■ ОБРАЗОВАНИЕ
ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
Екимова Наталия Алексеевна -главная медицинская сестра ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Минздрава России (Астрахань) E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА И ОЦЕНКА ЗРЕЛОСТИ СЕСТРИНСКОЙ СЛУЖБЫ - УСЛОВИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ РАБОТЫ ХИРУРГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ
Екимова Н.А.1, Карасева Л.А.2, Двойников С.И.2, Тарасов Д.Г.1, 3
1 ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Минздрава России, Астрахань
2 ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России
3 ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России
Ключевые слова:
сестринский персонал, высокотехнологичная медицинская помощь, качественное оказание сестринской помощи, непрерывное обучение медицинских сестер, оценка зрелости сестринской службы
В статье представлены этапы развития сестринской службы ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Минздрава России (Астрахань), разработки и внедрения программы профессионального развития медицинских сестер, способы формирования сервисной культуры. Подчеркнута необходимость повышения качества оказания сестринской помощи.
Клин. и эксперимент. хир. Журн. им. акад. Б.В. Петровского. 2018. Т. 6, № 4. С. 82-92.
ао1: 10.24411/2308-1198-2018-14012.
Статья поступила в редакцию: 17.08.2018. Принята в печать: 24.10.2018.
The development of nursing service and assessment of the maturity of the nursing service -the conditions of high-tech work of the surgical clinic
CORRESPONDENCE
Ekimova Natalia A. - Clinical Nurse Manager, Federal Center for Cardiovascular Surgery (Astrakhan) E-mail: [email protected]
Keywords:
nursing service, high-tech medical care, nursing care, providing continuous education for nurse, nursing service maturity assessment
Ekimova N.A.1, Karaseva L.A.2, Dvoynikov S.I.2, Tarasov D.G.1, 3
1 Federal Center for Cardiovascular Surgery, Astrakhan
2 Samara State Medical University
3 Astrakhan State Medical University
The article presents the stages of development of nursing service (development and implementation of professional development programs for nurses, methods of forming a service culture) in Federal Center for Cardiovascular Surgery (Astrakhan). Authors stressed the need for improving the quality of nursing care.
Clin Experiment Surg. Petrovsky J. 2018; 6 (4): 82-92.
doi: 10.24411/2308-1198-2018-14012. Received: 17.08.2018. Accepted: 24.10.2018.
В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить 3 основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения и расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.
Одним из результатов данного проекта является создание новых медицинских центров высоких технологий, способных с учетом достижений медицинской науки совершить прорыв отечественного здравоохранения в области высоких технологий и обеспечения доступности высокотехнологичной медицинской помощи.
Оснащенный современным медицинским оборудованием каждый такой центр может одновременно принимать до 170 пациентов и осуществлять около 6 тыс. операций в год.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 139 «О строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий» принято решение о строительстве ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии», Минздрава России (Астрахань) (далее - Центр) для реализации задач по расширению объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Астраханской области и прилегающих регионов (рис. 1).
При анализе этапов развития сестринского дела федеральных центров сердечно-сосудистой хирургии с момента реализации национального проекта «Здоровье» четко прослеживается недостаточное формирование научно обоснованных подходов к организации сестринской помощи, созданию экономически эффективных
и безопасных технологий сестринской деятельности, что ведет к снижению престижности профессии среди желающих связать свою жизнь с профессией медицинской сестры, невысокому профессиональному уровню медицинских сестер, отсутствию у них мотивации к качественному труду.
В связи с этим одним из важнейших условий модернизации и инновационного развития здравоохранения является кадровое обеспечение, подразумевающее подготовку в том числе специалистов со средним медицинским образованием, владеющих современными знаниями, имеющих навыки применения этих знаний в практической деятельности, а также мотивированных к саморазвитию и достижению профессионального успеха.
Основные критерии подбора и развития сестринских кадров в нашем Центре следующие:
• умение работать в команде;
• своевременное и качественное оказание медицинских услуг;
• исполнительная дисциплина;
• стремление изменяться в ответ на изменение потребностей организации;
• постоянная заинтересованность в профессиональном развитии.
В настоящее время в Центре работают 736 специалистов разных направленностей, из них: средних медицинских работников -292, младшего медицинского персонала - 137 (рис. 2). Основной состав сестринской службы -это женщины в возрасте 25-45 лет (±5 лет).
