ґ
ВОЕННАЯ КАФЕДРА
)
В. ДОБРОВОЛЬСКИЙ, профессор Министерство образования РФ
Сложный и динамичный характер современной служебно-боевой деятельности войск и сил флота, использование в ней новейших информационных технологий, образцов вооружения и военной техники выдвигают объективную потребность в кардинальном качественном совершенствовании военно-профессиональной подготовки и повышении уровня подготовленности каждого военного специалиста к исполнению обязанностей по должностному предназначению.
Решение этих задач в сфере деятельности Министерства образования РФ предусматривает упорядочение структуры и повышение эффективности функционирования действующей в образовательных учреждениях всех видов и типов системы подготовки военных специалистов в интересах комплектования состава Вооруженных сил и накопления необходимых на особый период резервов.
В широком спектре современных взглядов в настоящее время может быть сформулирована общая идеология и концепция военно-профессионального образования, а также определены основные направления его дальнейшего развития на новом качественном уровне.
Общую методологическую основу концептуальной модели военно-профессиональной подготовки составляет системный подход, формирование функциональной системы, представляющей собой совокупность учебно-вос-
Подготовка офицеров запаса в гражданских вузах
питательных, организационно-штатных, кадровых, материально-технических, социально-экономических мероприятий и форм взаимодействия обучающих и обучаемых.
Основными задачами, решаемыми в системе военной подготовки гражданских учреждений всех уровней, являются:
• подготовка офицеров запаса высокой военной квалификации;
• подготовка молодежи по военноучетным специальностям рядового, сержантского и старшинского составов в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования;
• подготовка к военной службе молодежи, обучающейся в учреждениях общего среднего (полного) образования и начального профессионального образования, связанная с изучением «Основ военной службы» в объеме комплексного учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;
• участие в военно-профессиональной ориентации и военно-патриотическом воспитании молодежи.
Кроме того, как показали результаты исследования, вузы системы Минобразования России, обладающие значительно большим в сравнении с военными учебными заведениями научным, интеллектуальным, учебно-методическим и информационным потенциалом, способны решать и принципиально новую задачу, связанную с подготовкой офицерских кадров по целому ряду де-
фицитных военно-учетных специальностей - инженерного, гуманитарного, экономического и медицинского профилей.
Приведенный здесь перечень основных задач военной подготовки, решаемых системой Минобразования России, свидетельствует о ее многофункциональном предназначении, обеспечивающем кадровое комплектование воинских формирований и расширяющем границы ее функционирования, придавая системе универсальный характер.
Главными принципами организации и функционирования обозначенной системы являются:
• всестороннее научное обоснование и научно-методическое сопровождение учебного процесса;
• рациональное использование учебного времени, финансовых, материальных и технических ресурсов;
• скоординированное управление процессом подготовки офицеров запаса Минобразования с Министерством обороны и другими силовыми военными структурами государства.
Результаты анализа свидетельствуют, что в последние десять лет наблюдается устойчивая тенденция к общему снижению уровня профессиональной и морально-психологической подготовки офицеров к воинской службе.
Одной из причин этой тенденции является все возрастающее среди большинства молодежи негативное отношение к военной службе как к конституционной обязанности каждого гражданина и роду профессиональной деятельности. По итогам анкетирования обучающихся на военных кафедрах студентов, проведенного в текущем году несколькими вузами, следует, что большинство из них (до 63% от общего числа участвовавших в анкетировании) считает обучение на военных кафедрах реальным способом последующего ук-
лонения от военной службы, и только 7% опрошенных объясняют это желанием получить вторую специальность и даже реализовать ее при невостребо-ванности основной профессии на рынке труда. Наличие и усугубление данной проблемы свидетельствует о продолжающемся падении престижа военной службы и размывании нравственных ориентиров у современной молодежи, а также о несовершенстве существующего механизма отбора студентов для обучения на военных кафедрах по программам подготовки офицеров запаса. В соответствии с действующими нормативно-правовыми требованиями, отбор студентов для обучения по программам подготовки офицеров запаса в настоящее время осуществляется начальниками военных кафедр по собственным для каждого вуза методикам (практически и «на глаз»), что объективно обусловливает поверхностный подход и субъективизм в оценке морально-деловых качеств обучающихся и не обеспечивает реализации конечных целей такого отбора.
Решение данной проблемы, по нашему мнению, должно носить комплексный характер и предусматривать в рамках реализации государственной политики широкий спектр учебно-методических, нормативно-правовых, социально-политических, профилактических, духовно-нравственных и иных мероприятий по воспитанию молодежи, формированию у нее высокой духовности, здорового образа жизни, психической устойчивости, сознательного отношения к воинскому долгу. Этому, несомненно, могла бы способствовать реализация в рамках военной реформы государственной программы повышения социальной защиты военнослужащих и их семей и престижа воинской службы, качественное улучшение работы военных кафедр по военно-патриотическому воспитанию студентов ву-
зов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса, а также совершенствование существующего порядка их предварительного отбора для обучения на военных кафедрах.
Методика профессионально-психологического отбора, предусматривающая многократное тестирование, анкетирование, собеседование и т.д. с использованием научно-обоснованных критериев, обеспечивает надежную фильтрацию субъективных подходов и привлечение к подготовке будущих офицеров действительно лучшей части обучающейся студенческой молодежи.
Актуальнейшей проблемой, оказывающей дестабилизирующее воздействие на состояние и функционирование системы военного образования, является отсутствие единого государственного заказа на подготовку офицеров запаса. В настоящее время мобилизационный резерв офицеров готовится и накапливается только для Вооруженных Сил и Федеральной службы железнодорожных войск, интересы остальных силовых структур при этом не учитываются. Все это не способствует стабилизации системы, т.к. при наличии одного заказчика повышается ее уязвимость и зависимость от принимаемых им решений по сокращению объемов подготовки офицеров запаса, всякий раз неизбежно влекущих за собой необходимость сворачивания учебного процесса и ликвидации части военных кафедр. Вместе с тем адаптивность и устойчивость функционирования системы могли бы быть значительно выше при ее использовании в целях подготовки офицеров запаса для мобилизационного резерва других силовых министерств и ведомств. В этих условиях сокращение объема подготовки одним заказчиком не влекло бы обязательной структурной перестройки всей системы с ликвидацией ее отдельных компонентов и их системообразующих связей,
т.к. последние в короткие сроки и при минимальных материальных затратах могли бы быть перенацелены на подготовку офицеров запаса по другим направлениям, специальностям и профилям в интересах других заказчиков. Таким образом, перевод существующей системы в многоцелевой режим функционирования в интересах всех силовых министерств и ведомств на основе единого государственного оборонного запаса на подготовку мобилизационных ресурсов является одним из реальных и приемлемых направлений решения данной проблемы.
Насущным вопросом остается и неупорядоченность ресурсного, прежде всего финансового, обеспечения системы подготовки офицеров запаса. В настоящее время оно ограничивается минимальными затратами для заказчика, включая выплату обучающимся на военных кафедрах студентам ежемесячной 15-25% надбавки к стипендии, поставку вузам образцов военной техники, оборудования для оснащения учебно-материальной базы военных кафедр, топлива и ГСМ, а также продовольственное снабжение и медицинское обслуживание работников военных кафедр и факультетов. Все остальные расходы по содержанию и использованию основных фондов и инфраструктуры вузов, оплате коммунальных и других услуг, начислению профессорско-преподавательскому составу военных кафедр зарплаты, а также полная компенсация стоимости подготовки каждого военного специалиста (офицеров запаса) за весь период обучения в вузе по гражданской и военноучетной специальности финансируются непосредственно Министерством образования РФ. По предварительной оценке специалистов, соотношение расходов Минобороны и Минобразования на подготовку офицеров запаса составляет соответственно 20-25% и 75-
80% от их общего объема. В советский период такое соотношение финансовых затрат на подготовку офицеров запаса представлялось оправданным и объяснялось существовавшим тогда порядком распределения военного бюджета по всем министерствам и ведомствам, однако с переходом к рыночным отношениям оно становится неправомерным и вступает в противоречие с законами экономического развития. В связи с этим представляется целесообразным совершенствовать правовое регулирование системы подготовки офицеров запаса, предусмотрев на договорной основе совместное финансирование заказчиками военнопрофессионального образования в вузах.
Вместе с тем в самой системе подготовки офицеров запаса не все благополучно. По отзывам военных специалистов, большинство выпускников вузов, завершивших обучение по программам подготовки офицеров запаса, как правило, имеют неудовлетворительные морально-волевые качества и слабые практические навыки в руководстве подразделениями, в обучении и воспитании своих подчиненных.
