ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ТЕХНИКОВ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF TECHNICIANS FOR HIGH-TECH INDUSTRIES IN TERMS OF DUAL TRAINING
M.A. Шувалова
M.A. Shuvalova
Среднее профессиональное образование, дуальное обучение, подготовка рабочих кадров, профессиональные компетенции.
В статье изложены материалы исследования результативного формирования профессиональных компетенций техников высокотехнологичной отрасли в условиях дуального обучения. Описываются новые подходы к подготовке высококвалифицированных рабочих для промышленных лидеров высокотехнологичных отраслей на примере проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края, на основе дуального образования в области машиностроения». Определена структура профессиональных компетенций техников высокотехнологичной отрасли.
Vocational secondary education, dual training, workforce training, professional competences. The article presents the data of the research on the effective formation of professional competences of technicians for high-tech industry in terms of dual training. It describes new approaches to the training of highly qualified workers for the industrial leaders of high-tech industries through the example of the project «Training of the workforce that meet the requirements of high-tech industries of the Krasnoyarsk territory, on the basis of dual education in engineering». The structure of professional competences of technicians for high-tech industry is identified.
В настоящее время в высокотехнологичных отраслях используются самые передовые технологии, обеспечивающие интенсивные темпы роста наукоемких процессов. В связи с этим при подготовке кадров для данной отрасли необходимы высококвалифицированные специалисты нового поколения - специалисты, выдвигающие новые идеи, реализующие новые проекты на практике, работающие с новыми технологиями, новыми типами оборудования, владеющие междисциплинарными знаниями, способные постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Предприятия высокотехнологичных отраслей переходят к использованию нового поколения техники, новых материалов, технологий, оснастки, инструментов, информационных систем.
В связи с этим необходимы новые подходы к формированию профессиональных компетенций техника высокотехнологичной отрасли,
включающих в себя не только профессиональные знания и умения, но и практические навыки решения производственных задач, направленных на изготовление уникальных по точности изделий с использованием высокотехнологичного оборудования [Кольга, Шувалова, 2014в, с. 58].
Кроме того, следует отметить, что предприятия высокотехнологичной отрасли заинтересованы в наращивании кадрового потенциала работников с аналитическими и творческими способностями, инициативой, а также социальной ответственностью за результаты выполняемой работы на рабочих местах, оборудованных современной техникой.
Но подготовка современных техников высокотехнологичной отрасли в большинстве своем не удовлетворяет требованиям производства ввиду отсутствия у них профессиональных компетенций, необходимых для выполнения
<
m
Щ
I %
С и
о
ь
X
к
W m H
и
Рч
<
о ^
о о ^ h о Q
£
W H
S о
Рч
w
о §
X
«
«
и w
V
S
ь
l-ч
<с
ri w с
«
S Д
H
и
W PQ
актуальных технических задач при работе на высокотехнологичном оборудовании.
Совместно с работодателями нами был проведен анализ видов деятельности техников высокотехнологичных отраслей, работающих на высокотехнологичном оборудовании, определенных во ФГОС СПО, и современных требований промышленных лидеров, действующих на территории Красноярского края.
1. Разработка технологических процессов изготовления деталей машин.
2. Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения.
3. Участие во внедрении технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля.
4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих [ФГОС СПО, 2009, с. 3].
На основе проведенного анализа была разработана структура профессиональных компетенций техников высокотехнологичных отраслей (табл. 1). Она позволяет осуществить проверку сформированности профессиональных компетенций техников высокотехнологичной отрасли.
Таблица 1
Структура профессиональных компетенций техников высокотехнологичной отрасли
№ п/п Критерий Описание критерия
1 Мотивационно-ценностный Понимает сущность и социальную значимость профессиональной деятельности, проявляет устойчивый интерес к будущей профессиональной деятельности при изготовлении высокоточных изделий
2 Когнитивный Знает основы Единой системы конструкторской документации, правила, приемы, методы инженерной и компьютерной графики, способы получения заготовок, основ проектирования технологических процессов изготовления высокоточных сложных изделий, основы программирования для высокотехнологичного автоматизированного оборудования, основы систем автоматизированного проектирования технологических процессов изготовления сложных высокоточных деталей, приемы работы на высокотехничном оборудовании, основы диагностики данного оборудования
3 Деятельностный Выполняет 20- и ЗЭ-модели деталей различной сложности, быстро и четко читает чертежи, ЗЭ-модели высокоточных сложных деталей, осуществляет выбор оптимального способа получения заготовки для изготовления высокоточных сложных изделий, создает управляющие программы для изготовления высокоточных сложных деталей, разрабатывает технологические процессы изготовления деталей, характерных для высокотехнологичных отраслей в различных системах автоматизированного проектирования, изготавливает высокоточные сложные детали на высокотехнологичном оборудовании
Мотивационно-ценностный критерий показывает: понимает ли будущий техник высокотехнологичной отрасли сущность и социальную значимость профессиональной деятельности, проявляет ли устойчивый интерес к будущей профессиональной деятельности при изготовлении высокоточных изделий.
