Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к решению задач педагогического стимулирования курсантов к преодолению трудностей во взаимодействии с представителями социальных институтов'

Подготовка педагогов к решению задач педагогического стимулирования курсантов к преодолению трудностей во взаимодействии с представителями социальных институтов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРУДНОСТЬ / КУРСАНТ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / PEDAGOGICAL STIMULATION / INTERACTION / DIFFICULTY / MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION STUDENT / MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрцев Игорь Валентинович

В статье освещается содержание подготовки педагогов к участию в процессе педагогического стимулирования курсантов к преодолению трудностей во взаимодействии, рассматриваются формы и методы решения этой задачи, характеризуются изменения, внесенные в программы и методику преподавания учебных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogues' preparation to solving tasks of pedagogic stimulating of military higher educational institution students to overcoming difficulties in interaction with social institutions representatives

As a whole, the author investigates process of pedagogic stimulation effective interaction of military higher educational institution students. In this article, the concrete aspect of this scientific problem is presented training of the teachers to pedagogic stimulation of military higher educational institution students; forms and methods of the decision of this task are considered, the changes brought in the programs and the technique of teaching are characterized in it.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к решению задач педагогического стимулирования курсантов к преодолению трудностей во взаимодействии с представителями социальных институтов»

рование и становление сотрудника полиции нового времени, способного выполнять стоящие перед правоохранительными органами задачи на высоком профессиональном уровне.

Библиографический список

1. Гусейнов А.Ш. Внутригрупповая активность как фактор повышения коммуникативной компетентности в студенческих группах: Дис. ... канд. психол. наук. - Краснодар, 1999.

2. Из выступления Президента Российской Федерации Д.Медведева на расширенном заседании коллегии МВД России. 22 марта 2011 года.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2008.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996.

5. МарьинМ.И., КасперовичЮ.Г., ПетровВ.Е. и др. Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников органов внутренних дел. Учебно-методическое пособие / под общей ред. В.Л. Кубышко. - М., 2007.

6. Насиновский В.Е. Тактика задержания вооруженных преступников в жилых помещениях. -М., 1978. - С. 68.

7. Носков В.А. Психотехника общения. - М., 2001.

8. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноуше-ка. - М.: МГУ, 1987.

9. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.

10. Постоев В.И. Психолого-педагогические основы обучения личного состава органов внутренних дел: Методическое пособие. - Домодедово: РИПК МВД РФ, 1995.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 2000.

12. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. -СПб., 2002.

13. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2003.

14. Смолкин А.М. Методы активного обучения. Научно-методическое пособие. - М., 1991.

15. Столяренко А.М. Обеспечение моральнопсихологической подготовки личного состава горрайорганов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных задач. - М., 1990.

16. Шалахин И.В., Папкин А.И. Общение руководителя МВД, УВД с подчиненными. - М., 1991.

УДК 355

Юрцев Игорь Валентинович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ КУРСАНТОВ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

В статье освещается содержание подготовки педагогов к участию в процессе педагогического стимулирования курсантов к преодолению трудностей во взаимодействии, рассматриваются формы и методы решения этой задачи, характеризуются изменения, внесенные в программы и методику преподавания учебных дисциплин.

Ключевые слова: педагогическое стимулирование, взаимодействие, трудность, курсант, военный вуз.

Базой нашей опытно-экспериментальной работы стал Голицынский пограничный институт ФСБ России. Экспериментальная группа состояла из курсантов 2006 года поступления специальности «Психология». Численный состав экспериментальной группы - 96 человек. В качестве контрольной группы мы избрали курсантов специальности «Психология» набора 2005 года. В отношении них не применялись специально внедряемые нами методы, формы,

способы педагогического стимулирования к преодолению трудностей во взаимодействии. В состав контрольной группы входили 87 курсантов.