Необходимость профессионального развития специалистов сестринского дела в медицинской организации в соответствии с плано-
Ежегодная потребность в высокотехнологичной медицинской помощи
Субъект Население ишемическая болезнь ишемическая болезнь приобретенные врожденные имплантация электро- абляция (117 всего
сердца сердца пороки пороки кардиости- на 1 млн)
(1200 операций на 1 млн) (400 стент на 1 млн) сердца (500 на 1 млн) сердца (300 на 1 млн) муляторов (400 на 1 млн)
Астраханская область 1 017 514 1221 407 509 305 407 119 2968
Республика Калмыкия 275 413 331 110 138 83 110 32 804
Ставропольский край 2 800 674 3361 1120 1400 840 1120 328 8169
Карачаево-Черкесская Республика 466 305 560 187 233 140 187 55 1362
Республика Дагестан 3 063 885 3678 1226 1531 919 1226 359 8939
Кабардино-Балкарская Республика 865 828 1039 346 433 260 346 101 2525
Чеченская Республика 1 436 981 1724 575 719 431 575 168 4192
Республика Ингушетия 488 043 586 195 244 146 195 57 1423
Республика Северная Осетия - Алания 701 765 842 281 351 211 281 82 2048
Итого 11 116 408 13 342 4447 5558 3335 4447 1301 32 430
Краснодарский край 5 603 420 6724 2241 2802 1681 2241 656 16 345
Ростовская область 4220452 5065 1688 2110 1266 1688 494 12 311
Республика Адыгея 453 376 544 181 227 136 181 53 1322
Всего 21 393 656 25 672 8557 10 697 6418 8557 2504 62 408
Рис. 1. Ежегодная потребность в высокотехнологичной медицинской помощи
Рис. 2. Штатное
расписание службы ФГБУ 300
«Федеральный центр 250
сердечно-сосудистой
хирургии» Минздрава 200
России (Астрахань)
150
100
50
0
270
291
□ Средний медицинский персонал Ш Младший медицинский персонал
□ Врач
2009
2012
2015
Рис. 3. Количество выполненных операций в 2009-2017 гг.
7909; 19% 6180; 15%
2159; 5%
2009 г. - 2200 2013 г. - 5094
2010 г. - 4490 2014 г. - 5010
2011 г. - 5054 2015 г. - 4618
2012 г. - 5094 2016 г. - 5020
2017 г. - 4514
4394; 11%
ВСЕГО 41 094 операций, из них детям - 5449
Операции по коррекции врожденных пороков сердца
Операции по коррекции приобретенных пороков сердца
I Операции по коррекции нарушений ритма сердца
□ Операции коронарного шунтирования при ишемической болезни сердца
■ Операции на сосудах
I Эндоваскулярные операции при ишемической болезни сердца
мерным внедрением инновационных изменений в практическую деятельность сестринского персонала в условиях оказания высокотехнологичной медицинской помощи нуждается в научном анализе и обосновании. В целях повышения зрелости сестринской службы необходимо преобразовать и внедрить новые подходы в организации работы системы сестринской помощи, без чего невозможно повышение качества оказания высокотехнологичной медицинской помощи и эффективного сестринского ухода. Завершение этой работы - анализ эффективной экономической целесообразности всех мероприятий.
Задачи настоящего исследования исследования:
1. На основании изучения отечественной и зарубежной литературы проанализировать опыт профессионального развития специалистов со средним медицинским образованием.
2. Провести социальную оценку специалистов сестринского дела Центра.
3. Оценить психологическую готовность специалистов сестринского дела к инновациям в практической деятельности и непрерывному профессиональному развитию в условиях медицинской организации.
4. Разработать, апробировать и внедрить мероприятия по непрерывному профессиональному развитию специалистов сестринского дела с учетом их участия в процессе оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению.
5. Определить индикаторы качества сестринского помощи, позволяющие оценить динамику профессионального развития специалистов сестринского дела в инновационных условиях работы.
6. Подготовить методические рекомендации для руководителей сестринских служб медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, по планомерному расширению функций специалистов сестринского персонала в условиях медицинской организации.
