20. Семенов А.А. Нечто о среднеазиатских геммах, их любителях и собирателях (из воспоминаний прошлого) //Изв. ООН АН Тадж.ССР, вып. 14. - Сталинабад,1957.
21. Ставиский Б.Я., Маняхина А.И., Негматуллаева Е.Ю. Возникновение и развитие музейного дела в Таджикистане. 1917-1937. Музей, Художественные собрания СССР. Вып. 6. - М., 1986.
22. Таърихи Шахрухи. (История владетелей Ферганы). Сочинение Муллы Нияз Мухаммада ибн Ашур Мухаммада Коканди. Издана Н.Н.Пантусовым, Казань, 1885.
23. ЦГА РТ, ф. 1, оп. 1, л.1981, л. 3.
24. Эльчибеков К. «История Бадахшана» - как источник по истории Шугнана. - Душанбе, 1978.
Хамидов Дж.
Плеяда первых таджикских краеведов
Пробуждение национального самосознания среднеазиатских народов способствовало продвижению вперед и исторического краеведения. В познание исторического прошлого своих предков, изучение родного края подключились и энтузиасты из представителей коренных национальностей: Мулло Сангин, Абутохирходжа, Мирзо Абдулло Бухари и Мирзо Абдурахмон, Мухаммад Вафо, Мирзо Салимбек и Мирзо Абдулло, Толибходжа Абдумаликов и Акрам-полвон Аскаров, Файёз, Ходжи Юсуф и «Ходжи антика» и другие. Автор статьи на основании исторических источников даёт оценку и анализ их плодотворной деятельности по определению и уточнению мест древних памятников, их фиксации, отмечает роль русских учёных в изучении культуры Туркестана.
Khamidov J.
Galaxy of the first tadjik regional specialists
Awakening of national consciousness of the Central Asian people promoted advancement forward and historical study of local lore. Some enthusiasts from national representatives as Mullo Sangin, Abutohirhodzha, Mirzo Abdullo Buhari and Mirzo Abdurahmon, Muhammad Vafo, Mirzo Salimbek and Mirzo Abdullo, Tolibhodzha Abdumalikov and Akram-polvon Askarov, Fajyoz, Hodzhi Jusuf learned the historical past of the ancestors and were busy with studying of native land . The author of article on the basis of historical sources states an estimation and the analysis of their fruitful activity by definition and specification of places of ancient monuments, their fixings, marks a role of Russian scientists in studying of Turkestan’s culture.
Исомитдинов Джурабек Бобобекович,-
к.и.н., доцент кафедры истории таджикского народа и общественных наук ТГУПБП
КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РЕМЕСЛЕННИКОВ -ДЕРЕВООБДЕЛОЧНИКОВ ХУДЖАНДА НА РУБЕЖЕ XIX -XX ВВ.
К.Маркс и Ф.Энгельс в совместном труде «Немецкая идеология» основные причины возникновения цеховых корпораций ремесленников и кустарей сводили к следующему: «конкуренция постоянно прибывавших в город беглых крестьян; непрерывная война деревни против города, а следовательно, и необходимость организации городской военной силы; узы общей собственности на определенную специальность, необходимость в общих зданиях для продажи своих товаров - ремесленники были в ту пору одновременно и торговцами, - и связанное с этим недопущение в эти здания посторонних; противоположность интересов отдельных ремесел между собой; необходимость охраны с таким трудом усвоенного ремесла;
феодальная организация всей страны - таковы были причины объединения каждого отдельного ремесла в цехи»1.
В.И.Ленин выявил следующие тенденции проявления цехового духа в мелких занятиях: усиление конкуренции между кустарями в связи с расширением рынка и упадка их патриархального благоденствия, основанного на действительной монопольной позиции мелких товаропроизводителей; стремление любым способом индивидуально и коллективно остановить конкуренцию; из - за боязни конкуренции недопущение конкурентов в пределы своих районов производства и сбыта; упрочение своей позиции в качестве мелкого хозяина, имевшего
определенный круг потребителей и покупателей; склонность мелких ремесленников к сохранению секретов изобретения технических усовершенствований, сокрытие прибыльных занятий2.
