УДК 377
ГРОМОВА Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Самарского государственного экономического университета. Автор 48 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, 8 учебных пособий и методических разработок по педагогике
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена организации специальной подготовки тьюторов (преподавателей в системе дистанционного обучения). Недостаточное количество тьюторов и их неудовлетворительная готовность (профессиональная, психологическая, техническая) представляется основным препятствием в использовании дистанционного обучения в России. Организация специальной подготовки тьюторов представляется возможным решением проблемы и ресурсом повышения качества профессионального образования.
Информация образования, дистанционное обучение, дистанционное образование, информационные и телекоммуникационные технологии, тьютор
В эпоху информационного общества излишне говорить о необходимости владения и быстрого обмена информацией для принятия правильных решений, постоянного и быстрого обновления знаний, формирования потребности в самостоятельном овладении ими. Информатизация, как ведущая тенденция социально-экономического прогресса развитых стран, является объективным процессом во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в образовании. Информатизация образования представляет собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации образования состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за
счет использования новых информационных технологий (НИТ).
Информатизация образования рассматривалась как одно из важнейших средств реализации новой государственной образовательной парадигмы на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1-5 июля 1999 г.). В качестве главных направлений перехода к образовательной парадигме для условий начала XXI века авторы аналитического доклада Института информатизации ЮНЕСКО рассматривают:
- фундаментализацию образования на всех уровнях;
- реализацию концепции опережающего образования, ориентированного на условия существования человека в информационном обществе;
- формирование системы образования как непрерывного образования на протяжении всей жизни человека;
- внедрение методов инновационного и развивающего образования на основе использования перспективных информационных технологий;
- повышение доступности качественного образования путем развития системы дистанционного обучения и средств информационной поддержки процесса современными информационными и телекоммуникационными технологиями.
Таким образом, важнейшим направлением реформирования системы образования, предоставляющей человеку возможность получать не только основное, но и дополнительное образование, является дистанционное обучение
(ДО).
Дистанционное обучение признано перспективным направлением развития современной системы образования, способным решить целый ряд актуальных проблем высшего образования. ДО не отрицает существующие образовательные тенденции и технологии, формы обучения; оно призвано интегрироваться в эти системы, дополняя и развивая их. ДО опирается на ряд психолого-педагогических принципов, среди которых можно отметить принцип активности и самостоятельности обучающихся как основных субъектов образования (большей частью - взрослых обучающихся); принцип кооперативной деятельности обучающегося и преподавателя по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения; принцип опоры на жизненный опыт обучающихся (бытовой, социальный, профессиональный); принцип рефлективности; принцип модульноблочной организации содержания образования и деятельности обучающихся; проблемность, диалогичность и практикоориентированность содержания и характера взаимодействия в учебном процессе.
Особая актуальность становления в России системы дистанционного обучения сегодня обусловлена целым рядом факторов. Среди них огромные территории и сосредоточие научно-
технических центров в крупных городах, формирование новых потребностей населения по отношению к содержанию и технологиям образования, развитие рыночной экономики, усиление миграции населения и др. Развитие ДО в России позволит не только обеспечить населению нашей страны доступ к качественному образованию, но и предоставит России возможность завоевать определенное место на мировом рынке образовательных услуг. В системе ДО в России нуждаются следующие группы населения: учащиеся средних школ в сельской местности, в поселках, маленьких городах; менеджеры различного уровня; руководители региональных органов управления; офицерский состав сокращающейся армии; уволенные и сокращенные лица, зарегистрированные в Федеральной службе занятости; лица, желающие получить второе образование или пройти переквалификацию; лица, желающие повысить свою квалификацию в какой-либо области знаний; лица с ограниченной свободой перемещения; инвалиды; русскоязычное население в странах СНГ и дальнего зарубежья и др.
В идеальном случае дистанционное обучение:
- предоставляет возможность получать образование, не покидая места жительства и (или) в процессе производственной деятельности;
- обеспечивает широкий доступ к отечественным и мировым образовательным ресурсам;
- предоставляет возможность прерывания и продолжения образования в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей.