Когнитивный критерий позволяет оценить теоретическую подготовку будущих техников через проверку знаний: основ Единой системы конструкторской документации, правил, приемов, методов инженерной и компьютерной гра-
фики, способов получения заготовок, основ проектирования технологических процессов изготовления высокоточных сложных изделий, основ программирования для высокотехнологичного автоматизированного оборудования, основ систем автоматизированного проектирования технологических процессов изготовления сложных высокоточных деталей, приемы работы на высокотехничном оборудовании, основы диагностики данного оборудования.
Деятельностный критерий дает возможность определить владение современными тех-
нологиями работы на высокотехнологичном оборудовании, в частности определяет: может ли будущий техник выполнять 20- и 30-модели деталей различной сложности; быстро и четко читать чертежи 30-модели высокоточных сложных деталей, осуществлять выбор оптимального способа получения заготовки для изготовления высокоточных сложных изделий; создавать управляющие программы для изготовления высокоточных сложных деталей; разрабатывать технологические процессы изготовления деталей, характерных для высокотехнологичных отраслей в различных системах автоматизированного проектирования, изготавливать высокоточные сложные детали на высокотехнологичном оборудовании.
В ходе исследования нами были выделены показатели сформированности профессиональных компетенций техников высокотехнологичной отрасли по следующим уровням.
Низкий уровень. Характеризуется наличием механических знаний о действиях, относящихся к реализации профессиональной деятельности, слабая оценка знаний по дисциплинам учебного плана в целом. Выполняемые действия не полностью осознаны, целенаправленность действий непостоянна. Слабо развиты деятельност-ные навыки: низкая организованность, низкая организация поиска информации и представление ее с помощью различных средств; слабо выражены учебно-интеллектуальные умения (запоминание, обобщение, наблюдение, анализ, проектирование и моделирование). Плохо развито логическое мышление, многое понимается буквально. Действия ограничиваются механическим решением однотипных задач с отработанными решениями по жесткому алгоритму, используется малый спектр методов и средств. Преобладают внешние мотивы учебно-профессиональной деятельности.
Средний уровень. Характеризуется осознанностью выполняемых действий, рациональным их применением, удовлетворительными теоретическими знаниями. Когнитивный мотив имеет профессиональную направленность, студент понимает цели и результаты своей деятельности,
однако целенаправленность на самоанализ, саморазвитие, самосовершенствование сформирована не полностью. Преобладает совокупное логическое мышление. Действия целеноправле-ны на решение задач диагностического характера, предусматривающих выбор наилучшего варианта из нескольких, уже имеющихся и также заранее проработанных решений. Задачи, предполагающие коррекцию имеющегося алгоритма. Студент с таким уровнем сформированности профессиональных компетенций может работать как в коллективе, так и самостоятельно.
Высокий уровень. Характеризуется осознанным проектированием выполнения профессиональных видов деятельности с учетом различных аспектов; наличием высоких теоретических знаний по изучаемым дисциплинам основной образовательной профессиональной программы. Высоко развиты деятельностиые умения: организованность, рациональное, грамотное оперирование информацией с разнообразными техническими средствами, оптимальное применение учебно-интеллектуальных навыков. Сформированы направленность на саморазвитие, самосовершенствование, профессиональная рефлексия. Среди решаемых задач преобладают задачи эвристического нешаблонного типа, требующие инициативного подхода, поиска новых решений. Хорошо выражены профессиональный характер действий, а также устойчивая профессиональная мотивация.
Для формирования профессиональных компетенций, описанных в разработанной нами структуре, необходимы новые подходы к подготовке техников высокотехнологичной отрасли. Возникает необходимость создания современных педагогических моделей подготовки техников высокотехнологичных отраслей в реальных производственных условиях, на реальных производственных местах. Именно этими обстоятельствами определяется поиск новых подходов к подготовке техников для флагманов промышленного производства в высокотехнологичных отраслях экономики [Кольга, Шувалова, 2014а, с. 135].
Одним из таких подходов является дуальное образование. Дуальное образование - это
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
не просто практико-ориентированная образовательная технология, а иной, более мобильный способ взаимодействия двух систем: образования и производства, позволяющий сократить дисбаланс между классическим образованием «на перспективу» и актуальными требованиями высокотехнологичной отрасли. При этом меняется сам подход: внедряется система с элементами дуального (практико-ориентированного) обучения, предусматривающая баланс теории и практики, развитие института наставничества. Знания студент получает в учебном заведении, а навыки и компетенции - на высокотехнологичном предприятии, где планирует работать в будущем. Все виды практик согласуются с реальным производством, обеспечивая процесс подготовки техников доступом к современным технологиям изготовления высокоточных изделий непосредственно на рабочих местах. Открывается возможность для повышения качества обучения и сокращения периода последующей адаптации выпускника - будущего специалиста - к месту работы [Кольга, Шувалова, 2015].
В проводимом исследовании нами выявлено, что основным фактором обеспечения качества среднего профессионального образования является адекватность результата в соответствии с существующими потребностями
рынка труда и технического прогресса. Установлено, что обучение в условиях дуального образования будет способствовать формированию широкого диапазона навыков и профессиональных компетенций, которые позволят будущим специалистам успешно осуществлять различные виды профессиональной деятельности в рамках профессии / специальности. Поэтому необходима ориентация среднего профессионального образования на взаимодействие с промышленными предприятиями по рациональной организации учебно-производственного процесса будущих техников для формирования их профессиональных компетенций [Коль-га, Шувалова, 20146, с. 68].
Формирование профессиональных компетенций техников высокотехнологичной отрасли в условиях дуального обучения результативно в специально организованном педагогическом процессе, созданном совместно с работодателями, что проверено экспериментальным путем и представлено в табл. 2. Проверка профессиональных компетенций техников высокотехнологичной отрасли осуществлялась по мотивационно-ценностному, когнитивному и деятельностному критериям в соответствии с уровнями сформированности (низкий, средний, высокий).
Таблица 2
Мотивационно-ценностный критерий Когнитивный критерий Деятельность^ критерий
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Н С В Н С В Н С В Н С В Н С В Н С В
Начало эксперимента 37 40 23 37 41 22 40 40 20 41 39 20 38 42 20 36 43 21
Конец эксперимента 20 47 33 6 53 41 30 43 27 8 52 40 23 47 30 7 54 39
Результаты сформированности профессиональных компетенции техников высокотехнологичной отрасли, в %
Данные показывают, что к концу проведения экспериментальной работы в экспериментальной группе значительно снизилась доля техников с низким уровнем сформированности всех критериев профессиональных компетенций, при этом существенно возросла доля техников с высоким уровнем сформированности всех критериев профессиональных компетенций. В контрольной группе эти показатели значительно ниже. Полученные данные доказывают результативность процесса формирования профессиональных компетенций техников высокотехнологичной отрасли в условиях дуального обучения за счет целенаправленно организованного учебно-производственного процесса.
Таким образом, формирование профессиональных компетенций техника высокотехнологичной отрасли в условиях дуального обучения будет результативным при создании специально организованного педагогического процесса, созданного совместно с работодателями, активизирующего образовательные практики и обеспечивающего приобщение студентов к профессиональной деятельности в процессе обучения.
Список сокращений
1. ФГОС СПО - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.
Библиографический список
1. Кольга В.В., Шувалова М.А. Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края на основе дуального образования в области машиностроения. Современные концепции научных исследований: матер. IV Межд. науч.-практич. конф. 25 июля 2014. М.: Евразийский союз ученых, 2014а. № 4. С. 134-136.
2. Кольга В.В., Шувалова М.А Подготовка специалистов в системе дуального образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 20146. № 3 (29). С. 66-69.
3. Кольга В.В., Шувалова М.А. Подготовка техников высокотехнологичной отрасли в рамках дуального образования. М. Наука: теория и практика - 2014: матер. X Межд. науч.-практич. конф. Пшемысль: Nauka i studia, 2014B. С. 58-61.
4. Кольга В.В., Шувалова М.А. Современные модели дуального образования техников высокотехнологичной отрасли // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: www.science-education.ru/121-18103 (дата обращения: 25.03.2015).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 151901 Технология машиностроения.
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м