Ирина БАЛЬХАЕВА
ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ КАДРОВ СИСТЕМОЙ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ В БУРЯТ-МОНГОЛЬСКОЙ АССР
В статье рассматривается система подготовки рабочих кадров в годы Вепикой Отечественной войны через систему трудовых резервов.
In the article the system of preparations of personnel in years of Great Patriot War through system of labour reserves is considered.
Кпючевые спова:
трудовые резервы, ремеспенные учипища квапифицированный рабочий, рабочий кпасс; labour reserves, industrial colleges, qualified worker, working class.
БАЛЬХАЕВА
Ирина
Хубисхаловна — к.и.н., директор Национальной библиотеки Республики Бурятия [email protected]
Дальнейшее развитие системы трудовых резервов страны, в том числе и Бурят-Монгольской АССР (БМАССР), было прервано Великой Отечественной войной. Военные мобилизации резко сократили численность занятых в народном хозяйстве республики. Опытные специалисты, кадровые рабочие, служащие уходили в действующую армию. С начала войны по 8 июля 1941 г. поступило 6 224 заявления с просьбой о зачислении в ряды Красной армии1. Общая убыль рабочих и служащих в 1941—1942 гг. составила 10,1 тыс. чел.2 Всего за годы войны из 575,4 тыс. чел., составлявших численность постоянного населения Бурят-Монголии на конец 1940 г.3, 120 тыс. чел. или 20,9% приняли участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны4. К началу 1942 г. численность квалифицированных рабочих по сравнению с
1940 г. уменьшилась на 44,1%5. Поэтому первостепенное значение приобрела проблема подготовки рабочих кадров через систему трудовых резервов.
Необходимость ускоренной подготовки рабочих потребовала изменения сроков обучения учащихся ремесленных училищ (РУ), железнодорожных училищ (ЖУ) и школ фабрично-заводского обучения (ФЗО). Срок обучения в РУ и ЖУ уменьшился с двух лет до года. В школах ФЗО в зависимости от степени сложности и характера осваиваемой профессии сроки обучения сократились сначала до 4—5, затем до 3—4 месяцев. В училищах часто проводились досрочные выпуски учащихся и новые наборы в течение учебного года. Военная обстановка отразилась на порядке комплектования школ и училищ. Если раньше набирались только юноши, то в целях расширения приема управления трудовых резервов стали проводить мобилизацию девушек в возрасте от 16 до 18 лет и одновременно понизили возраст юношей до 15—16 лет.
В годы войны в БМАССР училища и школы трудовых резервов действовали на базе таких предприятий, как паровозовагоноремонтный (ПВРЗ), авиационный и стекольный заводы, мясокомбинат, Бурятский строительный трест, Восточно-Сибирская железная дорога
1 История Бурятии. XX век. Ч. 2. - Улан-Удэ, 1994, с. 22.
2 НАРБ, ф. 248, оп. 17, д. 167, л. 53.
3 Республика Бурятия. 75 лет : статистический сборник — Улан-Удэ, 1998, с. 61.
4 Блокнот агитатора. — Улан-Удэ, 1985, № 1, с. 8.
5 Базаржапов В.Б. Национальные районы Сибири и Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны. — Новосибирск, 1978, с. 63.
(ВСЖД), Селенгинское управление речного пароходства (СУРП) и Бурятский рыбный трест. Ряд школ ФЗО создавались как филиалы при крупных РУ и ЖУ. 3 декабря
1941 г. СНК БМАССР и бюро областного комитета ВКП(б) приняли постановление «О государственных трудовых резервах». Постановление утвердило план дополнительного набора на декабрь 1941 г. в школы фабрично-заводского обучения численностью 1 180 чел. План приема учащихся в школы ФЗО распределен следующим образом: «на базе: а) Бурстройтреста — 200 чел.; б) завода № 99 — 480 чел.; в) Управления Селенгинского пароходства — 300 чел.; г) шахты № 3 УМТП (Гусиное Озеро) — 200 чел.». Постановление обязало «руководителей вышеназванных предприятий подготовить рабочие места для производственного обучения учащихся, выделить школам ФЗО необходимое количество квалифицированных мастеров, оборудования, инструмента и обеспечить фронтом работы в цехах предприятий». Республиканское управление трудовых резервов обеспечивало оборудование помещений для общежитий учащихся. Райкомам партии и исполкомам аймачных Советов даны задания по призыву (мобилизации) молодежи в школы ФЗО1.
