ґ
V,
ВОЕННАЯ КАФЕДРА
)
В. ДОБРОВОЛЬСКИЙ, профессор Министерство образования и науки РФ
В настоящее время Министерством обороны РФ определены и официально приняты актуальные задачи развития Вооруженных сил, выполнение которых потребует постоянного совершенствования профессиональных знаний и мастерства офицерского корпуса. В своем выступлении на торжественном приеме в честь выпускников военных академий и университетов 25 июня 2003 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что с такими масштабными задачами могут справиться только образованные, современно мыслящие и восприимчивые к новому люди. И, конечно же, люди, впитавшие в себя самые лучшие военные традиции России.
Все это обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования качества подготовки офицерского состава, которая осуществляется непосредственно в системе военного образования и на военных кафедрах гражданских вузов.
Анализ современного состояния военного образования позволяет выделить целый ряд факторов, негативно влияющих на его качественные параметры.
1. Продолжающееся в последнее десятилетие всеобщее реформирование военной организации страны фактически было сведено к формальной смене наименований и многократной «оптимизации» ранее существовавшей сети военных учебных заведений, в результате которой их общее количество постоянно сокращалось за счет ликви-
Направления военнообразовательной политики
дации одних и механического слияния целого ряда других военных учебных заведений. Необходимого же улучшения качества военного образования в процессе реформирования достигнуто не было.
2. Система военного образования построена по ведомственному принципу, в соответствии с которым подготовка офицерских кадров, наряду с Минобороны, осуществляется еще в шести министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых предусмотрена военная служба. Ведомственный подход к организации системы военного образования приводит в дублированию и параллелизму в подготовке офицерских кадров, неоправданному увеличению сети и численности управленческих структур, функционирующих в данной системе, и, как следствие, увеличению материально-финансовых затрат на ее содержание.
3. В течение последних 10-15 лет финансирование и материально-техническое обеспечение системы военного образования в Минобороны и других министерствах и ведомствах, в которых предусмотрена военная служба, осуществлялось по остаточному принципу, что привело к естественному оттоку из нее значительной части научно-педагогических кадров, обветшанию основных фондов и инфраструктуры большинства военных учебных заведений, моральному устареванию и физическому износу их учебноматериальной базы.
4. Максимальная производитель-
ность системы военного образования не обеспечивает потребность в комплектовании воинских формирований офицерскими кадрами первичного должностного звена. Увеличение объемов подготовки офицерских кадров в рамках указанной системы не представляется возможным, т.к. потребует пропорционального сокращения численности оперативного и боевого состава воинских формирований.
5. Отсутствие привлекательности военной службы, социальная незащищенность военнослужащих и размывание у современной молодежи морально-нравственных ориентиров привели к тому, что даже при существующей производительности системы военного образования большая часть ежегодно выпускаемого ею офицерского состава в кадрах воинских формирований не закрепляется, т.к. досрочно прекращает военную службу и увольняется в запас. Восполнение дефицита офицерских кадров первичного должностного звена, связанное с организацией их подготовки на краткосрочных курсах, представляется совершенно неприемлемым из-за отсутствия у таких «военных специалистов» отвечающих современным требованиям и государственным образовательным стандартам соответствующей квалификации и уровня профессиональной подготовленности к последующему должностному функционированию. Других же, адекватных системе военного образования источников воспроизводства кадровых ресурсов для комплектования первичных офицерских должностей, в министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых предусмотрена военная служба, не создано. Все это крайне обострило проблему комплектования всех видов воинских формирований офицерскими кадрами, в первую очередь первичного должностного звена. Сложившиеся в настоящее время в
Минобороны России подходы и практика решения данной проблемы, связанные с увеличением объемов ежегодного призыва на военную службу выпускников военных кафедр и факультетов военного обучения гражданских вузов, являются вынужденной мерой, не только не обеспечивающей системного решения вопросов комплектования военной организации страны офицерскими кадрами, но и создающей угрозы для ее последующего развития и устойчивого функционирования. При отсутствии других источников комплектования это в конечном итоге приведет к разрушению основ всей системы военного управления, т.к. функционирование в ней первичного офицерского должностного звена на основе призываемых на военную службу сроком на 2 года офицеров запаса неизбежно и закономерно породит неразрешимую проблему накопления резерва офицерских кадров для замещения должностей ротного, батальонного, полкового и им равных звеньев, являющихся основными (базисными) функциональными компонентами во всей иерархической системе военного управления и самой системе военной службы.
