МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
- это воля и стремление к жизни. Решающее значение имеют действия, совершенные в первые минуты экстремальной ситуации.
Боль она причиняет страдания и отвлекает человека от решения стоящих перед ним задач, лишает способности трезво мыслить и действовать. Волевой человек может справиться с болью и способен на время забыть о ней, сосредоточившись на проблемах выживания.
Переутомление и усталость - опасные враги. Они притупляют волю и делают человека уступчивым к собственным слабостям. Избежать переутомления и восстановить силы, можно правильно и равномерно распределяя физические нагрузки, чередуя их с полноценным отдыхом.
Холод оказывает отрицательное воздействие на психику и организм человека. Поэтому необходимо обеспечить защиту от него: строительство укрытия, разведение костра.
Жара вызывает изменения в организме, так как перегрев нарушает многих органов, воздействует на физическое и психическое состояние человека. Особенно опасна жара при недостатке воды. Облегчить положение может строительство укрытия от солнца, экономное расходование воды.
Жажда - это сигнал на нехватку жидкости в организме. Но неразумное потребление воды в жару может привести к неуправляемой жажде: пить хочется тем сильнее, чем больше человек пьет.
Голод не так страшен, как жажда. Человек может обходиться без пищи длительное время, сохраняя при этом работоспособность и ясность ума. Но при недостатке воды голодание ослабляет организм, снижает его устойчивость к холоду, боли, физическим нагрузкам.
Порядок действий в различных экстремальных ситуациях зависит от конкретной обстановки. Тем не менее, нужно, придерживаться определенного плана.
1. Необходимо оказать первую помощь нуждающимся в помощи;
2. Попытаться устранить угрожающий фактор или покинуть опасное место;
3. Меры по спасению запаса продуктов, воды, снаряжения;
4. Необходимо ориентироваться на местности с установкой места нахождения по карте;
5. Необходимо принять решение: ждать помощь на месте или самостоятельно выходить к людям;
6. Приняв решение, приступить к этапу борьбы за выживание - разработать план действий.
Нужно постараться вжиться в реальную обстановку, почувствовать себя приспособленным к окружающей природе. Это поможет сохранить чувство уверенности и находить правильные решения возникающих проблем.
Благоприятный исход автономного существования зависит от многих факторов, но основной из них -прочные знания из различных областей. Желательно не просто знать, как вести себя в той или иной ситуации, но и уметь это делать, ибо, когда положение становится угрожающим, поздно начинать учиться[2].
Список использованной литература:
1. Основная информация о Республике Саха (Якутия) - Официальный сайт Правительства Республики Саха (Якутия) URL: http://minvostokrazvitia.ru/regions/reg14.php
2. Школа выживания в экстремальных ситуациях автономного существования URL: http: //gaba.su/Pages/Publication_283.html
© Миронова Л.Д., 2015
УДК 378.147.31
Е.Е. Молчанова
К.п.н., доцент, факультет филологии и журналистики Г. Астрахань, Российская Федерация
К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРАКТИВНОЙ ЛЕКЦИИ КАК ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Рассматривается взаимосвязь гуманитаризации образования и внедрения интерактивных методов.
255
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
Внимание акцентируется на интерактивной лекции. Анализируются возможности реализации ее разновидностей с учетом специфики лекции как формы учебного занятия и особенностей студенческой аудитории. Приводятся примеры, иллюстрирующие потенциал некоторых видов интерактивной лекции, проводимой по дисциплинам «Русский язык и культура речи», «Риторика».
Ключевые слова
Гуманитаризация образования, интерактивные методы, интерактивная технология, интерактивная лекция, студенческая аудитория.
То, что с начала 90-х гг. XX столетия российское образование претерпело существенные изменения, вполне закономерно в контексте кардинальных трансформаций в политической, социально-экономической сферах жизни страны. Более того, это принципиально важно, поскольку образование является энергетическим источником развития личности, социума, государства, что позволяет ему быть конкурентоспособным. Безусловно, положительным результатом реформирования образования следует считать его гуманитаризацию, которая «предполагает преподавание всех предметов с учетом наполнения человеческими измерениями» [3,с.64]. При том, что идея гуманитаризации и само явление не новы и уходят корнями в античность, к греческой пайдейе как системе образования и воспитания человека посредством овладения культурой, универсальным знанием и добродетелями и рожденному в Риме понятию «humanitas» - «человечность», не снижает их актуальности. Напротив, в возрождении гуманитаризации видится возможность «обеспечить наследование и расширенное воспроизводство мировой и национальной культуры: духовной, интеллектуальной, социальной, профессиональной [2, с.28].
Одним из проявлений образования «с человеческим лицом» следует считать внедрение в образовательный процесс активных и особенно интерактивных методов. И в этом случае есть основания говорить о возрождении традиций, поскольку основы диалогового подхода в образовании заложены, как известно, Сократом. Более того, российское образование располагает собственной интерпретацией реализации активных и интерактивных форм и методов в недавнем прошлом: новации 20-х гг. ХХ в. - к примеру, проектный метод; педагогика сотрудничества (Ш.А. Амонашвили и др.) и педагогика поддержки (О С. Гозман); концепция преподавания литературы на основе педагогического общения Е.Н. Ильина, им же достойно реализованная и нашедшая широкую поддержку среди преподавателей соответствующего направления - в 70-80е гг.
Разделяя идею о необходимости использования интерактивной технологии, имея некоторый опыт ее внедрения в ходе занятий по дисциплинам «Риторика», «Русский язык и культура речи», приходим к выводу о неоднозначности ее реализации, спорности некоторых форм и методов.
В первую очередь это относится к лекции.
Интерактивная технология предлагает следующие формы ее проведения:
1) проблемная - с созданием в начале и походу изложения проблемной ситуации и вовлечением в ее анализ студентов, которые могут самостоятельно прийти к выводам, заложенным преподавателем в материал;
2) с запланированными ошибками - с включением нарушений содержательного, методического, поведенческого типа и т.д., которые в завершении занятия студенты должны назвать;
3) вдвоем - представляющая собой работу 2-х преподавателей, взаимодействующих и с друг другом, и, естественно, с аудиторией, что реализуется посредством вопросов и постановкой проблемы, ее анализа и т.п.;
4) визуализация - преподносимые преподавателем развернутые вербализованные сведения сопровождаются демонстрацией рисунков, схем, диаграмм, опорных контекстов, видеозаписей и т.п.;
5) пресс-конференция - представляющая собой чтение лекции с учетом вопросов, заданных студентами в ответ на просьбу преподавателя в начале занятия;
6) диалог - с постановкой вопроса/серии вопросов, обращенного(-ых) к студентам, которые и должны ответить на них в ходе лекции [1]
Некоторые специалисты выступают против вопросов со стороны студентов в ходе лекции: «они (вопросы - прим. автора) должны быть записаны на полях и заданы в конце. Это дисциплинирует и
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
слушателя, и лектора... вопросы нередко оказываются предвосхищением дальнейшей информации, и, отвечая на них, лектор нарушает логику изложения. Наконец, лекция - в известной мере театральное действо, требующее активного восприятия, но что будет, если во время спектакля в театре вдруг раздадутся вопросы тех, кто наверно понял фразу и не понял ее вовсе? .Опытный лектор видит вопрос в глазах слушателей, он может предложить поднять руку, если что-то показалось неясным, и, не нарушая хода сотворческого диалога, своевременно разъяснит предмет. Следовательно, лекторское мастерство обязано многим и умению предвидеть. возможный вопрос, чтобы ответить на него уже в ходе лекции» [4, с.377-378].
Эта позиция педагога относительно конкретной риторической ситуации, которой является проведение лекционного занятия.
Но спорность некоторых из предоставленных форм лекции обусловлена во многом особенностями студенческой аудитории:
1. Ее представители нередко весьма разнятся по уровню интеллектуальной подготовки, более того, иногда аудитория оказывается полностью посредственной. В связи с этим, к примеру, проведение лекции с запланированными ошибками [лекции-провокации] - одной из интерактивных форм - на наш взгляд, представляется особенно проблематичным, даже при условии ее обязательного анализа, поскольку работать, как обычно, будут сильные студенты [если таковые имеются], и это, не самый плохой вариант; в посредственной аудитории а) изъяны, скорее всего, не будут обнаружены, б) в качестве ошибочных могут быть названы верные элементы, в) комментировать будет в итоге преподаватель, г) время будет непродуктивно потрачено. Особое внимание стоит обратить на такой факт: использование даже распространенных отступлений от словесных норм весьма опасно в связи с не самой благополучной речевой ситуацией в стране, а услышанное, как известно, весьма быстро запоминается. Предвидим возражение о том, что в ход лекции могут быть включены иные недочеты содержательного плана. Но, на наш взгляд, они будут не менее рискованны. Что касается намеренных ошибок поведенческого плана, то они, к сожалению, также могут быть не установлены, в силу того, что и школьные, и вузовские преподаватели не всегда соблюдают этические и коммуникативные нормы, но учащиеся или не понимают этого, или, осознавая, через какое-то время, привыкают к этому, и критическая оценка «снимется с повестки дня».