В Центре могут получить помощь граждане всех российских регионов, но приоритетными в обслуживании являются регионы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Центр осуществляет хирургическое лечение следующих заболеваний (рис. 3):
• ишемической болезни сердца;
• всех видов врожденных пороков сердца у детей (включая период новорожден-ности) и взрослых;
• приобретенных пороков сердца (включая хирургию грудной аорты);
• нарушений сердечного ритма и проводимости;
• некоронарных кардиопатий.
Условия пребывания в стационаре и уровень обслуживания пациентов включают:
• комфортные одно- и двухместные палаты;
• уютные холлы;
• автоматизированный вызов персонала;
• системные оповещения экстренной помощи по кодам;
• индивидуальный подход по питанию;
• госпитальную информационную систему, включая блок лабораторной диагностики и реанимации (рис. 4).
В компьютерной информационной программе Центра установлена новейшая программа «Госпитальная информационная система» (далее - ГИС), в которую включено множество модулей и подгрупп (см. рис. 4). Медицинская сестра работает с модулем «Пост медицинской сестры», где ведет протокол сестринского наблюдения пациента, списывает медикаменты и расходный материал, проводит выборку по листу врачебных назначений, контролирует план операции, заполняет электронный журнал перевязок и т.д. Исходя из этого взаимодействие врача и сестринского персонала также происходит при помощи электронной системы ГИС, т.е. при назначении новых лекарственных препаратов, инструментальных или лабораторных исследований напротив фамилии пациента появляются определенные значки, сигнализирующие о новых назначениях. При выполнении данного назначения медицинская сестра отмечает это в системе, что позволяет врачам получать отчет о его выполнении. Данная электронная система приводит к уменьшению времени, требуемого для проведения записей, что в свою очередь делает рабочий процесс более удобным, быстрым и увеличивает медицинским сестрам время для ухода за пациентами.
Для повышения эффективности ежедневной работы медицинской сестры необходимы автоматизация и логистика рабочего места медицинской сестры новой формации - медицинской сестры клинической:
• компьютеризация, позволяющая не переписывать одни и те же данные много раз, находить нужную информацию в удобном виде;
• прикроватный мониторинг в онлайн-режиме;
• передача пациента «от медсестры к медсестре» (чек-лист);
• электронная карта сестринского наблюдения за пациентом (рис. 5);
• совершенствование системы ведения пациента при помощи электронного планшета.
До 2010 г. медицинские сестры работали по общепринятой модели оказания помощи, т.е. медицинская сестра процедурная, палатная (постовая), перевязочная, которые выполняли работу исключительно в пределах своей компетентности. На 25 пациентов приходилась одна медицинская сестра, которая была чрезмерно загружена работой. Проанализировав работу медицинских сестер, чтобы пациент мог вовремя получить медицинскую помощь, необходимо наделить специалистов со средним образованием большими полномочиями, и передать часть полномочий младшему медперсоналу. Впервые такую систему расширения полномочий медицинской сестры ввели еще в США в начале 1960-х гг. Исследование издержек Израиля на подготовку специалистов в области здравоохранения показало, что за средства, за-
Госпитальная информационная система
53
Доступные модули
<сз £3 £3 £3 £3
Г Админка ! Аптека Врач Врач Клинико-диагно
(склад) поликлиники стационара лаборатория
£3 £3 £3 <СЗ £3
Модуль Мониторинг Оперблок Отделение Питание
госпитализации посещений переливан... сотрудников
£3 сз £3 £3 £3
Пост Приемный Реанимация Склад ТС Статистика
медсестры покой
£3 £3
Талоны и выписки Требования ЦСО
ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ ПОМОГАЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ ПРОЦЕСС ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
УВЕЛИЧИВАЕТ ДОСТУПНОСТЬ ДАННЫХ О ПАЦИЕНТЕ. СОКРАЩАЕТ ВРЕМЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ.
ПОМОГАЕТ В ПРОВЕДЕНИИ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО УЧЕТА МЕДИКАМЕНТОВ И ИЗРАСХОДОВАННОГО ИНВЕНТАРЯ
Рис. 4. Госпитальная информационная система
траченные на одного врача, можно подготовить несколько медицинских сестер. В Великобритании вместо одного врача (старшего специалиста) за те же средства можно подготовить 8 медицинских сестер.
