А.Л. ХАСЕНГАЛИЕВ (Камышин)
современная модель подготовки социальных педагогов в педагогическом
колледже (на примере камышинского педагогического колледжа)
Освещен вопрос подготовки социальных педагогов в условиях педагогического колледжа. Обосновывается необходимость разработки модели подготовки будущих социальных педагогов, раскрываются содержание и компоненты модели подготовки специалистов в сфере социально-педагогической деятельности.
Ключевые слова: социальный педагог, модель подготовки специалиста, педагогический колледж.
Реформирование российского общества, применение современных форм и средств организации социально-педагогической деятельности, внедрение новых образовательных стандартов среднепрофессионального образования делают особенно актуальным вопрос о практической деятельности социального педагога, методологии и технологиях ее осуществления, о формах и методах подготовки будущих социальных педагогов. В решении данного вопроса отчетливо проявляются два варианта: 1) студент получает готовые знания и использует их на практике; 2) студент становится активным участником организации и осуществления процесса обучения. В первом случае часто получается так, что студент на практике не может разрешить проблему клиента, если она отличается от тех, которые были разобраны на занятиях. Второй вариант позволяет выработать у обучающихся умение самостоятельно анализировать, диагностировать и разрешать социальную проблему. Этот вариант представляется нам наиболее перспективным, т.к. он ориентирован на активизацию познавательной и социальной активности будущих социальных педагогов [4].
Проблемы, связанные с подготовкой социальных педагогов, изучаются в рамках нескольких направлений: формирование личности специалиста (А.В. Блинова, С.И. Григорьев, Т.И. Руднева); отбор форм и методов социально-педагогического образования
(Б.З. Вульфов, Ю.Н. Глазунов, В.А. Сласте-нин); подготовка специалистов для работы в различных социально-педагогических учреждениях (Т.В. Коновалова, Т.А. Фокина). Структура готовности социального педагога к профессиональной деятельности рассматривается А.В. Арнаутовым, Ю.Н. Глагузовой, Л.И. Родиной, Т.И. Рудневой.
Изучение современных моделей подготовки социальных педагогов к будущей профессиональной деятельности (Н.В. Абрамовских, А.Л. Александрова, Е.А. Власова, О.В. Воронова, Л.М. Рышкова, П.А. Шацков) выявило, что предлагаемые модели обусловлены определенной спецификой: профессиональное саморазвитие, профилактика и коррекция девиантного поведения детей-сирот, реализация профессиональных функций в учреждениях социального обслуживания населения. В своей профессиональной деятельности социальные педагоги выполняют ряд социальных ролей: эксперта, посредника, наставника, помощника, общественного деятеля. В этой связи выявляется необходимость особой организации учебного процесса в учреждении среднепрофессионального образования по подготовке социальных педагогов к выполнению практической профессиональной деятельности [2].
Поиск путей совершенствования подготовки будущего специалиста позволил выделить в качестве одного из подходов к решению данной проблемы моделирование профессиональной деятельности. Сами термины «модель», «моделирование» предполагают выделение строгих критериев, которым должен соответствовать специалист, установление соотношения между ними и педагогическими условиями их достижения. Использование моделирования делает педагогический процесс технологичным. Моделировать - это значит создавать развивающие процессы, корректировать формы и средства обучения, создавать позитивные.
В ходе совместной деятельности социальных педагогов и социальных работников г. Камышина и студентов Камышинского педагогического колледжа мы постарались разработать модель подготовки будущего социального педагога. Целью разработки и внедрения современной модели является подготовка конкурентоспособных и высокопрофессиональных специалистов в сфере социально-педагогической деятельности (см. рис. на с. 43).