В России, несмотря на возрастающее количество публикаций, посвященных дистанционному обучению и преподавателю дистанционного обучения, фактически отсутствует система практической подготовки преподавателей, не представлены критерии определения степени их готовности (предметной, технической, психологической) к осуществлению деятельности в системе ДО. Более того, преподаватели учебных заведений, в той или иной степени реализующих технологии дистанционного обучения, в
большинстве случаев не знакомы со спецификой ДО и работают по традиционной схеме.
Таким образом, налицо противоречия:
- между потребностью общества в развитии системы дистанционного обучения и недостаточной теоретической и методической разработанностью условий успешного функционирования этой системы;
- интенсивным прогрессом собственно информационных технологий (аппаратных и программных средств) и отставанием соответствующих педагогических технологий;
- практической реализацией во многих вузах программ дистанционного обучения и неподготовленностью преподавателей к работе в системе ДО.
Указанные противоречия определяют проблему исследования: как подготовить преподавателей вуза к эффективной работе в системе дистанционного обучения?
Вышеизложенное обусловливает актуальность работы и выбор темы исследования. Целью нашего исследования является разработка, теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование технологии подготовки преподавателей вузов к деятельности в системе дистанционного обучения. Объектом исследования является система дистанционного обучения. Предметом выступает процесс подготовки преподавателей вуза к деятельности в системе дистанционного обучения.
Теоретические основы дистанционного обучения находятся в фокусе изучения многих исследователей. Так, например, определение дистанционного обучения рассматривается в работах А.А. Андреева, Н.Б. Борисовой, Т.В. Громовой, С.Л. Щенникова и др1. Ряд авторов говорят о дистанционном образовании2. На наш взгляд, наиболее лаконичным и отражающим суть дистанционного обучения является определение, разработанное коллективом авторов в рамках объединенного проекта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 18.12.2002 № 4452 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального об-
разования Российской Федерации»3. Дистанционное обучение - обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляются с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов. Дистанционное образование определяется как образование, реализуемое посредством дистанционного обучения, а его целью является предоставление обучающимся в образовательных учреждениях возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания.
Развитие дистанционного обучения целесообразно не только учебным заведениям нового типа, но и традиционным университетам. Во-первых, для того, чтобы расширить спектр предоставляемых услуг и решить свои экономические проблемы. Во-вторых, для того, чтобы выдержать конкуренцию со стороны разработчиков нетрадиционных учебных курсов как своего региона, так и других регионов и даже стран. Подразделения дистанционного обучения в традиционных университетах работают, как правило, на принципах самоокупаемости. И достижение эффекта экономии от масштаба оказания дистанционных образовательных услуг может приносить значительный доход. Использование дистанционного обучения или дистанционных технологий в традиционных образовательных учреждениях возможно как альтернативно, так и в рамках очного и заочного обучения. Целесообразным, например, представляется использование дистанционных технологий на некоторых специальностях заочного отделения экономических вузов, в частности, на специальности «Мировая экономика» Самарского государственного экономического университета, программа которой выделяет 1 124 учебных часа на изучение иностранного языка, 144 из которых отводится на аудиторное, а оставшиеся 980 - на самостоятельное изучение. Учитывая то, что выпускники данной специальности должны владеть двумя иностранными
языками и работодатель имеет право на получение грамотного специалиста, а процент сту-дентов-заочников, способных самостоятельно, систематически и серьезно изучать иностранный язык невелик, внедрение компьютерных технологий с целью обеспечения постоянной обратной связи между преподавателем и студентами представляется более чем уместным.
