104
Высшее образование в России • № 4, 2008
О. ЛЫТКИНА, доцент, директор Института социальных отношений
Становление системы социальной работы в России выдвигает на первый план проблему подготовки квалифицированных кадров и специалистов, которые в полной мере владели бы теоретическими знаниями и обладали навыками и умениями в избранной ими сфере деятельности.
КГПУ им. К.Э. Циолковского стал одним из первых вузов в стране, начавших работать в этом направлении (сейчас их более 120). Здесь еще в 1991 г. в качестве эксперимента было открыто отделение по подготовке социальных работников. В то время отделение называлось «специализированный факультет» и занималось заочной переподготовкой специалистов в области социальной работы.
Как известно, одна из основных проблем высшей школы - трудоустройство молодого специалиста в условиях рынка. Особенно остро она стоит перед обучающимися по профессиям сферы «человек - закон ». С самого своего основания факультет обращал особое внимание на приближение образования студентов к их будущей деятельности. Наличие практической подготовки в немалой степени помогает нашему выпускнику адекватно оценивать социальные процессы, грамотно анализировать реальные ситуации в социуме и предлагать людям соответствующие социальные технологии адаптации к современной жизни.
В 1993 г. был решен вопрос о подготовке специалистов по социальной работе на базе средне-профессионального образования со сроком обучения 3,5 года по заочной форме обучения с вручением диплома о высшем образовании. Необходимость этого была продиктована наличием в учреждениях социальной защиты Калужской области значительного числа работников со средне-профессиональным образованием, явно недостаточным для осуществления ими профес-
Подготовка социальных работников: единство теории и практики
сиональной деятельности. Средне-образовательный ценз влиял и на уровень оплаты их труда. Необходимо было вовремя помочь этимлюдям повысить свой образовательный и профессиональный уровень, чтобы из социальной сферы не произошло оттока ценных работников. Приказом Минобразования РФ (1993 г.) в КГПУ им. К.Э. Циолковского было открыто также дневное отделение факультета социальной работы (на базе среднего образования со сроком обучения 5 лет). В связи с увеличением номенклатуры подготавливаемых специалистов и возросшим их количеством факультет позднее был переименован в «факультет социальных отношений».
В ноябре 1997 г. в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования РФ на факультете было открыто отделение «Социально-культурный сервис и туризм» со сроком обучения 5 лет по очной форме обучения. В 1998 г. получена лицензия на право про-
Юбилей
105
фессиональной подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации.
В 1995 г. при факультете открылся Лицей социальных знаний, где ведется довузовская подготовка; 80% его выпускников ежегодно поступают в КГПУ им. К.Э. Циолковского. В 2001 г. факультет был преобразован в Институт социальных отношений (ИСО). Как структурное подразделение университета он осуществляет подготовку студентов по очной и заочной форме по специальностям «Социальная работа», «Социально-культурный сервис и туризм», «Социальная педагогика», «Организация работы с молодежью », «Физическая культура ».
Методика подготовки специалистов по социальной работе предполагает последовательную реализацию принципа интеграции теории и практики в течение всего периода обучения. При этом практика является неотъемлемой частью учебного процесса, выступая в качестве средства формирования у студентов профессиональных умений и навыков. Студенты института проходят следующие виды практики: ознакомительную (1-й курс); учебно-производственную (2— 4-й курсы); преддипломную практику и стажировку (5-й курс). Структура прохождения практики, а также ее содержание обусловлены спецификой самой профессии с ее ярко выраженным практическим характером. Поэтому уже на ранних этапах обучения, начиная со 2-го семестра, студенты включаются в активную практическую деятельность, которая обеспечивается сотрудниками кафедры «Социальные технологии и история социальной работы »(зав. кафедрой - доцент А.Г. Лебедев).