На основе построенной нами модели педагогического стимулирования курсантов к преодолению трудностей во взаимодействии с представителями различных социальных институтов мы разработали программу опытно-экспериментальной работы, которая включала в себя несколько направлений деятельности, в том числе подготовку потенциаль-

© Юрцев И.В., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

115

ных субъектов педагогического стимулирования (преподавателей, командиров и др.) к достижению его целей и задач и модернизацию технологий преподавания ряда учебных дисциплин с целью внедрения активных, основанных на взаимодействии форм и методов работы с курсантами.

Подготовка субъектов педагогического стимулирования реализовывалась в форме профессионального тренинга. В нем приняли участие 24 преподавателя, начальник курса, 3 заместителя начальника курса. Профессиональный тренинг решал ряд задач.

Первый блок задач нами был назван информационным. В данный блок входили следующие задачи: освоение педагогами специальных знаний о теоретических основах взаимодействия; систематизация представлений о видах взаимодействия, в которое вступает курсант в период обучения в военном вузе; информирование о трудностях взаимодействия вообще и тех, которые наиболее часто испытывают курсанты; о формах, методах, приемах и средствах педагогического стимулирования эффективного взаимодействия; об основах информационно-методической поддержки взаимодействия курсантов; об особенностях взаимодействия с представителями социальных институтов.

Информационный блок задач решался в организационных формах профессиональных семинаров. В течение апреля-мая 2005, 2006, 2007 годов было проведено восемь семинаров. Данные семинары строились в диалоговом режиме, включающем элементы информирования педагогов со стороны организаторов семинара и совместного обсуждения заявленных проблем. В результате корректировалось представление педагогов о процессе педагогического стимулирования эффективного взаимодействия курсантов и одновременно корректировалась содержательная и организационная части программы опытно-экспериментальной работы.

Второй блок задач, решавшихся в процессе подготовки педагогов, был связан с созданием условий для развития собственных навыков эффективного взаимодействия с курсантами. Данный блок мы назвали поведенческим. В него входили следующие задачи: рефлексия актуального опыта построения взаимодействия с разными партнерами - руководством, коллегами, курсантами, представителями внешних социальных институтов; выявление причин успеха и неудач во взаимодействии; знакомство и отработка правил

эффективного взаимодействия; выявление особенностей взаимодействия в разной по содержанию деятельности и в деятельности с разной ролевой структурой; освоение приемов, повышающих эффективность взаимодействия, методов управления конфликтными ситуациями во взаимодействии и другие. Этот блок задач был реализован в форме групповых тренинговых занятий и проходил с использованием упражнений, ролевых игр, практических заданий, работы в группах. Активно использовался опыт работы всех участников и принцип обратной связи.

При работе с преподавателями и командирами мы использовали ряд упражнений из серии тренинговых занятий, разработанных нами для курсантов. Выполнение данных упражнений, чередующееся с групповыми дискуссиями, создало условия для осознания и самокоррекции педагогами собственного отношения к процессу взаимодействия, существующих в этой сфере проблем, трудностей и стереотипов, способствовало актуализации в сознании педагогов необходимости целенаправленной деятельности по развитию умений взаимодействия, стимулированию курсантов к самовоспитанию в отношении взаимодействия с различными партнерами. Решению второго блока задач было посвящено ежегодно (2005-2007 гг.) три полуторачасовых занятия.

Третий блок задач, решающийся в процессе подготовки педагогов, назван нами технологическим. В рамках данного блока педагог практически осваивает методы, приемы, средства работы по педагогическому стимулированию курсантов к преодолению трудностей во взаимодействии с представителями различных социальных институтов. Работа заключается в пробном проведении ключевых технологических моментов программы опытно-экспериментальной работы -например, групповых форм организации учебной работы, выполнение основных упражнений, входящих в состав тренинговых занятий и др. Решению третьего блока задач было посвящено три полуторачасовые встречи.

Второе направление в рамках программы опытно-экспериментальной работы было связано с модернизацией технологий преподавания ряда учебных дисциплин с целью внедрения активных, основанных на взаимодействии форм и методов работы.