Однако реальное использование дистанционного обучения в российской образовательной системе практически отсутствует. В чем же причина? Дистанционное обучение складывается из трех основных составляющих: технического аспекта (компьютерная техника), учебно-методического аспекта (мультимедийные курсы по дисциплинам) и преподавателей, осуществляющих деятельность в режиме дистанционного обучения. На примере Самарского государственного экономического университета (в других вузах ситуация представляется нам примерно такой же) определим наличие вышеназванных компонентов. Компьютеров в университете более тысячи, разработаны (и продолжают разрабатываться) электронные информационно-обучающие программы по различным дисциплинам, однако практически отсутствует третий элемент, т.е. преподаватели, способные и готовые профессионально, психологически и технически работать тьютором («тьютором» принято называть преподавателя в системе дистанционного обучения). Именно в организации специальной подготовки преподавателей к осуществлению деятельности в системе дистанционного обучения нам видится возможное решение данной проблемы.
Реформирование системы образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего, социально активного и конкурентоспособного педагога, способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире. Именно преподаватель, учитель, является, по выражению О.Г. Красношлыковой, «ресурсом повышения качества образования»4 и остается основным субъектом, призванным решать задачи реформирования образования.
Дидактический аспект развития образования вообще и дистанционного в частности требует «форсированной подготовки педагогических кадров»5. В этой связи подготовка преподавателей к деятельности в системе дистанционного обучения должна находиться в фокусе особого внимания администрации вуза. В приказе Министерства образования РФ № 4452 от 18.12.2002 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» указано, что образовательному учреждению рекомендуется организовать профессиональную переподготовку или повышение квалификации: профессорско-преподавательского состава - для преподавания в новой информационно-образовательной среде, преподавателей и учебно-вспомогательного персонала - для работы с дистанционными образовательными технологиями в филиалах и представительствах6.
Подготовка квалифицированных преподавателей, которые владеют навыками организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и создания учебно-методических комплексов, может осуществляться через электронные курсы, предлагаемые отдельными учебными заведениями (например, Международным институтом менеджмента «ЛИНК»), либо в самом учебном заведении по месту работы преподавателя, что представляется нам более целесообразным. Подготовка преподавателей может включать в себя следующие модули: основы информатики; работа в вычислительных сетях; особенности и технологии дистанционного обучения; разработка учебных материалов в электронном виде; составление тестов и организация контроля в системе дистанционного обучения и др. Под подготовкой преподавателей к деятельности в системе дистанционного обучения мы понимаем формирование и обогащение знаний, умений, навыков, а также установок, необходимых для успешного выполнения данной деятельности. Результатом подготовки в этом случае выступает готовность препо-
давателя (предметная, техническая, психологическая) к тьюторской деятельности.
Специфика самого ДО (возросшая роль компьютерных коммуникаций и большая доля самостоятельной работы студентов, особенности общения на расстоянии) обусловливает специфические роли, функции, требования к преподавателю в дистанционном обучении. Как было отмечено ранее, в системе ДО за преподавателем закрепился термин «тьютор» (от англ. tutor - наставник, руководитель группы студентов, тренер). Тьютор - преподаватель-консультант, наставник, руководитель учебной группы, изучающей курс; занимается методической подготовкой и проводит групповые занятия-практикумы (тьюториалы), оказывает помощь в выполнении аттестационных работ (ТМА), проверяет и оценивает их; проводит консультации и предоставляет иную психологическую и педагогическую поддержку, а также индивидуальную помощь обучающимся в решении учебных или личных проблем, связанных с обучением; осуществляет профессиональную ориентацию и консультирование по вопросам карьеры. Естественно, что требования, предъявляемые тьютору системой ДО, существенно отличаются от тех, которым должен соответствовать традиционный преподаватель, как по личностным качествам, так и по способу обучения.
В дистанционном обучении тьютору приходится взаимодействовать с различными участниками образовательного процесса, в том числе :
- с авторами (разработчиками) учебных курсов (при возникновении каких-либо вопросов по содержанию материала, требующих компетентных разъяснений, если знаний тьютора недостаточно);
- техническими специалистами (например, программистами, участвующими в редактировании старых и разработке новых курсов, системными администраторами);
- менеджерами курсов (помогает решать текущие административные вопросы, составляет график проведения тьюториалов, конференций и пр.);
- студентами (как индивидуально - например, посредством переписки по электронной
почте, так и со всей группой - при распространении информационных материалов, переписки со всей группой одновременно с помощью списка рассылки).