Стоит обратить внимание на особенности в организации практики в Институте социальных отношений. Она состоит прежде всего в том, что спектр учреждений, где может работать его выпускник, чрезвычайно широк. Это не только все типы и виды социальных учреждений, но и учреждения и службы других ведомств (образовательных, здравоохранения, юстиции, культуры, общественных организаций и т.п.), которые оказывают различные виды помощи лицам,
попавшим в трудную жизненную ситуацию. Среди них - Министерство здравоохранения и социального развития Калужской области, Управление социальной защиты населения г. Калуги, муниципальный центр «Забота », центр помощи семье «Доверие », центр для несовершеннолетних «Надежда», социальный приют «Мечта», центр реабилитации детей с ограниченными возможностями «Доброта» и др.
Студенты активно включаются в работу названных учреждений для того, чтобы получить практический опыт общения с разными категориями людей и решения их проблем, что позволяет им уже в процессе обучения овладеть разнообразными профессиональными ролями, такими как организатор, менеджер, воспитатель, консультант. Кроме того, «реальная» деятельность расширяет возможности их трудоустройства после окончания института. Студенты могут получить рекомендации со стороны администрации учреждения, а также повысить свой статус в студенческом коллективе и даже стать именными стипендиатами. Многие специалисты различных социальных служб Калуги и Калужской области - бывшие выпускники института. Ключевым в организации практики студентов является подход, согласно которому она носит непрерывный характер, т.е. осуществляется в течение всех пяти лет обучения, что позволяет планомерно и поэтапно вводить студента в профессиональную деятельность.
Одним из перспективных направлений практической подготовки специалистов по социальной работе, реализуемых в ИСО, является участие студентов в волонтерском движении, в конкретных программах, акциях и мероприятиях, проводимых Министерством здравоохранения и социального развития, Управлением социальной защиты, социальными службами. Это помогает студентам соотнести свои личностные, духовно-нравственные потенции с требованиями профессии. Такая деятельность, несомненно, влияет на развитие у студентов творческого отношения к делу, коммуникативных и организаторских способностей.
106
Высшее образование в России • № 4, 2008
В 2005 г. в Калуге было создано добровольческое движение «Если не я, то кто? », посвященное профилактике и борьбе со СПИДом. Мы гордимся тем, что начало этому движению положил Институт социальных отношений, открывший программу подготовки волонтеров, способных выявить социальные, духовные, физические, информационные, психологические и эмоциональные потребности инфицированных людей. В ноябре 2007 г. опробована новая форма подготовки волонтеров. На базе профилактория «Звездный» группа студентов (38 человек) обучалась по специально разработанной программе, включающей вопросы эпидемиологии, диагностики, профилактики ВИЧ-инфекции, формирования толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ.
В период социальных реформ такое понятие, как «патриотизм», было утрачено или искажено. Наша задача - возродить его действительный смысл. Важную роль здесь играет бережное отношение к нашей истории, кее героическим страницам, связанным в том числе и с калужской землей. Одной из форм увековечения памяти павших в годы Великой Отечественной войны стала организация поисковых отрядов. Инициатором этого поискового движения выступила, как известно, Калужская область.
Существует немало примеров положительного влияния таких отрядов на патриотическое воспитание молодежи. Одним из нихявляется деятельность поискового отряда «Возрождение », сформированного на базе нашего института (командир отряда -преподаватель Е.А. Титов). Отряд был образован в апреле 2003 г. и каждый год участвует в «Вахте памяти», проводимой областным организационным комитетом Победы на территории Юхновского района Калужской области.
Как показывает опыт, участвуя в мероприятиях, проводимых социальными центрами «Доверие», «Забота», «Доброта», каждый студент ощущает особую ответственность, которая подталкивает его к самосовершенствованию, получению новых
знаний, приобретению навыков. Это помогает его личностному и профессиональному становлению, готовит к самостоятельной деятельности в социальной сфере. Результаты учебной и общественной работы студента всегда имеют нравственную оценку, будь то самооценка или оценка окружающих. Прекрасные отзывы и благодарственные письма с мест прохождения практики являются стимулом для дальнейшей работы над собой, поддерживают внутреннюю позицию студента, подтверждают ее правильность и укрепляют тем самым ее нравственные основы.