Практически все названные факторы возникновения и функционирования ремесленных цехов в Худжанде конца XIX - начала XX веков в области промыслов по обработке дерева были еще действенными. Ремесленные цехи здесь назывались «касаба» (Ь-^)3. Этимологический анализ термина «касаба» (букв. «кустари» - Ж.И.) показывает, что он в
смысловом аспекте предельно точно обозначал «объединение (союз)
ремесленников, производящих товары». Эквивалентом арабского слова множественного числа «касаба» являлся немецкий по происхождению термин «цех»4. Таким образом, из изложенного вытекает, что «касаба» -«цех» являлся корпорацией мелких промышленников -товаропроизводителей, защищавшей их экономические интересы и социальные притязания по регулированию производства и сбыта в условиях
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. -Т.3. -С.50-51.
2 Ленин В.И.Асархо.- Ч.3. -С.341-344.
3 Профессор Б.В.Миллер: (касаба) мене. от (косиб) ремесленники, сословие
ремесленников. См.: Персидско-русский словарь. - М.: Госиздат. иностранных и
национальных словарей, 1953. -С.400.
4 Макс Фасмер растолковал следующим образом: «цех, родительный падеж -а, укр. Цех. Вероятно, через польского cech из средневерхенемецкого zёch, zёche «объединение лиц одного сословия». См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. -Т. 4, (Т-Ящур). -М.: Прогресс, 1973. -С.301.
феодального города. По полевым историко - этнологическим исследованиям, произведенным Н.О.Турсуновым в 60-х годах XX века, можно проследить некоторые отголоски конкуренции в форме соперничества между городским и сельским населением Худжанда и его округи в прошлом, влиявшей на жизнь цехов. Существовало скрытое и явное соперничество между
мастерами, изготовлявшими деревянные орудия и средства труда (плуги, доски-волокуши, водоподъемные колеса, набивные днища), создающими и устраивающими водяные мельницы, маслобойки, рисотолчеи, бумаготолчеи, тесавшими веретена станкостроителями, выделывавшими арбы, седла в городе и за его пределами. Образование двух торгово - ремесленных центров
- Чоршанбе и Панчшанбе, создание около сорока межквартальных базарчиков
- «гузар» и «тимча» - следует рассматривать и как факт развития Худжанда,
и как существенные меры по регулированию производства и сбыта товаров, предупреждению конкуренции. В прошлом, до периода завоевания Средней Азии царской Россией, ремесленные цехи Худжанда обладали
вооруженными отрядами, которые по необходимости вставали на защиту своих интересов. В Худжанде рассматриваемого периода в отраслях
обработки дерева действовали цехи у токарей, станкостроителей, сборщиков арб, седельщиков, плотников и столяров. Названные мастера объединялись в самостоятельные особые корпорации. А.А.Семенов отмечал наличие местных цехов мастеров художественных ремесел, так называемых «гулчи»
(орнаментировщики или узорщики) в Средней Азии, которые нередко давали подлинные шедевры резьбы по дереву. Они изготавливали деревянные колонны общественных и частных зданий, двери, косяки, штампы для набоек1. Каждая корпорация владела своими торговыми рядами - «раста», караван - сараями, базарчиками - «гузар», отдельными жилыми кварталами. Мы уже говорили в соответствующем разделе первой главы настоящей работы о ремесленных кварталах Дуредгарон - Плотники, Чархчихо -Саропрялочники, Вассатарошон - Тесавшие горбыльки, заселенных деревообделочниками, а также о торговых рядах - «растаи дукчихо», «растаи чархчихо», караван-сарае лесоматериалов - сарои чубу тахта, базарчике арабасозов в Гузарчаи замон. По некоторым данным, цехи содержали ряд учебных заведений - медресе, корихона, мактаб. А также заботились о двух домах дервишей - Каландархона, расположенных в двух административных частях - Калаи нав и Раззак2.
