Советов, которые менее всего отождествлялись центром с представительной демократией, а рассматривались как послушное орудие РКП (б). Им отводилась роль так называемых «приводных ремней».
Негативную роль в деятельности местных Советов сыграли также непрофессиональный кадровый состав советских работников, отсутствие принципа устойчивого самофинансирования и ограниченные материальные возможности, подмена функций Советов вышестоящими властными органами, низкий уровень образования и политической культуры сельского населения, взаимное недоверие между крестьянством и местной властью, унаследованное от эпохи самодержавия и усилившееся в годы Гражданской войны. В общем перечне основных функций преобладали те, которые были связаны с использованием Советов как административно-исполнительного аппарата.
Демократический потенциал Советов для выработки оптимальных решений использовался далеко не в полной мере, обратная связь с крестьянством зачастую отсутствовала. Несовершенство и ограниченность избирательной системы превращали выборы в формально-бюрократическую акцию, где ее организаторов интересовал лишь конечный результат, а не сами крестьяне, всецело погруженные в свои хозяйственные дела и менее всего помышлявшие о политике. Увеличение числа сельских избирателей, являвшихся на выборы, объяснялось не столько ростом их политической активности, сколько повышением уровня организационно-технической подготовки выборных кампаний, усилением административного прессинга на избирателей деревни. Положительными моментами в деятельности сельсоветов и волисполкомов следует считать их мероприятия, направленные на пробуждение крестьянской инициативы в деле сохранения на селе системы здравоохранения, просвещения, социальной инфраструктуры.
Изучение опыта работы Советов позволяет выделить не только общие, но и особенные черты в их деятельности, к примеру, попытки политического оформления некоммунистических крестьянских организаций (во многих губерниях широ-
кой популярностью пользовалась идея Крестьянского союза). Постсоветская государственная власть в России продолжает поиски наиболее оптимальных самоуп-равленческих структур. Право на местное самоуправление закреплено ныне Конституцией РФ и уже принятым законом. Однако очевидно, что реальное становление его займет годы. И главное условие успеха - это движение снизу, т. е. не только осознанное желание, но и практическая способность самих граждан к самоуправлению. Объективное изучение процессов, происходящих в российской деревне и связанных с низовыми органами власти, позволяет на основе учета их исторического опыта глубже осмысливать современное состояние регионального и местного самоуправления, эффективнее корректировать курс политических реформ.
Л. Ю. БОГАЧЁВА (Волгоград)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНТИРЕЛИГИОЗНОГО ОБЩЕСТВА В 1920-е ГОДЫ В НИЖНЕВОЛЖСКОМ РЕГИОНЕ
Анализируется содержание атеистической пропаганды антирелигиозных обществ и изданий 1920-х годов. Рассматриваются формы и методы деятельности Союза безбожников в Нижневолжском регионе.
«Золотым веком» советской общественности называют 1920-е годы, годы нэпа. Наличие в эти годы в стране огромного числа активно действующих общественных объединений, с собственными устремлениями, кругом участников и приемами работы, в значительной степени определило характер этой переходной эпохи, стало своего рода нэпом в социальной сфере. В дальнейшем советское общество не знало подобного взлета социального творчества.
За период с 1921-го по 1929 г. в стране возникли тысячи разных общественных объединений. Сохранились многие из прежних, дореволюционных, организаций - научные, творческие, культурно-просвети-
© Богачёва Л.Ю., 2007
тельные организации, общества помощи и взаимопомощи. Появились и совершенно новые - в области изобретательства, техники, научной организации труда, новых видов творчества, популяризации знаний. Уже в первой половине 1920-х годов в стране сложилась уникальная по количественному и видовому многообразию, по масштабам деятельности система общественных организаций. Прежде всего усилия общественности направлялись на решение конкретных, объективно значимых и актуальных для начала 1920-х годов вкупе с разъяснением политики коммунистической партии и Советского государства, а также советским социалистическим воспитанием широких масс населения. Для большинства общественных организаций агитационно-пропагандистская работа являлась важной составной частью, но не основным видом их деятельности. Но были общества, для которых идеологическая деятельность была основной. Прежде всего, это Союз безбожников, т.к. антирелигиозной работе с начала 1920-х годов придавалось большое значение.