Разница в уровне довузовской подготовки влияет и на качество поступивших преподавателям вопросов в начале лекции «пресс-конференции», что неизбежно приведет к некоторым сбоям в работе.
2. Ее представляют как экстраверты, так и интроверты. В связи с этим лекция «пресс-конференция», как показывает наблюдение, оказывается интересной для первых, за редким исключением - для вторых. Считаем необходимым отметить тот факт, что именно среди интровертов встречаются социофобы, которые ведут себя отстраненно даже на практических занятиях-дискуссиях, когда обсуждаются очень острые темы (к примеру: «Правда: везде, везде, каждому?»).
3. Названные характеристики личности влияют на восприятие речи преподавателя и определенное отношение к ней. Данный фактор особенно важен в связи с проведением лекции в формате «вдвоем». Различия в речевом поведении даже тех педагогов, что находятся в дружеских/приятельских отношениях между собой, могут привести к тому, что часть студентов будет следить лишь за формой, а не вникать в содержание, не вступать в предлагаемый диалог. Понимаем: и в этом случае возможны возражения, и тем не менее позволим себе утверждать, что названный формат хорош для в целом активной аудитории.
Изложенное ни в коей мере не отрицает возможности проведения лекций названных разновидностей. Практика коллег и личный опыт подсказывают, что оптимальными в контексте указанных особенностей, а также с учетом характеристик студентов как аудиалов, визуалов, кинестетиков следует считать такие формы лекции, как проблемная, визуализация, диалог.
Что касается первой и последней разновидностей, то содержание дисциплин «Риторика», «Русский язык и культура речи», его актуализация в речевой практике предоставляют широкие возможности для их реализации. К примеру, при рассмотрении темы об этосе речи уместно обратиться к аудитории с вопросом: «Известны ли вам случаи, когда наполненное этосом устное и/или письменное высказывание не совпадало с этической составляющей личности автора (= оратора)?»
Относительно лекции-визуализации с полным правом можно утверждать, что она использовалась и ранее - в настоящее время предоставляются большие возможности благодаря компьютерной технике. В
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№12/2015
ISSN 2410-6070
технически оборудованной аудитории можно предложить студентам посмотреть запись выступления известной персоны и ответить на вопросы: «Какие невербальные знаки сигнализируют, по вашему мнению, о том, что человек не хочет раскрываться в течение всей речи/на определенном ее этапе? Если вам известна личность по другим речевым событиям, каковы ваши выводы?».
Следует отметить, что подобная форма лекции учитывает интересы студентов как аудиалов, визуалов, кинестетиков.
Соглашаемся с мнением о том, что от самого преподавателя многое зависит в образовательном процессе. Даже в ходе традиционной по форме лекции педагог может использовать провокационный тезис; каламбур, шутку, анекдот; риторический вопрос, вопросно-ответный ход, предупреждение-противоречие как прием диалогизации монологичной речи; заимословие-включение в речь высказываний авторитетных источников, вербальную визуализацию [4, с.184-187]. Все перечисленное при умелом невербальном сопровождении способно вызвать и поддерживать интерес, если не у всей, то у большей части студентов.
Качественная лекция, преподнесенная интересным, неравнодушным, творческим педагогом в традиционной или интерактивной форме, должна потеснить мнение о ней, высказанное известным американским физиком Р. Уилсоном, имеющим преподавательский опыт: «это процесс, в ходе которого записи профессора преобразуются в записи студентов, не проходя через чей-либо мозг». Список использованной литературы
1. Аронова Г.А. Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: [сайт]. - 2012. -Режим доступа: http: //festival.1september/articles/513050 [дата обращения 25.11.2015]
2. Вербицкий А.А. Кросс-культурный контент образования и становления новой педагогической парадигмы //Высшее образование сегодня. -2008. -с.28-31.
3. Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия/М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. -М.: Хэлтон, 1998. -399с.
4. Мурашов А.А. Риторика: Теория и практика/А.А. Мурашов. -М.: Издательство психолого-социального института; Воронеж: Издательство МПО «МОДЭК», 2006. -528 с.
© Молчанова Е.Е., 2015 г.
УДК 378.046.4
А.Н. Жолудова, к.пед.н., доцент О.В. Полякова, к.пед.н., доцент Факультет дополнительного профессионального образования Рязанский государственный медицинский университет г. Рязань, Российская Федерация
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация
В статье описан опыт подготовки преподавателей на курсах повышения квалификации в условиях инновационных процессов высшей медицинской школы
Ключевые слова Инновации в педагогике, дистанционные технологии.
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Инновационное обновление отечественных вузов во многом связано с содержанием образования: