МЕйялт
ХИРУРГИЯ
ПОДГОТОВКА СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОШИ ХИРУРГИЧЕСКИМ ПАЦИЕНТАМ
О.Д. Воробьева1, Т.В. Поздеева2,
1ГБУЗ НО «Городская клиническая больница № 5», г. Н. Новгород,
2ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная медицинская академия»
Воробьева Ольга Дмитриевна -e-mail: [email protected]
Сестринское дело - динамично развивающаяся отрасль отечественной медицины, требующая непрерывного процесса обучения и самосовершенствования специалистов. Профессиональная подготовка в условиях адаптационного периода является непременным требованием для оказания качественных медицинских услуг. Эффективность модели системы адаптации на новом рабочем месте рассмотрена на примере ГБУЗ НО ГКБ № 5.
Ключевые слова: сестринский персонал, адаптация процесс переподготовки.
Nursing dynamic industry of domestic medicine, which requires a continuous process of training and self-improvement professionals. Training in terms of the adaptation period is a precondition for the provision of quality health services. The effectiveness of the system to adapt the model to the new workplace is considered an example Clinical Hospital № 5.
Key words: nursing staff, adaptation, retraining process.
ВВЕДЕНИЕ
Отечественные медицинские учреждения, как правило, обладают большими возможностями для проведения различных лечебно-диагностических мероприятий, оснащены современным оборудованием для оказания пациентам высокотехнологичной помощи. Однако, следует признать, что без квалифицированных специалистов сестринского дела невозможно эффективно оказывать медицинскую помощь. Решение вопроса о подготовке высокопрофессиональных кадров содержит в себе не только успешное обучение в медицинском колледже, но постоянное развитие на последипломном уровне. Формирование системы непрерывного обучения среди среднего медицинского персонала дает возможности не только для качественного оказания сестринской помощи и активизации роли медицинской сестры в лечебно-восстановительном периоде, но и для повышения престижа профессии [1].
Ускорение процесса технического развития в течение коротких промежутков времени делает задачу сохранения профессиональной компетентности сложной и актуальной. Известно, что в 1940-х гг. устаревание знаний наступало через 12 лет, в 1960-х гг. - через 8-10 лет, для современного специалиста этот срок составляет уже 2-3 года [2].
На третьем съезде средних медицинских работников в 2009 г. в докладе Минздравсоцразвития России было отмечено, что международные эксперты рекомендуют систему непрерывного образования, признание обучения и подготовки кадров на рабочем месте, что будет стимулировать развитие самостоятельной творческой активности персонала учреждений здравоохранения на протяжении всей профессиональной деятельности [3].
В соответствии с современными тенденциями необходимо провести переосмысление проблем, связанных с подготовкой и использованием сестринского персонала, а также с развитием процесса адаптации и профессионального обучения непосредственно на рабочем месте. Оптимизация процесса подготовки сестринских кадров позволит учреждениям здравоохранения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качественному и безопасному оказанию медицинской помощи, получить наибольшую выгоду, которая включает в себя не только экономическую составляющую, но и удовлетворенность пациентов отечественной медициной.
Для многопрофильных стационаров, оказывающих круглосуточную хирургическую помощь, вопрос рационального использования сестринских ресурсов всегда актуален. Профессиональная компетенция медицинских сестер неразрывно связана с теоретическими знаниями и практическими навыками, которые отражают специфику работы данной клиники. Молодые специалисты сестринского дела и персонал, имеющий предыдущий опыт работы в другой медицинской организации, могут испытывать трудности на этапе вхождения в новый коллектив. Для успешного решения этого вопроса необходимо продуктивное взаимодействие между новым сотрудником и коллективом.
ЦЕЛЬЮ НАСТОЯЩЕЙ РАБОТЫ было доказать, что проведение профессиональной адаптации среднего медицинского персонала является обязательным условием и основой для дальнейшего развития сестринских кадров и совершенствования сестринской деятельности.
40 меди® \ь № 2 (20) ноябрь, 2017
МЕДИНА ЛЬ
ХИРУРГИЯ
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Работа проводилась на базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Городская клиническая больница № 5» (ГБУЗ НО ГКБ № 5) в 2010-2016 годах. Нами использовались специально разработанные анкеты для молодых специалистов, медицинских сестер, имеющих предыдущий опыт работы в стационарах, и старших медсестер. За указанный период прошла подготовку на рабочем месте 151 медицинская сестра.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анкетирование новых сотрудников, состоящих из числа выпускников медицинского колледжа и медицинских сестер, имеющих опыт работы в других лечебных учреждениях, показало, что 58,2% от общего числа анкетируемых рассчитывают на проведение адаптационных занятий на этапе ознакомления с новым местом работы. В течение первых месяцев работы выразили желание участвовать в обучающих программах 31,1% респондентов и только 10,7% рассчитывают на свои знания и навыки. Программа адаптации для хирургических отделений разработана с целью соблюдения медицинскими сестрами в своей практической деятельности безопасных условий труда, а также помочь им закрепиться на конкретном рабочем месте. Реализацией программы занятий занимаются старшие сестры и медицинские сестры, имеющие высшее сестринское образование. Адаптационные занятия содержат отработку практических навыков: использование индивидуальных средств защиты, гигиеническая и хирургическая обработка рук перед различными манипуляциями, использование стерильных укладок; проведение инфузи-онной терапии, правила катетеризации и ухода за периферическими венами, постановка желудочного зонда и мочевого катетера, работа с медицинской аппаратурой, использование инструментов и устройств повышенной сложности, изучение медицинской литературы. Подготовка происходит поэтапно, только после тщательной проработки каждой манипуляции. Целесообразно ежедневно проводить индивидуальное собеседование (3-5 минут) по итогам рабочего дня. Практический опыт и навыки медицинской сестры хирургического стационара нарабатываются ежедневно, небольшими объемами и постепенно расширяются. Этот процесс зависит от работы сестры с хирургами различной квалификации и опыта, методики ведения и лечения пациентов, что позволяет сестре улучшить практику. Срок подготовки необходимо устанавливать индивидуально (от 1 до 1,5 месяцев), что зависит от уровня мотивации сотрудника, уровня теоретической подготовки и личностных особенностей молодого специалиста. Адаптационный период по срокам может соответствовать установленному испытательному сроку
(три месяца). Медицинские сестры хирургических стационаров должны обладать определенными качествами, такими как энергичность и сообразительность, высокое чувство ответственности, коммуникабельность, терпение и умение сочувствовать.
На вопрос о том, какие результаты внедрения адаптационной программы были практически значимыми для медицинских сестер хирургических отделений, мы получили следующие ответы: 85% отметили качественное обучение, направленное на эффективное использование теоретических и практических знаний, 56,8% респондентов понравилась разнонаправленность тематических занятий. Для 71% респондентов значимо было получение новых знаний, направленных на профилактику заболеваний, передающихся парентеральным путем. Прохождение адаптационной программы важно для специалистов сестринского дела, полученные знания и навыки являются основой для дальнейшей оптимизации сестринского процесса на рабочем месте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, для эффективной адаптации специалиста на новом рабочем месте и стимулирования развития персонала учреждений здравоохранения на протяжении всей профессиональной деятельности необходимо соблюдать следующие условия:
1. провести исследование потенциальных ожиданий сотрудников от процесса подготовки к работе на новом месте;
2. определить круг проблем, возникающих на новом рабочем месте;
3. использовать практический опыт медицинских сестер хирургических отделений;
4. создать систему непрерывного образования специалистов и признания обучения и подготовки медицинских кадров на рабочем месте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Двойников С.И., Карасева Л.А. Организация сестринского процесса у больных с хирургическими заболеваниями. Медицинская помощь. 2005. № 3. С. 17-19.
Dvoinirov S.I., Karaseva L.A. Organizaciy sestrinsrogo processa u bolnu s xiryrgiceskimi zabolevaniami. Medicinskai pomoz. 2005. № 3. S. 17-19.
2. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: Автореф. дис. ... д. пед. н.: 13.00.08. Ростов-на-Дону, 200 6. 427 с.
Gorynova L.V. Professionalnay mobilnost specialist cac problema razvivayzegosi obrazovaniy Rossii: avtoref. dis.... d. p. n.: 13.00.08. Rostov-na-Donu, 2006. 427 s.
3. Бахтина И.С. Научное обоснование внедрения инновационных технологий организации работы среднего медицинского персонала в многопрофильном стационаре: Автореф. дис. ... к. м. н.: 14.00.33. Санкт-Петербург, 2009. 375 с.
Baxtina I.S. Nauthnoe obosnovanie vnedreniy innovacionnux texnologii organizacii rabotu srednego medicinskogo personala v mnogoprofilnom stacionare: avtoref. dis.... d. p. n.: 14.00.33. Sanct-Peterburg, 2009. 375s.
41 мели® ь № 2 (20) ноябрь, 2017