Столь низкую эффективность военной подготовки в гражданских вузах можно объяснить совокупностью ряда факторов, основными из которых являются:
• несоответствие объема и содержания программ подготовки офицеров запаса предъявляемым руководством Минобороны России требованиям к уровню их подготовленности;
• недостаток профессионального и методического мастерства значительной части преподавателей военных кафедр, свидетельствующий о серьезных упущениях в работе командно-штабных инстанций Министерства обороны и руководства вузов по отбору и воспитанию педагогических кадров для
военных кафедр образовательных учреждений, осуществляющих подготовку офицеров запаса;
• моральное устарение и физический износ существующей учебно-материальной базы военных кафедр значительной части вузов, отсутствие работы по ее обновлению и развитию, участие же в этом заинтересованных органов Министерства обороны в условиях крайне ограниченного финансирования данного ведомства осуществляется по остаточному принципу;
• плохая организация и низкий профессионально-методический уровень проведения учебных сборов выпускников вузов, завершающих обучение по программам военной подготовки, предназначенных для формирования у них необходимых для офицера высоких морально-волевых качеств, практических навыков (командных, профессиональных, учебно-методических, воспитательных) и умений в управлении и руководстве воинскими коллективами (подразделениями), обучении и воспитании своих подчиненных;
• недостаточное количество уставных, информационно-справочных документов и учебно-методической литературы по всей номенклатуре военноучетных специальностей (результаты анализа информационного обеспечения военных кафедр вузов свидетельствуют, что в большинство из них (более 50%) уставные и учебно-методические документы от заказчика за последние 5 лет вообще не поступали);
• крайне низкий научный потенциал военных кафедр и неудовлетворительная организация работы по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук).
Наличие в течение многих лет одних и тех же недостатков вызывает необходимость выработки и реализации комплекса конкретных организационно-
практических мер по кардинальному улучшению качества подготовки офицеров запаса в данной системе.
Прежде всего требуется упорядочение военно-учетных специальностей, по которым должна осуществляться подготовка офицеров запаса. Необходимо исключить существующее в настоящее время многократное дублирование военно-учетных специальностей вузами одного региона, а также привести каждую военно-учетную специальность в максимальное соответствие с гражданскими специальностями. Это увеличивает взаимосвязь по содержанию обучения между базовыми и военно-учетными специальностями вуза, осуществляющего подготовку офицеров запаса, что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня общепрофессиональной и военно-профессиональной подготовки.
Одним из важных условий эффективности подготовки офицеров является совершенствование государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ по базовым и военно-учетным специальностям, с тем, чтобы обеспечить соответствие их содержания достижениям российской и мировой военной науки, технологии, производства и культуры. Содержательную основу программ подготовки офицеров запаса (а в последующем и всех категорий военных специалистов) с учетом требований государственных образовательных стандартов должны составлять т.н. профессиограммы, представляющие параметрическую характеристику служебных обязанностей офицера соответствующей военно-учетной специальности, получаемую на основании профессиографического анализа и экспертной оценки его воинской деятельности за определенный служебный цикл (неделю или месяц). Такой подход позволит определить основные пара-
метры оценки должностного функционирования офицера в сфере современной служебно-боевой деятельности. В этих условиях обеспечивается возможность поддержания высокого содержательного уровня учебного процесса по подготовке офицеров запаса по соответствующей военно-учетной специальности.
Качественное улучшение подготовки офицеров запаса требует постоянного совершенствования организации и методики учебного процесса на военных кафедрах, использования в нем современных технологий, новых форм и методов, способов и приемов обучения и воспитания. Среди них - проверенные на практике современные технологии интенсивного обучения, учебные мероприятия с применением активных форм (комплексных тактико-специальных учебных задач, деловых игр, групповых упражнений, тренировок по специальности и др.). Перспективным представляется создание и использование автоматизированных обучающих технических средств (АОТС) и локальных учебно-информационных сетей на основе ПЭВМ (компьютерных классов). Однако к «компьютеризации» учебного процесса, по мнению автора, следует подходить дифференцированно, с учетом их достоинств и недостатков. Целесообразно, например, широкое применение в учебном процессе современных обучающих компьютерных программ для моделирования и демонстрации недоступных или труднодоступных для наблюдения в реальной жизни объектов, динамических процессов и явлений (получение спектра при переходе атомов с одного энергетического уровня на другой, перемещение плазмы внутри звезд, движение электрического тока в электрических цепях, работа и взаимодействие частей и механизмов внутри различных устройств, происходящие в атомных реакторах
динамические процессы и т.д.). И, наоборот, использование обучающих программ, основанных на текстовой информации, не создает ощутимых преимуществ в сравнении с классическими формами обучения, основанными на работе с книгой.