Для эксперимента мы избрали учебные дисциплины, обладающие значительным интерактив-

116

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

ным потенциалом и преподающиеся в первом-четвертом семестрах обучения. Среди них: «Отечественная история», «Философия», «Антропология», дисциплина по выбору (ГСЭ) - «История пограничных органов», «Основы профессиональной этики» и другие.

Охарактеризуем изменения, внесенные в методику преподавания и изучения дисциплины на примере дисциплины «Основы профессиональной этики». Для того чтобы учебная деятельность в рамках конкретной дисциплины стала влиять на эффективность взаимодействия курсантов, необходимо, чтобы эта область была включена в ряд целевых приоритетов и компетенций. Мы включили дополнительную компетенцию в состав общекультурных и сформулировали ее таким образом: курсант готов к эффективному взаимодействию в контексте учебной деятельности, избирает сотрудничество как основной способ взаимодействия, способен проявлять инициативу и разрешать проблемные ситуации, возникшие во взаимодействии.

Для формирования названной компетенции применялись следующие формы работы:

- выполнение аналитических заданий в группе (например, совместная работа над развернутым планом учебного текста, анализ учебного текста по заданным критериям, подготовка группового выступления по заявленной проблеме, решение этически-сложных задач и другое);

- выполнение творческих заданий в группе курсантов (составление профессионального этического кодекса, разработка содержания этической компетентности будущего профессионала);

- самостоятельная организация курсантами коммуникативно-насыщенных форм учебной деятельности (беседа, дискуссия, полемика, дебаты);

- индивидуальная организация курсантом групповой работы остальных участников группы (например, курсант получает задание глубоко изучить определенное содержание учебного материала, определить характер групповой работы и организовать его, поставив перед однокурсниками задачи и сопровождая их деятельность);

- разнообразные групповые формы организации самостоятельной работы курсантов (в этом случае задание дается не отдельному курсанту, а малой группе, результативность каждого определяется эффективностью деятельности группы).

Однако в нашей работе не так важны были групповые формы учебной деятельности само по себе, как их методическое сопровождение пре-

подавателем. В процессе подготовки к реализации опытно-экспериментальной работы мы особое внимание обращали на двухуровневую структуру целей учебного занятия: первый уровень связан с предметностью деятельности (содержанием учебного предмета), а второй - с характером взаимодействия, которое реализуется в процессе учебной деятельности. Поэтому для преподавателей была составлена памятка, помогающая оценить взаимодействие курсантов и повлиять на него. Памятка включала несколько вопросов:

- как формировались учебные микрогруппы - по желанию курсантов или по указанию преподавателя?

- если группы формируются по желанию -устойчив ли их состав?

- устойчива ли ролевая структура микрогрупп или она меняется в зависимости от характера деятельности?

- есть ли в учебной группе пассивные курсанты, аутсайдеры?

- можно ли выделить курсантов, реализующих наиболее эффективные модели взаимодействия (предпочитающие сотрудничество как способ взаимодействия, способные проявлять инициативу и подчиняться инициативе других)?

- есть ли в группе курсанты, демонстрирующие неэффективные (агрессивные, пассивные, центрированные) модели взаимодействия?

- какие эффективные приемы взаимодействия были использованы курсантами?

- какие причины трудностей во взаимодействии можно выявить?

Ответы на эти вопросы служат основой для изменения характера групповой работы (например, пассивный курсант может получить лидирующую роль в задании, выраженные лидеры, напротив, по условиям конкретного задания должны будут подчиняться решению товарищей и т.д.), а также материалом группового и индивидуального обсуждения. Указание на ошибки и удачи, осознание курсантами собственной траектории взаимодействия, приводит к постепенному преодолению негативных стереотипов поведения. Обсуждение обязательно затрагивало этические стороны взаимодействия, что особенно актуально в контексте изучения этой дисциплины.

Специальная подготовка педагогов к решению задач стимулирования эффективного взаимодействия стала базой для решения всех других задач опытно-экспериментальной работы.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.