В 1922 г. по инициативе большевика П. Красикова было образовано общество «Атеист». В январе 1923 г. начал выходить журнал «Безбожник», вокруг которого сложилось Московское общество безбожников. В 1924 г. актив газеты «Безбожник» организовал общество друзей газеты, председателем которого был избран известный партийный и государственный деятель Е. Ярославский. В 1925 г. создан Союз безбожников, работавший под руководством ЦК коммунистической партии. В 1929 г. он был переименован в Союз воинствующих безбожников, насчитывая к 1930 г. в своих рядах более 2 млн человек. Действовал Союз до 1947 г.1
Атеистическая пропаганда, которая велась в русле борьбы с церковью и религией, приобрела государственный плановый характер. Государство предоставило большие финансовые дотации на издательскую деятельность Союза безбожников. Но решения о государственной поддержке атеистической пропаганды тщательно скрывались, не становились достоянием
1 Ильина, И.Н. Общественные организации России в 1920 гг. / И.Н. Ильина. М., 2001. С. 134.
гласности, публично объявлялось, что Союз безбожников существует исключительно на доходы от издательской деятельности и добровольные взносы2. Союз безбожников вел свою работу во всех слоях населения, и формы его работы были весьма разнообразны. В городе активно использовались беседы, диспуты, лекции. В деревне осуществлялись клубные формы работы - вечера «чудес», вопросов и ответов, антирелигиозные игры, маскарады, экскурсии. Данное общество стало инициатором пересмотра принципа безрели-гиозного воспитания детей и замены его антирелигиозным.
В 1925 г. на XI губернской партийной конференции в Сталинграде указывалось, что антирелигиозная пропаганда ведется в губернии слабо. Было признано, что для активизации этой работы необходимо организовать региональное общество Союза безбожников3. В 1926 г. оформилась уездная организация Союза безбожников4. 14 марта 1927 г. при губернском совете Союза безбожников была создана секция молодежи5, которая состояла из семи человек: председателя секции, по одному представителю от каждого района и Сталинградского уезда и двух комсомольцев-антирелигиозников. Заседания с участием и комсомольцев, и коммунистов проводились один раз в месяц. В пасхальные праздники созывалось внеочередное заседание секции. Исполнительное бюро центрального совета Союза безбожников в директивном письме сталинградской инициативной группе общества отмечало: «Материалы, характеризующие антирелигиозную работу вашей губернии в центральном совете, совершенно отсутствуют. Ваша связь с руководящими органами прекратилась с апреля 1927 г. Такое положение ставит нас под сомнение - существует ли у вас вообще какая-либо безбожная организация»6. В списке регионов, у которых отсутствовала связь с центральным
2 Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦЦНИВО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 123. Л. 118.
3 Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 123, Л. 118.
4 Там же. Д. 155. Л. 50а.
5 Там же. Д. 114. Л. 1 - 2.
6 Государственный архив Астраханской области (ГААО). Ф. 3337. Оп. 1. Д.1. Л. 38.
советом Союза безбожников, числились Астраханская и Саратовская губернии1.
В 1927 г. при агитационно-пропагандистском отделе Астраханского губернского комитета была создана инициативная группа по организации местного отделения Союза безбожников. Велась подготовка к 1-му губернскому съезду общества: было созвано несколько совещаний с активом, который к этому времени прошел уже подготовку на антирелигиозных курсах. В райкомы партии были даны методические указания об организации на местах ячеек Союза безбожников2.
В феврале 1927 г. на собрании участников движения безбожников г. Саратова было принято решение об организации молодежного отделения Союза безбожников в Саратовской губернии. В 1928 г. губернским комитетом ВКП(б) отмечалось, что антирелигиозное общество, не получив достаточного внимания и поддержки, влачит жалкое существование и не стало массовой организацией, насчитывает в своих рядах всего лишь 10 - 15% беспартийных, почти не имеет в своем составе молодежи, женщин, не развивает необходимой работы в сектантских районах и районах нацменьшинств, где особенно сильны были позиции церкви; констатировалось, что Союз безбожников не получает почти никакой поддержки на местах даже со стороны партийных организаций, в результате чего молодые ячейки общества не могут развернуть свою работу, в них наблюдается отток членов, и ячейки распадались. Губернский комитет ВКП(б) вынес постановление об усилении антирелигиозной пропаганды среди населения губернии3.
Таким образом, единой антирелигиозной организации ни в стране, ни в масштабах региона на первом этапе реально создано не было. Оценивая этот период, центральный совет Союза безбожников отмечал: «Каждая организация работала, как ей вздумается. Центральный совет мог по предоставленным ему правам только регистрировать то, что происходило на местах»! Организация была фактически
1 Государственный архив Астраханской области (ГААО). Ф. 3337. Оп. 1. Д.1. Л. 40 об.
2 Там же. Л. 171.
3 Центр документации новейшей истории Саратовской области (ЦЦНИСО). Ф. 2036. Оп. 1. Д. 21. Л. 17.
4 Четыре года работы. Отчет ко второму Съез-
ду безбожников. М., 1929. С. 6.
