УДК 378.147 ББКЧ448.026
ГОТОВНОСТЬ ТЬЮТОРОВ К СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ
А.Г. Хайруллина
Актуальность исследования обусловлена широким распространением обучения с использованием дистанционных методов обучения. Подготовка преподавателей к использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий в педагогическом процессе может способствовать модернизации российской системы образования в части изменения технологий, методов и характера деятельности преподавателей и обучаемых, повышая ее конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Статья посвящена исследованию готовности тьюторов к обучению с использованием дистанционных технологий. Методы исследования: анализ научной литературы и анкетирование участников обучения с использованием дистанционных технологий (тьюторов и студентов). Результаты, полученные в ходе анкетирования, имеют практическое и теоретическое значение. Накопление нового эмпирического материала способствует активизации теоретических исследований и развитию теоретических положений относительно готовности тьюторов к сопровождению обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Определение готовности к тьюторской деятельности представляется первым этапом в определении основных направлений, этапов и проблемных зон, на которые должна быть нацелена программа курсов повышения квалификации преподавателей к деятельности в системе дистанционного обучения.
Ключевые слова: тьютор, дистанционные технологии, готовность к тью-торскому сопровождению, преподаватель и студент университета.
До сих пор остается актуальной проблема готовности преподавателя к сопровождению образования с использованием дистанционных технологий [2]. Актуальны не только техническое оснащение образования, но и готовность педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий и дистанционных образовательных технологий в своей профессиональной педагогической деятельности [3, 6].
С целью изучения готовности преподавателей к работе по дистанционной форме обучения, а также выявления технических возможностей и отношения к использованию дистанционного образования в качестве формы обучения нами было проведено анкетирование студентов и тьюторов Института открытого и дистанционного образования ЮжноУральского государственного университета (ИОДО ЮУрГУ).
М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович трактуют готовность как интегративное качество личности, включающее знания, умения, навыки, настрой на конкретные действия [1].
Под готовностью преподавателей к выполнению роли тьютора мы понимаем совокупность профессионально значимых знаний, умений и навыков, а также целенаправленного выражения личности, включающего внутренние предпосылки к деятельности преподавателя.
В целом мы согласны с В. А. Сластени-ным, указывающим, что готовность к тью-торскому сопровождению это качественное, системное, динамичное состояние личности, выступающее в виде взаимодействия мотивационного, когнитивного, операционного, рефлексивного компонентов, наполненных качественными характеристиками и показателями [5].
Мотивационный компонент включает ценностное отношение педагога к выполнению деятельности тьютора; удовлетворенность своей профессиональной деятельностью; осознание социальной значимости тью-торского сопровождения.
Когнитивный компонент включает профессионально-педагогические знания педаго-
га, выполняющего роль тьютора. Их можно представить как сведения о методологии, сущности, специфике и особенностях осуществления тьюторского сопровождения.
Операционный компонент включает в себя комплекс умений и навыков, представляет собой линию поведения тьютора, совокупность приемов и способов для достижения цели деятельности.
Рефлексивный компонент готовности -это процесс познания и анализ явлений собственного сознания и деятельности. Характеризуется решением какой-либо профессиональной проблемы, в результате которого возникает личностно окрашенное осмысление сущности проблемы.
Нами было проведено констатирующее исследование готовности тьюторов к сопровождению обучения с использованием дистанционных технологий. Основными методами исследования были опросные методы (анкетирование и беседа) [4, 8]. Анкетирование осуществлялось с помощью веб-анкеты и было проведено в мае 2014 г. В анкетировании приняли участие 33 тьютора и 116 студентов ИОДО ЮУрГУ.
Анкетирование направлено на выявление знаний о деятельности тьютора, развитии умений и компетенций, на изучение мнения о введении должности тьютора в институте. Анкеты включают по 33 вопроса и по несколько предполагаемых ответов на каждый.
Процедура анкетирования преподавателей предполагает ответы на вопросы об отличиях в деятельности тьютора и преподавателя, личностных качествах, необходимых тьютору, желании выполнять роль тьютора и др.