Согласно штатному расписанию среднего медицинского персонала Центра, на конец 2017 г. соотношение «врач : медсестра» составляет 1 : 2,3.
Целями и задачами введения новой системы являются эффективное использование времени и ресурсов медицинских сестер, разработка новых подходов работы системы сестринской помощи с сохранением всех положительных моментов оптимизации распределения рабочего времени каждой медицинской сестры, повышение качественного сестринского ухода за пациентами (рис. 6).
В настоящее время медицинские сестры должны обладать все более сложными медицинскими, педагогическими, психологическими, техническими познаниями и навыками. Медицинская сестра должна быть профессионально грамотным и квалифицированным участником лечебного процесса - таково требование прогресса. Именно медицинские сестры берут на себя заботу о больном: участвуют непосредственно в процессе лечения, уходе, беседуют с родственниками пациента, объясняя и показывая, как правильно следует помогать своему близкому человеку после его выписки из стационара. И ни один медицинский работник не сможет лучше рассказать обо всех тонкостях проводимых манипуляций и процедур, чем медицинская сестра. Медицинская сестра в полной мере владеет информацией о каждом
Рис. 6. Основные условия успешной реализации новых моделей сестринского дела
Основные условия успешной реализации модели «Медицинская сестра клиническая»
Готовность администрации к самостоятельной деятельности медицинских сестер
Знания особенностей сестринской деятельности
Навыки и опыт управления качеством оказания медицинской помощи
Готовность персонала
• Достаточный уровень знаний и навыков
• Активная позиция при внедрении новых технологий
• Знания основных аспектов управления качеством оказания медицинской помощи
• Уверенность в объективности оценки своей деятельности
Готовность материально-технической базы
• Оснащенность рабочего места современным оборудованием для исполнения всех требуемых мероприятий
• Наличие информационного сопровождения всех процессов деятельности
• Наличие технологических стандартов выполнения манипуляций и алгоритмов ведения пациентов
пациенте, закрепленным за ней и при еженедельном административном обходе с руководством Центра свободно докладывает данные пациента: ФИО, возраст, диагноз при поступлении, данные о выполненной операции и общее состояние пациента на данный момент, включая показатели лабораторных и инструментальных исследований. Продуманный, четко отработанный доклад каждой медицинской сестры является важным ориентиром для работы врачей и сестер. Для мониторирования действий медицинских сестер был внедрен Стандартный протокол сестринского ухода за пациентами (рис. 7). Каждая медицинская сестра в процессе своей рабочей смены отмечает жизненно важные показатели, состояние послеоперационной
раны, анализы, проводимую терапию, что облегчает процесс работы в результате наглядного видения.
Контроль за младшим медицинским персоналом по уборке помещений отделения проводится регулярно, но уже выдвигается на вторую ступень после комплексного ухода за пациентами.
Каждая медицинская сестра работает в ГИС под своим паролем.
В 2012-2015 гг. в Центре было проведено независимое тестирование среди структурных подразделений, направленных на выявление психологического климата в отделении, для дальнейшего анализа возможно возникших проблем и их решения (рис. 8, табл. 2).
Иванов Иван Иванович 2222-14
Возраст: 65 лет Вес: 60 кг Диагноз: ОСН: ИБС: Стенокардия напряжения П ФК. Стенозирующий атеросклероз Коронарных артерий с вовлечением ствола ЛКА до 90 %. Постинфарктный кардиосклероз ^Q-ИМ переднеперегородочной области от 22.06.2018). Артериальная гипертензия III ст., риск 4 |МКБ-10:120.8 Дата поступления: 02.10.2018 14:08 Дата операции: 03.10.2018 Вид операции 03.10.2018 - МКШ ПМЖА (ЛВГА), АКШ 2 КА (ЗМЖА-ВТК-АВ) на работающем сердце без ИК Аллерго анамнез: не отягощен
Дата
Состояние пациента д н д н д н
Сутки после операции
Т тела
АД
Ps
Cs
Одышка, кашель
Состояние раны (перевязка) удаление электродов (дата)
Удаление ЦБК - постановка и удаление ПВК
Терапия антикоагулянтная гормональная инсулиновая
Анализы MHO OAK Глюкоза крови
Водный баланс введено выведено
Дренажи: выделено:
Отеки (локализация)
Примечание сон состояние кожн. покровов стул вес
Особые отметки
Ф.И.О. медсестры:
Рис. 7. Протокол сестринского наблюдения
Рис. 8. Психологический климат в среде среднего медицинского персонала в 2012 г.
ЦСО - центральное стерилизационное отделение; КХО - кардиохирургическое отделение; КДЛ - клинико-диагностическая лаборатория; ОАР - отделение анестезиологии-реаниматологии; ОНРС - отделение хирургического лечения сложных нарушения ритма сердца и электрокардистимуляции; КПО - консультативно-поликлиническое отделение; ОЛД - отделение лучевой диагностики; ОПК - отделение переливания крови; КФД - кабинеты функциональной и ультразвуковой диагностики; ОРХМДЛ - отделение рентгенхирургических методов диагностики и лечения
70
60
50
40
Результаты мониторинга психологического климата среднего медицинского персонала в зависимости от отделения в 2012 г.
30 —
20 —
10 —
59,5
49,03 49,11 49,37 50,47
53,25 53,5 53,88 54,5 54,77 55,29
4473 45,16 45,22
39
^ # # # ^
/ с/ ^
В 2012-2016 гг. проводилось также анонимное анкетирование пациентов о качественной работе медицинских сестер, что позволило обратить внимание на слабые стороны и немедленно устранить ошибки (рис. 9, 10)*.
С 2016 г. анкетирование пациентов осуществляется в 100% объеме, разработана отдельная анкета по оценке работы младшего и среднего
медицинского персонала, введена эмоциональная шкала восприятия медсестры пациентами, по которой формируется усредненный образ медсестры Центра.
По данным 507 анкет за I квартал 2016 г., по мнению большинства (87%), медицинская сестра Центра вежливая, внимательная, хорошо выполняет медицинские манипуляции.
0
Таблица 2. Результаты независимой диагностики командной культуры по модели Римана и Томана (2015 г.)
Отделение Ориентация Ориентация Ориентация Ориентация
на результат на взаимоотношения на правила на инновации
Кардиохирургическое № 1 65,40 85,50 84,40 77,50
Кардиохирургическое № 3 66,33 80,25 83,08 74,17
Кардиохирургическое № 4 53,17 72,50 79,83 65,17
Клинико-диагностическая лаборатория 61,40 75,00 74,80 58,80
Консультативно-диагностическое 62,78 71,22 74,89 67,00
Отделение анестезиологии-реанимации 60,75 75,09 78,28 67,81
Отделение лучевой диагностики 58,00 77,00 78,88 58,88
Отделение хирургического лечения
сложных нарушений ритма сердца 69,33 83,08 84,75 74,08
и электрокардиостимуляции
Приемное отделение 54,60 74,00 79,20 61,80
Центральное стерилизационное 53,33 65,83 84,67 56,50
отделение
Отделение переливания крови 54,50 75,00 78,25 67,50
Итого 61,39 76,61 80,17 67,90
* Опросник Д. Кейрси для определения социального типа личности; проективная методика исследования личности Н.Г. Хитровой «Деловые ситуации», в основе которой лежит оценка эмоционального поведения личности в ситуации принятия решения; тест Томаса, направленный на исследование доминирующей стратегии поведения в конфликтной ситуации, тест-опросник Римона и Томана, направленный на изучение психологического климата коллектива.
Увеличение ставок медицинских сестер в кардиохирургических отделениях позволило оценить его экономическую целесообразность среди среднего медицинского персонала. При работе медицинских сестер на 25 пациентов (общепринятая модель оказания сестринской помощи) средний койко-день - 7,9; послеоперационные осложнения - 441, общая летальность составила - 1,1. Благодаря переходу на новую систему работы медицинских сестер показатели значительно улучшились: средний койко-день -5,6; послеоперационные осложнения - 234; общая летальность - 0,6.
Подводя итог, определенно можно сказать, что те изменения в структуре и функциях сестринской службы, которые внедрены и функционируют в Центре с 2010 г., обеспечивают медицинским сестрам непрерывное профессиональное развитие, а выбранное направление внедрения инновационных технологий в медсестринском процессе играет огромное значение в развитии качественного сервиса и повышении качества оказания помощи на всех этапах пребывания пациента в Центре, что является конкурентным преимуществом (рис. 11).
Таким образом, проведенный анализ позволяет уверенно утверждать следующее.
1. Для реализации профессиональной деятельности специалистов сестринского дела в условиях оказания высокотехнологичной медицинской помощи необходимо совершенствовать их знания, умения и навыки, что актуально осуществлять в условиях медицинской организации.
2. Расширение функций специалистов сестринского дела позволяет развивать персонал в профессии, использовать их возможности как дипломированных специалистов по максимуму, обеспечивать квалифицированное оказание сестринской помощи.
3. Индикаторы качества сестринской помощи позволяют оценить динамику профессионального развития специалистов сестринского дела в инновационных условиях работы.
4. Внедрение мероприятий по профессиональному развитию специалистов сестринского дела является организационным инструментом повышения качества сестринской практики в условиях оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
В 2017 г. была проведена оценка зрелости сестринской службы. Опрос включил в себя основные моменты по стратегии развития и обучения среднего медицинского персонала, наставничеству и работе с молодыми специалистами, показатели удовлетворенности пациента. Анкета была разработана главной медицинской сестрой совместно со старшими
Рис. 9. Оценка техники выполнения манипуляций с 2014 по 2016 г.
2014 (198 анкет)
2015 (237 анкет)
2016 (507 анкет)
медицинскими сестрами разных подразделений. В опросе приняли участие 256 медицинских сестер.
Результаты были следующие:
1. 254 (99,2%) медицинских сестер отметили, что в Центре четко прописана и успешно выполняется работа по формированию приказов и документации по наставничеству, существует четкая структура по работе с вновь пришедшими специалистами.
2. 253 (98,9%) отметили, что четко прописано и успешно проводится обучение на рабочих местах (без отрыва от производства) для новых сотрудников, проводятся занятия по эмпатичным, коммуникативным навыкам, разрабатываются соответствующие методики в целях эффективности восстановления сервиса. 3 (0,17 %) медицинских сестры считают, что вышеперечисленная профессиональная практика нуждается в улучшении.
3. 256 (100%) медицинских сестер считают, что работа по консультированию пациентов, а также мониторинг и анализ жалоб и предложений успешно выполняются.
4. 240 (93,7%) медицинских сестер ответили, что весь персонал организации в курсе данных статистической отчетности в целях улучшения показателей удовлетворенности пациента, в целях улучшения показателей удовлетворенности пациента используются отчетные данные и это четко прописано и успешно выполняется.
5. 256 (100%) медицинских сестер ответили, что персонал поощряется за безупречное оказание услуг, регулярно проводятся мероприятия, посвященные признанию заслуг сотрудников в сфере качественного оказания сестринской помощи, процессы поощрения регулярно оцениваются и совершенствуются.
Анализ анкетирования показал, что оценка зрелости сестринской службы Центра находится на достаточно высоком уровне развития
Рис. 10. Эмоциональный контакт медицинской сестры с пациентом с 2014 по 2016 г.
2014 (198 анкет)
2015 (237 анкет)
2016 (507 анкет)
Рис. 11. Этапы развития сестринской реформы
2012-2013 гг.
я >
ш
я
>
1а сг
>
■о ■о
2011-2012 гг.
1. Стремление преобразовать систему профессиональной деятельности:
- повышение качества сестринской помощи;
- развитие профессиональных компетенций
2. Создание модуля «ПОСТ медицинской сестры»
- Перераспределение рабочего времени медсестер
3. Формирование нового видения сестринской деятельности
- Ведение новых должностей сестринской деятельности
- Расширение функциональных обязанностей
- Перераспределение трудовых функций медсестер на врача, младший медперсонал
1. Развитие сестринского персонала в условиях инновационных технологий:
- электронная библиотека (ЭБ);
- научно-практические профессиональные конференции;
- Обучающие мастер-классы по инновационным внедрениям (ЭБ, Прикроватный мониторинг, Справочник и т.д.)
2. Формирование новых практических навыков для моделей деятельности сестринского дела
- Медицинская сестра клиническая;
- Медицинская сестра-координатор
3. Создание и внедрение программы Центрального стерилизационно отделения «1г^акаигЛр1и5»
2015-2017 гг.