малочисленной, в ней не было собственных кадров актива, работа велась слабо. Ознакомившись с отчетом о работе в г. Астрахани, центральный совет общества подчеркивал, что основа для работы в губернии заложена, первый организационный период пройден вполне удовлетворительно5. В 1929 г. о работе краевого Союза безбожников на совещании агитацион-но-пропагандистского отдела Нижне-Волжского краевого комитета ВКП(б) было высказано следующее: «Отмечается слабость работы краевого совета по превращению Союза безбожников в массовую организацию, по укреплению работы низовых организаций и по подготовке кадров низовой сети. Недостаточная связь совета с округами и слабая работа в деревне, особенно в колхозах и совхозах. Отсутствие материальной поддержки в работе со стороны общественных организаций»6.
Первоочередную задачу общество видело в обеспечении своего численного роста, постоянно напоминая при этом, сколь велико в РСФСР число официально зарегистрированных религиозных организаций. В докладе Астраханского губернского совета Союза безбожников в центральный совет общества было отмечено, что точного учета верующих нет. В 1925 г. было зарегистрировано по городу 7 тыс. человек, при этом значительная часть населения не регистрировалась. Отдельные выборочные просмотры посещаемости церквей давали такую картину: г. Астрахань -35%, с. Белзуны - 40%, с. Красный Яр -40%. В деревне, таким образом, она была выше, чем в городе, и это объяснялось большей религиозностью крестьян и ловцов. В дореволюционное время посещаемость церквей равнялась 65,7%. Мусульманское духовенство Астрахани было еще малочисленное, чем православное. В городе было зарегистрировано 17 мечетей (в которых 35 мулл), в деревне - 74 мечети (в которых 117 мулл)7. Сталинград, в котором процент рабочих из деревни доходил до 70%, давал широкие возможности
5 ГААО. Ф. 3337. Оп. 1. Д. 1. Л. 216.
6 В 1928 г. был создан Нижне-Волжский край с центром в г. Саратове. В его состав вошли Саратовская, Сталинградская и Астраханская области (Твои четыре века, город. Саратов, 1990. С. 138); ЦЦНИВО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 68. Л. 61 - 61 об.
7 ГААО. Ф. 3337. Оп. 1. Д. I. Л. 167 - 169.
для религиозной пропаганды. Проповедники проникали на производство под видом рабочих. В Сталинграде к 1930 г. действовали следующие церкви: православных -13, мечетей - 1, старообрядческих - 3, католических - 1, синагог - 1. Закрыта была лишь одна церковь, немецко-лютеранская1.
Своеобразное соревнование Союза безбожников с церковью еще долго давало результаты не в его пользу: к началу 1928 г. в целом по стране общее число ячеек общества составляло всего 3980, в то время как религиозных организаций было 368052. По Астраханскому округу религиозных общин к этому времени было 265, а ячеек Союза безбожников - 1083.
Практическая деятельность Союза безбожников заключалась в разъяснении политики Советского государства в вопросах церкви и религии. Формы такой работы были традиционными: лекции, доклады и беседы, чтение газет и выпуск тематических стенных газет, инсценировки на антирелигиозные темы и т. д. На предприятиях и в учреждениях антирелигиозные мероприятия нередко проводились во время обеденного перерыва, почти принудительно охватывая всех сотрудников. Со временем все чаще стали практиковаться доклады по радио. При этом во всех формах работы реализовывалась установка на связь антирелигиозных и естественнонаучных вопросов и «разоблачение на конкретных фактах классового содержания религии»4.
Но вскоре ЦК партии категорически предложил отказаться от некоторых открыто враждебных по отношению к церкви кампаний, отметив, что они не содействуют переубеждению верующих, а только озлобляют их. В соответствии с новыми партийными установками Союз безбожников подчеркивал: «... необходимо твердо помнить, что всякие практические мероприятия вроде кампаний по закрытию церквей, снятию колоколов, по организации контрпасхальных демонстраций недопустимы, т. к. они создают условия, мешающие правильному развитию антирелигиозной пропаганды»5.
1 ЦЦНИВО. Ф. 71. Оп. 1. Д. 57. Л. 31 - 37.
2 Четыре года работы... С. 19.
3 ГААО. ... Л. 1.
4 Устав СБ СССР. М., 1925. С. 1.
3 Как строить общество безбожников. М., 1924. С. 15.
Роль программных материалов для ячеек сыграли решения антирелигиозного совещания в ЦК партии в 1926 г. После него появилась программа начального рабочего антирелигиозного кружка, составленная методистами Союза безбожников. В 1927 г. обществом были разработаны программы для крестьянского и красноармейского антирелигиозных кружков, готовящих кадры пропагандистов. В Сталинграде были организованы курсы дошкольного воспитания, где антирелигиозные чтения занимали 50 часов. На Сталгрэс тоже были организованы курсы, но, не успев открыться, они были закрыты, т. к. всех курсантов перевели в кружок «Автодора»6.
