УДК 378(470.44/47)
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ОБЩЕСТВОВЕДОВ В 1920-е гг. В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ
© Т.В. Чемоданова
В статье представлены результаты исследования, проведенного на основе широкого круга архивных материалов, позволяющие составить целостное представление о деятельности высших учебных заведений Нижнего Поволжья по подготовке и переподготовке учителей обществоведения. Автор анализирует основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться региональным органам народного образования в деле формирования педагогических кадров обществоведов для школ Саратовской, Астраханской и Царицынской губерний.
Ключевые слова: обществоведы; педагогические курсы; коммунистические университеты; факультет общественных наук; институт народного образования.
Октябрь 1917 г. повлек за собой начало коренных изменений во всех сферах жизни советского общества, в т. ч. ив народном образовании. Борьба за новую школу стала «третьим фронтом» после военного и хозяйственного.
Партия поставила задачу «довести до конца дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества» [1]. В 1918 г. ВЦИК законодательно утвердил создание образовательного учреждения нового типа - «единой трудовой школы». На нее была возложена обязанность воспитать поколение, способное «окончательно установить коммунизм» [2]. Опорой советского строя в этом деле должны были стать учителя как «главная армия социалистического просвещения» [3].
В 1921 г. в школьных программах появилась новая учебная дисциплина - «Обществоведение». Она позиционировалась как «синтез экономики, права и истории» [4]. Для преподавания этого предмета требовались новые кадры. Формирование «отряда обществоведов», преданных идеалам социализма, рассматривалось как задача первостепенной важности, ведь на них ложилась обязанность обеспечения идейной направленности школы. Изначально государственно -властным структурам пришлось столкнуться на этом пути с рядом трудностей. Среди них: политическое размежевание в рядах преподавателей обществоведческих дисциплин, их количественный недостаток, высокий процент работников, не имевших должной обра-
зовательной квалификации и нуждавшихся в идейном перевооружении [5].
Привлечение учительства, и в первую очередь обществоведов, на сторону советской власти представляло собой не просто кратковременную кампанию, а четко выстроенную политическую линию партии, определившуюся в таких постановлениях Центрального комитета РКП(б) (ЦК), Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) РСФСР и Совета Народных Комиссаров (СНК), как: «О работе среди работников просвещения» (18 сентября 1921 г.), «О работе среди сельского учительства» (4 марта 1924 г.), «О мероприятиях по народному просвещению» (15 октября 1924 г.) [1, с. 24-31, 443-447], «О порядке приема учителей в партию» от 28 февраля 1925 г. [1, с. 449]и др.
Для педагогов «старой формации» в центре и на местах открывались краткосрочные и летние учительские курсы. Так, в августе 1919 г. в своем отчете подотдел подготовки учителей при губернском отделе народного образования (губотделе) г. Астрахани отмечал, что на курсах для преподавателей общественно-исторических дисциплин читались лекции «О праве и государстве», «Истории труда и основам политической экономии», «Истории социализма», «Истории России и Запада XIX века» и по методике предмета [6]. К 1920 г. краткосрочные педагогические курсы по подготовке педагогов единой трудовой школы были открыты местным губот-делом просвещения в Царицыне и Николаевске [7].
Безусловно, в организации курсов отмечались некоторые недостатки: преимущественно лекционный метод занятий без последующей самостоятельной работы, различный уровень знаний и подготовки слушателей, отсутствие контроля за чтением лекций [8]. Не существовало и единого для всех областей РСФСР учебного плана и программы курсов. Региональные органы народного образования разрабатывали их, исходя из местных условий и наличия лекторских сил. Так, например, начиная с осени 1923 г., работа по переподготовке обществоведов г. Астрахани проводилась в кружке при Методическом бюро губоно. В период с 30 октября 1923 г. по 1 марта 1924 г. прошло 2 заседания по темам: «Исследовательский метод в преподавании общественных наук», «Обсуждение плана составления программы по обществоведению для 11 ступени» [9].
С 1924-1925 гг. переподготовка учителей получила более планомерное развитие. Наиболее распространенными организационными формами стали совещания, методические семинары при опорных школах, уездные, губернские и центральные краткосрочные курсы [10], экскурсии-конференции, проводившиеся в Москве [6, д. 3184, л. 131]. Приветствовалось самообразование педагогов через индивидуальную и кружковую работу.
В 1927 г. были открыты первые заочные курсы повышения квалификации для педаго-гов-обществоведов по наиболее важным общеобразовательным, программно-методи-
ческим и организационно-педагогическим вопросам [10, с. 108].
