О.Б. Акимова, Е.М. Дорожкин, Г.П. Сикорская КОНЦЕПЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, организации профессионально-педагогического образования, профессионально-педагогическое образование
Аннотация: В статье описываются новые подходы к формированию сетевого взаимодействия учреждений профессионально-педагогического образования. Рассматриваются проблемы оптимизации, повышения качества и имиджа профессионально-педагогического образования, поиска путей создания единого научно-образовательного пространства этого вида профессионального образования в новой парадигме образования. В качестве одного из продуктивных механизмов реализации данных задач авторы усматривают устойчивое сетевое взаимодействие образовательных учреждений, ведущих подготовку педагогов и мастеров профессионального обучения, с научными и производственными коллективами, бизнес-сообществом, социумом и другими хозяйствующими территориальными субъектами, заинтересованными во взаимодействии.
Ориентация Российского образования на компетентностную парадигму развития предъявляет новые требования к образовательной деятельности в различных аспектах, которые закреплены в Законе об образовании в РФ, федеральных государственных образовательных стандартах и регулируются нормативно-правовыми инструментами. Одновременно с этим открываются новые возможности для всех субъектов образования, которые отражают изменившиеся социально -экономические условия развития общества; возрастающий поток информации в образовательном пространстве; /Т-технологии, внедряемые в образовательный процесс и в управление образовательными системами. Важным фактором формирования единого образовательного пространства России является закрепленная в новой, 2014 года редакции Федерального Закона об образовании в РФ возможность выбора индивидуальной траектории обучения с использованием ресурсов образовательного пространства с помощью сетевых форм реализации образовательных программ. Именно сетевые формы дают возможность обучающимся на любой ступени обучения и на любом уровне использовать ресурсы нескольких образовательных организаций, в том числе иностранных. Концепция же ООН «Образование через всю жизнь», закрепленная в Федеральном Законе об образовании в РФ, позволяет включаться в процесс получения или повышения образовательного статуса в любом возрасте. Приведенные выше некоторые новые возможности образования значительно расширяют образовательные ресурсы обучающихся [5, гл. 2, ст. 16].
прослемы современной психологии и пеапгогики
В то же время новая парадигма Российского образования и следование принципам Болонского процесса вносят определенные коррективы во взаимодействие образовательного сообщества и сообщества работодателей: разработанная «Национальная рамка квалификаций России» (НРК) должна стать инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования, что принципиально важно для профессионального (в том числе профессионально-педагогического) образования. В НРК так же, как и в реально действующей с конца прошлого века Европейской рамке квалификаций, включены дескрипторы общей компетенции, умений и знаний. Они раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности: широту полномочий и ответственности, сложность и наукоемкость деятельности. НРК является основой разработки Национальной системы квалификаций, куда входят профессиональные стандарты, отраслевые рамки квалификаций, национальная система оценки результатов образования и сертификации для обеспечения признания квалификаций на национальном и международном уровнях [6]. Результаты образовательной деятельности должны соответствовать тому, что задается НРК и профессиональными стандартами. Таким образом, ком-петентностая парадигма российского образования приводит в соответствие образовательные и профессиональные стандарты, квалификацию и компетенцию и, в целом, усиливает ответственность за результаты образовательного сообщества и сообщества работодателей, сближая их интересы в улучшении качества образования [3, 34-35]. Следует признать, что обе стороны данного процесса пребывают в поиске путей удовлетворения потребностей в качественном образовании, развития основного ресурса общества - хорошо обученного, стратегически ориентированного на поступательное развитие, адаптирующегося к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни активного молодого населения страны. Однако в российской системе образования имеются как общие проблемы в решении поставленных задач, так и частные, связанные с особенностями отрасли, уровня или вида профессионального образования. Научно-педагогическому сообществу, связанному с профессиональным образованием, предстоит осмыслить эти новые явления и реализовать соответствующие решения в своей педагогической деятельности.
Нами рассматриваются проблемы оптимизации, повышения качества и имиджа профессионально-педагогического образования, поиска путей создания единого научно-образовательного пространства этого вида профессионального образования в новой парадигме образования. Одним из продуктивных механизмов реализации этих задач видим в устойчивом сетевом взаимодействии между образовательными учреждениями, ведущими подготовку педагогов и мастеров профессионального обучения, научными и производственными коллективами, бизнес-
25
пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп м 6(55). 2014 5§§аэ®°
сообществом, социумом, другими хозяйствующими территориальными субъектами, заинтересованными во взаимодействии. Такое взаимодействие предполагает генерацию инновационной среды для науки и бизнеса, повышение качества подготовки и переподготовки профессионально-педагогических кадров, позитивно скажется на качестве профессионального обучения (для которого и осуществляется профессиональная подготовка педагогов и мастеров профессионального обучения с целью приобретения лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программнымии и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессиям рабочего или должности служащего без изменения уровня образования) [5, гл. 9, ст.73, 74].
В рамках статьи остановимся на задачах, требующих особого внимания и решаемых с помощью сетевого взаимодействия всех заинтересованных субъектов процесса. К таковым мы, например, относим широкий спектр профилей направления подготовки «Профессиональное обучение по отраслям», включающего 18 отраслей (табл.1), для которых необходимо подготовить профессионально-педагогические кадры.
Таблица 1
Перечень профилей направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» Наименование профиля Федеральногогосударственного образовательного стандарта третьего поколения
Сельское хозяйство Металлургия
Машиностроение и металлообработка Энергетика
Электроника, радиотехника, связь
Строительство
Транспорт
Добыча и переработка полезных ископаемых Производство продовольственных продуктов Производство потребительских товаров Химическое производство Экономика и управление Сервис
Декоративно-прикладное искусство и дизайн Воспроизводство и переработка лесных ресурсов Правоведение и правоохранительная деятельность Полиграфия
Информатика и вычислительная техника
прослемы современной психологии и пеапгогики
Данный перечень, далеко не полный уже сегодня, будет дополняться и изменяться с развитием экономики, появлением новых рабочих профессий и служебных должностей, что повлечет расширение спектра образовательных программ и профессиональных стандартов, с учетом региональной специализации хозяйственной деятельности. Все это отразится на содержании подготовки педагогов и мастеров профессионального обучения, образовательных и профессиональных стандартов, нормативно-правовой базы и учебно-методического сопровождения.
С проблемой связано также многообразие типов учреждений и организаций, осуществляющих профессиональное обучение. Сюда относятся не только профессиональные лицеи, училища, колледжи, но и учебные центры профессиональной квалификации, производство, инфраструктурные учреждения и организации. Причем учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц или в качестве структурных подразделений юридических лиц. Специфика профессиональной деятельности в таких условиях должна быть отражена в подготовке педагогов и мастеров профессионального обучения. Устойчивое сетевое взаимодействие разного типа образовательных структур позволит более качественно и адекватно решать возникающие образовательные и управленческие проблемы.
В утвержденных Федеральным законом об образовании в РФ (редакция 2014 года) уровнях профессионального образования отсутствует начальное профессиональное образование, для которого в основном и велась подготовка профессионально-педагогических кадров. Этот уровень профессионального образования трансформирован в среднее профессиональное образование, за которым законодательно закреплена подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по всем отраслям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также для удовлетворения личности в углублении и расширении образования. Таким образом, профессионально-педагогическому образованию предстоит освоить новые образовательно-педагогические функции, связанные с обучением будущих рабочих или служащих и в рамках среднего профессионального образования, в том числе новую психолого-педагогическую составляющую подготовки педагогов и мастеров профессионального обучения, ориентированной на различные возрастные группы обучающихся. Сетевое взаимодействие учреждений профессионально-педагогического образования и профессионального обучения позволит объединять ресурсы для решения проблем, связанных с указанной особенностью обучающихся. Полагаем также, что предпрофильное и профильное обучение на уровне основного общего и среднего общего образования в обозримом будущем
пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп м 6(55). 2014 5§§аэ®°
станут массовыми и понадобятся педагоги и мастера профессионального обучения (и соответствующая профессиональная подготовка).
Одним из возможных путей решения задачи повышения качества профессионально-педагогического образования и учета его специфики как самостоятельной отрасли профессионального образования является, как упоминалось выше, сетевое взаимодействие образовательных организаций, науки, бизнеса, производства, управленческих структур, которые смогут совместно и оптимально влиять на все аспекты развития системы профессионально-педагогического образования: учитывать его особенности и целевую направленность, территориальную специфику производства и инфраструктурных составляющих пространства, на котором происходит это взаимодействие. Отметим, что понятие «сетевое взаимодействие» (и практика его применения в разных видах деятельности, в том числе и в индивидуальных коммуникациях) достаточно известно: многофункциональные социальные сети интернет-сообщества, сетевые торговые, транспортные организации и предприятия и т. д.; в образовании также имеется опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций. Исследователь данного социального феномена М.М. Чучкевич, давший определение сетевой организации и описавший ее основные характеристики, считает, что сеть строится на индивидуальном прогрессе каждого ее субъекта, не достижимом за ее пределами. Взаимодействие возникает непосредственно по направлениям необходимого сотрудничества, а возникающие связи носят добровольный характер (соперничество, если и имело место, постепенно сменяется сотрудничеством). К важным составляющим сетевого взаимодействия автор относит феномен рычага, который, по его мнению, обеспечивает эффективность системы взаимодействия. Он выделяет такие рычаги, как статусный, информационный, коммуникационный, ресурсный [7, 24-32].
Приведем некоторые примеры сетевого взаимодействия в конкретных образовательных учреждениях и сообществах субъектов профессионального, профессионально-педагогического и общего образования, решавших различные проблемы профессионального обучения. К продуктивному, устойчивому учебно-методическому сетевому взаимодействию можно отнести работу учебно-методического объединения профессионально-педагогического образования (УМО по ППО), которое включает более двухсот образовательных организаций России, в том числе сто тридцать пять вузов и около девяноста колледжей. В него входят профильные профессионально-педагогические образовательные учреждения высшего и среднего профессионально-педагогического образования, а также учреждения иного профиля, в том числе педагогические, технические, гуманитарные вузы и колледжи, реализующих образовательные программы подготовки педагогов и / или мастеров профессионального обучения. УМО по ППО и его струк-
28
прослемы современной психологии и пеапгогики
турные единицы - научно-методические советы (НМС УМО по ППО) - под руководством ведущего вуза, открытого в 1979 году как инженерно-педагогический институт, а в настоящее время - Российский государственный профессионально-педагогический университет, разрабатывали теоретико-методологические основания профессионально-педагогического образования, участвовали (и продолжают играть ведущую роль) в разработке содержания государственных образовательных стандартах и нормативно-правовой базы данного направления профессионального образования. В процессе этой работы использовалось понятие «профессионально-педагогическое образование», введенное в научный оборот академиком РАО Г.М. Романцевым в начале 1990-х годов. Представительство на пленумах УМО по ППО преподавателей вузов, колледжей, профессиональных училищ, ученых, работодателей из разных регионов России; дискуссии, обсуждения различных аспектов подготовки профессионально-педагогических кадров; проблемы профессионального обучения; становление профессионально-педагогического образования как самостоятельной отрасли профессионального образования свидетельствуют об эффективности сетевого взаимодействия в научно-методическом плане. Некоторые итоги этого взаимодействия отражены в монографии «Уровне-вое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации» [4].
Рассмотрим еще один пример продуктивного инновационного сетевого взаимодействия Уральского Федерального университета по созданию консорциума. Цель данного проекта заключалась в поиске и разработке алгоритма взаимодействия с потенциальными работодателями путем участия в образовательной программе подготовки кадров различного уровня для строительной индустрии Свердловской области. В сетевое взаимодействие были включены несколько министерств Свердловской области, Союз предприятий строительной индустрии, акционерные общества строительного профиля, научные учреждения, несколько университетов, колледжей, строительных лицеев, зарубежные университеты. В результате взаимодействия образования, науки и производства было разработано новое содержание учебных программ для начального, среднего и высшего профессионального образования строительного профиля, модульные программы профессионального бакалавриата и магистратуры; а также механизм модульного обучения для системы непрерывного образования. К результатам такого сетевого взаимодействия можно отнести проведенную диагностику ситуации в сфере строительства Свердловской области, выбор модели региональной схемы подготовки кадров для строительства на всех уровнях профессионального образования, определены ключевые профессии в данной сфере; установилось взаимопонима-
пелпгогичесний журнал Башкортостана м 6(55). яо14 §Жаэ®д
ние всех субъектов в сфере строительства - работодателей, организаций образования, органов государственного и муниципального управления [3, 36].
Сетевое устойчивое взаимодействие между школами и предприятиями одного из Управленческих округов Свердловской области с металлургической и машиностроительными производствами недостаточно развитой инфраструктурой описан С.А. Майоровой, преподавателем Сергинского профессионального лицея (поселок Верхние Серьги, Свердловская область). В профессиональном лицее, совместно со специалистами предприятий Управленческого округа, разработан инновационный проект «Подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов для высокотехнологичных и уникальных производств предприятий машиностроительного и металлургического профиля Западного Управленческого округа Свердловской области, осуществляющих технико-технологическое перевооружение». В результате совместной деятельности лицея и ведущих предприятий были выявлены вакансии рабочих мест не только в сфере металлургии и машиностроения, но и в сельском хозяйстве и в обслуживающих отраслях хозяйства. Был составлен проект создания мобильной образовательной среды на базе лицея, который впоследствии получил статус образовательного ресурсного центра. Ресурсный центр начал работать с местными школами в рамках предпрофильного и профильного образования; были разработаны соответствующие учебные курсы и программа практики на предприятиях. Таким образом, созданное устойчивое сетевое взаимодействие учреждений образования, предприятий и организаций Западного Управленческого округа позволило мобилизовать профориентацию и профессиональную подготовку на рабочие специальности, в которых заинтересован Западный Управленческий округ [2, 446].
На Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» 2012 года был представлен успешно реализуемый на территории Уральского Федерального округа опыт развития сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений всех уровней российского образования. Участниками взаимодействия (учреждения общего и профессионального образования, факультеты повышения квалификации, центры дополнительного образования, научные организации и органы управления образованием) был разработан граф процесса реализации инноваций для управления процессами самоорганизации образовательных систем учреждений в условиях сетевого взаимодействия; также было разработано и апробировано научно-сервисное сопровождение инновационной деятельности субъектов сети. Устойчивость сети подтвердила верность развития ее как виртуальной организации, использующей «облачную» стратегию. Научный и практический интерес представляет форма защиты интеллектуальной собственности чле-
30
прослемы современной психологии и пеапгогики
нов сети, заключающаяся в четком распределении уровней доступа к информационным потокам, циркулирующим в многослойном информационном пространстве, и создании инфосреды инновационных проектов [1, 17].
Приведенные примеры свидетельствуют о разнообразии видов, уровней и способов взаимодействия субъектов образовательной деятельности, которые определяются исходя из поставленных целей взаимодействия, наличных внешних и внутренних ресурсов, имеющейся нормативно-правовой базы. Процессы достижения общих стратегических целей в любом образовательном секторе и решение проблем локального, регионального или отраслевого статуса не только образовательного содержания (но и научных, учебно-методических, управленческих, маркетинговых) в целом носят синергетический характер, проявляясь как эмерджент-ность системы; при этом качество системы повышается, а связи становятся более устойчивыми.
Исходя из решаемых задач, Федерального Закона об образовании (редакция 2014 г.), Федеральных государственных образовательных стандартов по профессионально-педагогическому образованию, Национальной рамки квалификаций и профессиональных стандартов, определены направления и принципы сетевого взаимодействия, разработана сетевая модель подготовки профессионально-педагогических кадров. Данная модель характеризуется уровнями, направлениями, формами, методами, технологиями взаимодействия и механизмами реализации в формирующемся профессионально-педагогическом пространстве. При разработке учитывались многослойность явлений в профессионально-педагогическом пространстве и этапы построения; проектировался диагностический материал эффективности сетевого взаимодействия и выявлялись риски взаимодействия.
Приведем характеристику модели, приняв за основу ее «облачное» конструирование.
Возможные уровни взаимодействия: точечный, локальный, региональный, межрегиональный (с российскими регионами), межрегиональный (с зарубежными профессионально-педагогическими системами).
Возможные формы взаимодействия: линейная, включающая образовательные учреждения близкие по профилю и содержанию образовательных программ (школа - школа, колледж - колледж, вуз - вуз), многоуровневая (профильная школа - колледж - вуз), кластерная (профильная школа - колледж - вуз - работодатели - социальная среда - органы местного и регионального управления территорией).
Возможные тематические профили деятельности: качество образования, управление образовательными локальными процессами и системами, экономика
31
пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп м 6(55). 2014 msssss
образования, материально-техническое развитие, имидж профессионально-педагогического образования.
Возможные аспекты деятельности: инновационный, учебно-методический, воспитательный, научный, территориально-управленческий, нормативно-правовой, культурно-просветительский, социально-производственный.
Возможные методы и технологии взаимодействия: проектные, поликультурных коммуникаций, /Т-технологии, многомерный диалог, фандрайзинг.
Механизмы реализации: обучение управленческого, педагогического и производственного персонала взаимодействующих субъектов; разработка сквозных образовательных программ и учебных курсов для близких по профилю профессиональной подготовки образовательных учреждений; разработка трансферных учебных программ по профилям и направлениям профессиональной подготовки; освоение сетевой формы реализации образовательных программ внедрения МООС технологии; использование СМАРТ (Smart) технологии; дистанционное обучение; мобильное обучение; использование планшетной технологии в обучении; формирование класса мобильных преподавателей; создание общего банка образовательных программ и технологий обучения, доступ к ним в режиме онлайн; создание сетевой электронной библиотеки; создание электронной локальной сети постоянного взаимодействия и реагирования; развитие банка мест трудоустройства выпускников; организация совместных форумов, конференций, обсуждений вопросов взаимодействия; создание центра прогнозирования новых направлений профессиональной подготовки для региона; развитие творческой научно-образовательной среды; развитие регионального фонда сетевого взаимодействия с привлечением работодателей, государственных структур и социума; создание наградного фонда для поощрения активных участников сетевого взаимодействия.