Тем не менее «лицом» курсов, важнейшим звеном, обеспечивающим качество и эффективность учебного процесса, является преподаватель. Насколько он сам хорошо взаимодействует с коллегами, знает учебный материал, владеет ситуацией, образован и грамотен, настолько процесс ДО будет успешным.
Важно отметить, что тьютор работает в особенном по сравнению с традиционным обучением психологическом пространстве - сильно редуцированном (если общение тьютора и студентов происходит во время тьюториалов) или даже виртуальном (при сетевом обучении, где общение реализуется посредством компьютерных конференций, чатов и т.д.). Кроме того, определенное влияние на деятельность тьютора оказывает необходимость использования компьютера для общения, организация и управление познавательной деятельностью учащихся на расстоянии. Эмоциональная и интеллектуальная нагрузка при этом значительно возрастает. Поэтому особую значимость приобретает готовность преподавателя к тьютор-ской деятельности. В рамках нашего исследования мы рассматриваем готовность комплексно, как вооруженность знаниями, умениями, навыками, а также согласие осуществлять тью-торскую деятельность. Действительно, тьютор должен быть готов как профессионал, педагог (т.е. иметь определенный объем общих и профессионально-предметных знаний и умений, сформированные алгоритмы педагогической деятельности), технически (т.е. владеть компьютерными технологиями), обладать высоким уровнем культуры, интеллекта, ценностями и т.д.
Интересно в этом аспекте исследование
Н.В. Милорадовой о психологической готовности к тьюторской деятельности, ее объективных и субъективных критериях7. Вообще, готовность - категория достаточно субъективная, она определяется ощущениями самого человека. Приобрести психологическую готовность «на всю жизнь» вряд ли возможно, т.к. она зависит от колебаний многих внешних и
внутренних факторов и требует определенных энергетических затрат на свое поддержание.
При значительной доле самостоятельной работы в ДО качественные результаты обучения студентов - это хорошо продуманная система сопровождения тьютором студентов в процессе обучения. Под сопровождением мы понимаем реализуемую в многообразных формах и приемах систему взаимосвязанных действий, мероприятий, обеспечивающих квалифицированную помощь студенту на протяжении учебного процесса в ДО. Выделяют такие виды сопровождения: тренинг (поэтапное, практикоориентированное групповое обучение); консультирование (оказание консультационной помощи по конкретной проблеме, восполнение дефицита знаний); моделирование (раскрытие потенциальных возможностей специалиста); суперви-зию (во-первых, профессиональное консультирование и сопровождение специалиста более опытным специалистом, исключающее формальный контроль и оценку; во-вторых, способ создания психологически комфортных условии для субъектов профессиональной деятельности).
Мы полагаем, что сопровождение тьютором студентов в ДО в общем виде может осуществляться в несколько этапов.
Планирование и подготовка. На этом этапе происходит диагностика потребностей студентов в сопровождении и поддержке; определение исходного уровня их знаний и умений; подготовка пакета методических материалов сопровождения.
Собственно сопровождение. Оно подразумевает углубление знаний, развитие навыков и умений студентов; консультирование по конкретным проблемам; информационную и аналитическую поддержку; организацию информационного обмена и контактов между студентами; актуализацию внутренних сил и резервных возможностей студентов.
Использование результатов обучения и итоговый анализ. Этот этап предполагает закрепление усвоенных знаний, приобретенных навыков и умений; развитие опыта решения профессиональных задач; отслеживание успехов и изменений студентов; итоговая оценка эффективности процесса сопровождения.
В тьюторской деятельности, с точки зрения личностно-ориентированного и деятельностного подходов, реализуются следующие функции тьютора: 1) организаторская - тьютор организует учебную деятельность студентов; 2) информационная - тьютор заботится об усвоении студентами определенного теоретического содержания, представленного в материалах курсов; 3) коммуникативная - тьютор обеспечивает общение студентов между собой и с тьютором; 4) развивающая - активизирует познавательную деятельность студента, способствует личностному развитию обучающихся.