Для руководства работой по переподготовке работающего учительства в составе народных комиссариатов просвещения республик создавались специальные отделы переподготовки учителей, реорганизованные в 1928 г. в институты повышения квалификации педагогов, а в краях и областях были созданы институты повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО). В частности, в Нижнем Поволжье Институт повышения квалификации педагогов открылся в 1928 г. в Саратове, а к 1930 г. на его базе сформировали Нижне-Волжский краевой институт с отделениями в Сталинградском, Астраханском, Вольском, Хоперском округах и в Калмыцкой области [11].
В итоге, к концу 1920-х гг. сложилась достаточно гибкая система повышения квалификации педагогов, которая функционировала под постоянным руководством ВКП(б) и ее региональных организаций.
Одновременно, Народным Комиссариатом просвещения (Наркомпросом) и его местными органами велась работа по подготовке кадров «новой пролетарской интеллигенции». В первые послереволюционные годы началось формирование разветвленной сети высших учебных заведений, которые готовили специалистов общественно-исторических дисциплин. Молодое советское государство нуждалось в создании новых научных центров и коренной реорганизации старых. Началась ломка всей системы подготовки кадров вплоть до порядка и условий приема во все высшие учебные заведения страны.
В первой половине 1920-х гг. ряд специализированных учебных заведений занимались подготовкой обществоведов для школ и вузов страны. Крупнейшими среди них были: Социалистическая академия общественных наук, реорганизованная в 1923 г. в Коммунистическую академию общественных наук (Комакадемию), Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова, Институт красной профессуры, а также коммунистические университеты и факультеты общественных наук в центре и на местах.
В течение 1921-1923 гг. по всей стране открылись региональные коммунистические университеты.
В Нижнем Поволжье 14 декабря 1922 г. образован Саратовский коммунистический университет. Ректором был назначен Малец-кий [12]. На первый курс приняли 153 человека, из которых по социальному составу были 88 крестьян, 47 рабочих и 18 представителей интеллигенции и служащих. По партийной принадлежности 84 человека состояли в партии, 13 комвузовцев являлись кандидатами РКП(б), 40 слушателей - членами РКСМ, остальные беспартийные [12, л. 1].
К отбору слушателей советское руководство относилось весьма серьезно. На каждого студента заводилась личная карточка, в которой, помимо традиционных биографических данных (возраст, место рождения, национальность, партийность, основная профессия, семейное положение), большое внимание уделялось характеристике деятельно-
сти слушателя во время Первой мировой и гражданской войн, степень его участия в борьбе с голодом 1921-1922 гг. Ряд вопросов анкеты посвящался общественной работе и самообразованию студента, например: «Обладаете ли вы навыками читать книги научного содержания? Следите ли за текущими событиями русской и международной жизни? Принимали ли участие в клубной работе? Участвовали ли в общественных собраниях, конференциях? Какие постановки видели на сцене?» [12, л. 5].
Университетский курс Саратовского комвуза распадался на общее отделение и специальные. Общее соответствовало рабочему факультету (рабфаку). К специальным относились: партийно-педагогическое отделение и административно-правовое. Первое готовило кандидатов в «красные профессора», партийных работников высокой квалификации, преподавателей, работников банка; второе выпускало советских работников (совработников) и юристов [12, л. 2].
Для всех слушателей Саратовского областного комуниверситета устанавливался обязательный минимум, который включал следующие дисциплины: политэкономию, исторический материализм, право, всеобщую и русскую историю [13]. Комвузовцы, в подавляющем своем большинстве коммунисты при недостаточно высокой общеобразовательной подготовке, отличались широким политическим кругозором и высоким минимумом общественно-политических знаний.
В конце 1919 г. в результате слияния юридических и историко-филологических факультетов образовались факультеты общественных наук (ФОНы). Через них более системно стало преподаваться марксистское обществознание. В задачи ФОНов входила подготовка специалистов по гуманитарным наукам, в т. ч. и обществоведов. Первые два года студенты изучали цикл общих предметов, с третьего курса начиналась специализация по трем отделениям, включая и историческое.
Агитационно-пропагандистский отдел
(Агитпропотдел) ЦК РКП(б) разработал правила приема на ФОНы. В первую очередь устанавливался образовательный ценз. Абитуриентами могли стать лица, окончившие рабфаки или школы второй ступени. Принимали и студентов, делегируемых народными
комиссариатами, которые обязательно должны были иметь определенный стаж работы в советском учреждении [12, л. 143].