Цель анкетирования - изучение готовности преподавателей к работе по дистанционной форме обучения, а также выявление технических возможностей и отношения к использованию дистанционного образования в качестве формы обучения.
Аудитория: в ходе исследования опрошены преподаватели и студенты ИОДО ЮУрГУ.
Первая часть анкеты состоит из двух вопросов и является общей для студентов и преподавателей. На основе ее выполнения выявляются технические возможности использования дистанционной формы обучения.
Вторая часть анкеты состоит из 5 блоков. Выбранные ответы позволяют определить уровень стремления к саморазвитию, самооценку качеств, необходимых для выполнения роли тьютора, оценку возможностей реа-
лизации себя в профессиональной деятельности (в данном случае оценка перспективы введения тьюторского сопровождения как возможности профессиональной самореализации).
Вопросы анкеты составлены на основании проекта профессионального стандарта, единого реестра профессий, учебных программ повышения квалификации и переподготовки в сфере тьюторства.
По итогам анкетирования преподавателей получена следующая информация. Из числа опрошенных большинство тьюторов (75 %) имеют педагогический стаж более 5 лет. Опрошенные обладают домашними компьютерами с выходом в интернет.
Положительно оценивают эффективность использования дистанционных технологий в образовании все тьюторы, но в то же время только 9 % преподавателей считает, что дистанционные технологии целесообразно применять для получения первого высшего образования. Оставшаяся часть респондентов уверена, что в таком формате целесообразно проведение курсов повышения квалификации (54 %) или получение второго высшего образования (37 %).
Основными проблемами обучения с применением дистанционных образовательных технологий преподаватели называют недостаточную информационную компетентность в технических аспектах разработки дистанционного учебного курса и значительные затраты времени на разработку дистанционного учебного курса. Таким образом, наибольшую сложность для преподавателей составляет процесс разработки дистанционного учебного курса.
Примечательно, что подавляющее большинство преподавателей считает, что владеют необходимыми знаниями и умениями, которые понадобятся в части разработки учебных и информационно-методических материалов. Но в то же время у 79 % преподавателей вызывают трудности требования к виртуальной информационно-образовательной среде. Основным мотивом, лежащим в основе положительного отношения к обучению с применением дистанционных образовательных технологий, большинство респондентов назвали совершенствование методических знаний и умений.
При этом показательно, что большинство преподавателей высоко оценивают свои личные информационно-консультативные каче-
ства, а половина опрошенныхсчитает, что владеет аналитическими и рефлексивными умениями.
Анкетирование предполагало вопрос об удовлетворённости от применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе. Наиболее часто встречающимися ответами являются «да» - 66 %; «нет» - 21 %, «затрудняюсь ответить» - 13 %. Преподаватели отмечали, что для повышения качества обучения с применением дистанционных технологий необходимо проведение регулярного мониторинга качества работы преподавателей, приведение образовательного портала в удобное для преподавателя, методиста, тьютора пространство.
Мнения тьюторов при ответе на вопрос «Считаете ли Вы тьюторство отдельной профессией?» разделились почти поровну. В то же время по результатам анкетирования установлено, что большинство преподавателей (94 %)считают, что для выполнения роли тьютора нужны специальные знания (рис. 1).
Около половины преподавателей оценивает свой уровень применения дистанционных технологий как средний. Респонденты постепенно осваивают технологию, накапли-
вают базу материалов, которые были бы интересны студенту в рамках такого формата обучения, имеют опыт обучения, разработки и реализации дистанционных технологий. В то же время отмечают, что не владеют всем спектром технических и программных средств, предоставляемых телекоммуникационными технологиями.
Несмотря на то, что две трети преподавателей не удовлетворены своей деятельностью в качестве тьютора дистанционного образования, 88 % из числа опрошенных готовы решать проблемы дистанционного образования. 81 % тестируемых в настоящее время осуществляет деятельность в области реализации программ дистанционного образования. Если в традиционной системе свою компетентность отмечает 91 % преподавателей, то в дистанционной практике процент существенно ниже -60 %.
В своём большинстве, за незначительным исключением, преподаватели хотят повысить уровень своих компетенций (рис. 2).
Согласно ответам, 88 % опрошенных используют дистанционные технологии, 64 % -традиционные. Только 39 % респондентов считают, что можно широко применять
Рис. 1. Оценка тьюторами значимости знаний
Рис. 2. Доля преподавателей, желающих развивать компетенции тьюторства
методики, известные и используемые ими, в рамках обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Невысокий процент еще раз свидетельствует о необходимости специальной подготовки тьюторов.
Вопрос повышения квалификации остается достаточно актуальным. Большинство опрошенных считает, что тьюторское сопровождение является важным фактором качества обучения с применением дистанционных образовательных технологий и испытывают потребность в повышении квалификации. Из диаграммы видно, что анкетируемые хотят усовершенствовать свои знания в следующих направлениях переподготовки преподавателей: «Особенности организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий» - 73 %, «Управление процессом обучения с применением дистанционных образовательных технологий» - 64 % преподавателей (рис. 3).
Большинство преподавателей отдает предпочтение дистанционным курсам повышения квалификации и переподготовки.
Заключительным был вопрос «Кто такой тьютор в Вашем представлении?». Большинство считают, что понятие «тьютор» синонимично таким понятиям, как «наставник» -55 %, «помощник» - 30 %.
Результаты, полученные в ходе анкетирования, имеют практическое и теоретическое значение. Накопление нового эмпирического материала способствует активизации теоретических исследований и развитию теоретиче-
ских положений относительно готовности тьюторов к сопровождению обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
По итогам анкетирования студентов получена следующая информация. В анкетировании приняли участие студенты 1-5 курсов. Почти все опрошенные обладают домашними компьютерами с выходом в интернет.
Большинство студентов (92 %) положительно оценивают эффективность использования дистанционных технологий в образовании.
Основной проблемой обучения с применением дистанционных образовательных технологий студенты называют недостаточную информационную компетентность преподавателей в технических аспектах дистанционного учебного курса.
Большинство студентов полагают, что половина тьюторов ИОДО владеет необходимыми знаниями и умениями, которые нужны в части разработки учебных и информационно-методических материалов.
Анкетирование предполагало ряд вопросов по оценке организационных, информационно-консультативных, аналитических, рефлексивных умений. Большинство опрошенных считают, что только 40-60 % тьюторов обладают необходимыми качествами.
Далее следовал вопрос об удовлетворённости студентов применением дистанционных образовательных технологий. Наиболее часто встречающимися ответами являются
Рис. 3. Выбор преподавателями направлений переподготовки
«да» - 87 %; категорически «нет» - 13 %. В целом большинство студентов удовлетворены применением дистанционных образовательных технологий в своем обучении. Это объясняется удобством совмещения учебы и работы, меньшими материальными затратами, а также экономией времени. Неудовлетворенность вызывают недостатки качества обучения, связанные с человеческим фактором:
• преподаватель игнорирует вопросы и просьбы студентов;
• отсутствие индивидуального подхода к обучению каждого студента;
• длительная проверка контрольных работ, нет аргументации оценок.
Вызвал противоречивые мнения вопрос о заинтересованности тьютора в успешном обучении студента, мнения студентов разделились почти поровну. Получены ответы: «да» -52 %, «нет» - 48 %. В то же время по результатам анкетирования установлено, что большинство студентов (88 %) считают взаимодействие с тьютором важной частью своего образования (рис. 4).
Показательно, что подавляющее большинство студентов (98 %) уверены, что тьюторы ИОДО ЮУрГУ - высококвалифицированные специалисты. Около 70 % студентов полагают, что преподаватели владеют новейшими знаниями в своей области и материал лекций и консультаций в целом излагается ясно и понятно, используют эффективные дистанционные формы и методы работы. Из приведенной диаграммы видно, что только 35 % тестируемых считают, что преподаватели открыты и доступны и во внеконсультаци-онное время (рис. 5).