Указанные факторы предопределили значительное отставание в качественном развитии системы военного образования от ее зарубежных аналогов, что потребовало принятия Правительством Российской Федерации соответствующих решений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года, дополненным другим постановлением - от 5 мая 2003 года, была утверждена Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», которая предусматривает организационные, структурные и качественные изменения в этой сфере. В рамках выполне-
ния программы на базе гражданских высших учебных заведений планируется проведение эксперимента по подготовке офицеров (вне численности Вооруженных сил Российской Федерации и других войск) по отдельным специальностям инженерного, гуманитарного и юридического профилей из числа студентов для последующего обязательного прохождения ими военной службы по контракту.
Система обучения граждан по программам подготовки офицеров запаса, развернутая в вузах, обеспечивает поддержание установленных норм подготовленного мобилизационного резерва офицеров по утвержденному Правительством Российской Федерации перечню военно-учетных специальностей для всех министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба. Кроме того, она, особенно в последние годы, в значительной степени обеспечивает потребность в комплектовании в них офицерских кадров первичного должностного звена.
За последние 3 года на военную службу в Минобороны России сроком на 2 года ежегодно призывается до 3035% выпускников военных кафедр. Более 5% от общего количества ежегодных выпусков офицеров запаса призывается для прохождения военной службы по контракту в другие министерства и ведомства Российской Федерации, в которых предусмотрена военная служба. Следует отметить, что и многие высшие должностные лица Министерства обороны Российской Федерации являются выпускниками военных кафедр, что является наглядным подтверждением достаточно высоких качественных параметров существующей системы подготовки офицеров запаса. Основным достоинством данной системы является то, что она базируется на мощном научно-интеллектуальном и учебно-методическом потенциале выс-
шей школы России и имеет возможность синтезировать в себе ее лучшие достижения, инновации и технологии в научно-педагогической деятельности. К числу других достоинств могут быть отнесены значительно меньшие в сравнении с системой военного образования (по оценкам экономистов, в 35 раз) затраты финансовых средств федерального бюджета на подготовку офицеров запаса в пересчете на одного военного специалиста указанной категории, более высокий интеллектуальный и культурный уровень контингента студентов, обучающихся на военных кафедрах, последовательно проходящих двойной конкурсный отбор -сначала при поступлении в вуз и в последующем - при поступлении на военную кафедру, более основательная фундаментальная и инженерно-техническая их подготовка. Кроме того, военные специалисты отмечают, что у призываемых на военную службу выпускников военных кафедр выше адаптивность к реальным (в большинстве случаев неблагоприятным) условиям современной служебной деятельности. Она формируется самой системой обучения студентов в гражданских вузах, в процессе которого большинство из них, в отличие от курсантов военных образовательных учреждений, вынуждены самостоятельно решать собственные проблемы социально-бытового плана. К тому же военные кафедры вузов часто являются организаторами различных массовых мероприятий, центрами военно-патриотического воспитания и военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи.