В связи с перестройкой промышленности расширился профиль подготовки рабочих, введено обучение по 16 новым специальностям2. В Бурят-Монголии за 10 месяцев с начала войны РУ, ЖУ и школами ФЗО обучено 2 146 рабочих, из них на предприятия республики направлено 1 684 чел. или 78,5%. Остальные выпускники училищ распределены в другие края и области3. Всего в 1941—1942 гг. система трудовых резервов республики подготовила 4 819 квалифицированных рабочих, в том числе в 1941 г. — 1 340 чел. (школами ФЗО, выпусков из РУ и ЖУ не было), в 1942 г. — 3 479 чел. (2 374 чел. из школ ФЗО, 1 105 чел. из рУ и ЖУ)4. К концу
1942 г. выпускники училищ и школ трудовых резервов составляли почти 1/5 часть всех рабочих промышленности. Многие из них, работая на заводах, за короткий срок овладели второй специальностью.
Приобретя практический опыт, молодые рабочие выпуска 1941—1942 гг. стали тем крепким ядром, которое в значительной мере вынесло на себе всю тяжесть производства во время войны5.
В годы войны проводилась большая работа по призыву молодежи в училища и школы ФЗО. От своевременно проведенной мобилизации зависело постоянное пополнение предприятий квалифицированными рабочими кадрами, и, в конечном счете, выполнение заводами государственных заданий и оборонных заказов. Причем ежегодно план призыва увеличивался в связи с ростом военного производства, уходом части кадровых рабочих на фронт. Если в 1941 г. в школах ФЗО обучалось всего 600 чел., то в 1944 г. —
1 500 чел.; в училищах соответственно 880 и 1 378 чел6. Базовые предприятия постоянно увеличивали число рабочих мест для производственного обучения учащихся. К 1944 г. для учащихся РУ и ЖУ число рабочих мест возросло на 94%, для учащихся школ ФЗО — на 98%7.
В годы войны государственные трудовые резервы сыграли исключительно важную роль в обеспечении оборонной промышленности квалифицированными рабочими кадрами. В Восточной Сибири, по данным Г.А. Докучаева, система трудовых резервов подготовила 88,1 тыс. квалифицированных рабочих, в том числе РУ и ЖУ — 21,8 тыс. чел., или 24,8% от выпуска, школы ФЗО — 66,3 тыс. чел., или 75,2%8. В Бурят-Монголии выпуск составил 13 222 чел., или 15,0% от общего выпуска по Восточной Сибири. Всего за годы войны на производство пришли 4 166 выпускников ремесленных и железнодорожных училищ, 9 056 выпускников школ ФЗО республики9. Причем если в среднем по Восточной Сибири доля выпускников РУ и ЖУ в общем выпуске составила 24,8%, то в Бурят-Монголии — 31,5%. Это обстоятельство имело немаловажное значение,
1 НАРБ-п, ф. 1, оп. 2, д. 487, л. 126—127.
2 НАРБ-п, ф. 1, оп. 1, д. 493, с. 50—55.
3 История Бурятской АССР. В 2-х т. — Улан-Удэ, 1959, т. 2, с. 458.
4 Докучаев ГА. Рабочий класс Сибири и Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). — Новосибирск, 1968, с. 38.
5 Кузнецов И.И. Восточная Сибирь в годы Великой Отечественной войны. 1941 — 1945. — Иркутск, 1974, с. 122.
6 НАРБ-п, ф. 1, оп. 1, д. 474, л. 57, 59.
7 НАРБ-п, ф. 1, оп. 2, д. 5, л. 7.
8 Докучаев Г.А. Рабочий класс Сибири и Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). — Новосибирск, 1968, с. 38.
9 Народное хозяйство Бурят-Монгольской АССР : статистический сборник. — Улан-Удэ, 1957, с. 115
поскольку выпускники РУ и ЖУ получали более высокую квалификацию.
