Научная статья на тему 'Подготовка сестринского персонала для оказания эффективной медицинской помощи хирургическим пациентам'

Подготовка сестринского персонала для оказания эффективной медицинской помощи хирургическим пациентам Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
643
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал МедиАль
Область наук
Ключевые слова
СЕСТРИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / АДАПТАЦИЯ ПРОЦЕСС ПЕРЕПОДГОТОВКИ / NURSING STAFF / ADAPTATION / RETRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воробьева Ольга Дмитриевна, Поздеева Татьяна Васильевна

Сестринское дело динамично развивающаяся отрасль отечественной медицины, требующая непрерывного процесса обучения и самосовершенствования специалистов. Профессиональная подготовка в условия адаптационного периода является непременным условием для оказания качественных медицинских услуг. Эффективность модели системы адаптации на новом рабочем месте рассмотрена на примере ГБУЗ НО «ГКБ № 5».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воробьева Ольга Дмитриевна, Поздеева Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of nursing staff to provision of efficient medical assistance to surgical patients

Nursing dynamic industry of domestic medicine, which requires a continuous process of training and self-improvement professionals. Training in terms of the adaptation period is a precondition for the provision of quality health services. The effectiveness of the system to adapt the model to the new workplace is considered an example Clinical Hospital № 5.

Текст научной работы на тему «Подготовка сестринского персонала для оказания эффективной медицинской помощи хирургическим пациентам»

МЕйялт

ХИРУРГИЯ

ПОДГОТОВКА СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОШИ ХИРУРГИЧЕСКИМ ПАЦИЕНТАМ

О.Д. Воробьева1, Т.В. Поздеева2,

1ГБУЗ НО «Городская клиническая больница № 5», г. Н. Новгород,

2ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Воробьева Ольга Дмитриевна -e-mail: [email protected]

Сестринское дело - динамично развивающаяся отрасль отечественной медицины, требующая непрерывного процесса обучения и самосовершенствования специалистов. Профессиональная подготовка в условиях адаптационного периода является непременным требованием для оказания качественных медицинских услуг. Эффективность модели системы адаптации на новом рабочем месте рассмотрена на примере ГБУЗ НО ГКБ № 5.

Ключевые слова: сестринский персонал, адаптация процесс переподготовки.

Nursing dynamic industry of domestic medicine, which requires a continuous process of training and self-improvement professionals. Training in terms of the adaptation period is a precondition for the provision of quality health services. The effectiveness of the system to adapt the model to the new workplace is considered an example Clinical Hospital № 5.

Key words: nursing staff, adaptation, retraining process.

ВВЕДЕНИЕ

Отечественные медицинские учреждения, как правило, обладают большими возможностями для проведения различных лечебно-диагностических мероприятий, оснащены современным оборудованием для оказания пациентам высокотехнологичной помощи. Однако, следует признать, что без квалифицированных специалистов сестринского дела невозможно эффективно оказывать медицинскую помощь. Решение вопроса о подготовке высокопрофессиональных кадров содержит в себе не только успешное обучение в медицинском колледже, но постоянное развитие на последипломном уровне. Формирование системы непрерывного обучения среди среднего медицинского персонала дает возможности не только для качественного оказания сестринской помощи и активизации роли медицинской сестры в лечебно-восстановительном периоде, но и для повышения престижа профессии [1].

Ускорение процесса технического развития в течение коротких промежутков времени делает задачу сохранения профессиональной компетентности сложной и актуальной. Известно, что в 1940-х гг. устаревание знаний наступало через 12 лет, в 1960-х гг. - через 8-10 лет, для современного специалиста этот срок составляет уже 2-3 года [2].

На третьем съезде средних медицинских работников в 2009 г. в докладе Минздравсоцразвития России было отмечено, что международные эксперты рекомендуют систему непрерывного образования, признание обучения и подготовки кадров на рабочем месте, что будет стимулировать развитие самостоятельной творческой активности персонала учреждений здравоохранения на протяжении всей профессиональной деятельности [3].

В соответствии с современными тенденциями необходимо провести переосмысление проблем, связанных с подготовкой и использованием сестринского персонала, а также с развитием процесса адаптации и профессионального обучения непосредственно на рабочем месте. Оптимизация процесса подготовки сестринских кадров позволит учреждениям здравоохранения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качественному и безопасному оказанию медицинской помощи, получить наибольшую выгоду, которая включает в себя не только экономическую составляющую, но и удовлетворенность пациентов отечественной медициной.

Для многопрофильных стационаров, оказывающих круглосуточную хирургическую помощь, вопрос рационального использования сестринских ресурсов всегда актуален. Профессиональная компетенция медицинских сестер неразрывно связана с теоретическими знаниями и практическими навыками, которые отражают специфику работы данной клиники. Молодые специалисты сестринского дела и персонал, имеющий предыдущий опыт работы в другой медицинской организации, могут испытывать трудности на этапе вхождения в новый коллектив. Для успешного решения этого вопроса необходимо продуктивное взаимодействие между новым сотрудником и коллективом.

ЦЕЛЬЮ НАСТОЯЩЕЙ РАБОТЫ было доказать, что проведение профессиональной адаптации среднего медицинского персонала является обязательным условием и основой для дальнейшего развития сестринских кадров и совершенствования сестринской деятельности.