Вместе с тем нынешняя система обучения граждан по программам подготовки офицеров запаса имеет целый ряд существенных недостатков, основным из которых является низкий уровень военно-профессиональной подготовленности выпускников военных ка-
федр по прикладным вопросам общетактической, огневой подготовки, руководства обучением и воспитанием своих подчиненных. Это определяется наличием многих факторов, в числе которых мы отмечаем недостаточный объем учебного времени (450 + 144 часа), отводимого на подготовку офицеров запаса, неудовлетворительную в большинстве случаев организацию проведения учебных сборов студентов, слабый научно-методический потенциал военных кафедр, неукомплектованность учебно-материальной базы военных кафедр современными образцами вооружения и военной техники и др. В целях устранения указанных недостатков и повышения качества подготовки офицеров мобилизационного резерва для военной организации страны за последние годы Минобразованием (Минобрнауки) совместно с Минобороны России проведен целый комплекс мероприятий, предусматривающих совершенствование правового регулирования данной системы, формирование и распределение нового государственного кадрового заказа, разработку и утверждение новых штатных расписаний и учебных программ, повышение материального стимулирования деятельности педагогических кадров военных кафедр и др. Эксперимент по подготовке в гражданских вузах офицерского состава для последующей обязательной службы по контракту положит начало принципиально новому этапу их военно-образовательной деятельности, связанному с подготовкой кадровых ресурсов для Министерства обороны Российской Федерации, а в последующем и для всех остальных министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба. Совместно с системой военного образования это во многом будет способствовать решению актуальнейшей для всей военной организации страны проблемы комплекто-
вания войск, силовых ведомств и органов офицерскими кадрами.
За последние 10 лет вся многоуровневая система военно-образовательной деятельности у нас была подвержена воздействию субъективных взглядов и подходов с содержащимися в них противоречивыми, а порой взаимоисключающими требованиями - от полной демилитаризации образовательного пространства Российской Федерации до установления в нем господствующего военного присутствия. Отмена начальной военной подготовки в общеобразовательной школе, многократная «оптимизация» (сокращение) сети военных учебных заведений, ее постоянное недофинансирование, выхолащивание содержания основных военно-профессиональных образовательных программ с ликвидацией в них блока инженерно-технических и других дисциплин, предусматривающих подготовку офицеров по гражданским специальностям, неоднократно предпринимаемые за последние годы попытки дестабилизации военно-образовательной деятельности гражданских вузов под благовидным предлогом передачи вопросов ее финансирования в компетенцию Минобороны России -все это расшатывало и разрушало сложившуюся систему военно-образовательной деятельности, военно-патриотического воспитания и военно-профессиональной ориентации граждан, приводя к ее постепенной деградации, оттоку кадров и, как следствие, к всеобщей дезориентации учащейся молодежи, размыванию в ее мировоззрении военно-патриотических традиций и морально-нравственных ориентиров.
Отсюда - актуальнейшая потребность в выработке и реализации в образовательном пространстве Российской Федерации единой и долговременной государственной военно-образовательной политики.
Под этой политикой мы понимаем взаимосвязанную совокупность официально принятых и реализуемых органами государственной власти, институтами гражданского общества и военной организации страны взглядов, подходов, направлений и механизмов действий по обеспечению устойчивого развития, функционирования и качественного совершенствования в образовательном пространстве Российской Федерации всей системы военно-образовательной деятельности, военнопатриотического воспитания и военнопрофессиональной ориентации учащейся молодежи в интересах кадрового обеспечения национальной безопасности и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз и вызовов современного мира.
Одной из насущных задач по реализации государственной политики в этой сфере является обеспечение инновационного характера и высокого качества ведения военно-образовательной деятельности на основе государственных образовательных стандартов, внедрения в образовательный процесс современных достижений науки и техники, прогрессивных и эффективных образовательных и информационных технологий, лучших традиций и опыта отечественной военной школы, военной педагогики и психологии, воинского обучения и воспитания.
Военно-образовательная политика базируется на общих для российского образования принципах, предусмотренных Федеральными законами Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также на основных законах и принципах вооруженной борьбы, военного строительства, военного управления, воинского обучения и воспитания.
Одним из главных приоритетов во-
енно-образовательной политики является интеграция и развитие всей системы военно-образовательной деятельности в едином образовательном пространстве Российской Федерации. Это обеспечивает ее взаимосвязь с отечественными и зарубежными достижениями науки и культуры, определяющими стратегию и направление ее развития и функционирования. В этой связи хотелось бы отметить, что существующие в определенных кругах военных специалистов взгляды на необходимость выделения военного образования из образовательного пространства Российской Федерации в самостоятельную область не имеют перспективы быть практически реализованными, т.к. противоречат действующему законодательству, национальной доктрине образования и здравому смыслу, что объективно предопределяет неизбежную изоляцию и последующую деградацию всей системы военного образования в России.