2013-2014 гг.
1. Формирование личной ответственности
за пациентами Модель «Медицинская сестра - помощник пациента»
2. Увеличение нагрузки на средний медицинский персонал:
- Оптимизация функций среднего медицинского персонала с ориентацией на пациента
3. Формирование программы планомерного развития сестринского де Центра
2014-2015 гг.
1. Формирование образовательной программы
2. Введение протоколов медицинских услуг
3. Контроль качества выполненных услуг
1. Внедрение мероприятий по непрерывному профессиональному развитию
2. Подготовка методических рекомендаций
по планомерному расширению функций сестринского персонала
ормированию программы инновационного звития в условиях едицинской организации
3. Разработка карты сестринского наблюдения
4. Расширение должностных обязанностей медицинской сестры-координатор Менеджеры по:
- Управлению персоналом;
- ГГ-технологиям;
- Психологии
%
120
100
S0
б0
40
20
Результаты удовлетворенности пациентов за 2008-2017 гг.
Рис. 12. Результаты удовлетворенности пациентов
9б 9S
97
9S
9б
99
68
93
57
61
94
Умение подать себя, произвести благоприятное впечатление
Умение взаимодействовать с пациентом
Умение вести себя корректно в ситуации конфликта
43
□ 2008 г. ■ 2016 г.
□ 2017 г.
Умение придерживаться правилам этикета и сервисного обслуживания
системы риск-менеджмента. Следовательно, представляется целесообразной разработка методики оценки зрелости сестринской службы Центра, базирующейся на лучших практиках мира и общедоступной информации, позволяющий заинтересованным лицам оценивать существующий уровень системы управления персоналом, который модернизируется и постоянно совершенствуется. Регулярно ставятся цели и задачи для улучшения показателей удовлетворенности пациента и качества оказания высокотехнологичной медицинской помощи (рис. 12).
Результатом проведенных организационных процессов в работе сестринского персонала и введения образовательных программ-модулей по взаимодействию является высокий уровень удовлетворенности пациентов. В 2017 г., согласно результатам оценки деятельности медицинских сестер и опросу пациентов, он достиг практически 99%. Центр рекомендуют 99,2% респондентов.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
0
Литература
• Amsrt.ru. Данные Министерства здравоохранения Российской Федерации.
• Protown.ru. Федеральный портал «Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.». Раздел 2.4. Система организации медицинской помощи населению. Раздел 2.3. Реализация Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Раздел 2.5. Инновационное и кадровое обеспечение развития здравоохранения». Раздел 3. Цели, задачи и основные направления концепции развития здравоохранения до 2020 года.
• Портал информационной поддержки специалистов в ЛПУ Zdrav.ru. Здравоохранение в Израиле: управление и инновации (раздел «Статьи»).
• Балашов Ю.К. Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования [Электронный ресурс]. URL: http://www.kapr.ru/ artides/2002/7/444.html/
• Способы стимулирования персонала // Интернет-журнал Point [Электронный ресурс]. URL: http://www.bishelp.ru/
• Официальный сайт журнала «Работа с персоналом» [Электронный ресурс]. URL: http://www.hr-journal.ru.
References
• Amsrt.ru. Data from the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. (in Russian)
• Protown.ru. Federal portal "The concept of development of the health care system in the Russian Federation until 2020". Section 2.4. The system of organization of medical care to the population. Section 2.3. Implementation of the Program of state guarantees of providing free medical care to citizens of the Russian Federation. Section 2.5. Innovation and staffing of health development. Section 3. Goals, objectives and main directions of the concept of health development until 2020. (in Russian)
• Portal of information support for specialists in health facilities Zdrav.ru. Health care in Israel: management and innovation (section "Articles"). (in Russian)
• Balashov Yu.K. Motivation and staff incentives: the basics of building the incentive system [Electronic resource]. URL: http:// www.kapr.ru/ articles / 2002/7 / 444.html. (in Russian)
• Ways to stimulate staff. Internet-magazine Point [Electronic resource]. URL: http://www.bishelp.ru/ (in Russian)
• The official website of the journal "Work with the staff" [Electronic resource]. URL: http://www.hr-journal.ru. (in Russian)