Ремесленные деревообделочные цехи Худжанда в конце XIX - начале XX веков объединяли мастеров усто - хозяев малых и средних мастерских, подмастерьев - «шарик» (шерик) и учеников - «шогирд», «шогирдпеша».
1 Семенов А.А. Исторический очерк художественных ремесел.... -С.119.
2 Вопрос о финансировании цехами учебных заведений и благотворительных учреждений требует специального исследования. Однако в письменных источниках отсутствуют данные
о формах собственности, принадлежащих ремесленным цехам, а блестящие знатоки жизни цехов из числа старых мастеров в городах, в том числе в Худжанде в прошлом, давно ушли из жизни.
Первые две социальные фигуры являлись полноправными членами ремесленных корпораций, ученики находились на низшей ступени цеховой иерархии и, будучи бесправными, представляли кандидатов на получение звания «шерик» и «усто». Н.О.Турсунов разделил цеховых учеников на две категории по их социальному положению: первая - «устозода»,
привилегированные из обучающихся ремеслу из семей потомственных мастеров, которым для принятия в качестве полноправных членов цеха требовалось лишь разрешительное благословение - «фотиха» мастера-наставника. Вторую категорию образовывали «шогирд» - ученики со стороны. Последнему, чтобы стать членом цеха, нужно было пройти длительный этап обучения ремеслу и приобретения навыков и умений, а также устраивать церемонию посвящения - «камарбанди» с угощением1.
Духовным, производственным, сословным главой, выразителем и защитником интересов членов цехов в Худжанде был старшина, называвшийся «оксаколи касаба» или «устокор»( в Хорезме «калонтар», в Самарканде «бобо», в Шахрисабзе «голиб»). Мастера каждого цеха выбирали из своей среды на должность старшины сотоварища, наиболее отличавшегося честностью, справедливостью и разумом. Он при сношениях с посторонними лицами разбирал их ссоры, и его решение принималось ими безапелляционно. При финансовых затруднениях членов цеха старшина выполнял роль посредника. Н.И. Габбин, исследуя седельное производство, указал два пути решения этой задачи. Первый путь - денежный заем у своих знакомых (но не у купцов, торгующих седлами) в размере 100-120 руб., под проценты за каждые 4 руб. 7-8 копеек в месяц, что составляло от 21 до 24% в год. Тем не менее, при таком терпимом для кустарей условии, они были вынуждены переплачивать кредиторам от 15 до 20 руб. в год при восьмимесячном сроке займа. Вторым путём участия старшины в поправлении дел членов корпорации являлась закупка в кредит важнейших материалов. Эта операция производилась самим старшиной в сопровождении двух-трех других мастеров. Купленные материалы распределялись между кустарями согласно потребностям каждого. Уплата производилась по частям при продаже изготовленной продукции. За правильностью взносов следил сам аксакал - старшина цеха, и в случае уклонения силой этикета корпорации и своего авторитета побуждал нарушителя внести часть долга. Благодаря такой организации кредита материалами, цены на них не могли искусственно завышаться. Погашение кредита не было связано с выплатой каких - либо процентов. С участием аксакала цеха проходили свадьбы, траурные обряды, покупка или продажа дома членами корпорации.
Одной из особенностей кустарного производства Средней Азии в прошлом заключалась в том, что ему покровительствовала религия ислама. Поэтому ремесленные цехи являлись благоприятной средой для исполнения
1 Турсунов Н.О. Из истории ремесленных цехов Средней Азии (на материалах ткацких промыслов Ходжента конца XIX - начала XX вв.). //Советская этнография.- 1972.- №1. -С.112.
религиозных обрядов, а старшины корпораций выступали блюстителями цеховых культов и пропагандистами высокой морали и этики. Он и его помощники в течение года несколько раз поочередно посещали мастерские членов цехов, где читали стихи из Корана и посвящали их душам старцев -покровителей ремесла и усопшим мастерам, знакомились с производственным бытом мастеров. Обязательным мероприятием посещения являлось чтение и разъяснение фрагментов из цехового сказания, называемого «рисола». Это арабское слово, происходящее от корня множ.ч. ^Л^и, по мнению М.Гаврилова, значило - послание, письмо, апостольство, трактат, рассуждение, брошюра. Всему написанному в рисола приписывалось божественное происхождение, и считалось, что они якобы составлены для ремесленников Джаъфаром Содиком, одним из двенадцати шиитских имамов1. Некоторые исследовали, исходя из духа и буквы цеховых письменных сказаний, в оригинале написанных на персидском языке, родиной их считали Персию (совр. Иран).
Вкратце изложим содержание «рисолаи дуредгари» - рисола плотников и столяров. Патроном ремесленников, обрабатывавших дерево, считался пророк Хазрат Нух (Ной), которому архангел Джабраил (Г авриил) вынес из рая набор столярных инструментов для создания спасительного ковчега из дерева во время всемирного потопа. По божьему велению в мусульманский период были созданы вначале деревянное потолочное перекрытие, главные входные двери и деревянный замок к ним для соборной мечети в городе Медине. Даются предписания при произнесении определенных цитат из Корана во время выполнения определенной стадии плотницкой работы, указываются пути совершения различных обрядов. Упоминаются имена выдающихся наставников - плотников с указанием места их происхождения, таких как устод Абдулмуталиб Газневид, устод Абд Саманид (Сомони), устод Табрези, устод Мирзомухаммед Тошканди, Бекмухаммад Гелони, усто Амир Полони, устод Гулмухаммад Хиндустони.
В тексте рисола зафиксированы важные моменты работы плотников: «чубтароши» - тесание древесины, «рост кардани чуб» - строгание строевого леса, «чубшикофкуни» - сверление балок, «чубхоро пайвастан» -скрепление строевого леса, «пушидани болои хона» - перекрытие потолка, «ароба дуруст кардан» - создание колесной повозки. Упомянуты названия столярно - плотницких инструментов: «болга» - молоток, «теша» - тесло, «арра» - ножовка, «искана» - долото, «парма» - сверло2.
В.П. Наливкин еще в 80-х годах XIX века писал следующее о падении престижа рисола в производственном быту ремесленников Средней Азии: «Теперь, когда житейская роль многих сторон ислама в среде местного населения рушится на наших глазах настолько, что не замечать это могут только очень близорукие, рисоля в загоне, и ее не всегда даже можно
1 Рисола сартовских ремесленников. Исследование преданий мусульманских цехов. /Собрал и перевел Гаврилов М. -Ташкент, 1912. -С.1.
2 Рисолахо аз «Нурнома»-и шариф. -Душанбе, 1999. -С. 14-15.
раздобыть...»1. М.Ф. Гаврилов в 1912 году писал: «в настоящее время, у сартов действительно не только не всякий ремесленник имеет рисола, но и не у каждого аксакала или главы ремесленников ее можно найти»2. Из обычаев, наставляемых в рисола в начале XX века, остался отпуск, благословение (фотиха) ученикам, т.е. обряд посвящения их в звание мастеров.
Старшина - аксакал исполнял свои обязанности безвозмездно и пребывал в этой должности до добровольной отставки или возникновения необходимости избрания нового главы цеха. На базарах Чоршанбе и Панчшанбе постоянно находились помощники старшин цеха - базарные аксакалы - «оксаколи бозор». Они контролировали порядок продажи и покупки деревянных изделий, производимых и реализуемых членами цеха, проверяли и утверждали установленные стандарты и качество товаров, участвовали в сделках, осуществляемых между кустарями и скупщиками. Их присутственное место - оксаколхона - находилось в караван - сарае строевого леса. У аксакалов были помощники, работавшие в качестве рассыльных -«пойкор». Они оповещали членов цеха относительно указаний и решений старшины, места и времени проведения цехового собрания.