Показательным является то, что более 90 % студентов полагают, что электронная библиотека ИОДО ЮУрГУ является полезной и необходимой для образования, а чтение профессиональной литературы и методическое обеспечение учебного процесса - важные составляющие их образования. Также около 80 % студентов отметили, что информирование по вопросам обучения в электронном календаре достаточно и консультации проводятся в удобное время. Положительно
Рис. 4. Оценка студентами необходимости взаимодействия с тьюторами
19.Преподаватели открытый доступный во
внеконсульта цпоиное время.
Затрудняюсь л,
ответить 35%
41%
Нет
24%
Рис. 5. Оценка студентами доступности тьюторской помощи
оценивают организацию обучения с применением дистанционных технологий 62 % тестируемых.
Только 39 % респондентов считают, что можно широко применять методики, известные и используемые ими, в рамках обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Невысокий процент еще раз свидетельствует о необходимости специальной подготовки тьюторов. 91 % студентов считает важной частью учебного процесса дистанционное общение с преподавателями. 98 % студентов положительно оценивают работу Электронного ЮУрГУ.
Для студентов ИОДО ЮУрГУ преимуществами являются:
1. Возможность обучаться в удобное время и в удобном ритме; возможность неоднократно просматривать теоретический материал, в том числе лекции, презентации, электронные учебники; возможность написать письмо с вопросом преподавателю. Прохождение промежуточного и итогового контроля путем тестирования, что исключает субъективность оценивания знаний.
2. Квалифицированные преподаватели, полное обеспечение методическим материалом по большинству дисциплин.
3. Доступность образования, цена, отсутствие поборов со стороны преподавателей и качество электронного портала.
4. Преимуществами являются: удобное обучение, всегда полная информированность
о предстоящих событиях, отзывчивость и помощь преподавателей, тьюторов, всегда вежливое и приветливое обращение, в некоторых случаях очень интересный и творческий подход преподавателей в преподнесении учебной информации.
5. Возможность обучаться в любое время, в своем темпе, в любом месте. Учеба без отрыва от основной деятельности, высокие результаты обучения, доступность учебных материалов, обучение в спокойной обстановке, удобство для преподавателя, индивидуальный подход.
6. Возможность обучаться в удобное время, пересматривать материалы, экономия времени на поиск информации по части дисциплин (по которым преподаватели постарались выложить информацию на портал).
Также респонденты отмечают такие основные недостатки:
1. Тьюторыне объясняют выставленные оценки. Дистанционное образование не по-
зволяет получить ответ на вопрос «здесь и сейчас».
2. С некоторыми тьюторами не удается наладить оперативную связь.
3. Общение с преподавателем сведено к минимуму, нет возможности предварительной проверки выполненных заданий.
4. Недостаточное исполнение некоторыми преподавателями своих обязанностей - нет материалов, нет обратной связи, но преимущества их перевешивают.
Следующий вопрос «Оцените свой образовательный рост по шкале от 1 до 10, где
1 - совершенно не удовлетворён, 10 - полностью удовлетворён. Пожалуйста, поясните ответ». 89 % студентов оценивают свой образовательный рост выше среднего (примерно поровну в 5, 6, 7, 8, 9, 10 баллов).
Подавляющее большинство студентов (91 %) при ответе на вопрос «Считаете ли Вы, что тьюторское сопровождение является важным фактором качества дистанционного образования?» ответили утвердительно.
Таким образом, проведенное анкетирование направлено на выявление знаний студентов о деятельности тьютора, на изучение их мнения о деятельности тьютора. Отсутствие тьюторов либо их неудовлетворительная готовность (профессиональная, психологическая, техническая) представляются основным препятствием в использовании дистанционных технологий в вузе.
Определение готовности к тьюторской деятельности представляется первым этапом в определении основных направлений, этапов и проблемных зон, на которые должна быть нацелена подготовка преподавателей к деятельности в системе дистанционного обучения. Актуальным становится вопрос о необходимости организации специальной подготовки тьюторов (преподавателей дистанционного обучения).
Проанализировав и обобщив результаты анкет, можно констатировать следующее.
