производства...»1, приведенные историко-этнографические сведения, собранные в Худжанде, свидетельствуют о том, что нормирование имело место и в том числе в кустарно-ремесленной обработке дерева.
Таким образом, наличие нескольких ремесленных цехов в отраслях обработки дерева, живучесть трехчленной системы производственных отношений, деятельность цеховых органов по контролю за производством, сбытом и бытом кустарей подтверждает их феодальный характер.
Ключевые слова: цеховые корпорации, деревообделочные цехи, «касаба», рисола, ремесленные кварталы, старшина, трехчленная система.
Key words: workshop corporation, wood-working workshop, workshop, thesis, craft quarters, senior, three stage system
Исомитдинов Дж.
Корпоративные отношения ремесленников - деревообделочников Худжанда на рубеже XIX -XX вв.
В данной статье автор рассматривает причины возникновения и порядок функционирования ремесленных цехов в Худжанде конца XIX - начала XX веков в области промыслов по обработке дерева, объясняет значение термина «касаба» -«цех», который являлся корпорацией мелких промышленников -товаропроизводителей, защищавшей их экономические интересы и социальные притязания по регулированию производства и сбыта в условиях феодального города. Делается вывод о том, что наличие нескольких ремесленных цехов в отраслях обработки дерева, живучесть трехчленной системы производственных отношений, деятельность цеховых органов по контролю за производством, сбытом и бытом кустарей подтверждает их феодальный характер.
Isomitdinov D.
Corporative attitude towards Khujand wood-workers of late XIX and early XX
The author of the article investigates the causes of arising and functioning order of craft workshops in Khujand of late XIX and early XX in the field of wood-working, he explains the meaning of the term “kasaba” - “workshop” , which denotes corporation of small commodity producers, protecting their economic interests and social claim by regulation of producing and sale in the feudal city condition. He summarizes that existence of several craft workshops in the field of wood-working, availability of three stage productive system, the activity of workshop control bodies for production; sale and mode of life of crafters confirm their feudal character.
Ходжаева Мубина Джалоловна,-к.п.н., доцент кафедры русского языка ТГУПБП
1 Гаврилов М.Ф. О ремесленных цехах Средней Азии и их статутах - рисола. -Ташкент: Известия Средазкомстариса, 1928. - Вып. 3.-С.229.
ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ И НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ И ИХ ЗАКРЕПЛЕНИЕ В СФЕРЕ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Основным приоритетом государственной политики на современном этапе является переход к инновационному развитию, в котором конкурентные преимущества создаются благодаря подготовке высококвалифицированных кадров, обладающих творческим мышлением, способных к постоянному обучению и саморазвитию, включая раскрытие внутреннего потенциала личности. Развитие инновационного потенциала означает, прежде всего, инвестиции в формирование знания, которое непосредственно связано с уровнем образования.
На наш взгляд, инновационная сфера включает комплекс «наука -образование - инновации - производство», при этом наука не рассматривается как самостоятельный субъект, производящий и систематизирующий знания. В современной постиндустриальной экономике знание стало ориентироваться на осязаемый экономический результат, а образование - на потребности рынка труда. Наука и образование тесно взаимодействуют друг с другом и частично пересекаются, что соответствует их общей задаче обеспечения потребностей экономики и производства, использования новых знаний для создания новых продуктов и технологий, воспроизводства кадров для инновационной экономики.
В настоящее время широко обсуждается вопрос о привлечении молодежи в науку и закреплении в ней молодых кадров, разрабатываются концепции, предлагаются различные виды государственных мер. Но вопрос этот является только частью более общей проблемы реструктуризации научной сферы в соответствии с изменившимися экономическими и политическими условиями в стране. Имидж науки и престиж научной деятельности в глазах молодежи в последние годы упал: роль и
государственный статус, которые в настоящее время отводятся науке, не способствуют росту этого престижа.
На наш взгляд, с учетом общегосударственных интересов имеет смысл сосредоточить внимание не только на аспирантах и молодых специалистах, но и на школьниках и студентах младших курсов, поскольку именно в их среде возможно формирование нового отношения к науке. Они могут пойти в науку и остаться в этой сфере, если исследовательская деятельность будет достойно финансироваться, если для неё будет создана развитая научная инфраструктура и гибкая организация. Тогда можно рассчитывать и на сохранение научных школ, - а именно этот аргумент приводится обычно в пользу необходимости привлечения и закрепления молодежи в науке.
Подготовка будущей научной элиты возможна только при раннем приобщении школьников и студентов к исследованиям, при их знакомстве с тем, что представляет собой научная деятельность, в том числе и с её
социально-психологическими аспектами. Это важно не только для воспитания будущих ученых, но и для обеспечения качественного образования безотносительно к будущей сфере профессиональной деятельности.
Укажем ещё на одну положительную тенденцию в области развития науки и подготовки научных кадров. В настоящее время, в силу сложившейся социально-экономической ситуации, каждое отдельно взятое предприятие не в состоянии решить свои проблемы, связанные с проведением научных исследований и созданием наукоёмкой продукции. Поэтому можно констатировать начало процесса добровольной консолидации предприятий с целью формирования республиканского фонда поддержки науки, из которого финансируются научно-технические проекты и программы, отражающие интересы предприятий республики, в том числе и в стабилизации научнотехнического потенциала.
Для повышения эффективности подготовки научных кадров в Республике Таджикистан в период реформ необходимо: поставить её во главе научно-технической политики и развития научно-технического потенциала республики как самостоятельной социально-экономической и территориально-административной единицы государства в форме необходимого госбюджетного финансирования - эта проблема, очевидно, не может быть полностью решена. А без высококвалифицированных научных кадров невозможно создание и внедрение современных и перспективных технологий, конструкций, приборов и систем и т.д., которые составляют основу наукоёмкой продукции региона и определяют его научно-технический прогресс.
При формировании плана подготовки научных кадров необходимо учитывать как текущий спрос рынка труда, так и потребности региона в развитии перспективных научных направлений, которые должны обеспечить интенсификацию отдельных отраслей народного хозяйства республики.
Следует совершенствовать саму технологию подготовки научных кадров через аспирантуру, основанную на использовании новейших форм организации научных исследований на базе новейших технологий обучения и обмена научной информацией с использованием компьютерных сетей.
Целесообразно разработать меры по восстановлению разрушенных связей между вузовским, академическим и отраслевым секторами науки с целью объединения их усилий в решении неотложных научно-технических проблем региона.
Необходимы меры, направленные на уменьшение дисбаланса как по отдельным научным направлениям, так и по подготовке национальных кадров, по возрастным показателям, а также по территориальному распределению научных кадров.
Требует неотложного решения задача социальной защиты молодых учёных и их семей.
Решение этих и многих других социально-экономических проблем позволит Республике Таджикистан подготовить условия для преодоления кризисной ситуации, сложившейся в области науки и образования, и будет способствовать стабилизации экономического развития в республике.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, внутренний потенциал, инновационная экономика, наукоёмкая продукция, реструктуризация научной сферы, молодежь в науке, консолидация предприятий, научно-технические проблемы.
Key words; competitive advantage, inside potential, innovational economy, scientific-capacious production, restructurization of scientific sphere, youth in science, consolidation of enterprises, scientific-technical problem.
Список использованной литературы:
1. Кусимов С.Т., Селиванов С.Т. Образование, наука, экономика. - Уфа, Вестник Академии наук РБ. - 1996. - том 1. № 1- С. 15-22.
2. Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2009. — 288 с.
3. Опыт подготовки высококвалифицированных физиков-исследователей в условиях базового факультета института РАН // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Инновации в образовании. 2000. - Вып. 1.
4. Якшибаев Р.А. Наука и образование - наше будущее // Ватан. № 20 (22), с. 4, август 1995 г.
Ходжаева М. Д.
Подготовка современных научных и научно-педагогических кадров и их закрепление в сфере науки, образования и высоких технологий
Автор статьи анализирует проблему перехода на государственном уровне к инновационному развитию, в котором конкурентные преимущества создаются благодаря подготовке высококвалифицированных кадров, обладающих творческим мышлением, способных к постоянному обучению и саморазвитию, включая раскрытие внутреннего потенциала личности. Развитие инновационного потенциала означает, прежде всего, инвестиции в формирование знания, которое непосредственно связано с уровнем образования. В современной постиндустриальной экономике знание стало ориентироваться на осязаемый экономический результат, а образование - на потребности рынка труда. По мнению автора, с учётом общегосударственных интересов имеет смысл сосредоточить внимание не только на аспирантах и молодых специалистах, но и на школьниках и студентах младших курсов, поскольку именно в их среде возможно формирование нового отношения к науке.
Khodjaeva M.D.
Training of modern scientific and scientific-pedagogical staff and their attachment in the sphere of science, education and technology
The author of the article analyzes a transition problem at the state level to innovative development, in which competitive advantage are created thanks to preparation highly-skilled personnel possessing creative thinking, capable to constant education and self-development, including disclosing the internal potential of personalities. The development of innivative potential means, first of all, investments into formation of knowledge, which is directly connected with educational level. In modern post-industrial economy the knowledge beganto guied by tangible economic result and formation on requierments of a labor market. According to the author, with account state interests it makes sense to concentratenot only to post-graduate students and young specialist, but also on schoolboys and students of the first years as in their environment formation of the new relation to a science is possible.