© Хасенгалиев А.Л., 2012
Компоненты
Предметный
Информационно-
коммуникативный
Коммуникативный
Социально-личностный
- освоение базовых знаний и умений;
- формирование общих представлений о профессиональной деятельности;
- взаимодействие преподавателя и студентов в учебной, учебно-исследовательской деятельности;
- связь теоретической и практической подготовки;
- дисциплины дополнительной подготовки «Теория и история детского движения», «Методика и технология работы вожатых»
- освоение базовых знаний и умений;
- формирование начальных основ способности использования современных информационных и коммуникационных технологий;
- дисциплины предметной и дополнительной подготовки «Сетевые компьютерные технологии», «Информационные технологии»
- диалогическое общение в процессе обучения;
- формирование навыков коммуникативной культуры; обращение к личному опыту всех субъектов процесса подготовки;
- выявление и развитие индивидуальных особенностей обучающихся;
- совместная разработка преподавателем и студентом комплекса творческих заданий;
- студенческие проблемные группы
- формирование потребностей в личностном саморазвитии;
- программа помощи в адаптации;
- взаимодействие преподавателя и студентов в рамках партнерских взаимоотношений;
- диагностика личностных особенностей;
- комплекс творческих заданий;
- тренинг личностного роста;
- практикум «Оформительское дело»
- освоение базовых знаний и умений;
- формирование профессиональной направленности;
- формирование умения исследовательской деятельности в рамках учебной дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности»;
- методика и технологии работы социального педагога;
- совместная деятельность преподавателя и студентов по разработке тематики курсовых и проектных работ;
- корректировка рабочих программ;
- методика и технологии работы социального педагога
- самостоятельный выбор студентами информационнокоммуникативных форм и средств;
- применение современных информационных технологий в учебной и внеучеб-ной деятельности;
- дисциплины предметной и дополнительной подготовки «Сетевые компьютерные технологии», «Информационные техно-
- формирование потребностей в общении;
- формирование умений осуществлять педагогически целесообразных отношений;
- применение сказкотера-певтических технологий;
- дисциплины дополнительной подготовки «Теория и практика общения», «Теория коллективной творческой деятельности», «Организация досуговой деятельности»
- формирование умений осуществлять личностное саморазвитие, самообразование;
- комплекс творческих заданий;
- тренинг личностного роста;
- деловые игры, дискуссии;
- занятия в социальнопедагогических учреждениях;
- участие в конференциях, круглых столах;
- разыгрывание ролей, метод ситуаций;
- психолого-педагогический практикум
- освоение базовых знаний и умений;
- формирование потребностей в профессиональных знаниях и умениях;
- реализация междисциплинарных связей;
- использование откорректированных рабочих программ в учебной деятельности;
- методика и технологии работы социального педагога;
- дисциплина дополнительной подготовки «Методическая работа в детском оздоровительном лагере»
- применение современных информационных технологий в учебной и внеучеб-ной деятельности;
- практикум по информационным технологиям;
- применение современных информационных технологий в учебной и внеучеб-ной деятельности;
- практическая деятельность в социальнореабилитационных центрах по диагностике, коррекции и развитии детей, имеющих определенные проблемы;
- создание и апробирование программ помощи детям
- дисциплины дополнительной подготовки «Основы педагогического мастерства», «Технология режиссуры культурно-досуговых программ и мероприятий», «организация досуговой деятельности»;
- проблемные диалоги;
- дискуссии, беседы;
- практикум по организации игровой деятельности
- совместная деятельность преподавателя и студентов по разработке индивидуальной программы са-моразвития;
- комплекс творческих заданий;
- участие в конференциях, круглых столах;
- комплексная практика;
- социально-педагогическое консультирование
логии»
I
I
I
Результат - поэтапное вхождение обучающегося в профессиональную среду, овладение современными социальнопедагогическими технологиями, готовность будущего специалиста к выполнению практической профессиональной деятельности.
Авторская модель подготовки социальных педагогов в педагогическом колледже представлена на с. 43.
Мощным инструментом совершенствования учебной деятельности является построение модели будущего социального педагога, т.к. она позволяет унифицировать требования к будущим специалистам и создать единые требования к уровню подготовки студента в педагогическом колледже. В ходе исследования выделены компоненты модели профессиональной готовности социальных педагогов:
1) предметный - включает глубокое знание предмета; сочетание теоретического знания с видением его практического применения как условия установления личностной значимости обучения; обеспечивает возможность эффективного усвоения ФГОСа обучающимися, реализации образовательных программ;
2) информационно-коммуникативный -обеспечивает способность использовать современные информационные и коммуникационные технологии для решения учебных, исследовательских, проектных задач профессиональной деятельности;
3) коммуникативный - способствует установлению педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, родителями учащихся, общественными и государственными организациями;
4) социально-личностный - определяет использование личностного потенциала и креативных способностей при решении профессиональных задач и собственного образования.