Возможные субъекты сетевого взаимодействия: учреждения профессионально-педагогического образования (высшее образование, среднее профессиональное образование); учреждения высшего образования и среднего профессионального, осуществляющие (или планирующие) подготовку педагогов и мастеров профессионального обучения; учреждения, осуществляющие профессиональное обучение, в том числе учебные центры профессиональной квалификации и учебные центры на производстве; подразделения перечисленных выше возможных участников взаимодействия; образовательные учреждения основного общего и среднего общего образования, ведущие профориентационную работу на профессиональное обучение и профессионально-педагогическое образование; учреждения дополнительного образования, осуществляющие профессиональное обучение; бизнес-сообщества, заинтересованные в целевой подготовке рабочих и служащих в рамках профессионального обучения; предприятия промышленные, сельскохо-
32
проЕлемы современной психологии и пеппгогини
зяйственные, транспортные, лесного хозяйства, заинтересованные в целевой подготовке рабочих и служащих в рамках профессионального обучения и профессионально-педагогического образования; местные и государственные структуры управления территорией; учреждения культуры, здравоохранения, социальной и других сфер деятельности, заинтересованные в сетевом взаимодействии с профессионально-педагогическим сообществом.
Исследование условий и факторов развития устойчивой сети взаимодействия учреждений профессионально-педагогического образования, определение наиболее перспективных направлений этого взаимодействия, обеспечение его ресурсами проводится в рамках научной темы проекта «Исследование, теоретическое обоснование и научно-методическое обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций подготовки профессионально-педагогических кадров в рамках государственного заказа» (№ темы 811, код ГРНТИ -14.31.07, 2014 г.).
1. Давыдова, Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений / Н.Н. Давыдова, В.А. Федоров, В.Я. Шевченко // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : тезисы докладов 18-й Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 27-29 ноября 2012 г. Екатеринбург : ФГАОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед.ун-т». 2012. С. 16-17; Давыдова, Н.Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети / Н.Н. Давыдова // Образование и наука. 2013. № 7. С. 66-84; Давыдова, Н.Н. Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО / Н.Н. Давыдова, А.А. Суслов // Университетское управление. 2001. № 5. С.75-84; Дорожкин, Е.М. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия / Е.М. Дорожкин, Н.Н. Давыдова // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17; Овсяницкая, Л.Ю. Интеллектуальный анализ данных как составляющая педагогического управления / Л.Ю. Овсяницкая // Образование и наука. 2013. № 10. С.80-94; Зеер, Э. Ф. Дискуссионные аспекты инновационного развития профессионально-педагогического образования / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. 2013. № 5. С. 67-78; Овчинников, М.В., Циринг, Д.А. Критерии успешности научно-педагогической деятельности // Образование и наука. 2013. № 2. С. 28-39.
2. Майорова, С.А. Профессиональная ориентация школьников в аспекте сетевого взаимодействия учреждений образования, предприятий и организаций / С.А. Майорова // Наука образованию: поддержка инновационных процессов и проффессионального партнерства : материалы региональной научно-практической конференции. Екатеринбург. г. Екатеринбург : Учреждение РАО «Уральское отделение». Т. 1. 2010. С. 445-449.
3. Ребрин, О.И. Консолидация усилий бизнес-сообщества и образовательных учреждений в достижении нового качества образования / О.И. Ребрин, И.И. Шолина // Национальная образовательная стратегия. Формирование современной модели образования, ориентированной на достижения целей опережающего развития : материалы окружной научно-практической конференции. Екатеринбург, 17 апреля 2009 г. Екатеринбург, 2009. С. 33-36.
4. Романцев, Г.М. Уровневое профессионально-педагогическое образование : теоретико-методологические основы стандартизации : монография [Текст] / Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк ; науч. ред. Г.М. Романцев. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 535 с.
пелпгогичесний журнал Башкортостана м 6(55). soi4 5§§аэ®°
5. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://ipipip.ru/zakon-ob-obrazovanii-2/15/ (дата обращения : 01.12.2014).
6. Профессиональный стандарт специалиста [Электронный ресурс] // Режим доступа : http:// profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения : 01.12.2014).
7. Чучкевич М. М. Основы управления сетевыми организациями [Текст] / М. М. Чучкевич. М. : Институт социологии РАН.1999. С.24-37.