Рост числа училищ и школ ФЗО в годы войны наблюдался по всей стране. Если в 1940 г. насчитывалось 1 540 учебных заведений с контингентом учащихся 602 тыс. чел., то в 1945 г. соответственно 2 587 и 700 тыс. чел1. В Бурят-Монголии число училищ и школ ФЗО выросло с 6 до 14. Динамика развития сети учебных заведений трудовых резервов республики во время Великой Отечественной войны представлена следующими данными (на
1 января каждого года): к началу войны — 2 РУ и ЖУ, 6 школ ФЗО; 1942 г. — 3 РУ и ЖУ, 10 школ ФЗО; 1943 г. — 4 РУ и ЖУ, 9 школ ФЗО; 1944 г. — 4 РУ и ЖУ, 8 школ ФЗО; 1945 г. — 4 РУ и ЖУ, 3 школы ФЗО2. Сокращение количества школ ФЗО в 1944 и 1945 гг. объясняется, во-первых, тем, что к этому времени проблема рабочих кадров в основном была решена и отпала необходимость в школах с укороченным сроком обучения. С 1943 г. сократился призыв в армию из промышленности, стабильной стала система бронирования квалифицированных рабочих, на рабочие места возвращались демобилизованные (в основном по инвалидности). К 1 ноября 1945 г. в Бурят-Монголию прибыло 3 161 демобилизованных солдат и офицеров, из них трудоустроено на промышленные предприятия по специальности
2 223 чел3. В отдельных случаях из армии стали отзываться рабочие особо дефицитных специальностей и высокой квалификации. Во-вторых, с приближением окончания войны все более актуальным становился вопрос качества обучения рабочих промышленности и транспорта, поэтому была расформирована часть школ ФЗО.
К концу войны ремесленные и железнодорожные училища республики являлись крупными учебными заведениями. На 1 января 1945 г. контингент учащихся в
1 Веселов А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР. — М., 1961, с. 245.
2 НАРБ-п, ф. 1, оп. 1, д. 3993, л. 104; д. 3454, л. 127.
3 История Бурятии. XX век. Ч. 2. — Улан-Удэ, 1994, с. 1.
3 из 4 РУ и ЖУ превышал 500 чел4. Самый многочисленный выпуск квалифицированных рабочих кадров из училищ и школ ФЗО республики состоялся в 1943 г. — 5 291 чел. или 40,0% от общего выпуска в годы войны. Если за 1942—1943 гг. подготовлено 8 770 рабочих, то за 1944—1945 гг., в связи с уменьшением сети учебных заведений, только 3 112, т.е. к концу войны выпуск сократился в 2,8 раза. Необходимо отметить, что если в 1942 г. доля выпускников РУ и ЖУ в общей численности выпуска составляла 31,8%, то к 1945 г. она увеличилась до 64,4%. По данным К.С. Тангановой, только за 1944 г. учебные заведения трудовых резервов Бурят-Монголии подготовили для промышленности и транспорта 1 848 квалифицированных рабочих по 30 специальностям. Так, училища выпустили 1 042 чел. по 18 специальностям, школы ФЗО — 886 рабочих по 18 специальностям, из них основная доля приходилась на столяров — 177 чел. (20,0%), слесарей-паровозников — 132 чел. (14,9%), токарей — 97 чел. (11,2%)5. Всего за 1941—1945 гг. учащимися изготовлено оборонной продукции на 3 млн руб., отремонтировано 76 паровозов, 350 вагонов6.
В годы Великой Отечественной войны подготовка квалифицированных рабочих через систему трудовых резервов сыграла исключительно важную роль. Преподаватели и мастера системы трудовых резервов в тяжелейших военных условиях отдавали все силы обучению учащихся. Примеры трудового героизма характерны для всех педагогических и ученических коллективов училищ и школ ФЗО республики.
4 Губкин В.Ф. Деятельность партийных организаций Восточной Сибири по подготовке квалифицированных рабочих кадров в системе трудовых ресурсов в годы Великой Отечественной войны : дисс. .. канд. ист. наук. — Иркутск, 1978, с. 79.
5 Танганова К.С. Деятельность Бурятской областной партийной организации по подготовке квалифицированных рабочих кадров через систему профессионально-технического образования (1940—1958 гг.). — Иркутск, 1970, с. 71.
6 Ефимов П.П. К истории профессиональнотехнического образования в Республике Бурятия // Проблемы истории и культурно-национального строительства в Республике Бурятия. — Улан-Удэ, 1998, с. 123.