40 меди® \ь № 2 (20) ноябрь, 2017

МЕДИНА ЛЬ

ХИРУРГИЯ

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Работа проводилась на базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Городская клиническая больница № 5» (ГБУЗ НО ГКБ № 5) в 2010-2016 годах. Нами использовались специально разработанные анкеты для молодых специалистов, медицинских сестер, имеющих предыдущий опыт работы в стационарах, и старших медсестер. За указанный период прошла подготовку на рабочем месте 151 медицинская сестра.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анкетирование новых сотрудников, состоящих из числа выпускников медицинского колледжа и медицинских сестер, имеющих опыт работы в других лечебных учреждениях, показало, что 58,2% от общего числа анкетируемых рассчитывают на проведение адаптационных занятий на этапе ознакомления с новым местом работы. В течение первых месяцев работы выразили желание участвовать в обучающих программах 31,1% респондентов и только 10,7% рассчитывают на свои знания и навыки. Программа адаптации для хирургических отделений разработана с целью соблюдения медицинскими сестрами в своей практической деятельности безопасных условий труда, а также помочь им закрепиться на конкретном рабочем месте. Реализацией программы занятий занимаются старшие сестры и медицинские сестры, имеющие высшее сестринское образование. Адаптационные занятия содержат отработку практических навыков: использование индивидуальных средств защиты, гигиеническая и хирургическая обработка рук перед различными манипуляциями, использование стерильных укладок; проведение инфузи-онной терапии, правила катетеризации и ухода за периферическими венами, постановка желудочного зонда и мочевого катетера, работа с медицинской аппаратурой, использование инструментов и устройств повышенной сложности, изучение медицинской литературы. Подготовка происходит поэтапно, только после тщательной проработки каждой манипуляции. Целесообразно ежедневно проводить индивидуальное собеседование (3-5 минут) по итогам рабочего дня. Практический опыт и навыки медицинской сестры хирургического стационара нарабатываются ежедневно, небольшими объемами и постепенно расширяются. Этот процесс зависит от работы сестры с хирургами различной квалификации и опыта, методики ведения и лечения пациентов, что позволяет сестре улучшить практику. Срок подготовки необходимо устанавливать индивидуально (от 1 до 1,5 месяцев), что зависит от уровня мотивации сотрудника, уровня теоретической подготовки и личностных особенностей молодого специалиста. Адаптационный период по срокам может соответствовать установленному испытательному сроку

(три месяца). Медицинские сестры хирургических стационаров должны обладать определенными качествами, такими как энергичность и сообразительность, высокое чувство ответственности, коммуникабельность, терпение и умение сочувствовать.

На вопрос о том, какие результаты внедрения адаптационной программы были практически значимыми для медицинских сестер хирургических отделений, мы получили следующие ответы: 85% отметили качественное обучение, направленное на эффективное использование теоретических и практических знаний, 56,8% респондентов понравилась разнонаправленность тематических занятий. Для 71% респондентов значимо было получение новых знаний, направленных на профилактику заболеваний, передающихся парентеральным путем. Прохождение адаптационной программы важно для специалистов сестринского дела, полученные знания и навыки являются основой для дальнейшей оптимизации сестринского процесса на рабочем месте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, для эффективной адаптации специалиста на новом рабочем месте и стимулирования развития персонала учреждений здравоохранения на протяжении всей профессиональной деятельности необходимо соблюдать следующие условия:

1. провести исследование потенциальных ожиданий сотрудников от процесса подготовки к работе на новом месте;

2. определить круг проблем, возникающих на новом рабочем месте;

3. использовать практический опыт медицинских сестер хирургических отделений;

4. создать систему непрерывного образования специалистов и признания обучения и подготовки медицинских кадров на рабочем месте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Двойников С.И., Карасева Л.А. Организация сестринского процесса у больных с хирургическими заболеваниями. Медицинская помощь. 2005. № 3. С. 17-19.

Dvoinirov S.I., Karaseva L.A. Organizaciy sestrinsrogo processa u bolnu s xiryrgiceskimi zabolevaniami. Medicinskai pomoz. 2005. № 3. S. 17-19.

2. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: Автореф. дис. ... д. пед. н.: 13.00.08. Ростов-на-Дону, 200 6. 427 с.

Gorynova L.V. Professionalnay mobilnost specialist cac problema razvivayzegosi obrazovaniy Rossii: avtoref. dis.... d. p. n.: 13.00.08. Rostov-na-Donu, 2006. 427 s.

3. Бахтина И.С. Научное обоснование внедрения инновационных технологий организации работы среднего медицинского персонала в многопрофильном стационаре: Автореф. дис. ... к. м. н.: 14.00.33. Санкт-Петербург, 2009. 375 с.

Baxtina I.S. Nauthnoe obosnovanie vnedreniy innovacionnux texnologii organizacii rabotu srednego medicinskogo personala v mnogoprofilnom stacionare: avtoref. dis.... d. p. n.: 14.00.33. Sanct-Peterburg, 2009. 375s.

41 мели® ь № 2 (20) ноябрь, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.