Уточнение потребности студентов в тью-торском сопровождении выявило наличие тех сфер, где оно студентам необходимо. По инициативе автора настоящей работы при поддержке ИОДО ЮУрГУ предприняты первые шаги в плане подготовки преподавателей к тьюторской деятельности по месту их работы.
Данное решение представляется очень своевременным, поскольку в результате анкетирования было выявлено, что две трети преподавателей не удовлетворены своей деятельностью в качестве тьютора дистанционного
образования, при этом 88 % из них готовы решать проблемы дистанционного образования, повышать квалификацию и выразили желание использовать дистанционные технологии в обучении.
Анкетирование позволило, как было отмечено ранее, выявить основные направления и проблемные зоны, на которые должна быть нацелена подготовка преподавателей, базирующаяся на следующих учебных модулях:
• особенности организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий;
• управление процессом обучения с применением дистанционных образовательных технологий;
• современные тенденции развития психологии обучения с применением дистанционных образовательных технологий;
• формы организации дистанционного взаимодействия;
• особенности создания и размещения контролирующих и проверяющих заданий;
• дистанционное консультирование;
• создание учебно-методических комплексов;
• базовая ИКТ-компетентность;
• автоматизированное тестирование качества обучения с применением дистанционных образовательных технологий;
• объективные методы мониторинга и критерии оценки результатов.
В процессе подготовки тьюторов необходимо принимать во внимание принципы анд-
рагогики, поскольку тьюторы - это преподаватели вуза, т. е. взрослые люди с опытом профессиональной деятельности.
Литература
1. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. - М. : Харвест, 2006. - 416 с.
2. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. - 216 с.
3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высш. образование сегодня. -
2003. - № 5. - С. 34-42.
4. Курбатов, В.И. Социология / В.И. Курбатов. - М. : АРТ, 2007. - 330 с.
5. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -4-е изд. - М. : Шк. Пресса, 2002. - 512 с.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер,
2004. - 713 с
7. Сластенин, В.А. Профессиональная самоактуализация будущего учителя: науч. тр. Моск. пед. гос. ун-та / В. А. Сластенин, Е.В. Андриенко. - М. : Прометей, 1998. - 486 с.
8. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.
Хайруллина Алина Габдулловна, аспирант кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected].
Поступила в редакцию 19 мая 2014 г.
Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Educational Sciences” __________________________________________________2014, vol. 6, no. 3, pp. 96-103
READINESS OF TUTORS TO PROVIDE TRAINING WITH THE USE OF DISTANCE TECHNOLOGIES:
RESULTS OF SURVEY
A.G. Hayrullina, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
The importance of research is explained by wide use of distance technologies. The article discusses the readiness of tutors to train with the use of distance technologies. The definition of the concept of tutor readiness to tutor activity that is given in the article
is the first stage in defining the main directions, stages and problems that the program of advanced training courses for teachers has to be aimed at.
Keywords: tutor, distance technologies, readiness for tutor support.
References
1. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A., Kandybovich S.L. Psikhologiya vysshey shkoly [Psychology Graduate School]. Moscow, Harvest Publ., 2006. 416 р.
2. Zeer E.F. Modernizatsiya professional'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyy podkhod
[Modernisation of Vocational Education: Competence Approach]. Moscow, MPSI Publ., 2005. 216 p.
3. Zimnyaya I.A. [Key Competences - a New Paradigm of the Education]. Higher Education Today, 2003, no. 5, pp. 34-42. (inRuss.)
4. Kurbatov V.I. Sotsiologiya [Sociology]. Moscow, ART Publ., 2007. 330 p.
5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Mishchenko A.I., Shiyanov E.N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Shkol'naya Pressa Publ., 2002. 512 p.
6. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2004. 713 p.
7. Slastenin V.A., Andrienko E.V. Professional'naya samoaktualizatsiya budushchego uchitelya [Professional Selfupdating of Future Teacher]. Moscow, Prometheus Publ., 1998. 486 p.
8. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezul'tatov [Pedagogical Study: Contents and Presentation of Results]. Chelyabinsk, RBIU Publ., 2010. 316 p.
Received 19 May 2014