В своей работе тьютор (как опытный, так и начинающий) может столкнуться с определенными проблемами и затруднениями. Они могут быть связаны с различными аспектами - организацией взаимодействия студентов, нехваткой времени, техническими неполадками и т.п. Успешность деятельности тьютора, как и любой другой, зависит также от ряда условий. Опираясь на анализ специфики деятельности тьютора, требований, предъявляемых к нему, проблем, с которыми он может столкнуться, мы выделяем три группы условий, обеспечивающих успешную деятельность тьютора.
1. Педагогические. Связаны непосредственно с учетом психолого-педагогических принципов ДО и организации педагогического процесса, использованием разнообразных и адекватных целям обучения на данном этапе педагогических приемов (например, поощрение участия, привлечение экспертов), обеспечение интерактивности на протяжении всего процесса обучения.
2. Организационно-коммуникативные. В общем виде они подразумевают знание психологии общения, правил хорошего тона, способов повышения мотивации и вовлеченности студентов в процесс обучения, выбор правильного стиля руководства и общения.
3. Технические. Включают в себя обеспечение доступа к компьютерным средствам связи (как тьютору, так и студентам), компьютерную грамотность участников процесса ДО и т.п.
Обобщая сказанное о деятельности преподавателя в системе ДО, можно сделать следующие выводы:
- деятельность тьютора отличается от деятельности преподавателя в традиционной сис-
теме в силу ряда особенностей, касающихся общения со студентами на расстоянии, используемых методов работы, организации учебного процесса; тьютор осуществляет сопровождение студентов в ДО;
- большое значение имеет готовность преподавателя к осуществлению тьюторской деятельности (психологическая, предметная, техническая);
- в системе ДО тьютор выполняет четыре
основные функции (организаторскую, информационную, коммуникативную, развивающую), для каждой из них необходимы определенные знания и умения;
- к тьютору предъявляется целый ряд требований, обусловленных спецификой ДО, выполняемыми тьютором функциями.
Вышеперечисленное делает актуальной специальную подготовку преподавателя к тью-торской деятельности.
Примечания
1 Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М., 2002.; Борисова Н.В. Образовательные технологии открытого дистанционного обучения и опыт их комплексного применения // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Вып. 1. Жуковский, 2001. С. 101-111; Громова Т. В. Актуальные аспекты формирования профессиональной готовности преподавателя вуза к деятельности в системе дистанционного обучения. Самара, 2007; Щенников С.Л. Открытое дистанционное образование. М., 2002; Tuninga R., Semen I. The Supply and Demand of Distance Education in Russia / The World Bank, Bureau Cross. 1995. P 110.
2 Дистанционное обучение: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. М., 1998; Милорадова Н.Г. Объективные и субъективные критерии психологической готовности к тьюторской деятельности. Жуковский, 2001. С. 39-42.
3 Щенников С.Л. Открытое дистанционное образование. М., 2002.
4 Красношлыкова О.Г. Современные подходы к развитию профессионализма педагога // Информатика и образование. 2005. № 7. С. 112-113.
5 Карпенко М.П. Непрерывное образование на основе информационно-коммуникационных технологий // Высшее образование в России. 2005. № 6. С. 8-18.
6 Приказ Минобразования РФ от 18.12.2002 № 4452 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» // www.informika.ru.
7Милорадова Н.Г. Объективные и субъективные критерии психологической готовности к тьюторской деятельности. Жуковский, 2001. С. 39-42.
Gromova Tatiana
TUTOR TRAINING FOR TEACHING IN THE DISTANCE LEARNING SYSTEM AS A RESOURCE FOR IMPROVING EDUCATION QUALITY
The article considers the issue of organizing special training for tutors (teachers in the distance learning system). Lack of tutors or their inadequate qualification (professional, psychological, and technical) seems to be the main obstacle to introducing distance learning in the Russian educational system. Organization of special tutor training proves to be a possible solution of the given problem and a resource for improving professional education quality.
Рецензент - Луговская И.Р., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики, ректор Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова