МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№12/2015
ISSN 2410-6070
технически оборудованной аудитории можно предложить студентам посмотреть запись выступления известной персоны и ответить на вопросы: «Какие невербальные знаки сигнализируют, по вашему мнению, о том, что человек не хочет раскрываться в течение всей речи/на определенном ее этапе? Если вам известна личность по другим речевым событиям, каковы ваши выводы?».
Следует отметить, что подобная форма лекции учитывает интересы студентов как аудиалов, визуалов, кинестетиков.
Соглашаемся с мнением о том, что от самого преподавателя многое зависит в образовательном процессе. Даже в ходе традиционной по форме лекции педагог может использовать провокационный тезис; каламбур, шутку, анекдот; риторический вопрос, вопросно-ответный ход, предупреждение-противоречие как прием диалогизации монологичной речи; заимословие-включение в речь высказываний авторитетных источников, вербальную визуализацию [4, с.184-187]. Все перечисленное при умелом невербальном сопровождении способно вызвать и поддерживать интерес, если не у всей, то у большей части студентов.
Качественная лекция, преподнесенная интересным, неравнодушным, творческим педагогом в традиционной или интерактивной форме, должна потеснить мнение о ней, высказанное известным американским физиком Р. Уилсоном, имеющим преподавательский опыт: «это процесс, в ходе которого записи профессора преобразуются в записи студентов, не проходя через чей-либо мозг». Список использованной литературы
1. Аронова Г.А. Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: [сайт]. - 2012. -Режим доступа: http: //festival.1september/articles/513050 [дата обращения 25.11.2015]
2. Вербицкий А.А. Кросс-культурный контент образования и становления новой педагогической парадигмы //Высшее образование сегодня. -2008. -с.28-31.
3. Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия/М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. -М.: Хэлтон, 1998. -399с.
4. Мурашов А.А. Риторика: Теория и практика/А.А. Мурашов. -М.: Издательство психолого-социального института; Воронеж: Издательство МПО «МОДЭК», 2006. -528 с.
© Молчанова Е.Е., 2015 г.
УДК 378.046.4
А.Н. Жолудова, к.пед.н., доцент О.В. Полякова, к.пед.н., доцент Факультет дополнительного профессионального образования Рязанский государственный медицинский университет г. Рязань, Российская Федерация
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация
В статье описан опыт подготовки преподавателей на курсах повышения квалификации в условиях инновационных процессов высшей медицинской школы
Ключевые слова Инновации в педагогике, дистанционные технологии.
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Инновационное обновление отечественных вузов во многом связано с содержанием образования:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
использование в преподавании новых научных концепций, потенциала реальной научно-производственной сферы, практико-ориентированный и личностно-развивающий характер обучения.
Одновременно с этим на новый уровень должно выйти профессиональное образование самих преподавателей высшей школы. Речь идет о качественной психолого-педагогической подготовке, освоении информационных технологий, лингвистического, организационно-управленческого компонента профессионально-педагогической деятельности.
Внедрение инноваций в деятельность преподавателя высшей школы происходит на нескольких уровнях: методологическом (как возможность разработки парадигмальных инноваций в системе высшей школы и реализации указанных инноваций с применением методологического анализа); теоретическом (как соответствующий вклад разработчиков инноваций и преподавателей, реализующих инновационные подходы к обучению студентов, в развитие теории педагогической науки); прикладном (как инструмент каждодневной творческой профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшего учебного заведения). Анализ актуальных аспектов инновационного процесса в современном высшем образовании позволяет выделить как один из важнейших качественную психолого-педагогическую подготовку преподавателей высшей школы, которая является главным условием их успешной инновационной деятельности.
Большинство исследователей высшего образования главное решение обозначенной проблемы связывает с дополнительной к основной специальности профессионально-педагогической подготовкой. Это направление признается стратегической задачей высшей школы. В реальной практике вузы используют три основных канала, обеспечивающих повышение профессионально-педагогического мастерства педагогов: педагогическая подготовка магистров и аспирантов, подготовка по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы».
С 2002 года в РязГМУ им. акад. И.П. Павлова на кафедре педагогики, психологии и ТСО ФДПО началась подготовка по педагогическому профилю. Ставка была сделана на подготовку аспирантов и преподавателей по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы».
Уже во время обучения, включаясь в процесс обновления вузов, преподаватели могут реализовать инновационные научно-педагогические исследовательские проекты, в том числе по заказу администрации университета, факультетов. Часть будущих преподавателей высшей школы не только создают, но и апробируют в реальном учебном процессе, во время защиты выпускных квалификационных работ авторские учебные курсы, частные методики преподавания, проекты учебных программ, информационное обеспечение учебных курсов. Реализация разработанных преподавателями кафедры современных технологий повышения квалификации преподавателя вуза обеспечивает достижение поставленных целей - развитие способности к инновационной деятельности и самообразованию, новый уровень педагогического профессионализма.
Важным компонентом деятельности является реализация на кафедре педагогики, психологии и ТСО ФДПО РязГМУ таких программ повышения квалификации вузовских преподавателей, как «Профессиональная педагогика, психология и инновационная деятельность преподавателя высшей школы», «Теория и методика обучения и воспитания в высшей школе», «Технологии профессионально-ориентированного обучения» и др. В рамках этих циклов преподаватели овладевают новыми образовательными концепциями, проектной деятельностью, связанной с разработкой и реализацией педагогических инноваций, владение педагогическим менеджментом.
Однако существует потребность в обновлении и систематизации методических и информационных ресурсов, которые должны отражать изменяющуюся логику науки, предметной психолого-педагогической области, инноватики в образовании. Кроме того, в рамках интегрированных образовательных программ представляет интерес образовательный франчайзинг как инструмент использования на возмездной основе разработанных в других вузах методик преподавания, учебных курсов, пособий. Это позволяет при малых затратах использовать все лучшее из уже созданного.
Помимо знаний в области педагогики и психологии преподаватели овладевают и методикой дистанционного обучения. Все это позволяет повышать эффективность обучения, прежде всего, за счет усиления наглядности демонстрации учебного материала, индивидуализации и дифференциации процесса обучения, обеспечения объективности контроля, оценки знаний, умений и навыков.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:
1. Островская, Л.В. Инновации педагогического и медицинского образования / Л.В. Островская и др. -Рязань, 2013. - 112 с.
© Жолудова А Н., Полякова О.В., 2015
УДК 378.147.88:658.512.23
Т.А. Рыбинская
Институт радиотехнических систем и управления Южный федеральный университет, г. Таганрог, Россия
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются методы повышения компетентностных навыков студентов направления «Технология художественной обработки материалов» посредством проведения исследовательских работ в области художественного проектирования изделий различного назначения.
Ключевые слова
Образование, художественное конструирование, методы, исследовательская деятельность.
Современное образование должно быть нацелено на решение задачи повышения компетентностных навыков и знаний выпускников вузов. Имеется определенный положительный опыт реализации в решении вышеназванной проблемы. На базе кафедры механики Института радиотехнических систем и управления Южного федерального университета осуществляется подготовка студентов направления «Технология художественной обработки материалов». Решение задачи повышения компетентностных навыков возможно при развитии художественно-конструкторского мышления студентов данного направления. Художественно -конструкторского мышление студента закладывается в самом начале процесса обучения и расширяется на всех его последующих этапах. Формирование художественно-конструкторского мышления предполагает активное участие студентов в научно-исследовательской работе, конкурсах и т.д.
Главная цель исследовательской деятельности - самореализация личности студента на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя происходит развитие личности студента в следующих направлениях: самосовершенствование, самопознание, самовоспитание.
Специфика исследовательской деятельности включает в себя: объект исследования - определенный процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию. Это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность; предмет исследования - конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, их отдельные стороны, отношения между отдельными сторонами. Именно предмет определяет тему работы; объектная область исследования - сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
При организации исследовательской деятельности меняются функции педагога: он перестает быть основным источником информации для студентов и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Особое внимание уделяется образовательной деятельности этих студентов в области ХК-работы.
В целом, художественное конструирование (ХК) - это творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства, что достигается путем приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик. В ХК используются средства и методы ряда наук, искусства и техники в целях создания