167-172.
4. Isayeva N.A. Designing competency objectives as the basis of practice - oriented approach to education in school and university / N.A. Isayeva // Elementary School plus before and after. 2013. - № 5. - Pp. 71-76.
5. Yanuschik O.V., Sherstnev A.I., Pakhomov E.G. Context tasks as means of key competencies formation of students of technical specialties // Modern problems of science and education. -2013. - № 6; URL: www.science-education.ru/113-11709 (date accessed: 03.05.2014).
6. Greshnyh А.А., Bunakov M.Y., Skachkov A.V. Pedagogical model of professional competence in highereducation Emercom of Russia// Bulletin of the Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia 2011.№3.-С113-119 P. 113-119
7. Mokrousova O.A. Organizational forms of training sessions aimed at preparing students for the supervisory and pro-galactic activity implementation [Text] / ed. G.D. Buharova; RSVPU. -Ekaterinburg, 2003. - Issue 3, part 2. - Pp. 206-213.
8. Ball G.A. Theory of learning tasks [Text]: psycho-pedagogical aspect. - M., 1990. - 250 p.
9. Shingareva M.V. Educational objectives in the context of the competence approach [Text] / N.M. Zhukova, M.V. Shingareva // Bulletin FSEIHPE "Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkina "- Issue 6/1 (31). Theory and a vocational training: scientific magazine / ed. P.F. Kubrushko. - M .: FSEIHPE MSAU, 2008. - P. 27-30. (0.42 / 0.21 pp)
10. Erganova N.E., Migunova G.R. Opportunities of integrative technological challenges in the implementation of competence-based approach in vocational training // Education and Science. 2011, - №3 (82). - Pp.36-43.
11. Guzanov B.N., Karapuzikov A.A. Formation of professional experience for future fire safety engineers in solving practical-oriented problems // New technologies as a tool to implement the strategy of development and modernization in pedagogy and others: International scientific -practical conference. - SP-B.: Publishing house "KultlnformPress", 2014. - Pp. 39-41