КОМПЛЕКСНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА
ШЕВЕЛЕВА А.В.,
доцент кафедры «Управления внешнеэкономической деятельностью», Московский государственный институт международных отношений (МГИМО-Университет), МИД России, г. Москва, e-mail: [email protected]
В статье осуществлен анализ основных видов негативного воздействия предприятий нефтегазового комплекса на окружающую среду в условиях стратегически ограниченного запаса сырьевых энергетических ресурсов, выявлены неучитываемые в современной практике экологические последствия деятельности предприятий нефтегазового комплекса и предложены основные направления их долгосрочной эколого-экономической политики.
Ключевые слова: негативное воздействие; предприятия нефтегазового комплекса; эколого-экономическая политика; стратегически ограниченные запасы; сырьевые энергетические ресурсы.
AN INTEGRATED STRATEGIC APPROACH TO THE ANALYSIS OF THE ENVIRONMENTAL IMPACT OF ENTERPRISES OF OIL AND GAS COMPLEX
SHEVELEVA A.V.,
Associate professor at the Regulation of foreign economic activity department, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO-University), MID Russia, Moskow, e-mail: [email protected]
The article presents an analysis of the negative impact of the oil and gas sector on the environment in terms of strategically limited stock of raw energy resources, identified noise in modern practice, the environmental impact of the oil and gas sector and main directions of their long-term ecological and economic policy.
Keywords: negative impact; Enterprise oil and gas complex; ecological-economic policy; strategically limited stock; raw energy resources.
JEL classification: Q55, Q56.
Нефтегазовый комплекс играет важнейшую роль в функционировании современных социально-экономических систем, обеспечивая их сырьевыми энергетическими ресурсами и продуктами газо- и нефтепереработки. Современные экономики не могут функционировать и развиваться без энергетических ресурсов, без них невозможно ни одно современное производство. Также и хозяйственно-бытовой сектор нуждается в тепловой и электрической энергии, выработка которой построена в преобладающей части на ресурсах, поставляемых нефтегазовым комплексом. До сих пор человеческое сообщество не сумело выработать эффективную замену нефти и газу, позволяющую либо существенно сократить их добычу и потребление, либо вообще отказаться от их использования. Таким образом, можно утверждать, что на сегодняшний момент нефть и газ являются жизнеобеспечивающими ресурсами, без которых ни одно государство не сможет обеспечивать свое развитие.
© А.В. Шевелева, 2013
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
В то же время сами предприятия нефтегазового комплекса оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду, а использование нефти и газа и продуктов их переработки при потреблении также сопровождается высокими показателями эмиссии загрязняющих веществ. Кроме того, запасы нефти и газа в мире ограничены, и по многим расчетам, в ближайшие десятилетия могут существенно сократиться, что часто недооценивается современными управленцами при формировании стратегий развития нефтегазовых компаний и отрасли в целом. При оценке негативного воздействия на окружающую среду нефтегазовых компаний фактор глобальной исчерпае-мости сырьевых ресурсов практически не рассматривается как достойный внимания. Максимум, о чем может идти речь в таком случае - это недостаточный уровень разведанности запасов месторождений, что и воспринимается как ограничение. Ситуация же, когда запасы нефти и газа настолько истощатся, что их добыча станет экономически нерентабельной в целом по стране и в мире, воспринимается компаниями, как чрезвычайно далекая и нереальная перспектива. Проблема же состоит в том, что в качестве основного проявления негативного воздействия на окружающую среду предприятий нефтегазового комплекса видится высокий уровень эмиссии загрязняющих веществ в экосистему.
По нашему мнению, вышеназванный подход в последнее время становится все менее актуальным, так как в контексте современного понимания взаимодействия социально-экономического развития и естественной среды устойчивое развитие предприятий нефтегазового комплекса предполагает не только охват современной ситуации, но и воздействие на будущие поколения и наличие у них необходимых ресурсов. Отсутствие должного внимания к вопросам запасов энергетических сырьевых ресурсов может привести к тому, что когда они все же закончатся, их будет нечем заменить, и это может спровоцировать деградацию человеческой цивилизации. Для самих предприятий нефтегазового комплекса приближение такой ситуации может обернуться резким сокращением или полным исчезновением сырьевых рынков нефти и газа, и как следствие, их масштабным банкротством. Стратегический подход должен учитывать такие отдаленные изменения, и необходимо более комплексное представление о всех негативных последствиях чрезмерной эксплуатации сырых нефти и газа и связанном с этим воздействии на окружающую среду и будущие поколения. Это особенно актуально для Российской Федерации, которая является одним из основных поставщиков на мировых рынках нефти и газа и продуктов их переработки.
Для выявления основных составляющих такого воздействия необходимо рассмотреть каждый из этапов производственного процесса, обеспечивающих переход сырья от его добычи до конечного потребления, и для каждого этапа выделить сопутствующие ему негативные последствия для окружающей среды как в настоящем, так и в будущем.
Определение основных параметров негативного воздействия на окружающую среду предприятий нефтегазового комплекса требует определения его структуры с точки зрения основных этапов цикла производства газо- и нефтепродуктов. В общем виде данная структура представлена на рис. 1.
Рис. 1. Основные этапы производственного цикла предприятий нефтегазового комплекса1
Для выявления узких мест в системе учета видов негативного воздействия на окружающую среду предприятий нефтегазового комплекса нами осуществлена их систематизация (табл. 1).
Каждый из представленных в таблице 1 этапов характеризуется различными видами негативного воздействия на окружающую среду.
Таблица 1
Основные виды негативного воздействия на окружающую среду предприятий нефтегазового комплекса2
Этап производственного цикла Негативные эколого-экономические последствия
1. Геологоразведка захламление площадки разведочного бурения
загрязнение почвы и воды буровыми растворами
загрязнение почвы и воды при авариях с разливами нефти
2. Обустройство месторождения уничтожение растительности на больших территориях, изменение ландшафта, загрязнение почв и воды
3. Строительство скважин загрязнение окружающей среды в процессе бурения и проведения испытательных работ эксплуатационных скважин
эмиссия загрязняющих веществ из шламовых амбаров
4. Эксплуатация скважин загрязнение водных объектов и почв в связи с аварийными разливами нефти и пластовых вод, обусловленными недостаточной надежностью трубопроводов
загрязнение водных объектов и почв, обусловленное несовершенством технологии увеличения нефтеотдачи при достижении плановых показателей добычи углеводородов, а также в связи с накоплением отходов в шламовых амбарах
потери тепла и тепловое загрязнение окружающей среды в связи со сжиганием попутного газа в факелах
формирование объектов накопленного (прошлого) экологического ущерба
исчерпание сырьевых ресурсов недр
ограничения в альтернативных способах хозяйственного использования территории
деградация местной естественной экосистемы
изменение структуры недр и ландшафта, образование провалоопасных и газоопасных зон
5. Ликвидация выработанных нефтепромыслов ограничения в альтернативном использовании ресурсов для дальнейшей хозяйственной деятельности (сельскохозяйственных, рекреационных и др.) формирование объектов накопленного экологического ущерба
6. Транспортировка сырой нефти и нефтепродуктов деградация и уничтожение других ресурсов экосистемы при строительстве трубопроводов загрязнение почв и водных объектов при разливах нефти, связанных с авариями и высоким физическим износом инфраструктуры трубопроводов загрязнение почв и воды нефтью при погрузочно-разгрузочных работах и непосредственно при транспортировке по железным дорогам и водным путем
7. Переработка сырой нефти загрязнение почв, водных объектов и атмосферы при заводских выбросах, авариях, хранении отходов в прудах-накопителях
8. Сбыт и потребление нефтепродуктов загрязнение почв и водных объектов из-за утечки нефтепродуктов в грунт вокруг хранилищ, а также утечки бензина и масел на дороги в процессе эксплуатации машин и механизмов сбросы/выбросы загрязняющих веществ в процессе потребления газо- и нефтепродуктов (выхлопы автомобильного транспорта, сбросы/выбросы энергетических предприятий при сжигании топлива и т. п.)
При геологоразведке в современных российских условиях выполнение разведочного бурения, как правило, практически неизбежно ведет к захламлению площадки, на которой оно проводится, и ее окрестностей. Стандартной проблемой является утилизация буровых растворов. Особо острой она становится при работе на морском шельфе, когда наиболее простым и дешевым вариантом является их сброс прямо в воду. Однако наиболее серьезные проблемы возникают в случае аварий, риск которых особенно высок при отсутствии информации о параметрах обнаруженных залежей. Другой опасной особенностью современных российских условий является стремление мелких геологоразведочных компаний в случае обнаружения нефти при ее разведке, немедленно начать ее добычу.
При обустройстве месторождения, когда оно уже открыто, основную опасность для окружающей среды несет коренное изменение локальной экосистемы территории, попавшей в зону реализации проекта. Развертывается строительство дорог, площадок для нефтедобывающих скважин, трубопроводов для перекачки нефти. Все указанные в предыдущих разделах варианты антропогенного воздействия усиливаются многократно. Из-за очень большой стоимости работ, компании при выборе схем размещения создаваемых объектов стремятся максимально снизить затраты. Это регулярно входит в противоречие с ограничениями, вызванными необходимостью охраны природы либо сохранения социальных и культурных ценностей. Острые дебаты возникают по поводу экологической безопасности выбираемых решений. При отсутствии действенной системы ответственности за экологические нарушения и катастрофы (например, разливы, при которых огромное количество нефти может попасть в воду), компании стремятся снизить расходы и предпочитают наиболее дешевые, хотя и экологически более опасные варианты.
При строительстве скважин происходит целый ряд нарушений. Источником геомеханических нарушений являются следующие технологические процессы: снятие и складирование плодородного слоя земли при подготовке территории буровой; устройство насыпной площадки под буровую (при кустовом строительстве скважин); устройство шламовых амбаров (земляных котлованов) - для сбора и хранения отходов бурения; сооружение технологических
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
площадок под оборудование буровой; засыпка шламовых амбаров при их ликвидации; рекультивация территории буровой; строительство дорог; вырубка, корчевание леса. Помимо геомеханических нарушений, проявляются и гидрогеологические нарушения, связанные с процессом бурения и выражающиеся в поступлении в водоносные горизонты загрязнителей (поглощение буровых растворов) или в водопроявлениях, что приводит к изменению гидрогеологического режима естественного функционирования водоносного комплекса (Источники загрязнения, 2010).
Бурение скважин на нефть и газ является экологически опасным видом работ и сопровождается химическим загрязнением почв, грунтов, горизонтов подземных вод, поверхностных водоемов и водотоков, атмосферного воздуха веществами и химреагентами, используемыми при проходке скважин, буровыми и технологическими отходами, а также природными веществами, получаемыми в процессе испытания скважин. Процесс бурения также приводит к физическим нарушениям почвенно-растительного покрова, грунтов зоны аэрации, природных ландшафтов на буровых площадках и по трассам линейных сооружений (дорог, трубопроводов), прокладываемых при строительстве скважин; изменениям естественного режима многолетнемерзлых грунтов в криолитозоне с возможной деградацией верхних горизонтов многолетнемерзлых грунтов; нарушениям температурного режима экзогенных геологических процессов (термокарст, термоэрозия, пучение, наледеобразование, заболачивание, просадки и др.) с их возможными негативными проявлениями в техногенных условиях на буровых площадках, по трассам дорог и трубопроводов; образованиям производственно-технических отходов, содержащих химические реагенты органического и минерального происхождения, синтетической и минеральной природы, нефть, конденсат, растворимые и нерастворимые соли; нарушениям целостности мест обитания растений и животных (Источники загрязнения, 2010).
На фазе эксплуатации месторождений нефти и газа все проблемы негативного воздействия на окружающую среду, сопутствующие предыдущим стадиям, сохраняются. В дополнение необходимо акцентировать внимание на такую характерную особенность российской нефтедобычи, как сжигание в факелах попутных газов. Это ценное сырье для химической переработки, топливо, агент для повышения нефтеотдачи (при закачке его под высоким давлением в пласты) сгорает в огромных количествах, загрязняя атмосферу. Причина заключается в отсутствии стимулов, прежде всего экономических, для освоения современных технологий и более эффективного использования добываемого сырья. Однако, несмотря на ее «зрелищность», в целом эта проблема носит достаточно локальный характер (Нефтяное загрязнение и окружающая среда, 2008).
Кроме того, по мере старения оборудования повышается вероятность аварий и утечек нефти, особенно на внутри- и межпромысловых трубопроводах. В настоящее время долгие процессы добычи и эксплуатации месторождений нефти и газа привели к формированию эффекта так называемого накопленного (прошлого) экологического ущерба. Используемые на предыдущих этапах развития технологии добычи нефти и газа привели к чрезвычайно стойким негативным экологическим эффектам на территориях, где они осуществлялись. Теперь даже на тех территориях, где добыча уже не ведется, использование природных ресурсов их экосистем ограничено либо практически невозможно. Таким последствиям подвержены территории, где скопилось большое количество отходов добычи, которое не может быть ассимилировано местной экосистемой и приводит к изменению и загрязнению почв и поземных вод, снижению биоразнообразия, нарушениям ландшафта и структуры недр, появлению провалоопасных зон, газопроявлениям и другим негативным эффектам. Эксплуатация таких территорий в хозяйственном плане чрезвычайно затруднена, а в случае проживания на них населения требует постоянного мониторинга и затрат на ликвидацию экологических последствий.
Такая ситуация сложилась в связи с тем, что процесс ликвидации выработанных нефтепромыслов не предусматривал полное восстановление используемой территории, а процесс добычи не учитывал необходимость такого восстановления после истощения запасов ресурсов.
Среди проблем, которые характерны для этого этапа, ликвидация выработанных скважин (если их просто бросить, то остаточное выделение нефти может вести к загрязнению как земной поверхности, так и грунтов и грунтовых вод), также рассматриваются: уборка помоек и брошенного оборудования, ликвидация разливов нефти, рекультивация земель, приведение экосистем в сколь-нибудь приближенное к исходному состоянию. В настоящее время на территории России нет информации об успешных широкомасштабных программах по ликвидации выработанных нефтепромыслов. Однако за рубежом существует практика накопления средств, необходимых для максимального воссоздания естественно-природной обстановки после окончания нефтедобычи. Необходимость таких отчислений предусматривается на этапе анализа экономической эффективности проектов.
Этап транспортировки сырой нефти и газа и нефтепродуктов также реализуется с целым рядом экологически неблагоприятных последствий. В первую очередь, при строительстве новых магистральных трубопроводов могут возникать проблемы, связанные с выбором трассы. Экономические интересы сделать ее максимально удобной и короткой входят в противоречие с недопустимостью прокладки трубы по особо ценным в природном, историческом или культурном плане территориям. Экологической проблемой, связанной с работой трубопроводов, являются утечки нефти, размер которых по официальным данным могут достигать нескольких сотен тонн в год. Определенное количество сырой нефти перевозится также железнодорожным транспортом. Разовые разливы нефти при этом, как правило, невелики, не более 100 т. Серьезной представляется проблема утилизации растворов после промывки цистерн, а также дождевых стоков с их загрязненных поверхностей. Значительным компонентом системы транспортировки российской нефти является перевозка ее танкерами по воде. Стандартными проблемами танкерного флота является очистка балластных вод и последствия аварий танкеров с крупномасштабными разливами прямо в воду.
Аварии могут происходить и на самих нефтяных терминалах (Нефтяное загрязнение и окружающая среда, 2008). В случае крупной аварии загрязнение может затронуть значительную часть граничащих с местом аварии
территорий, что часто приводит к проблеме трансграничных загрязнений. Основной вопрос при таких авариях - это сложности борьбы с их последствиями и непоправимый ущерб естественным экосистемам (в основном, водным и прибрежным), который невозможно ничем компенсировать.
На этапе переработки сырой нефти и газа наиболее очевидными экологическими последствиями являются плановые загрязнения (выбросы в атмосферу и воду). Еще одной тяжелой, хотя и менее известной, проблемой являются отходы, хранящиеся в прудах-накопителях и загрязнения грунтов в результате утечек. В грунтах вокруг многих нефтеперерабатывающих заводов за многие десятилетия их работы накопились огромные количества нефти и нефтепродуктов. Их количества могут измеряться сотнями тысяч и миллионами тонн (Нефтяное загрязнение и окружающая среда, 2008). Такие места накопления также привели к формированию объектов накопленного экологического ущерба, о котором говорилось выше. И если вопрос регулирования текущих сбросов/выбросов загрязняющих веществ хоть как-то решается, то проблема накопленного экологического ущерба в настоящее время практически не регулируется.
Этап сбыта и потребления газо- и нефтепродуктов обычно связывают с утечками в грунт, что может происходить не только вокруг перерабатывающих заводов, но и любых хранилищ нефти и нефтепродуктов. В России наиболее известны случаи образования крупных (до нескольких тыс. т) линз топлива вокруг топливохранилищ воинских частей. Значительное количество бензина и, особенно, смазочных масел, протекающих в процессе эксплуатации автотранспорта, попадает на поверхность машин и дорог, а затем с дождевой водой - в канализацию и в реки. Отсутствие хорошо организованной системы сбора отработанного моторного масла создает условия для его попадания в окружающую среду самым непредсказуемым образом. Как правило, оно просто сливается в грунт либо попадает на свалки бытовых отходов. Значительной дополнительной проблемой являются высокотоксичные добавки (например, тетраэтилсвинец), являющиеся очень выгодным способом повышения октанового числа бензина. Их широкое использование, в том числе нелегальное, создает серьезные дополнительные озабоченности (Нефтяное загрязнение и окружающая среда, 2008).
Таким образом, все этапы производственного цикла предприятий нефтегазового комплекса характеризуются различными видами негативного воздействия на окружающую среду и эколого-экономических последствий. Какие-то виды воздействия характерны для нескольких этапов, а какие-то только для одного или имеют существенную специфику проявления. Однако все эти виды негативного воздействия, на наш взгляд, можно обобщить и сгруппировать в четыре основных блока:
• эмиссия загрязняющих веществ в окружающую среду и ее компоненты;
• трансформация структуры недр и изменение ландшафта;
• сокращение стратегических запасов сырьевых энергетических ресурсов из недр;
• формирование объектов накопленного экологического ущерба.
Вышеназванные направления должны стать приоритетными с точки зрения стратегических ориентиров устойчивого развития предприятий нефтегазового комплекса, они могут быть положены в основу разработки их экологоэкономической политики на долгосрочную перспективу.
ЛИТЕРАТУРА
Источники загрязнения (2010). Добываем нефть и газ. Доступно на: http://oilneft.ru/?p=34.
Нефтяное загрязнение и окружающая среда (2008). Все о российских лесах. Доступно на: http://www.forest. ru/rus/problems/oil/oil4.html.
REFERENCES
Sources of pollution (2010). Produce oil and gas. Available at: http://oilneft.ru/?p=34. (In Russian.)
Oil pollution and the environment (2008). All about Russian forests. Available at: http://www.forest.ru/rus/prob-lems/oil/oil4.html. (In Russian.)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3