Семейный, производственный, общественный быт мастеров различных специальностей регулировался посредством цеховых собраний -«анджумани касаба» с обязательным участием всех мастеров, подмастерьев, учеников. Собрания членов корпораций обычно проводились весной и летом. На них обсуждались назревшие и наболевшие вопросы производства, сбыта и быта членов корпораций: ценообразование, кредит, нормативно-технические параметры, предъявляемые к изделиям, материалам, сырью, вынесение общественного выговора - «хайфи ту» и определение нарушителей правил -«бекоида».
Одной из важных задач ремесленных цехов было осуществление рабочего контроля над выпускаемой продукцией и ходом реализации товаров. Мастера - товаропроизводители были обязаны соблюдать установленные нормы относительно объема, ширины, длины, высоты, веса изготовляемых предметов. Отход от установленных технических норм, дискредитация в отношении качества, розничной и оптовой цены на цеховых собраниях квалифицировались как акт нарушения. Первый раз старшина цеха объявлял нарушителю выговор - «хайфи ту», при вторичном обнаружении недостатков закрывалась мастерская и виновный лишался работы и права сбыта товаров - «манъи бозор» (буквально «запрет рынка»). Вопреки мнению М.Ф.Гаврилова о том, что среднеазиатским цехам были чужды «...те внутренние порядки западных средневековых организаций, которые заключались в стремлении нормировать и ввести однообразные закупки сырья, создать одновременное и однородное продолжение продукта
1 Наливкин В. и Наливкина М. Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы. - Казань, 1886. -С. 18.
2 Гаврилов М.Ф. Рисола сартовских ремесленников.... -С.10.
производства...»1, приведенные историко-этнографические сведения, собранные в Худжанде, свидетельствуют о том, что нормирование имело место и в том числе в кустарно-ремесленной обработке дерева.
Таким образом, наличие нескольких ремесленных цехов в отраслях обработки дерева, живучесть трехчленной системы производственных отношений, деятельность цеховых органов по контролю за производством, сбытом и бытом кустарей подтверждает их феодальный характер.
Ключевые слова: цеховые корпорации, деревообделочные цехи, «касаба», рисола, ремесленные кварталы, старшина, трехчленная система.
Key words: workshop corporation, wood-working workshop, workshop, thesis, craft quarters, senior, three stage system
Исомитдинов Дж.
Корпоративные отношения ремесленников - деревообделочников Худжанда на рубеже XIX -XX вв.
В данной статье автор рассматривает причины возникновения и порядок функционирования ремесленных цехов в Худжанде конца XIX - начала XX веков в области промыслов по обработке дерева, объясняет значение термина «касаба» -«цех», который являлся корпорацией мелких промышленников -товаропроизводителей, защищавшей их экономические интересы и социальные притязания по регулированию производства и сбыта в условиях феодального города. Делается вывод о том, что наличие нескольких ремесленных цехов в отраслях обработки дерева, живучесть трехчленной системы производственных отношений, деятельность цеховых органов по контролю за производством, сбытом и бытом кустарей подтверждает их феодальный характер.
Isomitdinov D.
Corporative attitude towards Khujand wood-workers of late XIX and early XX
The author of the article investigates the causes of arising and functioning order of craft workshops in Khujand of late XIX and early XX in the field of wood-working, he explains the meaning of the term “kasaba” - “workshop” , which denotes corporation of small commodity producers, protecting their economic interests and social claim by regulation of producing and sale in the feudal city condition. He summarizes that existence of several craft workshops in the field of wood-working, availability of three stage productive system, the activity of workshop control bodies for production; sale and mode of life of crafters confirm their feudal character.
Ходжаева Мубина Джалоловна,-к.п.н., доцент кафедры русского языка ТГУПБП
1 Гаврилов М.Ф. О ремесленных цехах Средней Азии и их статутах - рисола. -Ташкент: Известия Средазкомстариса, 1928. - Вып. 3.-С.229.