Одна из важнейших проблем - качественное улучшение комплектования военных кафедр профессорско-преподавательским составом и повышение уровня его профессионального и методического мастерства. Прежде всего необходимо разработать единый механизм и критерии отбора офицерских кадров на должности профессорско-преподавательского состава военных кафедр, отвечающих требованиям профессиональных, командно-организаторских, воспитательно-методических, морально-психологических качеств, знаний и умений. Здесь важную роль могли бы сыграть региональные и центральная квалификационные комиссии ведомственного или межведомственного состава (совместно с Минобороны России), осуществляющие профессионально-психологический отбор кандидатов для занятия вакантных должностей на военных кафедрах (факультетах военного обучения) по специальным методикам с использованием указанных критериев. В этом случае региональные квалификационные комиссии отбирали бы кандидатов на должности профессорско-преподавательского состава, а кандидаты на должности начальников военных кафедр представлялись бы на усмотрение центральной квалификационной комиссии (ЦКК). Организация квалификационных комиссий, четкое нормативно-правовое и методическое обеспечение их деятельности во многом способствовали бы кардинальному улучшению качества отбора и комплектования военных кафедр командным и профессорско-преподавательским составом как ба-
зисной основой повышения эффективности учебного процесса.
Необходимо обязательное курсовое обучение профессорско-преподавательского состава и командования военных кафедр и последующее повышение ими своей квалификации в системе соответствующего дополнительного профессионального образования.
Требуется кардинальное повышение научного потенциала военных кафедр, развитие исследований, направленных на подготовку и защиту диссертаций, разработку и внедрение в учебный процесс научно-методической литературы, учебников и учебных пособий. Перспективным путем решения этой задачи явилась бы организация четкой системы адъюнктской подготовки, имеющей несомненные в сравнении с ученым соискательством преимущества в подготовке научно-педагогических кадров. Полагаем, что следовало бы включить в штатное расписание военных кафедр специальную должность адъюнктов (12 должности), а также последующую организацию их периодического комплектования (как правило, за 3 года до очередного планового освобождения одной из должностей профессорско-преподавательского состава кафедры) и целевую подготовку непосредственно в каждом вузе или в специально созданном для этих целей наукоемком вузе, имеющем мощный научный потенциал.
Следовало бы ввести в практику систематическое проведение начальниками военных кафедр (факультетов военного обучения) совместно с Минобороны России учебно-методических сборов - с включением в оперативную и боевую подготовку военных округов (оперативно-тактических сборов, тактических учений соединений, командно-штабных учений и др.).
Одним из перспективных направлений развития и совершенствования во-
енно-профессионального обучения в системе высшей школы может стать разработка и внедрение в практику организации межвузовской подготовки офицеров запаса, обеспечивающей возможность обучения на созданных в ряде вузов военных кафедрах (факультетах военного обучения) студентов нескольких вузов, расположенных в одном территориальном образовании (городе, районе). Привлекательной стороной такой межвузовской подготовки является то, что она, несомненно, способствовала бы повышению эффективности и качества военно-профессионального обучения и военнопатриотического воспитания студентов гражданских вузов, т.к. одновременно обеспечивала бы возможность:
• дальнейшего улучшения качества индивидуального конкурсного отбора студентов каждого вуза для обучения по программам подготовки офицеров запаса;
• значительного увеличения объемов финансирования, материальнотехнического, научно-информационного, учебно-методического, кадрового и других видов обеспечения деятельности межвузовских военных кафедр (факультетов военного обучения) вследствие объединения усилий и ресурсов нескольких вузов в решении этих проблем;
• одновременного охвата широких масс студенческой молодежи организационными формами военно-профессионального обучения и военно-патриотического воспитания.
Одним из основополагающих направлений развития и совершенствова-
ния системы подготовки офицеров запаса является организация в ней процесса научных исследований с охватом всего комплекса проблем теории и практики в сфере подготовки военных специалистов и их последующей военно-профессиональной деятельности. Нужна всесторонняя научная разработка структурно-функциональной модели региональной межвузовской подготовки офицеров запаса, организация ее функционирования, требуется также создать конкретный исполнительный механизм по практической апробации такой системы с последующей экспертной оценкой всех ее элементов и происходящих в ней процессов по критерию «стоимость-эффективность». В перспективном плане представляется целесообразным проведение научных исследований всего комплекса проблем, обеспечивающих возможность создания и последующей отработки структурно-функциональной модели многоуровневой подготовки военных специалистов в должностном диапазоне от рядового состава до первичных офицерских должностей.
Рассмотренные вопросы развития системы подготовки офицеров запаса, безусловно, не охватывают весь спектр возникающих в ней проблем. Однако их практическая реализация в совокупности будет способствовать дальнейшей интенсификации, повышению эффективности и качества военно-профессионального образования в гражданских вузах, обеспечивая их вклад в выполнение программ военного строительства и организации безопасности государства и общества.