Насущной необходимостью является совершенствование правового регулирования военно-образовательной деятельности с учетом реальностей и закономерностей современного этапа развития страны. Дело в том, что существующие нормативно-правовые документы, регламентирующие военно-образовательную деятельность, не согласуются по ряду позиций с конституционными нормами и императивами единой государственной образовательной политики. Федеральный закон «Об обороне» (ст. 6, п. 13) относит к полномочиям Правительства Российской Федерации вопросы создания, реорганизации и ликвидации военных кафедр и факультетов военного обучения, что не согласуется с нормами Федерального закона «Об образовании», определяющими полномочия Правительства Российской Федерации, связанные с созданием образовательных
учреждений, реализующих военнопрофессиональные образовательные программы. По нашему мнению, в интересах обеспечения оперативного влияния на развитие и постоянное качественное совершенствование военно-образовательной деятельности в системе высшего профессионального образования Российской Федерации Правительство должно утверждать перечень гражданских вузов, реализующих программы подготовки офицеров запаса и кадра. Вопросы же реорганизации в этих вузах военных кафедр в факультеты военного обучения должны находиться в компетенции федерального органа, вырабатывающего и реализующего единую государственную образовательную политику, т.е. в компетенции Минобразования России, которое совместно с государственным заказчиком (Минобороны России) должно разрабатывать соответствующие исходные параметры и критерии военно-образовательной деятельности гражданских вузов, осуществляющих обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса. При таком подходе будет обеспечена высокая мобильность системы военно-образовательной деятельности гражданских вузов как основополагающего фактора ее устойчивого функционирования и постоянного качественного совершенствования.
Одним из приоритетных направлений военно-образовательной деятельности является гуманизация всей ее системы, расширяющая возможности обучающих и обучаемых, позволяя им на благо личностных и государственных интересов развернуть свои способности. Главная ее цель состоит в том, чтобы найти, поддержать и развить лучшие качества человека, заложить в нем механизмы самореализации и саморазвития в специфических условиях военно-профессиональной дея-
тельности, а также развернуть в ней свой внутренний духовный потенциал. Гуманизация военно-образовательной деятельности и сама ее гуманистическая парадигма предполагают профессиональный отбор военно-педагогических кадров, этические нормы их взаимоотношений с обучающимися, дополняющие существующие уставные правила, различные методики заинтересованного мотивированного обучения, свод мероприятий внеучебного характера, свободный выбор спецкурсов по различным дисциплинам основной и дополнительной образовательных программ и т. д. В реализации целей и задач гуманизации военно-образовательной деятельности должны быть выбраны наиболее оптимальные и эффективные меры, обеспечивающие создание наилучших условий для обучающихся в их целенаправленном воспитании, обогащении знаниями и опытом, а также наиболее надежные и эффективные механизмы управления военно-образовательной деятельностью.
Важнейшим императивом военнообразовательной политики является фундаментализация военно-профессионального образования и военного обучения студентов гражданских вузов. Ее необходимость обусловлена и продиктована потребностями развития информационного общества и организуемых в нем функциональных систем военного предназначения. Фундамен-тализация военно-образовательной деятельности по сути своей безальтернативна и подлежит неукоснительному внедрению в военно-образовательный процесс, что может достигаться различными способами: изменением соотношения между практической, общетеоретической, военно-теоретической и общекультурной составляющими программ всех уровней, изменением содержания и методологии учебного
процесса в системе военного образования.
Качественное совершенствование существующих программ подготовки офицеров запаса предполагает разработку и ввод в действие для них государственных образовательных стандартов на основе натурного моделирования служебной деятельности офицера первичного должностного звена, регламентированной уставными документами.
В настоящее время институтом военно-технического образования и безопасности Санкт-Петербургского государственного политехнического университета по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации выполнен научный проект, в котором предложены наиболее целесообразные подходы к решению этой принципиальнейшей задачи. Установлено, что система подготовки офицеров запаса в правовом поле дополнительного профессионального образования, как это регламентировано постановлением Правительства РФ от 14 ноября 1999 г. № 1255, порождает проблемы, связанные с практикой отдельных вузов, неоправданно исключающих обучение студентов на военных кафедрах из сетки учебных планов по основным профессиональным образовательным программам, принимающих решения о переводе его на вечернее время, проведении в форме факультатива и т. д. Предложены рациональные подходы, связанные с включением в основные профессиональные образовательные программы специализации для обучающихся на военных кафедрах по соответствующим военно-учетным специальностям для получения ими по окончании такого обучения соответствующей военно-профессиональной квалификации.
Актуальнейшей задачей в качественном совершенствовании подго-
товки офицеров запаса является внедрение в военно-образовательный процесс современных и эффективных информационно-образовательных технологий, применение в гражданских вузах проверенных в военном академическом образовании методик комплексной отработки взаимосвязанного функционирования всех структурных компонентов систем военного предназначения. К ним относятся комплексные тактико-специальные учебные задачи, в ходе которых моделируется и реализуется в реальном масштабе времени соответствующий алгоритм деятельности той или иной системы военного предназначения в наборе взаимосвязанных действий военных специалистов в составе боевых расчетов.
Важным направлением в военнообразовательной сфере, по нашему мнению, должно стать формирование в перспективном плане совместными усилиями Министерства образования и науки, Министерства обороны и других министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба, специализированного структурного подразделения (института или центра), предназначенного для выработки единой стратегии развития военно-образовательной деятельности на всех уровнях российского образования, всестороннего обоснования и разработки соответствующих программ и учебных планов, создания информационных массивов по этим вопросам, принятия на данной основе организационных, концептуальных и содержательных основ государственной военно-образовательной политики.
Развитие и качественное совершенствование военно-образовательной деятельности в определяющей степени зависит от профессиональной компетентности военно-педагогических кадров, их личной причастности к решению многообразных проблем в этой
сфере и ответственности за качественную подготовку офицеров мобилизационного резерва. Отсюда - необходимость в выработке и реализации в рамках государственной военно-образовательной политики надежного и эффективного механизма отбора, расстановки, обучения и воспитания военно-педагогических кадров. Научно-методологические подходы и критерии их конкурсного профессионально-психологического отбора в настоящее время разработаны и находятся в стадии внедрения в практику. Продолжается разработка идеологии и структурных компонентов наиболее оптимальной и эффективной системы повышения квалификации военно-педагогических кадров вузов, осуществляющих обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса.
Одним из актуальных требований военно-образовательной политики является создание и обеспечение эффек-
тивного функционирования единой методологии и механизмов управления всей системой военно-образовательной деятельности. По нашему мнению, таким единым управляющим органом в данной области должен стать межведомственный координационный совет (комиссия) по военно-образовательной деятельности, структурированный по уровням образования, с участием в нем представителей всех федеральных органов исполнительной власти, являющихся субъектами военно-образовательной деятельности, и наделенный правом выработки и принятия решений по вопросам формирования и реализации военно-образовательной политики. Создание и организация постоянной деятельности такого органа позволят решать проблемы военно-образовательной деятельности при непосредственном участии и тесном взаимодействии всех заинтересованных в ее совершенствовании сторон.
И. БУГАКОВ, доктор техн. наук А. КОТ, генерал-майор, начальник института
А. ЦАРЬКОВ, профессор Серпуховской военный институт ракетных войск
Согласно российскому законодательству, образование - это система, элементами которой являются воспитание и обучение, целью (системообразующим фактором) - интересы человека (личности), общества, государства, а критерием эффективности функционирования - достижение обучающимся того или иного образовательного уровня [1]. Следует подчеркнуть, что только посредством поставленного на первое место воспитания можно сформировать у человека потребность учитывать в сво-
Концепция интегрированного образования
ей деятельности не только свои личные интересы, но и интересы общества и государства. Более того, именно воспитание формирует вектор личных потребностей (интересов) человека. Обучение же предназначено прежде всего для формирования у обучающегося тех или иных профессиональных качеств, реализуя которые, человек обеспечиваетсуще-ствование и развитие - свое, общества и государства. Понимание специалистом-профессионалом важности «общественного» и «государственного» для сохра-