По нашему мнению, модель выпускника может включать следующие направления будущей социально-педагогической деятельности:
• повышение социальными педагогами педагогической культуры родителей;
• реализацию программно-целевого и межведомственного подходов к решению социально-педагогических проблем;
• организацию культурно-досуговой работы с детьми и взрослыми по месту жительства (массовые, групповые и индивидуальные формы);
• методику выявления и изучения воспитательного и развивающего потенциала социальной среды;
• поддержку детских и молодежных инициатив, общественных объединений и организаций;
• методику социального взаимодействия в интересах защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;
• организацию социального взаимодействия в интересах самореализации личности детей и подростков, развития их креативности;
• социально-педагогическую работу с детьми-инвалидами и их семьями;
• помощь социального педагога детям, нуждающимся в улучшении взаимоотношений со сверстниками, родителями и педагогами;
• решение проблемы социальной адаптации школьников к жизни в современных условиях;
• раннее выявление и устранение социальным педагогом факторов, провоцирующих отклонения в поведении несовершеннолетних;
• содействие реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних с девиантным поведением;
• работу социального педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
• реализацию системного подхода к социально-педагогической работе;
• программно-целевой подход к решению наиболее острых социально-педагогических проблем;
• изучение семьи как важнейшего института социализации ребенка в работе социального педагога;
• изучение социокультурного окружения школы и использование его потенциала в социальном воспитании учащихся.
Формирование профессиональной готовности будущего социального педагога - это процесс становления под влиянием внешних воздействий обучения, воспитания, социальной среды, а развитие - процесс закономерного изменения в результате вхождения студента в профессиональную среду [1]. Следует отметить, что современная модель подготовки социальных педагогов в педагогическом колледже должна носить практико-ориентированную направленность. Педагогическая практика должна предоставить студенту как будущему специалисту возможность реализовывать все виды предстоящей профессиональной деятельности. В отечественной специальной литературе отмечается, что педагогическая практика студентов поли-функциональна. Анализ позволил выделить ее основные функции - адаптивную, воспитательную, интегративную, обучающую, ориентирующую, инновационную, развивающую, пропагандистскую, управленческую, формирующую.
В результате разработки модели подготовки социального педагога мы определили конкретные задачи, позволяющие рассматривать педагогическую практику как многофункциональную деятельность, которая заключается в следующем:
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Показатели владения современными технологиями
Показатели Ур о в е н ь
низкий средний высокий
Учит детей определять границы своего знания, ставить проблему 1 2 З
Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями 1 2 З
Организует сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при разрешении поставленной проблемы, учит детей работе в группе 1 2 З
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории поведения 1 2 З
Использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве 1 2 З
Организует проектные и событийные формы работы 1 2 З
Организует совместно-распределенную деятельность детей во внеучебной работе 1 2 З
Обеспечивает включение детей в социально значимые проекты 1 2 З
Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей 1 2 З
Применяет информационные технологии в образовательном процессе 1 2 З
- изучении передового опыта и инноваций в педагогической деятельности;
- развитии интереса к научноисследовательской деятельности;
- поиске индивидуальных способов и приемов педагогического взаимодействия;
- активизации способности собственного саморазвития;
- реализации собственных творческих планов и развитии креативных способностей.
Связь теории с практикой - один из основных принципов готовности специалиста к будущей профессиональной деятельности. Критерии оценок педагогической практики разработаны во всех педагогических и профессиональнопедагогических учебных заведениях и доведены до сведения руководителей баз практики, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Им предлагалось оценить теоретические знания студентов по учебным дисциплинам и умение их реализовывать на практике, знание современных технологий, а также развитость профессиональных умений. Однако внедрение новой модели подготовки социального педагога предусматривает также и возможность студента самостоятельно оценить себя в практической деятельности. Студентам Камышинского педагогического колледжа специальности «Социальная педагогика» была предложена форма самооценки относительно профессиональной готовности в области владения современными технологиями, показанная в таблице.
Анализ результатов самооценки уровня владения современными технологиями показал следующее: большинство студентов оценили свои знания максимальными баллами, что в 90% случаев совпадает с оценками «хорошо» и «отлично», выставленными руково-
дителями педагогической практики. Это позволяет сделать вывод о том, что студенты готовы к будущей профессиональной педагогической деятельности.
Модель подготовки социального педагога определяет конкретные требования к этой работе в учреждениях среднепрофессионального образования. Она разъясняет, что требуется специалисту для успешной практической деятельности [3]. Модель специалиста является основой для планирования содержания и организации процесса обучения студентов.
Литература
1. Кязимов К.Г. Формирование профессиональных компетенций. Профессиональное образование // Столица. 2008. №5.
2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2010.
3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2010.
4. Концепция модернизации российского образования до 2010 года. URL : http://sinncom.ru/con-tent/reforma/index1.htm.
Modern model of social teacher training in a pedagogical college (based on the example of Kamyshin Pedagogical College)
There is covered the issue of social teacher training in a pedagogical college. There is substantiated the necessity ofdevelopment of the model of future social teacher training, revealed the contents and components of the model of specialists training in the sphere of social and pedagogic work.
Key words: social teacher, model of specialist training, pedagogical college.