--------------------------------------- © Е.И. Хабарова, С.В. Сластунов,
2005
К вопросу об экологическом образовании
Часть 2
УДК 378:622.014.3:502.76
Е.И. Хабарова, С. В. Сластунов
ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛОВ-ЭКОЛОГОВ ДЛЯ ДОБЫВАЮЩИХ ОТРАСЛЕЙ
ост численности населения и не-
-I обходимость более полного удовлетворения постоянно растущих потребностей потребовали активизации человеческой деятельности по вовлечению в хозяйственный оборот новых природных ресурсов, что неминуемо повлекло за собой их истощение, а также нарушение и загрязнение окружающей среды. Особую актуальность эти проблемы приобрели для добывающих отраслей промышленности, на долю которых приходится 70 % всех природных ресурсов. А т.к. ежегодно в мире добывается около 100 млрд. м3 полезных ископаемых, то закономерна точка зрения о наибольшем влиянии нефте-, газо- и горнодобывающей деятельности человека на комплекс биосферы.
Воздействие человека на земные недра превратилось из локального (точечного) в региональное (площадное). В этой связи сегодня рассматриваются пять экологических аспектов освоения минерально-сырьевых ресурсов [1].
А. Процессы связанные с геологоразведочными работами:
• проникновение человека со своей предметной и хозяйственной деятельностью в естество природы (вырубка леса, иногда пожары, небрежное отношение к источникам воды, захламление территории, браконьерство, оставление открытых горных выработок и скважин);
• уродование ландшафта, обусловленное необходимым и предусмотренным методикой работ нарушением природной среды (прокладка просек в лесном массиве, взрывные работы в водной среде при проведении сейсморазведочных работ, открытые горные выработки: расчистки, закопушки, канавы, дудки, неглубокие шурфы и карьеры).
Б. Процессы, связанные с обустройством объекта добычи мине-рального сырья:
• вторжение в природные экологические ниши при проведении транспортных артерий и капитального строительства производственных комплексов, жилья, коммуникационных сооружений (трубопроводов, линий электропередач), социально-культур-ных объектов с обязательным нарушением традиционных мест обитания животного мира и путей миграции его представителей;
• загрязнение экосистем (складирование на поверхности земли различных нерастворимых веществ в виде мусора, твердых отходов, металлолома; попадание горюче-смазочных материалов в почву и водоемы, модификация микрофлоры атмосферного воздуха).
В. Процессы, связанные с особенностями выемки минерального сырья:
• трансформация литосферы (уплотнение и разжижение горных пород в результате динамических и термических нагрузок; преобразование русел, пойм и террас рек; оврагообразование; карстово-суффозионные процессы; формирование техногенных месторождений);
• нарушение педосферы (разрушение естественных ландшафтов; удаление и потеря плодородных земель; заболачивание или осушение больших территорий; угнетение растительности; интродукция микофлоры наземных и водных экосистем в подземные горные и нефтегазовые выработки; загрязнение нефтью и нефтепродуктами; генерация в почве блуждающих токов);
• влияние на атмосферу (значительное газопылеобразование; воздействие на аэропланктон);
• воздействие на компоненты поверхностной и подземной гидросферы (сокращение поверхностного стока и водоносных горизонтов, а также изменение уровня грунтовых вод в результате прогрессирующего роста водоотбора; засоление, закисление и загрязнение водоносных слоев).
Г. Процессы, связанные с перемещением добываемого сырья на поверхность, его концентрированием и транспортировкой:
• изменение компонентов геологической среды;
• общее ухудшение природной обстановки (многократное превышение фоновой концентрации химических элементов, приводящее к снижению продуктивности и деградации биогеоценоза в случае организованного складирования и долговременного хранения, а тем более при аварийном неконтролируемом распространении на обширных территориях).
Д. Процессы, связанные с ликвидацией объекта разведки и добычи минерального сырья:
• мероприятия по обеспечению экологической безопасности экосистем от уг-
роз со стороны нарушенных и загрязненных природных объектов (пресечение появления «бросовых» изли-вающихся
скважин; предупреждение самовозгорания терриконов и отвалов);
• работы по восстановлению и налаживанию экосистем (агротехнические и фитомелиоративные мероприятия по восстановлению почвенного покрова; реинтродукция и репатриация представителей растительного и животного мира с целью возобновления биоты).
Эколого-экономическая оптимизация деятельности по освоению минеральносырьевых ресурсов возможна при разработке и внедрении современных инструментов технологического, экономического и экологического регулирования, а также при наличии кадрового потенциала, способного воплощать требуемые инновации в жизнь.
Реальной предпосылкой решения возникающих перед российским обществом экологических проблем является сформировавшаяся система профессионального экологического образования в России [2].
Что касается квалифицированных рабочих экологического профиля, то система начального профессионального образования обеспечивает выпуск лабо-рантов-экологов 9 профессий и аппарат-чиков-операторов экологических установок 14 профессий [3], обладающих достаточными знаниями для работы на предприятиях геологоразведки и добычи полезных ископаемых.
Одновременно в рамках среднего профессионального экологического образования предусмотрены программы дополнительной подготовки в области охраны окружающей среды и
Список высших учебных заведений РФ, осуществляющих одновременную подготовку специалистов для отраслей «нулевого уровня» и экологического профиля [3,4]
№№ п/п Название вуза Специальности для отраслей «нулевого уровня» Специальности экологического профиля
по геологии и разведке полезных ископаемых по горному делу по нефтегазовому делу Экология Экологическая геология Природопользование Экология и природопользование Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Инженерная защита окружающей среды Геоэкология
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1. Архангельский государственный технический университет + +
2. Астраханский государственный технический университет + +
3. Белгородский государственный университет + +
4. Воронежский государственный университет + + + + +
5. Дальневосточный государственный технический университет (г. Владивосток) + + + + +
6. Иркутский государственный технический университет + + + +
7. Красноярская государственная академия цветных металлов и золота + + +
8. Кубанский государственный технологический университет (г. Краснодар) + +
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
9. Московский государственный геологоразведочный университет + +
10. Московский государственный горный университет + +
11. Пермский государственный университет + + +
12. Петрозаводский государственный университет + +
13. Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина (г. Москва) + +
14. Российский университет дружбы народов (г. Москва) + + + + +
15. Ростовский государственный университет + + +
16. Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет) + +
17. Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) + + +
18. Сибирский государственный индустриальный университет + +
19. Томский политехнический университет + + +
20. Тульский государственный университет + +
21. Тюменский государственный нефтегазовый университет + + +
22. Уральская государственная горно-геологическая академия + +
23. Якутский государственный университет + +
24. Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) + + +
Итого: 7 1 4 2 8 7 4
недропользования по специальностям: «0902 Открытая разработка месторождений полезных ископаемых», «0903 Под-
земная разработка месторождений полезных ископаемых», «0906 Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «0907 Бурение нефтяных и газовых скважин»; а в области промышленной экологии - по специальностям: «0904 Обогащение полезных ископаемых», «0905 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ».
В свою очередь высшее профессиональное экологическое образование спо-
1. Воробьев А.Е., Хабарова Е.И. Физические, химические и биохимические процессы горного производства. Часть 3. Биохимические процессы горного производства / Под ред. А.Е. Воробьева. Учебное пособие. - М.: МГГУ, 2000. -119 с.
2. Хабарова Е.И., Церцек Н.Ф. К во -просу об экологическом образовании. Часть
1. Развитие профессионального экологиче-
собно обеспечивать подготовку специалистов, обладающих соответствующими знаниями и навыками в геологоразведке, горном и нефтегазовом деле (таблица).
По состоянию на 01.10.02 г. выпуск профессионалов-экологов в 24 вузах, осуществляющих подготовку специалистов для отраслей «нулевого уровня», составил 819 человек за год [3].
---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ского образования в России // ГИАБ, 2005, №
11. С.
3. Развитие системы экологического образования и просвещения в Российской Федерации в 1992-2002 годах // Информационноаналитический обзор. - М.: Государственный центр экологических программ, 2002. - 448 с.
4. Вузы России: Справочник. 2005. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 448 с.
— Коротко об авторах -----------------------------------------------------
Хабарова Е.И. - кандидат химических наук,
Сластунов С.В. - профессор, доктор технических наук, проректор по научной работе, Московский государственный горный университет.
-------------------------------------------------- РУКОПИСИ,
ДЕПОНИРОВАННЫЕ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
1. Белов М. А. «Определение параметров зернистой структуры и пористости горных пород лазерным оптико-акустическим методом» (428/12-05 — 11.04.05) 1 с.
2. Линев Б.И., Голберг Г.Ю., Панфилов П.Ф. «К вопросу об эффективности перемещения суспензии с флокулянтами в статических перемешивающих устройствах» (429/12-05 — 15.09.05) 14 с.
3. Федоров С.М. Экспериментальное определение фазы колебаний одномассной вибрационной машины с дебалансным вибровозбудителем» (430/12-05 — 27.09.05) 9 с.
-------^
^-------