В Нижнем Поволжье ФОНы открылись при Астраханском государственном университете им. Луначарского [14], Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского (СГУ) [15]. Факультет общественных наук в Саратове состоял из экономического, политико-юридического и исторического отделений [16]. Его возглавил профессор С.В. Юшков. Преподавали на ФОНе профессора СГУ А.С. Постников, П.И. Алексеев, С.Ф. Кечекьян, И.К. Козьминых, Л.П. Юровский, А.В. Горбунов [16, д. 38, л. 96].
В Астрахани в ФОН реорганизовали гуманитарный факультет Астраханского государственного университета. Учебный план нового факультета был составлен с учетом «местного краевого значения университета». В частности, наличие в крае памятников древности и искусства, относящихся как к скифо-сарматской и хазарской культурам, так и к позднейшим (золотоордынской и московской) эпохам истории Астраханского края, изобилие курганов представляло большой интерес для исследователей. Поэтому на ФОНе была сохранена кафедра археологии и истории искусства, которую еще с 1915 г. возглавил Н.Н. Пальмов. В связи с необходимостью установления постоянных отношений с Кавказом и Персией была оставлена и кафедра восточных языков и наречий.
В учебный план включались некоторые юридические и общественно-исторические дисциплины, без которых подготовку будущего педагога-обществоведа нельзя было считать полной и законченной. Среди них: исторический материализм, развитие общественных форм и история революционного и рабочего движения, философия и история искусства, политэкономия, кооперация и административное право, организация производства и распределения в РСФСР, план электрификации РСФСР, уголовное право, уголовный процесс, история гражданско-правовых институтов. Преподавались на ФОНе всеобщая история и русская история, основной задачей которых, как отмечал профессор А.А. Дмитриевский в своем плане, являлось «знакомство слушателей с особенностями родного края в исторических, этнографиче-
ских, экономических и культурно-бытовых отношениях» [17].
В 1922 г., в силу ограниченности марксистских преподавательских сил в области общественных наук, ФОНы закрыли в ряде университетов страны, а все лучшие кадры сосредоточили в Московском, Петроградском, Саратовском и Ростовском университетах [18].
В 1924 г. комиссия Организационного бюро ЦК РКП(б), в которую вошли М.Н. Покровский, А.С. Бубнов, К.А. Попов и др., обобщив опыт работы ФОНов, признала их дальнейшее существование нецелесообразным. Было решено прекратить прием с 1924/25 учебного года и в течение двух лет завершить ликвидацию или реорганизацию факультетов. В частности, с 1924 г. Саратовский ФОН переименовали в факультет хозяйства и права [19].
Еще одним массовым каналом подготовки обществоведов для средней школы стали общественно-экономические отделения педагогических вузов и педагогические факультеты.
В августе 1919 г. состоялось 11 Всероссийское совещание по педагогическому образованию, которое вынесло решение об организации новых, единого типа педагогических учебных заведений - Институтов народного образования (ИНО). Они являлись многопрофильными учебными заведениями с 3-4-летним сроком обучения, имеющими целью «унифицированную и централизованную» подготовку специалистов для школ, внешкольных учреждений и органов народного образования.
Крупнейшими ИНО по Нижнему Поволжью были вузы в Астрахани [20] и Саратове [21]. В Царицыне попытка открытия пролетарского университета с общественноюридическим и естественным отделениями была сделана в 1918 г. Но ввиду отсутствия учебно-наглядных пособий, лабораторий, кабинетов и т. д. пришлось его закрыть [22]. Лишь в 1931 г. в Сталинграде был создан Сталинградский индустриально-педагоги-
ческий институт.
Институт народного образования г. Астрахани имел 5 отделов: по подготовке работников дошкольного воспитания, учителей школ I и II ступени, инструкторов трудовых процессов, работников внешкольного обра-
зования [23]. ИНО в Нижнем Поволжье пользовались популярностью у молодежи. Статистические данные указывают на прогрессивное возрастание желающих поступить в Саратовский ИНО: в 1918-1919 гг. было подано 121 заявление, в 1919-1920 гг. -321, 1920-1921 гг. - 427 [21, л. 40].
Но в начале 1921 г. Главное управление профессионального образования (Главпроф-обр) ликвидировало ИНО по всей стране. Причинами тому стали как недостаточная связь отдельных институтов со школой, слабая материально-техническая база, так и отсутствие достаточного количества научнопедагогических кадров [24].
Последняя из причин особенно ярко проявилась в Астраханской губернии. Положение Астраханского университета с привлечением научных сил было катастрофическим. Приглашаемые преподаватели отчасти отказывались ехать в Астрахань, т. к. ученый паек в губернии был чрезвычайно далек от норм «центра», к тому же отсутствовало систематическое обеспечение преподавателей обувью, одеждой, дровами и светом, а предоставляемое жилье не всегда отвечало «надлежащим для проживания санитарным условиям». Профессора, в большинстве своем люди преклонного возраста, некоторые из которых страдали хроническими заболеваниями, имевшие семьи, вынуждены были заниматься «добыванием продуктов и тяжелым трудом по домашнему хозяйству, а не научной деятельностью» [17, д. 183, л. 110-110об].
Не увенчалась успехом и попытка создания практических институтов народного образования (ПИНО) по подготовке узких специалистов для различных сфер народного образования, в т. ч. учителей семилетних школ. В Астрахани ПИНО открылся в 1922 г. Его штат насчитывал 70 преподавателей. Ректором института стал М.М. Гурьянов. За два года институт подготовил 18 преподавателей школы II ступени [25]. ПИНО прекратил свою работу в 1923 г. [24, с. 29].
В 1920 г. в Москве состоялось первое партийное совещание по народному образованию. Констатировав нехватку квалифицированных учительских кадров, участниками совещания была принята резолюция «О реформе высшей школы», в которой отмечалась необходимость открытия на базе суще-
ствовавших в стране университетов ряда педагогических факультетов.
Так, в 1922 г., в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского на основе ранее существовавших физикоматематического, историко-филологического факультетов и ИНО был организован педагогический факультет. Он включал шесть отделений: физико-техническое, естественное, общественно-экономическое, русского языка и литературы, мордовского языка и культуры. Педагогов-обществоведов готовили на общественно-экономическом отделении, в структуре которого функционировали кафедры: всеобщей истории, русской истории, археологии и этнографии, географии и педагогики [26]. Деканом был назначен В.В. Буш, председателем общественно-экономического отделения - С.И. Протасова [26, с. 182]. К 1927 г. на педагогическом факультете Саратовского университета обучалось 1320 студентов, из них 416 - на общественно-экономическом отделении.
Таким образом, можно со всей очевидностью констатировать, что к началу 1930-х гг. в Нижнем Поволжье под пристальным вниманием партийно-государственных структур были заложены прочные основы системы образовательных учреждений, готовящих учителей обществоведения «коммунистической формации». На комвузы, ФОНы, педагогические институты и факультеты, многочисленные курсы по переподготовке советским руководством возлагалась важнейшая стратегическая задача - формирование слоя «новой педагогической интеллигенции»,
способной воспитать «строителей коммунизма».
Однако, подводя итоги прошедшего десятилетия, на II сессии Государственного ученого совета, состоявшейся в 1930 г., известные методисты и педагоги того времени (М.Н. Покровский, Н.К. Крупская, М.С. Эпштейн, О.Л. Бем и др.) в своих выступлениях указали на такие недостатки работы по подготовке кадров обществоведов, как отсутствие точного учета потребности в обществоведах для различных типов учебных заведений и плана ее удовлетворения; стихийность в обеспечении школы обществоведами, отсутствие дифференцированного подхода к их подготовке; не обеспеченность преподавательского состава вузов «коммунистически-
ми силами»; отсутствие установочных программ по основным дисциплинам общественно-экономических отделений [27]. Эти многочисленные проблемы ВКП(б) и органам народного образования предстояло решить в будущем.
1. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 19171973 гг. М., 1974. С. 18.
2. Власов В.А. Школа и общество. Поиски путей обновления образования. Вторая половина XIX - первая треть XX века. Пенза, 1998. С. 90.
3. Ленин В.И. Полн. собр. соч. М., 1969. Т. 36. С. 420.
4. Программы для I и II ступени семилетней трудовой школы. М., 1920. С. 89.
5. ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 69. Д. 1270. Л. 7-7об.
6. ГААО (Гос. арх. Астраханской области). Ф. 1362. Оп. 1. Д. 542. Л. 25.
7. Культурное строительство в Волгоградской области, 1917-1941 гг.: сб. документов и материалов. Волгоград, 1980. Т. 1. С. 74.
8. Королев Ф.Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики 1921-1931. М., 1961. С. 399.
9. Маслов С. Работа Методбюро при Астраханском губоно // Вестн. Губоно. 1924. № 1. С. 34-35.