Большое значение имеет и включение студентов в работу научно-исследовательских коллективов, таких как лаборатория социальной адаптации (создана в 2006 г., научный руководитель - доцент И.А.Подольс-кая). Основные направления деятельности лаборатории: осуществление мониторинга социального самочувствия детей и молодежи, научно-методическое сопровождение программ по обеспечению социальной адаптации детей и молодежи; развитие технологий психолого-педагогического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей; создание системы диагностики и коррекции уровня подготовленности студентов к профессиональной деятельности; оказание информационно-методической помощи работникам образовательных учреждений по вопросам, отнесенным к компетенции лаборатории; организация научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава и студентов.
В соответствии с соглашением с Федеральным агентством по образованию о совместной деятельности по выполнению проекта «Создание научно-методических центров по работе с молодежью на базе ведущих (системообразующих) вузов» в декабре 2007 г. при кафедре «Социальная педагогика и организация работы с молодежью» был создан научно-методический центр по работе с молодежью (зав. кафедрой - профессор В.А. Макарова). Задачами центра являются: проведение исследований по актуальным вопросам работы с молоде-
Юбилей
107
жью на территории Калужской области; координация работы по подготовке и переподготовке специалистов по работе с молодежью с сетевым профессиональным сообществом научно-методических центров; научно-методическое обеспечение разработки и внедрения молодежных проектов; обеспечение сотрудничества с организациями для проведения практики и стажировок будущих специалистов по работе с молодежью.
Центр организует подготовку молодежи для участия в волонтерском движении за здоровый образ жизни, осуществляет патронат детского дома «Солнышко»,шко-лы-интерната № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья, проводит тренинговые занятия по развитию толерантности и эффективного поведения в конфликте, эмпатии и эффективного общения. В теоретическом плане ведутся исследования проблем обеспечения информационно-психологической безопасности молодежи, изучаются особенности формирования полоролевых стереотипов у подрост-
ков и молодежи. Методическая работа осуществляется по следующим направлениям: организация психолого-педагогического сопровождения студентов - будущих специалистов по работе с молодежью, разработка и реализация совместных с Управлением молодежной политики Калужской области программ развития творчества, отдыха и оздоровления.
Начиная с лета 2007 г. при институте функционирует «Центр поддержки некоммерческих организаций», в практической и организационной работе которого принимают участие и студенты.
Современная система университетского образования предоставляет уникальные возможности в совершенствовании практической подготовки специалистов. С учетом особенностей социальной работы целесообразно придать ей инфраструктурный характер, максимально включая ее непосредственно в образовательный процесс, создавая творческую среду для повышения социальной активности студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа».
А. СТРЕЛЬЦОВ, профессор, директор лаборатории биоиндикации
Региональные вузы по праву становятся центрами концентрации прикладных научных исследований. Эта тенденция проявляется особенно в последние годы, и ее можно хорошо проиллюстрировать на примере деятельности КГПУ им. К.Э. Циолковского в области экологии. В настоящее время у нас сформирован Институт естествознания, в котором на кафедрах ботаники и экологии, общей биологии, географии активно проводится актуальная научно-исследо-вательскаяработа по экологической тематике в следующихосновных направлениях.
Оценка здоровья среды. Под «здоровьем среды» в самом общем смысле понимается ее состояние (качество), необходимое
Вузовская наука и экологическое здоровье региона
для обеспечения здоровья человека и других видов живых существ [1]. Это понятие используется как ведущими учеными-экологами, так и экологами-практиками. Оно становится одним из центральных и в экологической политике России, поскольку основным индикатором устойчивого развития в конечном счете является качество среды обитания. Сохранение здоровья среды, по-видимому, единственно возможный путь поддержания баланса между интересами хозяйственной деятельности и обеспечением экологической безопасности населения. Степень экологической комфортности среды оценивается с точки зрения благоприятности для жизни и развития