Антирелигиозная работа в деревне представляла наибольшие трудности. Как отмечалось Союзом безбожников, «безбожная работа здесь не имела систематического характера, велась стихийно, от »слу-чая к случаю»7. В Астрахани осенью 1927 г. были созданы первые губернские курсы антирелигиозников для деревни. Курсы работали 15 дней по 7 - 6 часов в день. Программа курсов состояла из следующих частей: вводная, естественнонаучная, религиозные верования (возникновение религиозных верований, дохристианские религии), христианство, его праздники, сектантство и т.д., наука и религия, о задачах Союза безбожников, методика антирелигиозной пропаганды, проработка программы занятий в антирелигиозных кружках для крестьян и заключительная тема - материалистическое понимание истории. После этих курсов в деревне произошел большой сдвиг в сторону развертывания антирелигиозной пропаганды 8. Всего же Астраханский губернский Союз безбожников объединял в 1928 г. 43 ячейки, включавшие 990 человек, имелся 1 райсовет (Красноярского района)9.
Конечной целью воспитательной работы, проводившейся массовыми обществами, было втягивание беспартийных масс в орбиту влияния партии и советских государственных структур. Агитационная работа велась всеми обществами, но для Союза безбожников она была основной. Конечно, для молодого Советского госу-
6 ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 1. Д. 57. Л. 37.
7 ГАРФ. Ф. 5407. Оп. 1. Д. 14. Л. 122.
8 ГААО. Ф. 3337. Оп. 1. Д. 1. Л. 172.
9 Там же. Л. 297.....
дарства антирелигиозная пропаганда имела колоссальное значение. Союз безбожников был создан с целью формирования общественного фундамента политики государственного атеизма, фактически проводившейся в СССР. Необходимо было сформировать новое сознание у народных масс, которые на протяжении многих веков исповедовали одну религию, которую предлагалось заменить на безапелляционную веру в коммунистическую партию и вождя. Таким образом, в короткие сроки были сломаны многовековые традиции русского народа, основанные на православной религии.
Н.А. ГРИГОРЬЕВА (Волгоград)
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Анализируются изменения в содержании и методах гражданского образования в зависимости от смены государственной политики в историческом развитии российского общества, начиная с 1960-х годов до настоящего времени.
Гражданское образование традиционно рассматривается в числе приоритетов государственной политики как императив национальной безопасности. Оно, независимо от режима, характера властных отношений, типа государства, является эффективным механизмом решения государственных проблем. На протяжении второй половины XX в. менялись его содержание и механизмы реализации в массовой педагогической практике. Каждый исторический период развития общества характеризуется специфичностью содержания и методов гражданского образования. Данная общественная подсистема представляет собой единый комплекс, стержнем которого являются политическое, правовое и нравственное образование и воспитание граждан.
В начале 1960-х годов в СССР остро ощущался кадровый голод. Во многих
отраслях производства не хватало специалистов с юридическим образованием. В 1964 г. принято Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране»1, в котором констатировалась серьезная кадровая проблема, от решения которой зависело и состояние гражданского образования в целом. Речь шла о том, что даже среди работников органов прокуратуры, судов, адвокатуры многие не имели высшего юридического образования. Краевыми комитетами предлагались различные варианты решения данной проблемы: открытие юридического института (предложение Хабаровского комитета), преобразование историко-правового факультета государственного университета в юридический (вариант Приморского комитета) и т. п.
Кадровый голод ощущался и в ПТУ, в которых, согласно решению ЦК КПСС, в 1963/64 учебном году был введен курс обществоведения, нацеленный на формирование политико-правовой грамотности обучающихся, но отсутствовали специалисты, которые могли бы его преподавать. В середине 1960-х годов получила распространение практика повышения квалификации преподавателей обществоведения техникумов и технических училищ. Это объяснялось не только новизной и сложностью нового учебного курса, но и тем обстоятельством, что «курс обществоведения играет исключительно важную роль ... во всей системе идейно-политического воспитания молодых специалистов»2. После опыта годичного преподавания данного курса городские предметные комиссии социально-экономических дисциплин рекомендовали увеличить количество часов на его изучение, создать учебники для каждого типа учебных заведений, где он изучается, а также рассмотреть наиболее сложные вопросы, связанные с методикой его преподавания, на всесоюзном совещании. Впервые прозвучало предложение о создании в рамках данного курса специального раздела «Конституция СССР»3. В этот период среди преподавателей высших и сред-
1 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 37. Д. 112.
2 Там же. Д. 113.
3 Там же.
© Григорьева Н.А., 2007