10. Королев Ф.Ф. Советская школа в период социалистической индустриализации. М., 1959. С. 99.
11. ГАВО (Гос. арх. Волгоградской области). Ф. Р-1652. Оп. 1. Д. 652. Л. 34.
12. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 60. Л. 243. Л. 18.
13. ГАРФ. Ф. А-2313. Оп. 4. Д. 73. Л. 52.
14. ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 215. Л. 538-542.
15. ГАСО (Гос. арх. Саратовской области). Ф. Р-332. Оп. 1. Д. 78. Л. 1-4.
16. ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 18. Д. 257. Л. 28-30.
17. ГААО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 215. Л. 538-542об.
18. Иванова Л.В. У истоков советской исторической науки. М., 1968. С. 23-24.
19. Бутягин А.С., Салтанов Ю.А. Университетское образование в СССР. М., 1957.
20. ГАРФ. Ф. А-1565. Оп. 6. Д. 177. Л. 3об.
21. ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 10. Д. 261. Л. 34.
22. Мельникова В.В. Учебные заведения города Царицына-Сталинграда в 1918-1928 годах. Волгоград, 2006. С. 240.
23. ГААО. Ф. 2661. Оп. 1. Д. 1. Л. 12.
24. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. Важнейшие этапы истории и современное состояние. М., 1975. С. 27-28.
25. Липчанский А.М. Становление в России общего массового школьного образования в пе-
риод социально-экономических преобразований: 1861-1941 гг. Астрахань, 2001. С. 223.
26. Обозрение преподавания на педагогическом факультете Саратовского государственного университета на 1927-1928 учебный год. Саратов, 1927. С. 4.
27. Педагогические кадры: тез. и материалы к второй сессии ГУСа. М., 1930. С. 27.
Поступила в редакцию 15.04.2009 г.
Chemodanova T.V. Training of pedagogical personnel of social science teachers in the Lower Volga region in
1920s. The results of the investigation which was held on the basis of a wide circle of archive materials allowing making the integrated notion about the activity of Higher Educational Institutions of the Lower Volga region on training and further training of teachers of social science have been presented in the article. The author analyses the main problems which the local bodies of Public Education had to face while forming pedagogical personnel of social science teachers for schools of Saratov, Astrakhan and Tsaritsyn provinces.
Key words: teachers of social science; pedagogical courses; communist universities; Faculty of social sciences; Institute of Public Education.
УДК 94(470.44/47):351.741
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИЛИЦИИ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
© С.А. Федин
Значительное место в структуре преступности занимают преступления, совершаемые на улицах и в общественных местах. Современная криминогенная обстановка заставляет обратиться к историческому опыту страны. Изучение деятельности правоохранительных органов советского государства в послевоенный период, когда удалось справиться с потоком преступлений в достаточно короткие сроки, является актуальным и в научном, и в практическом плане.
Ключевые слова: патрульно-постовая служба; охрана общественного порядка; преступный элемент; уголовная и административная ответственность.
Актуальность исследования проблемы государственной политики борьбы с преступностью на современном этапе определяется тем, что начало XXI в. отмечено значительным ростом преступности. Несмотря на то, что за последние два года в Российской Федерации наметилась тенденция к стабилизации статистических показателей преступности, общий объем регистрируемой преступности остается довольно высоким. Так, в 2007 г. было зарегистрировано 3582,5 тыс. преступлений. Уровень преступности в расчете на 100 тыс. населения составляет 2519 и сократился по сравнению с прошлым годом на 181,7 пункта. Значительное место в структуре преступности занимают преступления, совершаемые на улицах и в общественных местах, прежде всего кражи, грабежи, разбойные нападения. На улицах городов и других населенных пунктов совершается значительное количество тяжких и особо тяжких преступлений [1].
Современная криминогенная обстановка заставляет обратиться к историческому опыту страны. Это необходимо как с точки зрения понимания факторов, предопределяющих рост преступности, так и организации борьбы с нею. Безусловно, сегодняшнюю Россию нельзя отождествлять с послевоенной страной, но тем не менее ряд аналогий очевиден. В этой связи представляется актуальным изучение опыта преодоления некоторых подобных явлений, в частности подъема преступности после окончания Великой Отечественной войны.
Деятельность правоохранительных органов советского государства в послевоенный период, когда удалось справиться с потоком преступлений в достаточно короткие сроки, представляется поучительной в настоящее время. Сегодня одной из важнейших задач государства является повышение эффективности обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в регионах. Для